Архив



Трансформация просветительской журналистики в условиях функционирования новых медиа



Анастасия Чутчева, Владимир Витвинчук, Мария Лаврищева

Ссылка для цитирования: Чутчева А.В., Витвинчук В.В., Лаврищева М.С. Трансформация просветительской журналистики в условиях функционирования новых медиа // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 14–24. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.1424

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.1424

@ Чутчева Анастасия Васильевна
доцент кафедры теории и практики журналистики Института массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Россия), a.v.m._jour@list.ru

© Витвинчук Владимир Валерьевич
доцент кафедры теории и практики журналистики Института массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Россия), amon-ra17@mail.ru

© Лаврищева Мария Сергеевна
студентка кафедры теории и практики журналистики Института массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Россия), lavrishevam@mail.ru



Ключевые слова: мультимодальность, транскодинг, просветительская журналистика, мультимедийность, конвергенция и интерактивность.



Статья посвящена влиянию современных информационных технологий на просветительскую журналистику России в содержательном, жанровом и мультимедийном аспектах. Авторами проводится контент-анализ просветительских медиаресурсов на предмет выявления доминирующих модальностей представления и транслирования смыслов. Делается вывод о том, что быстрая эволюция информационных технологий расширяет арсенал материальных средств конструирования социально значимых смыслов. Развитие просветительской журналистики в России видится в работе малых нишевых медиа (small media), обладающих значительным мультимодальным потенциалом за счет способности более продуктивно взаимодействовать с аудиторией.

 

Введение

Несмотря на богатую историю развития и влияния на общество, современная просветительская журналистика России находится в кризисе, который связан с рядом факторов экономического, социального, культурного, политического и технологического характера. Трудности экономического плана (в первую очередь малый объем рекламного рынка) вынуждают негосударственные СМИ производить развлекательный и сенсационный контент, в то время как государственные просветительские ресурсы – например, телеканалы «Культура», ОТР, «Наука 2.0» – имеют низкие зрительские рейтинги и представляются скорее «витриной», маскирующей отсутствие должного количества просветительских медиа. Социокультурная проблематика, являющаяся отчасти причиной, отчасти следствием дисфункциональности российских СМИ, неоднократно акцентировалась в трудах теоретиков и практиков отечественной журналистики, отмечающих дезинтеграцию российского общества,его духовный и культурный кризис в пространстве постидеологической и постмодернистской реальности. В деятельности российских СМИ также легко обнаружить признаки неформальной цензуры и самоцензуры, которая в некоторой степени преодолевается за счет бурного развития информационно-коммуникационных технологий, но в то же время эти технологии детерминируют информационный хаос медиапространства и распространение низкокачественного развлекательного контента.

Проблема кризиса просветительской журналистики и доминирования развлекательного контента в СМИ нашла свое отражение в трудах классиков мировой медиакритики, таких как Н. Постман (1985), П. Бурдье (2002), Н. Луман (2007), М. Кас­тельс (2016), Ж. Бодрийяр (2017), С. Жижек (2018). Работы этих исследователей и практика современной журналистики показывают, что концепция инфотейнмента как синтеза развлечения и образования (просвещения) оказалась нежизнеспособной. В цифровую эпоху, когда пользователь имеет возможность обратиться к любому медийному каналу распространения контента, он почти всегда выбирает наиболее простой и приятный путь времяпрепровождения, следовательно, он выбирает развлечения. Футурологический прогноз-угроза Н. Постмана «Развлекаемся до смерти…» (1985) становится реальностью, когда мы говорим о детях, освоивших электронные гаджеты в два года и за игрой забыва­ющих о необходимости движения. Массовые профессиональные СМИ и непрофессиональные медиа (блоги, влоги, страницы в социальных сетях) действительно продуцируют огромные объемы сугубо развлекательного контента для детей и взрослых: федеральные телеканалы заполнены бытовыми и политическими ток-шоу, сетевые медиа предлагают взрослым посмотреть на последствия взрыва одной тысячи петард одновременно, а детям сопереживать взаи­мо­отношениям персонажей мультфильма «Маша и Медведь», одна из серий которого («Маша плюс каша») набрала более 4 млрд просмотров.

Учитывая вышесказанное, в теории журналистики назревает острая необходимость поиска эффективных методов создания важных и полезных для общества смыслов. Следовательно, необходимо исследование, нацеленное на осмысление жанров, форматов и модальностей современного просветительского контента, реализующего важные общественные функции журналистской практики.

