Ссылка для цитирования: Гатилин А.С. Функционально-ролевые особенности деятельности журналистов в контексте реализации социальных проектов (на материале местных СМИ) // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 66–79. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.6679
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.6679@ Гатилин Александр Сергеевич
соискатель кафедры периодической печати
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), gatilin@mail.ru
Вслед за стремительной трансформацией современного общества меняются и целевые установки, функциональные особенности, ролевая специфика журналистской работы и даже институциональные формы деятельности СМИ1. Редакции районных газет, столкнувшись с падением тиражей и доходов от рекламы, снижением государственных субсидий, ищут новые способы взаимодействия с аудиторией. Журналисты все чаще вовлекаются в непосредственное решение социальных проблем, развитие местных сообществ и помощь нуждающимся. Социальные проекты используются СМИ для удержания, сохранения лояльности и большего вовлечения аудитории. Секретарь Союза журналистов России Владимир Касютин убежден, что социальные инициативы приносят СМИ практическую пользу при условии, что это системная работа в партнерстве с местными сообществами2. С ним солидарен исполнительный директор Альянса независимых региональных издателей Сергей Лапенков, отмечающий, что число проектов, в которых проблемы решаются всем миром, вскладчину, только растет3.
Дискуссия о целесообразности осуществления журналистами социальных инициатив, более свойственных НКО, имеет длительную историю. Должны ли СМИ собирать средства на операции, вовлекать читателей в помощь малообеспеченным семьям, проводить конкурсы, флешмобы и фестивали, организовывать общественные дискуссии и добиваться справедливости? Значительный вклад в осмысление трансформации журналистских практик, роль медиа в развитии гражданского общества, новых форм взаимодействия журналистов и аудитории внес И.М. Дзялошинский4. Обсуждая социальные инициативы российских СМИ, он еще двадцать лет назад предлагал рассматривать три типа журналистики: первый – журналистика как инструмент управления обществом, второй – журналистика как исключительно информационная деятельность, третий тип – журналистика, которая способствует становлению местного сообщества, социально ответственная журналистика. Несмотря на активное развитие третьего типа, по мнению Дзялошинского: это движение пока еще встречает сопротивление приверженцев двух первых типов журналистики5. За прошедшее время российскими исследователями были подробно разработаны концепции партиципарной журналистики (Фомичева, 2002), журналистики соучастия (Дзялошинский, 2006), социальной журналистики (Фролова, 2014), но актуальность исследования постоянно меняющихся журналистских практик сохраняется. По мнению И.Д. Фомичевой (2015), современные медиаисследователи уделяют значительное внимание медиатехнологиям, вместе с тем в не меньшей степени заслуживают внимания технологии социальные.
Должны ли расширяться функциональные обязанности журналиста и спектр принимаемых им на себя ролей? Как в связи с этим будет меняться круг исследовательских вопросов и содержание учебных программ? О необходимости ревизии традиционных концепций и базовых понятий в журналистике пишут многие российские и зарубежные медиаисследователи. Е.Л. Вартанова ((ред.), 2019) отмечает, что в условиях цифровизации, трансформирующей практики социальной коммуникации, исследователям массмедиа необходимо не только анализировать происходящие на их глазах процессы, но и разрабатывать современный терминологический аппарат, который будет учитывать как традиционные научные концепции, так и быстро меняющуюся реальность. Рассуждая об утрате журналистами монополии на распространение информации, Е.Л. Вартанова (2012) фиксирует новые возможные роли журналистов – в первую очередь модератора социальных дискуссий. В.В. Тулупов (2015: 18) убежден, что профессия журналиста видоизменится, однако неизменными сохранятся присущие журналистам-профессионалам человеческие качества: «гражданственность, пассионарность, ответственность, честь и достоинство, смелость и мужество».
Существенной преградой для новых подходов к рассмотрению функциональных особенностей деятельности современных СМИ является сужение предметного поля исследовательских работ. Проведенный научными сотрудниками факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова анализ предметно-объектного поля диссертаций по специальности «Журналистика» показал, что подавляющее большинство исследовательских работ посвящено таким элементам классической схемы коммуникации Лассуэлла, как контент и канал. Исследованию аудитории не была посвящена ни одна диссертация в период с 2012 по 2016 гг. (Вартанова, Аникина, Гуреева, Дунас, 2019). Сложившаяся ситуа- ция объясняется сложностью организации репрезентативных количественных и достоверных качественных исследований. Однако с учетом все возрастающей роли аудитории в коммуникационных процессах, с переходом от монологичной схемы распространения и потребления информации к диалогу и взаимному воздействию коммуникатора и реципиента представляется, что среди значимых и перспективных исследовательских вопросов необходимо рассматривать особенности деятельности СМИ в парадигме партиципарной журналистики (Фомичева, 2011).
