Архив



Российский сегмент YouTube в период пандемии: трансформация контента и жанровой структуры



Елена Лебедева

Ссылка для цитирования: Лебедева Е.Г. Российский сегмент YouTube в период пандемии: трансформация контента и жанровой структуры // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 54–62. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.5462

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.5462

@ Лебедева Елена Геннадиевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций АНО ВО «Институт современного искусства», elena@elseproduction.ru



Ключевые слова: COVID-19, пандемия, классификация, YouTube, жанр, видеоблогинг.

В данной статье автор рассматривает изменения, которые произошли в период пандемии в российском сегменте YouTube. Показано, как блогеры использовали темы карантина и вируса для привлечения аудитории и создания нового актуального контента. Предложена классификация каналов российского сегмента YouTube, актуализированы проблемы, связанные с работой журналистов в период пандемии в аспекте трансформации содержания материалов и форм их подачи.

 

Введение

Журналистский контент блогосферы сегодня отражает те изменения в обществе, которые произошли в последнее время в связи с пандемией. Мировая экономика пережила за последние 30 лет не один глобальный кризис, но ни один из них не менял нашу жизнь так стремительно. Темы коронавируса, карантина, самоизоляции в короткий срок захватили все информационное поле. Изменилось содержание всех информационных каналов. Значимость медиа возросла в разы. Ведь людям, сидя дома, как никогда раньше, было необходимо восполнять потребность в информации, развлечении, самоидентификации и самореализации, обучении и просвещении. Кто-то выбирал главным источником реализации потребностей подобного рода телевидение, кто-то социальные сети. Наиболее популярным среди потребителей веб-контента в период самоизоляции стали видеохостинги. Стремительное развитие получило такое явление, как видео­блогинг, включающее в себя создание и выкладывание в Сеть видеоматериалов на какую-то выбранную автором тему в соответствующем жанре с использованием для этого платформы (видеохостинга) YouTube1.

Контент (англ. content – содержимое) – смысловое наполнение инфраструктурных элементов медиакоммуникационной системы, обладает ключевой ценностью для всех участников данной системы, поскольку формирует искомые знания и эмоции у потребителей и выступает в качестве главного товара – услуги у поставщиков (Вартанова (ред.), 2020: 89). В своей книге «Информационная архитектура в Интернете» Луис Розенфельд и Питер Морвилл (2005) определяют «контент как “содержимое вашего веб-сайта”. Сюда могут входить документы, данные, приложения, электронные услуги, изображения, аудио- и видео­файлы, личные веб-страницы, архивные сообщения электронной почты и многое другое. И мы включаем как будущие, так и существующие материалы». Именно такой веб-контент будет рассмотрен в данной статье на примере российского сегмента YouTube.

Приоритетной задачей исследования было изучить закономерности трансформации содержания и жанровой структуры журналистских сообщений, предложить на этой основе классификацию каналов YouTube, показать, как блогеры использовали темы карантина и вируса COVID-19 для привлечения аудитории и создания нового актуального контента. Кроме того, были изучены проблемы, связанные с работой журналистов в период пандемии в аспекте трансформации содержания материалов и форм подачи.

На основании качественного анализа содержания (и трансформации) блогов были определены блогеры (каналы), отражающие тему пандемии и саму актуальность проблемы. По функциональным признакам блоги была разделены на новостные, аналитические, научно-популярные; по тематическим – на блоги, отражающие общественные и глобальные проблемы (медицина, вирусы, статистика заболеваемости и советы блогеров); по жанровым признакам были отобраны авторские блоги, в которых давалась персонифицированная информация. Согласно приведенным критериям, за период с января по июнь 2020 г. было отобрано 20 блогеров с каналами выпус­ков более 50 сюжетов.

