Архив



География новостей в российских массмедиа: формирование картины мира до и во время пандемии



Марина Янгляева, Юлия Мишина, Дениз Ай Хасан

Ссылка для цитирования: Янгляева М.М., Мишина Ю.О., Хасан Д.А. География новостей в российских массмедиа: формирование картины мира до и во время пандемии // Меди@льманах. 2021. № 4. С. 72–89. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.7289

DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.7289

© Янгляева Марина Михайловна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), marinapavlikova@mail.ru

© Мишина Юлия Олеговна
студентка магистратуры факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), juliamishina99@mail.ru

© Хасан Дениз Ай
студентка магистратуры факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dhasan.98@mail.ru



Ключевые слова: российские массмедиа, география новостей, медиагеография и информационная повестка, рейтинги дружелюбия и агрессивности, пандемия COVID-19.

Авторы анализируют деятельность российских массмедиа по формированию картины мира у аудитории на современном этапе с учетом влияния пандемии COVID-19 на повестку дня. Опираясь на понятийный аппарат политической медиаметрии и медиагеографии, авторы провели количественный и качественный контент-анализ публикаций и составили рейтинги стран, которые чаще остальных освещаются в позитивном или негативном ключе. Исследователи пришли к выводу, что симпатии российских журналистов ограничиваются скромным набором, «ближайшим соседом» в ментальном поле россиян продолжают быть Соединенные Штаты Америки.

 

Введение

В условиях пандемии коронавируса мир стремительно меняется. Системы здравоохранения, образования, социальной помощи разных стран проходят тяжелую проверку на прочность. COVID-19 на долгое время стал центральной темой политической, общественной, медийной повесток дня (Dearing, Rogers, 1996), в публичном пространстве разных стран начал активно обсуждаться процесс переустройства мира (Янгляева (ред.), 2021). Мы сравнили новостную повестку российских средств массовой информации с разницей ровно в один год (на временном отрезке в один месяц, общие временные рамки исследования – 1–30 сентября 2019 г.  и 1–30 сентября 2020 г.) и проанализировали, какие страны и в каком контексте чаще всего упоминались в медиаматериалах с тем, чтобы проиллюстрировать насыщенность информационного потока по географическим локациям, выявить географические приоритеты в публикациях, которые позволяют наглядно продемонстрировать степень репрезентации различных регионов в картине мира, формируемой массмедиа для своих аудиторий, и феномен «лидера симпатий журналистов» в страновом отношении1 в условиях до и во время пандемии. По мнению авторов, объективный мир не поддается в своей цельности человеческому восприятию (и коронавирус еще больше обострил проблему искажения реальности): мы видим не действительность, а ее определенную модель, которая создается различными системами описания реальности, – от малых (новости) до больших (концептуальные системы мировоззрения, цивилизационные проекты) (Якова, Янгляе­ва, 2019). Авторы предприняли попытку предъявить один из фрагментов медиатизированной картины мира в численном измерении, что в настоящее время является одной из точек роста методик исследования гуманитарных проблем.

Различные методы слежения за информа­ционной обстановкой с указанием роли количественных данных для анализа информа­ционных потоков, математические модели ведения информационной войны, исследова­ние количественных параметров социально-политических, макроэко­номических, социокультурных процессов и пр. подробно разбираются в научных работах (Леонова, 1996; Гафурова, 1997; Николайчука, 2015; Mikhailov, Petrov, Proncheva, Marevtseva, 2017; Антоненкова, Корконосенко, 2018 и др.).

В качестве эмпирического объекта исследования были выбраны различные материалы российских печатных периодических изданий, радиостанций, телеканалов, онлайн-СМИ и информационных агентств. В общей сложности было проанализировано 17 массмедиа. Это газеты: РБК, «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Новая газета», «Парламентская газета», «Коммерсантъ», «Комсомольская правда»; радиостанции: Business FM, «Эхо Москвы», «Вести FM»; телеканалы: «Первый канал», «Россия 24», НТВ; онлайн-СМИ: «Газета.ru», Lenta.ru, а также информационные агентства: «Интерфакс» и «РИА Новости». В данной статье представлены итоги анализа семи средств массовой информации: печатный сектор представляют «Парламентская газета», «Коммерсантъ» и «Московский комсомолец»; аудиовизуальный – НТВ, «Россия 24», «Вести FM» и Business FM

Мониторинг новостей (публикаций) сентября 2020 г. (во время пандемии коронавируса) проводился в режиме реального времени, т.е. каждый день на протяжении месяца в специально созданную таблицу в xls, вносились данные о появляющихся на официальных сайтах материалах, определялась и маркировалась определенным цветом их тональность (красный – негативная, зеленый – позитивная, желтый – нейтральная). Мониторинг новостей сентября 2019 г. (до начала пандемии коронавируса) осуществлялся при помощи архивов сайтов, данные также заносились в таблицу и маркировались. В процессе работы были использованы два метода поиска новостей – по дате и ключевому слову. В первом случае просмат­ри­валась новостная лента за конкретный день (полные сутки), подсчитывалось, какие страны упоминались и сколько раз. На тех сайтах, где существует деление новос­тей на рубрики, анализировалась  рубрика с международными новостями («Мир», «В мире», «Политика», «Внешняя политика» и т.д.). Большая часть новостей (публикаций) касалась политических событий, однако встречались материалы из области культуры, спорта, общественной жизни. Во втором – поиск осуществлялся при помощи ключевых слов. В качестве этих лексических единиц использовались названия 193 стран, входящих в состав ООН, а также ряда непризнанных государств. 

