
МЕДИА 
альманах

72

Египет: от государственного контроля 
СМИ до гражданского движения  
в соцсетях
Диана Хачатрян

В данной статье рассматриваются предпосылки 
зарождения гражданской активности в социальных 
сетях в период революционных событий в Египте  
в 2010–2011 гг. 
Ключевые слова: Египет, Facebook, Twitter, социальные 
медиа, гражданское движение.

Хачатрян Диана Карленовна − аспирантка кафедры 
теории и экономики СМИ факультета журналистики 
МГУ имени М.В. Ломоносова, d_khachatryan@mail.ru

Самый влиятельный человек мира в 
2011 г., по версии журнала «Тайм» (Time), 
Ваэль Гоним считается символом «египет-
ской весны». Он, будучи директором по 
маркетингу Google на Ближнем Востоке и 
в Северной Африке, создал в июне 2010 г. 
страницу «Каждый из нас Халед Саид» на 
Facebook в память о забитом до смерти тай-
ной полицией молодом человеке по име-
ни Халед Саид. В первый день к странице 
присоединилось 36 тыс. человек1, а через 
три месяца после ее запуска число подпис-
чиков достигло 250 тыс. человек2. Актив-
ные пользователи Facebook после откры-
тия страницы смогли мобилизоваться для 
участия в первой акции − «Немое стояние». 
По данным Рейтер (Reuters), в мероприя-
тии приняло участие 8 тыс. манифестан-
тов3. Фактически 19 июня Facebook вывел 
на улицы Египта первую волну демонст
рантов – молодых безработных людей с 
высшим образованием. К ним в скором 
будущем примкнули египтяне, которые ни-
когда не пользовались интернетом и, ско-
рее всего, даже не слышали о существова-
нии социальных сетей: уличные торговцы, 
мусорщики, футбольные фанаты, предста-
вители 16-миллионого населения трущоб 
(так называемых «ашвайятов»)4. 

Хотелось бы отметить, что первый опыт 
гражданской организации в Сети пришелся 



73

МАСС-МЕДИА ЗА РУБЕЖОМ

на 2008 г. Тогда вследствие мирового фи-
нансового кризиса  (учитывая также за-
висимость Египта от продовольственного 
импорта) многие египтяне оказались ниже 
черты бедности. В результате  произошла 
забастовка работников текстильной фаб-
рики, расположенной к северу от Каира.  
С целью поддержки забастовщиков блогеры 
организовали в Facebook группу «Молодеж-
ное движение 6 апреля». Это был первый 
опыт массовой самоорганизации в Сети. 
Реакция органов безопасности Египта пос-
ледовала незамедлительно. Они создали 
новое подразделение охраны порядка в 
интернете. Национально-демократическая 
партия (на тот момент правящая партия в 
Египте) учредила «Электронный комитет», 
который должен был влиять на обществен-
ное мнение в интернете в пользу партии 
через участие в веб-сайтах и социальных 
сетях. В результате молодая активистка Исра 
Абдель Фатах была арестована за создание 
«забастовочной» группы в Facebook. 

Египетская революция в 2011 г. также 
носила, на наш взгляд, сетевой характер. 
По мнению эксперта в области информа-
ционных технологий Бориса Славина, ха-
рактерные черты протестов (региональ-
ный охват, спонтанность выступлений и 
направленность против конкретных чинов-
ников) являются не чем иным, как прояв-
лением «сетевой» социализации населе-
ния5. Благодаря современным коммуни-
кациям стало возможным выстраивание 
новых сообществ вне территориальных 
границ. «Таким образом, если люди не до-
веряют своим правительствам, а власти не 
доверяют своему народу (в конце концов, 
политические партии прибегают ко всевоз-
можным уловкам для того, что победить на 
выборах), то отсюда следует, что появле-
ние интернета как пространства свободы 
стало материальным воплощением этого 
раскола, причем защитники свободы ста-
раются сохранить эту новую территорию 
благоприятных возможностей, а власти 

мобилизуют свои мощные ресурсы в по-
пытке перекрыть любую утечку в их сис-
темах контроля»6, − считает американский 
социолог Мануэль Кастельс. 

