Архив



Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста



Ольга Смирнова, Михаил Шкондин, Екатерина Сивякова

Ссылка для цитирования: Смирнова О.В., Шкондин М.В., Сивякова Е.В. Медийное сопровождение социальных конфликтов как профессиональная компетенция журналиста // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 16–23. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.1623

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.1623

© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, зав. кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga@smi.msu.ru

© Шкондин Михаил Васильевич
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), skond@mail.ru

© Сивякова Екатерина Викторовна
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), e.sivyakova@gmail.com



Ключевые слова: конфликты, медиасопровождение, журналист, профессиональные компетенции, журналистское образование.

В статье изучаются актуальные теоретические и практические подходы к исследованию медиасопровождения конфликтов в условиях медиатизированного общества. Выявляются различия между идеальной и реальной моделями освещения конфликтов в СМИ, связь между эффективным медиасопровождением конфликтов и профессиональными навыками и компетенциями журналистов. Представлен опыт разработки образовательной дисциплины по конфликтологии в контексте журналистики.

 

Введение

В современных условиях цифровизации социальной реальности роль медиа в конф­ликтах критически возросла (Смирнова, Шкондин, 2021). Более того, конфликт в процессах медиации или медиатизации не просто усиливается, но и порождается социальными медиа как эмерджентной средой (Dunas, Vartanov, 2020). При этом можно говорить не только о ключевой роли медиа в информировании общества о конфликтах, но и о решающей роли медиа в эскалации, стимулировании, и даже о создании конфликтных ситуаций и процессов: «Почти все существующие сегодня международные конфликты свидетельствуют о том, что средства массовой информации используются воюющими сторонами не только для дезинформации и дезориента­ции противника, но и для дискредитации общепризнанных ценностей, усиления дезинтеграции общества» (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021: 35). Так, на основании анализа содержания зарубежных средств массовой информации можно прийти к выводу, что «журналисты фокусируются не на глубинных причинах конф­ликта и поисках рациональных решений урегулирования ситуации, а на событиях, ассоциирующихся с политическими и военными акциями противника» (Якова, 2018). Подобная практика приводит не к глубокому осмыслению конфликта, что могло бы содействовать его разрешению, но к поверхностному предъявлению событийного фона происходящего, а медиа в руках акторов политических процессов могут превращаться в разрушительный инструмент (Байчик, 2020; Кинаш, 2017).

В этом контексте становится исключительно важным последовательное выполнение журналистикой одной из ее ключевых социальных ролей – информационное сопровождение и разрешение социальных противоречий и конфликтов. Необходимо также подчеркнуть, что журналистика как профессиональная область подвержена постоянным изменениям, сопряженным со скоростью общественных трансформаций, В связи с этим для журналистов является профессиональной необходимостью способность быстро и адекватно реагировать на все социальные процессы и противоречия. «Конфликт, являясь движущей силой развития социальных институтов и людей, оказывает самые разные воздействия на деятельность медиа – от деструктивных до объединительных, способствующих укреплению консенсуса отдельных сообществ и групп» (Вартанова, 2021: 9). Подчеркивается опасность деструктивного влияния этих процессов, поскольку журналистика и журналисты начинают «уходить от выполнения своих традиционных функций сбалансированного информирования и качественного непредвзятого анализа» (Вартанова, 2021: 10).

Несмотря на общественные риски, навыки в освещении и медиации конфликтов до сих пор считаются областью узкой специализации, в частности политической и военной журналистики. На существу­ющие ограничения понимания предметного поля обращают внимание и теоретики, отмечая, что в фокус внимания исследований медиапроцессов сегодня попадают преимущественно практики освещения военных вооруженных конфликтов в разных точках земного шара (Лукина, 2021: 313). С таким же пониманием конфликта связаны публикации общественных организаций, содержащие рекомендации по поведению журналистов в зонах военных конфликтов и их беспристрастному освещению.

В то же время концепт конфликта в со-ответствии с междисциплинарными под­ходами конфликтологии представляется более широким. «В него входят экономические, политические, этнические, религиозные, семейные, гендерные и другие имеющиеся в социуме противоречия с драматическим эффектом. Опираясь на подходы этой науки, конфликты могут быть описаны в соответствии с такими дополнительными признаками, как характер его субъектов, длительность, объем, источники возникновения, используемые средства противостояния, сферы общественной жизни и т.д. Не менее важным для понимания природы конфликта является освещение его фаз, начиная с возникновения и заканчивая разрешением» (Лукина, 2021: 313).

