Архив



Интервью в отечественной блогосфере



Елена Лебедева

Ссылка для цитирования: Лебедева Е.Г. Интервью в отечественной блогосфере // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 73–80. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.7380

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.7380

@ Лебедева Елена Геннадиевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций АНО ВО «Институт современного искусства» (г. Москва, Россия), elena@elseproduction.ru



Ключевые слова: блог, интервью, блогосфера, жанр, лидер мнений.

В статье на примере авторских программ известных блогеров рассматриваются причины популярности и тенденции развития жанра интервью в отечественной блогосфере. Возникнув как возможность вести личный дневник (блог) в Интернете, блогосфера сегодня превратилась в мощное средство публикации, составляющее конкуренцию традиционным средствам массовой информации и спровоцировавшее бурные изменения в основах традиционной журналистики, в частности в подходах к проведению интервью.

 

Введение

Сегодня сформировалось абсолютно новое и ранее не известное информационное пространство, скорость реакции которого на различные события в мире превышает скорость все остальных медиаплощадок, – блогосфера. Возникнув как возможность вести личный дневник (блог) в Интернете, блогосфера превратилась в мощное средство публикации, составляющее конкуренцию традиционным средствам массовой информации и спровоцировавшее бурные изменения в основах традиционной журналистики, в частности в подходах к проведению интервью.

Взаимоотношения между традиционными СМИ и блогами – это конкуренция за внимание интернет-аудитории. И блоги, и сетевые СМИ предлагают новости, а пользователь решает, где их просматривать. Цифровая интерактивная среда расширяется с каждым днем, и журналисты стремятся приспособиться к ее расширению – используют ее как для сбора информации, так и для выполнения ряда профессиональных задач. В этой связи исследователи  (Вартанова (ред.), 2019: 15) отмечают: «Изначально по критерию профессионализма и характеру занятости блогеры противопоставлялись журналистам, постоянно работающим в официальных средствах массовой информации. Однако это разграничение на данный момент теряет актуальность в связи с тем, что многие состоявшиеся журналисты создают собственные блоги, а известные блогеры, в свою очередь, активно привлекаются к деятельности СМИ».

Можно выделить три основных способа взаимодействия блогов с традиционными СМИ.

  • Использование информации, опуб­ликованной блогерами, в редакционных материалах. Публикации известных блогеров на ту или иную актуальную тему могут стать информационным поводом для традиционных СМИ. В этом случае именно блогеры формируют повестку дня.
  • Редакционный блогинг. Такое взаимодействие происходит, когда СМИ открывает на своем сайте блог, который ведут журналисты издания. В редакционных блогах могут быть опубликованы редакционные новости, материалы издания. Редакционный блогинг не только увеличивает аудиторию сайта, но и позволяет значительно усилить обратную связь
  • Интернет-версии изданий с различными сервисами для блогеров. Этот способ позволяет копировать материал, опубликованный на сайте издания, и размещать его в своем блоге. Аудитория блогера, увидев ссылку и заинтересовавшись ею, может перейти на сайт издания и прочитать материал полностью, тем самым повысив посещаемость онлайн-СМИ. Таким образом издание продвигает себя в блогосфере, увеличивает свою аудиторию (за счет привлечения пользователей, которые могут и не быть его читателями).

Особенности блогосферы помогают более эффективно выполнять журналистские задачи, а использование блогов в журналистских целях позволяет оперативно предоставлять информацию, обеспечивать ее открытость, возможность выражения собственного мнения и контроль обратной связи. Посты на злободневные темы увеличивают популярность блогеров, а от статуса блогера, популярность которого определяется количеством подписавшихся на него читателей и добавляемых в ленту «друзей», зависит степень активности дис­куссии. Блоги модифицируются – кроме тес­товых появились фотоблоги, видеоблоги, подкасты, микроблоги, и большинство из них – в формате интервью.

 

Интервью в традиционной журналистике и блогосфере

Под жанрами принято понимать «устойчивые формы журналистских произведений» (см. подр.: Колесниченко, 2008). И хотя существует условное деление журналистских материалов на информационные, аналитические и документально-художественные, А.А. Морозова (2015: 242) предлагает делить все жанры на две категории:

  • традиционные жанры (пришедшие из периодической печати, сохранившие основные жанровые признаки, но при этом зачастую подвергшиеся некой трансформации);
  • новые жанры (образовавшиеся в период появления мультимедийных площадок и в процессе становления конвергенции).

