Архив



K проблеме развития системы школьных СМИ



Даниил Лапин

Ссылка для цитирования: Лапин Д.А. К проблеме развития системы школьных СМИ // Меди@льманах. 2021. № 4. С. 122–127. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.122127

DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2021.122127

@ Лапин Даниил Андреевич
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), dmglapin@gmail.com



Ключевые слова: медиаобразование, школьные СМИ, опрос, медиаграмотность, аудитория, редакция.

В статье представлены результаты опроса руководителей школьных медиа – победителей Фестиваля школьных средств массовой информации, организованного факультетом журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 2021 г. Автор исследует, в каком формате сегодня реализуются медиаобразовательные практики, какие цели преследует педагогическое сообщество, осуществляя программы медиаобразования, и насколько налажено взаимодействие школьных СМИ с профессиональным журналистским сообществом.

 

Введение

Актуальность медиаобразования как комплекса образовательных и просветительских программ, направленных на формирование знаний о природе и принципах медиакоммуникации и медиакоммуникационных технологий (Вартанова (ред.), 2019: 114–117, 137–139), сегодня обоснована множеством факторов. В их числе увеличивающиеся информационные потоки, обилие фейковых новостей, появление новых акторов медиасреды (блогеры, социальные сети и мессенджеры) со своими целями и интересами (Vartanova, Gladkova, Lapin, Samorodova et al., 2021; Вартанова, Фролова (ред.), 2018). Усложняющийся процесс медиакоммуникации, различные уровень медиаграмотности и степень вовлеченности аудитории на разных этапах потребления и создания контента, требуют не только нового теоретического понимания медиа, но и конкретных мер по обеспечению «здоровой» цифровой медиакоммуникационной среды (Вартанова, Фролова (ред.), 2018: 6).

Медиаобразование, в свою очередь, подготавливает современного человека к взаимодействию с медиасредой на трех уровнях: критического мышления, аналитического осмысления и творческой самореализации (Вартанова, Фролова (ред.), 2018: 114; Buckingham, 2001: 11).

В данной статье рассматривается одна из актуальных медиаобразовательных практик в школах России – создание собственного средства массовой информации в рамках дополнительного образования: печатные периодические издания (газеты и журналы), интернет-СМИ, телеканалы и радиостанции. Сегодня уже формируются школьные медиахолдинги, в которых сосуществуют редакции разных типов средств массовой информации. Важно отметить, что именно в рамках работы школьных СМИ реализуются педагогические наработки, направленные на решение нескольких глобальных задач: профориентация, медиа­образование и социализация школьников.

Редакции школьных СМИ бывают, как правило, трех видов: ученическая (все функции от управления редакцией до создания материалов выполняют ученики школы), смешанная первого типа (редакцией руководит педагог, а на школьниках лежат обязанности корреспондентов, корректоров, операторов и так далее) и смешанная второго типа (во главе редакции – педагог, в работе редакции на всех этапах участвуют учителя).

Работа в редакции школьных СМИ дает возможность ученикам, во-первых, примерить роль журналиста и определиться, стоит ли в дальнейшем развиваться в данном направлении и получать профильное образование в вузе и стать профессиональным журналистом или нет.

Во-вторых, сформировать навыки медиаграмотности, которые можно разделить на две группы: технологические, подразумевающие освоение постоянно развивающихся медиатехнологий (использование цифровых сервисов, техники и пр.) и информационно-аналитические, предполагающие, что «пользователь обладает навыками систематизации и интерпретации больших объемов информации» (критическое восприятие потребляемой информации, защита персональных данных, формирование собственного медиаменю) (Вартанова, Фролова (ред.), 2018).

И, в-третьих, школьные СМИ являются одним из важнейших элементов социализации школьников. Как отмечает Е.Л. Вартанова: «школьные издания призваны формировать идентичность сообщества учителей и школьников. Зачастую школьные СМИ рассматриваются как информационный инструмент администрации, прежде всего инструмент управления общественным мнением в школе, а не средство взаимодействия со школьной общественностью. И это довольно сложный момент, поскольку мы видим две противоречащие друг другу цели, но лучшие школьные газеты как раз умеют их объединить и создавать продукт, востребованный и школьниками, и учителями... такой продукт, из которого школьная администрация сама может почерпнуть много нового о своих учениках»1. Стоит отметить, что процесс социализации школьников становится эффективным при формировании и развитии у них компетенции личностного самоопределения. Причастность к определенной группе (редакции), осознание своей значимости, оценка результатов со­вместного труда – важный фактор процесса социализации школьника.

