Архив



Трансформация медиаобраза России в британской качественной прессе («дело Скрипалей» и чемпионат мира по футболу 2018 г.)



Гелия Филаткина, Полина Киреева

Ссылка для цитирования: Филаткина Г.С., Киреева П.А. Трансформация медиаобраза России в британской качественной прессе («дело Скрипалей» и чемпионат мира по футболу 2018 г.) // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 112–121.

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.112121

@ Филаткина Гелия Сергеевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), geliafilatkina@gmail.com

@ Киреева Полина Андреевна
студентка бакалавриата факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), p.kireeva1999@mail.ru



Ключевые слова: медиаобраз, Россия, Великобритания, британская пресса, дело Скрипалей, чемпионат мира по футболу 2018.

В статье рассматриваются особенности медиаобраза России, формируемого на страницах трех качественных газет Великобритании в отношении «дела Скрипалей» и чемпионата мира по футболу 2018 г. В результате сопоставительного анализа авторы приходят к выводу, что негативные представления о России в свете «дела Скрипалей» значительно контрастируют с преимущественно положительным медиаобразом страны, который формируется ведущими британскими изданиями несмотря на частое апеллирование к инциденту в Солсбери.

 

Актуальность исследования

Расследование отравления Сергея и Юлии Скрипалей стало одним из самых обсужда­емых событий в британской прессе за послед­ние три года. Редактор дипломатического отдела BBC Марк Урбан в своей книге о Сергее Скрипале рассматривает произошедшее в Солсбери как аллегорию многолетних отношений между Россией и Западом, построенных на недоверии и шпионаже1.

Инцидент, произошедший 4 марта 2018 г. и повлекший за собой усиление конфронтации России и Великобритании, по-прежнему актуализируется британскими журналистами в рамках освещения отношений между двумя странами. Так, 14 марта 2021 г. в британской прессе появилось сообщение о признании России главной угрозой безопасности Великобритании, согласно официальному обзору внешней политики страны. Одной из причин называлась готовность Москвы «совершать убийства своих противников на британской земле»2. Напряженность в международных отношениях после отравления Скрипалей привела в том числе к отказу официальных лиц и членов королевской семьи от визита на чемпионат мира по футболу, который проходил в России в том же 2018 г. с 14 июня по 15 июля. На английскую сборную и английских болельщиков это решение не распространялось.

СМИ Великобритании играют значительную роль в формировании общественного мнения на обширном англоязычном пространстве (Беглов, 2002: 5). «Дело Скрипалей» и чемпионат мира по футболу получили широкое освещение в британских медиа, при этом медиаобраз России претерпевал определенную трансформацию при переходе от одного события к другому.

Целью исследования стало сопоставление двух образов России, которые были сформированы в британской качественной прессе в свете «дела Скрипалей» и в ходе освещения чемпионата мира по футболу. Мы выдвинули гипотезу о том, что «дело Скрипалей» могло упоминаться в британской прессе при освещении футбольного турнира, а формируемый в свете «отравления» медиаобраз России мог значительно контрастировать с представлениями о стране-хозяйке, проводящей главное между­народное соревнование по футболу.

 

Теоретико-методологические рамки исследования

Прежде чем переходить к проверке гипотезы, считаем важным уточнить значение понятия медиаобраза. В ходе исследования было решено опираться на определение, сформулированное Е.Н. Богдан (2007: 14), которая определяет медиаобраз как «выраженный в медиапространстве образ страны, созданный СМИ в сотрудничестве с разными сферами духовного творчества и отражающий особенности текущего момента действительности».

