Архив



О важности медиаобразования: два урока пандемии



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. О важности медиаобразования: два урока пандемии // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 8–13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.813

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.813

© Вартанова Елена Леонидовна
главный редактор журнала «МедиаАльманах», член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru



Когда в марте 2020 г. все образовательные учреждения России практически одновременно были вынуждены «перейти» в онлайн, стало очевидно, что в современной жизни техническое качество интернет-коммуникации, объем доступных онлайн-услуг и содержания, умение граждан извлекать пользу из участия в цифровых медиакоммуникационных процессах и уровень овладения новыми навыками приобретают особое значение (Гладкова, 2020; Gladkova, Ragnedda, 2020; Poluehtova, Vikhrova, Vartanova, 2020: 27–30). «Онлайн», несомненно, стало словом года, а все, что с ним связано, – доминантой общественных практик.

В этом ряду особое место занимают медиа – в их классическом и даже новом понимании, поскольку в условиях самоизоляции связь многих людей с внешнем миром поддерживали журналисты, традиционные СМИ и социальные медиа. В новых жизненных реалиях они не только реализовывали свойственные медиа функции информаторов и развлекателей, но и стали для аудитории психологами, учителями, товарищами, а нередко даже недругами, вызывавшими раздражение и недоверие (Wong, Ho, Olusanya et al., 2020).

Нам еще предстоит осмыслить новый опыт 2020 года, но некоторые уроки, преподанные миру пандемией, цифровой средой и новыми форматами коммуникации, уже понятны. О них – несколько слов.

 

Урок первый: цифровые медиа стали средой существования

Уже давно в фокусе отечественных академических исследований находится изучение процесса цифровой трансформации, преображающей традиционную медиасистему – и структурно, и экономически, и содержательно, и жанрово, и профессионально (Мирошниченко, 2011; Самарцев, 2017; Индустрия российских медиа, 2017; Макеенко, 2018).

В последние два десятилетия современные медиа преобразились радикально. Наряду с традиционными (пресса и вещание) значительное место в медийных практиках аудитории заняли новые/социальные медиа. И хотя определение этого явления (или, возможно, ряда явлений, поскольку в силу их многочисленности еще трудно сказать, все ли они одной природы) пока не устоялось, оно обращает внимание на важные последствия функционирования социальных медиа. По мнению многих исследователей, они играют значительную роль в производстве и распространении контента, в медиапотреблении различных поколений, в социальной коммуникации, в повседневной жизни человеческих сообществ (Дунас, 2017; Отечественная теория медиа, 2019: 140–143).

Социальные медиа – сложный феномен современной коммуникационной среды, и осмыслять его можно через призму многих концепций: например, платформ (Отечественная теория медиа, 2019: 176–177), или точнее – цифровых медиаплатформ, которые все чаще выделяются как новый сегмент, аккумулирующий, вбирающий в себя традиционные и новые медиа. Технологически такие платформы основаны на объединении цифровых информационно-коммуникационных технологий, медиаканалов и разных форматов цифрового содержания, а их составные элементы – интернет-СМИ (зарегистрированные в Роскомнадзоре, как и традиционные СМИ), различные сайты, форумы, многофункциональные веб-порталы, блог-платформы, поисковые системы, социальные сети, аудио- и видеохостинги, мессенджеры и многое другое (Медиасистема России, 2021: 228–229).

Пандемия новой коронавирусной инфекции COVID-19, будучи биологическим, природным и при этом социальным явлением, отразилась на многих сферах функционирования жизни общества и на индивидуальных бытовых практиках. Медиасфера и медиапрактики не стали исключением.

Первые заметно обострившиеся проявления воздействия медиа в условиях пандемии были обусловлены их средовыми свойствами и характеристиками. Они проявились в процессе распространения платформ и социальных медиа, ставших фактически такой же распространенной средой существования для человека, как и доминирующий сегодня тип организации физической реальности – социальный (Дунас, 2020). Современный человек вряд ли откажется от значительного присутствия в цифровой сетевой среде, которая все больше «поглощает» институты и процессы социального устройства и предполагает разные типы вовлеченности аудитории в политические, экономические, культурные процессы, способствуя глубокой медиатизации социума (Гуреева, 2018).

Безусловно, процесс цифровизации общественной коммуникации не может не сказаться на тенденциях развития традиционных СМИ. Их деятельность по созданию общественно значимой повестки, потоков социально важных новостей пользуется все меньшим спросом у аудитории, которая предпочитает индивидуализированные новостные меню, сформированные алгоритмами медиаплатформ и технологиями рекламного таргетирования (Ткачева, Вартанов, Дунас, Гуреева, 2016). Эти меню не только создают соответствующую интересам пользователя (от политических до личных и потребительских) информационную картину мира и окружающие его коммуникационные сообщества, но и в значительной степени ограничивают представление об окружающей действительности, зачастую помещая пользователя в вакуум (Соколова, 2020).

