Архив



Публицистика об эмансипации женщин в 1920–1930 гг.: идеи, их реализация и судьбы феминисток



Ольга Минаева

Ссылка для цитирования: Минаева О.Д. Публицистика об эмансипации женщин в 1920–1930 гг.: идеи, их реализация и судьбы феминисток // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 84–92. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.8492

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.8492

© Минаева Ольга Дмитриевна
доктор филологических наук, зав. кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), olg-minaeva@yandex.ru



Ключевые слова: история России, история советской печати, Женотдел ЦК ВКП(б), советская печать для женщин.



В статье рассматривается концепция эмансипации советских женщин, разработанная в трудах марксистских феминисток и реализованная в системе печати для женщин в 1920–1930 гг. Организаторами пропаганды в печати новых гендерных представлений и ведущими публицистами по «женскому вопросу» были деятельницы отдела по работе среди женщин ЦК ВКП(б) (Женотдела).

 

Эмансипация женщин была одной из важнейших социальных реформ советского периода, проходившая при участии государства, непосредственном руководстве со стороны ЦК ВПК(б) и значительном вкладе созданной в 1920‒1930 гг. системы печати для женщин.

Деятельницы Женотдела были убежденными марксистками и, разделяя идеи феминизма, хотели достичь эмансипации женщин одновременно с другими социальными реформами в процессе построения нового строя. Поэтому многие исследователи рассматривают их как «марксистских феминисток» и представляется, что это точный термин.

Исследования истории журналов для женщин практически не велись в советское время, а за последние десятилетия были сделаны два серьезных исследования (Коломийцева, 2008; Смеюха, 2012) по типологии женской прессы за все три века истории российской журналистики. Советским журналам в них уделено немного внимания. Гораздо больше историками, социологами, культурологами изучается так называемый «женский вопрос», но не в ракурсе содержания прессы для женщин. Из работ по истории отечественного феминизма нужно отметить книгу Р. Стайтса (2004). Зарубежных исследователей привлекают труды А.М. Коллонтай с ее борьбой за свободу личности женщины.

 

Система печати для женщин под руководством Женотдела ЦК ВПК(б)

В сентябре 1919 г. в структуре ЦК партии большевиков был создан Отдел по работе среди женщин – Женотдел ЦК ВКПб, в 1926 г. его преобразовали в Отдел по работе среди работниц и крестьянок. Женотделу ЦК партии подчинялись республиканские, краевые, областные и районные женотделы.

В создании Женотдела ЦК ВКП(б) значительную роль сыграла И.Ф. Арманд, после ее смерти в 1920 г. отдел возглавила А.М. Коллонтай. После ее ухода на дипломатическую работу заведующей Женотделом стала С. Н. Смидович (1922–1924 гг.), затем – К.И. Николаева (1924–1926 гг.) и А.В. Артюхина (1926–1930 гг.). Все они – убежденные большевички с дореволюционным опытом подпольной партийной работы. Длительное время заведующие Женотделом ЦК возглавляли журналы «Работница» и «Крестьянка».

«В 1918 г. партия только нащупывает методы работы. Периодической печати нет [имеется в виду женская печать. ‒ О.М.] <…>. В 1920 г. работа разворачивается: выработаны организационные формы, и появляется наша периодическая печать»1, – писала в 1925 г. Л. Сталь. В 1917–1941 гг. насчитывалось 97 газет и журналов для женщин. Сначала это были преимущественно газеты, но после окончания гражданской войны основным типом женского издания становится журнал. В 1920 г. тиражом 20 тыс. экз. был выпущен первый номер журнала «Коммунистка»2, предназначенного для партийных работников и агитаторов. В «Коммунистке» печатались статьи и дискуссии по спорным вопросам «раскрепощения» женщин, например о «свободной любви» или последствиях разводов. Журнал «Крестьянка» начал выходить в 1922 г. сначала как «информационный материал» для местных агитаторов с приложением «Долой неграмотность»3. Затем, учитывая отсутствие «популярной литературы для крестьянок», с июня 1922 г. Женотдел ЦК изменил его формат на полноценный массовый журнал, тираж поднялся с 5 тыс. до 15 тыс. экз.4 В 1923 г. вновь начал выходить журнал «Работница», который пытались издавать в 1914 г. и в 1917 г.