 

Методология исследования

Для изучения работы школьных редакций был проведен экспертный полуструктурированный опрос 12 руководителей школьных средств массовой информации из Москвы, Челябинска, Гусь-Хрустального и Иркутска – победителей в разных номинациях Фестиваля школьных СМИ в 2021 г. (организатор ежегодного фестиваля – факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова). Школьные редакции, отобранные для участия в исследовании, представляют собой наиболее активную часть школьного сообщества, вовлеченного в медиаобразовательный процесс в России.

Цель данного опроса – формирование первичных представлений о том, на каких основаниях существуют редакции школьных СМИ сегодня, каким образом они реали­зуют медиаобразовательные и профориен­-тационные функции и насколько развита система школьных СМИ с точки зрения их взаимодействия между собой и с профессиональным медиасообществом. Для достижения указанных целей был сформулирован ряд исследовательских вопросов: «К какому уровню общего среднего образования относятся редакции школьных СМИ?», «На какую аудиторию рассчитаны современные школьные СМИ?» и «Каким образом профессиональные журналисты сегодня вовлечены в создание школьных медиапроектов?».

Опрос состоял из 22 пунктов, включа­вших вопросы с единичным и множественным выбором ответов, а также вопросы, подразумевающие краткие ответы. Были затронуты следующие аспекты: уровень реализации медиаобразовательных программ, тип СМИ, периодичность выхода, целевая аудитория, структура редакции, распределение обязанностей, уровень поддержки со стороны руководства учебного заведения и характер взаимодействия с профессиональным сообществом.

 

Школьные СМИ в России: основные особенности

В результате опроса было выделено несколько ключевых характеристик и особенностей деятельности современных школьных СМИ.

Структура редакции. Согласно результатам опроса, работа большей части школьных редакций в России (45%) реализуется на уровне дополнительного образования, 30% школьных медиапроектов – в рамках внеучебной деятельности и только 25% – основного образования.

Респонденты подтвердили частичную готовность школьных медиаобразовательных проектов к переходу из системы дополнительного образования в систему общего образования: 70% указали, что работа в рамках школьной редакции ведется согласно утвержденной учебной программе. Таким образом, лишь 30% опрошенных руководителей школьных СМИ не формировали учебный план для проведения занятий, что, в свою очередь, свидетельствует о серьезности подхода педагогического сообщества к медиаобразовательной подготовке подрастающего поколения.

Отдельный блок вопросов в рамках данного исследования был посвящен взаимодействию преподавателей и учеников в процессе работы в редакции. Стоит подчеркнуть, что большинством современных редакций школьных СМИ в России руководят совместно преподаватели и ученики. Это в целом можно считать показателем изменения педагогического подхода в сторону диалога с учениками и совместного принятия решений.

Исходя из того, что первыми в системе школьных средств массовой информации появились печатные периодические издания, многие школы на сегодняшний день продолжают традицию выпуска школьных газет и журналов (40% респондентов). На втором месте – телевидение, на третьем – интернет-СМИ. Последнее место занимает радио (лишь одна из школьных редакций, участвовавших в опросе, указала данный вид средств массовой информации), что, на наш взгляд, вполне закономерно, поскольку радио для школ – один из наиболее сложных в технологическом плане видов средств массовой информации. В то время как телевидение (для которого на первых порах необходимы лишь камеры, штативы и микрофоны) и интернет-СМИ (для которых нужен лишь компьютер) постепенно укрепляют свои позиции.