На основании сказанного выше необходимо отметить и значительные риски, в том числе в усилении уровня медийноуправляемости конфликтов, создающем почву для манипуляций, производства фейков и дальнейшего роста противоречий. Пристальное изучение эффектов содержательного искажения предъявленности конфликтов необходимо как действующим журналистам, так и студентам, которые обучаются на факультетах и отделениях журналистики в вузах. Осмысление современной медийной практики в контексте отхода от реализации журналистами нормативных моделей представляется актуальным предметом научной рефлексии, результаты изучения которого могут и должны быть интегрированы в соответствующие образовательные программы. Существовавший ранее подход, в соответствии с которым конфликтологические компетенции требуются журналистам, работающим только в специализированном предметном поле, представляется недостаточно соответствующим актуальной практике. Компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов и конфликтологической культуры в целом, на наш взгляд, должны считаться важной частью профессиональных компетенций современного журналиста. 

 

Теоретические подходы к изучению информационного сопровождения конфликтов

Конфликт как естественная часть развития общественной системы рассматривается современными исследователями в качестве драйвера социального развития (Вартанова, 2021). При этом уровень со­вместного общественного бытия напрямую зависит от того, какие институциональные и неформальные практики регулирования и разрешения конфликтов в социуме существуют и насколько они эффективны. Ключевую роль в публичной фасилитации конфликтов по-прежнему играют институционализированные каналы массовой коммуникации – как традиционные, так и новые. Их роль усиливается в контексте развития концепции общества многообразия, основной ценностью которого является уважение к отличиям и рациональное разрешение противоречий. Специфика медиасопровождения, ставшего неотъемлемой и естественной частью конфликта на протяжении его существования, дает основания для медиацентрического подхода к исследованиям социокультурных конф­ликтов с использованием междисциплинарных методологических инструментов.

Одним из важных способов повышения качества журналистской работы по освещению конфликтов может стать изучение и анализ существующей медиапрактики как на национальном, так и на глобальном уровнях, что требует от медиапрофессионалов определенного набора компетенций, в том числе исследовательского характера. Это – умение выбрать тему исследования, сформировать релевантную источниковую базу и сформулировать ключевой исследовательский вопрос, способность проанализировать существующие научные подходы и разработать методологию для проведения исследования, корректно представить его результаты и обосновать их практическую применимость. Именно использование этого научного инструментария критически важно для глубокого, рационального, аргументированного осмысления проблематики разных типов конфликта.

Мониторинг кризиса или конфликта представляет собой исследовательский процесс по отслеживанию и агрегированию информации о событиях, облада­ющих определенным уровнем кризисного или конфликтного потенциала в рамках региона, страны или в глобальном масштабе. Отмечается, что эффективное осуществление мониторинга требует выработки методик агрегирования и анализа данных, которые могут варьироваться от простого контент-анализа до более сложных методов кодирования текста и выявления взаимо­связей между анализируемыми единицами (Кобзева, 2008: 40). При этом системный медиамониторинг кризисов и конфликтов предполагает работу с массивами информации. Подчеркивается, что для разработки методики мониторинга и анализа СМИ требуются не только знания особенностей внутренней организации и деятельности анализируемых средств массовой информации, специфики источника информации и носителя, но и специальные навыки сбора, изучения и интерпретации поступающих от СМИ данных. Ключевым методом, который предоставляет весь необходимый инструментарий, является контент-анализ (Кобзева, 2008: 40). Учитывая, что в последние годы и на глобальном, и на национальном уровнях все более заметно развитие такого направления в журналис­тике, как работа с данными (дата-журналистика), отдельные элементы которой уже включаются в соответствующие образовательные курсы, подобная синергия подходов может быть очень плодотворной. В качестве рекомендаций для разработки эффективной системы медиамониторинга кризисов и конф­ликтов указывается ряд условий. Соответствующая методика должна учитывать влияние глобализации и факторов глобального неравенства на мировые СМИ, влияние факторов, ограничивающих покрытие глобальных СМИ, кризисный и конфликтный потенциал СМИ – отражение ими стереотипов, идеологий, установок конфликтующих сторон, способствующих эскалации кризиса/конфликта, а также эффект обратной связи – социокультурные особенности восприятия аудиторией сообщений СМИ и реакции на них. Кроме того, отмечается, что эффективная система медиамониторинга кризисов/конфликтов должна базироваться на сочетании качественных и количественных методов анализа текста (Кобзева, 2008: 48).

