Архив



Цифровое развитие стратегических корпоративных коммуникаций российских добывающих компаний



Мария Кузьменкова, Вероника Простякова, Александр Шутов

Ссылка для цитирования: Кузьменкова М.А., Простякова В.А., Шутов А.Н. Цифровое развитие стратегических корпоративных коммуникаций российских добывающих компаний // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 91–101. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.91101

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.91101

@ Кузьменкова Мария Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), 7686121@mail.ru

@ Простякова Вероника Алексеевна
младший научный сотрудник кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), vprostyakova@mail.ru

@ Шутов Александр Николаевич
соискатель кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a.shoutov@gmail.com



Ключевые слова: стратегические корпоративные коммуникации, цифровизация, медиатизация, глобализация.



Статья посвящена исследованию коммуникационной деятельности, особенностям и специфики стратегических корпоративных коммуникаций крупных российских добывающих корпораций. Практика компаний свидетельствует, что трансформация коммуникационной деятельности стимулируется активностью цифровой среды и возникающего дополнительного коммуникационного потенциала. Анализ теоретической литературы позволил выявить наиболее устоявшиеся в академическом сообществе подходы к трактовке понятия «стратегическая коммуникация». На примере мониторинга официальных сайтов добывающих компаний ПАО «Газпром», ПАО «НК “Роснефть”», АК «Алроса» (ПАО) рассмотрено применение изученного феномена на практике.

 

Введение

Вопросы стратегических коммуникаций в академическом сообществе рассматриваются уже достаточно долгое время, однако исследователи так и не пришли к единой и универсальной трактовке понятия. На наш взгляд, это объясняется двумя причинами. С одной стороны, многоаспектностью и многогранностью общественного феномена, обозначаемого термином «стратегические коммуникации». С другой – процессами медиатизации общественных коммуникаций, которые идут с нарастающей скоростью под воздействием цифровых технологий, что свидетельствует об упрочении медиатизированного общества как нового общественного формата. Медиатизация – один из мегапроцессов, характеризующих функционирование современного социума. Это – многосторонний процесс, в рамках которого СМИ, медиа, в особенности цифровые, и различные сферы жизни общества определяют и формируют друг друга (Вартанова, 2018: 5).

Глобальные медиатизированные коммуникационные потоки задают стратегическим коммуникациям новые векторы развития, что позволяет фиксировать ряд трансформаций в сфере стратегических коммуникаций – как содержательных, так и организационно-структурных и аппаратных, благодаря чему стратегические коммуникации приобретают инновационное социально-общественное и идеологическое содержание.

Данная статья посвящена исследованию специфики стратегических корпоративных коммуникаций крупных добывающих компаний со смешанным государственно-частным капиталом. Цель исследования – с помощью аналитического метода выявить специфику и инновационные тренды в сфере реализации стратегических корпоративных коммуникаций крупных добывающих компаний. Эмпирическим материалом для исследования стали официальные сайты ПАО «Газпром», ПАО «НК “Роснефть”», АК «Ал­роса» (ПАО), которые были проанализированы в период с 1 января по 1 марта 2020 г. Теоретическую базу составили труды российских и зарубежных исследователей.

Московская школа исследований представлена работами Е.Л. Вартановой (2018), В.М. Горохова, М.Г. Шилиной (2019), В.М. Горохова, Т.Э. Гринберг (2018), Н.В. Старых (2013). Все теоретические работы по теме стратегических коммуникаций можно условно поделить на несколько групп, исходя из изучаемой сферы: экономика в контексте коммуникационного маркетинга и менедж­мента представлена работами Н.В. Старых (2013), Д.П. Гавра (2015), О.Н. Чемодановой (2013), М.Г. Шилиной, С.А. Вартанова (2019), внутренняя и внешняя политика, в том числе стратегические коммуникации оборонных предприятий, трудами Е.Н. Пашенцева (2012), Д.Л. Стровского, Г. Саймонса (2013), внутренние коммуникации организаций – Ю.В. Шурчковой (2011), Г.Ю. Калыпина, Е.К. Ланковской (2016).