Интервью как жанр прошел большой эволюционный процесс, и на каждом этапе развития видоизменялся и совершенствовался. Как отмечает Л.Е. Кройчик (2006: 153–157), «в современных СМИ понятие “жанр” вытеснено понятием “текст” и относит интервью к оперативно-исследовательской группе текстов. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника – его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего». Именно этим объясняется широкое распространение и популяризация жанра интервью.

Интервью –  это, с одной стороны, способ получить информацию путем непосредственного общения с человеком, владеющим этой информацией, а с другой – публицис­тический жанр в форме беседы, диалога, в котором интервьюер с помощью вопросов помогает собеседнику полнее и логичнее раскрыть заданную тему. По мнению исследователей О.Я. Гойхмана, Т.М. Надеиной (2008: 8), диалог «как форма устной речевой коммуникации представляет собой общение двух субъектов посредством языка. Это процесс взаимного общения, когда реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из партнеров отказывается от своих реплик, то диалог превращается в монолог. Если оба отказываются, то, естественно, общение прекращается».

Задача интервью – сообщить новость и повлиять на общественное мнение, задача интервьюера – придерживаясь определенной тактики и стратегии, «разговорить» своего собеседника и повернуть разговор в нужную сторону. Особенность интервью состоит в том, что новость эта персонифицирована человеком, мнение которого по каким-либо причинам важно для аудитории. В вопросах журналиста (блогера) к собеседнику конкретизируются актуальные аспекты, возникают поводы для дискуссий. Нередко журналисты акцентируют внимание на эмоциональном состоянии интервьюируемого, в первую очередь на его невербальных проявлениях. Как отмечает С.Н. Ильченко (2016: 13–14), сейчас тематическое и персональное разнообразие интервью «определяется двумя генеральными типами. Первый можно обозначить как интервью в связи с <…> событием, проблемой, фактом... Оно, как правило, носит конкретный характер, имеет информационный повод и тематически ориентировано. Наиболее характерными примерами здесь являются интервью официальных лиц и ответственных чиновников по вопросам общественно-политической жизни и социально-экономического развития. Второй тип интервью не носит конкретно-направленного на событие, проблему или факт характера. Его можно бы было обозначить как интервью ни о чем. В данном случае определяющими структуру беседы факторами являются: личность интервью­ируемой персоны, баланс степени абстрактности и конкретности обсуждаемых тем, их вневременной характер. Можно сказать, что в такой ситуации разговор со знаменитой и популярной личностью строится как интервью о смысле жизни, где биографические подробности участника диалога дают толчок к более широким и обобщающим выводам. Здесь самое главное – собеседник, его мнение».

Сетевые медиа активно используют интервью и в качестве метода, и в качестве жанра, вбирая традиционные черты жанра интервью, и трансформируя его: «Данный традиционный журналистский жанр стал основой формата интервью-проекта, получившего большую популярность на YouTube. В настоящее время развиваются различные каналы, чей контент следует рассматривать как трансформацию и синтез жанров предметно-личностного интервью и беседы» (Рева, Арехина, Зуева, 2020: 117).

С целью анализа содержания и трансформации жанра интервью в отечественной блогосфере нами были изучены YouTube-каналы (более 50 сюжетов в выпусках) пяти популярных блогеров. Актуальность выбранной темы заключается в исследовании новых явлений, которые возникли благодаря изменению информационного пространства под воздействием Интернета.

 

Авторские программы лидеров мнений: трансформация жанра интервью в блогах

Внимание аудитории к блогерам спровоцировало появление в интернет-пространстве инфлюенсеров – лидеров мнений. Анализ российских блогов показывает, что в настоящее время инфлюенсерами становятся авторы, имеющие большую популярность вне блогосферы (актеры, писатели, политические деятели и т.п.). Блогеры-инфлюенсеры собирают информацию из разных источников, анализируют и предоставляют ее сообществу. Пользователи блогосферы, в свою очередь, стремятся сравнить различные точки зрения и обсудить их с авторитетными блогерами.

