Архив



Краудфандинг как модель финансирования проектов в области журналистики



Игорь Анисимов

Ссылка для цитирования: Анисимов И.В. Краудфандинг как модель финансирования проектов в области журналистики // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 83–95. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.8395

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.8395

© Анисимов Игорь Владимирович
преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), igor.anisimov@gmail.com



Ключевые слова: журналистика, краудфандинг, planeta.ru, финансирование, платформа

Автор изучает различные подходы к определению термина «краудфандинг», особенности развития данного инструмента финансирования проектов в историческом контексте, а также специализированные платформы и разделы для сбора средств на проекты по журналистике на краудфандинговых площадках общего назначения. Автор приходит к выводу, что, несмотря на закрытие специализированных краудфандинговых платформ по журналистике и фотожурналистике, общее количество проектов и сумма собранных средств стабильно растет, что также может свидетельствовать о росте популярности краудфандинга как инструмента финансирования проектов по журналистике.

 

Введение

Финансирование различных проектов при помощи краудфандинга становится все более распространенным, и с каждым годом стабильно растут как количество кампаний по сбору средств, так и сумма привлеченных таким образом денежных средств. Общий объем рынка крауд­фандинга в 2019 г. оценивается в 13,9 млрд долл. США и, согласно действующему прогнозу аналитиков, утроится к 2026 г.1 В частности, если анализировать стоимость проектов, по направлению «Журналистика», реализованных в США, то с 2009 г. по 2015 г. рост составил более 3 000%2. Анализ данных, полученных нами с крупнейшей российской краудфандинговой платформы planeta.ru, также демонстрирует устойчивый рост объемов собранных средств. Этот фактор в совокупности с рядом других может свидетельствовать, что для журналистов краудфандинг становится востребованным инструментом финансирования. С ростом объема привлекаемых средств и количества финансируемых проектов увеличивается и количество научных материалов, посвященных изучению данного инструмента финансирования. За последние годы было произведено достаточно большое количество исследований крауд­фандинга, как в России (Анисимов, 2019), так и в других странах (Moritz, Block, 2015). В качестве начальной точкой появления краудфандинга авторы чаще всего определяют зарождение специализированных интернет-площадок (Санин, 2015) или первые случаи сбора денежных средств при помощи сети Интернет (Красножон, Поддубный, 2019). В рамках данного исследования, мы выделим особенности возникновения и развития краудфандинга как инструмента финансирования начиная с его прототипов в доцифровую эпоху. Стоит отметить, что рассматриваемые нами источники позволяют изучить историю краудфандинга в целом. Поэтому нами в качестве цели исследования ставится задача определить особенности развития краудфандинга как инструмента финансирования проектов в области журналистики. Эмпирическим материалом для исследования стали крупнейшие краудфандинговые платформы, при этом рассматриваться будет не только появление проектов по указанной тематике на платформах общего назначения, но и история возникновения специализированных платформ для сбора средств на проекты по журналистике.

 

Краудфандинг: специфика термина

На текущий момент единого подхода к определению краудфандинга нет. Термин «краудфандинг» является производным от понятия «краудсорсинг» (Belleflamme, Lambert, Schwienbacher, 2012; Hemer, 2011; Jian, Shin, 2015, Meyskens, Bird, 2015), введенного редактором авторитетного компьютерного журнала Wired Дж. Хау в 2006 г.3 Он описывал это явление как способ привлечения «толпы» (широкого круга лиц) коммерческими фирмами для решения своих задач на добровольной основе, В дальнейшем Дж. Хау (2012) расширяет свое понимание краудсорсинга и определяет краудфандинг как коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе – как правило, через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).

Похожее определение дают доцент Роттердамской школы управления Т. Ламберт и профессор бизнес-школы «СКЕМА» (SKEMA) А. Швайнбахер: краудфандинг – это «открытый призыв, чаще всего через Интернет, для обеспечения финансовых ресурсов либо в форме пожертвования, либо в обмен на какую-либо форму вознаграждения и/или права голоса для поддержи инициатив для конкретных целей» (Belleflamme, Lambert, Schwienbacher, 2012: 2). На наш взгляд, это самое широкое и универсальное понятие краудфандинга, которое может использоваться как базовое, т.к. охватывает все существующие на данный момент варианты привлечения денег при помощи «толпы».