 

Методы исследования просветительской журналистики

Кризис просветительской журналистики, с одной стороны, и открывающиеся с применением мультимедийных технологий возможности развития – с другой, актуализируют проведение исследования по данной тематике. Необходимо подчеркнуть, что объектом исследования являются как официально зарегистрированные российские цифровые СМИ, так и сетевые медийные ресурсы (блоги, влоги, каналы, паблики и т.д.).

Методологическая база данного исследования строится на концепциях тео­ретиков новых медиа: Г. Кресса (2018), Г. Дженкинса (2019) и Л. Мановича (2012), постулирующих идеи трансмодального семиозиса, мультимодальности, конвергенции и транскодинга. Важным допущением этих концепций является факт влияния информационных технологий на коммуникативные практики, в рамках которых переход традиционного в лингвистическом смысле текста из одного модуса в другой рождает новые социальные смыслы и потенциал влияния на культурную среду. Как отмечает Кресс (2018: 421–422), «все чаще мультимодальные знаковые композиции вытесняют привычные, в большинстве своем исключительно письменные тексты». Это уже, очевидно, относится к коммуникативным практикам и представлению информации в новых медиа. Журналисты включают в свой профессиональный инструментарий экстралингвистические средства трансляции смысла, что свидетельствует о мультимодальном переходе их деятельности, обусловленном технологическим развитием. Транслирование смысла посредством альтернативных (аудиальных, графических, интерактивных и пр.) модальностей позволяет говорить о феномене интерсемиотической трансдукции. Интерсемиотическую трансдукцию можно понимать как процесс воспроизводства смыслов с помощью инструментов, относящихся к семиотической системе, отличной от той, в рамках которой было сформировано исходное послание. Так, интернет-журналисты могут использовать интерактивную графику для воспроизводства изначально текстового сообщения, игровой жанр –для передачи аудиального послания и т.д. Использование различных модальностей в журналистской семиотической работе ведет к возникновению эффекта конвергенции. Д. Дженкинс (2019) говорит о зарождении конвергентной культуры, которая может рассматриваться как платформа обучения, формирования активной жизненной и гражданской позиции, стремления к самореализации.

Главным исследовательским инструментом данной статьи является метод контент-анализа, позволяющий раскрыть специфику заявленной темы – влияние информационных технологий на модификацию мультимедийных жанров (модальностей) в просветительской деятельности современных российских медиа. Кроме того, исследование позволяет типологизировать и дать характеристику указанных жанров. Эмпирический материал обработан с учетом жанровых критериев методом случайной выборки за год регулярной работы медиаресурса.

Представления о классической жанровой теории и просветительской функции журналистики базируются на произведениях классиков отечественной журналистики: Е.П. Прохорова (2011), Я.Н  Засурского ((ред.), 2011), А.А. Тертычного (2011), И.М. Дзялошинского (2017), С.Г. Корконосенко ((ред.), 2018), М. Кима и Е. Пак (2019) и др. Особенности мультимедийных жанров, жанровые критерии, специфика мультимедийных технологий рассматриваются в данной статье с опорой на труды современных исследователей цифровой журналистики: Е.Л. Вартановой (2019); М.М. Лукиной, А.О.Алексеевой, Л.А Кругловой, Н.Г. Лосевой и др. (2013); А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой (ред.), (2017); А.А. Амзина (2020); А. Амзина, А. Галустяна, В. Гатова, М. Кас­тельса и др. (2016); В. Пули (2018).

Синтез различных подходов жанровой теории позволяет предложить следующую классификацию мультимедийных жанров:

  • информативные жанры (статичная и анимированная инфографика, разъясняющая и/или дополняющая вербальный текст материала);
  • иммерсионные жанры (аудио- и видеоподкасты, аудиоиллюстрации и др., соз­дающие особую «атмосферу», «эффект присутствия» аудитории на месте события);
  • иллюстративные жанры (статичные иллюстрации, фотоленты, фотогалереи, слайд-шоу, 3D-модели и т.д.);
  • интерактивно-навигационные жанры (интерактивная инфографика, тайм-лайн, тесты, викторины, мультикрипт, интерактивная видеоколонка и др.).