Данное исследование базировалось на:

а) количественном контент-анализе, т.е. подсчитывалось количество стран, упомянутых в материалах за месяц;

б) качественном контент-анализе, т.е. определялась тональность публикации, в которой упоминалась та или иная страна (для анализа использовались как заголовки, так и сам текст, а также ключевые слова – теги. 

Чтобы оценить отношение конкретного СМИ к тому или иному государству (властной структуре, событию, человеку, нации или народу в целом и т.д.), мы проанализировали, как часто издания используют стилистически окрашенную лексику при упоминании этой страны. Мы посчитали количество материалов с позитивной или негативной коннотацией и разделили получившиеся значения на число нейтральных публикаций о выбранной стране. Это позволило вывести т.н. индексы дружелюбия и агрессивности – индикаторы состоя­ния информационной обстановки. Здесь мы фактически опираемся на практическое ядро политической медиаметрии – метод, позволяющий выстроить систему слежения за информационной обстановкой, исходя из возможностей ее реального построения.

Система слежения имеет дело с такими параметрами, как число публикаций в самых различных интегративных комбинациях (по странам, тональностям, периодам, сюжетам и пр.) (Николайчук, 2015). Мы не обладаем достаточной статистикой для выстраивания динамических рядов в длительной фазе2 и не можем интерпретировать значения всех полученных индексов (индексы мы указываем в тексте). Однако можем дать некоторые сопоставительные оценки тому, какую модель соотношения негативной (позитивной) и нейтральной информации выбирают те или иные издания, авторы, какова была реальная реакция со стороны массмедиа (групп массмедиа) на конкретное событие. Здесь мы также должны указать, что наше исследование выполняется в условиях пролонгации антироссийского нарратива в глобальном медиаполе (Янгляева, 2015), который продолжает конструироваться инструментами зарубежных массмедиа, что, в свою очередь, ставит перед национальными средствами массовой информации России определенную задачу противодействия информационным угрозам извне3.

Начиная с 2014 г., который связан с кризисом на Украине, имеет место построение медийного фронта в отношении России. Если рассматривать развитие этого фронта в динамике на анализе big data, то увидим следующую картину: антироссийская информационная политика свойственна государствам англосаксонского мира, к которым примыкают Япония, большая часть государств Европейского союза4. В 2015 г. из общеевропейской картины выпадают Италия, Бельгия, Франция. Государствами, в которых доминировали позитивные тенденции в 2014–2017 гг., были Сирия и Куба. Если сравнить ситуацию с 2014 г., то следует отметить, что в 2015–2017 гг. Европа в своем отношении к России стала менее однородна, однако в 2015–2016 гг.  резкий рост антироссийских настроений произошел в странах Северной Европы. В результате этого Норвегия и Финляндия перешли с позиции информационного нейтралитета в группу агрессивных государств. А шведский кейс, связанный с «поиском неопознанных подводных лодок» и другими сюжетами в средствах массовой информации в этой стране (2015 г.), стал показательным примером для демонстрации стратегической пропагандистской операции по мобилизации шведского общества на потенциальную войну с Россией (Николайчук, Янгляева, Якова, 2018). ЮАР и Бразилия, напротив, перешли в лагерь «нейтрально настроенных» по отношению к России стран. Агрессивная риторика была зафиксирована в Катаре, Швейцарии, однако к 2016 г. исследователи обратили внимание на исключительно ярко проявившуюся нейтральность Швейцарии. Из стран ЦЮВЕ лидером по антироссийской ориентации прессы в указанный период стала Чехия, обогнав по количеству негативных публикаций о России «победителя» 2014 г. – Германию, которая выдала на 3 тыс. больше публикаций, чем США. Появление Чехии в лидерах по индексу агрессивности связано с тем, что чешский медийный контент по России разделен на два компонента: негативный и позитивный при малом числе нейтральных публикаций. Поэтому у Чехии высок не только индекс агрессивности, но и индекс дружелюбия (подобную особенность, а именно наличие нейтральных публикаций, нужно учитывать при анализе медиаматериалов5). Индекс агрессивности массмедиа по отношению к РФ с 2014 г. высок в Польше, бэкграундом для конструирования антироссийского нар­ратива в этой стране, конечно же, является историческая политика Польши6

К категории «воюющей с Россией страны» можно уверенно отнести Латвию, Литву и Эстонию.  «Малых друзей России» немного. Речь идет о странах, которые (если судить по публикациям прессы) относительно благожелательно настроены к Российской Федерации, но реалии российской жизни освещают в количественном отношении на невысоком уровне – либо немного изданий на медийном рынке, либо общий интерес к нашей стране незначительный.  Это Иран, Сербия, Египет, Греция7.

 

География новостей в российских печатных изданиях (2019–2020 гг.)

Для подробного анализа географии новостей в российской прессе мы выбрали три разнотипных издания: периодическое общественно-политическое издание Федерального Собрания РФ «Парламентская газета»8, качественную газету «Коммерсантъ»9 и массовую газету «Московский комсомолец»10.