И.Д. Фомичева (2002) акцентирует внимание на необходимости по-новому посмотреть на отношения главных субъектов коммуникации – журналиста и аудитории. По ее мнению, должно измениться представление о спектре ролей журналиста, который не может оставаться лишь проповедником, просветителем, расследователем, репортером, аналитиком. И.Д. Фомичева убеждена, что необходимо рассматривать роли организатора, медиатора, модератора и обучать журналистов выполнению этих ролей.
В исследовании, проводимом на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством Т.И. Фроловой, предпринята попытка многопланового изучения практики реализации СМИ социальных проектов. В настоящей статье будут представлены результаты анализа функционально-ролевых особенностей профессиональной журналистской деятельности, осуществляемой в ходе реализации СМИ социальных проектов.
Теоретическим основанием данного исследования стали труды ученых в области изучения отечественной медиасистемы и региональных СМИ (Вартанова (ред.), 2021; Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2015), профессиональной деятельности журналиста (Вартанова, 2014, 2019; Колесниченко, 2018; Лазутина, 2017; Лазутина, Распопова, 2011; Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин и др., 2016; Тертычный, 2017; Ахмадулин, 2016). В вопросах исследования роли СМИ в общественных процессах опорой стали труды авторитетных российских и зарубежных исследователей (Прохоров, 2011; Фомичева, 2012; Корконосенко (ред.), 2016; Назаров, 2018; Лазутина, 2018; Свитич, 2015; Ахмадулин, 2016; Кирия, Новикова, 2017; Бережная, 2017; Иванян, 2007; МакКуэйл, 2014; Christians, Glasser, McQuail, Nordenstreng et al., 2009).
Эти работы помогли сформулировать сферу интересов данного исследования – социально-организаторскую деятельность региональной журналистики в новых институциональных условиях с учетом обстоятельств, определяющих сегодня профессиональное функционирование СМИ «глубинной» России. Базисными для проведения исследования стали концепции партиципарной и социальной журналистики.
Значимым ориентиром для анализа институциональных особенностей функционирования СМИ в демократическом обществе и форм вовлечения аудитории стали концепции социальной ответственности СМИ (Siebert, Peterson, Schramm, 1984; МакКуэйл, 2014), конструкционизма (Spector, Kitsuse, 2001; Ясавеев, 2010), гражданской журналистики (Миллер, 1998; Glasser (ed.), 1999; Haas, 2012), коллаборативной журналистики6, журналистики решений7, которые сформировались и наиболее активно развивались во второй половине XX в. и, по сути, бросали своеобразный вызов утвердившейся монополии односторонней информационной модели коммуникации как базовой для функционирования СМИ. Наибольший интерес представляет опыт вовлечения аудитории в процесс определения актуальных вопросов развития местных сообществ в ходе предвыборных кампаний и в повседневной жизни (гражданская журналистика, журналистика сообществ), объединения усилий редакций и заинтересованных граждан в решении проблемных ситуаций (коллаборативная журналистика), подготовки журналистских материалов, направленных на достижение социального эффекта (результативная журналистика). Эти и другие успешные поиски новых форматов журналистской работы свидетельствуют о включении журналистов в процесс социальных изменений. Как отмечала Н.В. Хлебникова (2011), анализируя эволюцию гражданской журналистики, ее суть нельзя описать в рамках классических информирующих медиа, необходимо выйти за эти рамки. Вслед за медиаконвергенцией, в основе которой лежит инструментальная диффузия ранее мало связанных между собой медиасред и медиапрактик, требует осмысления институциональная конвергенция, выраженная в апроприации СМИ функций, ранее более свойственных некоммерческим организациям и неформальным инициативным группам. Подобные тенденции влияют и на расширение функционально-ролевых особенностей профессиональной деятельности журналистов. Осмыслению этого феномена посвящено наше исследование.
Для целей исследования мы определяем социальные проекты СМИ как многокомпонентную деятельность журналистов, направленную на решение социальных проблем местного сообщества посредством его непосредственного вовлечения и выходящую за пределы традиционно понимаемых авторских функций.