Данная классификация мультимедийных жанров, несмотря на свою условность, может быть экстраполирована на область просветительской журналистики в современном российском медиапространстве. Она позволит проанализировать жанровые доминанты в исследуемых СМИ и дать характеристику используемым мультимедийным инструментам.

 

Цифровой инструментарий просветительского контента

В качестве эмпирического исследования был проведен контент-анализ публикаций следующих ресурсов: «ПостНаука» (https://postnauka.ru), «ТАСС Наука» (https://nauka.tass.ru), сайт «Мел» (https://mel.fm), медиаресурс «Лекториум», YouTube-канал «Научпок», научно-просветительский проект «Антропогенез.ру» (http://antropogenez.ru), Arzamas (https://arzamas.academy), Colta (https://www.colta.ru), канал «Лекторий Образовача» (или «Курилка Гуттенберга» (https://www.youtube.com/watch?v=3R-FVVNAgDk)), YouTube-канал Redroom (https://www.youtube.com/channel/UCsK1oV0PGkcZ1UhFtajx0dg).

Временной период исследования – 01.01.2020–31.12.2020, выборка  – 70 материалов с мультимедийным контентом в каждом ресурсе (см. табл.). Цель исследования – выявить, как авторы выбранных ресурсов используют мультимедийные инструменты для реализации просветительской функции журналистики.

Таблица. Мультимедийные жанры на просветительских ресурсах (01.01.2020–31.12.2020, в %)

Ресурс

Мультимедийные жанры

Информативные

Иммерсивнные

Иллюстративные

Интерактивнонавигационные

ПостНаука

50

30

17

3

ТАСС Наука

13

4

80

3

Мел

25

5

40

30

Лекториум

0

100

0

0

Научпок

0

80

0

20

Антропогенез.ру

27

20

43

10

Arzamas

20

30

15

35

Colta

28

17

47

8

Лекторий

Образовача/ Курилка

Гуттенберга

0

100

0

0

Redroom

0

100

0

0

 

Медиаресурс «Лекториум» – образовательный проект, открытая платформа для платных и бесплатных онлайн-курсов. Каждый онлайн-курс представляет собой мультимедийную интерактивную обуча­ющую площадку. Например, онлайн-курс «От хакатона до проектной школы» (https://www.lektorium.tv/hakaton) включает 18 учебных модулей, в них предлагаются видеолекции, проверочные тесты, дополнительные текс­товые и иллюстративные материалы, а также организован форум для общения с другими слушателями курса. Онлайн-курс Design of Cryptoeconomic Mechanisms (https://www.lektorium.tv/cryptoeconomic) состоит из 11 лонгридов и проверочных заданий, в лонг­ридах представлены текстовые материалы, видеофайлы, фотографии, иллюстрации, инфографика. Онлайн-курс «Призраки Петербурга» (https://www.lektorium.tv/prizraki-peterburga) – это серия из 20 видеолекций в формате экскурсий по Санкт-Петербургу, во время которых автор знакомит слушателей с литературными произведениями поэтов и писателей, живших в этом городе в XIX–XXI вв.

YouTube-канал «Научпок» – научно-популярный, развлекательный медиаресурс «о научных штучках». У канала более 2 млн подписчиков, есть несколько тематических разделов: «Человек», «Популярные мифы», «Животные», «Физика», «Космос», «История» и др. Каждый видеоролик раскрывает определенную тему за несколько минут (хронометраж –от 4 до 6 мин.), однако есть отдельная подрубрика «Узнать за 60 секунд», в ней ролики от 1 до 2 мин. Все видеофайлы строятся по одному принципу. Создатель канала рисует картинки и объясняет тему видеоролика, а сам видеоролик – это ускоренная видеосъемка процесса создания иллюстраций-картинок. Например, «Мир глазами слабовидящих» (https://www.youtube.com/user/nowchpok/featured), «Откуда берется кашель?» (https://www.youtube.com/watch?v=G2WjhIPmJKw).

