Архив



Национальная политика Польши в качественной прессе Великобритании



Игорь Говряков, Виктория Чесак

Ссылка для цитирования: Говряков И.Ю., Чесак В.С. Национальная политика Польши в качественной прессе Великобритании // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 123–132. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.123132

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.123132

@ Говряков Игорь Юрьевич
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), igovryakov@yandex.ru

@ Чесак Виктория Станиславовна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), chesakvik@mail.ru



Ключевые слова: национальная политика, польский национализм, британская пресса, холокост, этническая политика.

В данной статье представлены результаты анализа публикаций в качественной прессе Великобритании (2017–2020 гг.), затрагивающих тему национальной политики Польши. Актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием мирового сообщества к возрастающей роли ультраправых сил в Польше, усилению антисемитизма, проведению неоднозначной национальной политики, а также к популяризации идей гомогенности польской культуры. В статье отражен взгляд качественной прессы Великобритании на внутренние процессы Польши, непосредственно связанные с этнической политикой.

 

Введение

Центробежные тенденции в современном европейском сообществе, несомненно, являются одной из насущных проблем Старого Света. Одни страны декларируют намерения выйти из Евросоюза или открыто заявляют о несогласии с общеевропейской политикой, в других государствах все острее встает вопрос внутреннего регионального сепаратизма. Особенно наглядно этот дискурс можно проследить в Восточной Европе, большинство стран которой стали членами ЕС сравнительно недавно, но не боятся идти на открытый конфликт с западными партнерами. Серьезное непонимание в странах Западной Европы вызывают, в частности, элементы национальной политики бывших стран соцлагеря, которые стремятся прийти к собственной идентичности, зачастую используя для этого довольно агрессивный национализм. Опыт проведения национальной политики в Польше с момента обретения ею независимости сложно назвать идеальным. Действия официальной Варшавы в этом направлении очень часто подвергаются критике со стороны не только польского и мирового истеблишмента, но и в среде медиаисследователей и экспертов в облас­ти межэтнической коммуникации.

Данная статья опирается на исследования национальной политики Польши и стран Восточной Европы (Лыкошина, 2015; Дунаева, 2002; Червонная, 2012; Васюков, 2019; Стрильчук, 2014; Попов, 2011). В тексте также отражены ключевые направления и концепции национальной политики государства, которые были разработаны В.А. Тишковым, В.В. Степановым ((ред.), 2014), А.В. Гетман (2017), O.Е. Герасимовой (2013). Исследование также опирается и на работы зарубежных авторов по политике памяти, холокосту и отражению данной темы в массмедиа и культуре (Pettitt, 2021; Ray, Kapralski, 2019; Berberich, 2019; Pearce, 2020; Makhortykh, 2019; Popescu, Schult, 2020; Benzaquen-Gautier, 2018).

В этой статье мы проанализируем отдельные особенности польской национальной политики, а также ту оценку, которую им дают типичные средства массовой информации «старой» Европы. На примере материалов качественной прессы Великобритании за последние четыре года мы покажем, на какие именно аспекты обращают внимание СМИ, как подают информацию, а также каких тем стараются избегать.

 

Законодательное регулирование этнополитики

Республика Польша относится к моноэтническим странам. К такому типу стран исследователи относят государства, где один этнос составляет 95% (в некоторых источниках – 90%) от общей численности населения страны (Асаул (ред.), 2010: 50). Но важно учитывать, что в некоторых регио­нах Польши этнический состав населения и его пропорции по отношению к основному этносу сильно разнятся по сравнению с другими регионами.

Прежде чем говорить о международной реакции на польскую национальную политику, необходимо проанализировать нормативную базу, чтобы понять, как само государство «на бумаге» позиционирует свое отношение к местным меньшинствам. Надо подчеркнуть, что Республика Польша как отдельное демократическое государство начала свою историю с официального признания прав национальных меньшинств. В 1988 г. была создана Комиссия по сотрудничеству с национальными меньшинствами, в 1989 г. принят закон «Об общественных объединениях». Открылись возможности для создания различных национальных, культурных или религиозных сообществ. В Конституции – основном законе страны – определяются базовые права национальных меньшинств. Конституция была принята 2 апреля 1997 г., национальным и этническим меньшинствам посвящена 35-я статья, содержащаяся во II Главе (Свободы, права и обязанности человека и гражданина)1. В своей национальной политике Польша также ориентируется на ряд международных актов, которые представляют нормативно-правовую базу государства. Подробное перечисление важнейших международных актов содержится в работе С.М. Червонной «Национальные и этнические меньшинства в культурно-политической стратегии польского государства: позитивный и негативный опыт последней четверти века» (2012).