Вслед за И.Д. Фомичевой для анализа социальной активности журналистов мы выделили три роли: медиатор, модератор, организатор. В нашем понимании они различаются степенью активности участия журналиста в общественных преобразованиях. Еще раз обратим внимание на то, что информационная роль – необходимое, но не достаточное условие реализации социальных проектов и инициатив. Информирование как вид деятельности присутствует во всех рассматриваемых нами проектах, но в условиях переизбытка информации и снижения уровня доверия СМИ одних слов для решения острых проблем мало. А если они не решаются, то, задаются вопросом многие читатели, зачем вообще нужны местные СМИ8?
Эмпирическая база исследования сформирована из социальных проектов муниципальных и региональных СМИ, представленных их авторами на различных корпоративных мероприятиях: форум Союза журналистов России «Вся Россия» (24.09.2019) (круглый стол «Журналист или активист? Как и зачем СМИ помогают людям?»); конкурс социальной журналистики «Семья и будущее России – 2020» (номинация «Социальные проекты»), онлайн-конференция «МедиаАктив – 2020» (11.12.2020) (круглый стол «Социальные проекты СМИ как способ решения социальных проблем и развития гражданского общества»). В общей сложности в исследовании использованы описания 126 проектов 65 муниципальных СМИ из 36 регионов России. Представлены все восемь федеральных округов Российской Федерации. Ежегодно более 2500 журналистов из всех регионов России приглашаются к участию в конкурсе «Семья и будущее России». Эти же журналисты были проинформированы о возможности выступлений на круглых столах «Журналист или активист? Как и зачем СМИ помогают людям?» и «Социальные проекты СМИ как способ решения социальных проблем и развития гражданского общества». Возможность рассказать о своих социальных проектах на круглых столах и в конкурсной заявке получило большинство журналистов, регулярно освещающих в российских СМИ социальную тематику.
По сведениям секретаря Союза журналистов России, главного редактора журнала «Журналистика и медиарынок» Владимира Касютина, в России насчитывается приблизительно три с половиной тысячи районных, городских и областных газет общественно-политического формата. Из них активно участвуют в профессиональных мероприятиях, делятся опытом в профильных СМИ несколько сот редакций. Они же обычно не безразличны к проблемам граждан и умеют отстаивать их интересы. По оценке В. Касютина, это примерно 10‒15% от общего числа редакций9. 65 муниципальных и региональных СМИ, чей опыт мы исследуем, составляют большую долю редакций, реализующих социальные проекты.
Основной метод исследования – контент-анализ (количественный и качественный) структурированных описаний (паспортов) проектов. В рамках анализа интерес представляют тематика проектов (разнообразие социальных проблем), субъектно-объектные связи (участники социальных действий), региональная представленность, виды активности журналистов и аудитории, способы вовлечения аудитории и каналы коммуникаций, публикации, представляющие ход реализации проектов и их результаты, а также профессиональные установки журналистов. Исходя из общей задачи представления практики проектов как отражения глобальной проблемы гражданского участия и роли местных СМИ в его организации, мы намерены показать функционально-ролевые особенности профессиональной деятельности журналистов, осуществляющих социальные проекты, ответив на следующие вопросы:
Другими словами, мы хотели бы определить, что делают журналисты и в чем состоит назначение этих действий в контексте реализации социальных проектов местными СМИ.
В качестве единицы анализа рассматривался самостоятельный, отдельный социальный проект в его целостности. Репрезентативность результатов также может быть обусловлена следующими факторами: автор принимал непосредственное участие в организации конкурсов и дискуссий по теме10; провел ряд интервью с журналистами и редакторами, реализовавшими свои проекты11; был непосредственным организатором межрегиональных проектов12. База исследуемых проектов находится в открытом доступе; организаторы и участники ознакомлены с результатами исследования; выводы и рекомендации приняты. Автором, естественно, рассмотрены не все проекты, реализованные российскими СМИ, однако их количество и представительство регионов свидетельствуют о достаточной репрезентативности.
Роли журналиста. В данной категории анализа мы рассматривали и определяли относительно новые роли, которые в силу обстоятельств принимает на себя журналист, решая социальные проблемы местных сообществ и помогая нуждающимся гражданам: медиатор, модератор, организатор. Обозначим наше понимание ролевых особенностей.
Медиатор помогает сторонам услышать друг друга и прийти к приемлемому для всех компромиссу. Модератор указывает на проблему и понуждает ответственных к ее решению. Организатор приходит на помощь и объединяет неравнодушных людей, которые не обязаны в силу своих должностных обязанностей заниматься проблемным вопросом, но хотят внести свой посильный материальный и нематериальный вклад в решение проблемы и (или) развитие местного сообщества.
