Архив



Психологическая модель личности журналиста: конфликт с реальностью



Ольга Смирнова, Луиза Свитич, Галина Денисова

Ссылка для цитирования: Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Денисова Г.В. Психологическая модель личности журналиста: конфликт с реальностью // Меди@льманах. 2021. № 4. С. 38–48. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.3848

DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.3848

© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, заведующая кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga@smi.msu.ru

© Свитич Луиза Григорьевна
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), svitichb@yandex.ru

© Денисова Галина Валерьевна
доктор культурологии, заведующая кафедрой психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), g.v.denissova@gmail.com



Ключевые слова: цифровизация журналистики, российские журналисты, личность журналиста, психологические характеристики, конфликт, стресс, профессиональное выгорание.

В статье обсуждаются вопросы, связанные с конфликтными аспектами психологической структуры личности журналиста. Проанализированы результаты опроса 93 журналистов 26 региональных газет России, которые показали, что представления респондентов о базовой психологической модели личности журналиста расходятся с их оценкой своих психологических характеристик. Анализируются как константные, так и адаптивные, динамичные качества журналиста, которые связаны с трансформациями в медиасфере, ведущими к интенсификации труда, повышению стрессогенности, динамичности, оперативности, профессиональному универсализму.

 

Изменения, произошедшие в журналистике в результате цифровизации, отразились на профессиональных аспектах деятельности журналиста. В современных условиях труд журналиста заметно интенсифицировался, и, как следствие, повысился уровень его стрессогенности. По многим рейтингам стрессовых профессий журналистика находится на очень высоких позициях. Ключевыми факторами стресса и выгорания становятся дедлайны, необходимость поддерживать высокое качество работы, конкуренция между СМИ, длительность рабочего дня, необходимость осваи­вать новые технологии, конфликт между работой и личной жизнью и т.д. Журналис­ты и сами признают, что их работа требует большой выдержки, высокий уровень профессионального стресса они объясняют в том числе следующим образом: «Ну как оставаться спокойным и невозмутимым, если приходится рассказывать людям о разного рода трагедиях, катастрофах, катаклизмах?»1.

Мультизадачность деятельности современных журналистов требует, чтобы они занимались постоянным мониторингом источников; следовали не только политике издания, но и правилам агрегаторов, были крайне оперативными, стремились к высоким показателям трафика, находились на связи 24/7. Поэтому журналистику иногда даже называют профессией эмоцио­нальных потрясений (Федотова, Борейко, 2015). Такие тенденции усиливают спрос на еще более глубокое изучение не только профессиональных, но и личностных, в том числе психологических, качеств журналистов, необходимых для выполнения ими профессиональных ролей.

В России уже в 1920 гг. начались психотехнические эксперименты по изучению личности журналистов2. В тот же период предпринимались попытки психологической классификации журналисток, доля которых в стране уже составляла 25%3. Исследования личности журналистов, включая профессионально-личностные характерис­тики, мотивацию, профессио­нально психологические трудности, активно проводились в 1960–1970 гг., а затем в 1990–2000 гг. (Кузин, 1969; Маркелов, 1999; Пасти, 2012; Vartanova, 2013; Тулупов, 2015, Zinchenko, Dorozhkin, 2020). Развивались исследования по медиапсихологии, которые замеряли психологическими методами качества журналистов (Федотова, Борейко, 2015; Pronina, 2018), изучались также гендерные аспекты личности журналиста (Smirnova, 2013).

В зарубежных исследованиях поднимались различные проблемы, связанные с психологическими аспектами и конфликтами, в том числе с проблемами профессионального выгорания (Wright, Bonett, 1997; Wright, Cropanzano, 1998; Kossek, Ozeki, 1998; Baruch-Feldman, Brondolo, Ben-Dayan, Schwartz, 2002). В работах исследователей К. Маслач и С. Джексон были сформулированы три основных аспекта профессионального выгорания: чувство эмоционального истощения; развитие негативных, циничных установок по отношению к другим людям (деперсонализация), тенденция к негативной самооценке – неудовлетворенность собой и своей работой (Maslach, Jackson, 1981). Также неоднократно анализировались эти проблемы в отношении профессии журналиста (Reinardy, 2006; Reinardy, 2011). Результаты исследований зарубежных ученых показали, что эффект выгорания оказывает влияние на работу, степень удовлетворенности работой и способность совмещать работу и семейные отношения, что, в свою очередь, может привести к ослаблению производительности и текучести кадров.

