Архив



Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ



Ольга Смирнова, Галина Лазутина, Ирина Денисова

Ссылка для цитирования: Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 32–40. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240

@ Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент (г. Москва, Россия), smirnovaorama@gmail.com

@ Лазутина Галина Викторовна
кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, доцент (г. Москва, Россия), galvik34@mail.ru

@ Денисова Ирина Николаевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), irina_denisowa@mail.ru



Ключевые слова: международный конфликт, горячие точки, ценностные отношения, ценности, коммуникативные стратегии.

В статье исследуются причины международных конфликтов и характер участия в них медиа. Раскрываются противоречия, ведущие к столкновению государственных интересов и вооруженному противостоянию стран. Особое внимание уделяется ценностным факторам, влияющим на конфликты, и освещению их в СМИ. Характеризуются коммуникативные стратегии в условиях международных конфликтов. Ставится вопрос о роли медиа в предотвращении эскалации международной напряженности, угрожающей новыми конфликтами.

 

Введение

Задача данной статьи состоит в том, чтобы привлечь внимание исследовательского сообщества к аксиологической составля­ющей той стороны общественной жизни, от которой зависит не только благополучие отдельной страны, но и судьбы многих государств и народов, будущее всей нашей планеты. Речь идет о проблемных ситуациях в мире, способных вызвать осложнения международных отношений, – о силовых столкновениях государств. Их не зря называют «горячими точками»: они уносят человеческие жизни, разрушают достижения цивилизации, превращают в пепел планы людей. Возникают такие конфликты по разным причинам. Но почти всегда они включают в себя и ценностное начало – восходят к представлениям о ценностях, которые занимают в жизни общества немалое место. Это с неизбежностью привносит свои особенности в характер и силу международных конфликтов, информационное сопровождение связанных с ними событий, влияет на их исход.

Какие это особенности? В силу чего они возникают? Какую роль играют в разрешении конфликта? Каким образом СМИ могут содействовать ликвидации конфликтных ситуаций и предотвращению новых столкновений? Ответы на эти вопросы требуют не только обстоятельного изучения природы международных конфликтов, но и уяснения места в них ценностного компонента, целей, на которые он ориентирован, и последствий, которые он может вызвать. Управление течением международных конфликтов во многом зависит от глубины нашего понимания их ценностного смысла. Практически каждый день то и дело напоминает нам об обострении существующих в мире противоречий, задача постижения ценностной составляющей военных столкновений на международной арене и опыта их освещения в СМИ является весьма актуальной. Ключевыми становятся понятия «ценностные отношения», «ценности», «ценностная ориентация» и «ценностное ориентирование»: в них концентрируются представления о ценностных факторах, которые могут влиять на возникновение и развитие конфликтов.

 

Особенности современных международных конфликтов в контексте ценностных отношений

В последние годы в центре внимания мирового сообщества оказались внешнеполитические конфликты, вызванные совокупностью причин. Целый ряд этих столкновений приобрел затяжной характер и сохраняет свою актуальность до сих пор. Остаются горячими точками военные действия на территории Сирии – многосторонний вооруженный конфликт с иностранным вмешательством, начавшийся весной 2011 г. как гражданская война; противостояние на юго-востоке Украины, тоже протека­ющее как гражданская война, втягивающая участников из разных стран; не разреши­вшиеся до конца территориальные споры по поводу Нагорного Карабаха, вызвавшие ожесточенные вооруженные столкновения между Азербайджаном и Арменией. Дают о себе знать гражданские войны в Ливии, Ираке, Йемене, нестабильность обстановки в Афганистане. Напряженность в международных отношениях вызывают несогласия между Россией и Японией из-за права владения Южными Курилами, полученного Советским Союзом по итогам Второй мировой войны; отсоединение Южной Осетии и Абхазии от Грузии; претензии Украины на возвращение Крыма, отошедшего к России по результатам референдума 2014 г.

В классификациях международных конф­ликтов не обнаруживаются упоминания о столкновениях, которые были бы вызваны именно различиями ценностных систем. Но отсюда вовсе не следует, что этот момент не влияет на возникновение конфликтных ситуаций. Скорее всего, объяснение тут иное. Сопряженность ценностных отношений с другими видами общественных отношений оказывается чрезвычайно тесной: они всегда выступают как сторона той или иной разновидности общественных отношений. Это маскирует проявления их влияния, выдвигая на первый план утилитарные интересы субъекта конфликта, относящиеся к экономической или политической жизни. Между тем значительную часть мотивов поведения участников столкновений чаще всего определяет именно ценностная составляющая таких интересов.