 

Трансформация содержания и жанровой структуры

YouTube – это крупнейший видеохостинг, сервис которого был запущен в 2005 г. Пользователи могут загружать, просматривать, оценивать, комментировать, добавлять в избранное те или иные видеозаписи и делиться ими. На сайте представлены фильмы, музыкальные клипы, трейлеры, новости, образовательные передачи, а также любительские видеозаписи, включая видеоблоги, слайд-шоу, юмористические видеоролики и прочее. В России видеохостинг занимает третье место в списке интернет-ресурсов – после Google и «Яндекса». Ежемесячный охват аудитории составляет 82,8 млн пользователей. Ежедневно YouTube посещают 35,6 млн пользователей2. Интерфейс и функционал YouTube постоянно расширяется, и теперь блогерам не нужно использовать сторонние программы для создания интересных видео, им в помощь была разработана уникальная творческая студия с широким инструментарием по монтажу и редактированию роликов. Данный ресурс используется для распространения видео различной направленности, поэтому любой пользователь найдет для себя что-то подходящее.

Как таковой официальной классификации видеоблогов не существует. Причиной этому послужила многочисленность жанров интернет-видео, а также их подвижность. Происходит естественная контаминация жанров: они перемешиваются между собой, видеоизменяются, а некоторые просто исчезают. Возможно, в этом и есть причина того, что за более чем 10 лет существования видеоблогинга в России не создано его развернутой классификации. Исследователи выделяют типы и виды видеоблогов, но сгруппировать их в единую систему, включающую все многообразие, пока не удалось. Хотя попытки классифицировать данный контент были. Например, В.А. Ипатье­ва (2018) разделяет блоги по функциональной направленности: информационное видео, обучающее и развлекательное. Наиболее полную жанрово-тематическую классификацию, на наш взгляд, предлагает И.А. Текутьева (2016). Она выделяет обзор, летсплей, пранк, обучающее видео (лайф-хак, бьюти-видео), влог, шоу, диалог, гайд, челлендж, скетч, троллинг-интервью.

Во время всемирной пандемии и самоизоляции в России в качестве наиболее востребованных могут быть названы следующие жанры (хотя по критериям, разработанным в сфере теории журналистики и медиа, перечисленные ниже разновидности визуального веб-контента следовало бы назвать форматами обзора товаров, игр и программ, которые помогают другим пользователям определиться с покупкой):

  • мастер-классы,
  • летсплеи,
  • лайфхаки,
  • блоги,
  • эксперименты,
  • критические видео,
  • видеоподборки.

Г.В. Лазутина в своей статье «Жанр и формат в терминологии современной журналистики» (2010) пишет о том, что термин «жанр» вошел в профессиональную лексику журналистов давно, позже появился термин «формат», что привело к проблемной ситуа­ции: понятия стали как конкуриру­ющие. По ее мнению, «…жанр есть понятие теории творчества, передающее специфику определенного вида творчества. Поэтому оно всегда конкретизируется в своем имени указанием на этот вид творчества или его продукт. <…>. Понятие же “формат” – так, как оно складывается в настоящий период, – в большинстве случаев используется для того, чтобы обозначить совокупность признаков какого-либо предмета коммуникации, если понимать таковой как направляемый аудитории информационный продукт <…>. Можно сказать, таким образом, что формат есть понятие коммуникативистики, характеризующее место предмета коммуникации в информационных потоках, адресуемых обществу» (Лазутина, 2010: 16–17).

Если у молодежи весьма популярны тематические блоги и обзоры, то для старшего поколения на YouTube есть масса обучающих видео, в которых наглядно демонстрируются приготовление блюд, изготовление полезных приспособлений, посадка и уход за садовыми растениями, строительные и ремонтные работы. Кроме того, одним из направлений видеоконтента является психологическая поддержка людей, вынуж­денных оставаться на самоизоляции и испытывающих определенную эмоцио­наль­ную депривацию. Это способствует выработке психологической устойчивос­ти, помогает с минимальными потерями пережить трудную жизненную ситуацию. В силу такой позитивной направленности хостинг интересен и полезен своей аудитории, что подтверждают многочисленные отзывы пользователей и результаты социологических опросов.

На основании анализа современного веб-контента с января по июнь 2020 г. нами была разработана классификация каналов российского сегмента YouTube, основанная на изучении трансформации содержания и жанровой структуры.

 

Классификация каналов

Научно-популярные каналы. В период пандемии они сыграли роль просветителей, рассматривая варианты создания вакцины против коронавируса, рассказывали про способы борьбы с ним. Единственным блогером-миллиоником этого направления YouTube, который пока не коснулся вирусной тематики, является Евгений Попадимец с канала Utopia Show. Остальные блогеры посчитали своим долгом записать видео на нашумевшую тему.