По мнению исследователей Кембридж-
ского университета Ричарда Фокса и Джен-
нифера Рамоса, новая медийная среда 
обеспечивает развитие культуры участия 
и потому способствует продвижению де-
мократических практик. За последние два 
десятилетия, отмечают они, у граждан поя-
вились новые возможности получать и ос-
мысливать новости, начиная с вовлечения 
граждан в разговорные программы на ра-
дио в США и заканчивая формированием в 
интернете историй, которые интересны не 
только (и не столько) редакторам и журна-
листам, но и потребителям новостей. Ши-
рокое распространение блогов в начале 
2000 гг. усилило «партиципаторный» тренд 

− читатель более не пассивный потреби-
тель информации7.

Журналист Юрий Сапрыкин полагает, 
что администратор протестной страницы в 
Facebook Ваэль Гоним в египетской револю-
ции выполнял функцию телеграфа − комму-
никационного узла, перераспределявшего 
информационные потоки: «Общественные 
слои, к которым обращался Гоним, – раз-
ношерстная масса пользователей соцсетей, 
его собственный класс – народившиеся в 
последнее десятилетие d igerati, цифровая 
элита, сотрудники высокотехнологичных 
компаний; его основной классовый инте-
рес − свобода распространения информа-
ции, его тактика революционной борьбы − 
статусы в Facebook»8.

Безусловно, сайты социальных сетей 
сыграли важную роль в египетской рево-
люции. В Египте, где преобладает молодое 
население, высокий уровень безработи-
цы, инфляция и государственный контроль 
над СМИ, рост развития цифровых медиа 
явился двигателем радикальных социаль-
но-политических перемен. На наш взгляд, 
события, произошедшие в январе 2011 г., 



МЕДИА 
альманах

74

стали следствием интернет-экспансии. Сай-
ты социальных сетей не без участия тради-
ционных масс-медиа смогли донести ин-
формацию до внешнего мира. В услови-
ях резкого падения стоимости мобильной 
связи, роста распространения интернета 
и государственной цензуры Facebook стал 
площадкой, которая удовлетворяла потреб-
ности пользователей. В режиме реального 
времени виртуальные протестанты дели-
лись своими впечатлениями посредством 
фотографий и видео, находили друзей по 
интересам, дискутировали, координиро-
вали свои действия, а также воплощали 
свои идеи в реальность. По мнению эк-
спертов, виртуальная коммуникация со-
здала у пользователей чувство сопричас-
тности, а выкладывание фотографий или 
видеоролика придало эффект присутствия. 
Дебора Уиллер и Лорен Минтс полагают, 
что пользователи интернета в арабском 
регионе формируют критическую массу. 
Они используют технологии для комму-
никаций, обучения, развития, выражения 
мнений, сопротивления, для того чтобы 
бросить вызов общепринятым нормам, рис-
ковать, стратегически менять жизнь. «Вся 
эта повседневная деятельность формиру-
ет больше активных граждан, более обра-
зованную общественность и способствует 
индивидуальному развитию. Государство 
не может остановить этот процесс. Госу-
дарство не может преследовать миллионы 
людей за поведение, которое не является 
преступным. <...> Представителям этой но-
вой общественности нужно более терпи-
мое и отзывчивое государство. Вовлекая 
друг друга в гражданскую активность, лю-
ди разделяют свои мечты о демократичес-
ком будущем, предоставляющем больше 
возможностей»9.  

Интернет помог преодолеть египтянам 
главный психологический барьер послед-
них лет – страх перед властью. Большинство 
египтян до начала протестных волнений 
2011 г. придерживалось позиции: «я не ин-

тересуюсь политикой». По словам Гонима, 
аполитичность общества была следствием 
глубоко укоренившейся культуры страха10. 
Долгие годы в Египте было принято избе-
гать разговоров о политике, так как была 
убежденность, что простой народ ниче-
го не в силах изменить. Египтяне, вырос-
шие в 50−60 гг, пережили наихудшие реп-
рессии в новейшей истории Египта: арес-
ты, пытки, военные суды и другие формы 
гнета. Большинство из них политической 
деятельности предпочло безопасность11, − 
считает Гоним. Facebook и Twitter, где ис-
тинное лицо можно скрыть за аватаром 
дал египтянам ощущение защищенности. 
«Они создали сообщество, которое бази-
руется на единении. Единение – основной 
психологический механизм, преодолева-
ющий страх»12, − пишет Кастельс. 

