Ссылка для цитирования: Паисова А.А., Бодяшкин А.О. Идеологизация общественной повестки в газете Mundo Obrero(на примере рубрики «Общество» за август–октябрь 2020 г.) // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 95–102. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.95102
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.95102@ Паисова Анна Александровна
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник кафедры зарубежной
журналистики и литературы
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), apaisova@gmail.com
@ Бодяшкин Алексей Олегович
магистрант кафедры зарубежной журналистики
и литературы факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), alexey.b-vlg@mail.ru
Сегодня во многих государствах Европы наблюдается кризис политических идей. Некоторые из существующих идеологических концепций по той или иной причине оказались скомпрометированными, некоторые попросту забытыми. Вероятно, в этом кроется одна из причин расцвета популизма, нередко основанного на личной харизме конкретного лидера. Тем не менее сам кризис не означает, что политическая идеология как таковая уходит в прошлое; не исключено, что ее реактуализация произойдет относительно скоро, т.к. исторический процесс во многом цикличен.
Испания – страна с широкой идеологической палитрой, в диапазоне от анархистских движений до крайне правого национализма. Учитывая богатую историю политической мысли в этой стране, исследование каждого из течений представляет большой научный интерес, однако в данном случае нас интересует именно левое движение, а точнее – коммунистическая идеология, продвигаемая в испанской газете Mundo Obrero («Рабочий мир»). Очевидно, что современные коммунисты и социалисты всего мира чувствуют запрос на социальную справедливость. Инерция 1990 гг., когда крах социалистической системы нанес удар по имиджу левых и привел к их маргинализации в массовом сознании, постепенно сходит на нет, в то время как череда мировых экономических кризисов усилила недовольство капиталистическим строем. Таким образом, пресловутый «конец истории» не состоялся, и это очевидно многим экспертам.
Ограничивая область исследования в данной статье, мы намеренно делаем акцент именно на общественной повестке и на степени ее идеологизации, чтобы понять, как проблемы широких слоев населения рассматриваются в Mundo Obrero сквозь призму «партийности». Поскольку любая партия (следовательно, любое партийное медиа) существует в конкретных исторических и социальных условиях, Коммунистическая партия Испании (КПИ) (Communist Party of Spain) тоже вынуждена лавировать и встраиваться в конъюнктуру сегодняшнего дня, реагируя на общественный запрос. Непростой задачей является обновление риторики, выход за рамки ортодоксального взгляда на мир при сохранении некоего идеологического стержня, пусть даже на декларативном уровне. Исторический опыт подсказывает, что не всегда такая стратегия оказывается успешной, однако сама по себе эволюция политического движения, равно как и изменение стиля взаимодействия с аудиторией посредством СМИ, представляется неизбежным и естественным процессом.
Актуальность исследования связана не только с потребностью выявить особенности современного испанского левого дискурса, но и с пониманием огромной роли исторической памяти в формировании политического имиджа многих движений. Политический проект, нацеленный на конструирование будущего, во многом опирается на богатый опыт, пройденный международным левым движением в течение прошлого века, а также на культурно-историческое наследие в широком смысле этого слова. Почти все сколько-нибудь заметные тенденции, характерные для современной испанской политики, так или иначе, уходят корнями в прошлое; кроме того, историческая память имеет большое значение с точки зрения идейной самоидентификации каждого отдельно взятого испанца – в этом мы еще убедимся, обратив внимание на тлеющие конфликты между сторонниками и противниками Франсиско Франко. Таким образом, в газете Mundo Obrero в равной степени отражаются и текущие реалии, и исторически обусловленные конфликты, выходящие за узкопартийные рамки и оставившие след в национальном самосознании. Следовательно, даже сквозь призму левого политического дискурса можно увидеть очень многое, расширяя представление об Испании и осознавая ее место на политической карте мира. Кроме того, исследование газеты Mundo Obrero продолжает традицию отечественных ученых, которые занимались изучением испанской печати XX в.
