Архив



Студенческие медиа в социальной сети: опыт работы редакции



Марина Деминова, Мария Лаврищева

Ссылка для цитирования: Деминова М.А., Лаврищева М.С. Студенческие медиа в социальной сети: опыт работы редакции // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 72–82. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.7282

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.7282

© Деминова Марина Александровна
доцент кафедры теории и практики журналистики Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Россия), m.deminova@mail.ru

© Лаврищева Мария Сергеевна
студентка кафедры теории и практики журналистики Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета (г. Барнаул, Россия), lavrishevam@mail.ru



Ключевые слова: социальные медиа, продвижение контента, студенческие медиа, молодежь, социализация.



В статье анализируется опыт работы независимого студенческого медиа в социальной сети «ВКонтакте». Социальные студенческие медиастартапы – медиа ситуативные, редко достигающие успеха и обычно зависимые от вуза, обладающие тем не менее устойчивостью к возрождению на определенный период времени. Авторами обоснована коммуникативная роль студенческого медиа как творческой площадки. В качестве положительного результата исследования выступает признание того факта, что студенческие социальные медиа через моделирование ситуаций существенно сокращают путь к профессии.

 

Введение

По данным исследовательской компании «Медиаскоп», российская молодежь проводит в Интернете до 215 мин. в день1. Молодые люди активно взаимодействуют в социальных сетях, где удовлетворяют большую часть коммуникационных и информационных потребностей. Социальные медиа предлагают комфортное взаимодействие автора с аудиторией, формируют тематические сообщества, где можно общаться и обсуждать контент. А главное – появляется возможность конструировать воспринимаемую реальность через личные страницы, видео, музыку, новостные ленты. И. Быков определяет социальные медиа как «сайты, выстраивающие сообщество и определенное взаимодействие вокруг определенного вида контента» (Быков, Филатова, 2011).

Стремительное развитие интернет-технологий обусловило появление большого числа сайтов, которые можно отнести к категории «социальные медиа». Ключевой целью любых социальных медиа является построение взаимодействия, т.е. коммуникации между людьми в интернет-пространстве. По мнению Л.К. Лободенко (2016: 44), социальные медиа представляют собой совокупность всех интернет-площадок, которые на основе онлайн- и офлайн-технологий позволяют производить собственный медиаконтент и устанавливать коммуникации друг с другом. Другими словами, это интернет-ресурсы, созданные для самопрезентации и коммуникации пользователей в Сети.

В связи с популярностью платформ среди широкой аудитории рассматривается роль социальных сетей в современном обществе. И.М. Панченко (2018) предлагает классификацию новых медиа по реализуемым функциям: информационной, коммуникационной, идентификационной, развлекательной, социализирующей и самоактуализирующей. А.Я. Шигина и Д.А. Фоменков (2014: 454) выделяют несколько способов продвижения медиа в социальных сетях:

  • таргетинг – возможность выбора целевой аудитории с высокой степенью точности и обеспечения желаемого охвата;
  • открытый контакт – работа с целевой аудиторией в местах ее присутствия (вовлечение);
  • доверие – вместо традиционной рек­ламы SMM позволяет эффективно управлять мнением целевой аудитории и строить доверительные отношения с потребителями;
  • оперативность – реагирование на вопросы клиентов, а также поддержание активности аудитории в режиме реального времени;
  • охват – аудитория социальных сетей в разы превышает аудиторию «традиционных» маркетинговых каналов коммуникации;
  • влиятельность – пользователи социальных сетей за одни сутки «порождают» текст, по объему превосходящий все сочинения великих писателей;
  • низкая стоимость – продвижение в социальных медиа обходится компаниям значительно дешевле рекламы в традиционных медиаканалах, в том числе баннерной и контекстной рекламы в Интернете.

Молодежные интернет-сообщества сегодня очень популярны и достаточно сегментированы в соответствии с индивидуальными медиапотребностями читателя, что подтверждается исследованиями (Дунас (ред.), 2021). Создаются микросообщества, объединенные общими интересами, организуя не только интерактивную коммуникацию с аудиторией, но представителей аудитории между собой. Молодежные медиа не являются информационными каналами, они в основном формируют модели поведения, создают образы, пытаются продвигать бренды. Главные характеристики медиатекста молодежных медиа – мультимедийность, гипертекстовость и интерактивность.