Лидер мнений в блогосфере – это тот, кто демонстрирует свою личностную и информационную актуальность и уникальность. Это блогер, который создает новаторский информационный продукт, некий образец, к которому стремятся многие. Лидеры мнений заставляют блогосферу двигаться вперед, предоставляя информацию, неизвестную большинству пользователей, а также комментируя происходящие события с учетом своего высокого интеллектуального и профессионального уровня. Сегодня, в ХХI в., пользователю уже важна не только информация из первых уст, его интересует сама личность. В связи с этим одним из самых популярных форматов стал «авторский блог», а самыми востребованными – авторские программы в жанре интервью. Жанр интервью в блогосферу одним из первых перенес Юрий Дудь.

Юрий Дудь – журналист, интервьюер, телеведущий и бывший главный редактор сайта Sports.ru. Пилотный выпуск шоу «вДудь»1 появился на канале YouTube 7 февра­ля 2017 г. По словам самого блогера, он задумал этот формат для того, чтобы натренировать себя в интервью не на спортивную тему. В первом выпуске шоу гостем стал известный рэпер Баста (видео набрало более 100 тыс. просмотров за сутки). На сегодняшний момент канал имеет более 8,5 млн подписчиков. В июле 2018 г. Ю. Дудь занял 50-е место в рейтинге российских знаменитостей, опубликованном журналом Forbes2. Взрыв интернет-популярности блогер объясняет просто: он стал поставщиком контента, которого в YouTube не было и который по содержательности соответствует ведущим медиа. «Интервью – это обилие эмоций, фактов и всего остального. Раньше аудитория YouTube думала, что это максимально дежурный, ритуальный жанр. Поэтому для местных зрителей это, как минимум необычно», – считает он3.

Выпуски, продолжительностью от сорока минут до полутора часов, выходят прак­тически каждую неделю, за исключением перерывов между сезонами, и представляют собой откровенное интервью с героем. Участниками шоу «вДудь» были известные журналисты, деятели культуры, бизнесмены и др. У блогера есть и своя традиция: в конце интервью он забирает у собеседника какую-то принадлежащую ему вещь и позже разыгрывает ее среди подписчиков. К каждому интервью он тщательно готовится, любит задавать провокационные воп­росы. Ю. Дудь заинтересован в разговоре со своим собеседником, он эмоцио­нален, его поведение «живое» (правда, нередко с использованием нецензурной лексики). Блогер задает широкий круг тем, в отличие от телевизионных интервью, где интервьюе­ры ограничены форматом программы и требованиями канала. «Он может позволить себе формулировать вопросы остро, но без личных выпадов <…> поэтому вместо серьезного разговора в рубашках на экране мы видим некий “пацанский” душевный разговор» ( Шестакова, 2019: 100).

Ирина Шихман – российский журналист, телеведущая и видеоблогер. Начала карьеру на телеканале «Москва 24» в качестве ведущей собственной рубрики «Просто люди», цель которой представить мегаполис через трехминутные рассказы москвичей. В марте 2015 г. запустила свой проект «Понаехали» об историях покорения Москвы успешными людьми. С 2017 г. И. Шихман ведет авторскую программу на платформе видеохостинга YouTube «А поговорить?»4, которая происходит в формате креативного интервью по предварительному плану (1,59 млн подписчиков и более 220 млн просмотров).

Ведущая поднимает серьезные общественные темы и актуальные политические вопросы. Умением слышать собеседника, располагать его к себе, разделяя его позицию и создавая для него комфортные условия, она добивается того, что гость раскрывает свои самые сокровенные тайны. Многие участники интервью с И. Шихман отмечали ее мягкость, доброжелательность, живость, оригинальность ведения беседы и глубину вопросов. Основная цель диалога – биографического портретного интервью – создать внешний и внутренний портрет героя. Внутренний портрет показывает зрителю жизненный путь и трудности, с которыми он столкнулся. Внешний портрет раскрывает эмоции, чувства и психологические особенности личности. Интервьюер занимает открытую позу, демонстрирует личную заинтересованность в воспроизводимых гостем ответах, дает своему гостю возможность почувствовать в беседе свою значимость, что помогает убрать психологические зажимы, которые мешают неформальному общению. В порт­ретном интервью И. Шихман не безликий интервьюер, она демонстрирует личный отклик на информацию с помощью эмоций, мимики и поведения. Она использует специфическую лексику, реализуя принцип «откровенного интервью».