Первый номер Mundo Obrero вышел 23 августа 1930 г. Эта газета издавалась в Мадриде, имела серьезную финансовую поддержку СССР и с 1932 г. стала играть роль официального рупора Коммунистической партии Испании. Первым руководителем нового печатного органа был перуанский журналист и политик, впоследствии видный деятель испанской компартии, Cесар Фалькон. Надо сказать, что редакция не сразу сумела наладить четкую периодичность выпуска: известно, к примеру, что в течение первого года вышло только 13 номеров Mundo Obrero. Впрочем, очень скоро издание стало ежедневным и в этом режиме успешно функционировало (с незначительными перерывами) вплоть до окончания войны между франкистами и республиканцами.
Mundo Obrero активно освещала вопросы международного рабочего движения, писала о достижениях СССР. Важной темой внутренней повестки было положение испанского крестьянства и пролетариата, а с 1933 г. в фокусе внимания также оказались обострившиеся разногласия коммунистов и других левых сил с правительством Мануэля Асаньи.
Пик популярности Mundo Obrero пришелся на период Гражданской войны 1936–1939 гг., когда силы Второй республики (Народный фронт) вступили в вооруженный конфликт с армией Франко, претендовавшего на статус военного диктатора. Поскольку крайне правым профашистским силам помогал уже вставший на ноги Третий рейх, для испанских патриотов война приобрела не столько идеологический, сколько национально-освободительный характер. К сожалению, стремление коммунистов к достижению консенсуса среди левых не всегда приносило результаты. Более того, весной 1937 г. большая группа организаций левого толка развязала в прессе антикоммунистическую кампанию, всячески нападая на Mundo Obrero, обвиняя компартию в желании узурпировать власть1. После победы Франко коммунистическое движение ушло в подполье и продолжало выступать против репрессивной политики нового диктатора, власти банкиров и крупных промышленников.
В годы Второй мировой войны статьи Mundo Obrero внесли значительный вклад в организацию партизанского движения. В декабре 1945 г. на страницах газеты был опубликован текст выступления Долорес Ибаррури на первом послевоенном пленуме ЦК КПИ, где Пассионария утверждала, что «победоносная борьба против фашизма и освобождение Испании могут быть достигнуты лишь с участием всех сил» (цит. по: Гарсия, 1967: 355). В целом послевоенная Mundo Obrero мало чем отличалась от довоенной, однако новым аспектом освещения внешней политики, связанным с начавшейся «холодной войной», можно назвать явный антиамериканизм центрального печатного органа КПИ. Mundo Obrero напрямую обвиняла правительство в служении интересам США и регулярно напоминала читателям о тесном сотрудничестве франкистского режима с флагманом мирового империализма.
В период демократизации испанского общества и возникновения политического плюрализма (в Испании он получил название la Transición – «Переход») газета коммунистической партии, сохраняя в целом свою идейную направленность, значительно расширила спектр освещаемых тем. В июле 1976 г. пост председателя правительства занял Адольфо Суарес Гонсалес, и под его руководством большинство ранее запрещенных партий вновь получили возможность действовать легально. Разумеется, КПИ не могла не приветствовать реформы и изменение политического климата (появлялись заголовки наподобие Cambiar la vida, cambiar la Historia («Менять жизнь, менять историю»)); при этом авторы статей отмечали, что рабочий класс не должен прекращать бороться за свои права, когда у него есть возможность делать это в правовом поле. Остро полемическая тональность публикаций, так или иначе, уступила место более нейтральному подходу в описании общественной жизни.