В других сегментах системы партийно-советских СМИ публикаций по «женскому вопросу» было немного. Это происходило по разным причинам – недостаток кадров, отношение к этим темам как к второстепенным, несогласие с трактовкой вопросов равноправия женщин и т.д. Именно поэтому Женотделу ЦК удавалось на протяжении 1920 гг. мотивировать необходимость количественного роста печати для женщин.

В январе 1930 г. Женотдел ЦК ВКП(б) был упразднен, т.к. партийные руководители сочли «женский вопрос» в СССР окончательно решенным. Был закрыт и руководящий журнал «Коммунистка», так как исчезала его целевая аудитория – сотрудники местных женотделов, закрыт и журнал «Делегатка», который издавался женотделом Московского городского комитета (МГК) ВКП(б).

Стоял вопрос о том, нужно ли вообще оставлять женскую прессу. «Мы со всей категоричностью заявляем, что еще не настало время для ликвидации женских изданий»5, – заявляла Н. Торская в 1930 г. Она мотивировала это тем, что тираж массовых женских изданий достиг 800 тыс. экз., (не менее 2 млн читательниц), а «общая печать» не сможет соответствовать специфическим запросам и нуждам этой аудитории, «выдерживать тот необходимый уровень популярности», который ей нужен.

В 1935 г. выходило 19 женских журналов, в 1941 г. накануне войны их было 16 (центральные и республиканские). Журналы «Работница» и «Крестьянка», активно боролись за увеличение своих тиражей. В годы второй пятилетки работниц было около 7 млн, а тираж «Работницы» не удавалось поднять выше 400 тыс. экз. Аудитория «Крестьянки» была значительно больше, но тираж журнала в предвоенный период не превышал 300 тыс. экз.

Говоря современным языком, включение в повестку дня СМИ «женского вопроса» и работа по созданию системы печати для женщин – целиком заслуга Женотдела ЦК. За агитационными кампаниями и целенаправленной пропагандой идей эмансипации женщин в массовых женских изданиях не очень заметна глобальная цель – изменение гендерных стереотипов общества. Хотя именно на нее и были направлены в конечном счете все усилия Женотдела.

 

Идеология эмансипации женщин

Идеологами социал-демократического направления в феминистском движении России были в первую очередь А.М. Коллонтай и Н.К. Крупская. Они имели дореволюционный опыт пропагандистской работы, в том числе и в рамках феминистского движения, и во многом сформировали политику советского правительства по эмансипации женщин.

А.М. Коллонтай была народным комиссаром государственного призрения (соцобеспечения) в советском правительстве с ноября 1917 г. по март 1918 г., откуда ушла в знак протеста против заключения Брестского мира. Именно благодаря ее деятельности на этом посту был упрощен развод, улучшены условия труда женщин, узаконен декретный отпуск. А.М. Коллонтай разработала проект охраны материнства и младенчества, реализовать который ей частично удалось на посту наркома. Она предусмотрела оплату декретного отпус­ка, специальные дома для беременных и матерей, охрану труда беременной и кормящей матери и т.д.

Н.К. Крупская, будучи заместителем нар­кома просвещения РСФСР, сыграла важную роль в создании советской системы образования. Везде в центре ее внимания помимо «детских» вопросов была работа с женщинами, которые по сравнению с мужчинами были более угнетенными и малограмотными.

Все части концепции эмансипации женщин, разработанной марксистскими феминистками, логично связаны и отвечают на основные вопросы реформы жизни женщин и советского общества в целом. Они разработаны на основе марксистских убеждений феминисток, которые не уставали повторять, что интересы женщин тесно связаны с другими (общими) реформами, и поэтому женщины должны активно поддержать борьбу за улучшение жизни всего народа.