Отличительной чертой программы явля­ется видеовставки. Иногда видео демонстри­руется на весь экран или используется параллельно с речью героя, закрывая 50% изображения. Программа «А поговорить?» направлена на широкую аудиторию и позво­ляет с помощью неоднозначных вопросов и психологических приемов достичь эмоциональной окраски интервью и раскрыть личность собеседника с неожиданной стороны.

Николай Солодников – российский учитель и библиотекарь, журналист телеканала «100 ТВ» и видеоблогер, организатор общественно-культурных проектов «Откры­тая библиотека» и «Диалоги», созданных в Санкт-Петербурге и основанных на пуб­личных дискуссиях. Основной целью проек­та «Открытая библиотека» являлось переустройство городских общедоступных библиотек и расширение формата их работы. Впоследствии проект привлек внимание городских и федеральных властей, что привело к созданию второго проекта – «Диалоги», в формате беседы с музыкантами, режиссерами в Центральной городской публичной библиотеке им. В.В. Маяковского. В дискуссиях принимали участие как обычные зрители, так и русскоязычные спикеры. Благодаря проекту Н. Солодников получил колоссальную популярность, а также зарекомендовал себя как уверенный интервьюер. Однако вскоре проект пришлось закрыть.

В 2018 г. Н. Солодников стал ведущим авторской программы «ещёнепознер» (более 450 тыс. подписчиков и около 47 млн просмотров)5. Шоу проходит в формате интеллектуального интервью с журналис­тами, бизнесменами, политиками, деятелями культуры, театра, кино и т.д. Блогер выбрал именно такой ресурс, поскольку уверен, что платформа YouTube «победила» телевидение, на ней есть возможность высказываться в самых разных формах. Первым гостем «ещёнепознера» стал Михаил Борисович Пиотровский – историк-востоковед, директор Государственного Эрмитажа. В этой программе Н. Солодников – полноценный собеседник гостя.

Проект «ещёнепознер» отличается интеллектуальной дискуссией и умной беседой, ни разу ни гость, ни сам ведущий не нарушали цензуру и не переходили на личности, как бы высоко не поднимался эмоциональный градус диалога. Глубокие беседы всегда укладываются в часовой хронометраж, а гости раскрываются с неожиданных сторон. Блогер никогда не показывает, что гость ему не нравится или он не разделяет его точку зрения. Он отмечает: «Я могу во многом не соглашаться с людьми, с которыми общаюсь, но четко понимаю, что мы друг другу не враги. Нет ни одной более или менее серьезной причины ненавидеть друг друга, как бы мы по-разному ни относились к Путину, Кадырову, искусству и так далее. Это я и хочу сообщить зрителю»6. Именно этот подход помогает раскрыть даже самых неоднозначных героев с положительной стороны.

Татьяна Мигналимова – редактор известной авторской программы Ю. Дудя на платформе YouTube, создатель и ведущая популярной женской программы «Подруги». Т. Мингалимова – журналист по образованию и имеет опыт работы на таких телеканалах, как: «Москва-24», «Восьмой», «Матч ТВ», а также в шоу о футболе «Передача без адреса». Автор собственной программы «Нежный редактор» (более 980 тыс. подписчиков и 1–7 млн просмотров)7. Название программы было придумано Ю. Дудем, это «женская версия» проекта «вДудь». Миссия проекта – рассказать о женщинах, которые отличаются необычным мировоззрением. Студия для съемок подбирается каждый раз под героя. В медиаобразе Т. Мингалимовой есть положительные черты, которые вызывают расположение к ней собеседника: она не перетягивает на себя внимание, ее манера вести шоу лишена сенсационности и стремления завлечь зрителя какими-то искусственными способами. Каждая тема отделяется фирменной заставкой: «Личная жизнь», «Дети», «Карьера».