В последние десятилетия рассмотрению медиаобраза России, формируемого британскими СМИ в различных контекстах, в отечественном научном дискурсе было посвящено довольно много исследований. Среди них работы С.Г. Максимовой (2017); Е.Ю. Пановой (2020); М.М. Русяевой и Е.Ф. Черемушкиной (2017); Н.Х. Савельевой и Ю.В. Пихтовниковой (2018); В.М. Соколова (2010); З.А. Ужеговой (1999); Т.В. Черноморовой (2015); А.В. Шараровой и А.В. Чутчевой (2019); А.В. Шаргатовой (2007) и др. Особый интерес в связи со схожей тематикой представляют статья Е.Ю. Пановой «Специфика репрезентации медиаобраза России в печатных СМИ США и Великобритании» (2020), в которой рассматриваются особенности создания медиаобраза России в свете «дела Скрипалей» на лексико-стилистическом уровне организации медиатекста, и статья М.М. Русяевой и Е.Ф. Черемушкиной «Имидж России в зеркале англоязычных СМИ» (2017), в которой исследователи рассматривали публикации 2017 г., посвященные предстоящему чемпионату мира по футболу.

Тем не менее на момент завершения проводимого авторами настоящего исследования работ, посвященных сравнению медиаобраза России, формируемого британской качественной прессой в рамках освещения «дела Скрипалей» и в ходе чемпионата мира по футболу 2018 г., обнаружено не было, в том числе в зарубежном научном поле. Исследовательская новизна определяется также включением в эмпирическую базу материалов газеты The Telegraph, которые ранее не были проанализированы в рамках упомянутых выше трудов.

Основным методом исследования стал контент-анализ более 130 публикаций, связанных с отравлением С. и Ю. Скрипалей и чемпионатом мира по футболу 2018 г. В выборку вошли только те материалы, в которых происходило формирование медиаобраза России (67 текстов в The Guardian, 46 в The Times и 20 в The Telegraph). Проанализированы материалы, опубликованные в период с 5 по 31 марта 2018 г. и с 7 июня по 16 июля 2018 г. на сайтах изданий The Guardian, The Times и The Telegraph. Было замечено, что именно в эти временные отрезки британские медиа особенно подробно освещали упомянутые события. В случае с резонансным происшествием в Солсбери до конца марта 2018 г. его расследование находилось на начальном этапе, и недостаток информации журналисты компенсировали публикацией различных гипотез и комментариев. В случае с футбольным турниром было решено рассмат­ривать публикации, вышедшие за неделю до начала соревнований и во время их проведения.

Выбор изданий обусловлен задачей сравнить медиаобраз России в качественных медиа разной политической направленности, входящих в рейтинг десяти самых крупных и влиятельных газет Великобритании3, – леволиберальной The Guardian, умеренно-консервативной The Times и правоконсервативной The Telegraph. Согласно данным исследовательской компании PAMCo4, опубликованным в ноябре 2020 г., месячный охват онлайн-версии издания The Guardian составляет 24,5 млн читателей, The Telegraph – 20,7 млн читателей, The Times – 12,0 млн читателей.

В ходе анализа публикаций, в которых фигурировал образ России, учитывались следующие параметры: особенности заголовочного комплекса, жанровая специфика материалов и тональность лексических доминант текстов (позитивная, нейтральная, негативная) материалов. Анализ заголовочного комплекса представляется важным критерием для анализа, поскольку в нем могут содержаться определенные коннотации, которые влияют на соответству­ющее восприятие аудиторией медиатекста. Стоит отметить, что в выборке материалов оказались тексты преимущественно аналитических жанров (статьи, комментарии, обозрения, интервью), поскольку именно в них журналисты сопровождали общеизвестные факты своими комментариями.

По завершении контент-анализа по всем трем изданиям было подсчитано соотношение положительных, нейтральных и негативных характеристик медиаобраза России, выделены как общие, так и специальные для каждой газеты представления о стране.

 

Медиаобраз России в свете «дела Скрипалей»

Для большинства материалов, опубликованных в период развития событий в Солсбери, характерно превалирование инструментов, влияющих на формирование негативного образа России. Черты положительного медиаобраза России в текстах анализируемых изданий отсутствовали.

