Архив



Профессиональное самочувствие крымских журналистов: факторы стресса и мотивация



Егор Жаровский

Ссылка для цитирования: Жаровский Е.Р. Профессиональное самочувствие крымских журналистов: факторы стресса и мотивация // Меди@льманах. 2021. № 1. С. 71–80. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.7180

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2021.7180

@ Жаровский Егор Романович
аспирант кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), egor.heat@mail.ru



Ключевые слова: Крым, журналист, профессиональное самочувствие, рабочая нагрузка, мотивация.

В статье представлены результаты изучения профессионального самочувствия журналистов Крымского полуострова. В ходе эмпирического исследования был определен характер условий труда сотрудников редакций крымских СМИ, проанализирован уровень их рабочей нагрузки и зафиксированы особенности восприятия ими редакционной работы в журналистском коллективе. По итогам исследования удалось обнаружить положительное отношение крымских журналистов к работе в редакции, несмотря на ощутимые финансовые трудности и напряженность журналистского труда.

 

Введение

Современные журналисты при осуществлении профессиональной деятельности находятся в довольно сложных условиях. Работа в редакции СМИ для них может быть не только источником дохода и средством творческой самореализации, но и фактором возникновения личностных проблем. За прошедшее десятилетие исследователи вполне оправданно обращали внимание на негативные последствия журналистской работы для психики работников СМИ. Так, рассуждая о трансформации профессии в эпоху конвергентной журналистики, Л.Г. Свитич (2015) называет наблюдаемые сегодня ускорение ритма работы, дефицит времени и общую интенсификацию журналистского труда в качестве факторов, приводящих к хронической усталости и напряженности журналистов. К похожим выводам пришел и американский исследователь С. Рейнарди (2011), который по итогам опроса более 700 работников СМИ моложе 34 лет установил положительную корреляцию между истощением их психологических ресурсов и явным желанием незамедлительного ухода из журналистской профессии. В итоге можно полагать, что современные журналисты из разных стран сталкиваются с ухудшением своего психоэмоционального состояния и повышением уровня сложности редакционной работы. Все это актуализирует изучение социально-психологического измерения деятельности сотрудника СМИ.

В контексте социальной психологии работа журналиста в редакции СМИ может рассматриваться с позиций множества разных концепций и теорий. Так, одни исследователи фокусируют внимание на характере взаимодействия журналистов между собой в рамках рабочего процесса (Баранова, 2013; Thomsen, 2018). Другие пытаются определить характеристики психологической структуры журналистского коллектива как целостной группы, каждый из членов которой обладает социальным статусом и выполняет определенные социальные роли (Пронина, 2016; Тулупов, 2016; Kramp, Loosen, 2018). Отдельный пласт исследований представлен работами, посвященными феномену лидерства в журналистском сообществе (Вырковский, 2016; Andersson, Wilk, 2014; Goyanes, Gentile, 2018) и элементам сознания журналиста, которые обуславливают его социальные установки и поведение в коллективе (Аникина, 2012; Блохин, 2008; Сосновская, 2019; Donsbach, 2004; Zakaria Khan, 2005). Все эти работы указывают на многокомпонентность социально-психологического взгляда на работников СМИ.

Не менее разнообразными являются представления в социологии труда как еще одной области научного знания, которая затрагивает связанную с журналистской профессией проблематику. Исследователи изучают условия труда журналиста (Давтян, 2012), его трудовую мотивацию (Колесниченко, 2015), внедрение технологических инноваций в работу редакций (Anikina, Johansson, 2013; Paulussen, 2012), механизмы трудовой адаптации начинающих журналистов (Дрок, Лукина, 2019), социальные регуляторы поведения в трудовом коллективе (Шарков, 2015). Перечис­-ленные направления исследований свидетельствуют о том, что производственная среда журналистской работы отличается довольно сложным характером и охватывает широкий спектр явлений, относящихся к труду работников средств массовой информации.