 

Правовое регулирование политики меньшинств в Польше

Важное место в системе регулирования национальной политики занимает закон «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке»2 от 6 января 2005 г. Именно в данном законе сконцентрированы основные принципы стратегии регулирования. В ст. 2 раздела I перечисляются условия, по которым польских граждан можно отнести к группе национальных меньшинств. Если группа:

  • является меньшей по численности по сравнению с остальными слоями населения Республики Польша;
  • существенным образом отличается от остальных граждан языком, культурой или традицией;
  • стремится сохранить свой язык, культуру или традицию;
  • имеет сознательность своей исторической национальной общности и стремится ее выражать и защищать;
  • предки данной группы проживали на территории современной Республики Польша, как минимум, 100 лет;
  • отождествляет себя с нацией, име­ющей свое государство.

По данным критериям официально признанными национальными меньшинствами считаются белорусы, чехи, литовцы, немцы, армяне, русские, словаки, украинцы, евреи.

Камнем преткновения в законе стало отличие национальных меньшинств от этнических. В законе также прописываются условия, по которым польских граждан можно отнести к этническим меньшинствам. Пять из шести пунктов полностью идентичны с вышеперечисленными, однако в шестом пункте указано, что группа польских граждан является этническим меньшинством в случае, если она «не отождествляет себя с нацией, имеющей свое государство»3. В законе также прописаны официально признанные этнические меньшинства: караимы, лемки, романские народы, татары.

Четвертый раздел данного закона посвящен региональному языку, и в нем нам видится серьезный просчет законодателей: региональный язык формально должен отличаться от официального языка. Степень и признаки различий не прописаны подробно, сказано лишь, что к региональному языку не могут быть причислены диалекты польского, а также языки мигрантов. На основании данных условий в Польше региональным языком признается лишь кашубский язык. Государство обязуется предпринимать все возможные меры для сохранения и развития данного языка. При этом очевидно нарушение юридической логики: язык кашубов признается региональным, а сами кашубы как меньшинство в законе никак не фигурируют.

По мнению большинства европейских правоведов, закон 2005 г., несомненно, отвечает требованиям международного права в области защиты прав меньшинств и даже находится в общем русле гуманных основ Европейского союза. Но сами национальные и этнические меньшинства полагают, что данный документ предоставляет им достаточно ограниченные права. Все положения, содержащиеся в статьях, так или иначе, затрагивают вопросы культуры, образования, прав человека. Однако нет ни единого положения, которое прямо или косвенно касалось бы вопросов государст­венного территориального устройства (Червонная, 2012: 139).

 

Основные этнические сообщества и этнические активисты Польши

По последним данным, общее население Польши составляет 38,501 млн человек4. В 2011 г. большинство респондентов задекларировало польскую этничность, что и позволяет отнести Польшу к моноэтническому государству. Однако в переписи 2002 г. впервые стали учитываться кашубы и силезцы как отдельные от поляков этнические группы населения.

Приведем немного показательной статистики: если в 2002 г. насчитывалось около 173 тыс. силезцев, то в 2011 г. их численность возросла до 817 тыс. человек, из них 418 тыс. посчитали себя исключительно силезцами. В случае с кашубами похожая ситуация: по переписи 2002 г. кашубов насчитывалось около 5 тыс. человек, в 2011 г. их стало 229 тыс., из них 17 тыс. человек считали себя исключительно кашубами. Как утверждает О.Д. Васюков в своей работе «Между этнографической группой и народом: национальный дискурс кашубских и силезских активистов в современной Польше», такие расхождения в результатах говорят о «сложной структуре предпочтений этнической идентификации среди кашубов и силезцев, которая в целом характеризуется высоким уровнем бинарной (кашубско-польской или силезско-польской) модели этнического самоопределения» (Васюков, 2019: 179).