Проанализировав 82 публикации, в которых наблюдается формирование того или иного медиаобраза России (41 материал в The Guardian, 33 – в The Times, в The Telegraph), мы заметили, что чаще всего негативные черты тиражировались газетой The Times: только в 5% публикаций издания медиаобраз России оказался нейтральным. The Guardian же представляла Россию в 81% материалов в негативном свете и в 19% нейтрально. Реже всего насыщала образ России отрицательными характеристиками газета The Telegraph: только 62,5% текс­тов содержали негативную коннотацию (см. табл. 1). Отметим, что в газете The Telegraph формирование образа России в первый месяц освещения инцидента в Солсбери не было таким активным, как в The Guardian и The Times. Большинство материалов The Telegraph составляли расширенные новости, не сопровождающие образ России определенными оценочными коннотациями. В подобных материалах излагались факты, а высказывания о России представляли собой цитаты спикеров.

 

Таблица 1.  Медиаобраз России в газетах The Guardian, The Times и The Telegraph в период освещения «дела Скрипалей» (в %)

Медиаобраз

 


Издание

 


The Guardian

The Times

The Telegraph

Положительный

Нейтральный*

19

5

29

Негативный**

81

95

63

* Страна, которая не воспринимает Великобританию как серьезного противника.
** Страна-агрессор, вмешивающаяся во внутреннюю политику других государств, в которой преследуется инакомыслие и притесняется оппозиция и критика власти.

 

Однако стоит отметить, что 50% заголовочных комплексов материалов The Telegraph, в которых происходило формирование медиаобраза, сопровождали его негативными коннотациями. Немного реже этим приемом пользовались журналисты The Times, где в 45% заголовочных комплексов присутствует апелляция к отрицательным чертам образа России. В The Guardian только 17% текстов сопровождались заголовками такого рода.

Общей тенденцией для The Guardian, The Times и The Telegraph в ходе освещения отравления Сергея и Юлии Скрипалей стало представление России как страны, вмешивающейся во внутреннюю политику других государств, как страны-агрессора, не воспринимающей Британию в качестве серьезного противника, и как государства, которое безжалостно «расправляется со своими врагами»5.

Наиболее многогранный образ России был создан газетой The Guardian. К резко негативным чертам медиаобраза в этом издании можно отнести «лицемерие», «нетерпимость к оппозиции», «зависть России к успехам Запада» и ее «реваншистские настроения». Также журналисты The Guardian формировали восприятие России как страны «бандитского капитализма», подчеркивали разрозненность российской политической элиты. Менее резкой критике подвергались такие грани медиаобраза, как «чудаковатая Twitter-дипломатия» и обвинение Запада в русофобии. Контрастируют с такими чертами нейтральные высказывания авторов The Guardian, для которых Россия – государство-соперник, чья внешняя политика отличается большей последовательностью по сравнению с британской. В некоторых материалах высказывалось мнение о том, что Россия разделяет общую тенденцию политики «произвола и волюнтаризма» и прибегает к пропаганде не реже, чем британское правительство. Так, в статье «Нервно-паралитический газ в Солсбери, беспилотники в Сирии: есть разница в плане морали?»6 колумнист The Guardian Саймон Дженкинс проводит параллели между предположительным нападением российских властей на Скрипалей в Солсбери и убийствами в Сирии Рейяда Хана и Джунаида Хусейна, чьи смерти были санкционированы британскими властями без предшествующего судебного процесса. Инцидент в Солсбери становится для автора материала поводом вскрыть лицемерие властей Великобритании, чьи действия по отношению к некоторым своим гражданам за рубежом также не отличаются законностью и гуманностью. Журналисты издания обращают внимание на то, что Британия нередко используется Россией для «отмывания грязных денег»7. Часто негативная семантика создается путем апелляции к негласным правилам ведения шпионажа, которые Россия намеренно нарушает.