Особый сегмент молодежных медиа – независимые нишевые студенческие медиа. По способу производства это самодеятельные средств информации. Процесс производства представляет собой свободную медиадеятельность творческой молодежи, максимально сближающую участников коммуникации: герои узнаваемы, темы понятны, язык и стиль материалов созвучен. Редакции студенческих медиа обычно предлагают рекламу, объявления и обобщенный контент, рассчитанный на всех студентов вуза. Это связано с очевидной зависимостью медиа от вуза – его площадки, средств на оборудование. Будущие журналисты пишут и о журналистике и новых медиа, медики – об открытиях в медицине, юристы – о типах договоров и способах заключения сделок. Такие специализированные медиа становятся профессиональными и в ряде случаев перерастают в успешный бизнес, но чаще всего участники студенческого медиа испытывают потребность в самоудовлетворенности, самореализации, сокращая путь к профессии.

Теория социализации определяет средства массовой информации как один из источников наших знаний о мире и нашей роли в нем (Чалдини, 2001: 13–16). Студенческая медиаплощадка запускает процесс социализации – усвоения студентами культурных норм и социальных ролей. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве, но и взрослые индивиды вынуждены постоянно адаптироваться к новым социальным ролям (Волков, Лубский, 2011: 71). Для студенческого сообщества социализация происходит через присоединение к группе единомышленников по способу удовлетворения потребностей в дешевом способе приобретения навыков профессии, через умение извлекать наиболее важное для себя, ценное и полезное в СМИ.

Анализ студенческого медиа в социальной сети позволит выявить роль студенческих медиаобъединений в приобретении навыков профессии, а конструирование сетевого СМИ для его последующего продвижения в публичном онлайн-пространстве как новой формы коллективных представлений и социального поведения.

 

Методология исследования

Актуальность исследования определяется тем обстоятельством, что современные социальные сети дают возможность развиваться средствам массовой информации в качестве коммуникативной площадки, особенностью которой является распространение разнообразного контента, построение диалога с аудиторией и самовыражение личности в современном медиапространстве.

И.В. Жилавская (2013: 121) обращает внимание на то, что «современные молодежные медиа уже значительно переросли формат средства, “позволяющего общаться друг с другом”, этим коммуникационная функция молодежных СК не исчерпывается. Конвергентные процессы меняют форму и содержание молодежных средств коммуникации в обществе, превращая их в открытое медиапространство, где реализуются все социальные роли и жизненные функции молодого человека: самореализации, личной истории, создания тематических сообществ, проектных групп, решения возникающих социальных проблем».

Цель исследования – выявить, какая роль в коммуникативном взаимодействии студенческой аудитории отводится социальным медиа, какие функции выполняет студенческое медиа, каков прогноз долгосрочности и конкурентоспособности студенческого стартапа.

Методологическая база данного исследования основывается на современных исследованиях новых медиа и соцсетей – это зарубежные исследования M. Георгеску и Д. Попескула (2015), Г. Дженкинса (2019), а также отечественные разработки А.А. Амзина (2016), Я.И. Шигиной и Д.А. Фоменкова (2014), Н.Г. Лосевой (2016), Е.Л. Вартановой (2019), А.В. Востряковой (2019), М.В. Шилина и М.С. Липатова (2019), А.С. Артес (2020), Е.А. Самсоновой (2020), Ю.В. Бирюковой и Э.А. Новгородовой, Е.Г. Кичкиной (2021). Особо отметим исследование А.А. Генельт (2019), которая рассматривает работу независимого студенческого СМИ – онлайн-издания «Развилка». Это бизнес-проект студентов СПбГУ, который успешно функционирует на нескольких платформах (на сайте, в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram, на Tilda, подкастинг-сервисах и на YouTube) и не зависит от финансов вуза. Разнообразие платформ доказывает, что редакция конвергентная, студенты следят за трендами и воплощают в жизнь новые форматы. Неотъемлемой частью издания стал подкастинг – журналисты выпускают подкаст «Все свои», где рассказывают слушателям о собственном жизненном опыте. Современная digital-среда позволяет студенческому стартапу стать успешным медиа и выпускать качественный контент.