Суть понятия «ценностные отношения» заключается в том, что оно обозначает связь между членами общества, возникающую на основе их ценностных предпочтений, т.е. вследствие выбора ценностей, на которые человек ориентируется как на центр притяжения или отталкивания при организации взаимодействия с другими людьми. Для личности иерархия ценностей складывается в зависимости от субъективного представления о значимости тех или иных духовных и материальных образований реального мира. Однако этот субъективный выбор в конечном счете суммарно позволяет выявить ценностную ориентацию страны в целом и тем самым позволяет определить место, которое общество отводит той или иной ценности в структуре ценностного поля в данных обстоятельствах (Лазутина, 2013 (б): 44–52). Это дает ученым основание рассматривать ценностную иерархию, сложившуюся в существующей ситуации, как проявление объективной значимости общепризнанных ценностей (Худякова, 2012).

В то же время ценностные предпочтения с неизбежностью ведут к определенной дифференциации общества по данному признаку – к образованию в его структуре больших и малых социальных групп разной ценностной направленности, т.е. идентифицирующих себя с разными ценностными системами. На роль такой дифференциации в свое время обращал внимание американский социолог Р. Мертон (2010). При этом он, касаясь взаимодействия людей с различными ценностными системами, выделил пять типов приспособления к ним, определяющих смену состояния ценностных отношений в обществе. Это означает возможность эволюционного или революционного изменения социальной структуры1, что отнюдь не безболезненно для жизни общества. Именно это обстоятельство делает ценностные отношения предметом постоянного внимания массмедиа и добавляет оснований к тому, чтобы рассматривать «медиареальность как особое измерение социума» (Sidorov, 2012), которое необходимо учитывать в момент обострения международной обстановки.

 

Ценностное ориентирование при освещении международных конфликтов в СМИ

Как уже было сказано, непосредственной причиной, толкнувшей к конфликту, ценности бывают редко (хотя полностью исключать такую возможность нельзя). Но вот опорой для мотивации конфликта и для мобилизации общественного мнения в ключе, нужном инициатору столкновения, они используются постоянно. Причем тот факт, что в развертывании противоречия между субъектами несогласия доминирует мотивационная функция ценности, не означает, что она является единственной. Ценностная составляющая может играть во время вооруженных столкновений разную роль, так как в зависимости от задач, которые ставятся конфликтующими государствами, она выполняет разные функции. Она может выполнять мотивационную функцию, или служить целям мобилизации армейских подразделений на организацию грамотных военных действий, способствовать обострению конфликта, или помочь его разрешению или подготовке постконфликтной ситуации. Все эти функции обусловлены проявлением ценностных отношений, которые во время войны обнаруживают себя в двух альтернативных вариантах: либо как пропаганда, построенная на манипулировании общественным сознанием в эгоистических интересах деструктивных сил, либо как ценностное ориентирование, направленное на защиту гуманистических ценностей и гуманистических идеалов в интересах правого дела.

Подчеркнем теоретический момент, который обязательно следует иметь в виду: понятие «ценностное ориентирование» не является синонимом термина «ценностная ориентация». Словосочетание «ценностная ориентация» обозначает внутреннюю (собственную) активность человека или группы лиц в их отношениях с миром ценностей (выбор ценности, более или менее устойчивая приверженность ей). Термин же «ценностное ориентирование» расширяет кругозор человека с помощью внешней активности, направленной на обогащение возможностей личности для осознанного ценностного самоопределения. Он обозначает деятельность социальных институтов, направленную на гуманистическое развитие общества, в частности человека. Ценностное ориентирование в средствах массовой информации страны, отстаивающей правое дело, – это своего рода противовес настойчивой пропаганде идей, порождаемых ограниченностью интересов и взглядов и потому несущих угрозы существованию нашей планеты. В условиях военных действий момент ценностного самоопределения личности особенно важен: победа достигается в тех случаях, когда армия едина в своем понимании ценностей, за которые она идет в бой.

Конечно, ценностноориентированные тексты обращены к эмоциональным элементам сознания человека. Однако опорой для них всегда являются аргументы, которые приносит знание и которые не ведут к подавлению личности, не разрушают ее. Представляя собой единую систему производства и распространения массовой информации, медиа на современном этапе развития обладают таким мощным технико-технологическим обеспечением, что они способны стать интегратором очень важного в жизни общества процесса – гармонизации ценностных отношений2 (Лазутина, 2013 (а)).