Представляется, что роль медиатора максимально близка традиционной журналистской деятельности по информированию граждан. Медиатор не обозначает свою позицию и не прикладывает усилий, чтобы правильный, по мнению журналиста, вариант решения проблемы был принят всеми. Медиатор объективен и независим, что позволяет сохранять доверие участников диалога и желание найти компромиссное решение. Однако по факту, как показало исследование, обеспечить прямой диалог граждан с властью или конфликтующих сторон друг с другом оказывается очень непросто. Всего в 2% рассмотренных проектов журналисты выступали в роли медиатора.
Роль модератора предполагает более активное участие журналиста в решении проблемной ситуации. Часто это выражается в отстаивании прав граждан и в прямом понуждении ответственных чиновников к скорейшему изменению сложившейся ситуации. Журналист четко знает, какую проблему и с чьим участием необходимо решить.
Роль организатора требует максимальных затрат времени, сил, а иногда и материальных ресурсов. Журналист (а чаще журналистский коллектив, редакция) рассказывает аудитории о проблемной ситуации или о возможной точке роста в жизни местного сообщества, объединяет неравнодушных граждан и выстраивает работу таким образом, чтобы проблема была решена или в общественной жизни произошли заметные изменения. Часто подобная активность требует значительного времени, а результативность действий журналистов и неравнодушных граждан может оцениваться на промежуточных этапах с целью фиксации прогресса в достижении конечной цели.
На рисунке 1 представлено наше определение распределения ролей, реализованных журналистами в ходе проведения рассматриваемых нами социальных проектов.
Рисунок 1. Роли журналиста
Мы видим, что в ходе реализации рассмотренных в исследовании 126 социальных проектов журналисты чаще всего выступали в роли организатора, что подтверждают результаты в другой категории анализа: чаще всего субъектами общественных изменений выступали граждане (75%), а не власть (23%) и не бизнес (2%). Можно констатировать, что участие журналистов в решении проблем граждан востребовано: «если не вы, то кто?». Вместе с тем вызывает серьезные вопросы неспособность, невозможность или нежелание журналистов устраивать прямой диалог граждан с властью: связано ли это с нежеланием чиновников отвечать на вопросы граждан и нести ответственность, или граждане не готовы к конструктивной дискуссии? Может быть, журналистам не хватает навыков проведения круглых столов, прямых линий и иных форм прямого обсуждения проблемных ситуаций? Необходимы дополнительные междисциплинарные исследования для получения ответов на поставленные вопросы. Пока они остаются открытыми.
Виды деятельности. Выполняя те или иные роли, журналисты осуществляют многогранную деятельность, которая выходит за рамки традиционной модели информирования аудитории. Именно эта активность в центре нашего внимания. Что необходимо осуществить, чтобы решить стоящую проблему, изменить к лучшему жизнь местного сообщества? Анализ проектов позволил выделить 22 вида деятельности, включая информационную. В ходе реализации социальных проектов журналисты не ограничиваются одним видом деятельности: к успеху приводит комбинация различных активностей. На рисунке 2 представлены наиболее распространенные виды деятельности.
Рисунок 2. Виды деятельности
Предсказуемо, что помимо создания традиционных информационных материалов наиболее распространенным видом деятельности стала публикация постов в социальных сетях (блогинг). Сейчас уже никого не удивишь страницами СМИ в соцсетях, однако в чьи функциональные обязанности входит создание и публикация постов, ответы на комментарии под постами – единого рецепта не существует: в некоторых редакциях работает smm-специалист, кто-то сам продвигает тему в соцсетях, где-то расписано дежурство журналистов. Очевидно, что блогинг это отдельный вид деятельности как по используемым инструментам и коммуникационным каналам, так и по содержанию сообщений, которые не могут быть перепечатками материалов сайта. Учитывая ограниченные финансовые возможности местных СМИ, более вероятным сценарием может быть освоение навыков блогинга штатными журналистами, а не привлечение отдельного smm-специалиста. Тесно связан с работой в социальных сетях следующий по популярности вид деятельности – краудсорсинг. За этим иностранным словом кроется вполне понятная и в какой-то степени привычная для российских журналистов деятельность по объединению людей в решении проблемы. Важно отметить, что речь идет не о финансовых ресурсах (фандрайзинг как вид деятельности при реализации социальных проектов стал третьим по распространенности), а об умениях и способностях, временных затратах граждан, а также о нефинансовых ресурсах (еда, часто собственного приготовления, одежда).
