Ссылка для цитирования: Файзиева Д.М. Специфика работы ведущего в утреннем прямом телеэфире (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 63–70. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.6370
DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.6370@ Файзиева Дильбар Мухамеджановна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), dilbarfayzi@gmail.com
Несмотря на стремительное развитие Интернета, глубокое проникновение в нашу жизнь современных электронных средств массовой информации и массовой коммуникации, социальных сетей, телевидение остается одним из самых эффективных и популярных СМИ, а просмотр телевизионных программ – самой массовой практикой медиапотребления. Согласно данным социологических опросов, более 80% взрослого населения России смотрит телевизор хотя бы раз в неделю, а две трети – ежедневно (Вартанова, Коломиец (ред.), 2018: 17), что неудивительно, так как телевидение объединяет в себе силу журналистского слова и зрелищность экранного искусства.
Главное преимущество телевидения – видеоряд, который позволяет удержать внимание зрителя в течение определенного времени. Успех телевизионной программы зависит во многом и от ее ведущего. Зрители отдают предпочтение ярким личностям и привлекательным образам. Согласно теории публичных выступлений, содержание сообщения воспринимается и запоминается в объеме 7%, в то время как на остальное − речь, образ говорящего − отводится не меньше 50% (Сбоева, Ежова, 2017). Чтобы привлечь внимание аудитории к собственной личности, телевизионные ведущие становятся более «открытыми» – теперь зрители имеют возможность видеть их не только в рабочей обстановке, в студии программы, но и в обычной жизни, за кадром. Присутствие в социальных сетях и общение с подписчиками позволяет телеведущим формировать свой имидж, способствующий росту их популярности.
При этом не стоит забывать об основных критериях, позволяющих оценить работу ведущего. Это, прежде всего, его профессиональные навыки и коммуникативные компетенции. Умелое использование различных приемов при подготовке к программе и во время эфира может помочь телеведущему заслужить не только внимание и признание зрителей, но и уважение в коллективе. Отметим, что сегодня при постоянном увеличении количества телеканалов ярких и запоминающихся ведущих не хватает. И хотя профессия телеведущего, согласно данным социологических опросов, остается востребованной (Крикунова, 2009: 62), проблема подготовки профессиональных кадров на телевидении по-прежнему актуальна.
Российский телевизионный рынок развивается очень динамично, по этой причине многие научные труды, изданные даже несколько лет назад, теряют свою актуальность. В связи с этим особенно востребованы – как у медиаменеджеров, так и у ученых – ежегодные отраслевые доклады (напр., Вартанова, Коломийец (ред.), 2018) и отчеты (Медиапотребление в России, 2017). Исследований информационно-развлекательных телепрограмм немного, в основном они публикуются в профессиональных СМИ. Среди них хотелось бы выделить статьи о структуре и содержании утреннего шоу на федеральном телеканале (Полуэхтова, Ивченко, Овчинская, 2017), об утренних программах на французском (Christie, 2012) и британском (Priestley, 2018) телевидении, о программировании и особенностях контента утренних телепрограмм (Алексеева, Футерман, 2019; Авраменко, 2019; Кадиева, Булейко, 2020), а также о деятельности журналистов (Смирнова, 2019) и режиссеров (Новоженина, 2014) в подобных программах.
Научных трудов, анализирующих непосредственно работу ведущих на телевидении, также немного: медиаисследователи, в частности, изучали мастерство ведущих (Герасимова, 1999), образ и имидж телеведущего как коммуникатора (Горчакова, 2010: 14–50), образы ведущих новостных телепрограмм (Шариков, Давыдов, Ивашкина, 2000), особенности профессии (Руцкая, 2016). В диссертационных работах были затронуты такие темы, как личность телеведущего в процессе социальной коммуникации (Крикунова, 2011), коммуникативная компетентность телеведущего (Смирнова, 2010), телеведущий в контексте персонификации информации на российском телевидении (Шипова, 2006).