С.М. Емельянов (2018: 14) предлагает более дробное отраслевое деление стратегических коммуникаций, рассматривая их применительно к сферам общественной жизни. Автор выделяет семь основных видов стратегических коммуникаций: в политике, государственных структурах, социальной сфере, бизнесе, менеджменте организации, процессе управления персоналом, процессе разработки стратегии развития организации.

О.Г. Филатова (2018: 49) выявила три различных подхода к определению понятия «стратегические коммуникации»: американский, европейский и российский. Американская школа делает упор на внешнюю политику и взаимодействие государственных органов власти и общества (напр., Archetti, 2018; Deac, Buluc, 2019). Европейская школа рассматривает стратегические коммуникации в контексте пропаганды и формирования повестки дня. Если же говорить о российском подходе, то в нем прослеживается ориентация на бизнес-сообщество.

Д.П. Гавра (2015: 232) под «стратегической коммуникацией» предлагает пони­мать «коммуникацию, обеспечивающую разработку и реализацию стратегии социального субъекта с помощью своих особых − коммуникационных − ресурсов, средств, инструментов». По мнению исследователя, «коммуникация становится стратегической только в том случае, если она включена в разработку и реализацию отношений между организацией и ее средой и нацелена на достижение долгосрочных (стратегических) целей организации».

Некоторые ученые (Hallahan, Holtzhausen, van Ruler, Vercic, 2007: 4) определяют стратегические коммуникации как «целенаправленные коммуникации для продвижения миссии организации». В работе Д. Хольцхаузена и А. Зерфасса (2015: 74) находим, что «стратегическая коммуникация − это целенаправленная коммуникация для достижения определенных целей».

Стоит отметить, что до недавнего времени стратегические коммуникации рассматривались либо как довольно расплывчатое понятие, используемое во многих различных контекстах, либо, напротив, как очень точный термин, применяемый в конкретном контексте с четко определенным значением. С одной стороны, это был синоним всех видов целенаправленной коммуникации, в том числе для маркетинговых и политических коммуникаций. С другой − суждение, используемое нацио­нальными и международными организациями (например, правительством США и Организацией Объединенных Наций), для продвижения национальных и международных интересов и целей.

На наш взгляд, особое значение имеют исследования последних лет, в которых авторы рассматривают стратегические коммуникации в контексте новых цифровых реалий: феноменов «больших данных», «открытых коммуникаций», социальных медиа и технологии web 2.0 (Саймонс, 2016; Shilina, 2017).

Большинство ученых склоняются к тому, что корпоративные издания зачастую выполняют важнейшую роль в реализации программы стратегических коммуникаций, поэтому в некоторых работах встречается термин «стратегические корпоративные коммуникации», смысл которого сводится к тому, что внутрикорпоративные издания − это рупоры коммуникационной политики фирмы.

Например, Л.М. Семенова и В.Ю. Шульц (2018) на основе анализа материалов «Вестника АЛРОСА» приходят к выводу, что издание вполне может быть квалифицировано как инструмент стратегических коммуникаций. По мнению авторов, на развитие и эффективность организации влияет внут­ренняя корпоративная структура компании, и одной из приоритетных целевых аудиторий должны быть сотрудники. Корпоративные издания в таком случае могут решать идеологическую, интеграционную, информационно-коммуникативную, образовательную, развлекательную и имиджевую функции за счет разнообразных рубрик, в том числе и неформальных (Семенова, Шульц, 2018: 114).

Несмотря на, что теоретические аспекты «стратегических коммуникаций» (и связанных с ними терминов) многосторонне проработаны, унифицированной трактовки понятий по-прежнему нет. Так же как и дос­таточного количества работ, посвященных стратегическим коммуникациям крупных предприятий со смешанным государственно-частным капиталом. Наконец, многие авторы фиксируют, что новейшие тренды медиатизации коммуникационных потоков вызвали сильные изменения в стратегических коммуникациях бизнеса, однако такие трансформации пока еще слабо изу­чены. Данная статья – попытка зафиксировать и осмыслить инновации современных стратегических корпоративных коммуникаций российских компаний в добыва­ющей отрасли.

 

Операционализация основных понятий

В первую очередь хотелось бы предложить собственное представление о природе, сущностных характеристиках и специфике понятия «стратегические коммуникации» в соотношении с понятиями «стратегические корпоративные коммуникации» и «интегрированные маркетинговые коммуникации».