Основой взглядов, как Крупской, так и Арманд, Сталь, Коллонтай и других, был принцип полной экономической независимости женщины. «Все это, т.е. самостоятельная работа и самостоятельный заработок женщины, не могло не отразиться на отношениях между мужем и женой. Жена перестает быть рабой мужа, а делается равноправным членом семьи», – писала Крупская в книге «Женщина-работница»6.

Напрямую связана с трудовой деятельностью женщин идея Крупской о совместном и равном обучении мальчиков и девочек в школе. «Школа – место, где дети учатся работать <…> а работа ведь основа жизни, – мы с первых же шагов должны развивать в них навык к совместной работе»7, – отмечала она в статье «Совместное обучение» в журнале «Русская школа» еще в 1911 г. Девочки должны иметь такой же доступ, как и мальчики, к образованию (от начального до высшего), причем обязательно получать трудовые навыки. Любые отступления от этого принципа поставят женщин в неравные условия на рынке труда и в браке.

Коммунисты считали, что семья, которая нужна была для решения бытовых проблем и воспитания детей, будет трансформирована или ликвидирована при коммунизме. Всероссийский съезд работниц в ноябре 1918 г. констатировал, что «семья перестает быть нужной для общества, так как с победой коммунизма все хозяйственные работы и заботы о членах семьи берет на себя коллектив, само государство трудящихся. Все материальные основы семьи исчезают. Брак превращается в свободный товарищеский союз двух равноправных, самостоятельно зарабатывающих членов великой трудовой семьи, <…> коллективное хозяйство должно заменить домашнее хозяйство и раскрепостить работницу как хозяйку. Воспитание и содержание детей на средства правительства (в яслях, детских садах, колониях и т.д.) должно снять материальную заботу о ребенке с отца и матери»8. По сути, это манифест женской партийной печати 1920 гг. Понятно, что резолюции съезда составляли Коллонтай и Арманд, а не работницы.

Н.К. Крупская писала: «Надо, чтобы государство <…> не только бы заботилось о женщине во время беременности, во время и после родов, но необходимо, чтобы государство создало десятки тысяч яслей, детских садов, детских колоний, детских общежитий, где бы дети получали уход, пищу, где бы они жили, развивались, учились в условиях, в десять раз лучших, чем какие могла бы для них создать своими единоличными усилиями самая заботливая мать. Это облегчило бы женщине до чрезвычайности ее положение, поставило бы ее на деле в равные условия с мужчиной»9.

В статье «Война и деторождение»10, написанной в 1920 г., она обосновала необходимость легализовать аборты, обозначив практически все аспекты темы абортов: как социальные, так и медицинские, психологические. Право на то, чтобы решать, сколько детей и когда иметь, – наиболее существенное право женщины, особенно когда содержать и растить этих детей часто приходится именно матери. С тех пор, как Крупская затронула тему легализации абортов, прошел целый век, уже доступны для всех средства контрацепции, но тема актуальна и сегодня, причем новых аргументов и противники, и защитники абортов за прошедшие годы не придумали.

Очевидна связь между тем, как Крупская писала о детях и их роли в жизни матери и как развивала эту тему женская массовая печать: «возня с ребятами»11, «работница видит много горя с детьми, много забот»12, «как помочь матери, гнущейся под тяжестью деторождения»13. Выбор лексики формирует негативное отношение: «возня», «делишки», «много горя» с детьми, «привязана». В продолжение этой темы можно найти и рассуждения о «домашнем рабстве» и «каторге».

В женской прессе 1920 гг. активно формировалось негативное отношение к традиционным семейным отношениям. И.Ф. Арманд назвала семейный уклад «последней крепостью старого строя, старого рабства», которую нужно разрушить14. Чаще всего избавлением от такой семьи становится развод.