Подавляющее большинство силезцев проживает в Силезском и Опольском вое­водствах. Это коренное славянское население Силезии. Подчеркнем, что закон 2005 г. не признает данную национальность. Различные движения за автономию Силезии возродились с 1990 г., они борются за признание силезской национальности и за автономию Верхней и Нижней Силезии, ежегодно проводят марши автономии в Катовице, однако пока безрезультатно. Верхняя Силезия в целом достаточно не­стабильный регион. Все сепаратистские тенденции в этом регионе подробно описаны в работе А.А. Попова «Концепция “Европы регионов” как фактор национальной де­стабилизации» (2011). Так, в начале 1990 гг. в Верхней Силезии была достаточно напряженная обстановка. Однако сепаратистские настроения утихли в 1994–1996 гг. Кризис и экономическая ситуация в стране сказались на некоторой независимости данного региона, и внимание общества переключилось на производственную сферу отношений.

Как отмечают ученые, закон 2005 г. основывается на этнологической теории. По этой теории, «понятие “силезец” определяет не национальную, а региональную принадлежность человека, и жителям Силезии самим надо решить, являются ли они немцами или славянами (поляками, чехами)» (Червонная, 2012: 145). Однако сами силезцы считают иначе. Они убеждены, что их культура и язык особенные, а они сами относятся к самостоятельному этническому меньшинству – ни к немцам, ни к чехам, ни к полякам.

Еще сложнее ситуация с кашубами. Большая часть из них (98%) компактно проживает в пределах Поморского воеводства5. Однако, как и в случае с силезцами, законодательно Польша не признает кашубскую национальность. Напомним, в законе кашубский язык все-таки признается в качестве регионального, официально же кашубского этнического меньшинства нет. Кашубы активно занимаются развитием и продвижением своей культуры, языка, ведут весьма активную политическую дея­тельность. Интересен также тот факт, что кашубское неофициальное меньшинство по численности значительно превосходит некоторые официально признанные меньшинства Польской Республики (например, группы караимов и татар).

Силезские и кашубские активисты полагают, что главная причина непризнания их в качестве этнического меньшинства заключается в опасениях государства по поводу возможного нарастания сепаратистских движений. Часть активистов подчеркивает абсолютную беспочвенность подобных опасений. Такое недоверие подрывает эффективный диалог между политической элитой польского государства и кашубскими и силезскими активистами.

В своей работе О.Д. Васюков также цитирует канадского политолога Уилла Кимлику (2003), который пытался оценить, насколько реальна угроза сепаратизма, которая может исходить от кашубских и силезских активистов. По мнению зарубежного ученого, «претензии на культурную и этническую специфику воспринимаются доминирующим большинством как проявление не­лояльности к государству в целом, а проекты территориальных или культурных автономий этнических меньшинств как несовместимые с идеей стабильного и сильного государства» (Васюков, 2019: 196).

Можно отметить, что в Польше в стратегии декларации этнической идентичности преобладает бинарная модель. Она характерна как для кашубов, так и для силезцев, которые все чаще декларируют свою этническую идентичность как кашуб-поляк или силезец-поляк. Кроме того, растет количество людей, которые идентифицируют себя как представителей отдельных народов. Данная группа людей претендует на признание себя в качестве этнического меньшинства, которое бы имело юридическую защиту.

 

Основные аспекты национальной политики Польши

Современную Польшу характеризуют глубочайшие изменения во многих сферах общественной жизни. Эти изменения касаются экономической и политической (как внутренней, так и внешней) жизни. Коренные перемены затрагивают государство и общество. Данные процессы непосредственно связаны с тем, что в 2015 г. в Польше к власти пришла правоконсервативная партия «Право и справедливость». Необходимо рассматривать национальную политику Польши в тесной взаимосвязи с правящей партией, которая была основана 13 июля 2001 г. братьями Лехом и Ярославом Качиньскими (в настоящее время теневым лидером партии является Ярослав Качиньский6).

В качестве важной составляющей современной польской национальной политики выступает Институт национальной памяти – Комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Создание института произошло в соответствии с законом «Об Институте национальной памяти – Комиссии по расследованию преступлений против польского народа», принятым 18 декабря 1998 г.

С Институтом национальной памяти и смежным законом связан скандальный «закон о холокосте». 1 февраля 2018 г. Сенат Польши одобрил поправки в закон «Об Инс­титуте национальной памяти». До этого изменения также были одобрены нижней палатой парламента, а 6 февраля закон подписал также и Президент Польши Анжей Дуда, объяснив свое согласие желанием «защитить доброе имя поляков и Польши»7. Так называемый «закон о холокосте» всколыхнул не только польское общество, но и мировую общественность, вызвав международный резонанс. Поправки в закон предусматривают уголовную ответственность с тюремным сроком до трех лет, либо штраф. К ответственности можно привлекать каждого, «кто публично и вопреки фактам приписывает польскому народу или государству участие или соучас­тие в нацистских преступлениях, совершенных Третьим рейхом»8.