В рамках темы настоящего исследования стратегические коммуникации рассматриваются только в сфере бизнеса, поэтому очевидно, что производственные стратегические коммуникации имеют маркетинговую природу. Стратегические бизнес-коммуникации не могут быть немаркетинговыми, и они теоретически могут реализовываться с помощью маркетингового микса. Но в девяти случаях из десяти предприятия выстраивают свои стратегические коммуникации в формате интегрированных маркетинговых коммуникаций – наиболее эффективного подхода на протяжении последних десятилетий.

В системе интегрированных маркетинговых коммуникаций ведущую роль играет М-PR (Marketing Public Relations). Именно этот коммуникационный инструмент становится ключевым интегратором всех коммуникационных процессов, тем стерж­нем, на который «нанизываются» реклама, direct marketing и sales promotion. В медиатизированном обществе связи с общественностью остаются маркетинговыми, но при этом также медиатизируются и приоб­ретают черты стратегического коммуникационного инструмента, применяемого для реализации бизнес-стратегии, что означает трансформацию пиар как общественного института.

В научной литературе соседствуют два термина: «стратегические коммуникации» и «стратегические корпоративные коммуникации». Возникает вопрос: это одно и то же понятие или между ними существуют различия? Термин «стратегические корпоративные коммуникации» имеет несколько трактовок. С одной стороны, понятие «корпоративные» можно истолковать как «внутрикорпоративные», «внутрифирменные», то есть направленные на внутренние аудитории бизнеса. В этом смысле «стратегические корпоративные коммуникации» являются составной частью единой бизнес-стратегии фирмы и, соответственно, вытекающей из ее коммуникационной политики, организованной в среднесрочную или долгосрочную программу стратегических коммуникаций, имеющую свои цели, задачи, сроки реализации, перечень организуемых мероприятий и тем для общественных дискуссий.

С. Ван Риел и С. Фомбран (2007: 129) предлагают рассматривать корпоративную коммуникацию как интегративную коммуникационную функцию, связывающую различные заинтересованные стороны организации. Они определяют корпоративные коммуникации «как набор действий, связанных с управлением всеми внутренними и внешними коммуникациями, направленными на создание благоприятных отношений с заинтересованными сторонами».

Дж. Корнелиссен (2011: 5) рассматривает корпоративную коммуникацию как «управленческую функцию, являющуюся основой для эффективной координации всей внутренней и внешней коммуникации с общей целью установления и поддержания благоприятной репутации в группах заинтересованных сторон, от которых зависит организация». Одно из самых ранних определений, появившихся в литературе, принадлежит П. Джексону (1987), который изучал корпоративную коммуникацию как общую коммуникационную активность, произведенную компанией для достижения запланированной цели.

С другой стороны, термин «стратегические корпоративные коммуникации» можно истолковать как «стратегические коммуникации бизнес-корпораций», или «стратегические коммуникации в сфере бизнеса», то есть тем самым подчеркнуть, что речь идет именно о сфере экономики. В таком контексте между терминами «стратегические коммуникации» и «стратегические корпоративные коммуникации» мы можем поставить знак равенства.

Сегодня большинство эффективно управляемых предприятий имеют собственный отдел корпоративных коммуникаций, который профессионально интегрирует все коммуникации, исходящие от организации, для предоставления информации, повышающей репутацию корпорации. Корпоративные коммуникации достигают своих целей путем интеграции трех типов коммуникаций. К ним относятся управленческие, маркетинговые и организационные. Тем не менее можно отметить, что корпоративные коммуникации могут оказать существенное влияние на маркетинговые коммуникации, особенно в плане контро­ля за использованием корпоративного дизайна, логотипа, цветов, стиля и фирменного наименования.

 

Инновации стратегических корпоративных коммуникаций

Исследуемые крупные добывающие компании – ПАО «Газпром», ПАО «НК “Роснефть”», АК «Алроса» (ПАО) – представляют сегмент публичных акционерных обществ со смешанным государственно-частным участием (в каждой из компаний государству принадлежит не менее 30% акций). Эмпирическим материалом исследования стали официальные сайты, представляющие собой важный элемент стратегической корпоративной коммуникации. Мониторинг сайтов проводился по следующим критериям: визуальная составляющая сайта, работа с целевыми аудиториями (наличие информации для инвесторов, акционеров, СМИ), раскрытие информации (публикация в свободном доступе отчетов, документов), наличие ссылок на социальные сети, количество подписчиков в социальных сетях, наличие контактной информации / формы обратной связи (см. табл.).