Однако публикаций, акцентирующих внимание на телеведущих прямых утренних эфиров, в последние годы не было, что обуславливает научную новизну проведенного нами исследования, а именно изучение специфики работы ведущих утренней информационно-развлекательной программы.
В рамках данного исследования были проведены экспертные интервью с десятью ведущими программы «Доброе утро» на «Первом канале» (в изучаемый период программу вели 12 ведущих, но одна ведущая не принимала участия в исследовании по личным причинам, другая является автором исследования). Интервью с ведущими проводились очно. Период исследования: 20 декабря 2018 г. – 20 июня 2019 г. Средняя продолжительность интервью − 40 мин. Выборка сплошная. Возраст ведущих в среднем от 36 до 46 лет. Среди ведущих утренней программы в исследуемый нами период четверо мужчин – Антон Привольнов, Роман Будников, Сергей Бабаев, Тимур Соловьев. В паре с ними работают женщины-ведущие: Анастасия Орлова, Анастасия Трегубова, Дильбар Файзиева, Ольга Ушакова, Светлана Зейналова, Юлия Зимина. Две ведущие – Арина Шарапова и Екатерина Стриженова – ведут программу без партнера. У девяти респондентов высшее образование (профессиональное журналистское – у троих из них), у одного − среднее специальное. Несмотря на то что большинство ведущих пришли на телевидение из других сфер деятельности, к тому моменту, когда они начали вести утренний эфир на «Первом канале», каждый имел достаточный опыт работы в телевизионной отрасли1.
Гайд для интервью включал социально-демографический блок, а также открытые вопросы, предполагающие развернутые ответы на основе опыта работы в телевизионном утреннем шоу. При анализе данных, полученных в ходе интервью, применялся метод кодирования, данные преобразовывались в концептуальные категории (телевизионная карьера, методы работы в прямом эфире, имидж, психологические особенности работы в прямом эфире, оценка настоящего и будущего профессии). Внутри каждой категории выделялись общие тенденции и отклонения от усредненных ответов.
Формат для программы, по мнению исследователей, «определяют все те внешние признаки и качества, которые отличают ее от других» (Ильченко, 2006: 9). Так и формат утренней программы указывает на основные задачи, стоящие перед ее ведущими. В связи с этим необходимо вспомнить, когда появился формат утреннего телешоу.
Первые утренние телевизионные шоу вышли в эфир на американском телевидении: в 1952 г. The Today Show – на телеканале NBC (со временем название шоу было сокращено до Today2), затем Good Morning, America!3 – на ABC и The Morning4 − на телеканале CBS. Все три шоу остаются популярными до сих пор. Возможно, их стабильный успех на телевидении связан с тем, что, просыпаясь, человек стремится быть в курсе происходящего в мире, сориентироваться в потоке событий и получить положительный заряд на предстоящий день.
На отечественном телевидении программа подобного формата появилась в 1986 г. Она несколько раз меняла название («60 минут», «90 минут», «120 минут», «Телеутро» и др.), а с 5 января 1997 г. по настоящее время выходит под названием «Доброе утро». Это четырехчасовой утренний информационно-развлекательный телеканал, который выходит в эфир в будние дни с 5:00 до 9:00, в выходные – с 6:00 до 9:00. Редко, в связи с изменениями в программной сетке вещания «Первого канала», эфир может быть продлен, например, до 10:00, в случае, если следующая программа в эфирной сетке «уходит» на летние каникулы. Основную часть программы «Доброе утро» составляют разнообразные информационные элементы: постоянные рубрики, специальные репортажи, обзоры (спорт, светская хроника и т.д.), интервью и др. Каждая так называемая «получасовка» начинается с короткого шестиминутного выпуска новостей, который производится Дирекцией информационных программ «Первого канала». Ведущие связывают различные блоки утреннего телешоу, при этом, однако, на них приходится только 16,3% эфирного времени, тогда как на рекламные блоки – 19,6% (Полуэхтова, Ивченко, Овчинская, 2017).
