Архив



Связи с общественностью в органах государственной власти Китайской Народной Республики (особенности функционирования в чрезвычайных ситуациях)



Сяо Юй

Ссылка для цитирования: Сяо Юй. Связи с общественностью в органах государственной власти Китайской Народной Республики (особенности функционирования в чрезвычайных ситуациях) // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 133–142. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.133142

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.133142

@ Юй Сяо
аспирантка кафедры рекламы и связей с общественностью факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Цзыбо, Китай), gobelieveyu@gmail.com



Ключевые слова: чрезвычайные ситуации, связи с общественностью в органах государственной власти, кризис, общество риска, открытость данных.

В статье рассматривается специфика функционирования связей с общественностью в органах государственной власти Китая в чрезвычайных ситуациях. В рамках существования традиционных СМИ и новых медиа анализируется развитие общественных коммуникаций в правительстве Китайской Народной Республики, которое, как показывают исследования, уделяет все больше внимания проблеме открытости информации в официальном дискурсе.

 

Введение

Чрезвычайные ситуации являются внезапными и непредвиденными для социума. Кризисы, вызванные ими, могут угрожать общественному порядку, безопасности индивида, сохранности материального имущества, а также таким нематериальным активам, как имидж должностного лица, организации, групп населения, администрации и государства в целом. Правительства занимаются чрезвычайными ситуация­ми в силу двух обстоятельств: во-первых, оно располагает необходимыми для этого материальными ресурсами, а во-вторых, может, в ряде стран, регулировать информационные потоки. И такие ситуации напрямую влияют на имидж государственных организаций.

Профессору С. Блэку, пионеру в изучении связей с общественностью, принадлежит классическое их определение: «Связи с общественностью – это искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности» (цит. по: Горохов, Гринберг, 2011: 9). Российский исследователь Л.Н. Федотова (2016: 7) детализирует деятельность структур по связям с общественностью за счет следующих характеристик: «содействие заинтересованных в такой деятельности институтов общества установлению взаимопонимания и доброжелательности между этими институтами и внешней для них средой – личностями, организациями, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, обмена информацией и оценки общественной реакции».

Учитывая все вышесказанное, автор предлагает свою концепцию связей с общественностью. Связи с общественностью – это профессиональная деятельность по осуществлению двустороннего общения между организацией и обществом с помощью различных средств и методов коммуникации, направленная на достижение взаимопонимания, доверия и создание благоприятной репутации для организации.

Правительство, как субъект такой деятельности, ставит перед собой аналогичные задачи: осуществлять двустороннее общение с обществом с помощью разных средств массовой информации, в том числе интернет-ресурсов; стремиться к достижению взаимопонимания, доверия и поддерж­ки разных организаций и населения и в конечном счете создать благоприятную репутацию органов государственной власти. В этом залог того, что правительство, являясь исполнительным органом государст­венного управления и государственной власти обеспечит выполнение задач, сто­я­щих перед обществом в период кризиса.

 

Связи с общественностью в период кризисных ситуаций: изменение стратегии правительства

Немецкий социолог У. Бек (2001) не случайно ввел в научный оборот понятие «общество риска». Он отмечал, что по мере развития общество, в котором доминировали природные риски, прекратило свое существование, появились риски «человеческие»: техногенные, связанные с нарастанием экологических проблем, в т.ч. с увеличением отходов человеческой жизнедея­тельности, а также с общим увеличением вооружений, обострением международных конфликтов (отметим, что с развитием информационных технологий для информации о этих рисках границ нет).

В Китае в условиях глобализации, тенденций к модернизации и непрерывного развития производительности труда также неизбежен вектор в направлении «общества риска». Правительству необходимо направить в нужное русло потенциал общества, чтобы минимизировать влияние чрезвычайных ситуаций, сформировать эффективный механизм мониторинга и управления рисками, консолидировать общественное мнение. Это тема актуальна как для реальной политики, так и для исследований в этой области.