Таблица. Анализ сайтов крупнейших российских добывающих компаний, 2020 г.

Название компании

Наличие/отсутствие колонки руководителя

Визуальное оформление

Размещение корпоративной газеты на сайте

Работа с ЦА

Раскрытие информации

Наличие соцсетей

Контакты

ПАО «Газпром»

Да

Современный интерактивный дизайн, формат лонгрида

Нет

Вкладка
на главной странице

Вкладки на главной странице,
а также
в боковом меню

Facebook
Twitter

Instagram

YouTube

Sina Weibo

ВКонтакте

В нижней и верхней частях сайта, во вкладке в боковом меню

ПАО «НК “Роснефть”»

Нет

Стандартный сайт,
не перегружен графикой

Да

Вкладка
на главной странице, информация дублируется в нижней части сайта

Вкладки на главной странице

Facebook
Twitter

Instagram

ВКонтакте

В нижней и верхней частях сайта, во вкладках на главной странице

АК «Алроса» (ПАО)

Нет

Современный интерактивный дизайн

Нет

Вкладка
на главной странице

Вкладки на главной странице

Facebook
Twitter

В нижней части сайта

Источник: www.gazprom.ru, www.rosneft.ru, www.alrosa.ru

Проведенный анализ показал, что все компании понимают важность такого коммуникационного инструмента, как официальный сайт. Все рассмотренные ресурсы своевременно обновляются, также они обладают графическими элементами, однако ПАО «Газпром» сделал ставку на интерактивный дизайн страницы, что может вызвать затруднения и сбои при отражении информации у пользователей с низкой скоростью доступа в Интернет. Все компании публикуют финансовую отчетность и информацию о реализуемых проектах, на всех сайтах присутствует информация о дочерних компаниях и организациях, входящих в состав компаний. Опираясь на материалы мониторинга трех сайтов, можно сделать вывод о том, что с каждым годом крупные корпорации уделяют стратегическим коммуникациям (и корпоративным связям с общественностью в частности) все большее внимание.

Как известно, внутрикорпоративные коммуникации в недалеком прошлом не ставили перед собой цель воздействия на внешние целевые аудитории и, соответственно, не решали задачу изменить отношение внешней общественности к компании, то есть были закрыты для социальной коммуникации. Поэтому многие ученые называют внутрикорпоративные коммуникации одним из наиболее консервативных видов коммуникационной социальной деятельности. В особенности это справедливо для крупных корпоративных структур, государственных компаний и корпоратизированных отраслевых институтов многих развива­ющихся рынков, включая Россию. Это связано с особенностями конкуренции, которую ведут крупные компании: для государственных компаний это всегда конкуренция с крупнейшими глобальными или себе подобными компаниями; с бюрократизированностью системы принятия решений, в особенности по непрофильным направлениям; со спецификой наиболее значимых целевых аудиторий: крупная компания прежде всего коммуницирует не столько с потребителями, сколько с крупнейшими акционерами, а государственная компания информационно ориентируется на стейкхолдеров, или представляющих государство или, как минимум, аффилированных с ним (Афанасьева, Ерофеева, 2018: 113).