Стоит отметить, что применение теоретико-концептуальных наработок социальной психологии и социологии труда позволяет на эмпирическом уровне зафиксировать проблемные зоны в профессиональном самочувствии журналистов и выработать рекомендации для их устранения. Социально-психологическая диагностика особенно важна в российских регионах, в пределах каждого из которых существуют уникальные профессиональные сообщества журналистов, а также могут наблюдаться разные проблемные ситуации.

Крымский полуостров как относительно новая часть медиапространства России с фактически неизученным сообществом журналистов требует к себе повышенного внимания. На сегодняшний день сотрудники крымских СМИ осуществляют деятельность в условиях ряда санкционных мер, разработанных специально для населения полуострова1, а также серьезного риска закрытия редакции в связи с финансовыми трудностями2. Подобные условия могут негативным образом сказаться на личностных особенностях журналиста и привести к снижению эффективности его работы или к увольнению из редакции по собственной инициативе.

В данной статье рассматривается социально-психологическое измерение профессиональной деятельности сотрудников СМИ Крымского полуострова, связанное с восприятием ими собственной работы и коллег-журналистов. Проведенное исследование в числе прочего было нацелено на получение сведений о представлениях крымских журналистов относительно условий повседневной трудовой деятельности в коллективе, что позволит оценить степень их психоэмоционального благополучия и заинтересованности в журналистской профессии.

 

Методика исследования

Для получения необходимых данных в июле–августе 2019 г. был проведен опрос сотрудников крымских СМИ. Респондентами выступили представители как исполнительского (корреспонденты, фотокорреспонденты, теле- и радиоведущие, корректоры, обозреватели), так и управленческого (редакторы отдела, ответственные секретари, продюсеры, главные редакторы, выпускающие редакторы) звеньев редакции.

Отбор журналистов для опроса проводился с учетом существующих в Крыму СМИ разных типов, их количественного соотношения и местоположения на территории полуострова на основании данных, опуб­ликованных в реестре СМИ Роскомнадзора3 по состоянию на июнь 2019 г. Было обнаружено, что на территории Крымского полуострова зарегистрировано 274 СМИ (120 газет, 62 журнала, 21 телеканал, 40 радиостанций, 25 интернет-изданий и 6 информационных агентств), расположенных в 22 населенных пунктах региона – городах республиканского значения или администра­тивных центрах муниципальных районов. Вместе с тем точные и достоверные данные о численности крымских журналистов в настоящее время отсутствуют. На основании существующих экспертных оценок можно лишь с высокой долей условности сказать, что на территории полуострова работает примерно 500 журналистов.

При формировании выборки мы опирались на количество редакций СМИ разного типа в каждом населенном пункте. В выборку вошли 106 сотрудников СМИ полуострова. Из-за отказа некоторых журналистов принять участие в опросе эмпирическую базу исследования в итоге составили ответы 95 сотрудников СМИ, работающих в 20 населенных пунктах Крыма. Выборку сформировали журналисты, работающие в газетах (60 человек), журналах (18), интернет-изданиях (12) и информационных агентствах (3), а также на телеканалах (10) и радиостанциях (5)4. Продолжительность опыта работы респондентов в качестве журналис­тов составила в среднем чуть более15 лет.

При проведении исследования была использована методика интервью – каждому журналисту в ходе личной встречи в редакции были заданы вопросы, предполагавшие как выбор одного или нескольких из предложенных в анкете вариантов ответа, так и высказывание собственных суждений в краткой или развернутой форме. В структуре использованной нами анкеты присутствует несколько тематических блоков.