По мере увеличения скорости обмена информацией и укрепления сотрудничества между странами в фокусе внимания населения всех стран все больше чрезвычайных ситуаций: они имеют высокую ценность как новости, «горячие» события, которым обеспечено внимание СМИ. В этой связи мы можем обозначить такие важные гуманитарные и социополитические проблемы, как право гражданина на получение информации и открытость государственных данных в процессе управления кризисными ситуациями, которые являются признаком демократической системы.

Проблема с реагированием правительства Китая на чрезвычайные ситуации заключается в степени открытости данных о происшествиях, в наличии концепций открытости власти для общества (He, Li, 2010: 283). Как пишут китайские исследователи, еще недавно в государстве доминировала тенденция блокировки правительством «плохих новостей для обеспечения социальной стабильности» (Chen, 2003: 16), считалось, что публикация новостных сообщений о кризисных событиях будет иметь негативные последствия. Но зачастую чрезвычайные ситуации вызывали панику и провоцировали общественные беспорядки именно в обстановке отсутствия официальной оперативной информации, наличия «закрытых» тем. Так, ситуация с ОРВИ (2003 г.), землетрясение в Сычуане (2008 г.), COVID-19 (2019–2020 гг.) наглядно показывают, что своевременное информирование населения – лучшая стратегия реагирования правительства на кризисы, которая отвечает потенциальным требованиям современного китайского общества.

 

Опыт использования традиционных СМИ

«Жэньминь жибао» – орган Центрального комитета КПК, ежедневное издание, главная официальная газета страны с момента основания Китайской Народной Рес­публики в 1949 г. Как голос партии и правительства КНР, «Жэньминь жибао» является важной площадкой для демонстрации развития нового Китая. Рассмотрим издание с точки зрения трех кейсов, которые имеют все признаки чрезвычайных ситуаций.

В 2003 г. огромное влияние на китайское общество оказала эпидемия ОРВИ. На ранней стадии эпидемии правительство блокировало (или контролировало) новости для поддержания социальной стабильности, что привело к серьезным последствиям. Мы проанализировали «Графическую и текстовую базу данных “Жэньминь жибао”»1 с 1 декабря 2002 г. по 15 июля 2020 г., а именно заголовки и содержание статей, содержащих упоминания 非典 (feidian – ОРВИ). За исследуемый период было опубликовано всего 607 таких материалов, непосредственно во время эпидемии (2003 г.) – 506 статей, 93 статьи в 2004 г., остальные восемь (ретроспективные отчеты) нами не были востребованы. Исходя из данных, наиболее тяжелым периодом и пиком новостных сообщений об ОРВИ в Китае был апрель-июнь 2003 г. (см. рис. 1)

mediaalmanah.3.2021.133142-01.png

Рисунок 1. Ежемесячное количество сообщений об ОРВИ в 2003–2004 гг.

 

Сообщения на эту тему с декабря 2002 г. по март 2003 г. практически отсутствовали. Однако мы знаем, что эпидемия ОРВИ началась в декабре 2002 г., а не в апреле 2003 г. Почему же в течение четырех месяцев освещение этой ситуации в СМИ отсутствовало?

Объяснение кроется в том факте, что в 1989 г. правительство обнародовало закон «О профилактике и лечении инфекционных заболеваний КНР», где ст. 2 гласит: «Отдел управления здравоохранением Госсовета КНР должен своевременно и правдиво сообщать и публиковать данные и информацию об эпидемической ситуации и может уполномочить отделы здравоохранения провинций, автономных районов и муниципалитетов, находящихся непосредственно под управлением центрального правительства, своевременно сообщать и публиковать информацию об эпидемической ситуации в их административном районе»2. Тем не менее в уведомлении Министерства здравоохранения о разрешении публикации по эпидемиологической ситуации с инфекционными заболеваниями это исходное положение конкретизируется так, что оно практически дезавуирует исходную статью закона: ни одному подразделению или частному лицу не разрешается сообщать информацию о необъявленной эпидемической ситуации по инфекционным заболеваниям без одобрения министерства, публиковать и цитировать ее (Jiang, 2009: 57), а у СМИ не было права озвучивать свои версии происходящего до объявления официальной позиции правительства.