В ряде случаев авторы используют более узкие толкования. Например, выделяется индивидуальная составляющая данного понятия: «Новый интернет-метод сбора средств, при котором отдельные лица запрашивают взносы для проектов на специализированных веб-сайтах по краудфандингу» (Wheat, Wang, Byrnes, Ranganathan, 2013). Некоторые исследователи фокусируются на коммерческой составляющей данного явления и определяют краудфандинг как «процесс сбора денег, чтобы помочь превратить многообещающие идеи в реалии бизнеса, связывая инвестируемых с потенциальными сторонниками» (Ramsey, 2012). На наш взгляд, это слишком узкое понимание краудфандинга, охватыва­ющее только часть реализуемых проектов и инструментов народного финансирования. Также при изучении практики применения краудфандинга в отдельных отраслях происходит уточнение рассматриваемого термина. В частности, применение краудфандинга в журналистике относят к бизнес-модели, основанной на массовом получении небольших сумм от различных людей, которые выбирают и финансируют отдельные истории, а не организации, которые их производят (Jian, Shin, 2015). Ряд исследователей выделяет разовый характер краудфандинга, отмечая, что он становится идеальным инструментом в том случае, когда речь идет о разовом финансировании отдельного проекта (Зарубина, 2014). Несмотря на различия и нюансы в подходах у различных авторов общим являются два фактора: небольшие платежи и большое количество людей.

 

Возникновение и развитие краудфандинга в доцифровую эпоху

Краудфандинг приобрел массовый характер только в цифровую эпоху, но сбор средств посредством получения от потенциально неограниченного количества доб­ровольцев имеет долгую историю. Достаточно сложно зафиксировать первый случай применения такой схемы финансирования, но одним из наиболее важных и значимых аналогов, найденных нами, являются «горы благочестия» (ит. Monte di Pieta) – благотворительные организации, которые под залог или с оплатой небольшой комиссии выдавали деньги в кредит. Стоит отметить, что в качестве источников финансирования выступали пожерт­вования, милостыня, государственные учреждения и т.д. (Orelli, del Sordo, Fornasari, 2013). То есть мы можем выделить такой признак краудфандинга, как финансирование, получаемое от большой аудитории и выдаваемое на реализацию конкретных проектов. Первая «гора благочестия» возникла в XV в. в Италии благодаря инициативам ордена францис­канцев (Avallone, 2007; Волынец, 2017). В 1463 г. Папа Римский Пий II официально утвердил «гору благочестия» (Монте ди Пьета), благотворительную организацию, основанную М. да Каркарио в Перудже в 1462 г., благодаря милостыням, собранным монахом Б. да Терни, В дальнейшем Монте ди Пьета были созданы в Парме, Римини, Чезене, Кьети, Риете, Лукках, Сие­не, Падуе, Милане. Благодаря деятельности церкви «горы благочестия» развивались во Франции, Австрии, Германии и других странах. Данный тип финансирования можно считать прообразом современного краудлендинга4, который относится к одним из видов краудфандинга (Borrero-Domínguez, Cordón-Lagares, Hernández-Garrido, 2020).

Прообразом другой модели краудфандинга при сборе средств от потенциально неограниченного количества людей на реализацию проектов общественной значимости можно считать финансирование строительства памятника К. Минину и Д. Пожарскому (Кринко, Горюшина, 2019). В ноябре 1808 г. император Александр I, утвердив проект создания памятника, распорядился «предоставить сооружение монумента едином их (россиян) усердию»5. 1 января 1809 г. в ряде губерний были открыты подписки на «доб­ровольное приношения», а также разосланы выгравированные рисунки монумента6. По результатам сбора денег был составлен и опубликован «список особ, пожертвовавших суммы на сооружение монумента гражданину Минину и князю Пожарскому»8. Первым в этом списке был указан сам император Александр I. Минимальная сумма пожертвования составила 25 коп., а полный список добровольцев занимает 228 страниц. Памятник был открыт 20 февраля 1818 г. Примечательно, что в 2018 г. Государственный исторический музей объявил общероссийский сбор средств на реставрацию этого монумента8.