В первом – социально-демографическом – блоке от респондентов были получены следующие сведения: пол; возраст; уровень высшего образования; наличие образования в области журналистики и массовых коммуникаций; наличие специальности, не связанной с журналистикой. Во втором блоке были сформулированы вопросы, позволяющие прояснить уровень рабочей нагрузки опрашиваемого журналиста. Наконец, в третий блок анкеты были включены вопросы, непосредственно связанные с социально-психологическими параметрами работы журналистов: измерялись такие личностные характеристики сотрудников СМИ, как профессиональная самооценка, факторы дискомфорта при работе в коллективе и способы повышения мотивации. Кроме того, журналистам предлагалось оценить условия труда и охарактеризовать свои предпочтения при взаи­модействии с коллегами во время работы.

 

Результаты исследования

Приступая к осмыслению полученных ответов, необходимо охарактеризовать социально-демографический портрет опрошенных журналистов. Итак, две трети респондентов (66,3%) – женщины, а средний возраст работников крымских СМИ по выборке составил 39,7 лет. Подавляющее большинство опрошенных обладают квалификацией специалиста (71,6%), остальные журналисты прошли подготовку по образовательным программам бакалавриата (13,7%) или магистратуры (9,5%). Незначительное количество сотрудников СМИ (5,2%) во время опроса должны были получить первый диплом о высшем образовании.

Стоит заметить, что далеко не все опрошенные обладают высшим образованием в области журналистики или массовой коммуникации. Более трети респондентов (38,9%) не имеют профильного журналистского образования. Из работников СМИ со специальностью, не связанной с журналистикой, в крымских редакциях чаще встречались филологи (21,1%), математики (4,2%), историки (3,2%), экономисты (3,2%) и менеджеры (3,2%). Среди опрошенных также были психолог, педагог, культуролог, правовед, инженер и специалист в области рекламы и связей с общественностью (по одному). Осмысливая эти данные, можно заключить, что работа журналистом является на территории Крымского полуострова довольно привлекательной и доступной для представителей других профессий.

Согласно ответам респондентов, продолжительность рабочего времени в крымских редакциях не превышает рамки стандартной пятидневной недели с двумя выходными – в среднем они работают 38,5 ча­сов в неделю. Тем не менее некоторые рес­понденты отметили, что им приходится работать для двух или трех редакций одновременно (14,7%), а отдельные журналисты выполняют задания для более, чем трех СМИ (5,2%). По словам сотрудников масссмедиа, работа для нескольких редакций зачастую сопряжена со сверхурочной нагрузкой, в результате которой они вынуж­-дены тратить время на журналистскую работу и в выходные дни. Кроме того, почти четверть респондентов (23,2%) упомянули о выполнении ими другой оплачиваемой работы помимо журналистской, что также приводит к увеличению их рабочей нагрузки. Соответственно, часть журналистов работает существенно больше, что повышает у них риск возникновения стресса и усталости.

Работу журналистов усложняет и незначительная численность штатов СМИ в Крыму. В соответствии с полученными ответами в редакциях крымских СМИ, где работают респонденты, осуществляют профессиональную деятельность в среднем семь человек, что, вероятно, недостаточно для равномерного распределения рабочей нагрузки между сотрудниками. В частности, среди опрошенных оказались журналисты (11,6% от общего количества респондентов), назначенные одновременно на две должности в редакции: например, корреспондента и ответственного секретаря. Очевидно, что в связи с дополнительными рабочими обязанностями нагрузка на сотрудника закономерно возрастает. В целом распределение опрошенных журналистов по занимаемым ими должностям представлено в таблице 1.

 

Таблица 1. Позиции опрошенных сотрудников СМИ в редакции (N=95)

Должность

Кол-во респондентов

Абс. знач. (чел.)