Научно-просветительский проект «Ант­ропогенез.ру» (http://antropogenez.ru) является одним из наиболее популярных ресурсов, посвященных проблеме эволюции человека и борьбы с мифами в этой сфере. Поскольку основными критериями качества материалов для создателей сайта является научность, доступность и занимательность, ресурс активно использует как мультимедийные онлайн-технологии, так и офлайн-мероприятия. К первым относятся: видеоэксперимент, мультипликация, анимация, видеоиллюстрация, виртуальная реконструкция, документальное видео, интерактивная инфографика, анимированная схема, интерактивная вопросно-ответная форма, статичное изображение, различные форматы видео (сайт развивает свой YouTube-канал), а также коммуникативные жанры социальных сетей. К офлайн-форматам и жанрам работы данного проекта можно отнести музейные выставки и экспозиции, открытые лекции, научно-просветительские форумы, научные конференции, вручение научных антипремий и др. Анализ показал, что проект «Антропогенез.ру» использует весь набор жанровой типологии, принятой за основу данного исследования, и создает инновационные (гибридные) мультимедийные форматы, что позволяет с успехом реализовывать заявленную просветительскую миссию (см. рис. 1).

mediaalmanah.2.2021.1424-01.png

Рисунок 1. Мультимедийные жанры ресурса «Антропогенез.ру» (в %)

 

Образовательные технологии как инструмент просветительской журналистики

«ПостНаука» (https://postnauka.ru) – сайт, посвященный актуальным современным фундаментальным исследованиям, активно использует различные мультимедийные жанры (см. рис 2). Большинство проанализированных медиатекстов сочетают в себе два медийных компонента: видеолекцию ученого и ее текстовую расшифровку. На ресурсе «ПостНаука» присутствуют оригинальные гибридные мультимедийные проекты двух типов. Первый – «Диалоги ПостНауки», по сути, они представляют собой видеолекции, однако формат предполагает заочную дискуссию, полемику между двумя учеными, освещающими различные аспекты одной научной темы (или проблемы). Второй тип – «Гид», этот мультимедийный формат имеет четкую структуру, включает в себя комбинацию вербального текста и видеолекций, статичную, анимированную и видеоинфографику, а также навигационно-интерактивные компоненты – тесты, поле тегов, кнопки социальных сетей, интерактивное содержание/оглавление. «Гид» погружает пользователей в свою проблематику, позволяет узнать различные аспекты изучаемого явления. Кроме того, «Гид» можно сохранить на своем персональном устройстве и возвратиться к его изучению в удобное для пользователя время. Данный формат можно отнести к иммерсионным мультимедийным жанрам.

mediaalmanah.2.2021.1424-02.png

Рисунок 2. Мультимедийные жанры ресурсов «ПостНаука», «Мел», Arzamas (в %)

 

Сайт «Мел» (https://mel.fm) позиционирует себя как «интересный и современный медианавигатор», рассказывающий своим пользователям о российском и зарубежном образовании, образовательных услугах простым и понятным языком (см. рис. 2). На медиаресурсе представлено несколько рубрик, но основная тема – школа и школьное образование. Большая часть публикаций «Мела» – это блоги, рассказ от первого лица о конкретной проблеме в области воспитания или образования детей и способы ее решения. Значительная часть материалов строится по принципу: текст плюс статичные фотографии (иллюстрации). В некоторых материалах содержатся гиперссылки на другие темы. На сайте есть интерактивные публикации в рубрике «Тесты», ориентированные на знание русского языка, литературы и других школьных предметов: «Кто срубил вишневый сад и кому писал письмо Ванька: тест ко дню рождения Чехова», «Ах, злые языки страшнее… Чего? Продолжите цитату из “Горе от ума”» и др. Также выявлены сугубо развлекательные тесты, не выполняющие просветительской задачи: «На какую маму из кино вы больше всего похожи?», «Лучшее издание об образовании или пособники Госдепа. Выясняем, какой вы комментатор “Мела”» и др.

Arzamas (https://arzamas.academy) – просветительский проект, посвященный ключевым вопросам культуры, истории, искусства (см. рис. 2). Сайт оформлен интерактивно, навигация говорит о высоком уровне юзабилити, а оптимальное расположение материалов, удобство скроллинга, фигурные шрифты – о профессиональном дизайне. Распределение по рубрикам позволяет читателю быстро находить интересующий его подкаст, видеоматериал, спецпроект, лекцию. Мультимедиа на Arzamas нацелены не только на возбуждение любопытства читателя, но и на просветительскую задачу – объяснить понятия, события, философские концепции простым языком. Речь идет не только о слове как таковом, но и о слове графическом – визуализации, стимулирующей память читателя. Поэтому на портале распространены материалы с большим объемом видеоинфографики. Анимированность с ироническим подтекстом имеет несколько целей: развеять мифы, развенчать стереотипы, объяснить точку зрения видных ученых, культурологов. Например, материал о сомнительном характере споров о Древней Руси («Видеоистория российской культуры за 25 минут» (https://arzamas.academy/likbez/ruskult)). Такие материалы сочетают в себе информационные и интерактивно-навигационные жанры, часто они являются партнерскими (указанный материал создан совместно с ПАО «Сбербанк»).

