Архив



Журналист в эпоху цифровых трансформаций: актуальные рекомендации



Алина Белините

Ссылка для цитирования: Белините А.В. Журналист в эпоху цифровых трансформаций: актуальные рекомендации (Рец. на кн.: Работа журналиста в цифровой периодике / под ред. О.В. Смирновой. М.: Аспект Пресс, 2021) // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 144–147. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.144147

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.144147

@ Белините Алина Викторовна
редактор УММЦ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), abelina@list.ru



Рецензия на учебное пособие: Работа журналиста в цифровой периодике / под ред. О.В. Смирновой. М.: Аспект Пресс, 2021

 

Учебное пособие «Работа журналиста в цифровой периодике», подготовленное коллективом преподавателей факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова под руководством заведующей кафедрой периодической печати О.В. Смирновой, представляется прекрасным пополнением в арсенале современных учебников по журналистике. Пожалуй, его можно назвать первым за последнее время пособием, которое так комплексно освещает различные аспекты деятельности современного журналиста – от обзора современного состояния печатной и онлайн-периодики и различных моделей работы конвергентной редакции до системного описания навыков работы журналиста, и в том числе использования русского языка как профессионального инструмента.

Новаторский подход проявляется уже в названии учебного пособия: его авторы предлагают абсолютно новую дефиницию «цифровая периодика», которая призвана привести к общему знаменателю традиционный термин «газетно-журнальная периодика» и ее новые ипостаси, связанные с адаптацией в цифровой среде. Авторы учебника подчеркивают, что печатная периодика – газеты и журналы – сумели адаптироваться к новой цифровой стараются сохранять стандарты и принципы профессиональной журналистики.

Учебное пособие состоит из шести глав, каждая из которых последовательно рассказывает о том, как журналисту нужно выстраивать работу на фоне происходящих в медиапространстве цифровых трансформаций. Достоинством является современная, позволяющая легко воспринимать изложенный материал структура. Каждая глава предваряется ключевыми словами. Основной текст представляет собой хорошо структурированное сочетание теоретических (основные термины и определения, обзор современного состояния и тенденций, мнения экспертов, данные статистики и исследований и т.п.) и практических (модели работы редакции, анализ работы над текстами разных жанров, описание процедуры работы журналиста и конкретных шагов, рекомендации по поиску источников и т.п.) сведений. В пособии много примеров из практики, причем это не только фрагменты публикаций, иллюстрирующие теорию, но и описание рабочих ситуаций, в которые попадает (или может попасть) журналист, выполняя разные задачи. Заключают каждую главу не только традиционные для учебника контрольные вопросы, но и обширный перечень практических заданий, призванных помочь студентам отработать изложенную информацию, выполняя конкретные задачи. Например, читателю предлагают продумать концепцию нишевого издания или микромедиа, которое он хотел бы реализовать; подготовить кроссмедийный материал для нескольких платформ издания; попробовать решить конкретные рабочие задачи, возникающие при сборе информации и подготовке материала и т.п.

Первая глава «Современная печатная и онлайновая газетно-журнальная периодика» посвящена обзору российского рынка в свете общих тенденций его функционирования и развития, а приведенные рейтинги прессы позволяют понять, кто из СМИ являются лидерами мнений, ключевыми игроками на рынке. Отдельно рассматривается региональная пресса, которая имеет свою специфику, но при этом показывает пример успешной адаптации в сложных условиях.

Вторая глава – «Устройство конвергентной редакции и редакционный менеджмент» – рассказывает о процессах, связанных с конвергентностью: речь идет об изменении не только технологических, но и управленческих, а также творческих подходов. Здесь также анализируется разница между мультимедийным, кроссмедийным и трансмедийным контентом, много примеров из практики работы российских и зарубежных медиа, что помогает усвоить достаточно сложные для восприятия термины.