Укажем сразу, что география новостей во всех трех изданиях в 2020 г. расширилась (по сравнению с 2019 г.). В «Парламентской газете» количество освещаемых стран увеличилось на две единицы – с 67 до 69, в «Коммерсанте» – со 104 до 119, а в «Московском комсомольце» видна самая большая разница: за год количество упоминаемых стран увеличилось на 52 – с 82 до 134. Такую закономерность мы можем объяснить наличием в повестке дня новос­тей о пандемии COVID-19

Лидером в «Коммерсанте» стали США (380 упоминаний), следом идет Украина (217 упоминаний), а замыкает тройку Иран (78 упоминаний). В «Парламентской газете» топ-3 выглядит следующим образом: США (194 упоминания), Украина (157 упоминаний), Сирия (40 упоминаний). В «Московском комсомольце» наиболее часто упоминалась Украина (162), США (147) и Сирия (24). Таким образом, в сентябре 2019 г. в российской прессе чаще всего упоминались четыре страны: США, Украина, Сирия и Иран. В первую десятку во всех трех масс­медиа вошли Великобритания и Китай (см. рис. 1–3). 

 

mediaalmanah.4.2021.7289-01.png

Рисунок 1. Самые упоминаемые страны на сайте газеты «Коммерсантъ» в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-02.png

Рисунок 2. Самые упоминаемые страны на сайте «Парламентской газеты» в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-03.png

Рисунок 3. Самые упоминаемые страны на сайте газеты «Московский комсомолец» в сентябре 2019 г.

 

В 2020 г. лидером по количеству упоми­наний в российской прессе стала Белоруссия: в «Коммерсанте» – 359, в «Парламентской газете» – 163, в «Московском комсомольце» – 189 упоминаний. Такой большой объем материалов объясняется прошедшими в августе 2020 г. президентскими выборами, победой Александра Лукашенко и массовыми протестами несогласных с результатами выборов.  На втором месте во всех трех газетах – США. Третье место в «Коммерсанте» заняла Германия, в «Московском комсомольце» – Украина, в «Парламентской газете» – Италия. Материалы с упоминанием Италии чаще всего касались второй волны пандемии, Германии – дискуссий об отравлении блогера Алексея Навального, Украина же упоминалась в контексте различных тем. 

Во всех трех изданиях в десятке лидеров оказались Азербайджан и Армения: обострившийся военный конфликт в Нагорном Карабахе в конце сентября 2020 г., как и вышеуказанные инфоповоды, прочно вошел в медийную повестку дня. В контексте данного столкновения в рейтинг попала и Турция (см. рис. 4–6).

mediaalmanah.4.2021.7289-04.png

Рисунок 4. Самые упоминаемые страны на сайте газеты «Коммерсантъ» в сентябре 2020 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-05.png

Рисунок 5. Самые упоминаемые страны на сайте «Парламентской газеты» в сентябре 2020 г

 

mediaalmanah.4.2021.7289-06.png

Рисунок 6. Самые упоминаемые страны на сайте газеты «Московский комсомолец» в сентябре 2020 г.

 

Рейтинги дружелюбия и агрессивности российских газет: страновой разрез

Положение стран в так называемом рейтинге дружелюбия российских массмедиа к зарубежным странам в 2019 г. различается во всех трех печатных изданиях. Тем не менее первое место в списке стран, к которым российские массмедиа относятся положительно, занимает Монголия (но не по количеству позитивных публикаций в целом, а по соотношению позитивных статей к одной нейтральной), за ней следуют Армения и Германия (в целом по Монголии материалов гораздо меньше, чем по Армении и Германии). Монголия появляется на страницах газет в связи с экономическим сотрудничеством: «Россия и Монголия подписали бессрочный договор о всеобъемлющем партнерстве» (Коммерсантъ. 03.09.2019); «Россия готова участвовать в развитии сети железных дорог в Монголии, заявил Путин» (Парламентская газета. 03.09.2019); Армения – исходя из  российско-армянского взаимодействия в военно-технической области: «Путин отметил союзнический характер отношений России и Армении» (Парламентская газета. 21.09.2019); «Войска ПВО СНГ завершили совместные учения на полигоне Ашулук» (Московский комсомолец. 05.09.2019). Новости (повествование) о Германии в положительном ключе можно трактовать как конструирование нового нарратива в российско-германских отношениях на волне общей антироссийской истерии зарубежных массмедиа: «Россия и Германия помянули военнопленных» (Коммерсантъ. 27.09.2019); «Новый посол Германии признался в огромной симпатии к России» (Парламентская газета. 07.09.2019); «Косачёв отметил важность сохранения диалога между Россией и Германией» (Парламентская газета. 18.09.2019); «В Бундестаге призвали “сделать первый шаг” в снятии антироссийских санкций» (Московский комсомолец. 28.09.2019).  Также в «рейтинге дружелюбия» оказались Кипр, Южная Корея, Алжир, Черногория, Белоруссия, Таджикистан и Сирия. Отметим здесь, что в «Московском комсомольце» большинство государств из рейтингового списка относятся к странам СНГ и ЕврАзЭС (Армения, Белоруссия, Таджикистан), в «рейтинге дружелюбия» газеты «Коммерсантъ» всего две страны – Германия и Монголия (остальные новости о других странах были с нейтральной или негативной коннотацией), картина мира в «Парламентской газете» выглядит наиболее разнообразной и положительной.  