Однако участие медиа в разрешении общественных противоречий отмечено и другой тенденцией: в руках акторов политических процессов медиа подчас могут превращаться в разрушительный инструмент. Почти все существующие сегодня международные конфликты свидетельствуют о том, что средства массовой информации используются воюющими сторонами не только для дезинформации и дезориентации противника, но и для дискредитации общепризнанных ценностей, усиления дез­интеграции общества. Тем не менее приходится признать, что политический фактор и в этих случаях оказывается в международных конфликтах довлеющим. Вопрос о том, как нейтрализовать данную тенденцию, решения не имеет: политика войны есть политика войны. Вероятно, выход только один: человечество должно стремиться исключить войну как способ разрешения противоречий.

Практика журналистов на разных этапах истории международных военных конфликтов дает достаточно богатый материал для осмысления, в том числе и с точки зрения организации их информационного сопровождения. Так, во время международных конфликтов в Персидском заливе в начале 2000 гг. военные силы США и Великобритании, наряду с централизованным освещени­ем боев на основе воинских данных, без допуска журналистов к фронтовым условиям, ввели в практику новый вариант освещения боевых действий. Из числа извест­ных журналистов отбирались в качестве корреспондентов те, кто прикреплялся к армейским частям и получал право получать информацию непосредственно на полях сражений. В Великобритании работа прикрепленных журналистов должна была идти в соответствии с правилами освещения воинских операций, зафиксированных в так называемой «Зеленой книге», которая являла собой рабочую договоренность со СМИ на период чрезвычайного положения, обострения напряженности, конф­ликта и войны3.

В Соединенных Штатах Америки тоже существовала подобная форма прикрепления журналистов к воинским подразделениям. Но здесь не обошлось без скандала. Его вызвало прикрепление к армейским частям журналистов музыкального канала MTV, в то время как некоторым региональным влиятельным газетам в прикреплении было отказано. Такой подход объяснялся тем, что для молодежной аудитории, ценностные ориентации которой сформированы популярностью музыкальной культуры, остро требовалась информация о данной войне: молодежь – основной ресурс для формирования армии и укреп­ления тыловых служб. Решение Пентагона было подсказано опытом информационных кампаний прошлых военных столкновений. Во время войны во Вьетнаме американские студенческие марши показали, что молодое поколение не поддерживает политику государства, осуществляющего агрессию. Стало очевидным, что с молодежью, как самой пассионарной частью электората, следует работать, используя ориентацию на ее ценности, отразившие­ся в поп-культуре.

Ценностный подход проявлялся и в других случаях. Российский журналист Константин Сёмин (в тот момент спецкор ВГТРК) в интервью ural.ru поделился своим опытом работы в военном контингенте коалиции в качестве прикрепленного корреспондента. Контингент базировался на американском авианосце «Гарри Трумэн». «Журналистский пул был достаточно большой. <...> С нами бок о бок работали журналисты из Associated Press, ABC, представители всяких метровых, по-моему, американских телеканалов. Были немцы, греки, уругвайцы – всех не упомнить. Одни улетали, другие прилетали. Вот кого точно не было, так это журналистов из каких-либо арабских стран. Мы все пытались кого-то найти, но так и не нашли», – рассказывал Сёмин»4. Можно предположить, что журналистов арабского происхождения старались не привлекать к освещению данных военных событий, чтобы избежать возникновения глубинных ценностных противоречий. В данном контексте национальная принадлежность учитывалась как важный ценностный фактор.

Участие журналистов в освещении военных действий ВКС России в Сирии тоже имеет свою специфику. В расположении частей работают постоянно аккредитованные журналисты, но есть и те, кто приезжает в так называемые пресс-туры, в том числе и иностранные репортеры. Для них возможность увидеть своими глазами происходящее в зоне боевых действий представляется весьма ценной в том числе и для понимания позиций воюющих сторон. Корреспондент газеты The Washington Post Эндрю Рот так оценивает эту возможность: «Вряд ли кто-то из иностранных журналистов пожалел, что поехал в Сирию. Это был шанс побывать на базе и хоть чуть-чуть увидеть, что там происходит с российской стороны»5.