% от общего числа опрошенных

Корреспондент

50

52,6

Главный редактор

24

25,3

Технический редактор

6

6,3

Выпускающий редактор

5

5,3

Редактор отдела

5

5,3

Обозреватель

4

4,2

Теле- и радиоведущий

2

2,1

Фотокорреспондент

1

1,1

Ответственный редактор

1

1,1

Продюсер

1

1,1

Литературный редактор

0

0

Корректор

0

0

Другое (дизайнер-верстальщик, копирайтер, заместитель главного редактора)

8

8,4

 

Вероятно, последствия довольно высокой нагрузки во время редакционной работы сказываются и на восприятии журналистами условий труда. Так, при ответе на вопрос о созданных в редакции СМИ условиях труда респондентам предлагалось оценить их благоприятность для собственного здоровья как психического, так и физического. Для этого журналистам нужно было выбрать один из пяти вариантов ответа, отражающих разные степени благополучия условий труда: благоприятные (высокая работоспособность с отсутствием утомления, отсутствие вреда для здоровья, высокий уровень мотивации); оптимальные (стабильная работоспособность с довольно редким возникновением утомления, отсутствие вреда для здоровья, средний уровень мотивации); нормальные (пониженная работоспособность с периодической утомляемостью, незначительный вред для здоровья, уровень мотивации ниже среднего); удовлетворительные (низкий уровень работоспособности с регулярной утомляе­мостью, ощутимый вред для здоровья, низкий уровень мотивации); экстремальные (работоспособность на критически низком уровне при постоянном утомлении, тяжелые последствия для здоровья, отсутствие мотивации).

Полученные данные указывают в целом на удовлетворенность журналистов сложившимися в редакциях условиями труда – 66,4% респондентов назвали их благоприятными или оптимальными. Вместе с тем некоторые сотрудники СМИ выразили мнение о необходимости принятия радикальных мер по улучшению существующих условий труда. Речь идет об 11,2% журналистов, которые охарактеризовали свои условия труда как удовлетворительные и экстремальные. Среди причин, побудивших журналистов к выбору этих вариантов ответа, ими были обозначены: невысокий уровень зарплаты, отсутствие финансирования на реализацию авторского цик­ла публикаций или передач, постоянная загруженность работой в выходные дни, значительные затраты времени и усилий на организационную работу, монотонные рабочие будни без возможности проявления креатива, слабое ощущение перспектив профессионального роста, устаревшая материально-техническая база редакции и даже высокий уровень шумового фона, препятствующий полноценной и комфортной работе. Подобные проблемные ситуа­ции, по мнению опрошенных журналистов, сильно понижают уровень мотивации к продолжению работы в редакции СМИ.

Значимость финансового благополучия для крымских журналистов была также выявлена при ответах на вопрос о мерах, стимулирующих выполнение журналистской работы вплоть до выхода на пенсию (см. табл. 2).

 

Таблица 2. Какие способы поощрения могли бы помочь Вам непрерывно  продолжать работу в качестве журналиста до выхода на пенсию? (N=95)

Вариант ответа

Кол-во респондентов

Абс. знач. (чел.)

% от общего числа опрошенных

Повышение заработной платы, возможность получения денежных надбавок и премий, компенсация затрат на ежегодный отдых

73

76,8

Бесплатное медицинское обслуживание  и питание, возможность получения путевок на санаторно-курортное лечение, создание более комфортных условий труда, возможность получения дополнительного отпуска

38

40

Общественное признание, удовлетворение личных амбиций

38

40

Направление на специализированную стажировку, курсы повышения квалификации, получение дополнительного образования

38

40

Быстрый карьерный рост

24

25,3

Делегирование полномочий 

(исполнение обязанностей на руководящих должностях)

8

8,4

Присвоение почетного звания

2

2,1

 

Подавляющее большинство респондентов (76,8%) отметили, что увеличение размера заработной платы и появление денежных надбавок в качестве поощрительных мер могли бы мотивировать их на работу в качестве журналиста до выхода на пенсию. В то же время журналис­-ты высказались с одинаковой частотой в пользу социальных форм поддержки и признания со стороны широкой общественности, а также создания возможностей для повышения собственной квалификации как мер, позволяющих не уходить из журналистской профессии в поисках другого рода занятий. При этом делегирование руководящих полномочий или получение почетного звания в основном не способны повысить мотивацию журналистов полуострова. Вероятно, проблема низкого уровня заработной платы для сотрудников крымских СМИ является гораздо более ощутимой и актуальной, чем возможные препятствия для продвижения по карьерной лестнице или отсутствие признания профессиональных заслуг, которые тем не менее являются важными аспектами работы в редакции для их коллег из других регионов России (Пасти, 2012).