В «рейтинге агрессивности» российских массмедиа в 2019 г. активно представлены Украина, Белоруссия, США, Польша и страны Балтии. Лидирующие позиции Украины в рейтинге связаны с трудоемкой и тяжеловесной процедурой обмена военнопленными с Россией: «Сенцов: даже после освобождения всех пленных борьба не закончится» (Коммерсантъ. 07.09.2019); США – в связи с обвинениями в адрес России: «В Пентагоне назвали Россию главной угрозой в киберпространстве» (Парламентская газета. 29.09.2019); Польша и страны Балтии – за намерения «дружить против»: «Экс-президент Латвии призвала страны Балтии и Польшу создать военную коалицию против России» (Парламентская газета. 29.09.2019); Белоруссия в сентябре 2019 г. отказала России в размещении авиабаз: «Лавров назвал отказ Белоруссии размес-тить российскую базу неприятным эпизодом» (Коммерсантъ. 26.09.2019).

 В рейтинге дружелюбия в 2020 г. вновь видим Монголию, Германию и Белоруссию.  Монголия освещалась в положительном ключе в контексте сотрудничества с Россией: «РЖД поможет строить железные дороги в Монголии» (Коммерсантъ. 17.09.2019); «Гордеев призвал усилить межпарламентское сотрудничество России и Монголии» (Парламентская газета. 21.09.2020); Германия попала в рейтинг дружелюбия благодаря новостям о строительстве «Северного потока – 2», информационное воздействие которых было значительно сильнее эффекта от негативных материалов об отравлении Алексея Навального: «Глава МИД ФРГ выступил за реализацию ”Северного потока – 2“» (Парламентская газета. 06.09.2020). Любопытно, что в рейтинг дружелюбия в 2020 г. попала Белоруссия. Российские массмедиа активно поддерживали дейст­вующее руководство республики: «Лукашенко: если бы не Россия, Белоруссии было бы сейчас непросто» (Коммерсантъ. 03.09.2020); «Мишустин заявил о полной поддержке суверенитета Белоруссии со стороны России» (Парламентская газета. 03.09.2020). 

В 2020 г. в рейтингах агрессивности «Коммерсанта» и «Парламентской газеты» мы вновь наблюдаем США из-за сообщений о возможном вмешательстве России в процедуру выборов: «Генпрокурор США: не удивлюсь попыткам России вмешаться в выборы» (Коммерсантъ. 03.09.2020); в связи с новыми угрозами ввести санкции против нашей страны: «США могут ввести новые санкции в отношении России из-за событий в Белоруссии» (Парламентская газета. 01.09.2020). В список также попали Польша, которая снова подняла вопрос об аресте российских диспетчеров, работавших во время крушения самолета Ту-154 в Смоленской области: «Медведев назвал “пещерной русофобией” намерение Польши арес­товать авиадиспетчеров» (Коммерсантъ. 17.09.2020); «Политолог считает намерение Польши арестовать авиадиспетчеров из России омерзительным» (Парламентская газета. 17.09.2020), а также Литва, выступившая против прокладки «Северного потока-2»: «Сейм Литвы призвал остановить прокладку “Северного потока – 2”» (Парламентская газета. 24.09.2020). 

Примечательно, что в газете «Московский комсомолец» Турция в 2020 г. оказалась первой как в рейтинге дружелюбия (сотрудничество в военной сфере), так и в рейтинге агрессивности (расследование гибели ребенка в Бодруме, осуждение позиции руководства Турции по Нагорному Карабаху). 

Суммируя, можно сказать, что непоколебимые позиции в рейтинге дружелюбия занимает Монголия: российская пресса упоминает эту страну только в положительном ключе. Позиции остальных стран напрямую зависят от политической повестки. К пролонгированной новости в 2019 г. можно отнести: обмен военнопленными между Россией и Украиной, новости об урагане «Дориан» в США, а также Brexit в Велико­британии. В 2020 г. – отравление Алексея Навального, протесты в Белоруссии, а также конфликт в Нагорном Карабахе.

 

География новостей на российском радио и телевидении (2019–2020 гг.)

Аудиовизуальный сектор представлен в нашей статье телеканалами НТВ11 и «Россия 24»12, а также радиостанциями «Вести FM»13 и Business FM14. География новостей в вышеуказанных источниках сильно различается. Так, в сентябре 2019 г. в новостях на сайте НТВ было упомянуто 88 стран, на странице «Вести FM» – 48, Business FM – 28, а на портале «России 24» – всего лишь 19. В сентябре 2020 г. у НТВ – 82 страны, Business FM – 66, «России 24» – 61, «Вести FM» – 50. Как мы видим, число упомянутых стран на сайтах радиостанций и телеканалов значительно уступает числу государств, которые появлялись на страницах прессы: здесь соперничать с газетами может только НТВ (см. рис. 7, 8). 

mediaalmanah.4.2021.7289-07.png

Рисунок 7. Количество упомянутых стран мира в российских СМИ в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-08.png

Рисунок 8. Количество упомянутых стран мира в российских массмедиа в сентябре 2020 г