Испанские медиа на протяжении всей новейшей истории (и особенно в постфранкистский период) были прочно интегрированы в политический контекст и оказывали воздействие на различные электоральные группы. Важно заметить, что «партийность», понимаемая здесь в наиболее узком смысле данного термина, традиционно была присуща не только партийным органам, но и медиа как таковым. Уже начиная с 1970 гг. идеологизация охватывает целый спектр испанских СМИ, менявших постфранкистский общественно-политический ландшафт; в авангарде этих процессов был еженедельник Cambio 16 (Высоков, 2012: 131–146). На протяжении последующих десятилетий идеологизация СМИ по-прежнему проявлялась достаточно ярко, даже крупные и наиболее авторитетные издания, формально занимавшие нейтральную позицию, испытывали влияние определенных кругов. Так, газета El País, отражающая мировоззренческие установки умеренно-либерального фланга, де-факто оказалась в оппозиции в годы нахождения у власти Народной партии во главе с Х.М. Аснаром (Паисова, 2005: 128–136). Политизированность медиа, разумеется, нельзя считать сугубо испанским феноменом, однако в Испании, как и в ряде других стран Южной Европы, данное явление особенно заметно.
Говоря о сегменте партийных СМИ, мы можем констатировать, что в Испании они выносят в публичное поле перманентный конфликт «правых» и «левых» сил. Выход на современную политическую арену леворадикальной партии Podemos! и крайне правой партии Vox стал индикатором поляризации мнений в общественном пространстве, некой общей радикализации политического дискурса (Хенкин, 2016: 16–17). В свете обострения межпартийных противоречий во время досрочных парламентских выборов 2019 г. вопрос о стратегиях привлечения электората, используемых партийными медиа (в частности, левыми), снова становится актуальным.
Активность Коммунистической партии Испании в медийном поле значительно возросла после ее легализации в 1970 гг. (Zugasti, 2008: 58). Сегодня же интересно обратить внимание на некоторые аспекты реализации ее идеологической стратегии в наши дни с учетом изменившегося внутриполитического ландшафта. На данный момент издание Mundo Obrero отражает политические устремления не только самой КПИ, но и движения «Объединенные левые» (Izquierda Unida), возникшего еще в 1986 г. Поскольку испанская компартия является локомотивом этого движения, вполне логично, что риторика КПИ и основной подход к освещению событий оказываются встроенными в общую парадигму широкой политической платформы. Учитывая при этом, насколько разобщены левые силы во всем мире, и принимая во внимание конкуренцию со стороны молодой левой партии Podemos!, коммунисты, видимо, стараются найти как можно больше общего с дружественными им течениями и выступать против своих оппонентов единым фронтом. Чтобы получить представление об идеологической составляющей в текстах Mundo Obrero, рассмотрим тематику основной массы публикаций в рубрике «Общество» за август, сентябрь и октябрь 2020 г. Данные по соотношению ключевых тем отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Основные темы рубрики «Общество» в Mundo Obrero (август – октябрь 2020 г.
Как видим, очень актуальной для испанских левых является тема исторической памяти (здесь, к слову, можно провести параллель с Россией, где продолжается процесс осмысления сталинского периода и других эпизодов прошлого). «Идеологичность» этой темы сложно поставить под сомнение, т.к. история остается «живым» вопросом, порождая постоянные разногласия и общественные конфликты. Испания до сих пор болезненно преодолевает наследие франкизма и гражданской войны; левые занимают здесь предельно жесткую позицию: никакого оправдания режиму Франко быть не может. Именно поэтому левые вступили в дискуссию по поводу возвращения Креста павших в городе Касерес, а когда в Мадриде была снята мемориальная табличка в честь Ларго Кабальеро (одного из вождей Народного фронта и главы республики в период гражданской войны), коммунисты восприняли это как явное оскорбление, особенно в свете принятого Закона об исторической памяти. Из публикаций ясно, что левые, будучи участниками своеобразной «холодной гражданской войны», пытаются институционально закрепить еще более резкое осуждение франкизма, выступая за необходимость создания Института памяти и требуя отмены Закона об амнистии 1977 г.2
Идеологическое противостояние правым силам, судя по рассмотренным статьям, имеет для коммунистов Испании большое значение. Полем сражения становится не только история, но и образование и здравоохранение: к примеру, левые обвиняли правоконсервативное руководство Автономного сообщества Мадрид в разрушении системы народного здравоохранения; звучала также критика в адрес властей за неспособность принять адекватные меры борьбы с пандемией коронавируса (напомним, что интересующий нас временной отрезок пришелся как раз на «вторую волну»). Примечательно, что позитивным примером борьбы с COVID-19 в одной из статей становится Куба3. Основной месседж публикации таков: сплоченность кубинцев в сочетании с профессионализмом медработников позволяют достигать значительных результатов, в то время как в США все обстоит далеко не лучшим образом. И хотя в тексте не акцентируется внимание на том, что одна из стран социалистическая, а другая – капиталистическая, идеологический компонент, на наш взгляд, здесь очевиден, пусть и отступает на второй план.