Учитывая международный скандал и возможные последствия для страны, польский премьер-министр Матеуш Моравецкий спустя пять месяцев отменил уголовную ответственность по данному закону. За внесение поправок в закон «Об Институте национальной памяти» выступили 76 членов Сената из 789. На заседании Сената премьер-министр Польши подчеркнул, что острая критика со стороны международного сообщества помогла выявить полную историческую правду.

 

Освещение национальной политики Польши в  The Daily Telegraph и The Guardian

The Daily Telegraph – ежедневная качественная британская газета, основана в 1855 г., одна из самых популярных в Великобритании. Газета придерживается консервативной политической направленности, даже получила название Torygraph за традиционную поддержку Консервативной партии. Издание часто критикует лейбористов, а также политику Европейского союза.

The Guardian – ежедневная качественная газета Великобритании, основана в 1821 г. в Манчестере, но под другим названием – The Machester Guardian (современное название – с 1959 г., редакция давно располагается в Лондоне). The Guardian известна как одна из самых влиятельных, качественных и престижных газет в мире. Издание придерживается леволиберальной направленности, поддерживает Лейбористскую партию, но часть авторов также связаны с Социал-демократической партией Великобритании.

Мы проанализировали публикации The Daily Telegraph по тематике национальной политики Польши за период с 1 января 2017 г. по 31 декабря 2020 г. На данный период приходилось большинство важных событий в Польше, которые так или иначе связаны с национальной политикой. Охват публикаций за четыре года позволяет сделать нам определенные выводы, выявить закономерности и особенности освещения аспектов национальной политики Польши на сайте издания. Мы проанализировали 15 публикаций, все были выбраны вручную, поскольку выявить публикации, относящиеся к политике меньшинств только по ключевым словам невозможно. Большинство публикаций по Польше тематически относятся к аспектам внешней политики.

Особый интерес у The Daily Telegraph вызывает тематика холокоста, исторической памяти. Зачастую такие материалы привязаны к личной истории. Журналисты часто прибегают к такому приему, описывая исторические события через призму восприятия героя. Так было, например, в статье «Польшу обвиняют в создании препятствий для установки мемориальных камней жертвам холокоста»10. Проблема рассматривается с разных точек зрения, автор напрямую не говорит о том, что считает сложившуюся ситуацию проявлением антисемитизма, но активно цитирует людей, которые убеждены в этом. Кроме того, в статье приведены примеры подобной практики в других странах Европы. Журналист не пытается прямо обвинить польские власти, по его мнению, политика польского правительства – «здравый консерватизм».

Достаточно большое внимание журналисты The Daily Telegraph уделяют вопросам антисемитизма в Польше. Издание волнуют процессы, связанные с поддержкой в польском обществе националистических ультраправых взглядов, с распространением антисемитизма. Журналисты не ограничиваются социальными проявлениями данной формы национальной нетерпимости, они подробно разбираются с его проявлением в разных сферах жизни. Так, в статье «Польша отменяет визит израильских чиновников на фоне спора о репарациях по холокосту»11 автор пытается разобраться в спорах, непосредственно связанных с экономическими процессами. В материале выражается обеспокоенность по поводу проходящих в Варшаве митингов националистов. Несколько тысяч националистов выступают против закона США о реституции еврейской собственности, захваченной во время холокоста. Автор пытается взглянуть на сложившуюся ситуацию со стороны, приводит аргументы обеих сторон, не пытаясь оценить ситуацию лично. Вопросы антисемитизма также затрагиваются журналистом не через личное мнение, а через цитату израильского министра иностранных дел: «Поляки получают антисемитизм с молоком своих матерей»12.

Для нашего исследования важен тот факт, что в The Daily Telegraph практически полностью отсутствует информация о кашубских и силезских активистах. Упоминания встречаются лишь в контексте изучения культуры Польши, туристических гидов, а также при разборе биографии известных личностей (кашубские корни Гюнтера Грасса, Дональда Туска). Здесь нельзя найти информацию о каких-либо митингах или обращениях активистов в суд с просьбой юридически признать этническое меньшинство. Данный факт может быть связан с тем, что газета традиционно занимает консервативную позицию и считает любые сепаратистские тенденции опасными для целостности государства.