 

В сентябре 2019 г. самой упоминаемой страной во всех четырех массмедиа стали Соединенные Штаты Америки. За этот период на сайте НТВ США упоминались 310 раз, то есть почти в два раза чаще, чем ближайший соперник – Украина (180 раз). Аналогичная ситуация сложилась и на сайте радио «Вести FM». Около четверти (150 из 580) всех публикуемых новостей на меж­дународные темы были посвящены Со­единенным Штатам Америки. Это еще раз доказывает тот факт, что на протяжении многих лет США остаются самой медиатизированной страной в мире (Lagerkvist, 2006), входит в поле «ближних», а не «дальних» соседей большинства государств, является «лидером симпатий журналистов» (см. рис. 9–12).  Со значительным отрывом идут Украина (70 новостей) и Великобритания (40 новостей). Тройка Соединенные Штаты Америки–Украина–Великобритания возглавила и рейтинг самых упоминаемых стран на сайте телеканала «Россия 24». У Business FM вместо Великобритании мы наблюдаем Саудовскую Аравию.

mediaalmanah.4.2021.7289-09.png

Рисунок 9. Самые упоминаемые страны на сайте телеканала НТВ в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-10.png

Рисунок 10. Самые упоминаемые страны на сайте телеканала «Россия 24» в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-11.png

Рисунок 11. Самые упоминаемые страны на сайте радиостанции «Вести FM» в сентябре 2019 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-12.png

Рисунок 12. Самые упоминаемые страны на сайте радиостанции Business FM в сентябре 2019 г.

 

В 2020 г. ситуация изменилась – в лидеры, как и в прессе, ожидаемо вырвалась Белоруссия. И если на сайтах НТВ и «России 24» эта страна заняла лишь второе место по числу упоминаний, уступив Соединенным Штатам, то на сайте «Вести FM» и Business FM. Белоруссия стала самой упоминаемой страной и, соответственно, завладела эфиром (см. рис. 13–16). 

mediaalmanah.4.2021.7289-13.png

Рисунок 13. Самые упоминаемые страны на сайте радиостанции Business FM в сентябре 2020 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-14.png

Рисунок 14. Самые упоминаемые страны на сайте телеканала НТВ в сентябре 2020 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-15.png

Рисунок 15. Самые упоминаемые страны на сайте радиостанции «Вести FM» в сентябре 2020 г.

 

mediaalmanah.4.2021.7289-16.png

Рисунок 16. Самые упоминаемые страны на сайте телеканала «Россия-24» в сентябре 2019 г.

 

Некоторые государства, которые в 2019 г. находились вне международной повестки, в 2020 г. оказались в центре внимания. Причиной этого стала пандемия COVID-19. Так, резко увеличилось число упоминаний Танзании (эта страна стала одной из первых, с кем Россия возобновила авиасообщение), Испании (вследствие сложной эпидемиологической ситуации), Аргентины и Мексики (из-за резкого роста числа зараженных в странах Латинской Америки), Армении и  Азербайджана. Отдельно отметим, что в период с 2019 по 2020 г. на сайте НТВ резко сократилось количество упоминаний Сирии – с 69 до 19. Минобороны РФ до сих пор активно работает в регионе, регулярно доставляет жителям арабской республики гуманитарную помощь, проводит операции по разминированию и патрулированию территорий, однако Сирия перестала быть предметом обсуждения на заседаниях международных организаций, например ООН. 

 

Рейтинги дружелюбия и агрессивности российского радио и телевидения: страновой разрез  

Отметим, что общее количество материа­лов с негативной коннотацией (суммарно по всем странам) значительно превышает количество материалов с позитивной окрас­кой. Например, самый высокий индекс агрессивности по результатам анализа сайта НТВ за сентябрь 2019 г. был по отношению к Польше – она упоминалась 25 раз за месяц (11 раз в негативном ключе).

В то же время государство с самым высоким индексом дружелюбия – Монголия – за тот же период упоминалось лишь восемь раз, в том числе пять раз в позитивном ключе. Таким образом, мы можем говорить о том, что индексы дружелюбия определялись на основе меньшего числа данных и являются менее репрезентативными и точными. 

В 2020 г. самый высокий индекс агрессивности НТВ наблюдался по отношению к  Норвегии – из-за действий по разведке и учений НАТО в Баренцевом море: «Российский МиГ-31 перехватил самолет ВВС Норвегии над Баренцевым морем» (01.09.2020); «Обоюдный инструмент сдерживания: пандемия не повлияла на масштаб учений России и НАТО» (29.09.2020). За Норвегией шла Польша (вновь было опубликовано много материалов об искажении исторической памяти и пересмотре итогов Второй мировой войны), за ней Австрия и Ливия. Новостей об этих странах вышло немного, однако было два инфоповода, которые повлияли на результат исследования: хакерская атака на почту российского посольства в Вене и незаконный захват россиян в Ливии. 

Таким образом, мы можем говорить о наличии группы стран, которые постоянно находятся в рейтинге недружелюбия российских массмедиа, и о государствах, попадающих туда нерегулярно, в зависимости от инфоповодов. 