Этот инцидент привлек внимание отечественных и зарубежных ученых к изучению атипичной пневмонии. Наш поиск по ключевому слову 非典 (feidian – ОРВИ) в базе данных CNKI3 в период с 1 января 2003 г. до 15 июля 2020 г. выявил 34 212 китайских и зарубежных статей по данной теме. Отметим, что многие исследователи обсуждают проблему с точки зрения прав граждан на открытость государственных данных.

Китайское правительство скорректировало предшествующие документы и внедрило ряд законов, положений и нормативных актов, в частности: «Национальный чрезвычайный план действий в чрезвычайных ситуациях» (2006 г.)4, «Положение об открытии государственных данных Китайской Народной Республики» (2007 г.)5, закон «О чрезвычайном реагировании» (2007 г.)6, которые позволили в случае чрезвычайных ситуаций применить стандартизированный и эффективный алгоритм. Таким образом, ошибки в освещении эпидемии ОРВИ ускорили перемены, способствующие лучшему информированию общества, что означало явный прогресс в кризисном управлении правительства в чрезвычайных ситуациях.

«Положение об открытии государственных данных Китайской Народной Респуб­лики» было официально введено в действие 1 мая 2008 г. Одиннадцать дней спустя, 12 мая 2008 г., произошло разрушительное землетрясение в китайской провинции Сычуань. И эта катастрофа, несомненно, явилась проверкой выполнения Положения. После землетрясения информационное бюро Госсовета впервые провело пресс-конференцию. Это был шаг в направлении процесса открытого предоставления информации, который инициировало правительство.

Для анализа публикаций «Жэньминь жибао» по освещению этой катастрофы в период с 12 мая 2008 г. по 15 июля 2020 г. мы ввели в расширенном поиске «Графической и текстовой базы данных “Жэньминь жибао”» ключевое слово 地震 (dizhen – землетрясение) и словосочетание 汶川地震 (wenchuandizhen – землетрясение в Сычуане). За исследуемый период было опубликовано 520 таких материалов: 264 – в 2008 г. и 256 – в 2009–2020 гг. Чтобы понять, как реализовывалась на практике работа правительства по открытому доступу к данным по сравнению с освещением ОРВИ в 2003 г., мы изучили 264 публикации 2008 г. (см. рис. 2).

mediaalmanah.3.2021.133142-02.png

Рисунок 2. Количество сообщений о землетрясении в китайской провинции Сычуань в 2008 г. и ОРВИ в 2003 г.

 

Мы отобрали сообщения за восемь месяцев после землетрясения в Сычуане и сравнили их с сообщениями, опубликованными в течение восьми месяцев после начала эпидемии ОРВИ. Пик числа сообщений о землетрясении в Сычуане приходится на первый и второй месяцы после инцидента. Количество новостных сообщений за первые четыре месяца эпидемии ОРВИ было нулевым, пик их числа фиксировался в средней и поздней стадиях эпидемии. Из этого мы можем сделать вывод, что политика открытости данных китайского правительства привела к определенным результатам. Может быть, этому в какой-то мере способствовал больший масштаб мероприятий по ликвидации последствий землетрясения, в том числе с привлечением зарубежных волонтеров. По крайней мере, можно отметить, что органы государственной власти в процессе борьбы с землетрясением оперативно предоставили журналистам СМИ возможность объективно транслировать информацию об этом случае, что не в последнюю очередь помогло снять психологическое напряжение в обществе.

Третий кейс, использованный в нашем исследовании, связан с COVID-19, когда случаи коронавируса были впервые обнаружены в Ухане. Группа экспертов Национальной комиссии здравоохранения опубликовала объявление о том, что вирус передается воздушно-капельным путем (от человека к человеку).