Среди основных текстов ведущих можно выделить:
Ведущие утреннего эфира на телевидении выполняют не только информационную и коммуникативную, но еще и социализирующую, языковую и рекреационную функции (Крикунова, 2011: 86). Они могут озвучивать закадровый текст некоторых видеоматериалов или зачитывать короткие видеосообщения. Ведущие появляются в кадре во время интервью с гостями программы: как правило, это синоптики, музыканты, танцевальные группы, актеры кино и театра, известные личности. Интервью со знаменитостями иногда записываются для эфира заранее, чаще всего это связано с тем, что гость не имеет возможности приехать в студию ранним утром.
Программа выходит в прямом эфире, что требует от ее ведущих также навыков работы в режиме реального времени, когда нет возможности переписать тот или иной фрагмент. Более того, утренние эфиры на «Первом канале» для многих регионов России значительно отличаются от эфиров для центрального региона страны. Так называемую «московскую версию» (транслируется для регионов, живущих по московскому времени) можно условно поделить на две части: первые два часа эфир проводят ведущие из студии в телецентре «Останкино», далее – другая пара ведущих из передвижной студии (расположеннойна одной из улиц российской столицы). Две части эфира соединяются между собой с помощью «переклички», когда ведущие из студии в «Останкино» выходят на связь с коллегами в передвижной студии, здороваются и передают последним слово.
Специфика работы в прямом утреннем телеэфире, по мнению самих ведущих, тесно связана с восприятием информации в это время суток. Зрители утреннего эфира – это люди, которые только проснулись и включили телевизор до выхода из дома. Характер подачи информации в утренних информационно-развлекательных программах должен быть легким, в отличие от вечерних выпусков новостей с обстоятельной аналитикой5. Как отмечает один из респондентов, «если новостной ведущий будет рассказывать о случившемся в этот день очень четко, упоминая даты, имена, фамилии, точные места, где что-то произошло и так далее, обращаясь к информационной составляющей, то мы всегда обращаемся к развлекательной составляющей. Нам не так важны имена и фамилии»6. Кроме того, специфика эфирного времени сказывается и на подборе тем (интересная, полезная и простая информация, не отягощенная серьезными аналитическими рассуждениями), ведь основной задачей утреннего информационно-развлекательного телешоу является создание позитивного настроя у аудитории. Отсюда вытекает и роль ведущего утреннего шоу. Ее респонденты видят в том, чтобы «поднимать настроение»7, «разбудить человека»8, быть «связующей нитью между сюжетами, а также создавать атмосферу в студии»9.
У каждого из ведущих программы «Доброе утро» свой «почерк», «стиль», свои оригинальные профессиональные приемы. С точки зрения стилистики телевизионных текстов важно использование лаконичных конструкций для привлечения внимания зрителей («итак, мы начинаем», «архиважная тема», «а знаете ли вы?» и т.п.), простота, отсутствие лишних деталей, затрудняющих восприятие информации зрителями. Кроме того, подводки, которые пишутся для ведущих редакторами, должны учитывать индивидуальные особенности и имидж ведущего. Принципиально важными, как полагают респонденты, становятся выразительность звучания голоса ведущего, выражение лица, отражающего заинтересованность, поскольку необходимо наладить контакт со зрителем утреннего эфира, который, как правило, занимается своими делами, а телевизор включает для «фона».
Большинство опрошенных отметили также важность обращения к зрителю как к члену семьи или другу. Ведущему утренней программы во время работы в прямом эфире необходимо не только установить коммуникацию с телезрителями, но и взаимодействовать одновременно с партнером по эфиру. Перед программой ведущие «Доброго утра» изучают сценарий, вопросы к интервью, репетируют10. Как отметил один из респондентов, «мы накидываем какие-то фразы, шутки, будучи уверенными, что напарник услышит, подхватит, разовьет тему»11. Почти все респонденты пришли к выводу, что для успешного ведения утреннего шоу важно, чтобы между ведущими было позитивное взаимодействие и они находились, если не в дружеских, то хотя бы в приятельских отношениях.