«Россия 24» в сентябре 2019 г. в негативном ключе высказывалась о Латвии (индекс агрессивности – 5), Норвегии (1,6), Чехии (1,33). Материалы о Латвии касались учений НАТО в регионе и военного сотрудничества с США: «На Балтике стартовали крупные маневры НАТО» (03.09.2019), а также нормативных актов, которые ограничивают использование русского языка на территории страны: «Очередной приступ русофобии: в Латвии ввели жесткую цензуру на телевидении» (05.09.2019). Кроме того, остро встал вопрос о пересмотре итогов Второй мировой войны: «Мединский: осквернение монумента Конева – плевок Чехии в сторону собственных граждан» (11.09.2019); «Москва ответит на “циничное решение” Праги» (13.09.2019). 

Лидером радиостанции «Вести FM» по числу негативных публикаций в 2019 и 2020 гг. становится Польша. Это, как уже говорилось выше, связано с пересмотром итогов Второй мировой войны: «Косачёв назвал двойными стандартами поступок Польши» (01.09.2019), «Захарова: в такое глупое положение Варшава давно себя не загоняла» (01.09.2019), а также с новым витком в расследовании катастроф Ту-154 в Смоленской области: «Захарова заявила, что расчеты Польши на выдачу Россией авиадиспетчеров тщетны» (17.09.2020). В рейтинге недружелюбия «Вестей FM» – Литва из-за поддержки этой страной Светланы Тихоновской и других белорусских оппозиционеров: «Лавров: Тихановская призывает к сопротивлению власти под влиянием Литвы» (11.09.2020), а также США – из-за нового обострения в двусторонних отношениях: «Посол России в США предложил Пентагону наладить “очный диалог”» (05.09.2020).

В рейтинг недружелюбия Business FM в сентябре 2019 г. также попадают Польша, США и Украина. В случае с Польшей речь вновь идет о пересмотре итогов Второй мировой войны. Высокий индекс агрессивности по отношению к США объясняется нестабильной политической ситуацией в стране, новостями об импичменте Дональда Трампа, а также визовым скандалом с Россией. В 2020 г. в «негативный ряд» попадает Болгария (индекс агрессивности – 1): на сайте вышел материал о том, что болгарский МИД попросил своих сотрудников не занимать позицию в поддержку сомнительного тезиса о том, что СССР освободил Европу от нацизма, что вызвало недоумение в российском посольстве, а также Турция, Украина.

Таблица. Суммарное количество упоминаний разных стран в российских массмедиа
в сентябре 2019 и 2020 гг.

Страна

Кол-во упоминаний во всех СМИ
за сентябрь 2019 г.

Страна

Кол-во упоминаний
во всех СМИ
за сентябрь 2020 г.

США

1 569

Белоруссия

1 213

Украина 

943

США

1 135

Великобритания

300

Германия 

512

Германия 

167

Украина 

376

Иран

102

Великобритания

123 

Перейдем к рейтингу дружелюбия. На сайте НТВ материалы с положительной коннотацией в сентябре 2019 г. чаще всего касались Монголии: «Россия и Монголия договорились о дружбе навек» (03.09.2019); «Путин: битва на Халхин-Голе объединяет народы России и Монголии» (03.09.2019), а также Японии. Именно в это время наметился прогресс в решении вопроса о принадлежности Курильских островов: «Абэ предложил Путину поскорее заключить мирный договор» (05.09.2019); «Абэ доволен скоростью реализации его договоренностей с Путиным» (05.09.2019). В 2020 г. телеканал позитивно освещал новости о Японии по той же причине: «Будущий премьер Японии выступил за продолжение диалога о Курилах» (14.09.2020); «Путин подтвердил готовность к диалогу с новым правительством Японии» (16.09.2020).

Позитивные материалы на сайте телеканала «Россия 24» в 2019 г. были посвящены Индии, в 2020 г. – Венесуэле и Сирии. Укажем здесь еще раз, что материалы с позитивной коннотацией выходят значительно реже, чем новости с негативной окрас­кой, поэтому каждое упоминание страны в положительном ключе серьезно влияет на индекс. 

В случае с радио «Вести FM» в 2019 г. в тройку лидеров по величине индекса дружелюбия попали Молдавия, где президентом был Игорь Додон, настроенный на укреп­ление отношений с Россией: «В Молдавии откажутся от антироссийской политики» (23.09.2019); Монголия, куда в сентябре 2019 г. с рабочим визитом прибыл Влади­мир Путин: «В Улан-Баторе состоялась тор-жест­венная церемония встречи Путина» (03.09.2019); Венесуэла, находившаяся в глубоком политическом кризисе и ожидавшая поддержки со стороны России: «Путин: Россия поддерживает все легитимные орга­ны власти Венесуэлы» (25.09.2019). В 2020 г. – Сербия, Узбекистан, Южная Корея, Молдавия, Киргизия. Как мы видим, в рейтинге дружелюбия в отличие от рейтинга агрессивности российских радиостанций разные страны, что позволяет аудитории видеть мир более разнообразным (при анализе материалов Business FM вывести индекс дружелюбия не удалось из-за критически малого числа положительно окрашенных материалов).

Также мы выделили несколько тематических групп, которые определяли тональную окрашенность медиаматериалов. Так, новости о стране зачастую имели позитивную коннотацию, если инфоповодом был визит Владимира Путина в эту страну или другие контакты на высшем уровне. Также страны упоминались в позитивном ключе, если речь в материале шла о культурном или торговом сотрудничестве. 