Важным открытием стало то, что почти половина рассмотренных социальных проектов была связана с организацией мероприятий. Очевидно, что подобная деятельность требует значительных временных затрат и особых коммуникативных и организационных навыков, которые в настоящее время набираются методом проб и ошибок. Также случается, что для решения конкретной проблемы человека или семьи журналисту приходится фактически за руку вести нуждающихся в помощи или в ручном режиме добиваться изменения проблемной ситуации, затрагивающих все местное сообщество, – 23 % рассмотренных проектов были связаны с индивидуальным сопровождением.
Интересны данные о том, что лишь в каждом пятом проекте журналисты прибегают к официальным запросам в органы власти. В последнее время сроки получения ответов от чиновников стали неприемлемы для публикации оперативной информации и очень часто содержат бессодержательные отписки ‒ возможно, с этим связано нежелание журналистов обращаться в органы власти. Вместе с тем в небольших городах и сельских поселениях контакты с чиновниками могут строиться и на неформальной основе. Иногда достаточно простого звонка, прямой коммуникации, чтобы получить комментарий по сложившейся ситуации. В некоторых случаях активности журналистов и местных жителей оказывалось недостаточно для решения проблемы, и редакции инициировали сбор подписей под открытыми письмами руководителям областных органов власти (в 3% рассмотренных проектов использовался такой способ донесения информации и побуждения к действиям).
Перспективными и недостаточно используемыми в настоящее время представляются такие виды деятельности, как рейды и наставничество, которые могут эффективно использоваться для решения проблем социального сиротства и помощи семьям в трудной жизненной ситуации. Требует дополнительного рассмотрения слабая представленность конкурсов при решении задач, связанных с развитием местного сообщества.
Проведенное исследование подтвердило, что журналисты муниципальных СМИ все чаще выходят за пределы редакции и участвуют в решении социальных проблем. Степень эффективности подобной деятельности требует дополнительного рассмотрения, но вопрос о целесообразности социальных инициатив СМИ для многих журналистов и руководителей СМИ давно не стоит. Задача медиаисследователей, научных сотрудников факультетов журналистики помочь СМИ совершенствовать свой коммуникативный и управленческий инструментарий, необходимый для реализации социальных проектов.
Результативность. Е.П. Прохоров (2011: 301) утверждал, что подготовка материалов СМИ должна быть объективно подчинена «прагматике журналистского труда, ориентации на достижение конечных социальных целей», а результативность работы журналиста Прохоров определяет как «меру реализации цели». Проведенное нами исследование показывает, что подготовки материалов зачастую не хватает для достижения социальных целей. Важно не только информировать, но и провоцировать и организовывать активность аудитории.
Журналисты газеты «Прихопёрье» (Воронежская область) не только рассказали о мусоре на берегах реки Хопёр и призвали читателей навести порядок, но и сами вышли очищать берега. «Пошли всей редакцией, взяли мужей, оповестили родственников, – рассказывает главный редактор газеты Ольга Фомич. – Думали, никто больше не придет. Но когда увидела, что пришли убирать старшеклассники, обычные люди, я поняла, что, если правильно разъяснить, если взять важную для всех проблему, то люди придут». По итогам акции газета опубликовала развернутый материал и впоследствии неоднократно организовывала субботники в разных районах города.
Редакция газеты «Курская правда» организует благотворительно-просветительский проект «Дари добро с “Курской правдой”». Журналисты поддерживают детей, временно оставшихся без попечения родителей. С помощью педагогов они собрали пожелания воспитанников Деду Морозу, создали онлайн-таблицу, в которой читатели могли выбрать и исполнить конкретное желание ребенка. В итоге 30 детей получили новогодние подарки. Редакция сайта 1Rnd.ru организует ежегодный инклюзивный праздник «Мастерская Деда Мороза». Гостей ждут творческие номера, анимационная программа, фотозоны, вручение сделанных своими руками подарков Деду Морозу, детская дискотека и подарки. Партнеры сайта, друзья, рекламодатели – все приглашаются вместе со своими детьми. Для многих из них – это оказывается первым мероприятием с участием детей с инвалидностью. С каждым годом количество гостей растет: от 30 до 120 участников в 2019 г. Журналисты «Земли Кстовской» организуют семейные слеты и высаживают семейные аллеи.
