Архив



Студенческая радиостанция: опыт функционирования медиаобразовательного проекта (на примере радиостанции «Моховая, 9»)



Юлия Дунце

Ссылка для цитирования: Дунце Ю.А. Студенческая радиостанция: опыт функционирования медиаобразовательного проекта (на примере радиостанции «Моховая, 9») // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 44–51. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.4451

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.4451

@ Дунце Юлия Андреевна
соискатель, преподаватель кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), duntze@mail.ru



Ключевые слова: медиаобразование, радиовещание, новые медиа, социальные сети, студенческое СМИ.

В статье рассматриваются история становления и развития радиостанции факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова «Моховая, 9» и особенности ее функционирования как образовательного медиакоммункационного проекта. На примере данного СМИ автор исследует специфику студенческого радиовещания в современных технологических условиях, определяет проблемные зоны, анализирует популярные программы и формы радиостанции.

 

Введение

Изучение медиатизации вузов представляется важным и актуальным исследованием, необходимым для решения задач совершенствования уровня образовательных услуг. Процессы быстрого развития цифровой медиасреды требуют переосмысления взаимосвязи между системой образования и СМИ. Становятся популярными новые виды и формы трансляции научно-образовательных коммуникаций, увеличиваются объемы медиапотребления, расширяются системы медиакоммуникаций в образовании (Вартанова, 2015).

Программу обучения журналистов важно менять в соответствии с тенденциями развития современного радиовещания. Высшие учебные заведения, имеющие специализированную техническую базу, находятся в более выгодном положении. К сожалению, предусмотренная программой обязательная производственная практика ограничена временем, учащиеся не успевают полностью погрузиться в производственный процесс. Имея возможность работать в мультимедийной студии, оснащенной профессиональным оборудованием, программным обеспечением, студенты отрабатывают теоретические знания на практике в стенах вуза в течение всего времени обучения. Это повышает уровень профессионализма, позволяет ускорить карьерный рост, возможность найти на рынке более выгодные предложения, реализовать творческие планы (Шестеркина, Романовская, 2008).

В цифровую эпоху меняются способы потребления медиа, все чаще источники информации имеют цифровой характер (Круглова, 2019). Российские высшие учебные заведения ищут новые способы общения с каждой из своих целевых аудиторий с помощью онлайн-медиа (Быкова, 2013), в том числе студенческого радио, претерпевшего за последнее время существенные изменения. Появились возможности, которые позволили увеличить количество радиостанций, расширить границы радиовещания, трансформировать его и совмес­тить с другими СМИ.

 

Студенческое радио: история и современность

В 2022 г. столетний юбилей отметит вещательная компания CFRC – студенческая радиостанция Королевского университета (Queen’s University) в Кингстоне (провинция Онтарио, Канада). В 1912−1913 гг. в университете на кафедре электротехники состоялись первые лекции по беспроводной телеграфии. Первое испытание по прохождению сигнала по территории кампуса провел профессор Уиллис Гилл1, Весной 1922 г. была создана беспроводная телефонная станция, вещающая в длинноволновом диапазоне2, а с начала 1930 гг. несколько раз в неделю в прямом эфире шли лекции, концерты из университетской студии, спортивные мероприятия. В 1952 г. одна из ведущих электротехнических компаний США Westinghouse Electric Corporation подарила Королевскому университету FM-передатчик, что позволило вести радиотрансляции не только на территории кампуса, но и в окрестностях университетского городка. К этому времени радиостанция под руководством Маргарет Ангус перепрофилируется в студенческий радиоклуб. Станция вещает уже 20 недель в году, постепенно увеличивается количество ежедневных эфирных часов, а студенты все чаще пробуют свои силы в работе редакции. Создаются новые студенческие радиостанции, возникает желание объединить их в Национальную организацию. Но в связи с тем, что студенческое радио в Канаде относится к общественному и полностью зависит от пожертвований, возможность реализации проекта появляется только в 1975 г. при поддержке Министерства связи3.

В Соединенных Штатах Америки студенческое радио ведет свою историю с 1949 г. В 1960 г. сформировалась объединенная межвузовская система вещания, а к концу 2010 г. количество образовательных радиостанций приблизилось к трем тысячам, что составило пятую часть радиостанций страны. Активное развитие началось в XXI в., когда для некоммерческого контента был выделен диапазон частот, на котором работают школы, колледжи, университеты.