Популярный жанр на сайте – подкаст. Необходимо отметить, что на сайте также присутствуют подкасты-сериалы – материалы на одну близкую тему (с разными гостями). В качестве примера можно привести серию подкастов на тему британской музыки: «Британская музыка от хора до хардкора» (https://arzamas.academy/special/britmusic, серия включает десять материалов: «Рейв: как электронная музыка изменила Британию», «Чем велик Генри Пёрселл», «От джаза до грайма: музыка иммигрантов» и т.д.).

Помимо материалов исторического характера на Arzamas размещаются проекты, посвященные современной социокультурной реальности. Например, материал «8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах» (05.02.2020, https://arzamas.academy/mag/782-citta) демонстрирует объемное исследование, статичные иллюстрации показывают хронологию культурной де­градации и обветшания городов за сто лет истории. Процветающие когда-то города Вышний Волочек, Вологда, Выборг сегодня пребывают в запустении и медленно исчезают. Основная причина указана автором в жанре реплики: «В 2010 году Минкульт сократил список исторических поселений России более чем в десять раз – с 478 до 41. Но и для тех из них, что прикрыты охранным статусом, не придуманы системные методы охраны среды и не составлена охранная документация».

Широко применяются гиперссылки: в исследовательские материалы добавляется список литературы, поэтому в случае неточности читатель может перепроверить информацию. Спецпроекты Arzamas также отличаются интерактивностью. В них широко используются иммерсионные жанры. Так, в проекте «Музыка в затерянных храмах» (https://arzamas.academy/special/tver) к тексту и фотографиям добавляют видеосопровождение. Короткие ролики (2–4 мин) создают неповторимую атмосферу отшельничества и запустения, которая сочетается с самобытной красотой местности (раздел «Церковь Богоявления Гос­подня»), а образы известных музыкантов создают смысловой диссонанс. Он привлекает внимание зрителя, заставляет посмотреть материал до конца.

Colta (https://www.colta.ru) – медиа для современного интеллектуального читателя. Слоган ресурса – «Всё о культуре и духе времени». В этом СМИ обсуждаются мировые и российские новости из сферы музыки (современной и классической), театра, кино. Самым популярным мультимедийным жанром является фотогалерея, также используются статичные изображения, реже информирующие (инфографика, дополняющая основной текст) (см. рис. 3). Ресурс, как правило, не создает собственного видео, используются видеоклипы исполнителей и ролики из видеохостингов. В фотоматериалах преобладает документальный стиль отображения реальности. Специальную рубрику «Фотопроекты» снабжают авторским комментарием. Иван Шестов в работе «Груз человеческий» (04.02.2020, https://www.colta.ru/galleries/specials/23499-fotoproekt-ivan-shestov-gruz-chelovecheskiy#ad-image-1) объясняет: «Моим замыслом было, используя пресловутую псевдореконструкцию как знаковую систему, обозначить более свободные от исторической конъюнктуры вопросы». Фотограф здесь выступает как художник, четко обозначая основную идею. Несмотря на небольшое количество таких работ, качество их проработки высокое – фотограф-художник работает с разными моделями, обозначает философский или культурологический подтекст галереи, профессионально обрабатывает фото.

mediaalmanah.2.2021.1424-03.png

Рисунок 3. Мультимедийные жанры ресурсов Colta, «ТАСС Наука» (в %)

 