Объект нашего исследования – сообщество студенческого медиа «Журналистика в АлтГУ» в соцсети «ВКонтакте». Ключевой исследовательский инструмент – контент-анализ. Этот метод позволил проанализировать медиа «Журналистика в АлтГУ» по рубрикам, авторству, жанрам, типам событий, источникам информации с позиции качества реализации авторского студенческого стартапа с перспективами развития и особенностями деятельности редакции в регулярном создании контента. Эмпирический материал выбран в связи с фокусом исследования – специфика студенческого нишевого тематического медиа. Изучение студенческого медиа в социальной сети «ВКонтакте» обусловлено ее мультизадачностью: «помимо общения и обмена фото, аудио и видео в сети стало возможно играть в различные игры, а также появилась возможность обучения, которую использовали педагоги» (Артес, 2020: 89).

 

«Журналистика в АлтГУ» в соцсети

Паблик «Журналистика в АлтГУ» – это интерактивная тематическая страница. Сообщество основано студентами кафед­ры теории и практики журналистики Алтайского государственного университета под кураторством преподавателей кафед­ры. Подписаться на обновления может любой заинтересованный пользователь социальной сети «ВКонтакте». Сообщество позиционирует себя как творческая площадка для студентов. Медиа размещает материалы, которые распределяются по нескольким рубрикам, что делает очень удобной навигацию по записям сообщества. Достаточно кликнуть на хештег и читать материалы только выбранной рубрики. В сообществе можно прочитать художественные или публицистические тексты, послушать подкасты, посмотреть интервью, видео- и фотоматериалы.

Студенты не только рассказывают об учебе на кафедре, но и дают полезные советы как абитуриентам, так и другим заинтересованным пользователям. Это важный медиаресурс для всех, кто стремится развивать свои журналистские навыки, кому интересно, как живут современные студенты и чем дышит наш университет.

Основных целей паблика две: дать возможность реализоваться студентам и привлечь абитуриентов к поступлению на направление «Журналистика» в Алтайский государственный университет. Исходя из этого, перед руководителями группы ставились задачи:

  • развиться как популярная творческая и идейная площадка для активной деятельности будущих журналистов разных курсов;
  • регулярно публиковать посты в разных рубриках;
  • регулярно публиковать посты с разными мультимедийными материалами;
  • писать и публиковать «вовлека­ющие» посты для абитуриентов; способствовать активности студентов: писать о конференциях, конкурсах, форумах.

Несмотря на четко поставленные цели и задачи в группе, есть и определенные трудности: нерегулярность выхода постов, недолгое существование некоторых руб­рик, недостаточное количество критических материалов. Значительные проблемы с ведением группы наметились в период с 01.01.2021 по 31.05.2021 после непродуманности этапов смены административного состава паблика. В связи с этим был проведен количественный и качественный контент-анализ публикаций студенческого медиа «Журналистика в АлтГУ» в соцсети «ВКонтакте» и сделаны выводы об эффективности группы (см. табл. 1, 2; рис. 1, 2).

Таблица 1. «Журналистика в АлтГУ»: рубрики

ТАБЛИЦА 1

Таблица 2. «Журналистика в АлтГУ»: жанры

ТАБЛИЦА 2

 

1.png

Рисунок 1. «Журналистика в АлтГУ»: авторство (кол-во публикаций)

 

2.png

Рисунок 2. «Журналистика в АлтГУ»: источник информации (кол-во публикаций)

 

Особенности рубрикации и тональности паблика

Рубрикатор группы очень удобен, по хештегу легко находить нужные тексты. Главная проблема рубрик группы – их неоднозначность. Несколько рубрик, где за два года вышла всего одна публикация, были ликвидированы («Студенты из прошлого», «Смотрим с киноклубом», «Чеклист ФЖ», «Капустник фото», «Поговорим», «Журфак и СМИ»). Иногда по «административной ошибке» (не была указана рубрика для материала) в категорию «Без рубрики» попадали репосты, поздравления, новос­ти, творческие рассказы, подкас­ты, анкетирование, опросы, расписания.