В Великобритании существует ассоциация студенческого радио SRA (The UK Student Radio Association)4, обеспечивающая информационную поддержку университетам. На ее платформе может быть представлена любая радиостанция, участвующая в медиаобразовательном процессе.

В России на сегодняшний момент работает несколько десятков студенческих радио­станций профильных вузов. Как правило, студенческое радио – это СМИ, учредителем которого является либо руководство университета, либо одно из структурных подразделений вуза (Куприянова, 2011). Среди отечественных студенческих радио­станций можно выделить «Радио СПбГУ» (Санкт-Петербургский государственный университет), «Радио Лингва» (Нижегородский университет имени Н.А. Добролюбова), «Радио СГУ» (Саратовский государственный университет), «Радио ПГУ» (Пермский государственный университет), «Радио Факультет» (МГУ имени М.В. Ломоносова), «Радио ЮУрГУ» (Южно-Уральский государственный университет), радио «Импульс» (Сургутский государственный университет). Две радиостанции имеет НИУ «Высшая школа экономики»: High School Radio, HSR5 (основана в 2011 г. студентом НИУ ВШЭ, по сути, это музыкальный блог, несколько раз в год представители радиостанции организуют рок-вечеринки с живыми выступлениями и диджей-сетами на 200−300 человек) и 4’33 FM6 (вещание с 2018 г., в основном транслирует беседы о музыке, музыкальные новости и последние релизы, музыкальные игры). «Радио МЭИ» было создано в 2011 г. группой инициативных студентов Московского энергетического института и с тех пор постоянно вещает внутри корпусов университета во время обеденных перерывов. Редакция участвует в организации закрытых кинопоказов, литературных вечеров, технически обеспечивает внутренние мероприятия7. Студенческая радиостанция «Курс FM» − проект студентов филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе. Радиостанцию можно услышать как в Интернете, так и в стенах университета. С начала 2016 г. радио полностью работает в прямом эфире. Во время большого перерыва два раза в неделю транслируется тридцатиминутная передача. Она звучит на всех этажах учебного корпуса. В Интернете выкладываются заархивированные программы. В первую очередь на радиостанции стараются освещать студенческую жизнь и новости университета8.

11 сентября 2015 г. при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации была зарегистрирована Ассоциация студенческих медиацентров. Учредителями стали Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича, Казанский федеральный университет, Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (г. Санкт-Петербург): «Проект предусматривает организацию интернет-вещания студенческого канала, создание студенческой интернет-радиостанции и новостного сайта, интегрированных в единый медиапортал»9. Сетка вещания формируется экспертным советом из материалов, присланных в Ассоциацию. Основные темы − новости науки, образовательные программы, анонсы конкурсов, получение грантов, проведение радио и телемостов между университетскими студиями и т.д.

Сегодня большинство университетских радиостанций отказались от традиционных методов и форматов радиовещания и экспериментируют в эфире (Dunaway, 2014). Среди российских студенческих радиостанций особое место занимает радио «Моховая, 9» − образовательный мультимедийный проект студентов радиоотделения факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Методом включенного наблюдения мы попытались выявить наиболее удачные образовательные технологии, определить успешность интеграции медиакоммуникационной деятельности радиостанции в образовательный процесс и показать ее эффективность.

 

Радио «Моховая, 9» в системе университетского медиаобразования

На базе факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова существует пять медиапроектов разных индустриальных направлений, входящих в Объединенную редакцию студенческих СМИ: телеканал «Моховая, 9», радио «Моховая, 9», интернет-издание «Журналист Online», информационный портал «Лаборатория научной журналистики», газета «Журналист». Одна из основных задач этой конгломерации – создание единого университетского информационного пространства. Объединенная редакция студенческих СМИ ежедневно работает над созданием материалов о жизни факультета и актуальных общественно значимых событиях. Самые интересные и важные выпуски студенческих проектов публикуются на официальном сайте, который обеспечивает взаимодействие между всеми видами университетских СМИ10. Подготовка проектов осуществляется в Учебном мультимедийном центре (редакция учебной газеты, типография, учебные теле- и радиоцентры).

Радио «Моховая, 9» начала регулярное вещание в Интернете 13 марта 2017 г.11 – в социальных сетях «ВКонтакте»12, Facebook13 и на платформе Tilda14.