Стоит отметить, что борьба за права рабочего класса, оставаясь важным элементом повестки, не находится в числе самых популярных тем рубрики «Общество». Опираясь на содержание публикаций за три месяца и не претендуя на абсолютную надежность обобщений, мы тем не менее видим, что традиционное для левых апеллирование к человеку труда дополняется более свежими политическими трендами, характерными для «Объединенных левых»: это защита окружающей среды («зеленая» идеология) и феминизм. Журналисты Mundo Obrero регулярно поднимают тему сексуальных прав и сексуального образования; более того, у коммунистов есть достаточно четкое видение программы борьбы за сексуальные и репродуктивные права, в том числе за право женщин на легальный и бесплатный аборт.
Анализируя некоторое замещение «традиционной» левой повестки более широкими общественно-политическими трендами, обратим внимание на понятийный ряд, представленный в публикациях Mundo Obrero. Набор словосочетаний, так или иначе связанных с темой левого движения и социальной справедливости, представлен в текстах следующим образом (в цифрах указано количество материалов с такими тегами):
(Понятия socialismo, comunismo («социализм», «коммунизм») в публикациях не встречаются.)
Сам факт отсутствия понятий «социализм» и «коммунизм» в корпусе статей, выходивших в течение трех месяцев, уже очень показателен. Не исключено, что испанские журналисты и публицисты левой ориентации сознательно апеллируют к более «современной» терминологии, чтобы не восприниматься в качестве ретроградов. Конечно, настаивать на этом выводе нельзя, но с учетом официального перехода КПИ от марксистско-ленинской доктрины к более реформистской идеологии (еще при генеральном секретаре Сантьяго Каррильо4) все выглядит вполне логично (Астахов, Ростов, 2020: 117). Заметим также, что слово «рабочие» («трудящиеся») если и фигурирует в статьях, то, как правило, в историческом контексте, связанном с гражданской войной и другими эпизодами прошлого.
Добавим, что уровень интереса испанцев к левым идеям (в целом) на текущий момент намного выше, чем степень интереса к изданию Mundo Obrero. Среднегодовое число запросов в Google по тегу PCE (КПИ) в десять раз превосходит число запросов по тегу Mundo Obrero (на фоне первого запроса этими показателями можно пренебречь). Число запросов Izquierda Unida («Объединенные левые») превышает число запросов Mundo Obrero в среднем в восемь раз, при этом колебания графика были весьма значительные, особенно в мае 2020 г. (см. рис. 2).
Рисунок 2. Динамика запросов по тегам PCE («КПИ»), Izquierda Unida («Объединенные левые») и Mundo Obrero («Рабочий мир») (декабрь 2019 – ноябрь 2020).
Интересно также, что запросы по тегу Mundo Obrero в течение последнего года фиксировались только в четырех автономных областях Испании: в Мадриде (100, это максимальный показатель), Каталонии (57), Андалусии (56) и Валенсии (55). В Каталонии определенный интерес пользователей Интернета к данному тегу, судя по всему, связан с богатой историей рабочего движения и историческим статусом крупного промышленного центра. Так или иначе, отношение населения к СМИ левого толка варьируется в зависимости от региона.