Анализ сайтов позволил выявить определенную тенденцию: стратегическая корпоративная коммуникация крупных корпораций развивается как мозаичный формат − инструменты и новые каналы коммуникации добавляются в зависимости от популярности канала среди пользователей. Вместе с тем в официальных сайтах явно видна тенденция по развитию коммуникационного блока в компаниях, по смещению коммуникаций в сторону открытости. При анализе социальных сетей исследуемых организаций можно с уверенностью сделать вывод об изменении подхода к коммуникации с подписчиками и о появлении ответной реакции на комментарии подписчиков. Пока не сформировалась зрелая диалоговая модель коммуникации фирмы и общественности, но не вызывает сомнения тот факт, что корпорации внедряют стратегию вовлечения пользователей в коммуникацию в социальных медиа (см. рис.). П. Гиллин (2007: 67) определяет социальные медиа как многозначный термин, объединяющий различные онлайн-технологии, позволя­ющие пользователям общаться и взаимодействовать между собой. Нельзя не упомянуть и об экосистеме социальных медиа. Л. Сафко и Д. Браке (2009: 20) под понятием «экосистема социальных сетевых медиа» представляют биологическую экосистему, состоящую из живых организмов, которые постоянно взаимодействуют друг с другом. Экосистема в медиапространстве представляет собой взаимодействие не только социальных сетей, но и колонки руководителя компании или блога. Эффекты от социальных медиа, безусловно, влияют на развитие экосистемы предприятия в медиапространстве, но среди анализируемых компаний колонка руководителя присутствует только на сайте ПАО «Газпром», стоит также отметить, что компания является лидером по наличию аккаунтов в социальных сетях.

mediaalmanah.3.2021.91101.png

Рисунок. Количество пользователей социальных сетей крупнейших российских добывающих компаний, 2020 г. Источник: www.gazprom.ru, www.rosneft.ru, www.alrosa.ru

 

В глобализированном информационном обществе сформировалась ситуация «новой информационной открытости», создающая для крупных компаний новую систему не только репутационных, но и операционных вызовов. Стратегические корпоративные коммуникации становятся одним из наиболее важных и операционно безо­пасных инструментов управления этой «новой информационной открытостью». Но для этого требуется высокий уровень освоения современных цифровизированных коммуникационных технологий, характеризующихся высоким уровнем индивидуализации и мобильности.

Можно предположить, что мы наблюдаем процесс постепенного вытеснения из стратегических корпоративных коммуникаций «особых», специфических каналов коммуникаций и замены их универсальными интегрированными цифровизированными коммуникациями, что создает риск постепенного размывания особого статуса в системе стратегических корпоративных коммуникаций.

Несомненная инновация заключается в том, что в коммуникационной политике крупных корпораций (пусть позже, чем у других видов бизнес-структур) возник тренд на формирование собственного медиатизированного пространства. Напомним, что компании с государственным участием в России и в странах постсоветского пространства создавались для обеспечения стратегических интересов как в самой стране, так и за ее пределами. В транслируемые сообщения вкладывали не только информационный посыл о деятельности компании, но и агитационно-пропагандистский.

Создание эффективного пространства для продвижения собственной повестки дня через конструирование долгосрочных нарративов является классическим инструментом крупных компаний. Но в системе интегрированных коммуникаций возник­ли существенно большие возможности не только для коммуникационного охвата, но и для деятельного вовлечения в подобные нарративы. Иными словами, можно говорить о формировании некой гибридной структуры коммуникации крупных корпораций. Со временем элементы «государственного» (агитационно-пропагандистского) контента вымываются из таких структур. Сращение государственной и корпоративной идеологии частично объясняет такое явление, как прямое дублирование контента в разных ресурсах. С другой стороны, на наш взгляд, это может быть еще одним свидетельством в пользу тезиса о консервативности и неповоротливости исследуемых структур. Это нельзя объяснить такими банальными причинами, как дефицит сотрудников или непонимание рядовым сотрудником цели данного инструмента.

Теперь обратимся к еще одной важнейшей характеристике стратегических коммуникаций крупных корпораций, которые сегодня являются одновременно продуктом эпохи глобализации и атрибутом корпоративной информационной политики эпохи глобализации. Для любой крупной структуры справедливы следу­ющие два утверждения. Первое – компания встроена в систему экономической глобализации, так как без этого принципиально невозможно функционирование современных производственно-технологических и сбытовых цепочек, а также доступ к инвестициям. Второе – компания встроена в систему социальной глобализации, частью которой является информационное общество и его институты. В этой связи стратегические корпоративные коммуникации крупных компаний продолжают быть заточены на глобальность собственного информационного пространства. Наше исследование показывает, что крупные, транснациональные корпорации почти всегда действуют в сфере стратегической корпоративной коммуникации исходя из глобальных приоритетов.