Журналисты телеканала «Ариг Ус» (Республика Бурятия) побуждают органы опеки активнее помогать семьям в трудной жизненной ситуации. Редакция самостоятельно не может решить проблемы неблагополучных семей, но с помощью неравнодушных зрителей обращает внимание властей на ситуации, в которых требуется долгосрочное содействие социальных служб. В 2018 г. журналисты начали помогать многодетной семье, которая живет в одном из сел нашего округа без документов. Сотрудники газеты «Борисоглебский вестник» в ручном режиме помогали 24-летней таджичке, которая 10 лет живет в России без документов и одна воспитывает четверых детей. Результатом журналистской активности стало получение Тахминой справки о том, что она является гражданкой Таджикистана, оформление свидетельств о рождении на всех четырех детей, суд признал факт ее проживания в России в течение 10 лет, что позволило получить разрешение на временное проживание.
В качестве примеров действий по медиации, направленной на поиск компромиссных решений, можно привести опыт газеты «Огни Енисея» (Красноярский край). Для того, чтобы разобраться в конфликтных ситуациях, журналисты создали при редакции дискуссионный клуб «Спорный перекресток». В режиме жесткого обсуждения заинтересованные стороны разбираются в существе проблемы. В случае невозможности достижения компромисса журналисты меняли роль «медиатора» на «организатора» и, случалось, выводили людей на улицу, когда появились лица, желающие приватизировать муниципальное предприятие электрических сетей, или когда городской суд захотел занять городскую библиотеку под свой офис. Успешный опыт медиации есть у коллектива газеты «Змеиногорский вестник» (Алтайский край). Компания по переработке вторичных отходов обогатительных фабрик начала вывозить с территории города шлак. Большегрузные машины портили дороги, а бюджет города ничего от их бизнеса не получал. Жители города обратились за помощью к журналистам. Был организован круглый стол в администрации города, на который пригласили представителей компании и местных жителей. В ходе дискуссии бизнесмены обещали выплатить в бюджет города 12 млн руб. и заасфальтировать ряд улиц.
Представленные примеры (и сотни других социальных проектов) показывают эффективность участия журналистов в решении проблем отдельных граждан и местных сообществ. По мнению руководителей муниципальных СМИ, которые не первый год занимаются реализацией социальных проектов, главный результат их деятельности состоит в том, что граждане начинают верить в свою способность повлиять на обстоятельства жизни своей семьи, близких, родственников, односельчан, появляются устойчивые инициативные группы, которые спустя некоторое время создают некоммерческие организации и на постоянной основе продолжают улучшать жизнь местных сообществ.
Проведенное исследование показало, что журналисты самостоятельно осваивают новые профессиональные роли, осознавая востребованность гражданами таких видов деятельности, которые могут осуществлять работники СМИ. Дискуссия о целесообразности прямого участия журналистов в решении социальных проблем ведется уже много лет как в профессиональном медийном сообществе, так и в научной среде. Наше исследование показало, что социальное проектирование широко распространено и не может оставаться вне зоны внимания медиаисследователей и преподавателей профильных дисциплин. Проблема носит системный характер и затрагивает не только программы учебных курсов, но и государственные стандарты профессиональной деятельности. В условиях, когда в редакциях муниципальных (а иногда и региональных) СМИ трудятся от трех до пяти специалистов, занимающихся непосредственно журналистской деятельностью, а еще несколько сотрудников выполняют технические функции, основная нагрузка при реализации социальных инициатив ложится на плечи журналистов, что выходит за пределы их компетенций, прописанных в профессиональном стандарте «Корреспондент СМИ», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.05.2014 № 33913.
Действующий профессиональный стандарт «Корреспондент средств массовой информации», разработанный специалистами РАНХиГС и регулирующий профессиональную деятельность корреспондентов (репортеров) в мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных СМИ, определяет основную цель этого вида профессиональной деятельности как подготовку и создание информационного материала, освещающего события, явления, факты, предназначенного для распространения с помощью СМИ. К группе занятий «Журналисты и литературные работники» указанный стандарт относит следующие трудовые функции: отслеживание информационных поводов и планирование деятельности, получение информации для подготовки материала, обработка и проверка полученной информации для материала, формирование материала.
Профессиональный стандарт «Редактор СМИ» определяет в качестве основной цели деятельности редактора «удовлетворение потребностей населения в актуальной информации различной тематики». Соответственно, обобщенные трудовые функции редактора связаны с работой над содержанием публикаций СМИ. Также в функциональные обязанности редактора входит организация работы подразделения СМИ, что включает в себя разработку концепций авторских проектов, планирование и координацию деятельности СМИ, анализ результатов и взаимодействие с внешней средой14.