Это же замечание звучит со страниц The Telegraph. «Мы с недоумением смотрим на дело Скрипалей, удивляясь, почему Путин отказался от сделки по обмену шпионами – в советское время такого не случалось. Но холодная война была связана правилами, протоколами и процедурами. Новые московские правила – это хаос, ложь и непредсказуемость», – пишет колумнист The Telegraph Фрейзер Нельсон в статье «Господин Путин играет по новым правилам, он готов к борьбе – а мы?»8. В нейтральном тоне журналисты газеты указывают, что Россия склонна обвинять Запад в «демонизации» своего облика9. Так же звучит замечание The Telegraph, что попытка взаимодействия профильных ведомств России с Велико­британией в рамках расследования действительно осложняется тем, что коммуникация между странами находится «в глубокой заморозке»10. Стоит отметить, что именно в The Telegraph негативная и нейтральная лексическая тональность материалов сопровождалась и особым визуальным рядом: в частности, издание размещало фотографии Владимира Путина в неудачном ракурсе либо использовало прием соположения, публикуя сразу два снимка – на одном фигурировал российский лидер, а на соседнем – атрибут, связанный с отравлением (например, противогаз).

Оценки The Times выглядят более одно­значными, поскольку в материалах этой газеты практически отсутствуют нейтральные черты медиаобраза России. Характерным для журналистов издания является представление России как страны, дестабилизирующей международный порядок. «Государство-изгой или его граждане атаковали уязвимую цель на британской земле, потому что они воспринимают уязвимой саму Британию» (версия, которая была озвучена в ведущем материале газеты «Нация-изгой»); «это самый низкий уровень, на который опустились отношения между двумя странами за последнее десятилетие»11. Также The Times в некоторых своих материалах приписывает России стремление к политической гегемонии и определяет возникший конфликт как «мягкую войну» России против Запада.

Таким образом, представленные характеристики образа России позволяют сделать вывод, что в трех изданиях он имеет определенные отличия: «нарушитель международного порядка», представленный в The Times контрастирует с «многоликой Россией» в The Guardian, объединившей в себе черты «лицемерного, завистливого и хитроумного соперника», и нейтральным изображением России в газете The Telegraph.

 

Медиаобраз России в рамках освещения чемпионата мира по футболу 2018

Как мы выяснили, представление о России, формируемое тремя британскими изданиями в отношении «дела Скрипалей», было насыщено изрядным количеством негативных оценок и исключало позитивные коннотации. Однако в рамках освещения чемпионата мира по футболу, проводимого в России спустя три месяца после событий в Солсбери, медиаобраз страны претерпел существенную трансформацию: он стал более позитивным, даже несмотря на продолжение расследования «дела Скрипалей» и апелляцию британских медиа к этому инциденту во время освещения футбольного турнира.

Проанализировав 51 публикацию (26 текс­тов в The Guardian, 13 – в The Times и 12 – в The Telegraph), мы обнаружили, что в более 40% проанализированных текстов формировалось положительное представление о России, а в массиве остальных материалов нейтральные и негативные черты медиаобраза страны встречались с равной частотностью.

Самое большое количество отрицательных характеристик встретилось на страницах The Guardian – они составили 38,5%. Нейтральные черты медиаобраза присутствовали в 34,6% материалах газеты, а положительные – в 26,9%. Медиа­образ России в The Times, наоборот, был преимущественно позитивным, что резко контрастирует с образом страны, сформированным при освещении «дела Скрипалей»: в 76,9% публикаций представления о России были положительными, в 15,4% – негативными и только в 7,7% – нейтральными. Газета The Telegraph отличилась наибольшим количеством нейтральных характерис­тик медиаобраза России (41,7% текстов). Порядка 33,3% материалов содержало положительные черты страны, а негативный медиаобраз возникал лишь в четверти про­анализированных публикаций (см. табл. 2).

 

Таблица 2.  Медиаобраз России в газетах The Guardian, The Times и The Telegraph в период освещения чемпионата мира по футболу 2018 г., (в %)

Медиаобраз

 


Издание

 


The Guardian

The Times

The Telegraph

 


26,9

76,9

33,3

 


34,6

7,7

41,7

 


38,5

15,4

25,0

*  Гостеприимная страна; не оправдала негативные ожидания, оказалась лучше, чем ожидали; отлично проводит чемпионат.

** Страна, с которой у Великобритании на данный момент  напряженные дипломатические отношения; старается демонстрировать свое  «лучшее лицо» во время проведения турнира; использует проведение чемпионата мира для извлечения политической выгоды.