В 1925 г. Женотдел ЦК ВКП(б) обсуждал15 предложения в новый «Семейный кодекс». Это один из наиболее содержательных документов Фонда 17 РГАСПИ, посвященного работе Женотдела. С точки зрения интересов женщин обсуждалось, нужно ли упрос­тить или усложнить развод, как обеспечить женщине возможность содержать детей в случае развода, как помочь вырастить детей в условиях бедности 1920 гг. и т.д. Этот документ приоткрывает нам практику работы Женотдела, глубокие знания его сотрудницами условий жизни женщин разных социальных слоев, понимание важности принимаемых решений и т.д.

А.М. Коллонтай в статье «Дорогу крылатому Эросу!» («Письмо трудящейся молодежи») высказала свои взгляды на то, чем, собственно, будет заменена семья в будущем. Коллонтай считала, что есть два вида любви. «Эрос бескрылый» – инстинкт воспроизводства, легко возника­ющее и быстро проходящее влечение пола, «противоречит интересам рабочего класса», так как это потакание похоти. Второй вид – «Эрос крылатый» – это любовь, сотканная из тончайшей сети всевозможных душевно-духовных эмоций. Далее Коллонтай рассуждала о сложности «крылатого Эроса», уравнивая в этих рассуждениях мужчин и женщин. Она приводила такие примеры: «одного женщина любит “верхами души”, с ним созвучны ее мысли, стремления, желания; к другому ее властно влечет сила телесного сродства. К одной женщине мужчина испытывает чувство бережливой нежности, заботливой жалости, в другой он находит поддержку и понимание лучших стремлений…»16. Публицист считает «важным с точки зрения пролетарской идеологии и желательным, чтобы чувства людей становились “многоструннее”»17. Этот вывод можно понять как призыв совмещать разные виды любви к разным партнерам одновременно, что, естественно, вызвало шквал критики.

Манифест Коллонтай состоял в утверж­дении равенства мужчины и женщины в социальных и межличностных отношениях. Важно избавиться от «буржуазного чувства собственности»: необходимо «равенство – без мужского самодавления и рабского растворения своей личности в любви со стороны женщины; взаимное признание прав другого, без претензии владеть безраздельно сердцем и душой другого»18. В свете высказанных идей логичным кажется вывод Коллонтай о том, что традиционная семья перестанет быть нужной. А поэтому женщинам «самостоятельного труда» и «могущим самостоятельно воспитывать своих детей» нужно ответить на такой вопрос: есть ли необходимость «непременно жить в одной комнате с любимым мужчиной»? (Говряков, 2015: 69)

Любовь, по мнению Коллонтай, будет занимать подчиненное место в жизни женщины (как и мужчины), тогда как общественная и производственная деятельность – основное. Считая главным делом своей жизни «утверждение равноправности женщин», она назвала неудачей «непонимание» соратниками по партии ее идей «в постановке брачного вопроса»19.

 

Судьбы революционерок-феминисток

Как судьба марксистских феминисток влияла на их взгляды и есть ли связь между ними? Кто были деятельницы Женотдела ЦК?

Александра Михайловна Коллонтай родилась в 1872 г. в богатой семье генерала. Ее мать была уроженкой Финляндии. Александра получила отличное домашнее образование. После того, как сдала выпускные экзамены в гимназии, пробовала посещать курсы и лекции. Рано вышла замуж, через три года разошлась с мужем, а маленького сына поручила заботам своей семьи.

Поиски полезной деятельности логично привели А. Коллонтай в революционное движение. Считая себя недостаточно образованной, поехала изучать социальные и экономические науки в университет в Цюрих, потом в Англию – знакомиться с «рабочим движением». В результате Коллонтай, по ее собственному признанию, осознанно выбрала марксизм. Была хорошо знакома с деятелями немецкой социалдемократии, занималась журналистикой, работала агитатором социалистов в нес­кольких странах Европы. Член РСДРП, с 1915 г. состояла во фракции большевиков. В 1920–1923 гг. возглавляла Женотдел ЦК РКП(б), затем была послом СССР в Норвегии, Мексике, Швеции. В годы Второй мировой войны вела переговоры, которые привели к выходу из войны Финляндии. Умерла в 1952 г.