В данном случае мы проанализировали «Графическую и текстовую базу данных “Жэньминь жибао”» с 1 декабря 2019 г. по 15 июля 2020 г., взяв за основу статьи, содержащие упоминания 新型冠状病毒感染的肺炎 (xinxingguanzhuangbingduganrandefeiyan – пневмония, вызванная новым коронавирусом). За исследуемый период было опубликовано 246 таких материалов. Среди них с 31 декабря 2019 г. (когда Китай первый раз сообщил Всемирной организации здравоохранения о неизвестной пневмонии) по 31 января 2020 г. было получено 83 новостных сообщения, что составляет 34% от всех материалов. Это несколько больше, чем количество сообщений в первом месяце после землетрясения 2008 г. – тогда их было 138, что составляло 27% от общего количества публикаций. Напомним, что в первый месяц после того, как Китай сообщил об ОРВИ в 2003 г., количество сообщений было нулевым (см. рис. 3).

mediaalmanah.3.2021.133142-03.png

Рисунок 3. Количество сообщений об ОРВИ (2003 г.), землетрясении (2008 г.) и COVID-19 (2020 г.) в первый месяц после появления кризисной ситуации

 

Рост количества данных об информировании общества о происходящих кризисных ситуациях на главном информационном канале страны – газете «Жэньминь жибао» очевиден. Основываясь на фактах и конкретном содержании новостных сообщений, мы можем утверждать: в случае с ситуацией с COVID-19 правительство Китая более активно публиковало соответствующую информацию, адресуя ее одновременно и мировой общественности, что работало и на имидж страны; оперативно освещало события (телевизионная картинка происходящего тут же обошла весь мир), опередив по скорости социальные сети, что было чрезвычайно важно с точки зрения влияния на общественное мнение.

 

Опыт использования новых медиа

Как мы уже отмечали, связи с общественностью в органах государственной власти – это интерактивная коммуникационная деятельность между правительством и общественностью с использованием различных средств массовой информации в качестве посредников. Этот факт отмечается большинством исследователей этой проблематики (см., напр.: Ren, 2004: 62).

Развитие социальных сетей изменило способы передачи информации в социуме. Общественность получила беспрецедентные возможности реализовывать свое право голоса. Новую цифровую реальность не могли не учитывать и государственные органы, что потребовало от них определенных шагов по укреплению интерактивного общения с массами. Так, эпидемия ОРВИ в 2003 г. привлекла внимание общественности к правительственным веб-сайтам. В Китае новые медиа – важный канал для правительственных ведомств и учреждений на всех уровнях, позволяющий оптимизировать взаимодействие между правительством и народом. Отметим, микроблоги «Сина вэйбо», «Вичат» и другие, появившиеся после 2010 г. (Chen, Zeng, 2017: 142) (см. рис. 4).

mediaalmanah.3.2021.133142-04.png

Рисунок 4. Количество новых медиа в сфере государственных дел (до декабря 2019 г.)

 

«Сина вэйбо» создан в 2009 г., активно развивается с 2011 г. (количество сообщений с начала 2011 г. до декабря 2019 г. – 138 854). Микроблог открыт партийными структурами и правительственными учреж­дениями для публикации правительственной информации, содействия ее раскрытию, укрепления официальных и гражданских связей, формирования новых тенденций в правительственной деятельности и расширения сферы общественных услуг (Chen, Yuan, 2014: 156). Будучи «основной силой» новых медиа в сфере государственных дел, «Сина вэйбо» обладает такими преимущест­вами, как авторитетность, своевременность и взаи­модействие с органами государственной власти, которых нет у традиционных СМИ.

Согласно данным, опубликованным «Си­на вэйбо» в первом квартале 2020 г., 80% его аудитории – пользователи в возрасте от 18 до 34 лет7 (см. рис. 5). И это не удивительно, т.к. молодые люди привыкли получать информацию из социальных сетей. Развитие микроблога повысило прозрачность и открытость информации, что позволило большему количеству групп населения участвовать в социальном взаимодействии. Для микроблогов характерен формат «картинки + текст», медиаплатформа фокусируется на горячих новостях, пользователи могут здесь свободно обмениваться мнениями. Таким образом, этот микроблог сокращает дистанцию между правительством и общественностью.

mediaalmanah.3.2021.133142-05.png
Рисунок 5. Возрастное распределение подписчиков «Сина вэйбо»