***  Страна, в которой существует проблема расизма;  проблема хулиганства в кругах футбольных болельщиков.

 

Каждое из трех изданий отмечало такие положительные аспекты образа России, как гостеприимство и отличную организацию чемпионата. Британские газеты подчеркивали, что страна оказалась лучше, чем многие ее себе представляли.

К общим нейтральным характеристикам образа можно отнести представление о России как о стране, с которой у Велико­британии на данный момент напряженные дипломатические отношения из-за инцидента в Солсбери. Так, например, рассказывая о церемонии приветствия английской сборной с хлебом-солью по приезде на тренировочную базу в Репино, журналист The Telegraph Пол Хэйвард в статье «Англия преломляет хлеб с русскими хозяевами, т.к. военные действия приостановлены» пишет, что «Россия пыталась заключить своего политического врага в объятия, отчасти неловкие, отчасти искренние, поскольку враждебность была приостановлена на пять недель [проведения чемпио­ната. – Г.Ф., П.К.]»12. И тут же замечает, что «эта оттепель продлится лишь до окончания чемпионата, но она подтверждает ту замечательную способность футбола выходить за пределы политики – когда политики этого хотят»13. Также британские журналисты отмечали, что Россия использует чемпионат для «извлечения собственных политических выгод» и старается продемонстрировать всему миру «свое лучшее лицо». Негативные черты, которые нередко отмечали авторы трех изданий, складывались в ходе апелляции к существующим в России проблемам «расизма и хулиганства среди футбольных болельщиков», к их «ультраправым настроениям».

В The Guardian характерной особенностью формирования медиаобраза стало подчеркивание обострения отношений России со всем западным миром и напряженной политической ситуации внутри самой страны. Журналисты издания сообщали о стремлении России «восстановить давно утраченную роль мировой державы»14 и о «нарушении страной международных договоренностей». Также в издании распространялось представление о России как о стране, тяготеющей к событиям «безжалостного масштаба», «абсурдной помпезности»15. Но в то же время авторы газеты отмечали положительные перемены в облике многих российских городов, размышляли о многослойности и загадочности России, о разнообразии ее нации.

В The Times, где медиаобраз России был насыщен наибольшим количеством положительных черт, страна была представлена как полная красоты и сложности, населенная дружелюбными и отзывчивыми людьми. Отмечалась развитость транспортной инфраструктуры в городах, принимающих футбольные игры, и повышенные стандарты безопасности. И в то же время Россия на страницах The Times предстала с совершенно другой стороны – читатели узнали о «бедной жизни россиян» за пределами увиденных иностранцами крупных городов. Несмотря на повторяющуюся в издании мысль о слиянии спорта и политики в России, два журналиста The Times в своих материалах по итогам чемпионата назвали его лучшим из тех, которые они освещали16.

В итоговом материале The Telegraph так же, как и в The Times, чемпионат мира по футболу в России был признан лучшим. Отмечалась дружелюбность россиян в общении с иностранными болельщиками. Однако на начальном этапе освещения события журналисты издания сомневались, что страна заслужила право на проведение соревнований честным путем. Россия в представления The Telegraph испытывает «патологический страх потерять своё лицо на мировой арене»17 и использует чемпио­нат мира как шанс показать себя «в приятном обличии», которое впоследствии станет инструментом воздействия на мировую общественность путем «мягкой силы».

Следует отметить, что заголовочный комп­лекс материалов The Telegraph отличался нейтральностью и не содержал какие-либо оценки в отношении страны-хозяйки чемпионата мира. Противоположную картину можно было наблюдать в газете The Times. В 54% оценочных заголовков этого издания присутствовал только один с негативной коннотацией18. В The Guardian только 34,5% материалов сопровождались заголовками, содержащими определенные оценки России: порядка 44,5% заголовков формировали позитивное представление о России, а 55,6% – негативное.