Исследователями также предпринимается анализ ключевых индикаторов конф­ликтноориентированной информационной повестки российских медиа в междисцип­линарном контексте (Смирнова, Шкондин, Денисова, Антипова и др., 2021). Такой подход позволяет определить не только долю публикаций, содержащих категорию конфликта, в общем массиве сообщений СМИ, но и выявить ключевые индикаторы конфликтноориентированной информационной повестки и проанализировать их основные характеристики. Это, в свою очередь, крайне важно в ситуации, когда массмедиа выполняют роль фактора, формирующего общественное сознание как с точки зрения теоретического и научного применения, так и с точки зрения быстрого и эффективного практического использования.

Все большее внимание исследователей медиапроцессов привлекает диагнос­тика разрыва между идеальной (нормативной) и реальной моделью медиасопровождения конфликта. Так, по мнению исследователей, идеальная и реальная модель информационного сопровождения на практике часто различаются. Идеальная (позитивная) модель включает в себя следующие элементы:

  • воспроизведение истинных проблем, вызвавших конфликт;
  • действительное отображение стадии конфликта;
  • объективный образ сторон конфликта, отсутствие стереотипов;
  • ретроспектива конфликта с использованием альтернативных источников;
  • точное и полное информирование о конфликтных событиях;
  • воспроизводство всех реально существующих инициатив и шагов по урегулированию конфликта, поддержка социальных технологий редукции конфликта1.

При этом в актуальной медийной прак­тике распространена реальная (негативная модель), которая характеризуется следующими элементами:

  • воспроизводство мнимых проблем конфликта;
  • ложная трактовка стадии конфликта (непосредственное конфликтное взаи­модействие замещается представлением о «борьбе идей» или драматизируется столкновение мнений, позиций);
  • ложный образ сторон конфликта, акцентированная негативная стереотипизация одной стороны и позитивная стереотипизация ее оппонента;
  • избирательная ретроспектива конфликта, отказ от использования альтернативных источников, обращение к псевдонаучным работам; необъективное информирование о конфликтных событиях;
  • избирательное отражение инициатив, решений и действий оппонентов по урегулированию конфликта, поддержка намерений и шагов, направленных на эскалацию конфликта, повышение его «градуса»2.

Отмечается, что теоретико-методологический дискурс конфликта требует выработки новой нормативности, адекватной междисциплинарным подходам к его природе, нормам освещения и учета медиаэффектов (Вартанова, Дунас, Гладкова, 2021: 23). Выработка междисциплинарных методик анализа актуальных медийных практик, позволяющих диагностировать разрывы между идеальной (нормативной) и реальной моделями, представляется важным ресурсом в том числе для выработки конкретных рекомендаций, которые и студенты, и медиапрофессионалы смогут использовать в практической работе.

 

Концептуальные подходы к анализу журналистской практики по освещению конфликтов

Свою позицию по необходимости актуализации профессиональных компетенций журналиста для освещения усложняющегося общественного процесса выражают и представители профессионального сообщества. В 2020 г. российское издание «Такие дела» объявили своим «стратегическим направлением» так называемую «журналистику решений» (solution journalism), предполагающую активную роль медиа не только в констатации значимых общественных проблем, но и в поиске их решения и стимулировании социальных изменений. Журналистика решений «сосредоточена не на негативных новостях, а на поиске и освещении ответов на вопрос, как можно эффективнее решать социальные проблемы»3. Эта концепция также предполагает более активное подключение аудитории к процессу производства и обсуждения медиа­контента. Такого рода «конструктивные материалы», по мнению редакции, дают аудитории сбалансированную картину мира и вдохновляют читателей, а также показывают возможность влиять на ситуацию и менять среду вокруг себя к лучшему.

Такая практика коррелирует с подходом «конструктивной журналистики», которая была признана одним из ведущих мировых трендов на «Глобальном медиафоруме – 2020». Это направление развивается в соответствии с запросом аудитории: медиапрофессионалы отмечают, что сегодня читателям/зрителям/слушателям/пользователям недостаточно получать информацию о событиях, им также нужно предоставить варианты решения проблем. В итоге подобное концептуальное изменение подачи медиаконтента может стимулировать возврат доверия аудитории к СМИ4.