Важнейшее направление современных медиаисследований – трансформация деятельности журналиста под влиянием цифровых технологий (Weaver, Willnat, 2012; Nikunen, 2014; Lischka, 2015; Колесниченко, Вырковский, Галкина, Образцова, Вартанов, 2015; Вырковский, Лавренова, 2015; Дунас, 2016; Колесниченко, Смирнова, Свитич, Фомина, 2019; Obraztsova, Vyrkovskiy, Galkina, Vartanov, Kolesnichenko, 2019; Vartanova, Gladkova, 2020). Деятельность журналис­та сегодня характеризуется своеобразной двойственностью ролей, выполнением многочисленных функций (например, менеджерских). Исследователи активно анализируют трансформацию ролей журналиста, влияние новых технологий и разнообразия контента на работу и сознание современного журналиста.

 

Методы исследования

Отправной методологической посылкой исследования было положение о том, что выяснялось отношение не к отдельным профессионально-личностным качествам, а к системе свойств и характеристик, описанных в литературе по психологии (Асмолов, 1990; Климов, 2003; Asmolov, 2016; Soldatova, Rasskazova, 2019).

В представленном исследовании использовался конфликтологический подход к рассмотрению противоречий, выявляемых при анализе психологических и личностных качеств журналистов. В изучении медиа и журналистики конфликт является прототипом проблемы общественного противоречия, которое, в свою очередь, является главным элементом содержания современных средств массовой информации (Смирнова, Шкондин, 2021). Однако в этом контексте можно также говорить о том, что конфликт как способ социального взаимодействия возникает в ходе реализации профессиональных задач на личностных, гендерных, возрастных, компетентностных и других уровнях.

В современных условиях работы в цифровой журналистике требуют пересмотра многие профессиональные компетенции, также представляется важным анализ востребованных личностных качеств журналиста: психологических, динамических, адаптационных. К этим качествам относятся:

• способность работать в условиях конвергентной редакции для разных медиаплатформ одновременно в условиях гиперпроизводительности и дефицита времени;

• тематический, жанрово-стилевой, знаковый, инструментальный, технологический и т.п. универсализм;

• способность использовать инновационные технологии работы;

• способность коммуницировать с аудиторией в социальных сетях;

• способность к транспрофессиональной коммуникации, в том числе глобальной;

• стрессоустойчивость, умение работать в нестандартных условиях без ущерба для психики и здоровья, помехоустойчивость.

К сожалению, многие из этих особенностей и качеств в условиях трансформации журналистики приводят к повышенной интенсификации труда журналиста, к стрессогенности профессии и профессио-нальному выгоранию, профессиональной деформации. Поэтому представляется важным изучить не только модель личности журналиста, но и те противоречия и конфликты, которые существуют между реальной и желаемой моделью.

В соответствии с этими методологическими посылами была сформулирована задача исследования: методом опроса журналистов изучить их представление о профессионально-личностной модели журналистов и об их реальном личностном образе. Данная модель включала профессиональные способности (творческие, интеллектуальные, коммуникативные), волевые и адаптивные качества (уравновешенность, помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, приспособ­ляемость, адаптируемость) и познавательные процессы (восприятие, наблюдение, внимание, мышление, память и воображение).

Было опрошено 93 журналиста из 26 местных газет 13 регионов России. Период исследования июль–октябрь 2019 г. Состав респондентов: 42% мужчин и 58% женщин (большинство респондентов (69%) старше 40 лет, 54% имеют профильное журналистское образование).

 

Результаты исследования

В ходе исследования респондентам было предложено ответить на два вопроса: 1) «Какие из перечисленных в таблице качеств особенно важны для журналиста?»; 2) «В какой степени Вы лично обладаете этими качествами?». Журналисты должны были оценить желаемые свойства личности и реально имеющиеся у них самих по 5-балльной шкале (от 1 до 5 баллов). В результате высчитывался средний балл по каждой из перечисленных в анкете позиций и выявлялась разница между желаемым и реальным в баллах.