Государственный контроль над СМИ
В 2011 г. в Египте было 54 телеканала:  

31 частный спутниковый и 23 – государст
венных, которые включали как спутниковое, 
так и наземное телевещание. С момента 
создания египетское телевидение пози-
ционировало себя как «голос правительс-
тва». Все национальные вещательные СМИ 
(данные на 2012 г.) находились в ведении  
государственного «Египетского телерадио-
союза» (ERTU) министерства информации 
страны. Он был сформирован в соответс-
твии с «Законом 13» в 1979 г. (последние 
изменения внесены в него в 1989 г.). Основ-
ная цель Телерадиосоюза – осуществление 
полного контроля над радио и телевиде-
нием Египта13. С момента появления «Еги-
петского телерадиосоюза» правительство 
ввело ограничения для СМИ, принимая во 
внимание большое влияние телевидения 
и радио на египтян из-за высокого пока-
зателя неграмотности населения в стране. 
Несмотря на то что уровень грамотности 
к 2011 г. вырос по сравнению с 1986 г. на 
32% и составил – 76% (из них мужчины – 
84%, женщины – 68%), радио и телеви-



75

МАСС-МЕДИА ЗА РУБЕЖОМ

дение по-прежнему оставались наиболее 
распространенными СМИ в Египте и имели 
самый высокий уровень проникновения14. 
Согласно докладу Arab Media Outlook 2011, 
египтяне тратят значительное количество 
времени на просмотр телепередач − 40% 
египтян смотрят телевизор четыре часа в 
день. Лишь небольшая часть респондентов 
(0,5%) не смотрит телевизор вообще15.

Второе место по уровню популярности 
среди СМИ занимает радио. В 2010 г.около 
68% домохозяйств имели радиоприемники. 
Египетское радио было основано в 1920 г. 
и оставалось под контролем государства 
до начала 2000 гг., когда были созданы 
первые частные радиостанции (в основ-
ном развлекательного формата). В 2011 г. 
почти все радиостанции контролировались 
государством. Среди них было несколько 
частных станций в FM-диапазоне, которые 
передавали только музыку. Правительс-
тво запрещало местным частным станциям 
транслировать новости или аналитические 
и политические программы.

До отставки президента Египта Хосни 
Мубарака «Египетский телерадиосоюз» за-
нимал охранительную позицию: преду
преждал об опасности хаоса и заявлял 
о необходимости подчинения властям.  
С 31 января 2011 г. логотип государствен-
ного телевидения сопровождала надпись 
«Защитим Египет!» на арабском и английском 
языках. Прямая трансляция «Египетского 
телерадиосоюза» с площади Тахрир − цент
ра народных волнений – была включена 
только за два дня до отставки президента. 
На следующий день после его отставки ру-
ководство «Египетского телерадиосоюза» 
от имени египетского телерадиовещания 
выпустило официальное заявление о сво-
ей поддержке революции. 

В дни революции 2011 г. египетские 
государственные телеканалы поддержи-
вали линию правительства, пытаясь убе-
дить телезрителей, что египетский режим 
нужно уважать и протестующие виноваты 

в насилии и отсутствии безопасности. Го-
сударственные телеканалы настоятельно 
рекомендовали зрителям не смотреть меж-
дународные каналы, которые якобы иска-
жают и преувеличивают действительность16. 
Тем не менее подавляющее большинство 
египетских зрителей получало информа-
цию о событиях, происходящих в стране, 
из международных каналов – Си-эн-эн 
(CNN), Аль-Джазира (Al-Jazeera), Аль-Арабия  
(Al-Arabiya). Часть египтян также получала 
информацию из частных телеканалов, хотя 
некоторые их них ни чем не отличались от 
государственных. Например, известен слу-
чай, когда частный телеканал «Аль-Мехвар» 
(Al-Mehwar) взял интервью у египтянки, ко-
торая утверждала, что ее подослали на пло-
щадь Тахрир террористы. Однако позже 
выяснилось, что она журналистка местной 
газеты, которую завербовали сотрудники 
внутренней безопасности17.

Необходимо отметить, что финансирова-
ние являлось одним из основных факторов, 
влияющих на независимость египетской те-
леиндустрии. Египетское государственное 
телевидение главным образом финанси-
ровалось посредством правительственных 
субсидий и за счет доходов от рекламных 
объявлений. Это позволяло государству 
осуществлять политическое вмешательство 
в редакционную политику СМИ. В Египте 
журналисты, работающие в государствен-
ных СМИ, как правило, имеют приоритет в 
доступе к информации, так как деятельность 
президента или правительства может быть 
освещена только после согласования с ми-
нистерством информации. В целом можно 
сказать, что монополия государства на ау-
диовизуальные медиа свидетельствует о 
том, что правительство рассматривает эти 
СМИ как политический инструмент, с по-
мощью которого можно контролировать 
общественное мнение.