В результате кристаллизуется идеологическая, ценностная, культурная среда определенного типа, разделяемая участниками представляемого сообщества. Будучи ограниченной и информационно, и коммуникационно, эта среда формирует иллюзию не просто единственно верной, но единственно существующей медиасоциальной системы. В результате из нее исключаются представители альтернативных воззрений, традиционно способствующих утверждению многообразия мира, плюрализма мнений и толерантного отношения к инакомыслию и «инакопроявлению». Формируемая алгоритмами цифровых платформ и социальных медиа культура исключения (cancel culture) хотя и основывается на технологическом решении, но поддерживается нематериальными формами культурного воспроизводства: идеологией, ценностями, взаимодействиями между ее представителями и носителями другой культуры (Clark, 2020; Ng, 2020).

Очевидно, традиционным СМИ придется принять правила игры в цифровой реальности и интегрировать логику алгоритмов и функционирования в условиях социальных медиа, чтобы продолжить свое существование и развитие (Круглова, Болотова, 2020; Шацкая, 2019). Гибридизация медиа будет усиливаться, привлекая аудиторию удобным, мобильным содержанием, полученным в условиях привычной, благоприятной и для некоторых аудиторных групп первичной среды, – в среде социальных медиа. Возможно, традиционные СМИ еще смогут найти адекватные форматы присутствия в условиях нового цифрового пространства, если пойдут по пути «сужения», идентификации и поиска лояльной аудитории и работы под ее конкретные запросы.

Как было неоднократно показано на примере изучения медиапотребления молодежи, в том числе в более ранних исследованиях, процесс цифровизации медиа и полного ухода аудитории в онлайн-среду неизбежен (Ткачева, Вартанов, Дунас, Гуреева, 2016; Кульчицкая, Вартанов, Дунас, Салихова и др., 2019; Tolokonnikova, Dunas, Kulchitskaya, 2020). Именно цифровая среда становится океаном информации, откуда аудитория получает новости и развлечения, сопровождающиеся коммуникационными практиками. «Одномерные» медиа – те, которые не предоставляют возможности обеспечить коммуникацию в дополнение к информации, уже не вернут аудиторию обратно.

 

Урок второй: в новой среде человеку нужна новая грамотность

Навыки медиаграмотности и уровень медиаобразования в целом стали составляющей личного «цифрового капитала» современного человека. Под медиаграмотностью мы понимаем способность аудитории находить интересующие ее материалы в медиа, критически их оценивать, проверять достоверность и – при необходимости – самой создавать медиатекст. Медиаобразование – более широкий и комплексный процесс понимания человеком закономерностей массовой и немассовой медиакоммуникации. Медиа сегодня превратились в одну из ключевых составляющих повседневной жизни человека. Благодаря им индивиды не только потребляют, но и производят и распространяют контент, осуществляют коммуникацию, приобретают новые навыки и компетенции (Лапин, 2020: 22). Медиа постепенно стали «внешними расширениями человека», о которых писал Г.М. Макклюэн (2003), и, возможно, внешними расширениями общественного пространства в целом. Усложняющийся процесс медиакоммуникации, различная степень вовлеченности аудитории на разных этапах потребления и создания контента потребовали обеспечения «здоровой» и высокоорганизованной цифровой медиакоммуникационной среды (Вартанова, Фролова (ред.), 2018: 6; Казаков, 2020).

Ни правительство, ни работодатели, ни рекламодатели не предполагали, что цифровая реальность заставит аудиторию обратиться к тем знаниям, навыкам и умениям существования в цифровой среде, которые она обрела в ходе реализации своих повседневных, в основном коммуникационных и развлекательных, потребностей в допандемийный период. Однако в пандемию людям пришлось использовать их в профессиональных и гражданских целях.

Таким образом, большинство россиян в результате своего стихийного медиаобразования сформировали свой «цифровой капитал». Более того, знаний, умений и навыков, приобретенных россиянами в процессе медиапотребления в целях досуга, оказалось достаточно для дистанционной работы и социального существования в условиях локдаунов.

Медиаобразование как личная практика, цифровая медиаграмотность как личный цифровой капитал знаменуют новый поворот в развитии медиа. Пандемия обнаружила, что распространенная сейчас медиаграмотность представляет собой не гармонично существующий комплекс «знаний – умений – навыков», возникающих в результате системного и целенаправленного обучения, а спонтанно сформированный комплекс, отвечающий на индивидуальные запросы, удовлетворяющий личные медиакоммуникационные потребности.