В этом контексте важно упомянуть концепцию «цифрового диалога» (digital conversation), которая воплощается в организации структурной коммуникации аудитории с редакциями в цифровой среде, предполагающей активное участие читателей в медиадискурсе. Концепция цифрового диалога является сущностной парадигмой современной журналистики, цель которой – «дать публике возможность высказаться, прийти к конкретным решениям конкретных проблем, с которыми общество сталкивается ежедневно»5. В рамках этого подхода сотрудники интернет-издания Mutante (Колумбия) разработали метод «социальной беседы», с помощью которого аудитория вовлекается в тему на трех уровнях: дискуссионном (разговор), аналитическом (понимание) и акциональном (действие). Вначале издание побуждает читателей взаимодействовать и дискутировать на предложенную тему, затем приглашает экспертов, чтобы те объяснили причины и следствия проблемы, и, наконец, происходит разработка стратегий коммуникаций, которые должны побудить и ответственных лиц, и граждан к конкретным действиям. «Журналистика уже не может только рассказывать, что где-то что-то не так, она должна предоставлять инструменты для того, чтобы это исправить»6.

Такой концептуальный подход к прак­тике медийного сопровождения социальных противоречий может стать предметом и для обсуждения внутри российского профессионального сообщества, а ее методики и инструменты – частью образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики. В частности, знакомство с подобными медийными практиками, их анализ и моделирование может рассматриваться в качестве направления для самостоятельной работы учащихся.

 

Изучение конфликтологии в контексте профессиональных компетенций журналистов

Выше уже подчеркивалась актуальность формирования подхода, при котором компетенции, касающиеся навыков освещения конфликтов, а также повышение уровня конфликтологической культуры в целом, должны считаться важной частью компетенций современного журналиста. В нашем представлении структура образовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, посвященных изучению конфликтологии, должна носить двухчастный характер. Первая, теоретическая, часть программы предполагает знакомство с основными теоретическими и концептуальными подходами, описывающими конфликтологию как область знания. Ключевой фокус этой части программы, как представляется, должен быть направлен на формирование общей конфликтологической культуры, анализ сущности социальных конфликтов и роль современных медиа в их разрешении. Вторая, практическая, часть должна быть посвящена освоению основных навыков, связанных с ответственным, корректным и сбалансированным медиасопровождением конфликтов разного типа на всех стадиях их развития.

Особое внимание необходимо уделять методикам диалогового обмена между студентами и преподавателями, организации дискуссий по актуальной проблематике и конкретной медийной практике. Не менее значимым представляется использование методик кейс-стади и проектирования, с помощью которых студенты не только будут изучать уже существующую практику, но и осваивать навык сценарного моделирования разрешения и фасилитации конфликтов, необходимый для их будущей профессиональной деятельности.

Актуальным представляется продолжение дискуссии о формировании компетенций, необходимых журналистам, освещающим тему конфликта в условиях современного медиатизированного общества. Вопрос об их содержательном наполнении пока еще изучается исследователями в опосредованном ключе. В 2018 г. Европейская ассоциация преподавателей журналистики (EJTA) провела очередной опрос сотрудников вузов-членов ассоциации. В исследовании, посвященном прогнозам преподавателей по поводу ролей, ценностей и профессиональных квалификаций будущих журналистов, приняли участие 1 195 респондентов из 69 вузов (28 стран), в том числе сотрудники трех российских университетов (195 человек). В опубликованных результатах исследования (Дрок, Лукина, 2019) содержится перечень компетенций студентов факультетов и отделений журналистики, важных, по мнению преподавателей, в ближайшем десятилетнем горизонте. Приоритетными стали пять навыков, в соответствие с которыми будущие медиапрофессионалы должны «определять качество источника», «выявлять важные для освещения события на основе глубоких исследований», «уметь рассматривать явление с разных точек зрения», «отбирать информацию по принципу ее надежности», «быть в курсе текущих событий и их контекста» (Дрок, Лукина, 2019: 15). Отметим и популярность компетенции видеть связь между событиями локального, национального и глобального масштабов. Представляется, что все эти навыки могут рассматриваться и как основа для компетенций журналистов, работающих с проб­лематикой конфликта: именно они гарантируют непредвзятое, своевременное и сбалансированное освещение глубоких социальных противоречий, которые все более заметны в условиях поляризации общества.