Незаурядную работу представил Ян Топ­лес со своей командой. В новом ролике «Антитела – ваша последняя надежда. Иммунитет» блогер рассказал в своеобразной манере о такой «странной штуке», как наш иммунитет. Он описал бойцов, которые борются с инородными телами и рассказал о правилах, по которым это борьба происходит. Своеобразная манера Топлеса – это такая форма повествования, доступная и легкая для восприятия, которая не прячется под зашифрованными терминами. Топ­лес говорит открыто и прямолинейно, абстрагируясь от моральных норм, но делая это не в ущерб развитию. Вся информация подается в синтезе с мемами, рисунками и 3D-анимацией, что помогает лучше усвоить материал. Топлес – мечта для школьников, желающих учиться не скучно. «Уверен, это видео будет вам интересно», но перед его просмотром, как предупреждает Ян, «приготовьтесь к биомолекулярному порно»3.

В качестве еще одного примера научно-популярной направленности можно назвать канал «Советы от научпока». Даже самая знаменитая рука русского YouTube претерпела изменения. Теперь она выступает перед нами в резиновой перчатке. Канал «Научпок» во время изоляции записал целый ряд двухминутных роликов, посвященных теме эпидемии4:

  • Как не заразиться коронавирусом в общественных местах?
  • Что, если я принесу вирус домой?
  • Спорим, ты всю жизнь мыл руки неправильно?
  • Пять стадий самоизоляции.
  • Как не одичать на самоизоляции?
  • Как стать героем в самоизоляции?
  • Мифы о COVID-19.
  • Правда и мифы о коронавирусе.

Интересный подход, запоминающаяся информация, нестандартная форма подачи – все это могло бы послужить материалом и для телеканалов, чтобы зрители мог­ли в доступной форме обучиться защите и правильному поведению во время карантина и самоизоляции.

Важно отметить присутствие серьезных аналитических материалов – таких как, например, аналитика от Артура Шарифова в ролике «Мир никогда не будет прежним»5. В 20-минутном разговорном видео автор обсуждает актуальные проблемы современного мира. Свой блог Артур начал с таких тем, как глобальное развитие технологий и искусственного интеллекта, а закончил разговорами о нашумевшей пандемии. Блогер сделал акцент на неуве­ренности в принятии решений политиками, на несерьезном отношении людей к заболеваниям подобного рода, а также рассмотрел проблемы, связанные с карантином, – кризис и рост насилия в семьях.

Можно назвать еще ряд выпусков: это и «О “Короныче”» и не только» – специальный выпуск на канале SciOne, «Актуальные эксперименты» канала SlivkiShow и многие другие.

Новостные и политические каналы. Таких каналов на YouTube наибольшее количество, и каждый из них выпускает информационные ролики на тему пандемии. Остановимся лишь на контенте двух наиболее показательных в этом отношении.

Николай Соболев освещает проблему развития угрозы мирового заражения (видео от 30 января 2020 г.6) – «Давидыч напал на людей: эксклюзив/коронавирус напал на мир». Блогер помимо выживания Давидыча на острове рассказывает про новый вирус из Китая, про источник заражения. Он показывает кадры из жизни людей в Китае, рассуждает, из-за чего могла появиться болезнь, а также сравнивает нынешнюю мировую обстановку с ситуацией сериала «Эпидемия». Вывод его фильма – картина сегодняшнего мира весьма схожа с картиной сериального апокалипсиса. Но тогда, в январе 2020 г., аудитория еще и не могла предположить, что это коснется и нас, и слова блогера не воспринимались серьезно. Прошло три месяца, и наша страна также узнала об эпидемии. Теперь, наоборот, люди стали более боязливыми. 22 марта 2020 г. Соболев выпускает еще одно видео «Мифы про коронавирус/что будет дальше и последние новости»7, где просит людей быть поспокойнее, указывает на мошенников, которые специально опустошали прилавки и наводили панику и страх у населения; разоблачает популярные мифы, такие как лечение алкоголем, чесноком и горячей водой. Еще через несколько недель появится видео «Как выжить в России: коронавирус наступает/Гуф и Джиган сошли с ума».