Однако несмотря на существующие в их работе проблемы, крымские журналисты в целом не испытывают негативных ощущений во время работы в редакции и общения с коллегами. Более половины опрошенных сотрудников СМИ (57,9%) заявили о том, что работа в коллективе не доставляет им никакого дискомфорта. В некоторых случаях журналисты упоминали такие трудности во взаимоотношениях с коллегами, как сложность получения полной и точной информации для выполнения редакционного задания (20%) и необоснованная критика со стороны руководства (14,7%). Еще реже респонденты были обеспокоены предъявлением завышенных требований к результатам собственной работы (7,4%), невозможностью выразить свое мнение при обсуждении профессиональных вопросов (5,2%) и отсутствием доброжелательных отношений с коллегами (4,2%). Таким образом, в редакциях крымских СМИ создан достаточно благоприятный психологический климат для осуществления журналистами профессиональной деятельности в коллективе независимо от уровня их рабочей нагрузки и сущности проблем, с которыми они столкнулись при выполнении работы.

Об этом также свидетельствуют ответы крымских журналистов, полученные на вопрос о характере их взаимодействия с коллегами по редакции в рамках рабочего процесса. Полученный срез мнений указывает на преобладание в сознании респондентов установок на кооперацию – 58,9% опрошенных отметили, что ориентируются в первую очередь на совместное с другими журналистами выполнение редакционных заданий. О готовности на регулярной основе конкурировать с коллегами заявили лишь 6,3%, при этом 27,4% журналистов все же признали, что в зависимости от обстоя­тельств попеременно согласовывают свои действия с коллегами и конкурируют с ними. Соответственно, сотрудники крымских СМИ помимо ориентации на личные предпочтения при взаимодействии с коллегами также склонны выбирать ту или иную стратегию поведения, подстраиваясь под специфику поставленных перед ними профессиональных задач.

Вместе с тем опрошенные не всегда воспринимают своих коллег-журналистов в качестве равных себе по уровню профессионализма, в результате чего, на наш взгляд, снижается вероятность возникновения плодотворной кооперации и обоюдополезной конкуренции между ними. Изучение профессиональной самооценки крымских журналистов показало, что они по-разному оценивают журналистское мастерство своих коллег из СМИ полуострова и журналистов из редакций, расположенных в других регионах России. Так, при сравнении собственного профессионализма (стабильного выполнения журналистской работы на качественно высоком уровне) с коллегами респонденты выразили уверенность, что находятся на одном уровне с другими журналистами Крыма – об этом заявили более половины опрошенных (57,9%). В то же время уже заметно меньше респондентов (41,1%) считают, что их профессиональные умения и навыки сопоставимы с журналистами из других российских регионов. Полученные ответы демонстрируют, что крымские журналисты воспринимают сотрудников редакций, работающих за пределами полуострова, в целом как более профессиональных и компетентных, чем они сами (см. табл. 3).

 

Таблица 3. Как бы Вы оценили свой уровень профессионализма по сравнению  с другими журналистами?» (N=95)

Вариант ответа

Кол-во респондентов

Абс. знач. (чел.)