Примером применения технологий краудфандинга может считаться и сбор средств на создание гранитного пьедестала для статуи Свободы в США. К 1885 г. сама статуя уже была изготовлена и находилась в Нью-Йорке, при этом для создания постамента требовалась сумма равная 250 000 долл. США (более 6,7 млн в расчете на цены 2021 г.9). Американское правительство не могло выделить требуемую сумму. В качестве решения данного вопроса, издатель и медиамагнат Дж. Пулитцер 16 марта 1885 г. разместил открытое письмо в газете New York World, обращенное к жителям Нью-Йорка, с призывом «не ждать, пока миллионеры дадут эти деньги. Это не подарок миллионеров Франции миллионерам Америки, а подарок всего народа Франции всему народу Америки» (Khan, 2011). По результатам данной кампании было собрано более 100 000 долл. (2,7 млн в расчете на цены 2021 г.), от более 160 000 человек, при этом более трех четвертей доноров вносили сумму меньше одного доллара10 (Harris, 1986). Таким образом, хотя на момент сбора средств на эти два проекта термин «краудфандинг» еще не был введен, мы видим характерные для него черты, а именно – наличие открытого призыва, поставленную цель, участие большого количества добровольцев. Это позволяет нам рассматривать данные кампании как прообраз одного из современных видов краудфандинга – основанный на пожертвованиях или благотворительный (Гордеев, 2019; Jian, Shin, 2015)11.

Перечисление какой-либо денежной суммы за вознаграждения (англ. reward-based) является одним из наиболее распространенных и часто применяемых видов краудфандинга (Kuppuswamy, Bayus, 2015; Crosetto, Regner, 2018). При таком способе получения финансирования автор собирает деньги, предлагая инвесторам за это какую-либо награду. В проектах, связанных с творчеством, наградой очень часто может являться копия самого произведения. Например, в фотожурналистике одним из самых распространенных видов вознаграждения является экземпляр фотокниги. Мы смогли найти несколько очень важных исторических примеров, когда такая технология для сбора средств была применена в литературе и издательской деятельности. Например, поэт Дж. Тейлор убедил сотни читателей пожертвовать деньги на его поездку в Шотландию для написания новой книги, пообещав спонсорам ее экземпляр12. В качестве других примеров можно привести опыт Д. Дидро (издание им энциклопедии Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers), а также публикацию английским поэтом А. Поупом «Илиады». В обоих случаях издание еще не написанного материала финансировалось по подписке.

Таким образом, мы видим, что, несмотря на появление термина «краудфандинг» только в XXI в., технологии, пусть и не в таком масштабе, как сейчас, применялись в разных сферах и в течение длительного времени, при этом нами были выделены прообразы основных видов современного краудфандинга: финансовый, благотворительный и за вознаграждение.

 

Развитие краудфандинга в цифровую эпоху

Несмотря на то, что отдельные проекты финансировались и реализовывались при помощи краудфандинговых технологий на протяжении длительного периода времени, их широкое распространение началось с развитием цифровых технологий и массового распространения сети Интернет. Если в 2003 г. количество пользователей Интернета составляло 677 млн человек, то к январю 2020 г. – 4,5 млрд13. Стоит отметить, что речь идет не только о количественных показателях, но и о качественных. Одним из таких факторов можно считать переход к Веб 2.0, в основе которого лежали не только технические изменения, но и концепция пользовательского контента, когда создатели платформ не ограничивают свою «архитектуру участия», а привлекают пользователей к внесению дополнений и изменений14. Именно активность последних является ключевым фактором для успешного функционирования краудфандинга, давая им возможность определять, что должно быть создано (Хау, 2012), в противном случае эта возможность будет лишь теорией (Вартанова, 1999; Jenkins, 2006).

Если все исторические примеры, рассмотренные нами выше, являются отдельными кампаниями, со своей технологией продвижения и сбора денег, то сейчас краудфандинговая активность сосредоточена вокруг краудфандинговых платформ. Краудфандинговая платформа – специализированный онлайн-портал, играющий важную роль в обеспечении коммуникации между предпринимателями – авторами проектов и инвесторами, предоставляющий возможность для онлайн-размещения своего проекта, с обеспечением функций своеобразного гаранта при сборе и перечислении денежных средств. За свои услуги платформы, как правило, берут комиссию от суммы собранных средств. Историю появления и развития таких площадок можно отсчитывать с 2003 г., когда была основана компания ArtistShare, первая платформа для фан-финансирования (fan-funding – англ. fan – поклонник, funding – финансирование) творчес­кой деятельности артистов (Freedman, Nutting, 2015).