Во время карантина в 2020 г. начала главенствовать рубрика «Информейшн», где сообщалось о конкурсе, онлайн-форуме, вакансиях для студентов или выпускников направления «Журналистика». Часто информационная рубрика содержала репост из другой группы. До 2020 г. публиковалось значительно больше фотографий, а с начала 2021 г. иллюстративных жанров практически исчезли.

В результате исследования было выявлено, что больше всего постов (72%) создано в положительной тональности и всего 3% – в отрицательной. Такой разброс вызван характером и предназначением группы. Аккаунт и группа в социальной сети обычно – «рекламирующая платформа», предназначенная для молодой аудитории. Социальную сеть ведет молодежь, язык публикаций в связи с этим эмоционален и прост, что делает материалы положительными и привлекательными. Такая тональность материалов связана с целями SMM-производства: люди ассоциируют паблик в «ВК» с человеком, чтобы интереснее с ним было взаимодействовать, нужно «шоу». А в серьезных постах этого сложнее достичь.

Рерайт-тенденция. Для медиа в социальной сети характерны заимствования, репосты, рерайтинг и копирайтинг. Для проверки тенденции мы проанализировали материалы группы на предмет авторства. К авторским публикациям были отнесены материалы от 3 тыс. знаков, в которых прослеживается авторская работа (авторская мысль, подбор и переработка информации из источника, подбор или создание иллюстрации, аудио и видео монтаж), подготовка которых явно занимает более 15–30 мин. Чаще всего это крупные тексты, сверстанные в редакторе статей, видео и подкасты.

Авторские посты – материалы до 3 тыс. знаков, которые оформлены в поле для записи, а не в редакторе статей. Чаще всего это материалы из рубрики советов и рекомендации от преподавателей, аудиоподборки, опросы. Репосты – посты, созданные с помощью функции «репост». Как правило, это были репосты с информацией о предстоящих конкурсах и конференциях. Примерно к 25% из них автор репоста создавал собственную подпись-комментарий с призывом поучаствовать, в остальных случаях это был репост без комментария. Административные посты – посты с информацией от бюро расписания, деканата, кафедры, сайтов университетов и других регулирующих жизнь студента источников информации. Отличаются краткостью и лаконичностью – только важная информация. Порой сухи по изложению, а порой обрабатывались автором, который добавлял подводку, эмоджи и т.д. Содержание администраторского поста – расписание занятий, сообщения о конкурсах, вакансиях, акциях, поздравления с общим праздником, днем рождения или победой в конкурсе. Последний тип – авторские заимствованные. Это авторские материалы с капустников, конкурсов и конференций, которые не были подготовлены специально для группы «Журналистика в АлтГУ».

Так как большую часть материалов по жанровой специфике составляют анонсы и заметки, интервью, то чаще всего пишут о событиях, которые произошли или будут происходить. Меньше всего материалов о реальном времени, т.к. журналисты чаще всего пишут о том, что было и что будет. О настоящем времени чаще пишут в подводках к опросам (например, «Готовитесь ли вы к капустнику») или в анонсах (например, о приеме заявок на конкурс) (см. рис. 3).

3.png

Рисунок 3. Типы событий в паблике «Журналистика в АлтГУ» (кол-во)

4.png

Рисунок 4. Контент-анализ заголовков в группе «Журналистика в АлтГУ» (кол-во)

Таблица 3. Анализ стратегий авторов в группе «Журналистика в АлтГУ»

ТАБЛИЦА 3

Жанры, заголовки и стратегии авторов. Границы между жанрами в журналистике сегодня размыты, не существует чистых жанров, они тесно взаимосвязаны и перетекают друг в друга, и трудно сказать, к какому жанру относится материал. Это характерно и для группы «Журналистика в АлтГУ».

Первая запись в группе датируется 8 октября 2018 г. В течение месяца в группе публиковалось только расписание занятий в ИД «Алтапресс» и информация о зачетах, экзаменах, пересдачах. В нояб­ре стали публиковаться первые материалы студентов. На конец апреля в группе опубликовано 487 записей. В анализе не использованы репосты из других источников, а также рубрики, не обладающие специфическими особенностями по системе жанров С.Г. Корконосенко: например, плейлисты (25 постов), поздравления (13 постов), видео с капустников (9). Из представленной статистики также можно сделать вывод, что большую часть записей на странице составляют анонсы, записи о предстоящих мероприятиях, конкурсах, от чего создается впечатление, что это не творческая площадка для студентов, а «доска объявлений». Меньше всего представлено мультимедийных и аналитических материалов. Среди студентов очень популярен жанр интервью, в отличие от жанра новостной заметки, структуру которого они не знают.