% от общего числа опрошенных

По сравнению с журналистами Крыма

заметно выше, чем у коллег

5

5,3

в целом выше

24

25,3

на одном уровне с коллегами

55

57,9

в целом ниже

4

4,2

заметно ниже, чем у коллег

0

0

другое (затрудняюсь ответить/не могу сравнить)

7

7,4

По сравнению с журналистами из других регионов России

заметно выше, чем у коллег

2

2,1

в целом выше

3

3,2

на одном уровне с коллегами

39

41,1

в целом ниже

30

31,5

заметно ниже, чем у коллег

4

4,2

другое (не общался с журналистами из других регионов/почти ничего не знаю об их работе)

17

17,9

 

Подобное смещение оценки профессио­нализма в пользу журналистов из других регионов, вероятно, обусловлено положительным восприятием журналистской практики ведущих российских СМИ, редакции которых находятся в Москве5. Впрочем, справедливо было бы заметить, что некоторые журналисты полуострова (17,9%) фактически не контактируют с коллегами из СМИ других регионов или имеют слабое представление об их работе, в результате чего компетентное сопоставление уровня профессионализма в подобных случаях оказалось затруднительным.

 

Заключение

Результаты предпринятого исследования продемонстрировали, что крымские журналисты нередко сталкиваются с трудностями, которые негативным образом сказываются на их профессиональном самочувствии. Помимо выполнения обязанностей по основному месту работы некоторые журналисты вынуждены осуществлять деятельность сразу для нескольких редакций СМИ или параллельно заниматься другой оплачиваемой работой. В результате уровень рабочей нагрузки на респондентов возрастает. Основная причина работы в нескольких СМИ, по словам опрошенных журналистов, кроется в явном дефиците финансирования деятельности СМИ полуострова и, как следствие, невысоком уровне заработной платы сотрудников редакций. Серьезность проблем финансового характера подтверждается наиболее важными для сотрудников крымских СМИ поощрительными мерами, которые позволили бы им оставаться в журналистской профессии до выхода на пенсию, – повышением заработной платы и премиальными надбавками к ней. В то же время респондентами были названы и другие факторы, которые способствуют снижению уровня их мотивации к продолжению работы в качестве журналиста и влияют на появление состояния хронической усталости.

Тем не менее две трети крымских журналистов оценивают созданные в редакциях полуострова условия труда как благоприятные или оптимальные, поскольку они не снижают их работоспособности и не наносят вреда здоровью. В основном положительно они относятся и к повседневной работе в журналистском коллективе, иногда указывая лишь на наличие проблем организационного характера, препятствующих получению точной и полной информации для выполнения редакционного задания, или на недостаточно обоснованную критику со стороны начальства. Вместе c тем опрошенные журналисты ориентированы на сотрудничество с коллегами по редакции при выполнении профессиональных задач, стараясь по возможности избегать конкурентных взаимоотношений. Все это говорит об оптимистичном восприятии журналистами собственной работы в редакции СМИ и в целом о наличии у них психологических ресурсов для продолжения журналистской работы, несмотря на ряд существующих проблем.

Нужно также отметить, что крымские журналисты пока ощущают недостаточный уровень профессионализма по сравнению с сотрудниками СМИ из других регионов России, что является тревожным симптомом. Более низкая профессиональная самооценка опрошенных может быть следствием преодоления упомянутых выше трудностей, в результате чего у них не остается сил и времени для совершенствования собственного творческого мастерства. Возможно, ситуация изменится к лучшему, что будет зафиксировано уже в ходе последующих исследований.

 

Примечания

1 Персональные, секторальные и «крымские». Какие санкции вводил Евросоюз в отношении России / ТАСС. 2019. Март, 15. Режим доступа: https://tass.ru/info/6222143 (дата обращения: 17.04.2020).

2 Почему утонул «Полуостров сокровищ» / Primechaniya.ru. 2019. Дек., 4. Режим доступа: https://primechaniya.ru/sevastopol/stati/pochemu-utonul-poluostrov-sokrovishh (дата обращения: 17.04.2020).

3 Реестр зарегистрированных СМИ. Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/ (дата обращения: 18.04.2020).

4 Здесь указано количество журналистов, превышающее объем выборки, поскольку некоторые из них одновременно работают в нескольких редакциях СМИ разного типа.

5 Топ-10 СМИ / Медиалогия. Режим доступа: https://www.mlg.ru/ratings/ (дата обращения: 21.04.2020).

 

Библиография

Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2012. № 4. С. 7–21.