Еще одним блогером, критикующим действия властей в период пандемии, стал Камикадзе. Он рассказывает об аппаратах ИВЛ, рассуждает о вероятности заражения Д.С. Пескова и странных обстоятельствах взрыва газовых баллонов в палатах с зараженными COVID-19, делает обзор лечения больных в российских больницах, говорит о заработках на продаже защитных масок и о многих других проблемах, сопутствующих жизни на самоизоляции. На своем канале kamikadzedead блогер разместил за два месяца более 100 видео8.

Юмористические каналы. Наиболее популярными на площадке YouTube являются ролики комической направленности. Если верить статистике, то 60% внимания зрителей отдается именно юмористическому контенту. Людям в большинстве своем вообще нравится смеяться и смотреть смешные ролики, а во время пандемии такая потребность значительно возросла. Юморис­тические материалы помогают легче переносить состояние одиночества и депрессии. Именно поэтому каналы-миллионники юмористической направленнос­ти в это время старались делать по-настоящему интересный и смешной контент.

Канал Satyr9 запустил новый сериал «Когда это закончится», первая серия вышла 18 мая 2020 г. и уже успела набрать больше миллиона просмотров. Этот сериал о двух друзьях: Лехе и Костике, которые застряли в своей московской квартире во время пандемии. Людям, столкнувшимся с аналогичной ситуацией, интересно узнать, как поведут себя герои, абсолютно разные, вынужденные проживать вместе в одном небольшом пространстве.

Андрей Немодрук на канале ND Production сделал ролики-пародии на шедевры мирового искусства10. Канал «КликКлак» с приходом пандемии выпустил новое шоу под названием «#Карантиновидение»11, которое набирает миллионы просмотров. Концепция шоу в формате song-contest, в участии которого может принять участие абсолютно каждый. На сегодня вышло уже два выпуска шоу, судьями которых были Лолита, Полина Гагарина, Харламов, Саша Гудков и другие.

Каналы летсплей. В этом направлении YouTube изменений практически нет. Напомним, что летсплей (анг. let’s play – давайте играть) – жанр, в котором автор снимает свой игровой процесс на видео и комментирует происходящее по ходу прохождения игры. Очевидно, что никаких изменений не произошло с образом жизни людей, которые все время, вне зависимости от введения карантина, сидят дома за своими компьютерами. Даже у самых популярных «летсплейщиков» отечественного YouTube (Куплинова, Брэйна, Блэка, Айтипедии) нет ни одного тематического видео в период пандемии. Такое чувство, что их ничего не волнует, кроме игр и погружения в виртуальный мир. Единственным изменением можно назвать возрастание популярности игры Plague Inc., в которой игроку предстоит играть роль вируса, всячески меняться и мутировать. Конечная цель игры – истре­бить все человечество. Что интересно, игроки называют свой вирус COVID-19.

Обучающее видео. Жанр обучающего видео весьма популярен, в нем автор демонстрирует, как делать те или иные вещи: приготовить различные блюда, правильно выполнить упражнения, научиться петь, вязать и развивать другие способности. Этот жанр может иметь множество видов в зависимости от темы. В период пандемии наиболее востребованными стали: лайфхаки, кулинарные, спортивные и бьюти-каналы.

Кулинарные каналы. Кулинарные блогеры разошлись в своих взглядах по тематике, связанной с вирусом. Одни (Обломоф Дмитрий с канала «Кулинарная пропаганда», Виталий с канала «Покашеварим») решили, что тема не очень «аппетитная» и обошлись без нее на своих каналах. Другие же (Грильков, Борщ, Илья Лазересон), наоборот, посчитали тему актуальной [как говорит нынешнее поколение, хайповой. – Е.Л.] и стали выкладывать рецепты, в частности для дачи, из простых продуктов.

Бьюти-каналы. Коронавирус коснулся и бьюти-блогеров. Виктория Моисеева, автор канала Koffkathecat, сняла видео о том, как она проводит время во время карантина и справляется с одиночеством, как мотивирует себя в сложившейся ситуации. Еще один блогер, Александра Поснова, рассказала зрителям, как провести карантин с пользой. В своем видео Саша рекомендует наладить свой режим, обратить внимание на питание и самообразование, стать бьюти-мастером для самой себя, заняться уборкой своего пространства и, главное, – наслаждаться временем, которого обычно нам так не хватает.