Прежде всего представим результаты анализа качеств, которые можно отнести к профессиональным способностям (индивидуально-психологическим качествам субъекта профессиональной деятельности) (см. табл. 1).

Таблица 1. Профессиональные способности*

Виды

Важное

Реальное

Разница

ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

4,80

3,64

-1,16

Литературные способности, владение языком и стилем

4,80

4,15

-0,65

Способность критически оценивать сделанное

4,78

4,24

-0,54

Способность к самосовершенствованию

4,74

4,07

-0,67

Способность создавать новое

4,66

3,86

-0,80

Небанальность, своеобразие, оригинальность

4,45

3,73

-0,72

Острота восприятия

4,20

3,89

-0,31

Повышенная эмоциональность и впечатляемость

3,11

3,39

+0,28

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ, КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

5,00

3,71

-1,29

Начитанность, эрудиция, широкий кругозор, способность к самообразованию

4,77

4,03

-0,74

Логичность

4,77

4,08

-0,69

Аналитические способности

4,77

3,96

-0,81

Любознательность

4,76

4,32

-0,44

Способность оценить обстановку

4,65

4,49

-0,16

Способность обобщать

4,54

4,11

-0,43

Развитая интуиция, способность предвидеть

4,17

3,71

-0,43

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

4,87

3,87

-1,00

Способность слушать собеседника

4,87

4,56

-0,31

Общительность, контактность

4,83

4,20

-0,63

Приветливость, умение ладить с людьми

4,71

4,19

-0,52

Тактичность, корректность, вежливость, деликатность

4,60

4,25

-0,35

Чувство коллективизма, способность работать
в коллективе

4,31

3,96

-0,35

* Средний балл по 5-балльной системе в целом по массиву ответивших

 

Творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности как модельные качества личности журналиста почти по всем позициям набрали свыше 4,50 баллов. Только повышенная эмоциональность и впечатляемость не считается важным для журналиста качеством. На первом месте в оценках важных качеств интеллектуальные, когнитивные способности (5 баллов), на втором – коммуникативные (4,87 баллов) и на третьем месте – творческие способности (4,80 балла). При этом в системе когнитивных свойств особенно востребованы начитанность, эрудиция, широкий кругозор, способность к самообразованию; любознательность, аналитические способности, умение мыслить логически; обобщать и точно оценивать обстановку, а в системе коммуникативных качеств – способность слушать собеседника; общительность, контактность; приветливость, умение ладить с людьми; тактичность, корректность, вежливость, деликатность.

Творческие способности, которые в представлениях журналистов о модели заняли третье место, на самом деле очень важны и составляют ядро профессиональных характеристик журналиста. В нашем исследовании они расположились в таком порядке: литературные способности, владение языком и стилем; умение критически оценивать сделанное; способность к самосовершенствованию; способность создавать новое; небанальность.

Но при анализе самооценки перечисленных качеств у журналистов обнаруживается значительный люфт между важными для журналистов и реально имеющимися качествами, который можно расценивать как профессиональное противоречие между важным/должным и реальным. Хотя по сравнению с другими качествами (волевыми и свойствами познавательных процессов, о чем речь пойдет ниже), самооценки журналистов по этому блоку достаточно хорошие – многие качества набрали более 4 баллов. Это относится прежде всего к коммуникативным способностям, а также умению оценить обстановку, любознательности и эрудиции, литературным способностям. Но в целом самооценка журналистов выглядит существенно ниже, чем их представления о должной модели: разница между важным и реальным составляет более 1 балла. Такое расхождение представляется весьма существенным противоречием с точки зрения эффективности профессии.

В отдельный блок для анализа были выделены волевые и адаптивные качества (см. табл. 2).