Особые обстоятельства для ценностного ориентирования создают латентные международные конфликты – противостояния, казалось бы, исчерпавшие себя. Периодически они демонстрируют всплески, спровоцированные именно противоречиями ценностного характера. Это так называемые «войны исторической памяти», цель которых – переоценка истории, изменение отношения к событиям, име­ющим сакральное значение для населения какой-либо страны. Среди последних информационных поводов такого типа, рассчитанных на эскалацию ценностного противостояния, можно упомянуть эксцессы, связанные со сносом памятников советским военачальникам – в частности, К.К. Рокоссовскому в Польше, И.С. Коневу в Чехии. Ценностное ориентирование в таких ситуациях обретает черты восстановления исторической памяти общества. К акцентам на таких событиях часто прибегают медиа стран постсоветского пространства, стремящиеся отмежеваться от важных для России ценностей, когда-то являвшихся общими.

 

Конфликтологическая парадигма в контексте изучения международных конфликтов

Посредническому воздействию СМИ, как подчеркивают исследователи, подвержены отношения между самыми различными субъектами (Лабуш, Пую, 2019: 2). Но в международных политических конфликтах медиа обретают особую роль. Они являются связующим звеном во взаимодействии акторов международной политики. В условиях нарастающей глобальной неопределенности, когда острые международные противостояния становятся повседневной реальностью, актуализируется поиск новых форм, методов, инструментов и технологий такого политического воздействия на конфликты, которое могло бы направить их развитие в русло урегулирования или разрешения (Манойло, 2017). Для современного этапа подобных изысканий наиболее актуальным и конструктивным представляется подход, выработанный конфликтологией.

Как область знания конфликтология нацелена на выявление и обоснование факторов, которые систематически порождают в обществе противоречия, социальную напряженность и столкновения. Восходящая к противоречиям мироустройства, миропонимания и миросозидания конфликтологическая парадигма, применяемая в изучении конфликтных ситуаций уже на протяжении длительного периода, остается востребованной и сегодня (Тернер, 1985; Boulding, 1962). Признание противоречий естественным состоянием любой общественной системы выступает одним из важных критериев при рассмотрении причин и обстоятельств возникновения конфликтов (Владимиров, Зеленов, Степанов, 2013: 176). Исследование природы и функций столкновений такого рода стало базой для построения теории конфликта (Boulding, 1962; Bernard, 1957; Galtung, 2009; Дарендорф, 1994; Coser, 1957; Rapoport, 1974; Fink, 1968). С нее началось активное создание развернутого методологического фундамента для «моделирования конфликтов посредством выявления и использования общих для всех видов структурных и динамических показателей и индикаторов». Этот фундамент обеспечил возможность экспертизы конфликтов через оценку их конкретного состояния на основе определенных критериев, а также обусловил выработку рекомендаций по их конструктивному урегулированию (Владимиров, 2013: 172).

Ценностная составляющая конфликтов оказалась весьма значимым звеном в становлении теоретических представлений о ключевых общественных смыслах. Активно включились в использование конфликтологического подхода и ученые, исследующие область журналистики и медиа. В настоящее время наука о журналистике может представить обществу некоторые результаты изучения роли СМИ в управлении конфликтными ситуациями различного типа, при этом представляется, что освещение, локализация и предотвращение конфликтов международного характера выступают как зона особой ответственности СМИ (Лазутина, 2016). Именно поэтому сегодня требуется мобилизация всех возможных коммуникативных ресурсов, работающих на создание эффективных информационных траекторий, направленных на гармонизацию ценностных отношений общества.

Ценностная составляющая международных конфликтов особо подчеркивается в СМИ, когда необходимо активизировать действия населения воюющей страны, а также получить поддержку международного общественного мнения. Медиа в этих процессах играют самую заметную роль. Информационную повестку формирует необходимость продвигать/отстаивать/защищать ценности общества, которым угрожает опасность. Поэтому на одно из главных мест в практике медиа выдвигаются как раз мотивационная и мобилизационная функции ценностных отношений. Для коммуникационной стратегии медиасистем, представляющих в вооруженных конфликтах обороняющуюся сторону, характерно особое внимание к использованию ценностей, в том числе происходящих из художественной культуры, в качестве стимула к героизации поведения человека. Такая устойчивая традиция применения ценностного подхода используется при информационном сопровождении военных конфликтов медиасистемами стран, подвергшихся агрессии.