Первым проектом, профинансированным через ArtistShare, был джазовый альбом Concert in a Garden музыканта Maria Schneider15. Для контрибьюторов была предложена многоступенчатая система вознаграждения: за базовую сумму в 9,95 дoлл. США предоставлялся первоочередной доступ к цифровой записи альбома по мере его выхода. Те, кто дотировал сумму от 250 долл. и больше, были указаны в альбоме как люди, «которые сделали существование этого альбома возможным». Кроме того, был один поклонник, который пожертвовал на создание сумму в 10 000 долл. Этот человек был указан как генеральный продюсер альбома. Суммарно проект собрал более 130 000 долл., что позволило автору набрать необходимых музыкантов, арендовать студию, издать сам альбом, который в 2005 г. получил ряд престижных премий, в том числе Grammy (Laemmermann, 2012). На текущий момент проекты, профинансированные поклонниками через ArtistShare, получили более 10 премий и 30 номинаций Grammy16.

Успешное начало новой формы сбора средств на создание проектов привлекло к себе внимание, в результате чего стали появляться новые краудфандинговые платформы. В первую очередь следует выделить Indiegogo, основанную в 2008 г., и Kickstarter – в 2009 г., которые расширили круг проектов, охватив сферу искусства (включая моду, дизайн, видео, фотографию, театр и т.д.); социальную сферу (образование, окружающая среда, животные, и т.д.); предпринимательство (спорт, продукты питания, игры и т.д.). Kickstarter активно набирал обороты, и с момента своего основания на текущий момент собрал уже более 5 млрд долл. почти на 200 000 проектов. Эту сумму пожертвовало 17 млн человек, из которых более 5 млн приняло участие в нескольких проектах17. Indiegogo, о которой мы упоминали ранее, за время своего существования смогла собрать более 1,5 млрд долл.18 в 223 странах мира19.

Пионерами краудфандинга в России, в современном его понимании, считается группа «Би-2», которая в 2011 г. запустила свой проект по сбору денег на новый альбом и за шесть месяцев собрала более миллиона рублей. По итогам этих сборов ими был запущен портал planeta.ru. Первоначально портал был ориентирован только на проекты, связанные с искусством, позже тематика финансируемых проектов была расширена. Сейчас на planeta.ru можно встретить не только коммерческие, но и благотворительные программы (на 6 300 проектов было собрано 1,4 млрд руб., при этом уровень успешного финансирования составляет порядка 30%20).

Boomstarter был официально запущен 21 августа 2012 г. Этот сервис считается российским аналогом американского Kickstarter, с чем, в принципе, можно согласиться, т.к. подход в работе и в финансируемых категориях очень близкий. На текущий момент Boomstarter реализовал уже почти полторы тысячи успешных проектов, собрав более 300 млн руб.21 К сожалению, ресурс не предоставляет более подробной статистики, как американские аналоги. Поэтому у нас нет возможности произвести более глубокий анализ по категориям и проектам.

 

Финансирование проектов в области журналистики

Журналистика как отдельное направление не была выделена на наиболее крупных краудфандинговых платформах, упомянутых нами выше. Тем не менее с каж­дым годом проектов в данной области стало появляться все больше и больше, рос объем привлекаемых средств и количество доноров. Это привело к тому, что Kickstarter в 2014 г. создал тематическую рубрику «Журналистика», которая включала в себя несколько подкатегорий, в частности «Фотожурналистику»22. За указанный период в данной категории было запущено суммарно 6 000 проектов, успешное финансирование23 было осуществлено по 1 400 проектам24. Среди проектов можно найти как «долгоиграющие» (например, документальный проект Frame By Frame, посвященный отображению жизни в Афганистане четырьмя местными фотожурналистами и собравший в 2013 г. более 70 000 долл. США25), так и отражающие повестку дня (например, издание Ч. Бэннетом, фотографом, сотрудничающим с такими изданиями, как New York Times, фотокниги, посвященной жизни в Нью-Йорке в период локдауна из-за пандемии Covid-1926, на которое было собрано более 40 000 долл.).

Как и Kickstarter, planeta.ru выделяет журналистику в отдельную категорию, что способствует общему развитию краудфандинга в данном направлении. К сожалению, на текущий момент нет дальнейшего деления на подкатегории. Из-за чего проекты по фотожурналистике можно обнаружить в таких разделах, как «Литература и журналистика», «Общество», «Дизайн» и др. Показательно, что при помощи данной платформы успешно реализуются проекты не только отдельных авторов, но и СМИ, например портал colta.ru собрал в рамках своей кампании 695 тыс. руб. (Образцова, Шаврова, 2018).