На основе данных, представленных в сводной таблице по географии новостей во всех исследуемых нами массмедиа (топ-5 стран), можно сделать вывод, что и в 2019 и 2020 гг. основу международной повестки российских массмедиа составляли всего две страны (США и Украина – в 2019 г., Белоруссия и США – в 2020 г.), остальные же государства по объему освещения и, соответственно, по месту в информационном поле идут со значительным отставанием. Однако также мы можем отметить, что вне зависимости от информационных поводов российские массмедиа активно освещают события в Германии и Великобритании (см. табл.). Присутствие других стран в географии новостей обусловлено повышенным вниманием к конкретным политическим событиям: таким как, например, атака дронов на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии в 2019 г. или протестное движение в Белоруссии в 2020 г. Вмес­те с тем мы отметили, что в период пандемии в новостной повестке появились страны, которые ранее либо не попадали в фокус внимания российских СМИ (Танзания, страны Латинской Америки), либо имели меньшее число упоминаний (Испания, Италия).

 

Заключение

Основной итог нашего исследования заключается в следующем. Можно выделить две основные тенденции в формировании новостного потока и медийной повестки дня в России. Первая: российские массмедиа следуют общемировой стратегии по конструированию образа «чужого» и созданию соответствующих нарративов. При этом они гораздо активнее работают над формированием негативного имиджа стран-соперников, чем над созданием позитивного образа стран-партнеров. Некоторым отличием от стандартной модели является то, что до настоящего времени позиция российских массмедиа была относительно пассивной, недостаточно креативной в части контрпропаганды, отечественные журналисты не всегда были готовы противостоять зарубежным массмедиа в их попытках демонизировать Россию и ее руководство исходя из политической конъюнктуры. Вторая: новости о/из США, зигзаги развития российско-американских отношений превратились в информационные доминанты, стали «внутренними» новос­тями России. Такие материалы нацелены на максимально широкую аудиторию и в численном отношении их так много, что остальные темы (и внутрироссийские в том числе) оказываются отодвинутыми на второй план; можно даже сказать, что американские новости (события и др.) воспринимаются российской аудиторией как свои собственные. Пандемия COVID-19 никак не повлияла на лидирующее место США в гео­графии новостей российских масс­медиа: США – ближайший сосед России в ментальном поле. Однако здесь следует учитывать, что наши выводы справедливы только для периода до апреля 2021 г., когда имела место точка бифуркации в характере деятельности российской власти, дипломатии и прессы по выстраиванию новых принципов и форм медийной работы в системе международных отношений15.

 

Примечания

1 Симпатии массмедиа в реальности далеко не всегда отражают интерес потребителей информации. Выбор стран, событий, героев и т.п. зачастую навязывается аудитории в соответствии  с политической и медийной повесткой дня.

2 Такие ряды представляют уникальную возможность отслеживания динамики информационной обстановки, поскольку предоставляют набор статистических данных, выделение и  накопление которых обязательно в системах с блоком политической медиаметрии. Подобные данные используются для автоматизированных расчетов параметров, характеризующих текущую ситуацию. Так, в информационно-аналитических системах  часто предусматривается наличие и непрерывное обновление карты мира с отображением сведений об интенсивности информационных потоков с разрезом по странам.

3 По словам секретаря Совбеза РФ Н. Патрушева, это станет одним из ключевых приоритетов новой редакции стратегии нацбезопасности России (см.: Патрушев рассказал о новой стратегии информационной безопасности / РИА Новости. 2021. Май, 31. Режим доступа: https://ria.ru/20210531/patrushev-1734971963.html). Поэтому мы считаем необходимым представить данные, демонстрирующие общее отношение мировых массмедиа к России за последние несколько лет, что позволяет в той или иной степени оценить деятельность российских массмедиа в освещении международных новостей в условиях информационно-психологического противоборства и системного кризиса человеческой цивилизации эпохи постмодерна (Карякин, 2013).

4 Здесь и далее используются данные специальных рейтингов Российского института стратегических исследований «Зарубежные СМИ в 2014, 2015 и 2016 гг. Антироссийский вектор». Режим доступа: https://riss.ru/article/12049/

5 Статья готовилась к печати до т.н. шпионского скандала между Чехией и Россией в апреле 2021; возможно об индексе дружелюбия говорить будет сложно.

6 Петровская О.В. Польская «правда» о войне / Историк.рф. Режим доступа: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/польская-правда-о-войне/

7 Комментируя данные вышеуказанных рейтингов, укажем, что информационная политика стран по отношению к России, находящая свое выражение в практической деятельности национальных массмедиа, классифицировалась в пространстве двух характеристик: интенсивность освещения событий в России и агрессивность информационной среды по отношению к России. В качестве показателя интенсивности освещения бралось среднее число значимых материалов, содержание которых имело отношение к России, появившихся в прессе той или иной страны в течение месяца. Для замера степени агрессивности информационной среды рассчитывался такой показатель, как «индекс агрессивности», представляющий собой отношение числа негативных публикаций по России к числу нейтральных публикаций в прессе конкретной страны. Традиционным приемом для задач классификации такого рода является разделение плоскости координат на квадранты пересекающимися прямыми, соответствующими средним значениям параметров за время наблюдения. При этом квадранты интерпретировались следующим образом:  I – высокий интерес, формирование позитивного имиджа; II – высокий интерес, формирование негативного имиджа; III – низкий интерес, формирование негативного имиджа; IV – низкий интерес, формирование позитивного имиджа. 