Нужно подчеркнуть еще один вытекающий из положений конфликтологии аспект в освещении конфликтных ситуаций международного характера. Распространяемые в преддверии и в ходе военных столкновений сведения могут быть продиктованы разными намерениями, в том числе стремлением к внесению изменений в когнитивную структуру. Это делается для того, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре (Почепцов, 2000). Поэтому представляется важным обращать внимание на следу­ющее: цели информирования в обязательном порядке должны согласовываться с интересами, ценностями, культурными кодами аудитории. Хотя эффективность усилий медиа в разрешении международных конфликтов зависит от многих факторов – в частности, таких существенных, как взаи­моотношения между СМИ и сторонами, задействованными в конфликте, потенциальная независимость СМИ от власти (Мамиева, 2014), – ценностная ориентация в их ряду не теряет значения. Следует также подчеркнуть, что для журналистов необходимо не только знать ценностную ориентацию своей аудитории, но и уметь использовать это знание для эффективного ценностного ориентирования.

 

Заключение

Противоречия – одна из движущих сил развития мира. Они возникают, созревают и разрешаются, чтобы возникнуть вновь. Конфликт – завершающая стадия в движении противоречия, предшествующая его разрешению. Это понятие, несмотря на сопутствующую ему традиционно отрицательную коннотацию, следует рассмат­ривать как обозначение закономерного явления жизни, в том числе социальной. Конфликты в нашей действительности закономерны; возникая, они неизбежно разрешаются, оборачиваясь угасанием противоречия и стимулируя начало следующего этапа развития. Вопрос только в том, какой ценой осуществляется разрешение конфликта для окружающего мира. Когда речь идет о конфликтах международных, представляющих собой столкновение интересов двух или нескольких субъектов международных отношений в области их притязаний на обладание какими-то преимуществами или правами, феномен международных конфликтов вырастает в серьезную научно-практическую проблему.

Ключевой особенностью современных международных конфликтов является их обязательное информационное сопровож­дение, отражение столкновений вражду­ющих сторон в средствах массовой информации. В зависимости от направленности и качества сообщений все это имеет целью либо осведомленность аудитории в происходящем, либо ее дезориентацию. Информирование – важнейшая из функций СМИ, реализация которой в условиях международных конфликтов создает возможность прогнозировать и стимулировать развитие событий, в том числе предупреждать о потенциальных последствиях столкновения, способных обернуться существенными переменами в общественной жизни. Однако специфика международных конф­ликтов состоит в том, что коммуникационные стратегии воюющих сторон зачастую строятся на подмене информации так называемыми «шумами», что превращает процесс информирования в манипулирование сознанием аудитории, лишая ее возможности адекватно ориентироваться в действительности.

Особое значение в существовании международных конфликтов, в том числе в характере освещения их в прессе, играет ценностный компонент происходящего. Ценностные отношения общества оказываются одним из факторов, влияющих на причины возникновения конфликтов, эволюцию идущих в них процессов, стратегию воюющих держав, исход столкновений и постконфликтные ситуации. В условиях боевых действий обретают архиважную организующую роль мотивационная и мобилизационная функции ценностей. Одним из главных направлений информационной повестки для СМИ страны, отстаивающей правое дело, становится ценностное ориентирование – деятельность, производящая целенаправленный поток информационных сообщений. Такой подход помогает осознанному выбору ценностей и самоопределению людей, способствует сплоченности и укреплению духа нации. Ценностное ориентирование в таких условиях становится противовесом пропаганде идей, порождаемых ограниченностью интересов и взглядов.

Освещение, локализация и предотвращение конфликтов международного характера выступают здесь как зона особой ответственности СМИ. В современных условиях, когда острые международные конф­ликты являются повседневной реальностью, встает вопрос о поиске форм и методов воздействия на конфликты, ведущих к их урегулированию. В этом русле одним из наиболее актуальных и конструктивных на современном этапе представляется подход, выработанный конфликтологией. Он ведет к углублению междисциплинарного исследования международных конфликтов, создавая условия для уточнения теоретических представлений и формулирования практических рекомендаций для их разрешения. Используя конфликтологическую парадигму, исследования медиа и журналистики в настоящее время способны представить обществу результаты изучения места и роли СМИ в управлении конфликтными ситуациями различного типа.