Спортивные каналы. На этих каналах блогеры решили заняться дисциплиной и физическим состоянием аудитории. Основной задачей стало отвлечь всех от экранов компьютеров, телефонов, телевизоров и приступить к практическим занятиям по улучшению своего здоровья. Блогеры рассказывают о правильном питании, показывают видеоуроки, дают советы и рекомендации. Полезность подобных каналов очевидна, однако остается вопрос о компетентности блогеров, что составляет одну из серьезных проблем блогосферы в целом.

Детские каналы. На этих каналах блогеры рассказывают детям о правилах гигие­ны и чистоты, а также чем заняться дома в период карантина. Поскольку данная аудитория наиболее доверчива и некритична, следует помнить об этических и воспитательных аспектах содержания блогов.

Данная классификация позволяет отметить, что жанры видеоблогинга заимствуются не только из журналистики, но и из киноиндустрии и других сфер культурной жизни. В видеоблогинге в отличие от журналистики нет устоявшихся жанровых канонов. Как отмечает В.А. Ипатьева (2018), «новые жанры и форматы видеороликов появляются чуть ли не ежедневно. Поэтому даже самые актуальные на сегодня исследования жанров видеоблогов за один год могут потерять свою ценность. Кроме того, представители определенных жанров видеоблогов нередко перестают в них работать, а их материалы остаются на YouTube в качестве примеров для начина­ющих блогеров». Автор может опубликовать видео, отличающееся от привычного формата. Главное, что он должен быть успешным среди подписчиков. Видеоблогеры заимствуют этот новый формат, немного изменяя его и персонализируя на своих каналах. Все это приводит к трансформации контента, и в итоге к жанровой интеграции (см. табл.).

Таблица. Жанры видеоблогов по функциональной направленности

Жанр

Особенности

Представители

Информационный

  • Научнопопулярные
  • Новостные  и политические
  • Рассмотрение проблемы  с просветительской точки зрения
  • Рассмотрение с элементами анализа какого-то события (пандемия); политические обсуждения, расследования  и обзоры
  • Евгений Попадимец – Utopia Show
  • Ян Топлес
  • Канал «Советы от научпока»
  • Артур Шарифов
  • Николай Соболев
  • Камикадзе

 Развлекательный

  • Юмористические
  • Летсплей
  • Рассмотрение проблемы  с комической точки зрения
  • Рассмотрение проблемы  в игровой форме
  • Канал Satyr
  • Андрей Немодрук 
  • (канал ND Production)
  • Канал «КликКлак»
  • Игры, связанные с вирусами

Обучающий

  • Кулинарные каналы
  • Бьюти-каналы
  • Спорт-каналы
  • Детские каналы

Образовательные видеоролики, направленные на изучение нового  в определенных условиях; задача – отвлечь подписчиков от тяжелой ситуации  и нахождения дома  и мотивировать их заняться интересными и полезными делами

  • Канал JESUSA
  • Грильков, Борщ, Илья Лазересоон
  • канал «Спасибо, Шеф» –  Виктория Моисеева,  Александра Поснова
  • Игорь Войтенко, канал Верьёмина
  • Канал MissKaty

 

YouTube – огромный и интересный видеохостинг, без которого сложно представить современный медиамир. Отметим, что блогеры в новых условиях использовали данную площадку и для бизнеса, выбирая альтернативные источники дохода, такие как консалтинг, обучение и коучинг. Вот что писал Роберто Блейк, создатель канала на YouTube, посвященного технологиям и бизнесу (444 тыс. подписчиков): «С начала эпидемии коронавируса все мои публичные выступления с марта по апрель были отменены или перенесены в онлайн»12. Блогер признался, что коронавирус вынудил умерить рост расходов на рекламу коучингового бизнеса, а вмес­то этого сосредоточиться на удержании клиентов.