Рассмотрим, в частности, присутствие ПАО «Газпром» на примере социальной сети «ВКонтакте». Помимо объединяющей страницы ПАО «Газпром» существуют такие сообщества, как ООО «Газпром трансгаз Ухта», «Газпром» в Башкортостане, АО «Газпром энергосбыт Тюмень», ООО «Газпром добыча Ямбург» и другие. Изучение материалов сайтов позволяет сделать вывод, что вектор на информационную открытость при реализации программ стратегических внутрикорпоративных коммуникаций крупных корпораций – это важнейший тренд их развития. Очевидно, что возникновение принципиально новой информационной среды, характеризующейся существенно расширившимися возможностями доступа не только к информации как таковой, но и к возможностям ее распространения, создает для крупнейших корпоративных структур, включая и структуры с государственным участием, необходимость включения в глобальные и региональные информационные процессы.

Вместе с тем общеизвестно, что продолжают нарастать процессы регионализации глобальной экономики, а глокальная повестка дня крупнейших компаний является тенденцией, реализованной еще в конце 1990 гг., когда глобальные транснациональные корпорации столкнулись с протестными настроениями общественности. Поэтому специфической особенностью стратегических корпоративных коммуникаций крупных корпораций является противоречие между глобальным и глокальным: между глобальностью тенденций, выраженных в коммуникационном мейнстриме, и необходимостью постоянной локальной и региональной адаптации.

В завершении отметим, что данная статья не может претендовать на изучение всего комплекса проблем стратегических коммуникаций крупных корпораций и акцентирует внимание только на наиболее важных изменениях и инновациях в сфере крупных компаний добывающей отрасли. В частности, мы не ставили своей целью дать подробный анализ тематических рубрик и направлений деятельности исследуемых сайтов, поэтому ограничились строчным списком применяемых форматов стратегических корпоративных коммуникаций: специальные корпоративные документы; взаимодействие с экспертными группами и сообществами; специальные имиджевые проекты; долгосрочные информационные линии; рейтингование, спонсорство и др.

 

Заключение

Анализ трех официальных сайтов крупных добывающих корпораций со смешанным государственно-частным капиталом позволяет сделать вывод, что официальный сайт компании является одним из важнейших элементов стратегической корпоративной коммуникации. Изучение материалов официальных сайтов позволяет выйти на проблематику сущностной трансформации стратегических коммуникаций как коммуникационного института и выявить инновационные тренды в системе внутрикорпоративной коммуникационной политики предприятия.

Очевидно, что никто не может быть изолирован от последствий цифрового взрыва, благодаря которому существенно расширились не только возможности доступа к информации как таковой, но и возможности ее распространения: инструменты и новые каналы коммуникации добавляются в зависимости от популярности канала среди пользователей. Возникновение принципиально новой информационной интернет-среды открыло внутрикорпоративные издания для внешних аудиторий. Теперь крупные корпорации внедряют стратегию вовлечения пользователей в коммуникацию в социальных медиа, что медиатизирует коммуникацию и тем самым ставит перед стратегическими коммуникациями принципиально новые задачи. Изу­чение материалов официальных сайтов добывающих корпораций позволяет сделать вывод, что вектор на информационную открытость при реализации программ стратегических внутрикорпоративных коммуникаций корпораций – это важнейший тренд их развития.

В корпоративных коммуникациях добывающих компаний замечена еще одна инновация − формирование собственного медиатизированного пространства. В новом медиапространстве крупные корпорации сохраняют приоритетность контента в информационном и новостном потоках.

Наконец, крупные компании по-прежнему реализуют стратегию глобализации как в экономике, так и в коммуникационной политике. Вместе с тем анализ официальных сайтов позволил выявить внутреннюю потребность корпораций в региональной адаптации, что нашло отражение в нарастающей тенденции к глокализиции стратегических корпоративных коммуникаций крупных добывающих корпораций.

 

Библиография

Афанасьева О.В., Ерофеева Я.В. Коммуникации государственной корпорации в социальных медиа: императивы и эксперимент // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. № 3 (2). С. 111−135.

Вартанова Е.Л. Медиаграмотность школьников и учителей в условиях цифровизации российского образования // Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018. С. 5−22.

Гавра Д.П. Категория стратегической коммуникации: современное состояние и базовые характеристики // Век информации. 2015. № 3. С. 229−232.

Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью: векторы развития в медиатизированном обществе // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2507 DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.7

Горохов В.М., Шилина М.Г. Генезис и социальная сущность связей с общественностью: актуальные реалии в условиях транзитивности // Медиаскоп. 2019. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2590 DOI: 10.30547/mediascope.4.2019.5

Емельянов С.М. К вопросу о типологии стратегических коммуникаций и сферах их применения // Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. ст. / под ред. А.Д. Кривоносова. Вып. 10. СПб.: Изд-во С.-Петербургск. гос. экономическ. ун-та, 2018. С. 9−18.

Калыпин Г.Ю., Ланковская Е.К. Роль внутренних коммуникаций в практике отечественного и зарубежного менеджмента // Таврический научный обозреватель. 2016. № 11 (16). С. 25−30.

Пашенцев Е.Н. Коммуникационный менеджмент как важный фактор обеспечения национальной и международной безопасности // Гос. управление. Электр. вестн. 2012. № 34. С. 1−19. Режим доступа: http://e-journal.spa.msu.ru/vestnik/item/34_2012pashentsev.htm

Саймонс Г. Новые подходы к теории коммуникации: на примере современной террористической угрозы // Гуманит. вектор. 2016. Т. 11. № 4. С. 150−154.

Семёнова Л.В., Шульц В.Ю. Корпоративные СМИ как инструмент стратегических коммуникаций // Современное управление: векторы развития: сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. Саратов: ООО «Амирит». С. 113−115.

Старых Н.В. Стратегические коммуникации: базовые принципы проектирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 2. С. 5−26.

Стровский Д.Л., Саймонс Г. Открытые коммуникации как инструмент формирования репутации государства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 5. С. 64−80.

Филатова О.Г. Современные стратегические коммуникации: основные подходы, проекты и инициативы // Петербургская школа PR: от теории к практике: сб. ст. / под ред. А.Д. Кривоносова. Вып. 10. СПб.: Изд-во С.-Петербургск. гос. экономическ. ун-та, 2018. С. 47−55.

Чемоданова О.Н. Коммуникационный менеджмент как фактор поваышения эффективности современной организации // Управленческие науки. 2013. № 2. С. 58−62.

Шилина М.Г.Вартанов С.А. Доверие как категория теории коммуникации в парадигме цифровой экономики: к постановке научной проблемы // Меди@льманах. 2019. № 1. С. 20−38. DOI:10.30547/mediaalmanah.1.2019.2038

Шурчкова Ю.В. Коммуникационный инструментарий современного маркетинга в сети Интернет // Вестн. Череповецк. гос. ун-та. 2011. № 3. Т. 2. С. 15−20.

 

Archetti C. (2018) The Unbearable Thinness of Strategic Communication, Countering Online Propaganda and Violent Extremism: The Dark Side of Digital Diplomacy. Oxon: Routledge.

Cornelissen J. (2011) Corporate Communication: A Guide to Theory and Practice. London: Sage.

Deac I., Buluc R. (2019) The Conceptual Development of Strategic Communication in the Security Field, Strategic Impact. Bucharest: Carol I” National Defence Univ. Publ. House.

Gillin P. (2007) The New Influencers: A Marketer’s Guide to the New Social Media. Fresno: Quill Driver Books.

Hallahan К., Holtzhausen D.R., van Ruler В., Vercic D. (2007) Defining Strategic Communication. International Journal of Strategic Communication 1 (1): 3−35. DOI: 10.1080/15531180701285244

Holtzhausen D. R., Zerfass А. (2015) Strategic Communication: Opportunities and Challenges of the Research Area. The Routledge Handbook Afstrategic Communiction. London: Routledge.

Jackson P. (1987) Corporate Communication for Managers. London: Pitman.

Safko L., Brake D.K. (2009) The Social Media Bible: Tactics, Tools, and Strategies for Business Success. New Jersey: John Wiley & Sons.

Shilina M. (2017) Big Data in Communication Research: Social Telescope or Teleidoscope? Russian Journal of Communication 3: 325−327. DOI: 10.1080/19409419.2017.1376841

Van Riel C.B., Fombrun C.J. (2007) Essentials of Corporate Communication. NewYork: Routledge.

 

Дата поступления в редакцию: 11.04.2021
Дата публикации: 17.06.2021