Что касается взаимодействия ведущих с продюсерами и режиссерами утреннего эфира, а также задач, которые последние ставят перед ведущими, то они в основном касаются хронометража программы («первое, что волнует продюсера и режиссера, чтобы ты уложила нужную информацию в определенный отрезок времени; второе – это, конечно, хорошее владение информацией»12).
Несколько вопросов затрагивали психологические особенности работы ведущих утреннего шоу в прямом эфире. Восемь из десяти респондентов отметили, что ведущим необходима психологическая подготовка перед началом эфира, причем в некоторых случаях ее может проводить режиссер. Ситуация психологической напряженности, которую вызывает работа в прямом эфире, требует от ведущего стрессоустойчивости и умения не реагировать на внешние раздражающие факторы13, в том числе на чрезмерно эмоциональные выкрики коллег, звучащие в наушнике. Также немаловажным является отсутствие страха работы в прямом эфире, умение справиться с подобной боязнью14.
Среди ключевых факторов успеха ведущих утреннего телешоу респонденты отмечают умение грамотную речь (пять респондентов), обаяние, широкий кругозор, уважение к зрителям и заинтересованность в их проблемах (по три респондента), причем совокупность факторов должна вызывать у зрителей доверие к личности ведущего.
Отдельный блок вопросов интервью касался внешности ведущего, поскольку изображение играет ключевую роль на телевидении («внешность должна быть интересной, не обязательно ведущий должен быть красивым, но в нем должно что-то привлекать»15). Участникам опроса было предложено сформулировать, как должен выглядеть ведущий утреннего шоу, каким должен быть его имидж. Большинство респондентов отмечают, что, поскольку стандарты внешней красоты меняются, гораздо большее значение для современного утреннего телевизионного эфира имеет индивидуальность ведущего и интерес, который он может вызывать у зрителей. Этому может способствовать имидж, который ведущий, как правило, формирует самостоятельно с помощью доступных ему средств, не рассчитывая на помощь режиссера программы. Законченный имидж, который легко угадывается зрителем, привлекает аудиторию. Как отмечает один из опрошенных: «Имидж должен быть. Идентификация. Спортсмен, зазнайка, ботаник, еще что-то»16. Другая тенденция, которую выделяют респонденты, касается упрощения внешнего вида ведущих, что обосновано негативной реакцией аудитории на их чрезмерную ухоженность. Гипертрофированная красота вызывает отторжение и может оттолкнуть зрителей как от ведущих, так и от программы. Один из респондентов объясняет подобную реакцию следующим образом: «Не нужно быть уж слишком на пьедестале: невероятно одетым, с бриллиантами <…> Чтобы у людей не создавалось ощущение, что ты где-то на небесах, а они в навозе. Нет. Зрителю должно быть комфортно на тебя смотреть, ты не должен вызывать раздражения»17.
Безусловно, немаловажную роль играют голос ведущего, дикция, темп и манера речи. Данные, полученные в ходе интервью, показывают, что большинство ведущих утренней программы постоянно работают над собой и делают специальные упражнения. Но есть и те, кто уделял качеству речи достаточно внимания в начале карьеры, а сейчас не видит в этом необходимости. Подобная ситуация прослеживается и в отношении к орфоэпическим словарям и справочникам по русскому языку: одни ведущие пользуются ими изредка, для других это настольные книги, третьи не пользовались ими никогда.