Таблица 2. Волевые и адаптивные качества*

Виды

Важное

Реальное

Разница

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ, ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ

4,71

3,94

-0,77

Спокойствие, выдержанность

4,48

3,77

-0,71

Собранность, самообладание, уравновешенность

4,45

3,79

-0,66

Способность выдерживать равномерный темп в работе

4,15

3,54

-0,61

ВЫНОСЛИВОСТЬ

4,64

3,93

-0,71

Способность работать при физических и нервных перегрузках

4,61

3,92

-0,69

Способность преодолевать трудности

4,57

3,77

-0,80

Терпеливость

4,43

3,71

-0,72

БЫСТРОДЕЙСТВИЕ

4,63

3,29

-1,34

Оперативность, быстрый темп выполняемой работы

4,72

3,93

-0,79

Быстрое установление контактов

4,68

3,85

-0,83

Способность быстро настроиться на работу

4,67

4,00

-0,67

Находчивость

4,48

3,69

-0,79

Быстрое переключение, перестройка поведения

4,33

3,80

-0,53

ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТЬ, АДАПТИРУЕМОСТЬ

4,40

3,73

-0,67

Приспособляемость к новым условиям, адаптивность

4,43

3,88

-0,55

Способность работать в любых условиях, в любое время

4,41

3,90

-0,51

Гибкость

4,32

3,64

-0,68

Осторожность, предусмотрительность, благоразумие

4,20

3,82

-0,32

* Средний балл по 5-балльной системе в целом по массиву ответивших

 

Журналисты несколько ниже оценили важность перечисленных здесь качеств, чем творческих, интеллектуальных и коммуникативных способностей. Исключение составили качества быстродействия: особенно оперативность, темп выполняемой работы, скорое установление контактов и способность быстро настроиться на работу. При этом журналисты указывают на интенсификацию труда – 44% респондентов жалуются на высокий ритм работы и необходимость укладываться во все более сжатые сроки. В связи с этим особое значение журналисты придают таким качествам, как способность работать при физических и нервных перегрузках и преодолевать трудности, а также помехоустойчивость, выдержанность, собранность, уравновешенность, адаптивность, способность работать в любых условиях, в любое время.

Далее представим анализ основных познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, памяти и воображения, которые представляются крайне важными в модели профессионального журналиста (см. табл. 3).

Свойства познавательных процессов нужны журналисту на всех этапах работы, но при этом в самооценках журналис­ты остро ощущают их недостаточность в своей профессиональной работе.

Естественно, что наблюдательность невозможна без устойчивого сосредоточенного внимания, которое журналисты ставят на первое место по важности. Прочие свойства внимания журналисты считают для себя менее важными, хотя и существенными, и тоже фиксируют недостаток этих свойств. Более позитивно оценивают респонденты наличие у себя многих свойств мышления: в среднем выше 4 баллов. Это касается самостоятельности, аналитичности и критичности мышления. Ниже оценки собственной способности к быстрому мышлению, широте, оригинальности и гибкости мышления, хотя они получили по важности высокие баллы.

Весьма критично оценены реальные свойства памяти: 4 балла получило только одно свойство – хорошее запоминание идей. В соответствии с данными результатами модель свойств памяти будет выглядеть таким образом: предпочтительными журналистам кажутся слуховая и зрительная память, способность запоминать точно и быстро и хорошая память на цифры и факты (набрали больше 4,5 баллов).

И наконец, характеристики воображения. В представлениях о важном они были оценены ниже, чем другие виды познавательных процессов. Только творческое, оригинальное воображение в модели набрало 4,51 балла. Между тем в самооценках журналисты выше 4 баллов поставили хорошо развитому богатому воображению и ассоциативному мышлению.

Анализ результатов исследования по разным группам журналистов показал, что наибольшие различия обнаружились в группах с разными профессиональными задачами и опытом работы в журналистике. У активно участвующих в конвергентных редакционных процессах и подготовке цифрового контента лучше развиты способность быстро ориентироваться в ситуации, сис­тематичность, склонность к обобщению, оперативность, критичность, зрительная и механическая память. Как ни странно, журналисты, работающие преимущественно с печатным изданием, оценивают выше, чем коллеги, работающие на цифровых платформах, собственные творческие способности, воображение и коммуникативные способности, любознательность и начитанность, адаптивность и другие качества. Можно высказать предположение о том, работа журналиста в жестких условиях и форматах цифровых СМИ создает условия для снижения разнообразия и развития психологических качеств, традиционно приписывавшихся профессии журналиста.

