Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. К выходу юбилейного номера журнала «Меди@льманах» // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 8–10. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.810
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.810© Вартанова Елена Леонидовна
главный редактор журнала «МедиаАльманах», член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru
Дорогие читатели!
Вы держите в руках юбилейный – сотый – номер академического журнала «Медиа@льманах». Идея журнала возникла в 2002 г. – когда факультету журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова исполнилось 50 лет. В декабре 2002 г. журнал был зарегистрирован в Центральном территориальном управлении Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В 2003 г. вышел первый номер. В своей первой колонке редактора я подчеркнула, что команде журнала, сложившейся на факультете журналистики МГУ, хотелось бы сделать «Медиа@льманах» «колыбелью» нового поколения исследователей средств массовой информации и журналистики, которые смогли бы осмыслить и спрогнозировать развитие медиа в XXI веке. В качестве программы журнала были сформулированы следующие задачи: «дать возможность молодым исследователям СМИ поставить те вопросы, которые им кажутся важными и актуальными, предоставить трибуну для академических авторитетов».
И вот спустя 18 лет, в течение которых вышло 100 номеров (98 выпусков, 1064 статьи), можно смело сказать, что заявленная программа была выполнена. Нашими авторами стали и молодые исследователи, которые разрабатывают новые темы и подходы к медиа, и признанные авторитеты в области медиаисследований. Это позволяет журналу не только обеспечивать преемственность научно-исследовательских традиций российской школы изучения журналистики, СМИ, медиа, но и прокладывать новые направления в университетской науке о медиа.
В год создания журнала понятие «медиа» употреблялось не так часто, как «журналистика» и «СМИ». В центре мировых медиасистем находилось телевидение, мобильные телефоны только начинали превращаться в смартфоны, интегрируя аудио- и видеоконтент, журналистика продолжала «жить» преимущественно на страницах печатных газет, а социальные медиа еще не обрели всеобщей популярности и даже устоявшейся терминологии своего объектно-предметного поля. Но становилось понятным, что именно за новыми явлениями – цифровыми медиа и технологиями – будущее и индустрии, и общества, и академических исследований.
Именно поэтому символ «@», «собаки», или по-английски at, указываемый в адресах электронной почты, стал не только визуальным логотипом, но и неотъемлемым смысловым компонентом журнала. И сегодня, если мы посмотрим на наиболее цитируемые статьи журнала, то увидим, что читателей интересуют прежде всего вопросы функционирования медиа в контексте общественных трансформаций, проблемы медиакоммуникации в фокусе цифровых трансформаций, инновационные подходы в исследованиях массовых коммуникаций, социальные медиа как культурное пространство современного общества, роль прорывных медиатехнологий в общественном пространстве.
За годы существования журнал достиг не только качественного роста научных исследований наших авторов (всего – 727 авторов), которые развивались очень стремительно и представляли результаты своей научной работы в разных статусах – от аспиранта до состоявшегося ученого. «Меди@льманах» также получил и академическое признание, фиксируемое значимыми формальными индикаторами.
Сейчас «Меди@льманах» индексируется национальной библиографической базой данных научного цитирования РИНЦ, включен в «Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук» в соответствии с решением президиума ВАК Минобрнауки РФ. Он выходит шесть раз в год тиражом 500 экземпляров. С 2013 г. у журнала «Меди@льманах» появился официальный сайт.
Наши рубрики «Academia» (переименована в 2009 г. в «Научные парадигмы»), «Глобальный контекст», «Повестка дня», «СМИ Отечества», «Массмедиа за рубежом», «Медиатекст», «Литература и публицистика» отражают широту научных интересов авторов-исследователей к актуальным и многоаспектным вопросам функционирования современных медиа.
На протяжении всех лет существования «Медиа@льманах» получал постоянную поддержку от многих коллег и товарищей. Хочется прежде всего сказать слова благодарности президенту факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова профессору Я.Н. Засурскому, Ученому совету и Совету молодых ученых факультета, зав. кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ, доктору филологических наук О.Д. Минаевой за поддержку журналу в момент его создания. В течение всего периода издания журнала «Медиа@льманах» в его работе активное и неоценимое участие принимали заместитель главного редактора Н.Ю. Котрикадзе, шеф-редактор, ведущий научный сотрудник факультета, кандидат филологических наук Д.В. Дунас, ответственный секретарь Е.В. Кузьмина, дизайнер М.К. Сулейменов. Большую помощь работе редакции оказывают редактор Н.М. Шестова и переводчик Е.Г. Айвазова.
Конечно, издание академического журнала невозможно без членов Редакционного совета, Научного совета и рецензентов. Последние активно вовлечены на волонтерских началах в процесс двойного «слепого» рецензирования каждой статьи, содействуя повышению уровня научной культуры в нашей области знаний.
И, безусловно, мы все, создающие журнал, благодарны нашим замечательным авторам за интересные темы, оригинальные гипотезы, актуальные методики исследований и академические дискуссии, без которых невозможно движение науки. Спасибо вам!
Все, кто работает над «Медиа@льманахом», уверены, что интереснейшая область научного знания – медиаисследования – благодаря нашему сотрудничеству будет активно и всесторонне развиваться в ХХI веке.
Пишите нам))
Елена Вартанова