The Daily Telegraph не обходит стороной тематику национальной политики Польши: издание обеспокоено проблемой антисемитизма в Польше, проблемами усиления влияния ультраправых националистических движений, а также проблемами, связанными с холокостом, исторической памятью и пересмотром истории XX в. Однако чаще всего к аспектам национальной политики Польши издание обращается на фоне международных скандалов и выяснений отношений. К кашубскому и силезскому дискурсу в контексте национальной политики издание не обращается совсем.

The Guardian более скрупулезно подходит к освещению национальной политики Польши, журналисты стараются понять суть проблемы, их не устраивает лишь внешняя оболочка. Так, в статье «Целое поколение ушло: украинцы ищут лучшей жизни в Польше»13 автор пытается выяснить, почему украинцы выбирают Польшу, почему страна, отказавшись от беженцев из Сирии, принимает такое количество трудовых мигрантов из Украины. Правое крыло спокойно отклоняет квоты на переселение беженцев из Сирии и других зон конфликта, но при этом страна соглашается с тем, что она может стать европейской страной с крупнейшей миграцией за последние годы. Такими методами Польша пытается восполнить дефицит рабочей силы, созданный поляками, которые уехали в Великобританию, Германию и другие страны. Автор достаточно глубоко погружается в проблему. Он приводит несколько примеров агрессивно настроенных польских нацио­налистов, которые угрожают украинцам, но полиция ничего не делает, прикрываясь свободой слова.

The Guardian, в отличие от The Daily Telegraph, в вопросе национальной политики Польши больше интересует не проблема реакции других стран, международного сообщества, а вопрос взаимосвязи между политикой Варшавы и позицией Лондона. Так, в статье «Польша хочет, чтобы ее граждане покинули Великобританию»14 автор обращает внимание на то, что Польша ловко использует затянувшийся Brexit с целью дез­ориентировать поляков, которые живут в Великобритании, и вернуть их на родину. Журналист акцентирует внимание на том, что польские власти пытаются за­пугать поляков, которые могут столкнуться с осложнениями, призывая серьезно подумать о возвращении.

Конечно, The Guardian не обошла стороной и скандальный «закон о холокосте», но подошла к освещению данной проблемы более детально. В материале «Польша делает разворот в “законе о холокосте” пос­ле израиль­ского скандала»15 внимание уделяется не только международной обстановке, но и процессам внутри самой Польши, митингам, давлению на сотрудников Освенцима. Чувствуется, что для журналистов издания просто инфоповод не является большой ценностью, для них важно найти детали, мнения, очевидцев и пострадавших.

The Guardian также периодически пуб­ликует статьи польских журналистов, написанные специально для издания. В подобных материалах газета отходит от привычного объективного взгляда и отсутствия прямой оценки. Здесь мы можем найти высказывания, которые зачастую не могут себе позволить британские журналисты. В статье «Польские националисты хоронят свое антисемитское прошлое – это опасно»16 польский журналист подробно разбирает возможные последствия скандального закона для польского общества и считает, что на карту поставлена не репутация Польши, а правые традиции польского национализма. Правящая партия «Право и справедливость» не скрывает, что является частью этой традиции. Язык и идеи лидеров, а также их политика по отношению к беженцам, меньшинствам и политической оппозиции прямо вытекают из риторики и стратегии польского национализма первой половины XX в. Кроме того, журналист приводит множество исторических фактов, которые Польша как раз пытается «стереть» из памяти населения17.

Для нас важнее то, что в публикациях The Guardian нередко встречается и кашубский дискурс. Например, в статье «Дональд Туск: страстный политик, выкованный в борьбе Польши против коммунизма» можно встретить следующее определение кашубам: «Дональд Францишек Туск родился в апреле 1957 г. в семье кашубов, этническом меньшинстве западных славян, насчитывавшем 300 тыс. человек, лояльности которого не доверяли ни нацисты, когда они вторглись в Гданьск, ни позже Сталин»18. А также «Туск, бывший премьер-министр Польши, который боролся за независимость своей страны от Советского Союза, сказал, что он выступал как член этнического меньшинства кашубов»19. Журналисты часто подчеркивают, что кашубы являются этническим меньшинством в Польше, однако данная позиция противоречит официальной точки зрения польских властей.