 

Заключение

Популярность просмотров на YouTube, согласно социологическим данным, растет с каждым годом. Современное общест­во ориентировано преимущественно на потребление визуальной информации. Наиболее привлекательным и востребованным средством коммуникации оказывается то, которое содержит визуальный компонент. Вероятнее всего, именно с этим связан постоянно возрастающий интерес к относительно новому каналу коммуникации – видеоблогингу13. Во время пандемии канал стал, как никогда, популярен и востребован: он информирует, развлекает, образовывает, рассказывает о последних событиях без цензуры, становится личным тренером, помогает приготовить вкусную еду, заряжает мотивацией и помогает занять детей. Блогеры это быстро осознали и постарались создать качественный контент, актуальный в специфических условиях пандемии и самоизоляции.

Следует подчеркнуть, что СМИ и блого­сфера в период пандемии целенаправленно осуществляли воздействие на массовое сознание, формируя такое важное качество, как жизнестойкость. Результаты исследования «Жизнестойкость как адаптационный ресурс личности в период пандемии COVID-19», посвященного феноменологии жизнестойкости и способам ее стимуляции, было представлено на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» (29.06.2020). Исследование подтвердило, что жизнестойкость – не врожденное свойство личности, его можно сформировать у людей.

Изучив контент российского сегмента каналов YouTube с января по июнь 2020 г. мы пришли к следующим выводам:

  • изменились потребности аудитории, находящейся на самоизоляции (в своей позитивной части они нацелены на формирование жизнестойкости как способности преодоления медицинских, экономических, психологических и социальных проблем, возникших в период пандемии);
  • произошла трансформация контента блогеров, связанная с актуальностью темы;
  • увеличилось количество самих видео­блогов и их просмотров;
  • произошли жанровые изменения блогов, появилось больше персонифицированной информации.

Данное направление изучения сетевого журналистского контента является перспективным и может быть продолжено на новом эмпирическом материале с целью теоретического обоснования изменений, происходящих на информационном поле.

 

Примечания

1 Михед А. Важные термины ютуба, которые обязан знать каждый автор канала. 2015. Янв., 6. Режим доступа: https://life-crazy.ru/vazhnye-terminy-yutub-kotorye-obyazan-znat-kazhdyj-avtor-kanala.html

2 PPC.World. Россия. Санкт-Петербург. Режим доступа: https://ppc.world/articles/auditoriya-shesti-krupneyshih-socsetey-v-rossii-v-2020-godu-izuchaem-insayty/

3 Канал «Топлес »/ YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/toplesofficial

4 Канал «Научпок» / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/nowchpok

5 Канал Artur Sharifov / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCxtTXA5DU1bZHLLomu83zVw

6 Sobolev / YouTube. Режим доступа: https://www Канал.youtube.com/channel/UCNb2BkmQu3IfQVcaPExHkvQ

7 Мифы про коронавирус / Sobolev. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mNSNRfkDZaY&t=536s

8 Канал kamikadzedead / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/kamikadzedead

9 Канал Satyr / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=LgrgZ0Q0NY4

10 ND Production / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/NDproduct

11 Канал «КликКлак» / YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/user/PrototypesLive

12 Как блогеры из YouTube и Instagram зарабатывают в условиях пандемии коронавируса.

13 ООО Агентство «Полилог». Российский видеоблогинг 2015. Роль и значение в коммуникациях в цифровой среде. 2015. Режим доступа: https://www.polylog.ru/a/pdf/2015-06-09-vloging-analysis.pdf

 

Библиография

Ипатьева В.А. Форматы и жанры видеоблогов // Молодой ученый. 2018. № 25 (211). Режим доступа: https://moluch.ru/archive/211/51788/ (дата обращения: 04.09.2020).

Лазутина Г.В. Жанр и формат в терминологии современной журналистики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 6. С. 14–21.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019. Режим доступа: https://www.journ.msu.ru/science/books/35016

Розенфельд Л., Морвиль П. Информационная архитектура в Интернете. 2-е изд. / пер. с англ. СПб.: Символ-Плюс, 2005. Режим доступа: https://freetime.su/Library/%D0%98%D0%A2%20(%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F%20ebuki.net)/68911_rozenfeld_l_morvil_p_informacionnaya_arhitektura_v_internete.pdf

Текутьева И.А. Жанрово-тематическая классификация видеоблогинга // Медиасреда. 2016. № 11. С. 107–113. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanrovo-tematicheskaya-klassifikatsiya-videobloginga (дата обращения: 04.04.2018).

 

Дата поступления в редакцию: 26.10.2020
Дата публикации: 17.02.2021