А.М. Коллонтай нравилось выступать агитатором, убеждать в правоте своих идей. Уже на закате жизни Александра Михайловна Коллонтай писала: «Тот энтузиазм, каким бывает “одержим” агитатор, проповедующий и борющийся за новую идею или положение, это душевное состояние сладко, близко к влюбленности. <...> Я сама горела, и мое горение передавалось слушателям. Я не доказывала, я увлекала их. Я уходила после митинга под гром рукоплесканий, шатаясь от усталости. Я дала аудитории частицу себя и была счастлива» (цит. по: Каравашкова, 1973: 48).

У статей А.М. Коллонтай сложный язык, они переполнены историческими примерами, научной лексикой. Такие понятия, как «сдвиг во всех областях жизни», «процесс исторического развития», «высокая производительность», «тысячелетия», «духовные скрепы», «брачный идеал» и т.д., вряд ли были знакомы малограмотной аудитории советской печати.

Коллонтай приписывали при жизни множество романов. В сорок пять лет она вышла замуж за двадцативосьмилетнего Павла Дыбенко – наркома по морским делам советского правительства, который происходил из бедной крестьянской семьи и едва умел читать. Этот брак продержался недолго, больше Александра Михайловна в брак не вступала. Собственно, ее жизнь полностью соответствовала ее взглядам. Она состоялась как личность и вошла в историю страны и эмансипации советских женщин. И в значительной степени судьба Коллонтай также сильно воздействовала на современниц, как и ее горячая пропаганда путей раскрепощения женщины.

Надежда Константиновна Крупская родилась в 1869 г. в дворянской, хотя и обедневшей семье. Окончила частную гимназию Оболенской, после смерти отца подрабатывала, давая уроки. Крупская вспоминала, что гувернантки и домашние учителя часто оказывались в унизительных ситуациях. Революционное движение было логичным выбором полезного поприща для Крупской. Во время ссылки в Сибирь вышла замуж за В.И. Ульянова (Ленина). Вся дальнейшая жизнь Крупской связана с партией большевиков. После Октябрьской революции создание новой прогрессивной системы образования, борьба с неграмотностью и за эмансипацию женщин были основным делом Н.К. Крупской, умершей в 1939 г.

Из публицистов Женотдела именно Крупская была наиболее активна в пропаганде своих взглядов. Количество ее публикаций в центральных газетах за весь советский период – 798, в журналах – 734. Практически все темы, интересные для Крупской, взаимосвязаны: положение женщин, воспитание детей, вопросы школьного образования, быт, новые отношения в семье и т.д. Даже в статьях о библиотечном деле есть замечания о том, как книги формируют представления о гендерных ролях.

В публицистике мало проявилась ее личность. Исключением является лишь книга воспоминаний о Ленине: в ней Крупская – человек и женщина – немного открывается миру. Она пишет с юмором, отмечает инте­ресные детали их жизни. В отличие от Коллонтай Крупская была застенчива (и са­ма это признавала), не любила привлекать к себе внимание.

Работу пропагандиста Крупская считала своим партийным долгом, хотя не находила у себя литературных способностей и публицистом себя не считала. Идейное наследие Крупской значительное, а в ее публицистике содержание всегда гораздо интереснее и важнее, чем форма.

Инесса Федоровна Арманд родилась в 1874 г. в семье оперных певцов, знала несколько языков, была хорошо образована. В 19 лет вышла замуж за А.Е. Арманда, сына богатого купца. В двух браках у нее было пять детей, что не помешало ей вступить во фракцию большевиков, участвовать в подпольной работе и в революции 1905 г. в России. Она активно агитировала за раскрепощение женщин после Октябрьской революции и возглавила созданный в 1919 г. Женотдел. Умерла в 1920 г. от холеры.

Также как и Коллонтай, И.Ф. Арманд предпочла революционную романтику мирным будням матери семейства. И в значительной степени демонстрировала воплощение своих взглядов в реальной жизни.