Примечательно, что в материалах The Guardian кашубский и силезский дискурс довольно часто появляется в связи с каталонским кризисом. В материале «Каталония – это кошмар не только для Испании, это кошмар для всей Европы»20 подчеркивается, что за Каталонией с разной степенью интенсивности наблюдают баски, бретонцы, фламандцы, шотландцы, баварцы, силезцы, украинцы и другие.

 

Заключение

Таким образом, на основе анализа публикаций в двух влиятельных качественных изданиях Великобритании можно сделать вывод о том, что The Daily Telegraph интересует тематика национальной политики Польши лишь настолько, насколько она связана с другими странами и международной обстановкой.

Этого нельзя сказать о The Guardian – издание подходит к освещению данной тематики очень скрупулезно, пытается вникать во все подробности. The Guardian интересуется политикой меньшинств Польши не только из-за ее тесной связи с проблемами в других странах и международными скандалами. The Guardian всерьез обеспокоена усилением ультраправых, националистических движений в Польше, также значительным ростом уровня антисемитизма. Издание всячески пытается предостеречь европейских политиков, призывая их не повторять польский сценарий не только в области национальной политики, но и в миграционных вопросах. The Guardian в данном контексте выступает в роли резонера.

 

Примечания

1 The Constitution of the Republic of Poland of 2nd April, 1997. Dziennik Ustaw 78 (483).Режим доступа: https://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/angielski/kon1.htm (дата обращения: 12.04.2020).

2 Закон о национальных и этнических меньшинствах и региональном языке. Режим доступа: http://mniejszosci.narodowe.mswia.gov.pl/download/86/12629/rosyjski.pdf (дата обращения: 13.04.2020).

3 Там же.

4 Результаты переписи населения Польши в 2011 г. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20130116214520/http://www.stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/PUBL_lu_nps2011_wyniki_nsp2011_22032012.pdf (дата обращения: 14.04.2020).

5 Narodowy Spis Powszechny Ludności i Mieszkań 2011. Режим доступа: https://stat.gov.pl/files/gfx/portalinformacyjny/pl/defaultaktualnosci/5670/22/1/1/struktura_narodowo-etniczna.pdf (дата обращения: 15.04.2020).

6 Historia partii. Режим доступа: http://pis.org.pl/partia/historia-partii#2001 (дата обращения: 15.03.2020).

7 Закон о холокосте: Польша против всех. Режим доступа: https://www.dw.com/ru/закон-о-холокосте-польша-против-всех/a-42519764 (дата обращения: 18.03.2020).

8 От истории и тюрьмы не зарекайся. Режим доступа: https://rg.ru/2018/02/01/senat-polshi-odobril-skandalnyj-zakon-ob-institute-nacionalnoj-pamiati.html (дата обращения: 15.03.2020).

9 Amendments of January 2018 to the Act on the Institute of National Remembrance – Commission for the Prosecution of Crimes against the Polish Nation in Light of International Law. Режим доступа: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3317932 (дата обращения: 14.03.2020); В Польше отменили уголовное наказание по «закону о холокосте». Режим доступа: https://www.svoboda.org/a/29323938.html (дата обращения: 15.04.2020).

10 Poland Accused Blocking Holocaust Remembrance Plaques. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2019/12/15/poland-accused-blocking-holocaust-remembrance-plaques/ (дата обращения: 21.03.2020).

11 Poland Cancels Israeli Visit Amid Dispute Over Holocaust Reparations. Режим доступа: https://www.telegraph.co.uk/news/2019/05/13/poland-cancels-israeli-visit-amid-dispute-holocaust-reparations/ (дата обращения:18.04.2020).

12 Там же.

13 A Whole Generation Has Gone: Ukrainians Seek a Better Life in Poland. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2019/apr/18/whole-generation-has-gone-ukrainian-seek-better-life-poland-elect-president (дата обращения: 19.04.2020).

14 Poland Wants Its Citizens to Leave the UK. It Should Support Those Who Call It Home. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2019/sep/19/poland-citizens-return-uk-support-those-staying (дата обращения: 19.04.2020).

15 Poland Makes Partial U-turn on Holocaust Law After Israel Row. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2018/jun/27/poland-partial-u-turn-controversial-holocaust-law (дата обращения: 20.04.2020).

16 Poland’s Nationalists Are Burying Their Antisemitic Past – This Is Dangerous. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2018/mar/06/poland-antisemitism-nationalism-holocaust (дата обращения: 20.04.2020).