8 «Парламентская газета» – официальное еженедельное издание Федерального Собрания РФ. Издается с 1997 г. Учредители газеты – Государственная Дума и Совет Федерации РФ. Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания. «Парламентская газета» имеет пункты печати и представительства в десяти субъектах федерации. Распространяется по подписке и в розницу, в органах исполнительной и представительной власти федерального и регионального уровня, в поездах дальнего следования и «Сапсане», в самолетах ГТК «Россия», «Аэрофлот», а также региональных авиакомпаний.

9 ИД «Коммерсантъ» – один из старейших издательских домов и одна из самых авторитетных и влиятельных медиаструктур в стране. С 1990 г. издательский дом выпускает газету «Коммерсантъ» – первое частное деловое издание в России.

10 «Московский комсомолец» – ежедневная московская газета с тиражом около 1 млн экз.

11 НТВ – крупнейший российский коммерческий телеканал. Принадлежит холдингу «Газпром-Медиа». Согласно информации на сайте компании, НТВ смотрят ежемесячно более 54 млн россиян. Охват телеканала составляет 97% населения России. Режим доступа: https://www.gazprom-media.com/ru/business/channel/ntvЦентральная информационная программа НТВ – «Сегодня». Выходит в эфир каж­дые три часа. Новости, озвученные в эфире, дублируются на сайте телеканала. Кроме того, в рубрике «Новости» публикуются материалы программ «“Итоги недели” с Ирадой Зейналовой», «Центральное телевидение», а также сообщения, подготовленные специально для распространения в социальных сетях и на сайте.

12 «Россия 24» – общероссийский государственный информационный телеканал круглосуточного вещания. Входит в состав ВГТРК.  Охват аудитории среди населения России составляет 56,3%. Согласно информации с официального сайта: «канал сообщает мировые новости и новости регионов России, а также новости культуры, экономики и спорта. Заметное место занимают экономическая аналитика и интервью с влиятельными представителями российской и мировой политических элит».в эфире телеканалов «Россия 1» и «Россия 24», поэтому отбор по тэгу «В мире» приходилось осуществлять вручную.

13 «Вести FM» – российская информационная радиостанция. Входит в состав ВГТРК. По итогам первого полугодия 2020 г. «Вести FM» заняла первое место среди разговорных радиостанций по количеству слушателей (4 516 000 человек в сутки) и количеству слушателей от заданной целевой аудитории (7,1%) (см.: Mediascope, Radio Index, январь–июнь 2020 г. Режим доступа: https://mediascope.net/data/)

14 Business FM – крупнейшая деловая радиостанция России. Входит в холдинг «Румедиа». Согласно данным Mediascope, ежедневно радио Business FM слушают 1,7 млн россиян; еженедельно – 4 млн. Охват составляет 2,6% (см.: Mediascope, Radio Index, январь–июнь 2020 г. Режим доступа: https://mediascope.net/data/)

15 Коронавирус, и в особенности «ковидный нарратив» мировой прессы, в рамках которого сегодня обсуждается применение российской вакцины «Спутник V», только увеличил степень информационно-психологического противоборства.

 

Библиография

Антоненкова А.С., Корконосенко С.Г. Информационное противоборство в зеркале политической медиаметрии // Социально-гуманитарные знания. 2018. С. 167–179.

Гафуров А.А. Политометрия: анализ и оптимизация общественного развития. Ташкент: Фан, 1997.

Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна. М.: ИГ «Граница», 2013.

Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях / под ред. В.М. Матвеева. М.: МГИМО МИД РФ, 1996.

Николайчук И.А. Политическая медиаметрия. Зарубежные СМИ и безопасность России. М.: РИСИ, 2015.

Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Крылья хаоса. Массмедиа, мировая политика, безопасность государства. М.: ИКАР. 2018.

Силуэты наций. Взгляд медиолога / под ред. М.М. Янгляевой. М.: ИКАР, 2021.

Якова Т.С., Янгляева М.М. Медиагеография. М.: ИКАР, 2019.

Янгляева М.М. Российские нарративы в американском исполнении // Кризис на Украине и крымские события 2014: практика информационной войны. М.: РИСИ, 2015. С. 211–216. 

 

Dearing J.W., Rogers M.E. (1996) Communication Concepts 6: Agenda-Setting. Thousand Oaks, CA: Sage.

Lagerkvist A. (2006) Terra (In)cognita:Mediated America As Third Place Experience. In: Falkheimer J., Jansson A. (eds.) Geographies of Communication: The Spatial Turn in Media Studies. Göteborg: Nordicom.

Mikhailov A.P., Petrov A.P., Proncheva O.G., Marevtseva N.A. (2017) A Model of Information Warfare in a Society Under a Periodic Destabilizing Effect. Mathematical Models and Computer Simulations 9 (5): 580–586. DOI: 10.1134%2FS2070048217050106

 

Дата поступления в редакцию: 09.06.2021
Дата публикации: 17.08.2021