В отличие от остальных СМИ факультета, которые работают с волонтерами, радио «Моховая, 9» интегрировано в учебный процесс. Студенты, которые обучаются на радиоотделении, имеют возможность практиковаться без отрыва от учебного процесса. Соотношение теории и практики – одна из актуальных проблем подготовки специалистов. Поскольку, как показал опыт, сделать за один день качественный радийный проект не получается, а техническую часть (запись, монтаж, подборка оформления, сведение) полностью выполняют преподаватели и звукорежиссеры, было принято решение расширить предмет «Выпуск учебных СМИ» для студентов модуля «Радио».

Радиоцентр оснащен всеми необходимыми техническими средствами для полноценного вещания: автоматизированной системой DIGISPOT II, обеспечивающей все технологические процессы радиостанции (Дунце, 2018): подготовку аудиоматериала для эфира, создание расписания программ, музыкальное планирование, вещание в автоматическом режиме. Рабочее место студента оборудовано персональным компьютером, головными телефонами (наушниками). Обучающийся имеет персонифици­рованный логин и пароль для входа в систему. Радиоцентр оснащен програм­мно-аппаратным комплексом, управляющим локальной компьютерной сетью.

Практическая часть подготовки радио­журналиста начинается с редактирования речевых аудиоматериалов: соблюдение логики повествования, не искажа­ющей смысл, удаление повторов, оговорок, длинных пауз, «дефектов речи», соблюдение хронометража. Звуковой файл транслируется в эфир, как правило, в музыкально-шумовом оформлении. Поэтому нужно также обучить студента принципам сведения речевых и музыкальных фонограмм, в частности соотношению уровней сигналов голоса и инструментально-шумового оформления, плавного «входа/выхода» аудиосоставляющей и т.д. Отметим, что для радиовещания особое значение имеет звук. Преимущества звука перед другими средствами связи заключается в его непосредственном воздействии на воображение радиослушателя. Радиопередача оценивается каждым радиослушателем сугубо индивидуально, нередко чисто интуитивно, независимо от формы и методов подготовки. Нужно научиться передавать звуком первичную звуковую картину в любое пространство, чтобы погрузить слушателя в виртуальный мир, аурализацию. Как определяет специа­лист по акустике и аудиотехнологиям И.А. Алдошина: «“Аурализация” − это способ воссоздать трехмерное звуковое поле, пытаясь с помощью компьютерных программ повторить способы обработки звука, которые слуховая система применяет к звуковому сигналу в помещении, чтобы создать ощущение пространства» (Алдошина, 2002).

Как отмечалось выше, пока только студенты модуля «Радио» могут отрабатывать профессиональные навыки в течение всего года обучения. Естественно, что в рамках других дисциплин профессионального модуля тоже есть практические занятия, но они регламентированы программой обу­чения и не весь контент может быть опуб­ликован на платформе университетского радио. Работа в редакции «Моховая, 9» дает возможность реализовывать не только учебные проекты, за которые студент получает зачет, но и авторские, не явля­ющиеся обязательными (сейчас большой популярностью пользуются подкасты)15.

Программа обучения построена таким образом, чтобы материалы, которые студенты выполняют по основным дисциплинам модуля «Радио», соотносились с контентом радио «Моховая, 9». На занятиях по предмету «Методика радиожурналиста» они осваивают информационные жанры, включающие пресс-подходы, опросы, прямые включения. Апробировать теорию они могут во время официальных мероприятий факультета. Собранная информация обрабатывается сотрудником редакции (пишется текст, монтируется аудиофайл, выполняется фотокоррекция) и размещается постами в социальных сетях в день мероприятия, итоговый проект размещается в формате мультимедийного лонгрида16. Жанр репортажа, который также входит в обязательную учебную программу, пуб­ликуется в рубриках «Послушай меня», «Атлас Журфака». Творческой работой по предмету «Выразительные средства со­временного радио» может быть радиоспектакль, художественная и документально-художественная программа. Публикация других учебных проектов возможна как в формате аудиоподкаста (сказки «Метелица», «12 месяцев»), так и лонгрида («Легенды радио», «Тема недели», «Города-герои»).

В редакции работают и волонтеры, но только совместно с сотрудником редакции, поскольку подготовить полностью самостоятельный проект они не могут, так как у них нет профессиональных навыков общения с микрофоном и монтажа звуковых файлов (этому обучают только на модуле).

 

Принципы работы редакции

Основные принципы работы редакции выработаны коллегиально, на основании опыта редакции, и зафиксированы в стайл­гайде радио «Моховая, 9».