Из дворянской семьи происходила и Софья Николаевна Смидович, в первом браке жена П.В. Луначарского, старшего брата А.В. Луначарского. Родилась в 1872 г. Получила хорошее домашнее образование. Член РСДРП с 1898 г. Второй муж – П.Г. Смидович, тоже социалист. В 1919–1922 гг. она возглавляла Женотдел Московского горкома партии, в 1922 г. – Женотдел ЦК РКП(б) вместо А.М. Коллонтай. Умерла в 1934 г.

В революционном движении участвовало много образованных женщин из дворянских и разночинных семей. Тюрьмы и ссылки, трудная жизнь подпольщиков, часто – разрыв с семьями и привычной средой влияли на характер и систему взглядов этих женщин. Не случайно у Людмилы Заславской была фамилия-псевдоним Сталь.

Людмила Николаевна Сталь (Заславская) родилась в 1872 г. в семье фабриканта. В социал-демократическом движении с 1890 г. После Октябрьской революции была сотрудником Женотдела ЦК РКП(б), заведовала отделом массовой литературы для работниц и крестьянок в Госиздате, одновременно с 1924 г. – редактор журнала «Коммунистка». Умерла в 1939 г.

Конкордия Николаевна Самойлова родилась в 1876 г. Из семьи священника, после окончания гимназии, как и Крупская, год проучилась на Бестужевских высших женских курсах. Затем участие в студенческом движении и революционная работа с арестами и ссылками. Была секретарем редакции «Правды» в 1912 г, в 1914 г. – участница выпуска первого номера «Работницы». В ноябре1917 г. руководила первой конференцией работниц, была разъездным инструктором ЦК РКП б по работе среди женщин, работала в газете «Правда» и журнале «Коммунистка». Умерла в 1921 г. от холеры.

Клавдия Ивановна Николаева родилась в 1893 г. Работница переплетной мастерской, из рабочей семьи, училась в начальной школе и на курсах марксизма-ленинизма. В 1909 г. вступила в РСДРП. В 1917 г. входила в редколлегию журнала «Работница». Заведовала женотделом и агитпропотделом Петроградского губернского комитета РКП(б). В 1924–1926 гг. возглавляла Женотдел ЦК ВКП(б), в 1930–1933 гг. руководила агитмассовым отделом ЦК ВКП(б). С 1936 г. секретарь ВЦСПС. Умерла в 1944 г.

Александра Васильевна Артюхина из рабочей семьи, родилась в 1889 г., окончила начальную трехлетнюю школу, с 12 лет работала ткачихой, потом на машиностроительном заводе. В 1910 г. вступила в РСДРП. В 1912–1914 гг. в «Правде» публиковались ее корреспонденции. С 1924 г. заместитель, в 1926–1930 гг. заведующая Женотделом ЦК ВКП(б). В 1924–1931 гг. – редактор журнала «Работница». Затем работала председателем профсоюза текстильных работников и директором ткацких фабрик. Умерла в 1969 г.

У нас мало сведений о сотрудниках «Работницы» и «Крестьянки», только в некрологах немного рассказывалось об их судьбах. Вот, например, что написали про Клавдию Георгиевну Иванову. До революции была ткачихой, с тремя детьми ушла от самодура-мужа. После Октябрьской революции девять лет работала в детских домах для беспризорных детей, в 1924 г. в Ленинский призыв вступила в партию. «Последние семь лет тов. Иванова заведовала сектором расследования журнала “Работница”. Проявляла огромную любовь к делу, большую чуткость и внимательность к каждой жалобе, к каждому сигналу рабкорки <…> смело критикуя недочеты в работе невзирая на лица»20.

Различия в уровне образования, разные семейные истории и принадлежность к разным классам не препятствовала дружной и солидарной работе в Женотделе и в женских журналах женщин, прошедших тюрьмы и ссылки, подпольную работу, а главное – сознательно выбравших такую судьбу ради лучшей жизни для народа. Идеи эмансипации женщин, сформулированные марксистками-феминистками в самом общем виде, подробно и последовательно развиваются в женской прессе. Возможно, бывшие работницы несколько уравновешивали идеализм таких революционерок, как Коллонтай.