«Журналистика» как отдельное направление появляется на наиболее популярных платформах, при этом можно также выделить специализированные краудфандинговые платформы по журналистике и фотожурналистике. К первой относится Spot.us, ко второй – Emphas.is.

Spot.us, основанная в конце 2008 г. известным журналистом Д.Коном, является примером первой платформы для финансирования журналистских расследований. Принцип работы был достаточно простым: журналист размещал короткий питч, с кратким описанием материала, который он планирует подготовить. Основываясь на этой информации, пользователи сайта определяли, насколько им интересна та или иная тема, и могли принять участие в финансировании затрат на подготовку этой статьи (Bartling, Friesike (eds.), 2013). Готовые материалы публиковались по лицензии Creative Commons27 (Kopeć, 2017), что облегчало их использование и в других СМИ28. Spot.us сотрудничали с более чем 100 изданиями, включая New York Times, McSweeney’s, Miller-McCune, San Francisco Public Press и др. (Jian, Usher, 2014). Возможность создания данной платформы появилась благодаря получению Коном гранта на сумму 340 000 долл. от Knights News Challenge, финансируемом Knight Foundation (Kaye, Quinn, 2010). Дальнейшее финансирование осуществлялось за счет получения пожертвований от пользователей Spot.us, а также за счет размещения на своем сайте различных опросов, проводимых сторонними организациями. Пользователи проходили анкетирование и получали кредиты, которые могли потратить на поддержку функционирования Spot.us (Aitamurto, 2011). Платформа была закрыта в 2015 г. К тому моменту участие в финансировании приняло более 22 000 человек. Среди причин закрытия журналист, а также основатель и редактор портала Through the Cracks: Crowdfunding in Journalism29 выделяет:

  • возросшее количество краудфандинговый платформ;
  • недостаток популяризации и разъянительной работы с журналистами, чтобы объяснить им принцип работы такого способа финансирования;
  • смещение фокуса от финансирования материалов, подготовленных отдельными специалистами, на адаптацию работы краудфандинга с более крупными проектами, реализуемыми редакциями30.

В качестве примера другой специализированной платформы можно назвать Emphas.is. В отличие от Spot.us данная краудфандинговая платформа сфокусировалась только на сборе средств для проектов по фотожурналистике. Она была основана в 2011 г. профессиональным фотожурналистом К. Бен Халифа. Основной посыл данной платформы – это прямая связь фотожурналистов со своей аудиторией, а также возможность для пользователей выделить важные для себя фотопроекты, и дать возможность их детально осветить. На наш взгляд, Emphas.is был достаточно хорошо встречен как профессионалами, так и инвесторами, что привело к тому, что за два года существования платформы были собраны средства для финансирования 71 фотопроекта на общую сумму более 500 000 долл, В 2013 г., в первую очередь из-за внутренних разногласий, данная платформа прекратила свою деятельность31. Несмотря на короткий период существования, при помощи Emphas.is был профинансирован ряд значимых фотопроектов, среди которых можно выделить ADIL, посвященный процессу примирения ливийского народа после гражданской войны. В съемках приняли участие восемь фотожурналистов, среди которых фотограф агентства «Магнум» П. Пеллегрин, лауреат Нобелевской премии мира Ф. О’Райли, трехкратный лауреат World Press Photo (1987, 1992 и 1996 гг.) Э. Буве и др.32 На реализацию данного проекта было собрано более 15 000 долл. В марте 2012 г. лауреат престижной премии по фотожурналистике World Press Photo П. Браун начал кампанию для финансирования издания своей фотокниги, посвященной незаконной торговле редкими животными в странах Азии33. Сбор средств проходил в течение 42 дней. По истечении этого периода времени Брауном была собрано 25 880 долл., что почти в два раза превышало изначальную финансовую цель.