Это предположение также косвенно подтверждается возрастным разрывом в составе и качестве профессиональной модели. Наиболее высокой самооценкой почти по всем характеристикам отличаются респонденты среднего возраста, затем идет старшая возрастная группа, и на последнем месте молодые журналисты. Разница между мужчинами и женщинами не столь значительна, как можно было бы предположить, здесь противоречия выявлены на уровне различий в выборе качеств. Например, мужчины выше оценивают свою оригинальность, способность быстро настраи­ваться на работу и адаптивность, женщины – свои творческие способности.

 

Выводы

В современных условиях работы в цифровой журналистике представляется актуальным анализ профессиональных компетенций и востребованных личностных качеств журналиста, среди которых важнейшей становится способность работать в нестандартных условиях конвергентной редакции без ущерба для здоровья. Многие из проанализированных в статье качеств в условиях трансформации журналистики оказывают значимое влияние на стрессогенность профессии и риски профессионального выгорания.

Результаты проведенного опроса показали, что представления респондентов о базовой психологической модели личности журналиста довольно существенно расходятся с их оценкой своих психологических характеристик, то есть именно с теми, что составляют базис психологической модели журналиста и требуют внимания к их развитию в системе профессионального образования и самосовершенствования медиаспециалистов. Иными словами, журналисты отчетливо осознают, что реальность отстает от идеальной модели и средний балл самооценок существенно ниже баллов тех качеств, которые журналисты считают важными. Кроме того, реальная психологическая структура не совпадает по структуре с моделью. «Топовые» позиции в модели занимают интеллектуальные, коммуникативные и творческие способности, а в самооценках превалируют волевые качества. Анализ показал, что наибольшие различия обнаружились в группах с разной профессиональной специализацией, а гендерные различия и тип образования меньше влияют на оценки психологических качеств личности журналиста. Проведенное исследование обусловливает необходимость дальнейшего изучения не только профессиональных вопросов, но и вопросов, связанных с конфликтными аспектами психологической структуры личности журналиста.

 

Примечания

1 Стресс – стиль жизни // Рос. газета. 2008. Июль, 22 [электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2008/07/22/stress.html

2 См.: Психологическое исследование студентов ГИЖа // Журналист. 1929. № 3. С. 50.

3 Крылова А. Журналистки // Журналист. 1929. № 3. С. 80.

 

Библиография

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.

Вырковский А.В., Лавренова А.В. Профессиональные и личные качества российских журналистов: оценка менеджеров печатных и интернет-СМИ // Меди@льманах. 2015. № 2. С. 49–56.

Дунас Д.В. Академический медиадискурс: актуальные тенденции развития в России // Меди@льманах. 2016. № 2. С. 12–21.

Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2003.

Колесниченко А.В., Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю., Вартанов С.А. Российские журналисты: исследование мотивации и удовлетворенности // Медиаскоп. 2015. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2046.

Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Фомина Д.А. Конвергенция в работе журналистов российских региональных газет // Меди@льманах. 2019. № 5. 42–55. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.4255

Кузин В.И. Кому быть журналистом // Журналист. 1969. № 11. С. 26–29.

Маркелов К.В. Карьера журналиста: к вершинам профессии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

Пасти С. Современные российские журналисты: отношение к профессии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 4. C. 22–40.

Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5–21. DOI: 10.17150/2308- 6203.2021.10(1).5-21.

Тулупов В.В. Профессиональная деформация в современной журналистике // Журналист. Социальные коммуникации. 2015. № 1–2 (17–18). С. 6–11.

Федотова Н.А., Борейко А.Д. Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования // Психолог. 2015. № 3. С. 89–101.