Главный редактор – преподаватель, который отвечает за соблюдение стандартов, информационную политику, разрешение спорных вопросов и т.д.; его заместители – шеф-редакторы, а также продюсерские группы (количество может изменяться в зависимости от числа проектов). За три года существования радио «Моховая, 9» рабочий процесс был скорректирован. Появились дежурные бригады (их, как правило, четыре). Они занимаются освещением мероприятий, которые проходят в течение учебного года на факультете журналистики, а также других университетских мероприя­тий (конференции, мастер-классы, творческие мастерские, дни открытых дверей, премьеры студенческого театра, ежегодный бал «Физиков и лириков» и т.д.).

Во время научных конференций шеф-редактор распределяет работу между студентами дежурной бригады, обеспечива­ющими сбор информации для формирования «Дневника» конференции. Учитывая, что радио − оперативное СМИ, размещение постов осуществляется в день события. В редакции предусмотрено два варианта выполнения заданий. В первом случае, когда мероприятий немного или они разнесены по времени, материал готовит один сотрудник: от сбора информации до верстки и публикации в Интернете. Второй вариант − это распределение всех рабочих этапов между членами дежурной команды. И в первом, и во втором случае есть плюсы и минусы. Самостоятельная подготовка не требует погружения коллег в материал – это ответственность только одного человека, однако когда конференция проходит несколько дней и в ней участвует большое количество гостей, удобнее распределить работу между всеми дежурными сотрудниками редакции. Несколько человек занимаются сбором информации: присутствуют на заседаниях, пишут тезисы, фотографируют, берут комментарии у гостей и т.д. Другие члены команды, получив «сырой» материал от коллег, готовят его к выходу: редактируют текст, отбирают и обрабатывают фотографии, монтируют аудио, собирают пост и размещают его в Интернете. В течение дня сотрудники редакции формируют контент в Интернете, составляя «Дневник». По окончании конференции студенты собирают итоговый лонгрид, в котором размещается как ранее опубликованная, так и новая информация. Для обеспечения такой работы, как правило, нужно 7−10 человек. Шеф-редактор не входит в рабочую бригаду, он координирует работу редакции и отвечает за выкладку контента в социальных сетях и на интернет-площадках.

Продюсерские группы работают над реализацией утвержденного редакцией проекта. Сначала составляется «Заявка на проект» по форме, закрепленной в стайл­гайде. В ней указывается тема, описание, формат, жанр, хронометраж будущей передачи. После того как будущий проект одобрен сотрудниками редакции, продюсерская группа приступает к работе над «пилотным» выпуском, его «отслушивают», вносят замечания и определяют место в программной сетке. Сетка радио «Моховая, 9» − документ, который составляется на семестр, фиксирует последовательность выхода материалов в эфир, ежедневное расписание передач. Она помогает упорядочить работу радиостанции. В течение учебного года сетка вещания дополняется в зависимости от текущего календаря мероприятий факультета, в праздничные дни формат может быть изменен. Редакция старается придерживаться расписания программ, но не всегда студенты успевают выполнить работу в срок. Некоторые проекты закрываются, «уходят» вместе с выпускниками, новые студенты хотят реализовывать свои идеи или переформатировать уже имеющиеся. Благодаря «текучести кадров» контент обновляется ежегодно, добавляются новые технологические подходы реализации аудиоматериала в Интернете, ведь если ты не будешь работать на Сеть, то рано или поздно останешься без работы (Ефимова, 2005). Студенты постоянно изучают дополнительные предметы, не входящие в осваиваемую образовательную программу. Проекты создаются с помощью мультимедийного конструктора Tilda, где информация различного типа объединяется в один информационный мультимедийный лонгрид – в последнее время в форме подкаста, воплотившего в себе «все положительные стороны радио­вещания, усилив их достоинствами нового канала распространения информации, − Интернета» (Карпенко, 2007). В какой-то степени радио «Моховая, 9» − это подкастовая модель радиовещания, т.к. не ведет прямых трансляций (симуляцию ведения прямых эфиров студенты изучают в рамках учебной дисциплины «Технологии производства аудиоконтента»).

 

Заключение

В результате анализа медиаобразовательной деятельности радио «Моховая, 9» было выявлено, что университетская радио­станция способствует расширению возможности студента в реализации собственного аудиоконтента в любом формате интернет-вещания, учитывая возросший интерес к такому виду получения информации. Часть Объединенной редакции студенческих СМИ факультета журналистики МГУ интегрирована в образовательный мультимедийный проект радиоотделения факультета. Студенты, которые обучаются на модуле «Радио», имеют возможность практиковаться без отрыва от учебного процесса. Работа в редакции радио «Моховая, 9» дает возможность реализовывать не только учебные, но и творческие проекты.