В ходе интервью Т. Мингалимова не задает конкретных закрытых вопросов, часто обсуждение какой-либо темы перерастает в дискуссию, тем самым блогер провоцирует человека на откровенность, пытаясь вывести его из зоны комфорта. Все вопросы касаются только личной жизни героя.

Ксения Собчак – продюсер, телерадиоведущая, журналист, общественный деятель и писатель. Свою карьеру на российском телеэкране К. Собчак начала в качестве ведущей скандального шоу «Дом-2». В 2010 г. она была ведущей общественно-политической программы «Свобода мысли» на «Пятом канале». В 2020 г. стала ведущей вечернего шоу «Док-ток» на «Первом канале». Сегодня К. Собчак уже не «скандальная блондинка», а остроумный публицист, превосходный интервьюер и амбициозный политик. О запуске собственного проекта «Осторожно, Собчак!» она объявила в своем микроблоге в Instagram, опубликовав видеоролик в жанре хоррор.

Программа «Осторожно, Собчак!» – одна из самых популярных в русскоязычной блогосфере в формате интервью (более 1,9 млн подписчиков и более 280 млн просмотров)8. Ксения не только берет интервью, но и приходит в гости, проводит мини-экскурсию по дому, ездит вместе со своим собеседником в машине словом, дает зрителям возможность посмотреть на человека в его повседневной жизни. Гостями К. Собчак были Яна Рудковская, Агата Муцениеце, Екатерина Варнава, Рената Литвинова, Алсу и лр. К. Собчак в своих интервью ставит провокационные вопросы, иногда очень личные, иногда весьма неприятные. У нее есть склонность оказывать давление на окружающих и проявлять словесную агрессию. В программе нет никакой цензуры или «сглаживания» углов – только колкие темы, интересные звездные гости. YouTube-канал К.Собчак существует уже год, и за это время вышло более 50 выпусков шоу «Осторожно, Собчак!». Это не только интервью со знаменитостями или героями, но и круглые столы, документальные фильмы.

К. Собчак – это эпатаж и провокация, которые широко используются для привлечения массового внимания. Личность, которая претендует на внимание такого рода, всегда прибывает в состоянии борьбы, протеста. Бойцовская позиция, помимо этого, подразумевает, что новаторская деятельность берет начало с восстания против существующих норм и авторитетов. Имидж К. Собчак – это совокупность представлений, сложившихся в обществе в связи с ее поведением и со статусом, который она имеет как дочь Анатолия Собчака. Практически каждый выпуск YouTube-шоу «Осторожно, Собчак!» сопровождается чередой скандалов, а успех складывается из конфликтов со знаменитостями. К. Собчак импульсивна в своих решениях и поведении, но в то же время она осторожна, любит все планировать и не изменяет своим взглядам и принципам.

 

Заключение

Проведенное исследование показало, что интервью, которое проводится в форме свободного и непринужденного общения на YouTube-каналах привлекает большое количество зрителей. Блогеры, которые получили популярность и признание аудитории, являются лидерами мнений не только в блогосфере. Важное значение имеет цифровая платформа, в данном случае видеохостинг YouTube, который предоставляет больше свободы ведущему, блогеру, инфлюенсеру.

По результатам исследования можно сделать выводы о происходящей трансформации самого жанра интервью:

  • нарушаются нормы традиционной журналистики;
  • не соблюдаются нормы этикета, имиджа журналиста (стиль одежды, мимика, позы и пр.);
  • присутствует спор в интервью, что не допускается в классическом интервью;
  • информирование аудитории уходит на второй план (блог – это интернет-дневник с регулярным добавлением информации и материалов; основная его задача – ответная реакция читателей);
  • нарушаются нормы публичной коммуникации и языковые нормы публицистического стиля (появление обсценной лексики, жаргонизмов и сленговых выражений);
  • меняется способ подачи интервью – в блогосфере оно динамичное и «живое», без традиционной официальности, смысловой сложности и пр., но нередко с чрезмерной дозволенностью;
  • ведущие, журналисты и блогеры, используют жанр интервью по своему усмотрению, не желая использовать классические прие­мы или не зная их, (однако не стоит забывать, что, хотя «игра допустима везде, где она уместна», журналист имеет право «менять роли и маски, но не принципы» (Антонова, Савинова 2018: 5));
  • происходит постепенная конвергенция блогосферы и традиционных СМИ;
  • по сравнению с традиционными СМИ можно отметить большую импровизацию журналиста (блогера) по ходу интервью: выпуски зачастую похожи на принужденную дружескую беседу (такое отличие выделяет А. Чаплыгина (2017)), ведущий может позволить себе пользоваться телефоном (чтобы процитировать что-то или посмот­реть следующий вопрос), перебить собеседника и пр.