Таким образом, при освещении чемпио­ната мира по футболу 2018 г. три качественных британских издания были склоны формировать преимущественно положительный медиаобраз России, несмотря на нередкую актуализацию негатива, связанного с отравлением Скрипалей. Также стоит заметить, что позитивные представления о стране стали чаще встречаться по прошествии первых недель чемпионата.

Аналогичную тенденцию отметил московский корреспондент The Guardian Эндрю Роу, который в своем материале «Изменит ли наконец чемпионат мира по футболу то, как изображают Россию?»19 анализирует трансформацию медиаобраза России в момент проведения турнира. Журналист считает, что «освещение подготовки к соревнованиям в значительной части британской прессы было негативным, она сосредоточилась на переживаниях, связанных с хулиганством и текущей политической ситуацией в России»20, а затем тональность сообщений о России начала меняться: «Сотни тысяч иностранцев видят, что есть и более приятная сторона России. В течение многих лет российским чиновникам было легче кричать о русофобии, чем открываться и показывать другую сторону своего государства»21.

 

Выводы

Опираясь на данные, полученные в ходе сравнительного анализа медиаобразов России в качественной британской прессе в 2018 г. на примере материалов The Guardian, The Times и The Telegraph о «деле Скрипалей» и чемпио­нате мира по футболу, можно сделать вывод, что в рамках освещения футбольного турнира медиаобразу страны присущи в основном положительные коннотации. Несмотря на продолжающееся расследование «отравления Скрипалей» и довольно частотное апеллирование британских журналистов к этому инциденту при освещении чемпионата, негативные грани медиаобраза России встречаются только в трети материалов о спортивном событии. При освещении же «дела Скрипалей» во всех трех изданиях негативные черты медиаобраза России доминируют, встречаясь в более 70% публикаций.

Инструментами, которые способствовали формированию негативного медиаобраза России, стали антитеза, сравнение, отсылки к истории, ирония, насыщение материалов негативной семантикой, соответствующее визуальное сопровождение. Наделение заголовочных комплексов оценочными коннотациями могло использоваться при транслировании как негативных граней медиаобраза России, так и позитивных. В целом данный инструмент в большей степени использовался при освещении «дела Скрипалей», когда оценочные заголовки носили исключительно негативную коннотацию. Ситуация изменилась в ходе освещения чемпионата мира по футболу 2018 г.: в заголовках The Times и The Telegraph превалировали позитивные представления о России, а в The Guardian и позитивные, и негативные встречались приблизительно с равной частотностью. Инструментами, способствовавшими трансформации медиаобраза России от негативного к позитивному, стали антитеза (ожидание и реальность), лексика с позитивной семантикой, визуальный ряд, несущий позитивные коннотации.

Также примечательно, что медиаобраз России, формируемый в британской качественной прессе в период проведения чемпионата мира по футболу, имел значительно больше схожих характеристик, нежели образ, создаваемый в процессе расследования «дела Скрипалей». Таким образом, наша гипотеза об актуализации «дела Скрипалей» при освещении футбольного турнира и наличии значительных отличий в медиаобразе России, формируемого в свете чемпионата и инцидента в Солсбери, подтвердилась.

 

Примечания

1 Urban M. (2018) The Skripal Files: The Life and Near Death of a Russian Spy. London: Macmillan. P. 6.

2 UK’s New Foreign Policy – Russia Is № 1 Danger. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/uks-new-foreign-policy-russia-is-no1-danger-n59m8skjq

3 Most Popular Newspapers in the United Kingdom from August 2019 to August 2020. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1025741/most-popular -newspapers-in-the-uk/

4 Newsbrand Reach Tables. Режим доступа: https://embargo.pamco.co.uk/pamco-data/data-archive/

5 All of Russia’s Enemies Have Lived in Fear of the Assassin. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/all-of-russias-enemies-have-lived-in-fear-of-the-assassin-shhzbm9q6

6 Nerve Gas in Salisbury, Drones in Syria: Is There a Moral Difference? Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/mar/09/nerve-gas-salisbury-sergei-skripal-drones-syria-difference