 

Asmolov A. (2016) Psychology of Modernity as a Social Situation of Development: Challenges of Uncertainty, Complexity and Diversity, Procedia. Social and behavioral sciences 233: 27–34. DOI: 10.1016/j.sbspro.2016.10.122

Baruch-Feldman C., Brondolo E., Ben-Dayan D., Schwartz, J. (2002) Sources of Social Support and Burnout, Job Satisfaction, and Productivity. Journal of Occupational Health Psychology 7 (1): 84–93. DOI: 10.1037//1076–8998.7.1.84

Kossek E., Ozeki C. (1998) Work–family Сonflict, Policies, and the Job–life Satisfaction Relationship: A Review and Directions for Organizational Behavior–human Resources Research. Journal of Applied Psychology 83 (2): 139–149. DOI: 10.1037//0021–9010.83.2.139

Lischka J.A. (2015) How Structural Multi-platform Newsroom Features and Innovative Values Alter Journalistic Cross-channel and Cross-sectional Working Procedures. Journal of Media Business Studies 12 (1): 7–28. DOI: 10.1080/16522354.2015.1027114

Maslach C., Jackson S. (1981) The Measurement of Experienced Burnout. Journal of Organizational Behavior 2 (2): 99–113. Режим доступа: https://doi: 10.1002/job.4030020205

Nikunen K. (2014) Losing My Profession: Age, Experience and Expertise in the Changing Newsrooms. Journalism 15 (7): 868–888. DOI: 10.1177/1464884913508610

Obraztsova A., Vyrkovskiy A., Galkina M., Vartanov S., Kolesnichenko A. (2019) Russian Newsrooms in the Digital Era: Challenges and Prospects. Russian Journal of Communication 11 (1): 37–52. DOI:10.1080/19409419.2019.1580607

Pronina E.E. (2018) The New Media and the Evolution of the Human Psyche. Psychology in Russia. State of the Art 2 (11): 148–160. DOI: 10.11621/pir.2018.02011

Reinardy S. (2006) It’s Gametime: The Maslach Burnout Inventory Measures Burnout of Sports Journalists. Journalism & Mass Communication Quarterly 83 (2): 397–412. DOI: 10.1177/107769900608300211

Reinardy S. (2011) Newspaper Journalism in Crisis: Burnout on the Rise, Eroding Young Journalists’ Career and Commitment. Journalism 1 (1): 33–50. DOI: 10.1177/1464884913508610

Smirnova O. (2013) Women’s Advancement in Journalism: Psychological Characteristics. Psychology in Russia: State of the Art 5 (1): 119. DOI: 10.11621/pir.2013.0111

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. (2019) Tolerance, Empathy, and Aggression as Factors in Compliance with Rules of Online Communication by Russian Adolescents, Young Adults, and Parents. Psychology in Russia. State of the Art 2 (12): 79–93. DOI: 10.11621/pir.2019.0207

Vartanova E. (2013) The Media and the Individual: Economic and Psychological Interrelations. Psychology in Russia: State of the Art 5 (1): 110–118. DOI: 10.11621/pir.2013.0110

Vartanova E., Gladkova A. (2020) Old and New Discourses in Emerging States: Communication Challenges of the Digital Age. Journal of Multicultural Discources 15 (2): 119–125. DOI: 10.1080/17447143.2020.1780244

Weaver D., Willnat L. (2012) The Global Journalist in the 21st Century. London: Routledge.

Wright T., Bonett D. (1997) The Contribution of Burnout to Work Performance. Journal of Organizational Behavior 18 (5): 491–499. DOI: 10.1002/(sici)1099–1379(199709)18:5<491:aid–job804>3.0.co;2–i

Wright T., Cropanzano R. (1998) Emotional Exhaustion as a Predictor of Job Performance and Voluntary Turnover. Journal of Applied Psychology 83 (3): 486–493. DOI: 10.1037//0021–9010.83.3.486

Young S., Carson A. (2018) What is a Journalist? The View from Employers as Revealed by their Job Vacancy Advertisements. Journalism Studies 19 (3): 452–472. DOI: 10.1080/1461670X.2016.1190665

Zinchenko Ju., Dorozhkin E. (2020). Psychological and Pedagogical Bases for Determining the Future of Vocation Education: Vectors of Development 22 (30): 11–35. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-3-11-35

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»

 

Дата поступления в редакцию: 29.06.2021
Дата публикации: 17.08.2021