Исходя из вышеизложенного представляется возможным определить следующие группы практических навыков, которые могут формироваться у студентов, изучающих особенности освещения и анализа конфликтов разного рода на факультетах и отделениях журналистики:

  • первая группа – навыки по корректному, полному и своевременному освещению событийного фона выявляемых социальных противоречий на всех этапах разворачивания конфликта;
  • вторая группа – навыки по аналитическому объяснению глубины описываемых противоречий (в этой группе подразумевается освоение навыков аргументации, сбалансированного предъявления позиций разных сторон); 
  • третья группа – навыки взаимодействия с аудиторией по организации общественной экспертизы конфликтов; 
  • четвертая группа – исследовательские компетенции по глубокому анализу актуального контекста (постановка проблемы, сбор данных, их анализ и обобщение, выработка рекомендаций). 

 

Заключение

Осмысление актуальной медийной практики, связанной с освещением проблематики конфликта, привлекает сегодня пристальное внимание исследователей. Результаты их работы могут стать значительным ресурсом для трансформации уже существующих и создания новых образовательных программ для студентов, обучающихся по направлениям «Журналис­тика» и «Медиакоммуникации». В основе их содержания должно лежать глубокое изучение подходов к конфликтологии как области знания, анализ медиапрактики в контексте реализации нормативных моделей по освещению конфликтов, инновационных концепций по организации общественного участия в фасилитации конфликта, а также практическое моделирование сценариев разрешения социальных противоречий. Актуальным представляется продолжение дискуссии о формировании компетенций, необходимых журналистам, работающим с проб­лематикой конфликта в условиях медиатизированного общества.

 

Примечания

1 Прикладная конфликтология для журналистов. М.: Права человека, 2006. С. 22.

2 Там же.

3 Гатилин А. Чтобы выжить, нужно быть полезным // Такие дела. 2020. Сент., 22. Режим доступа: https://takiedela.ru/2020/09/chtoby-vyzhit-nuzhno-byt-poleznym/. .

4 Подробнее см.: Александрова Е. Как конструктивная журналистика может вернуть доверие к СМИ. Режим доступа: https://jrnlst.ru/constructive-journalism

5 Золотавина А. А поговорить?.. Digital conversation: новое направление гражданской журналистики // Журналист. 2021. № 8. С. 28.

6 Там же. С. 29.

 

Библиография

Байчик А.В. Массмедиа. Ценности. Конфликт. СПб.: Изд-во РХГА, 2020.

Вартанова Е.Л. К вопросу о субъектности конфликта в медиакоммуникационной среде // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 8–18. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.818

Вартанова Е.Л., Дунас Д.В., Гладкова А.А. Медиа и конфликты: исследование взаимовлияния в актуальном академическом дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 4. С. 3–32. DOI: 10.30547/vestnik.journ.4.2021.332

Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3–24. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324

Кинаш Ю.С. Роль СМИ и «новых медиа» в современных политических конфликтах // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. 2017. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-i-novyh-media-v-sovremennyh-politicheskih-konfliktah/viewer

Кобзева С.В. Медиамониторинг кризисов и конфликтов: методология и техники // Политические исследования. 2008. № 1. С. 33–49. 

Лукина М.М. Конфликт как новостная ценность // Журналистика в 2020 году: творчество, профессия, индустрия: мат. междунар. науч.-практ. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 312–314.

Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 28–36. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240

Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5–21. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).5-21

Смирнова О.В., Шкондин М.В., Денисова Г.В., Антипова А.С. и др. Социальные индикаторы конфликта в контексте медиа и журналистики: анализ содержания российских СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 3. С. 422–436.

Якова Т.С. Массмедиа и конфликты современного мира // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2488. DOI: 10.30547/mediascope.4.2018.6

 

Dunas D.V., Vartanov S.A. (2020) Emerging Digital Media Culture in Russia: Modeling the Media Consumption of Generation Z. Journal of Multicultural Discourses 15 (7): 1–18. DOI: 10.1080/17447143.2020.1751648

 


Исследование выполнено в рамках Программы развития Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».


Дата поступления в редакцию: 18.10.2021
Дата публикации: 17.12.2021