Чуть шире трактует функциональные обязанности и необходимые журналистам навыки и компетенции действующий ФГОС «Журналистика», который предусматривает в рамках программы бакалавриата подготовку студентов к решению, в том числе, проектных и организационных задач15. Однако организационная работа журналиста подразумевает в первую очередь привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей общественности, обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории. Важным расширением круга функциональных обязанностей журналиста является указание на участие журналистов в массовых мероприятиях, проводимых органами печатной и электронной прессы, а также фиксация необходимости поддержания и укрепления обратной связи с аудиторией (в том числе через редакционную почту)16.
В образовательном стандарте МГУ имени М.В. Ломоносова по направлению подготовки «Журналистика» для уровней бакалавриата и магистратуры предусмотрено обучение студентов навыкам решения проектно-аналитических типов задач профессиональной деятельности, включающих разработку концепции и планирование реализации индивидуального и (или) коллективного проекта в сфере журналистики на основе многофакторного анализа. Таким образом, можно констатировать, что образовательные стандарты ближе к современной журналистской практике, чем официальные документы, регулирующие деятельность работников СМИ. Учебные курсы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова включают обучение студентов проектной деятельности (в том числе с прохождением практики в действующих НКО). Необходимо расширять и распространять успешную практику. Вместе с тем на основе результатов проведенного нами анализа было бы целесообразно включить в учебные программы не только освоение знаний и навыки проектной деятельности по созданию информационных продуктов, но и по социальному проектированию, проводить практические занятия по разработке, организации и оценки эффективности реализации социальных проектов.
Трансформация журналистских практик в контексте происходящих значительных институциональных изменений требует широкой дискуссии как в научном, так и в журналистском сообществах с привлечением представителей профильных органов власти о возможности расширения спектра функциональных обязанностей, типов и видов деятельности сотрудников СМИ.
Для уточнения ролевых особенностей деятельности журналистов при реализации социальных проектов планируется дополнительно провести глубинные полуструктурированные интервью с руководителями и журналистами муниципальных СМИ, а также фокус-группы с участием инициаторов и организаторов социальных проектов СМИ и экспертов. К перспективным направлениям исследовательской деятельности в обозначенной теме относятся репрезентативный опрос руководителей муниципальных печатных СМИ о степени распространенности и диверсификации социальных проектов в редакционной практике и изучение структурно-функциональных особенностей реализации социальных инициатив методом кейс-стади.
Полученные в ходе контент-анализа описания социальных проектов СМИ результаты свидетельствуют о перспективности изучения практик социального проектирования СМИ в контексте процессов формирования гражданского общества и вовлечения граждан в решение проблем местных сообществ.
Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2016.
Бережная М.А. Социальные проблемы в фокусе ТВ: учеб. пособие. СПб.: Высш. школа журналистики и мас. коммуник. СПбГУ, 2017.
Вартанова Е.Л., Аникина М.Е., Гуреева А.Н., Дунас Д.В. Предметно-объектное поле отечественных медиаисследований: метатеоретический подход // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 3. С. 455–468.
Вартанова Е.Л. О необходимости модернизации концепций журналистики и СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 1. С. 7‒26.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. Контент-аналитическое исследование: колл. моногр. / Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. и др. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. (результаты опроса редакторов и журналистов) / Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.
Дзялошинский И.М. Журналистика соучастия. Как сделать СМИ полезными людям. М.: Престиж, 2006.
Иванян Р.Г. Журналистика и социальная работа: природа и опыт институционального взаимодействия (Россия, конец XX ‒ начало XXI веков): дис. … канд. полит. наук. СПб., 2007.
Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа: учебник для вузов. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017.
Колесниченко А.В. Основы журналистской деятельности: учеб. пособие для вузов. М.: Юрайт, 2018.
Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2017.
Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2018.
Лазутина Г.В. Основы журналистской деятельности: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020.
Лазутина Г.В, Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.
МакКуэйл Д. Журналистика и общество: учеб. пособие для журналистов. М.: МедиаМир, 2014.
Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2021.
Миллер Э.Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М.: ВИОЛАНТА, 1998.
Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: Введение в теорию и исследования. М.: ЛЕНАНД, 2018.
Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие. 8-е изд., испр. М.: Аспект Пресс, 2011.
Свитич Л.Г. Социология журналистики. М.: Юрайт, 2015.