В заключительной части гайда ведущим утреннего шоу на телевидении было предложено поделиться прогнозами относительно будущего своей профессии. Восемь из десяти респондентов считают, что утренний телевизионный эфир, обязательно в прямом эфире, будет более интерактивным, а для непосредственного общения со зрителями будет отводиться больше времени. Причем вовлечение аудитории, как полагают респонденты, будет происходить за счет использования инструментария новых медиа (например, прямые линии со зрителями через социальные сети). Респондентами озвучивались и фантастические сценарии развития утренних телешоу, связанные с влиянием современных технологий: «Были уже эксперименты с роботами в прямом эфире, с искусственным интеллектом, голограммой. Возможно, когда-нибудь в кадр пересядут и созданные компьютером люди. Возможно, это будут роботы, которые не будут ошибаться. Вероятно, эфир можно будет вести через какие-нибудь девайсы. Технический прогресс не стоит на месте, но хотелось бы, чтобы ведущих, именно людей, компьютеры не заменили»18. Что касается технической составляющей, то, как полагают опрошенные, в будущем производители откажутся от статичной студийной съемки в пользу съемки движущейся камерой. Также озвучивались предположения,об изменении традиционной верстки программы «подводка–сюжет». Ведущие считают, что исчезнет понятие подводок и рубрик: «Может быть, это все станет единым полотном, живым, с минимальным количеством “досъемок” где-то на стороне, с максимальным действием прямо здесь и сейчас перед камерами говорящих»19. Изменения, по мнению респондентов, коснутся и организации съемочного процесса, поскольку качество видео, снятого с помощью современных мобильных телефонов, позволяет оптимизировать количество сотрудников съемочной группы: вместо сотен человек за кадром в будущем останется несколько сотрудников, выезжающих на съемки с мобильными телефонами.
Утренняя информационно-развлекательная телепрограмма является особым форматом, обусловленным временем выхода в эфир и особенностями аудитории, потребности которой определяют подачу информации: преобладают упрощенные, тематически разнообразные интересные тексты, не перегруженные дополнительными деталями, легкие для восприятия.
Глубинные интервью с ведущими программы «Доброе утро» на «Первом канале» помогли выявить правила и психологические особенности их работы в прямом эфире, принципы взаимодействия с партнерами по эфиру и со зрителями. Исследование показало, что главными факторами успеха ведущих подобных программ становятся грамотная речь, обаяние, широкий кругозор, заинтересованность в проблемах аудитории, уважение к ней. Большое значение имеет внешность ведущего, его стиль, естественность, узнаваемость и запоминаемость его образа. С точки зрения ведения прямого эфира важен психологический аспект, поскольку практически все опрошенные отметили, что им необходима психологическая подготовка перед началом эфира. Что касается будущего утренних телевизионных шоу, по мнению респондентов, они будут трансформироваться под влиянием интернет-технологий.
1 Интервью автора с ведущими программы «Доброе утро» на «Первом канале» (2018−2019 гг.).
2 Краткая историческая справка о телешоу в анонсирующем материале Today Show. Weekdays 7:00 AM on NBC. Режим доступа: http://www.tv.com/shows/the-today-show/ (дата обращения: 12.06.2019).
3 Официальный сайт программы Good Morning, America! Режим доступа: https://www.goodmorningamerica.com (дата обращения: 13.04.2019).
4 Официальный сайт программы This Morning. Режим доступа: https://www.cbsnews.com/cbs-this-morning/ (дата обращения: 14.04.2019).
5 Интервью с Ведущим 2. 2019. Июнь, 5.
6 Интервью с Ведущим 3. 2019. Июнь, 6.
7 Интервью с Ведущим 6. 2019. Июнь, 9.
8 Интервью с Ведущим 3. 2019. Июнь, 6.
9 Интервью с Ведущим 9. 2018. Дек., 20.
10 Интервью с Ведущим 10. 2019. Июнь, 8.
11 Интервью с Ведущим 8. 2019. Июнь, 4.
12 Интервью с Ведущим 3. 2019. Июнь, 6.