Но можно ли приравнивать блоги к СМИ? Как показал анализ, трансформация вовлеченности аудитории в интернет-пространство, изменение жанров журналис­тики, в частности интервью, неизбежно приводят в журналистскую среду людей, не име­ющих отношения к данной профессии, что, на наш взгляд, может нанести непоправимый ущерб обществу. Только «журналистика дает обществу гарантию достоверности, сбалансированный продукт в виде законченного материала, освещает события разносторонне с точки зрения пользы для общества», а блогосфера «лишь предоставляет горячие факты, мнения, выражает общественные настроения» (Борисова, Семилет, 2018: 115).

Данное направление изучения трансформации жанра интервью является перс­пективным и может быть продолжено на новом эмпирическом материале с целью теоретического обоснования изменений, происходящих на информационном поле. Развитие блогосферы, без которой трудно уже представить наш современный мир, как открывает ряд перспектив, так и ставит новые проблемы перед исследователями.

 

Примечания

1 Авторская программа Юрия Дудя «вДудь » на платформе YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/c/vdud/featured

2 https://www.forbes.ru/rating/365207-reyting-forbes-glavnye-rossiyskie-znamenitosti-2018

3 Подр. см.: РБК. Режим доступа: https://www.rbc.ru/magazine/2017/06/592555cc9a7947d4c8585415

4 Авторская программа Ирины Шихман «А поговорить» на платформе YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g

5 Авторская программа Николая Солодникова «ещёнепознер» на платформе YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g

6 Автор шоу «ещёнепознер» Николай Солодников – о «неютьюбовских» героях и разнице проекта с «вДудем» и «Диалогами». 2018. Дек., 1. Режим доступа: https://paperpaper.ru/avtor-shou-eshenepozner-nikolaj-solo/

7 Авторская программа Татьяны Мингалимовой «Нежный редактор» на платформе YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCp2J7GRxQ36QLqW4ReLLt5g

8 Авторская программа Ксении Собчак «Осторожно, Собчак!» на платформе YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UCvQXaJTjA3jRucTKN4CGiwg

 

Библиография

Антонова В.И., Савинова Я.С. Интервью – жанр современной журналистики: технологии творческой лаборатории Леонида Плешакова // Огарёв-Online. 2018. № 3 (108). С. 1–6.

Борисова А.В., Семилет Т.А. Блогосфера и СМИ в Рунете: проблема определения статуса // Медиаисследования. 2017. № 4 (2). C. 109–116.

Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра М, 2008.

Ильченко С.Н. Интервью в журналистике: как это делается: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПГУ, 2016.

Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Кройчик Л.Е. Основы творческой деятельности журналиста: Система журналистских жанров. М.: [б. и.], 2006. С. 153–157.

Морозова А.А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте» // Вестн. ЧелГУ. 2015. № 5 (360). С. 240–249.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019. Режим доступа: http://www.journ.msu.ru/science/books/35016/

Рева Е.К., Арехина Д.В., Зуева Г.С. Тренды видеохостинга YouTube: медиаформаты и предпочтения аудитории // Ценностные ориентиры современной журналистики: сб. науч. ст. по мат. VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. / под ред. Е.К. Рева. Пенза: Изд-во ПГУ, 2020. С. 115–122.

Чаплыгина А.О. Особенности трансформации традиционных информационных жанров журналистики в федеральных интернет-СМИ // Медиасреда. 2017. № 12. С. 302–306.

Шестакова П.С. Применение жанра интервью в интернет-пространстве // Медиасреда. 2019. № 1. С. 98–102.

 

Дата поступления в редакцию: 18.02.2021
Дата публикации: 17.06.2021