Баранова Е.А. Процесс конвергенции СМИ в российских газетных редакциях (по результатам исследований 2009–2012 гг.) // Медиаскоп. 2013. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1275 (дата обращения: 22.04.2020).

Блохин И.Н. Социальные роли журналиста в освещении национальных отношений // Вестн. С.-Петербургск. ун-та. Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. II. С. 298–304.

Вырковский А.В. Редакционный менеджмент в печатных и онлайновых массмедиа: процессный подход. М.: МедиаМир, 2016.

Давтян С.Л. Охрана труда в редакциях российских СМИ: проблемы и перспективы развития // Медиаскоп. 2012. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/975 (дата обращения: 22.04.2020).

Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3–24.

Колесниченко А.В. Мотивирование корреспондентов в прессе: возможности управления и российская практика // Медиаскоп. 2015. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1704 (дата обращения: 22.04.2020).

Пасти С. Современные российские журналисты: отношение к профессии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 22–41.

Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 46–74.

Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в процессах медиаконвергенции // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Филология. Искусствоведение. 2015. № 5 (360). С. 406–414.

Сосновская А.М. Психология идентичности журналиста. М.: Юрайт, 2019.

Тулупов В.В. Профессиональные типы и роли в журналистике // Вестн. ВГУ. Сер.: Филология. Журналистика. 2016. № 1. С. 136–140. 

Шарков Ф.И. Современные механизмы повышения социальной ответственности и саморегулирования профессиональной журналистской деятельности // Коммуникология. 2015. Т. 3. № 1. С. 55–65.

 

Andersson U., Wilk J. (2014) New Demands on Editorial Leadership: Perceived Changes in Swedish Newspaper Management. Observatorio 8 (2). Режим доступа: http://www.scielo.mec.pt/scielo.php?script=sci_arttext&pid=S1646-59542014000200001 (дата обращения: 22.04.2020).

Anikina M., Johansson E. (2013) Russian Journalists: Inclination Toward Mmoderate Evaluation. In: Anikina M., Dobek-Ostrowska B., Nygren G. (eds.) Journalism in Three Media Systems: Polish, Russian and Swedish journalists about Values and Ideals, Daily Practice and the Future. Moscow: Journalism Faculty, pp. 69–114.

Donsbach W. (2004) Psychology of News Decisions Factors behind Journalists’ Professional Behavior. Journalism 5 (2): 131–157. DOI: 10.1177/146488490452002

Goyanes M., Gentile A. (2018) A Follower-Centric Approach to Leadership in the Newsroom: The Case of El Pais. Journalism Practice 12 (4): 509–525. DOI: 10.1080/17512786.2017.1305912

Kramp L., Loosen W. (2018) Transformation of Journalism: From Changing Newsroom Cultures to a New Communicative Orientation? In: Hepp A., Breiter A., Hasebrink U. (eds.) Communicative Figurations. Transforming Communications. London: Palgrave Macmillan, pp. 205–239.

Paulussen S. (2012) Technology and the Transformation of News Work: Are Labor Conditions in (Online) Journalism Changing? In: Siapera E., Veglis A. (eds.) The Handbook of Global Online Journalism. Hoboken, New Jersey: Wiley-Blackwell, pp. 192–208.

Reinardy S. (2011) Newspaper Journalism in Crisis: Burnout on the Rise, Eroding Young Journalists’s Career Commitment. Journalism 12 (1): 33–50. DOI: 10.1177/1464884910385188

Thomsen L.H. (2018) Inside the TV Newsroom: Profession under Pressure. Bristol: Intellect Ltd.

Zakaria Khan A.M. (2005) The Influence of Personality Traits on Journalists’ Work Behavior: An Exploratory Study Examining a Bangladeshi Sample. Asian Journal of Communication 15 (1): 72–84. DOI: 10.1080/0129298042000329801

 

Дата поступления в редакцию: 23.11.2020
Дата публикации: 17.02.2021