Изучая платформы для использования краудфандинга в журналистике, нельзя не упомянуть про реализацию платформы Брюссельской школой журналистики IHECS. С образовательной точки зрения, это интересный вариант студенческой практики, т.к. каждый студент, прошедший обучение на специализированном факультете, со­вместно со своими однокурсниками должен реализовать тот или иной творческий проект, в частности получив необходимое финансирование при помощи краудфандинга. Изучение как действующих, так и реализованных проектов показывает, что круг интересов выпускников очень широкий, и съемки происходят как в Европе (в границах самой Бельгии), так и Южной Америке, Африке и т.д. Средняя сумма сбора, на основании изученных проектов – более 3 500 тыс. евро. Каждый проект готовится почти год, и его в обязательном порядке курирует один из преподавателей. Именно штат преподавателей помогает не только сформировать четкие задачи и цели, но и правильно все это подать и оформить, а также провести предварительные работы по составлению бизнес-плана, подготовке и организации самой поездки, в обязательном порядке изучаются вопросы безопасности студентов, В отличие от проектов на профессиональных площадках, здесь реже встречаются какие-либо вознаграждения за инвестирование в проект (в менее официальной форме). Например, одно из вознаграждений в проекте по изучению виноградников региона Бордо во Франции звучит как «Большое спасибо и четыре поцелуя»34. Также в этих проектах реже встречаются презентационные видеоролики. Еще одной отличительной чертой является то, что далеко не всегда ставится строго фиксированная задача по результату, т.е. нет обязательства издать фотокнигу или сайт. Все это определено образовательной направленностью самого ресурса. Как следует из интервью, которое нам дали преподаватели Брюссельской школы журналистики IHECS Лоран Пома и Тьери Маруа35, большая часть взносов делается «нерегулярными» инвесторами – социальным капиталом самих студентов и их окружения. За время существования данной программы и работы со своей краудфандинговой платформой было собрано более 300 000 евро на 125 студенческий проектов, при поддержке более 5 000 доноров36. Средняя сумма поддержки от одного человека составила 48 евро37.

 

Заключение

Несмотря на то, что термин «краудфандинг» появился только в XXI в., исторически он складывался на протяжение многих веков. Нами были обнаружены примеры или прообразы различных видов современного краудфандинга начиная с XV в. Отметим, что в этих примерах определяющее значение имела личность автора, что ограничивало возможности массового распространения краудфандинга как модели финансирования. Современный краудфандинг реализуется при помощи специализированных веб-платформ, которые дополнительно помогают привлекать аудиторию. Более того, процедура запус­ка новой кампании максимально упрощена и ее может начать любой желающий, вне зависимости от общественного положения или каких-то других факторов, которые были необходимы ранее. Именно это изменение, произошедшее благодаря развитию сети Интернет и Веб 2.0 сможет сделать народное финансирование по-настоящему регулярным инструментом финансирования проектов. В качестве подтверждения этого утверждения можно использовать как приведенные статистические показатели, так и то, что уже к 2018 г. существовало более 2 000 различных краудфандинговых платформ38.

В рамках нашего исследования мы установили, что наиболее распространенным видом краудфандинга в журналистике является перечисление денежной суммы за вознаграждение. Несмотря на то, что созданные ранее специализированные платформы по журналистике и фотожурналистике были закрыты спустя несколько лет после их создания, краудфандинг в этих направлениях продолжает существовать и активно развиваться уже в рамках крауд­фандинговых площадок общего назначения, на которых выделение отдельных категорий для профессионалов в данных отраслях становится рядовым событием. В свою очередь, развитие образовательных краудфандинговых платформ имеет повышенное значение для дальнейшего распространения краудфандинга как модели финансирования проектов в облас­ти журналистики.

 

Примечания

[1] Market Size of Crowdfunding Worldwide in 2019 and 2026. Statista. 2020. November 23. Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/1078273/global-crowdfunding-market-size/ (дата обращения 09.03.2021).

[2] Crowdfunded Journalism: A Small but Growing Addition to Publicly Driven Journalism. Pew Research Center. 2016. January 20. Режим доступа: https://www.journalism.org/2016/01/20/crowdfunded-journalism/ (дата обращения: 17.01.2019).

[3] The Rise of Crowdsourcing. Wired. 2006. January 6. Режим доступа: https://www.wired.com/2006/06/crowds/ (дата обращения: 25.04.2020).

[4] Краудлендинг, или p2p-финансирование. Форма предоставления займов от пользователя к пользователю. Чаще всего получателями выступают юридические лица, а займодавцами – физические. При краудлендинге частный заемщик подает заявку на необеспеченный кредит.

[5] Историческое описание монумента, воздвигнутого гражданину Минину и князю Пожарскому в столичном городе Москве: С присовокуплением именного списка особ, принесших денежные пожертвования во всех частях России на сооружение сего монумента. Издано по распоряжению Министерства внутренних дел. СПб.: Тип. Императорскаго Воспитательнаго дома, 1818. Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002988228#?page=1 (дата обращения: 25.04.2020).