«Сина вэйбо» сыграл заметную роль в борьбе с COVID-19. Согласно данным, полученным исследовательским институтом больших данных Micro Hotspot в период с 20 по 31 января (пиковый период вспышки коронавируса), количество публикаций на платформе «Сина вэйбо», опубликованных о COVID-19, превысило 26 тыс. (всего сообщений – 550 тыс.); общее количество просмотров превысило 11,4 млрд8. Релизы в основном касались темы развития эпидемии, здоровья и т.д. Высокий спрос на такую информацию в ситуации пандемии показал важность ее среди аудитории. Это работает на идею, которую мы сформулировали ранее, о том, что своевре­менная и авторитетная информация очень важна для пользователей Сети, и для населения в целом, в ситуации повышенной обеспокоенности общественного мнения происходящим.

«Доуинь видеоролик» («Тик Ток») появился в 2018 г. и имеет отчетливо выражен­ную динамику (по состоянию на декабрь 2019 г. было зарегистрировано 18 380 доу­инь-видеороликов-аккаунтов о деятельности правительства9). «Доуинь видеоролик» о государственных делах в отличие от микро­блога включает в себя короткие видео и фоновую музыку. В настоящее время темп жизни общества ускоря­ется, количество свободного времени сокраща­ется. «Доу­инь видеоролик» может удовлетворить пот­ребности обычных пользователей Сети в получении информации и развлечений.

Во время пандемии, приведшей к карантину, «Доуинь видеороликом» стал очень востребованным. Динамичная информация и своевременность новостей позволили этой платформе собрать новую группу пользователей – представителей старшей возрастной группы. Распространение информации о профилактике и контроле эпидемии привело к повышенному интересу людей среднего и пожилого возраста. Для них зачастую этот формат стал основным источником информации об эпидемии. По состоянию на 14 февраля 2020 г. число просмотренных ими видео составило 297 тыс., количество просмотров по ключевым словам 新型冠状病毒 (xinxingguanzhuangbingdu – новый коронавирус) составило 21,8 млрд; 新型冠状病毒肺炎 (xinxingguanzhuangbingdufeiyan, COVID-19) – 14 тыс. видео с просмотром 830 млн человек10.

Эти данные подтверждают важную роль, которую играют новые медиа в чрезвычайных ситуациях: передавать полную информацию оперативно, ежедневно обновляя сведения о количестве заболевших, публикуя сведения о прогрессе в области профилактики и контроле эпидемии; обеспечить интерактивность с аудиторией новых средств массовой информации.

Председатель КНР Си Цзиньпин отмечал в этой связи, что необходимо адаптироваться к изменениям в доступе общественности к информации и активно реагировать на социальные проблемы, что в полной мере проявилось в информационной кампании государственных связей с общественностью в период пандемии COVID-19.

 

Заключение

Реализация такого направления пуб­личного управления, как связи с общественностью в органах государственной власти, предусматривает использование правительством методов коммуникации для координации отношений между правительством и населением – традиционных СМИ и и новых медиа.

Принятие правительством Китая законов, положений и нормативных актов, связанных с распространением информации в обществе, способствовало тому, что в ходе чрезвычайных ситуаций произошла трансформация стратегии китайского правительства по связям с общественностью. Была осознана необходимость большей открытости данных в управлении чрезвычайными ситуациями. В частности, этому способствовало обнародование «Положения об открытии государственных данных Китайской Народной Республики», что уже в ситуации землетрясения в Сычуане сыграло важную роль в поддержании социальной стабильности, защите права людей на информацию, подавлении слухов и, наконец, благоприятно сказалось на имидже правительства.

Председатель КНР Си Цзиньпин подчеркнул, что «необходимо публиковать информацию об эпидемии своевременно, точно, открыто и прозрачно, реагировать на внутренние и внешние проблемы, а также усиливать информирование общественного мнения в качестве важной задачи»11. Правительство использовало в этой ситуации практику открытости данных: оперативные выпуски ключевой информации об эпидемии, специальные информационные усилия по нейтрализации слухов, реакция на международные сообщения об эпидемии.