Социология журналистики: учебник для бакалавров / отв. ред. С.Г. Корконосенко. М.: Юрайт, 2016.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2017.
Тулупов В.В. Есть ли будущее у профессии журналиста? // Журналистский ежегодник. 2015. № 4. С. 15‒18.
Фомичева И.Д. Многоликая масса // Открывая Грушина. 2015. Т. 4. С. 105‒124.
Фомичева И.Д. Продолжение пути, или В поисках интерактивности // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 2011. № 1. С. 21‒36.
Фомичева И.Д. СМИ как партиципарные коммуникации: дис. … д-ра филол. наук. М., 2002.
Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект Пресс, 2012.
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. Журналистика, человек, общество. М.: МедиаМир, 2014.
Хлебникова Н.В. Гражданская журналистика: к истории становлении термина // Медиаскоп. 2011. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/896
Ясавеев И.Г. Социальные проблемы и медиа: конструкционистское прочтение. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH &Co. KG, 2010.
Christians C., Glasser T., McQuail D., Nordenstreng K. et al. (2009) Normative Theory of the Press. Urbana, IL: Illinois Univ. Press.
Glasser T.L. (ed.) (1999) The Idea of Public Journalism. New York: The Guilford Press.
Haas T. (2012) The Pursuit of Public Journalism. New York: Routledge.
Siebert F.S., Peterson T., Schramm W. (1984) Four Theories of the Press. Urbana; Chicago: Illinois Univ. Press.
Spector M., Kitsuse J.I. (2001) Constructing Social Problems. New York: Routledge.
1 Российская периодическая печать. Состояние, тенденции и перспективы развития». М.: ФАПМК, 2020. Режим доступа: https://sbo-paper.ru/news/archive_rus/43718/
2 Интервью автора статьи с секретарем Союза журналистов России, главным редактором журнала «Журналистика и медиарынок» В. Касютиным. 2020. Февр.
3 Интервью автора статьи с исполнительным директором Альянса независимых региональных издателей С. Лапенковым. 2020. Февр.
4 Социальные инициативы российских СМИ. М.: Агентство соц. информ., 2004. Режим доступа: http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/249216-1-socialnie-iniciativi-rossiyskih-smi-2004-eta-broshyura-predstavlyaet-popitku-opisat-proanalizirovat-yavl.php
5 Там же.
6 What Is Collaborative Journalism? Режим доступа: https://collaborativejournalism.org/what-is-collaborative-journalism/
7 Who We Are. Solutions Journalism. Режим доступа: https://www.solutionsjournalism.org/who-we-are/mission
8 Гатилин А. Чтобы выжить, нужно быть полезным. Режим доступа: https://takiedela.ru/2020/09/chtoby-vyzhit-nuzhno-byt-poleznym/
9 Интервью автора статьи с В. Касютиным.
10 Автор статьи с 2014 г. организует Всероссийский конкурс «Семья и будущее России». На конкурс было представлено более 40 000 журналистских материалов на социальную тематику. Режим доступа: https://fap.ru/press-center/news/startuet-vserossiyskiy-konkurs-dlya-zhurnalistov-semya-i-budushchee-rossii-2020/
11 Автор статьи публикует материалы о деятельных муниципальных журналистах в рубрике «Близко к сердцу» на портале «Такие дела». Режим доступа: https://takiedela.ru/news/2020/07/03/lyudmila-keybol/; https://takiedela.ru/news/2020/11/07/tak-zhit-nelzya/
12 Автор статьи организовывал межрегиональные журналистские проекты «Быть отцом!», «Социальный мониторинг. ДЦП», «Идеальная Россия? Представь!», «Скорая журналистская помощь». Режим доступа: https://rusbatya.ru/byit-ottsom/; https://expert.ru/russian_reporter/2018/03/10-problem-geroicheskih-semej/; https://expert.ru/russian_reporter/2018/10/rossiya-obraz-buduschego/; https://novayagazeta.ru/articles/2020/05/05/85228-skoraya-zhurnalistskaya-pomosch
13 Профессиональный стандарт «Корреспондента СМИ». Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=58259
14 Профессиональный стандарт «Редактор СМИ». Режим доступа: https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56464
15 ФГОС – бакалавриат по направлению подготовки 42.03.02 Журналистика. Пункт 1.12.
16 Программа учебного курса «Основы творческой деятельности журналиста» (Лазутина, 2020).
Дата поступления в редакцию: 07.08.2020
Дата публикации: 15.04.2021