Вместе с тем печатная пресса в Египте 
в 2011 г. была представлена широко: из-
давалось более 500 газет, журналов и дру-



МЕДИА 
альманах

76

гих периодических изданий18. Согласно 
действующей на тот момент Конституции, 
газеты могли принадлежать не только го-
сударственным и частным юридическим 
лицам, но и партиям19. Однако для изда-
ния газеты необходимо было получить 
лицензию у Верховного совета по делам 
печати, который формировался по усмот-
рению президента. В обязанности Совета 
входило рассмотрение лицензий на изда-
ние газет вместе с кабинетом министров и 
службой безопасности. Глава Верховного 
совета по делам печати являлся спикером 
Совета Шуры (верхняя палата парламен-
та Египта). 

В  2011 г. в стране была государственная 
монополия на типографскую отрасль. За 
исключением газеты «Аль-Масри Аль Йом» 
(Al-Masry Al-Youm) (единственная газета в 
Египте с собственной типографией) все 
египетские газеты использовали государс-
твенные типографские дома для печати и 
распространения своих изданий. Прави-
тельство владело контрольным пакетом 
акций в трех крупнейших газетах Египта – 
«Аль-Ахрам (Al-Ahram), «Аль-Гомхуриа» 
(Al-Gomhuria), «Аль-Ахбар» (Al-Akhbar),  
а редакторов назначал президент Муба-
рак. Сотрудники этих изданий были чле-
нами правящей Национальной демокра-
тической партии. 

При этом число независимых газет 
в Египте при режиме Мубарака нача-
ло увеличиваться, однако частные газе-
ты зачастую преследовались по закону. 
Главный редактор газеты «Аль-Дустур»  
(Al-Dostor) Ибрагим Эсса 18 февраля 2008 г. 
в эфире канала «Аль-Джазира» заявил, что 
его газета подвергалась уголовному пре-
следованию 45 раз в течение первых трех 
лет издания (тогда газета была еженедель-
ником, сейчас выпускается также  и еже-
дневно). На момент отставки Мубарака 
(февраль 2011 г.) «Аль-Дустр» была пятой 
по величине ежедневной газетой в Египте 
с ежедневным тиражом – 45 тыс. экз.

Частные газеты имели также пробле-
мы и из-за отсутствия финансирования и 
рекламы. Так, ежедневная независимая 
газета «Аль-Бадиль» освещающая протес-
ты рабочих,  нарушения прав человека и 
случаи коррупции, была закрыта в 2009 г. 
из-за долгов, которые составили 3 млн долл. 
Через полтора года вышла ее онлайн-вер-
сия «Новый Бадиль». «Существуют четкие 
признаки того, что чиновники закрыва-
ют СМИ, которые распространяют ново-
сти наземным путем, поэтому мы реши-
ли выпускать газету в киберпространстве. 
Поначалу мне казалось, что причина за-
крытия нашей газеты чисто финансовая. 
Но позже выяснилось, что предложения 
о покупке газеты были, но они ни к чему 
привели. Вероятно, владельцы столкну-
лись с давлением со стороны государс-
тва, которое могло оказать влияние на их 
собственный бизнес»20, – отмечал редак-
тор издания Халед аль-Бальши. Возрож-
дение газеты, по мнению исполнительно-
го директора Арабской сети информации  
о правах человека Гамаля Эйда, доказы-
вает, что интернет являлся единственным 
пространством, которое оставалось вне 
контроля правительства, бизнесменов или 
органов безопасности.

 Несколько журналистов частных газет в 
2008 г. были арестованы и заключены под 
стражу за нарушение законов, которые за-
прещали критику президента и государст
венных учреждений, а также за распро-
странение ложной информации, нанося-
щей вред репутации и интересам страны. 
Закон о чрезвычайном положении, Закон 
о прессе и положения уголовного кодекса 
на момент начала революционных дейс-
твий  регулировали прессу, несмотря на 
конституционные гарантии свободы печати. 
К 2011 г. 186 законов прямо или косвенно 
ограничивали независимость СМИ21. 