17 2021 – the Story of a Year in 12 Leaders. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2021/jan/01/2021-the-story-of-a-year-in-12-leaders (дата обращения: 15.02.2021).

18 Donald Tusk: Passionate Politician Forged in Poland’s Fight Against Communism. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2019/feb/09/donald-tusk-passionate-politician-poland-fight-against-communism (дата обращения: 20.04.2020).

19 Catalan Government Suspends Declaration of Independence. Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2017/oct/10/catalan-government-suspends-declaration-of-independence (дата обращения: 21.04.2020).

20 Catalonia Isn’t Just Spain’s Nightmare – It Is Europe’s. Режим доступа: https://www.theguardian.com/commentisfree/2017/nov/03/catalonia-spain-basque-breton-bavaria-europe?utm_source=esp&utm_medium=Email&utm_campaign=Opinion+UK+connected&utm_term=250812&subid=4994354&CMP=ema_opinionconnectuk (дата обращения: 02.03.2021).

 

Библиография

Васюков О.Д. Между этнографической группой и народом: национальный дискурс кашубских и силезских активистов в современной Польше // Журнал социологии и социальной антропологии. 2019. № 2. С. 173–209.

Герасимова О.Е. Модели этнической конструкции общества: проблемы и перспективы // Труды СПБГИК. 2013. № 199. С. 85–99.

Гетман А.В. Национальная политика государства // Наука через призму времени. 2017. № 6. С. 130–132.

Дунаева Ю.В. Проблемы национализма и этнической идентичности в странах Цент­рально-Восточной Европы // Полит. наука. 2002. № 4. С. 124–144.

Кмилика У. Федерализм и сецессия: Восток и Запад // Ab Imperio. 2003. № 3/4. С. 245–317.

Лыкошина Л.С. Силезский сепаратизм? // АПЕ. 2015. № 1. С. 139–159.

Попов А.А. Концепция «Европы регионов» как фактор национальной дестабилизации (к вопросу о специфике регионального сепаратизма в Польше в 1990-е гг.) // Вестн. ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2011. № 30. С. 31–33.

Стрильчук Л.В. Вопросы реституции культурных ценностей в современных польско-украинских отношениях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 5–1. С.104–108.

Червонная С.М. Национальные и этнические меньшинства в культурно-политической стратегии польского государства: позитивный и негативный опыт последней четверти века // Nowa Polityka Wschodnia. 2012. № 2 (3). С. 129–151.

Этногеографические факторы глобализации и регионализации мира / Асаул А.Н., Джаман М.А., Шуканов П.В. / под ред. А.Н. Асаула.  СПб.: АНО «ИПЭВ», 2010.

Этнополитическая ситуация в России и сопредельных государствах в 2013 году. Ежегодный доклад Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конф­ликтов / под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2014.

 

Benzaquen-Gautier S. (2018) Romancing the Camp: Genres of Holocaust Memory on the Story-Sharing Website Wattpad, Dapim. Studies on the Holocaust 32 (2): 75–92. DOI: 10.1080/23256249.2018.1458773

Berberich C. (2019) Introduction: the Holocaust in Contemporary Culture. Holocaust Studies 25 (1–2): 1–11. DOI: 10.1080/17504902.2018.1472871

Makhortykh M. (2019) Nurturing the Pain: Audiovisual Tributes to the Holocaust on YouTube. Holocaust Studies 25 (4): 441–466. DOI: 10.1080/17504902.2018.1468667

Pearce A. (2020) Marginalisation Through Commemoration: Trends and Practices in Holocaust Education in the United Kingdom. War & Society 39 (3): 215–220. DOI: 10.1080/07292473.2020.1786891

Pettitt J. (2021) Introduction: New Perspectives on Auschwitz. Holocaust Studies 27 (1): 1–11. DOI: 10.1080/17504902.2019.1625110

Popescu D.I., Schult T. (2020) Performative Holocaust Commemoration in the 21st Century. Holocaust Studies 26 (2): 135–151. DOI: 10.1080/17504902.2019.1578452

Ray L., Kapralski S. (2019) Introduction to the Special Issue – Disputed Holocaust Memory in Poland. Holocaust Studies 25 (3): 209–219. DOI: 10.1080/17504902.2019.1567657

 

Дата поступления в редакцию: 21.05.2021
Дата публикации: 17.06.2021