По итогам проведенного опроса трудно сделать вывод о среднем количестве участников редакций школьных СМИ: респонденты указывали разные цифры – от четырех человек до 30. Однако определить некоторые общие тренды с точки зрения периодичности выпуска школьных средств массовой информации возможно: 30% редакций осуществляют выпуск раз в четверть, 45% – раз в месяц и 25% – с большей частотой. Важно отметить, что один из респондентов указал, что выпуск осуществляется «по мере новых публикаций», что можно также расценить как отсутствие точного плана выхода материалов в рамках работы редакции. Тем не менее большая часть школьных средств массовой информации вне зависимости от принадлежности к определенному типу СМИ осуществляют выпуск на регулярной основе в соответствии с четким планом.

Особенности аудитории. Свыше 50% респондентов ответили, что материалы, создаваемые их редакциями, распространяются как внутри школы, так и в Интернете. Более того, 40% указали Интернет как основную площадку распространения контента и лишь одно школьное СМИ, согласно результатам опроса, распространяется только внутри учебного заведения. Что касается целевой аудитории, то 60% школьных СМИ рассчитаны на внутреннюю аудиторию (ученики, учителя, родители и выпускники) и 40% – на внешнюю (подростки вне школы и даже вне России).

Согласно данным исследования, можно сделать вывод, что аудитория школьных средств массовой информации формируется либо по географическому признаку (принадлежность к сообществу определенной школы – первый тип), либо по возрастному (второй тип). Большая часть школьных СМИ сегодня ориентируется на первый тип аудитории, несмотря на то, что тенденция выхода материалов, создаваемых редакциями школьных СМИ, во внешний мир отчетливо прослеживается.

Среди основных задач преподавателя – руководителя школьного СМИ респонденты указывали следующие: определение тем выпусков, распределение задач, редактирование и верстка материалов. Однако ряд респондентов отметили самостоя­тельность школьников при выборе тем, определении задач и создании материалов, таким образом за преподавателем остается лишь функция куратора и корректора. Это, в свою очередь, подтверждает выдвинутое выше предположение о постепенном налаживании диалога между педагогическим и ученическим сообществами в рамках работы редакции школьных СМИ. Более того, лишь один из опрошенных руководителей школьных средств массовой информации указал преподавателя как единственного ответственного за подготовку материалов к выпуску и также один указал в качестве ответственного учеников, остальные респонденты отметили вариант «преподаватель и ученики совместно».

Взаимодействие со школьной администрацией. В блок, касающийся уровня взаимодействия со школьной администрацией, были включены вопросы про финансовую, административную и технологическую поддержку редакции. Более 50% респондентов отметили высокий уровень финансовой поддержки, по 15% участников опроса указали на низкий уровень такой поддержки или полное ее отсутствие. Более 60% респондентов указали на высокий уровень поддержки школьных средств массовой информации административными ресурсами. Таким образом, опрос показал, что в современном мире школы заинтересованы в работе редакции школьных СМИ, развитии их, так как это может положительно влиять на развитие бренда школы в том числе. Чуть меньше 50% опрошенных руководителей школьных СМИ отметили также высокий уровень технологической поддержки (предоставление техники для работы редакции) со стороны школьной администрации, 30% отметили отсутствие подобной поддержки, 20% указали на средний или низкий уровень поддержки в технологическом обеспечении работы редакций. На основании полученных данных можно предположить, что сегодня работа школьных средств массовой информации является одним из важных направлений в работе учебных заведений среднего образования, что выражается в высоком уровне финансовой и административной поддерж­ки со стороны руководства школ.

Взаимодействие с профессиональным сообществом. В контексте работы школьных медиа важной составляющей становится взаимодействие обучающихся с профессиональным журналистским сообществом. Однако в рамках данного опроса выяснилось, что только 25% руководителей школьных медиа привлекают профессиональных журналистов к работе редакции и лишь один из респондентов сам является профессиональным журналистом. Это указывает на то, что сегодня сохраняется тенденция ведения медиаобразовательной деятельности преподавателями дисциплин русского языка, литературы и информатики, редко имеющими профильное журналистское образование. Периодически встречи с профессиональными журналистами устраивают лишь 35% опрошенных руководителей школьных СМИ.