Газета Mundo Obrero сыграла значимую роль в истории испанского левого движения. Сегодня издание, как и в предыдущие периоды существования, акцентирует внимание на коллективной борьбе за лучшие условия труда, ставит ребром вопрос о республиканском строе как альтернативе монархии. Вместе с тем традиционная тематическая палитра дополняется, а в ряде случаев замещается, актуальными общественно-политическими трендами, такими как феминизм, поддержка идеи легализации абортов, борьба за экологию и т.д.
Публикации газеты в рубрике «Общество» за 2020 г. показывают, что в условиях явной нестабильности и раздробленности политического ландшафта коммунисты готовы жертвовать ортодоксальной марксистской повесткой ради сохранения сотрудничества с другими политическими течениями в рамках платформы «Объединенные левые». В статьях, посвященных общественной повестке, отказ от революционной риторики сочетается с жесткой критикой правых сил, а также правящей Испанской социалистической рабочей партии (Partido Socialista Obrero Español).
Помимо политической нестабильности в публикациях косвенно отразился общественный кризис, связанный с пандемией COVID-19. Журналисты Mundo Obrero воспользовались напряженной обстановкой, чтобы обратить внимание аудитории на ошибки действующей власти в сфере здравоохранения (критика социальной и образовательной политики тоже присутствует). Таким образом, актуальные инфоповоды грамотно используются современными левыми для обострения межпартийной борьбы. При этом интерес общества к изданию Коммунистической партии Испании довольно низок, но неоднороден: вероятно, дифференциация политических предпочтений проходит по границам автономных областей и накладывается на укоренившиеся представления о региональной идентичности.
1 Коминтерн и гражданская война в Испании. Документы. М.: Наука, 2001.
2 Закон, о котором здесь идет речь, был призван подвести итоги гражданской войны и способствовать национальному примирению. С одной стороны, он предоставил свободу политзаключенным и разрешил находящимся в изгнании республиканцам вернуться в Испанию, с другой – де-факто освободил от ответственности испанцев, совершавших преступления в период правления Франко. Очевидно, именно это больше всего возмущает левых.
3 Proezas cubanas en la lucha contra la pandemia. Mundo Obrero. 2020. Octubre, 7. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=9714 (дата обращения: 27.01.2020).4
Сантьяго Хосе Каррильо Соларес занимал пост генерального секретаря КПИ с 1960 по 1982 г. После смерти Франко сумел добиться легализации компартии при условии признания монархического строя. При С. Каррильо партия перешла на гораздо более центристские позиции и отказалась от марксистско-ленинской доктрины, что многими соратниками было воспринято как ревизионизм.
Астахов Е.М., Ростов Н.А. Истоки и перспективы левого движения в Испании // Современная Европа. 2020. № 1. С. 113−122.
Высоков Ю. Роль журнала «Камбио 16» в развитии демократической печати и гражданского общества в Испании в 70-е годы XX в.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2012.
Гарсия Х. Испания XX века. М.: Мысль, 1967.
Паисова А.А. Роль газеты «Эль Паис» в современных медиапроцессах Испании: Информационная политика в 1996−2001 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.
Хенкин С. Феномен Подемос // Ибероамериканские тетради. 2016. № 1. С. 15−20.
Zugasti R. (2008) El papel de la prensa en la construcción de la democracia española: de la muerte de Franco a la Constitución de 1978 / The Role of the Press in the Construction of the Spanish Democracy: From Franco’s Death to the 1978. Constitution. Monterrey: CONfines de relaciones internacionales y ciencia política 4 (7): 53−68.
Дата поступления в редакцию: 01.03.2021
Дата публикации: 15.04.2021