7 Empty Threats Won’t Worry Russia. Britain Needs a Better Approach. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/mar/09/empty-threats-russia-britain

8 Mr Putin Is Playing by New Rules; He’s Ready for a Fight ‒ but Are We? Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/03/22/mr-putin-playing-new-rules-ready-fight/

9 ‘Traitors Will Kick the Bucket’: Vladimir Putin Swore Revenge on Poisoned Russian Spy Sergei Skripal. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/03/06/traitors-will-kick-bucket-vladimir-putin-swore-revenge-poisoned/

10 What to Believe, and not Believe, about Russia’s Claims on the Sergei Skripal Nerve Agent Poisoning. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2018/04/05/believe-not-believe-russias-claims-sergei-skripal-nerve-agent/

11 Rogue Nation. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/rogue-nation-gfcwjzq3l

12 England Break Bread with Russian Hosts as Hostilities Are Put on Hold. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/world-cup/2018/06/13/england-break-bread-russian-hosts-hostilities-put-hold/

13 Там же.

14 How Russia won the World Cup. Режим доступа: https://www.theguardian.com/news/2018/jun/14/how-russia-won-the-world-cup

15 Pomp, Absurdity and Goals Galore Get Russia’s Show off to a Delirious Start. Режим доступа: https://www.theguardian.com/football/2018/jun/14/pomp-absurdity-goals-galore-russias-show-delirious-start

16 Drama from First to Last in a World Cup Like Never Before. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/in-a-world-cup-like-never-before-drama-from-first-to-last-drgvhmw9c; Russian People the Heroes of my World Cup. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/russian-people-the-heroes-of-my-world-cup-rwbd36v6k

17 Russia ‘Dare to Dream’ As Fans Unite in Moscow to Proclaim a Host Nation Transformed. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/world-cup/2018/06/19/russia-dare-dream-fans-unite-moscow-proclaim-host-nation-transformed/

18 World Cup 2018: Here’s Hoping We Remember Vladimir Putin’s Circus for the Football. Режим доступа: https://www.thetimes.co.uk/article/world-cup-2018-heres-hoping-we-remember-vladimir-putins-circus-for-the-football-qb3q98wh9

19 Will the World Cup Finally Change How Russia Is Portrayed? Режим доступа: https://www.theguardian.com/football/2018/jul/12/will-the-world-cup-finally-change-how-russia-is-portrayed

20 Там же.

21 Там же.

 

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно- функциональные характеристики: дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

Максимова С.Г. Образ России в представлениях населения современных приграничных регионов // Siberian Socium. 2017. Т. 1. № 1. С. 76–83. DOI: 10.21684/2587-8484-2017-1-1-57-61

Панова Е.Ю. Специфика репрезентации медиаобраза России в печатных СМИ США и Великобритании // Вестн. Воронежск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2020. № 3. С. 126–130.

Русяева М.М., Черемушкина Е.Ф. Имидж России в зеркале англоязычных СМИ // Гуманит. науч. вестн. 2017. № 6. С. 14–18.

Савельева Н.Х., Пихтовникова Ю.В. Формирование образа российского государства в британских СМИ // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 3–1 (81). С. 56–58.

Соколов В.М. Образ России в британской прессе начала 1990-х гг. (культурологический аспект) // Вестн. Оренбургск. гос. ун-та. 2010. № 1. С. 64–69. 

Ужегова З.А. Образ «новой» России на Западе (по материалам американской и британской прессы): дис. … канд. культуролог. наук. М., 1999.

Черноморова Т.В. Образ России, формируемый британской прессой // Россия и со­временный мир. 2015. № 2. С. 184–198.

Шарарова Р.В., Чутчева А.В. Медиаобраз России в британских СМИ // Медиаисследования. 2019. № 6. С. 272–277.

Шаргатова А.В. «Не игнорируйте предупреждения» России: особенности освещения образа России в британских СМИ // МедиаАльманах. 2007. № 6 (23). С. 9–39.

 

Дата поступления в редакцию: 15.03.2021
Д
ата публикации: 15.04.2021