В этой ситуации отрадно видеть, что вектор медиаобразования кардинально изменился: он стал развиваться не по вертикали, а по горизонтали. Центростремительность всех акторов медиаобразовательного процесса, так же как и гармонизация неоднородных, стихийно сформированных цифровых ЗУНов – это важные и актуальные задачи, которые теперь предстоит решить в области медиаобразования.

 

Библиография 

Гладкова А.А. Цифровое неравенство: от проблемы технологического характера к социальному вызову // МедиаАльманах. 2020. № 5. C. 42–47. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.4247

Гуреева А.Н. Концептуализация процесса медиатизации в России и за рубежом // МедиаАльманах. 2018. № 5. С. 24–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2018.2431

Дунас Д.В. О целесообразности создания теории СМИ на современном этапе // Вопросы теории и практики журналистики. 2017. Т. 6. № 1. С. 30–40.

Дунас Д.В. Социализация и самореализация как ключевые мотивы медиапотребления (опыт исследования поколения Z в России) // МедиаАльманах. 2020. № 5. С. 25–35. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.2535

Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, С.С. Смирнов, М.И. Макеенко. М.: МедиаМир, 2017.

Казаков А.П. Структурно-содержательные особенности отечественных исследований по проблематике медиаграмотности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 4. С. 28–52.

Круглова Л.А., Болотова Е.А. Контент радиостанций Business FM, «Вести FM» и «Коммерсантъ FM» в социальных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 56–78. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2020.5678

Кульчицкая Д.Ю., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Салихова Е.А. и др. Медиапотребление молодежи: специфика методологии исследования // Медиаскоп. 2019. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2529 DOI: 10.30547/mediascope.1.2019.9

Лапин Д.А. Медиаобразование школьников в России: от протоформатов к консенсуальному подходу // МедиаАльманах. 2020. № 6. С. 22–31. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.2231

Макеенко М.И. Направления трансформации теоретических подходов в российских исследованиях влияния цифровизации на медиа // Медиаскоп. 2018. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2463

Макклюэн Г.М.  Понимание медиа / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц.; Кучково поле, 2003.

Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: колл. моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Медиасистема России: учеб. пособие / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2020.

Мирошниченко А.А. Адаптация медиа: взрывное освобождение авторства, вирусный редактор Интернета и смерть газет // Социологический журнал. 2011. № 3. С. 71–87.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста (очерки теории и практики): учеб. пособие. М.: Акад. проект, 2017. 

Соколова Д.В. Стратегии дистрибуции новостного контента в мессенджере Telegram // МедиаАльманах. 2020. № 4. С. 111–121.

Ткачева Н.В., Вартанов С.А., Дунас Д.В., Гуреева А.Н. К вопросу о теоретическом понимании новостей в цифровую эпоху: трансформация структуры, сил влияния, «жизненного цикла» // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 3. С. 3–16.

Шацкая А.Д. Контент российских телеканалов в Интернете: технологии размещения и монетизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналис­тика. 2019. № 6. С. 129–154. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2019.129154

Шацкая А.Д. Производство и «упаковка» контента телевещателями общего интереса и развлекательной тематики в Интернете // Медиаскоп. 2019. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2566 DOI: 10.30547/mediascope.3.2019.5

 

Clark D.M. (2020) Drag Them: A Brief Etymology of So-Called “Cancel Culture”. Communication and the Public: 5 (3-4): 88–92. DOI: 10.1177/2057047320961562

Gladkova A., Ragnedda M. (2020) Exploring Digital Inequalities in Russia: An Interregional Comparative Analysis. Online Information Review 44 (4): 767–786. DOI: 10.1108/OIR-04-2019-0121

Ng E. (2020) No Grand Pronouncements Here...: Reflections on Cancel Culture and Digital Media Participation. Television & New Media: 21 (6): 621–627. DOI: 10.1177/1527476420918828

Poluekhtova I.A., Vikhrova O.Y., Vartanova E.L. (2020) Effectiveness of Online Education for the Professional Training of Journalists: Students’ Distance Learning During the Covid-19 Pandemic. Psychology in Russia: State of the Art 13 (4): 26–37.

Tolokonnikova A., Dunas D., Kulchitskaya D. (2020) Social Media and Adolescents: Possibilities for Satisfying Psychological Needs. Results of in-Depth Interviews with Russian Pupils and University Students. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 4: 37–56. DOI: 10.30547/worldofmedia.4.2020.2

Wong A., Ho S., Olusanya O., Antonini M.V. et al. (2020) The Use of Social Media and Online Communications in Times of Pandemic COVID-19. Journal of the Intensive Care Society: October. DOI: 10.1177/1751143720966280

 

Дата поступления в редакцию: 01.02.2021
Дата публикации: 17.02.2021