«ТАСС Наука» (https://nauka.tass.ru) – просветительский научно-популярный проект (раздел) информационного агентства ТАСС. «Достоверное информирование максимально широкой аудитории» – главная цель агентства. Для достижения этой цели сотрудники используют различные мультимедийные технологии и жанры (см. рис. 3). Например, видео в формате 360 градусов, статичную и интерактивную инфографику, аудио- и видеоподкасты и т.д. Отличительным признаком этого медиаресурса является повсеместное использование гипер­ссылок, позволяющих узнавать подробности и контекст публикуемых материалов. «ТАСС Наука» концентрирует свое внимание в первую очередь на научных достижениях в области биологии и медицины, а также на теме «Российские ученые и их научные открытия», в качестве отдельных подрубрик выделены следующие разделы: «Сколково: технологии будущего», «Генное редактирование будущих детей», «Спектр-РГ» (новости Роскосмоса) и др. Большинство публикаций «ТАСС Наука» выполнены по шаблону: статичные панорамные иллюстрации, кнопки социальных сетей, вербальный текст, изобилующий гиперссылками, в качестве врезок публикуются ссылки на другие материалы данного тематического направления. В некоторых публикациях также размещен видеофайл, иллюстрирующий информацию в материале: «Световой день короткий, небо вечно затянуто облаками – нужно ли беспокоиться о здоровье?» (03.02.20); «Пневмония в Китае. Что известно о новом вирусе и насколько он опасен?» (13.01.20).

Канал «Лекторий Образовача» (или «Курилка Гуттенберга», https://www.youtube.com/watch?v=3R-FVVNAgDk), по данным YouTube, является самым посещаемым лекторием в стране. Популярность он заработал в первую очередь благодаря молодежной аудитории. Проект задуман как просветительский и мультиплатформенный, на некоммерческой основе, запущен в 2014 г. Цель проекта – популяризация науки и культуры, с особым упором на просвещение молодежи. По числовым показателям отмечается следующее: «За четыре года существования “Курилки” мы провели более 500 научно-популярных и культурных мероприятий в 41 городе России, Белоруссии и Чехии. Лекции проекта посетило более 50 тысяч человек. Лекции проекта в Интернете посмотрели более 5 000 000 раз». Тематика лекций разнообразна: космическая техника, эпилепсия, генная инженерия и пр. Видеозапись ведется на реальных открытых лекциях, поэтому ощущается вторичность материала, качество звука и видео оставляет желать лучшего. Проект не подразумевает отдельной записи лекций.

Redroom – просветительский YouTube-канал, тематика всех видео – история. (https://www.youtube.com/channel/UCsK1oV0PGkcZ1Uh-Ftajx0dg). Ресурс рассмат­ривает важные исторические процессы, парадоксы, интересные факты. Длительность роликов – 5–20 мин. Мультимедийность материалов раскрывается в использовании информирующих и иллюстративных жанров: размещаются статичные изображения, карты, инфографика, анимированные портреты исторических персонажей и др. На канале также размещены видео в формате интервью: «Нравы, традиции и законы средневековой Ирландии // общаемся с кельтологом Верой Потопаевой» (https://www.youtube.com/watch?v=zw_eOtmj3-U). Под видео для удобства зрителя расположены таймкоды.

 

Заключение

Проведенный анализ просветительских ресурсов позволяет сделать несколько выводов, касающихся целей данного исследования.

Расширение спектра транскодирования. Разнообразие серьезного просветительского контента, созданного с применением мультимедийных технологий, дает возможность исследователям рассматривать мультимедийные жанры как совокупность технологических приемов, детерминирующих возникновение оптимальных коммуникативных форм (модальностей) бытования информации в медиа. Поскольку такие формы значительно повышают эффективность коммуникации журналиста и аудитории, перспектива развития просветительской журналистики связана именно с применением широкого спектра мультимедийных элементов. Одним из основных выводов данного исследования можно считать утверждение о том, что лабильная цифровая среда обладает практически безграничным потенциалом производства модальностей информации, с каждым годом прирастающим новыми материальными воплощениями: от инновационных методов обработки статичных изображений до создания интерактивных интеллект-карт.

Иллюстративные жанры как традиция. Анализ эмпирического материала и представленная визуализация показывают, что большинство просветительских ресурсов предпочитают использовать иллюстративные форматы мультимедийных инструментов, относящиеся к арсеналу традиционных медиа. Данные жанры нельзя в полной мере отнести к процедуре транскодирования, поскольку они, как правило, дополняют и расширяют смысл материала, а не являются полноценными носителями социальных смыслов. Это можно расценить как негативную тенденцию, поскольку мультимедийные инструменты, формирующие эффект конвергенции, вошли в практику российских журналистов еще два десятилетия назад, а текущий анализ показывает некоторую ригидность производителей контента.