Цели деятельности школьных СМИ. Одним из наиболее важных в рамках данного опроса был блок, посвященный целям, которые преподаватели реализуют в работе редакции, и системы поощрения ее участников. Среди основных целей большинство руководителей школьных СМИ (70%) выделили следующие: «Развитие у школьников журналистских компетенций», «Освещение мероприятий в школе», «Проф­ориентация», «Расширение кругозора», «Формирование коммуникативных навыков», «Командо­образующая деятельность», «Социализация». Только 30% респондентов поставили на первое место «Освещение мероприятий в школе», что указывает на смещение акцента с корпоративной функции школьных медиа на медиаобразовательные функции, многогранные и комплексные.

Возможно, в дальнейшем тенденция перехода школьных медиапроектов от формата пресс-службы к формату образовательной и профориентационной деятельности будет проявляться боле масштабно, усиливая медиаобразовательную и социализирующую функции школьных средств массовой информации. Однако вопрос поддержания мотивации через систему поощрения школьников в рамках работы редакции остается открытым – согласно данным проведенного опроса, только 30% руководителей школьных СМИ использует систему поощрения в своей работе. Среди возможных форматов поощрения респонденты выделяли поездки, образовательные мероприятия, диплом об окончании кружка и толстовки с логотипом редакции. Тем не менее влияние такого рода поощрений нуждается в дополнительном изучении.

 

Заключение

Сегодня школьное медиаобразование в России все еще остается дополнительной или внеучебной деятельностью, однако государством предпринимаются попытки вывести его на уровень общего образования, о чем говорит реализация проекта «Медиакласс в московской школе». Более того, множество школьных медиапроектов и кружков по журналистике существуют в рамках утвержденных учебных программ, то есть постепенно школьные медиаобразовательные практики обретают прочный педагогический фундамент, модействие преподавателей и учеников все чаще строится в формате диалога, совместного принятия решений о работе редакции, формирования информационной повестки и создания контента. Наиболее распространенным видом школьных средств массовой информации остаются печатные газеты и журналы, возникшие первыми в истории отечественного медиа­образования, однако телевидение и интернет-СМИ постепенно завоевывают свою популярность в силу ориентированности современных медиа на визуальную культуру восприятия контента современной молодежью. Редакции школьных СМИ сегодня не имеют четкого регламента по количеству участников – выпуском материалов могут заниматься как четверо школьников, так и тридцать, что, возможно, зависит от уровня нагрузки и разнообразия выпускаемых материалов.

Периодичность выпуска школьных средств массовой информации на современном этапе ограничена определенными рамками – в большинстве своем СМИ выпускаются раз в месяц или раз в четверть. Также можно отметить тенденцию постепенного выхода школьных медиа за рамки только школьной аудитории: потребителями контента школьных проектов становятся не только ученики, учителя, родители и выпускники, но и подростки, не связанные с этой школой. Важно, что школьная администрация осуществляет значительную поддержку на том или ином уровне: финансовом, административном, технологическом. Все больше руководителей школьных редакций отдают приоритет не освещению школьных мероприятий, а развитию у школьников журналистских компетенций, что можно расценивать как изменение отношения педагогического сообщества к медиаобразовательной деятельности. А для повышения общего уровня медиаобразовательной подготовки подрастающего поколения школам необходимо налаживать взаимодействие с профессиональным журналистским сообществом.

 

Примечания

1 Вартанова Е.Л. Школьная журналистика развита хорошо [эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.gipp.ru/viewer.php?id=37248 (дата обращения: 18.12.2020).

 

Библиография

Медиа в образовательной среде: коммуникации и безопасность детей: моногр. / под ред. Е.Л. Вартановой, Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Медиаобразование в школе: сборник программ преподавания дисциплин / под ред. Е.Л. Вартановой, О.В. Смирновой. М.: МедиаМир, 2010.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019.

 

Buckingham D. (2001) Media Education: A Global Strategy for Development. A Policy Paper Prepared for UNESCO Sector of Communication and Information. UNESCO.

Vartanova E., Gladkova A., Lapin D., Samorodova E., et al. (2021) Theorizing Russian Model of the Digital Divide. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 540. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2021.1

 

Дата поступления в редакцию: 28.06.2021
Дата публикации: 17.08.2021