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Общероссийская акция по сбору средств на реставрацию монумента / Государственный исторический музей. 2018. Режим доступа: https://shm.ru/monument/ (дата обращения: 25.04.2020).

[9] $250,000 in 1885 is Worth $6,826,726.80 Today. CPI Inflation Calculator. Режим доступа: https://www.in2013dollars.com/us/inflation/1885?amount=250000 (дата обращения: 28.03.2021).

[10] The Statue of Liberty and America’s Crowdfunding Pioneer. BBC. 2013. Режим доступа: https://www.bbc.com/news/magazine-21932675 (дата обращения: 25.04.2020).

[11] Цель благотворительного краудфандинга собирать пожертвования на те или иные цели. Цели могут быть самыми разными: медицина, путешествия, прию­ты для животных и т.д.

[12] Poyntz N. (2011) Seventeenth-Century Crowd Funding. Режим доступа: https://mercuriuspoliticus.wordpress.com/2011/12/13/seventeenth-century-crowd-funding/ (дата обращения: 20.05.2020)

[13] Internet Growth Statistics. Internet World Stats. 2020. Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/emarketing.htm (дата обращения: 15.05.2020).

[14] O’Reilly T. (2005) What Is Web 2.0. Режим доступа: https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html?page=5 (дата обращения: 26.04.2020).

[15] Schneider M. (2004) Concert in the Garden. ArtistShare. Режим доступа: https://www.artistshare.com/Projects/Experience/1/2/1/Maria-Schneider-Grammy-Award-Winning-i-Concert-in-the-Garden-i-2004?v=2 (дата обращения: 26.04.2020).

[16] ArtistShare. Режим доступа: https://www.artistshare.com/about (дата обращения: 26.04.2020).

[17] Статистика. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/help/stats (дата обращения: 10.03.2021).

[18] Chinese Entrepreneurs Have Raised Over $150 Million on Indiegogo Since 2016. Venturebeat. 2019. Режим доступа https://venturebeat.com/2019/01/09/chinese-entrepreneurs-have-raised-over-150-million-on-indiegogo-since-2016/ (дата обращения: 10.03.2021).

[19] About Us. Indiegogo. 2019. Режим доступа: https://www.indiegogo.com/about/our-story (дата обращения: 10.03.2021).

[20] Статистика / Planeta.ru, 2021. Режим доступа: https://planeta.ru/about#statistics (дата обращения: 10.03.2021).

[21] Носырев И. Россияне не идут на сборы. Почему отечественный краудфандинг не стал бизнес-инструментом // РБК. 2017. Июнь, 15. Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2017/06/16/594006559a794715c9d5819c (дата обращения: 18.01.2020).

[22] Introducing Two New Categories: Journalism and Crafts / Kickstarter. 2014. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/blog/introducing-two-new-categories-journalism-and-crafts (дата обращения: 20.03.2021).

[23] Kickstarter использует систему «все или ничего», в рамках которой успешными считаются только проекты, собравшие 100% или более от заявленной суммы.

[24] Там же.

[25] Frame by Frame / Kickstarter. 2013. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/projects/framebyframe/frame-by-frame (дата обращения: 24.10.2021).

[26] ON PAUSE: Three Months that Changed New York / Kickstarter. 2021. Режим доступа: https://www.kickstarter.com/projects/onpausebook/on-pause-three-months-that-changed-new-york (дата обращения: 24.10.2021).

[27] Creative Commons – некоммерческая организация, а также группа лицензий, предусматривающая передачу отдельных прав на произведения на некоммерческой основе.

[28] Hoshaw L. (2009) Afloat in the Ocean, Expanding Islands of Trash. The New York Times. November 9. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2009/11/10/science/10patch.html?_r=1&hpw (дата обращения: 28.04.2020).

[29] Through the Cracks: Crowdfunding in Journalism – новостной веб-сайт, посвященный освещению репортажей, проектов и новостных стартапов, ставших возможными благодаря использованию краудфандинга.

[30] Johnson K. (2015) Why Crowdfunded Journalism Pioneer Spot.Us Died. Mediashift, March 19. Режим доступа: http://mediashift.org/2015/03/why-crowdfunded-journalism-pioneer-spot-us-died/ (дата обращения: 28.04.2020).