Вместе с тем 48 ст. Конституции Египта 
запрещала цензуру, за исключением слу-
чаев, предусмотренных Законом о чрезвы-



77

МАСС-МЕДИА ЗА РУБЕЖОМ

чайном положении, который Хосни Муба-
рак принял в 1981 г. Свободу самовыра-
жения и распространения своего мнения 
посредством любого технологического 
средства гарантировала 47 статья. Одна-
ко около 35 статей в различных законода-
тельных актах вводили санкции для СМИ, 
которые включали как денежные штрафы, 
так и заключение под стражу22. Зачастую 
дела против журналистов и блогеров сфаб-
риковывались в целях устрашения журна-
листского сообщества. Так, в июне 2008 г. 
редактор еженедельника «Аль-Дустра» Иб-
рагим Асса и автор статьи Сахар Заки бы-
ли приговорены к заключению на один 
год за «распространение ложных и тен-
денциозных слухов»23 после публикации 
информации об антиправительственном 
судебном процессе. Штрафные санкции 
в период правления Мубарака составля-
ли от 5 000 до 20 000 египетских фунтов  
(от 900 до 3 600 долл.), а также тюремное 
заключение до пяти лет за критику прези-
дента или главы иностранного государства. 
Например, оппонента правительства, из-
вестного журналиста Ибрагима Эйса, неод-
нократно подвергали цензуре – в послед-
ний раз в октябре 2010 г., когда он пытался 
опубликовать статью о том, что президен-
том страны должен быть египетский дип-
ломат, юрист и общественный деятель Му-
хаммед аль-Барадеи. Эйса также в 2007 г. 
был приговорен к лишению свободы на 
один год за публикацию статьи о слабом 
здоровье Мубарака, что рассматривалось 
как государственная тайна (после апелля-
ции приговор был отменен). Всего про-
тив журналиста было возбуждено более 
60 уголовных дел за нарушение Закона 
о прессе24. 

Правительство Мубарака с целью ус-
транения угроз для легитимности правя-
щей партии использовало прежде всего 
априорную тактику цензуры, то есть пре-
пятствовало получению или публикации 
информации. Такая цензура, например, 

может принимать форму предваритель-
ного согласования публикаций. Однако в 
период между октябрем 2010 и февралем 
2011 г. египетское правительство стреми-
тельно усилило свою стратегию нападе-
ния на мультимедийный контент, одно-
временно используя его в собственных це-
лях. Переломным периодом стал октябрь 
2010 г., когда за несколько недель до парла-
ментских выборов правительство закрыло  
14 преимущественно религиозных станций 
спутникового телевидения (они обвинялись 
в том, что вещали без соответствующего 
разрешения и призывали к экстремизму), 
а также отстранило четырех оппозицион-
но настроенных к режиму представителей 
масс-медиа от своих должностей в главных 
газетах и телевизионных ток-шоу Египта.

Эти атаки были направлены на контент 
СМИ: журналисты, которые критиковали 
власть, были уволены, телевизионные стан-
ции, подозреваемые в критике режима, 
закрыты, а прямые репортажи контроли-
ровались государством. Ограничение сво-
боды самовыражения продолжалось и в 
день выборов, когда веб-сайты крупней-
ших оппозиционных газет были заблоки-
рованы.

Нападения на СМИ в период парламент-
ских выборов свидетельствуют о новой ме-
диаполитике правительства, которое ранее 
ограничивалось использованием «мягкой 
силы» с редкими проявлениями репрессий 
для создания медиасговорчивой среды. 
Действительно, блокирование веб-сайтов, 
содержание которых обличало мошенни-
ческую природу выборов, происходило 
только в день выборов. Цель правитель-
ства состояла не в том, чтобы ограничить 
доступ к контенту в целом, - антиправи-
тельственная информация не должна была 
дойти до египтян в определенное время. 
Цензура в день выборов была примене-
на для того, чтобы предотвратить обще-
национальную координацию протестов с 
помощью интернета. 



МЕДИА 
альманах

78

Около 1000 активистов, в том числе бло-
геров и гражданских журналистов, были 
арестованы в преддверии выборов. По дан-
ным организации Human Rights Watch, по 
крайней мере, 10 журналистов были арес-
тованы или задержаны при попытке осве-
щения выборов25. Журналистов целенап-
равленно не допускали до избирательных 
участков. В день выборов были сообщения 
о том, что полиция и силы безопасности 
избили и задержали журналистов, конфис-
ковали и уничтожали фотоаппараты и за-
метки, выдавали себя за журналистов для 
того, чтобы следить за активистами граж-
данского общества и оппозиции.