Заголовочный комплекс остается семантически значимой частью новых медиа. Для студенческого нишевого паблика в социальной сети важно было определить, какие типы заголовков представляет редакция, какие материалы не имеют заголовков (см. рис. 4). Большинство материалов не имеют заголовков (237). Это связано с рубрикой материала и форматами работы в социальных сетях (необходима краткость, точность, яркая «картинка» и понятное описание, рубрикация). Многие посты имеют сугубо информационный характер и не нуждаются в специальном авторском заголовке. Также не нуждаются в заголовках рубрики «Преподаватель рекомендует», «Информейшн», «Фотокарточки», «Советы журналистам». Репосты публикуются без заголовков, так как это не авторский материал.

Авторские или художественные заголовки (107) – те, над которыми автор хорошо подумал, качественно связал с текс­том своего материала, создал какую-то выразительность, использовал игру слов и т.д., например: «Без слов, без крика. Режиссер о том, как говорить о трагическом», «От маленьких целей – к большим», «Совершенная авантюристка», «В новую эру со старыми нравами», «Свет. Камера. Фестиваль! «Свой голос-2021», «Красота в глазах смотрящего».

Авторские/художественные заголовки составляют 25%. Это достаточно хороший показатель для группы в соцсети «ВКонтакте», предназначенной для творческой реализации студентов и привлечения абитуриентов. В группу «формальные заголовки» вошли те заголовки, которые тождественны рубрике, повторяют ее содержание или описывают основную суть без каких-либо выразительных средств и сложных решений, например: «Советы, как произвести хорошее впечатление», «Учеба или работа? Лучше совместить», «Про подкасты, особенности языка СМИ и о чем пишет издания Алтайского края: интервью с участниками конференции “Мой выбор – наука”». Информационных заголовков немного, поскольку рубрика «Информейшен» не предполагает заголовков, а других информационных жанров в группе «Журналистика в АлтГУ» немного. Меньше всего оценочных заголовков, что свидетельствует о нежелании студентов выражать свою позицию.

Каждый автор социального медиа использует свою стратегию в написании текстов.

Контент в группе «Журналистика в АлтГУ» можно назвать разнообразным. Администраторские посты, авторские посты и материалы – костяк группы, они и определяют основное ее содержание. Большинство публикаций – анонсы, объявления, а не аналитика. Но сообщество – это площадка под рекламу и/или творческое развитие. Поэтому очевидно, что под цель «привлечение абитуриентов» необходимы и объявления, и материалы для поступающих. Проблемы возникают и на этапе проработки целей и задач группы. Это и творческая площадка, и сообщество для привлечения абитуриентов, а для разных целей нужно решать разные задачи. Верной формулировкой описания группы будет «площадка для получения начальных профессиональных компетенций студента».

 

Заключение

Проведенный контент-анализ независимого студенческого медиа «Журналис­тика в АлтГУ» в социальной сети «ВКонтакте» позволил выделить ряд причин, затрудняющих продвижение тематического контента студенческих медиа. Студенты ориентируются в основном на количество материалов, а не на качество (об этом свидетельствует небольшая доля аналитических материалов, а также превалирование среди жанров таких, как анонс, фоторепортаж, интервью, рекомендация, новостная заметка). Публикации в пабликах не соответствуют общепринятому SMM-производству. Этот тезис доказывает анализ рубрикации контента в паблике «Журналистика в АлтГУ». Руб­рикация неоднозначна и нередко стихийна, не все авторы представляют себе тематическое и идейное содержание каж­дой рубрики. Иллюстративный и мультимедийный материал беден или бессистемен, что не укладывается в SMM-стратегию. В разделе «Фотокарточки» было опубликовано 26 материалов (немного за два года работы паблика). Подкастов в общей сложности вышло десять, видео­материалов – пять. Отмечается превалирование одной рубрики (в основном информационной): во время карантина – «Информейшен» (репосты с других пабликов), что позже сделало группу тематически и жанрово бедной.