Очевидно, что профессиональный уровень партийных женских журналов растет на протяжении всего довоенного периода. Но вопрос, как работницы с начальным образованием могли полноценно заниматься журналистикой, все же возникает.

 

Выводы

Отечественная партийная пресса для женщин содержала как агитационные лозунги, так и пропаганду целостного, мотивированного сценария того, как именно должна выстраиваться жизнь женщины через несколько лет или десятилетий. Этот сценарий был выстроен на основе идей, высказанных в публицистике Александрой Коллонтай и Надеждой Крупской. В начале 1920 гг. условия жизни и экономика страны не позволяли реализовать все идеи феминисток, но в 1960–1970 гг. именно их модель была успешно реализована.

Несмотря на некоторые «перегибы» и попытки быстро, не считаясь с условиями и гендерными стереотипами общества, реализовать свои, безусловно, прогрессивные идеи установления равноправия женщин, марксистки-феминистки обогнали свой век и обеспечили следующим поколениям советских женщин возможности для самореализации.

 

Примечания

1 Сталь Л. Печать для работниц и крестьянок // Коммунистка. 1925. № 6. С. 44.

2 О деятельности отдела ЦК РКП по работе среди женщин // Коммунистка. 1920. № 5. С. 38.

3 Отчет отдела ЦК РКП по работе среди женщин // Известия ЦК РКП(б). 1922. № 7. С. 31.

4 Отчет отдела ЦК по работе среди женщин // Известия ЦК РКП(б). 1923. № 3. С. 105.

5 Торская Н. Задачи массовой женской печати // Коммунистка. 1930. № 2–3. С. 11.

6 Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. Т. 1. С. 87.

7 Там же. С. 146.

8 Резолюция по вопросу «Семья и коммунистическое государство» // Коммунистическая партия и организация работниц: сб. статей, резолюций и конструкций: пособие для пропагандисток. М.: Коммунист, 1919. С. 120.

9 Крупская Н.К. Война и деторождением // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. / под ред. Н.К. Гончарова, И.А. Каирова, Н.А. Константинова. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 6. С. 8.

10 Коммунистка. 1920. № 1–2.

11 Крупская Н.К. Женщина-работница // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957. Т. 1. С. 75.

12 Там же. С. 94.

13 Крупская Н.К. Война и деторождение // Крупская Н.К. Педагогические сочинения: в 10 т. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1959. Т. 6. С. 8.

14 Блонина Е. Освобождение от домашнего рабства // Коммунистическая партия и организация работниц. С. 33.

15 Стенограмма совещания отдела работниц с выступлением А.М. Коллонтай. 2 января 1925 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 10. Д. 140 А. 71 л.

16 Коллонтай А.М. «Дорогу крылатому Эросу!» // Молодая гвардия. 1923. № 3. С. 76.

17 Там же. С. 77.

18 Там же. С. 85.

19 Коллонтай А.М. Летопись моей жизни. М.: Academia, 2004. С. 267–269.

20 Прощай, дорогой товарищ! // Работница. 1938. № 2. С. 17.

 

Библиография

Говряков И.Ю. Каким быть социалистическому городу: проекты реформирования быта и советская женщина 1920-х гг. // МедиаАльманах. 2015. № 1. С. 67–72.

Каравашкова С.В. Публицистика А.М. Коллонтай, И.Ф. Арманд, Л.Н. Сталь, А.И. Ульяновой-Елизаровой в борьбе за укрепление международного рабочего движения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973.

Коломийцева Е.Ю. Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII–XX веков: дис. … д-ра филол. наук. Армавир, 2008.

Смеюха В.В. Феномен гендерной идентификации в медийном пространстве (на материале отечественных женских журналов): дис. … д-ра филол. наук. Краснодар, 2012.

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевизм, 1860–1930. М.: РОССПЭН, 2004.