Огромный вклад в гражданское движе-
ние Египта внес бесплатный сервис транс-
ляции видео с веб-камер или мобильных 
устройств – Bambuser. Согласно Мэнсу Ад-
леру, соучредителю видеосервиса, в 2011 г. 
число зарегистрированных пользователей 

в Египте составляло 15 тыс., большинство 
из них создали свои аккаунты в период 
перед выборами в ноябре 2010 г. В день 
выборов на сайт было загружено более 
10 тыс. видео. После этого уровень актив-
ности снизился – 2 тыс. видеороликов в 
день, но затем, когда в январе 2011 г. на-
чались массовые протесты, вернул пре-
жние позиции (10 тыс. в день)26.

Таким образом, в Египте в 2010-2011 гг. 
горизонтальные социальные средства ком-
муникации были более эффективны для 
получения и распространения информа-
ции, чем традиционные вертикальные ор-
ганизационные структуры. 

Государственный контроль над СМИ 
в реальном мире создал в виртуальном  
(общение в социальных сетях Facebook и 
Twitter) предпосылки продвижения граж-
данских инициатив по свержению режима 
Хосни Мубарака. 

* * *

1 �Гоним В. Революция 2.0. СПб, 2012. C. 86.

2 �Там же. C. 144.

3 �Preiss B., Brunner C. Democracy in Crisis: The Dynamics of Civil Protest and 
Civil Resistance. Vienna; Berlin, 2013. P. 175.

4 �Malsin J. «No Glimmers of Hope»: Two Years After Egypt’s Revolution, an 
Economic Crisis Looms // Time. 2013. January, 23.

5 �Славин Б. Сетевые революции или новая социализация общества. Ека-
теринбург, 2011 // http://www.4cs.ru/users/files/fortexts/10948.pdf

6 �Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе 
и обществе. Екатеринбург, 2004. С. 217.

7 �iPolitics: Citizens, Elections, and Governing in the New Media Era / Ed.by Fox 
R., Ramos J. New York, 2012. P. 11.

8 �Гоним В. Указ соч. С. 3.

9 �Wheeler D., Mintz L. New Media and Political Change: Lessons from Internet 
Users in Jordan, Egypt, and Kuwait / iPolitics: Citizens, Elections, and 
Governing in the New Media Era.  P. 283-284.

10 �Гоним В. Указ. соч. C. 46.

11 �Там же.



МАСС-МЕДИА ЗА РУБЕЖОМ

12 �Castells M. Networks of outrage and hope. UK, 2012. P. 10.

13 �Данные «Артикля 19» // http://www.article19.org/join-the-debate.
php/80/view/

14 �По данным  ЮНЕСКО // http://stats.uis.unesco.org/unesco/TableViewer/
document.aspx?ReportId=121&IF_Language=en&BR_Country=2200

15 �Доклад об арабских СМИ // http://www.arabmediaforum.ae/userfiles/
EnglishAMO.pdf

16 �http://www.adyanonline.net/pluginfile.php/1038/mod_resource/
content/0/Papers_Opening_Session/Panel_1-Farag_Elkamel.pdf

17 � Там же.    	

18 По данным Freedom house // http://www.freedomhouse.org/sites/default/ 
files/FOTP%202011%20Final%20Full%20Report.pdf

19 � William R. A. Arab Mass Media: Newspapers, Radio & Television in Arab 
Politics. USA, 2004. P.122. 

20 �El-Hennawy N. Leftwing journalists resurrect independent daily on the web // 
Egypt Independent. 2010. November, 11 // http://www.egyptindependent.
com/news/leftwing-journalists-resurrect-independent-daily-web

21 �Сравнительный отчет по государственным СМИ в Египте, Иордании, Ли-
ване и Марокко. 2007 // http://www.ifes.org/~/media/Files/Publications/
White%20PaperReport/2007/677/Media%20Comparative%20
Report%20FINAL.pdf

22 �По данным Freedom house // http://www.freedomhouse.org/sites/default/
files/Country%20Reports%202010%20final%20for%20website.pdf

23 �Country Reports on Human Rights Practices for 2008: Vols. I and II. 
Washington, 2008. P. 1921.

24 �Данные Freedom House // http://www.freedomhouse.org/report/freedom-
press/2011/egypt

25 �Там же.

26 �Preston J., Stelter B. Phone Cameras Credited With Helping the World See 
Protests in Middle Noha El-Hennawy East // The New York Times. 2011. 
February, 18.