Сообщество объединяет людей для выполнения определенных задач, в первую очередь задач по совершенствованию профессиональных навыков на время обучения. Представленная медиаплощадка дает возможность студентам овладеть новыми современными журналистскими компетенциями, развивает коммуникативные навыки. Моделирование деятельности профессиональной редакции помогает начинающим журналистам быстро адаптироваться в новом коллективе, воспитывает ответственность за результаты своей работы, трудолюбие, оперативность, стрессоустойчивость.

Студенческие медиа практически никогда не бывают прибыльными, медиасообщество держится на энтузиазме участников, поэтому существует непродолжительное время. Однако со стабильной регуляр­ностью возрождается, чтобы решать одни и те же задачи в определенный период времени (например, семестр), но в другом составе и, возможно, другими методами.

 

Примечания

[1] Web-Index. Общая аудитория Интернета. Февраль 2021 – апрель 2021. Режим доступа: https://webindex.mediascope.net/general-audience

 

Библиография

Амзин А.А. Новые и экспериментальные форматы // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. С. 140–152.

Артес А.С. Социальные сети как способ взаимодействия с аудиторией каналов культурно-просветительской тематики (на примере «России К») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2020. № 19 (6). С. 88–101.

Бирюкова Ю.В., Новгородова Э.А., Кичкина Е.Г. Новые медиа как современная коммуникационная среда для взаимодействия СМИ и аудитории // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 2 (104). Политические науки. С. 137–140.

Быков И.А., Филатова О.Г. Технологии «Веб 2.0» и связи с общественностью: смена парадигмы или дополнительные возможности? // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. 2011. № 2. Режим доступа: http://bykov.socionet.ru/ public/BykovFilatova_Web2_0_PR.html

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Волков Ю.Г., Лубский А.В. Основы социологии: учеб. пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2011.

Вострякова А.В. Медиа как досуг: формирование психологии потребителей // Новые медиа для современной молодежи: мат. междунар. научн.-практ. конф. / под ред. Л.Е. Виноградовой, Е.Н. Туголуковой: cб. науч. ст. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. С. 32–35.

Генельт А.А. Бизнес-проекты в студенческом медиасегменте (на примере интернет-медиа «Развилка») // Новые медиа для современной молодежи: мат. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Е. Виноградовой, Е.Н. Туголуковой: cб. науч. ст. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. С. 32–35.

Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа / пер. с англ. А.В. Гасилина, ред. П. Костюк, Д. Рындин [Сер. «Новая реальность»]. М.: РиполКлассик, 2019.

Жилавская И.В. Медиаобразование молодежи: моногр. М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

Лободенко Л.К. Концептуальная модель интернет-СМИ региона: кросс-коммуникативные аспекты. Челябинск: ИЦ ЮУрГУ, 2016.

Лосева Н. Г. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012–2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016. С. 31–86.

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Панченко И.М. Социальные сети как новая форма коммуникации: польза или опасность для общества? // Социология науки и технологий. 2018. Т. 9. № 2. С. 86–94.

Самсонова Е.А. Новые медиа – новая картина мира (к постановке вопроса о социально-сетевой картине мира) // Меди@льманах. 2020. № 4. С. 18–24.

Чалдини Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2001.

Шигина А.Я., Фоменков Д.А. Социальные медиа: современные тенденции в маркетинге // Вестн. Казан. технолог. ун-та. 2014. № 24. С. 453–456.

Шилин М.В., Липатов М.С. Воздействие молодежных СМИ на мировоззрение общества // Новые медиа для современной молодежи: мат. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Л.Е. Виноградовой, Е.Н. Туголуковой: cб. науч. ст. СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2019. С. 138–142.

 

Georgescu M., Popescul D. (2015) Social Media – the New Paradigm of Collaboration and Communication for Business Environment. In: 7th International Conference on Globalization and Higher Education in Economics and Business Administration, GEBA 2013. Procedia Economics and Finance 20: 277–282.

 

Дата поступления в редакцию: 11.10.2021
Дата публикации: 17.12.2021