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

 

Примечания

1 Согласно Р. Мертону (2010), эти типы приспособления включают в себя конформность (принятие аккумулированных в культуре ценностей); инновацию (принятие ценностей на уровне цели деятельности, сопровождаемое рискованным поиском более эффективных средств ее достижения); ритуализм (отвержение ценностей на уровне целей, совмещаемое с абсолютным следованием им на уровне норм деятельности); ретритизм (отвержение ценностей и на уровне целей, и на уровне средств, превращающее члена общества в чужака); мятеж (полное отвержение существу­ющих ценностей и претензия на замену их новыми).

2 Подчеркнем специально: речь в данном случае не о консенсусе в этой области, который основоположник социологии Т. Парсонс рассматривал как главную (высшую) ценность. Консенсус в мире ценностей не только недостижим, на наш взгляд, но и по-своему опасен. С ним может быть связана остановка в развитии – тут трудно не согласиться с оппонентами великого американского социолога. Мы ведем разговор именно о гармонизации ценностного поля – поддержании тех его характеристик, от которых зависит возможность предотвращать в жизнедеятельности общества дисфункциональные эффекты.

3 Кудасов С. Для СМИ придумали правила освещения возможной войны в Ираке / РИА Новости. 2008. Июнь, 5. Режим доступа: https://ria.ru/20030122/303615.html (дата обращения: 17.02.2021).

4 Сёмин К. На американский авианосец мы летели со своими замками и ключами / ural.ru. 2003. Апр., 15. Режим доступа: http://www.ural.ru/news/life/2003/04/15/news-27052.html (дата обращения: 17.02.2021).

5 Война в 3D: как живут и работают журналисты на авиабазе «Хмеймим» / РИА Новости. 2020. Март, 3. Режим доступа: https://ria.ru/20160929/1478142535.html (дата обращения: 17.02.2021).

 

Библиография

Владимиров А.А., Зеленов Л.А., Степанов Е.И. Современная модернизация в России с позиций социальной философии и конфликтологии: моногр. М.: URSS, 2013.

Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта // Социологические исследования. 1994. № 5. С. 142–147.

Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: война, революция, экстремизм. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2019.

Лазутина Г.В. Аксиология массмедиа: некоторые исходные представления. Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2016.

Лазутина Г.В. (а) Участие журналистики в гармонизации ценностных отношений общества: возможности и задачи // Массмедиа и ценностные отношения общества: сб. науч. ст. / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2013. С. 104–117.

Лазутина Г.В. (б) Ценностные отношения в структуре общественных связей // Массмедиа и ценностные отношения общества: сб. науч. ст. / под ред. Г.В. Лазутиной. М.: МедиаМир, 2013. С. 43–57.

Мамиева Б.Ю. Манипулятивный потенциал современных СМИ при освещении военных конфликтов // Фундаментальные исследования. 2014. № 6–4. С. 859–861.

Манойло А.В. Современные политические конфликты: право на вмешательство // Полис. Политические исследования. 2017. № 6. С. 178–188.

Мертон Р.К. Социальная структура и аномия // Социология власти. 2010. № 4. С. 212–223.

Почепцов Г.Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук: Ваклер, 2000.

Тернер Д. Структура социологической теории. М.: Прогресс, 1985.

Худякова Н.Л. Ценностные основы социальных отношений // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2012. № 4 (258). С. 7–10.

 

Bernard J. (1957) The Sociological Study of Conflict. In: Bernard J. (ed.) The Nature of Conflict. Paris: UNESCO, pp. 33–118.

Boulding K.E. (1962) Conflict and Defense: a General Theory. New York: Harper & Brothers.

Coser L. (1957) Social Conflict and the Theory of Social Change. British Journal of Sociology 8: 197–207.

Fink С.F. (1968) Some Conceptual Difficulties in the Theory of Social Conflict. Journal of Conflict Resolution 12: 412–460.

Galtung J. (2009) Toward a Conflictology: the Quest for Transdisciplinarity. In: Sandole D.J.D., Byrne S., Sandole-Staroste I., Senehi J. et al. (eds.) Handbook of Conflict Analysis and Resolution. London; New York: Routledge, pp. 511524.

Rapoport A. (1974) Conflict in Man-Made Environment. Baltimore: Penguin books.

Sidorov V. (2012) Methodology of Evaluative Analysis in Media and Social Connections of Journalism. Journal of International Scientific Publications: Media & Mass Communication 1: 241–253. Режим доступа: https://pureportal.spbu.ru/en/publications/methodology-of-evaluative-analysis-in-media-and-social-connection

 

Дата поступления в редакцию: 11.03.2021
Дата публикации: 17.06.2021