За время существования студенческой радиостанции принцип организации работы и перечень материалов в редакции изменился. В эфирную сетку были добавлены рубрики, в которых теоретические знания по обязательным дисциплинам студент может реализовать на практике. Раньше контент радио «Моховая, 9» в основном состоял из индивидуальных передач. Были организованы еженедельные бригады для информационного сопровождения официальных мероприятий факультета. Сегодня «Моховая, 9» участвует в подготовке универсальных журналистов радио в условиях, максимально приближенных к реальным. Работа в университетской редакции помогает развивать профессиональные навыки, обеспечивать эффективность и дальнейшую востребованность медиа­образования.

 

Примечания

1 Campus Community Radio Broadcasting from Queen’s University in Kingstone. Режим доступа: https://www.cfrc.ca/

2 Длинноволновой диапазон – радиоволны длиной от 1000 до 10 000м (частота 30−300 кГц).

3 The History of Canadian Broadcasting. Режим доступа: http://www.broadcasting-history.ca/

4 The UK Student Radio Association. Режим доступа: https://www.studentradio.org.uk/

5 High School Radio (HSR). Режим доступа: https://vk.com/highschoolradio

6 Радио 4’33 FM. Режим доступа: https://vk.com/radio433fm

7 Это студСМИ, детка: Студенческие радио Москвы. 2018. Июль, 18. Режим доступа: https://pervoe.online/news/student-v-vuze/2801-eto_studsmi_detka/

8 Студенческая радиостанция «Курс FM»: «Слияние радио и новейших технологий может дать миру многое… Режим доступа: https://www.radioportal.ru/news/studencheskaya-radiostanciya-kurs-fm-sliyanie-radio-i-noveyshih-tehnologiy-mozhet-dat-miru-mnogoe

9 Всероссийский студенческий медиапортал. Режим доступа: http://медиапортал.рф

10 Официальный сайт факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Режим доступа: http://www.journ.msu.ru

11 Радио «Моховая 9» на Facebook. Режим доступа: https://m.facebook.com/radiojourn; Радио «Моховая 9» в «ВКонтакте». Режим доступа: https://vk.com/radiomsu9

12 «ВКонтакте» − международное название VK − российская социальная сеть со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге, основана 10 октября 2006 г.

13 Facebook крупнейшая социальная сеть в мире, основана 2 февраля 2004 г.

14 Tilda − блочный конструктор сайтов, без навыков программирования. Позволяет создавать сайты, блоги и email-рассылки.

15 Подкаст − отдельный аудиофайл или регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых на одном ресурсе.

16 Лонгрид − формат подачи журналистских материалов.

 

Библиография

Алдошина И.А. Основы психоакустики. Слух и речь // Звукорежиссер. 2002. №. 3. Ч. 2. Режим доступа: https://studylib.ru/doc/2000282/chast._-17.2-sluh-i-rech._--ch.-2-irina-aldoshina

Быкова И.В. Образовательные возможности современного университетского радио и проблемы их реализации // Науч. вед. Белгородск. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2013. № 13 (156). С. 171−180.

Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общества // МедиаАльманах. 2015. № 4. С. 8–10.

Дунце Ю.А. Методика обучения аудиомонтажу студентов отделения радио // Актуаль­ные проблемы медиаисследований − 2018: сб. мат. VII Междунар. ежегод. науч.-практ. конф. НАММИ. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 64–65.

Ефимова Н.Н. Звук в эфире. М.: Аспект Пресс, 2005.

Карпенко И. Типологические и функциональные особенности сетевого радиовещания // RELGA: электрон. науч.-культурол. журн. 2007. Июнь, 25. Режим доступа: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=1980&level1=main&level2=articles

Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2542DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.1

Куприянова А. Современное студенческое радиовещание России. Типологические характеристики / Междунар. издат. фонд Германии. М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011.

Шестеркина Л.П., Романовская Н.В. Студия «Радио ЮУрГу»: основы профессиональной подготовки радиожурналистов: метод. указ. для студ. Специальность «Журналис­тика», специализация «Радиовещание». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008.

Dunaway D. (2014) Community Radio at the Beginning of the 21st Century. Commercialism vs. Community Power. Javnost − The Public, November 7, pp. 87−103. DOI: 10.1080/13183222.1998.11008677

 

Дата поступления в редакцию: 28.11.2020
Дата публикации: 17.02.2021