Миссия выполнима. Именно сфера просветительской журналистики позволяет успешно применять мультимедийные инструменты, актуализирующие онтологические повестку российской журналистики, ее вечную миссию – просвещение аудитории. Просветительский потенциал цифровой журналистики позволяет делать оптимистичные прогнозы относительно противоборства развлекательной и образовательной функций журналистики: мультимедиа как элемент (онлайн-) коммуникативных жанров дает возможность наладить диалог с самой активной частью интернет-аудитории – поколениями Y и Z. Ускоряющийся технологический прогресс позволяет наблюдать постоянное увеличение объемов контента в сфере мультимедийной журналистики.

Вовлечение аудитории. Развитие мультимедийных просветительских ресурсов связано с вовлечением аудитории в оценку и производство контента. Крупные редакции с государственным финансированием действуют по шаблонам редакционной политики, а малые – руководствуются навыками конкретных специалистов, что не может обеспечить полноценного создания новых модальностей бытования смыслов. Лишь технологии вовлечения коллективного интеллекта (краудсорсинг) могут запустить процесс социальной семиотической работы, производящей новые форматы информации.

Новые медиа – малые медиа. В условиях, когда просветительская журналистика становится менторской и неповоротливой в официальных СМИ, а коммерческие медиа лишь конкурируют за рекламу, реализация исторической миссии журналистики ложится на плечи малых нишевых медиа (small media), которые получают возможность производить качественный просветительский контент посредством внедрения в практику доступных и эффективных мультимедийных технологий и жанров. Развитие технологий позволяет внедрять мультимедийную составляющую без наличия больших бюджетов и редакционных коллективов: дорогое программное обеспечение заменяют бесплатные онлайн-сервисы, квадрокоптер – съемку с вертолета, а съемка на смартфон с хорошим разрешением делает ненужной покупку профессиональной камеры.

Таким образом, одним из вариантов будущего развития журналистики представляется ориентация на выполнение социальных задач просвещения аудитории с масштабным применением современных мультимедийных технологий и адаптацией контента для сетевой аудитории.

 

Библиография

Амзин А.А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом. М.: АСТ, 2020.

Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. Технология свободы. М.: Постум, 2017.

Бурдьё П. О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. Анисимовой, Ю. Марковой; отв. ред., предисл. Н. Шматко. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Ин-т экспериментальной социологии, 2002.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А.В. Гасилина, ред. П. Костюк, Д. Рындин [Сер. «Новая реальность»]. М.: Рипол- Классик, 2019.

Дзялошинский И.М. Современное медиапространство России: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2017.

Интернет-СМИ: теория и практика / М.М. Лукина, А.О. Алексеева, Л.А. Круглова, Н.Г. Лосева и др. М.: Аспект Пресс, 2013.

История зарубежной журналистики: 1929–2011 / под ред. Я.Н. Засурского. М: Аспект Пресс, 2011.

Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс и др. / науч. ред. С. Балмаева, М. Лукина. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016.

Кастельс М. Власть коммуникации: учеб, пособие / пер. с англ. Н.М. Тылевич; науч. ред. А.И. Черных. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2016.

Ким М., Пак Е. Жанры печатных и электронных СМИ: учебник для студентов вузов. М.: Питер, 2019.

Кресс Г. Социальная семиотика и вызовы мультимодальности / пер. с англ. Т.Ш. Адильбаев, И.В. Фомин / МЕТОД (Московский ежегодник трудов из обществоведческих дисциплин). 2018. № 8. С. 418–429.

Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007.

Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А.Г. Качкаевой, С.А. Шомовой. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учебник для студентов вузов. 8-е изд., исп. М.: Аспект Пресс, 2011.

Пуля В. Сторителлинг всеми силами: как научиться мыслить мультимедийно // Журналист. 2018. № 8. Режим доступа: https://jrnlst.ru/storytelling-media (дата обращения: 30.05.2020).

Теория журналистики в России: моногр. / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Алетейя, 2018.

Тертычный А.А. Методы профессиональной деятельности журналиста: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2011.

 

Manovich L. (2012) Media Visualization: Visual Techniques for Exploring Large Media Collections. NY: Wiley-Blackwell.

Postman N. (1985) Amusing Ourselves to Death: Public Discourse in the Age of Show Business. NY: Penguin Group.

Zizek S. (2018) Like a Thief in Broad Daylight: Power in the Era of Post-Human Capitalism. NY: Allen Lane.