Третью и четвертую главы («Технологии работы в современной печатной и цифровой журналистике» и «Подготовка текстов для современной печатной и онлайнперио дики») можно отнести к наиболее практикоориентированным. Так, в третьей главе авторы дают актуальное описание современных методов и технологий деятельности журналиста, особенностей работы с информационным поводом и источниками информации, ключевых правил работы с социальными сетями, обращая внимание на риски, связанные с их использованием. Здесь же предлагаются конкретные советы: как постоянно находиться в «информационном тренде», какие приемы для этого можно использовать, а также пошаговое описание разных технологий поиска информации в сетях – например, поиска героев для публикации. Также разбирается подготовка стандартной новости и ее последующего развития в ленте, дается описание тайминга работы журналиста в зависимости от конкретной ситуации и от формата публикации. Авторы, опираясь на то, что профессия журналиста становится все более мультизадачной и многофункциональной, уделяют внимание не столько традиционным, сколько новым видам деятельности.  Например, подчеркивается, что журналисту нужно умение подготовить не только текстовый, но и аудиовизуальный контент, самостоятельно заниматься загрузкой контента на цифровые платформы, продвижением контента издания в социальных медиа и т.п. В этой же главе описываются основные особенности работы с трафиком и влияние, которое оказывают на журналистику агрегаторы новостей. Даются советы о том, как минимизировать риски и проблемы, обращается внимание на то, что журналистам важно тщательно изучить правила, оговоренные агрегатором, в том числе связанные с кликбейтными заголовками. Авторы объясняют основные принципы работы по размещению и продвижению контента издания на площадках социальных сетей и по взаимодействию с аудиторией. Представляется важным то, что в этой главе также затрагиваются психологические аспекты работы журналиста: «…можно сказать, что в современной цифровой журналистике понятие дедлайна возведено в абсолют. Для новостей это воплощается в формулировке “сейчас”, для больших текстов – “как можно скорее”. Мультизадачность вашей работы требует, чтобы вы занимались постоянным мониторингом множества источников и поиском тем (параллельно с качественной работой над текущими новостями); следовали не только политике издания, но и правилам агрегаторов, были крайне оперативными, стремились к высоким показателям трафика, находились на связи 24/7. Поэтому журналистику иногда даже называют профессией эмоциональных потрясений» (с. 123)1.

Глава «Подготовка текстов для современной печатной и онлайн-периодики» посвящена актуальному состоянию жанров в журналистике. Основной акцент делается на подготовке текстов в жанрах, наиболее распространенных в МЕДИА альманах современных медиа. «Можно ли обойтись без жанров? Да, можно, но жанры облегчают жизнь и автору, и аудитории. Для аудитории жанр – это возможность понять, чего ожидать от произведения. Например, если заявлена комедия, то будет весело, если драма, то грустно, если триллер, то захватывающе. Для автора же жанр – это и матрица, в которую можно будет упаковать свой материал, и технология работы над произведением, что позволит минимизировать усилия. Поэтому владение жанрами – один из показателей профессионализма» (с. 127).

К ним авторы относят репортаж, интервью, авторскую колонку, фичер и портрет. Новость в этот список не включена осознанно, так как учебное пособие предназначено хотя и для начинающих журналистов, но уже имеющих базовые знания и навыки. Важный элемент главы – практические задания, в которых сформулированы рекомендации по подготовке разных видов текстов.

Пятая глава – «Печатные медиа как объект дизайна» – посвящена визуальному языку медиа и способам визуализации информации.  Она дает базовые представления об удобочитаемости текстов и особенностях использования фотографии и инфографики в разных типах изданий. Также здесь представлена информация об основных этапах медиадизайна: формирование медиаобраза, художественное конструирование, разработка дизайн-концепции, что может быть полезно тем читателям, которые решат принять участие в создании принтверсии какого-то СМИ или запустить свое локальное микромедиа.

Наконец, финальная, шестая, глава книги «Языковые средства в работе современного журналиста» возвращает нас к истокам, к тому, без чего невозможен журналистский контент ни в печатном, ни в цифровом формате: «Язык для журналиста – это орудие производства. Это очевидно. И эффективное, умелое его использование зависит как от качества самого инструмента, так и от навыков, а лучше сказать, мастеровитости работника» (с. 193).  Авторы главы подчеркивают особую значимость медиастиля в современном мире, так как СМИ являются ключевым звеном стилистической системы и активно влияют на развитие литературного языка и его норм. Классические блоки об особенностях использования номинации, образности речи журналиста и использовании устойчивых выражений призваны систематизировать уже существующие у читателей знания. Удобен в этом отношении словарик с тропами и фигурами речи, расположенный в одном из параграфов. Особенно же интересными кажутся разделы «Способы выражения авторской позиции» и «Оценочность в журналистской речи».

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что учебное пособие «Работа журналиста в цифровой периодике» можно назвать новаторским, поскольку в нем наиболее широко освещаются ключевые аспекты деятельности журналиста, многие из которых еще не были описаны в академических изданиях. Книга представляется современной и актуальной, ее авторы явно старались «ухватить» стремительно развивающиеся и постоянно меняющиеся журналистские технологии, при этом опираясь на базовые подходы и ценности. Пожалуй, недостатком этого пособия можно назвать только отсутствие в нем главы об этических аспектах работы журналиста. Однако это можно считать пожеланием на будущее. Данное учебное пособие в связи со своей актуальностью и прикладной значимостью потребует дальнейшего обновления и переиздания. Хотелось бы выразить уверенность, что оно будет востребовано не только у студентов и преподавателей факультетов и отделений журналистики российских вузов, но и у журналистов-практиков.

 

Примечания

1  Здесь и далее учебное пособие «Работа журналиста в цифровой периодике» цитируется с указанием страницы в круглых скобках.

 

Дата поступления в редакцию: 17.05.2021
Дата публикации: 17.06.2021