13 Интервью с Ведущим 10. 2019. Июнь, 8.
14 Интервью с Ведущим 3. 2019. Июнь, 6.
15 Интервью с Ведущим 7. 2019. Июнь, 8.
16 Интервью с Ведущим 9. 2018. Дек., 20.
17 Интервью с Ведущим 2. 2020. Июнь, 5.
18 Интервью с Ведущим 10. 2019. Июнь, 6.
19 Интервью с Ведущим 6. 2019. Июнь, 9.
Авраменко Е.В. Место и роль утренних программ в эфирной стратегии федеральных телевизионных каналов (на примере программ «Доброе утро!» и «Утро России») // Мат. XXVI Междунар. науч. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов–2019». Севастополь, 3–5 апреля 2019. Севастополь: Изд-во Филиала МГУ в г. Севастополе, 2019. С. 64–65.
Алексеева Г.В., Футерман Е.Б. Специфика утреннего информационного блока на российских федеральных телеканалах // Медиасреда. 2019. № 15. С. 813.
Герасимова О.А. Мастерство ведущего: учеб. пособие. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1999.
Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия. Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
Ильченко С.Н. Современные аудиовизуальные СМИ: Новые виды и формы вещания: учеб. пособие. СПб.: Роза мира, 2006.
Кадиева П.М., Булейко Н.А. Специфика утренних передач на современном экране // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2. С. 393–395.
Крикунова Ю.А. Личность телеведущего в процессе социальной коммуникации в трансформирующем российском обществе: дис. … канд. социол. наук. Казань, 2011.
Крикунова Ю.А. Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения // Омск. науч. вестн. 2009. № 1 (75). С. 62–65.
Медиапотребление в России. Рост медиаактивности на фоне проведения крупных спортивных мероприятий. М.: Исследоват. центр компании «Делойт» в СНГ, 2017. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/technology-media-telecommunications/russian/media-consumption-in-Russia-2017-rus.pdf (дата обращения: 22.08.2019).
Новоженина А.А. Специфика работа режиссера в программах утреннего эфира // Вестн. электр. и печ. СМИ. 2014. № 22. С. 77–87.
Полуэхтова И.А., Ивченко И.Н., Овчинская Е.В. Структура и содержание утреннего шоу на федеральном телеканале (на примере программы «Доброе утро» на «Первом канале») // Медиаскоп. 2017. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2352 (дата обращения: 15.03.2019).
Руцкая С.С. Звезды без телеэфира в Америке и России. М.: ИКАР, 2016.
Сбоева И.А., Ежова Е.А. Формирование имиджа телеведущего // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 14. С. 759−764. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_30592183_85250527.pdf (дата обращения: 15.03.2019).
Смирнова А.А. Особенности работы журналиста в утренней телевизионной программе // Новое слово в науке: стратегии развития: сб. мат. XI Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары: Изд-во «Центр научного сотрудничества “Интерактив плюс”», 2019. С. 131–134.
Смирнова И.П. Коммуникативная компетентность телеведущего: критерии эффективности речевого поведения: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
Телевидение в России в 2017 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / под общ. ред. Е.Л. Вартановой, В.П. Коломийца. М.: ФАПМК, 2018.
Шариков А.В. Давыдов С.Г., Ивашкина О.Г. Образы ведущих новостных телепрограмм в экспертных оценках. М.: ВГТРК, 2000.
Шипова Е.В. Персонификация информации на российском телевидении: профессионально-этический аспект: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2006.
Christie I. (2012) Wakening France: Observations on Télématin. Critical Studies in Television 7 (2): 68−71. DOI: 10.7227/CST.7.2.9
Priestley J. (2018) Producing Compelling. Breakfast Television. TVB Europe. March, pp. 14−20. Режим доступа: https://issuu.com/newbayeurope/docs/tvbe_march_2018
Дата поступления в редакцию: 04.06.2020
Дата публикации: 17.02.2021