В целом несмотря на то, что вирус COVID-19 оказал негативное влияние на имидж Китая во внешнем мире, внутри страны, напротив, наблюдается позитивная реакция населения на правительственные рекомендации: граждане строго соблюдают правила изоляции, участвуют в противоэпидемической деятельности.

Рассмотренные нами чрезвычайные ситуации показали, что китайское правительство должно развивать следующие тенденции в связях с общественностью: усиливать открытость информации в государственных коммуникационных каналах, включая новые медиа; проводить мониторинг содержания и настроения общественного мнения, оперативно откликаться на его запросы.

 

Примечания

1 Графическая и текстовая база данных «Жэньминь жибао» (на кит. яз.). Режим доступа: http://data.people.com.cn/rmrb/ (дата обращения: 20.06.2020).

2 Закон о профилактике и лечении инфекционных заболеваний КНР. Режим доступа: http://www.nhc.gov.cn/fzs/s3576/201808/ (дата обращения: 20.06.2020).

3 База данных CNKI (на кит. яз.). CNKI – ключевое национальное научно-исследовательское и информационно-издательское учреждение в Китае, возглавляемое Университетом Цинхуа и поддерживаемое Министерством образования КНР и Министерством науки КНР. Режим доступа: https://www.cnki.net/ (дата обращения: 20.06.2020).

4 The Central People’s Government of the People’s Republic of China. Режим доступа: http://www.gov.cn/yjgl/2006-01/08/content_21048.htm (дата обращения: 20.06.2020).

5 The Central People’s Government of the People’s Republic of China. Режим доступа: http://www.gov.cn/xxgk/pub/govpublic/tiaoli.html (дата обращения: 20.06.2020).

6 The Central People’s Government of the People’s Republic of China. Режим доступа: http://www.gov.cn/flfg/2007-08/30/content_732593.htm (дата обращения: 20.06.2020).

7 Отчет об анализе данных «Сина вэйбо» за 1 квартал 2020 г. Режим доступа: https://zhuanlan.zhihu.com/p/136464572(дата обращения: 20.06.2020).

8 The Central People’s Government of the People’s Republic of China. Режим доступа: http://www.gov.cn/xinwen/2020-03/19/content_5493079.htm (дата обращения: 20.06.2020).

9 45-й отчет CNNIC (China Internet Network Information Center) о расследовании: состояние развития новых правительственных медиа. Режим доступа: https://tech.sina.com.cn/i/2020-04-28/doc-iircuyvi0056994.shtml (дата обращения: 20.06.2020).

10 Доуинь видеоролик (на кит. яз.). Режим доступа: https://www.douyin.com/(дата обращения: 14.02.2020).

11 China International Development Cooperation Agency. Режим доступа: http://en.cidca.gov.cn/ (дата обращения: 23.07.2020).

 

Библиография

Бек У. Что такое глобализация? М.: Прогресс-Традиция, 2001.

Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью: Теория, практика, коммуникативные стратегии. М.: Аспект Пресс, 2011.

Федотова Л.Н. Связи с общественностью: теория и практика. М.: Вест-Консалтинг, 2016.

 

Chen J., Yuan K. (2014) A Review of Administrative Microblogging Study in China and Abroad. Changchun, CN: Information Science.

Chen L. (2003) The People’s Right to Know and Social Stability: From the Disclosure of SARS Epidemic Information. Xi’an, CN: News Research.

Chen Q., Zeng R. (2017) Local Studies of Government New Media: Issues and Future Directions. Journal of Intelligence 36 (4): 141–144.

He W., Li Y. (2010) Crisis Communication: Openness in Government. Beijing: Freedom of Press and Responsibility of Citizen’s Rights-Bearing.

Jiang X. (2009) On the Openness of Governmental Information on Emergency Control in China. Journal of Northeastern University (Social Science) 11 (1): 56–60.

Ren Y. (2004) The Innovation of Government Public Relations in the New Media Environment. Chengdu, CN: Press Circles.

 

Дата поступления в редакцию: 23.12.2020
Дата публикации: 17.06.2021