[31] Laurent O. (2013) Q&A: Why is Emphas.is Now Turning to Its Own Platform to Survive? British Journal of Photography. May 29. Режим доступа: https://www.bjp-online.com/2013/05/qa-why-is-emphas-is-now-turning-to-its-own-platform-to-survive/ (дата обращения: 19.12.2019).

[32] ADIL – Almost Dawn in Libia / Emphas.is. 2012. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20120611191146/http://www.emphas.is/web/guest/discoverprojects?projectID=545#2 (дата обращения: 24.10.2021).

[33] Trading to Extinction / Emphas.is. 2012. Режим доступа: http://web.archive.org/web/20120606032449/http://www.emphas.is/web/guest/bookproject?projectID=482 (дата обращения:24.10.2021).

[34] Charles P., Malou V., Nicolas D., Celine N. (2012) Bordeaux : le débordement chinois. Brussels School Ihecs. Режим доступа: https://fundihecs.koalect.com/project/2012 (дата обращения: 10.05.2019).

[35] Интервью с Лоран Пома и Тьери Маруа. Архив автора. 2016. Март, 15.

[36] IHECS. Koalect. 2020. Режим доступа: https://koalect.com/en/story/ihecs/ (дата обращения: 20.04.2020).

[37] На основе анализа кампаний за 2016–2019 гг. по материалам портала koalect.com

[38] Spajic D.J. (2019) Crowdfunding Statistics: United We Stand, Divided We Fall. KommandoTech. December 25. Режим доступа: https://kommandotech.com/statistics/crowdfunding-statistics-united-we-stand-divided-we-fall/ (дата обращения: 20.04.2020).

 

Библиография

Анисимов И.В. Краудфандинг в современных российских исследованиях журналис­тики // Меди@льманах. 2019. № 6. С. 36–46. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.3646

Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество. 1999. № 5. С. 11–14.

Волынец А. Денежная «гора благочестия» // Профиль. 2017. Ноябрь, 3. Режим доступа: https://profile.ru/culture/denezhnaya-gora-blagochestiya-4837/ (дата обращения: 18.12.2019).

Гордеев М.Н. Факторы, определяющие склонность россиян к участию в краудфандинге // Информационное общество. 2019. № 1–2. С. 6–15.

Зарубина Ю.В. Комплексное применение информационных технологий для решения рекламных задач на примере краудфандинговых платформ // Экономическая среда. 2014. № 3 (9). С. 144–148.

Красножон С.В., Поддубный В.А. Краудфандинг: история развития в Украине и мире // Формирование рыночных отношений в Украине. 2019. № 4 (215). С. 46–54 (на укр. яз.). DOI: 10.5281/zenodo.3245081

Кринко Е.Ф., Горюшина Е.М. События и участники смутного времени в мемориальной культуре России // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2019. № 2. С. 203–214. DOI: 10.15688/jvolsu4.2019.2.17

Образцова А.Ю., Шаврова А.И. Специфика функционирования краудфандинговых стратегий: российский опыт // Меди@льманах. 2018. № 2. С. 46−56.DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.4656

Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ // Научный журнал НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 57–63.

Хау Д. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса = Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. М.: АльпинаПаблишер, 2012.

 

Aitamurto T. (2011) The Impact of Crowdfunding on Journalism: Case Study of spot.us, a Platform for Community-Funded Reporting. Journalism Practice 5 (4): 429–445. DOI: 10.1080/17512786.2010.551018

Avallone P. (ed.) (2007) Prestare ai poveri. Il credito su pegno e i Monti di Pietà in area mediterranea (secoli XV–XIX). Napoli: Consiglio Nazionale delle Ricerche, Istituto di Studi sulle Società del Mediterraneo.

Bartling S., Friesike S. (eds.) (2013) Opening Science: The Evolving Guide on How the Internet is Changing Research, Collaboration and Scholarly Publishing. New York; London: Springer. 

Belleflamme P., Lambert T., Schwienbacher A. (2012) Crowdfunding: Tapping the Right Crowd. SSRN Electronic Journal. DOI: 10.2139/ssrn.1578175

Borrero-Domínguez C., Cordón-Lagares E., Hernández-Garrido R. (2020) Analysis of Success Factors in Crowdfunding Projects Based on Rewards: A Way to Obtain Financing for Socially Committed Projects. Heliyon 6 (4): 1–9. DOI: 10.1016/j.heliyon.2020.e03744

Crosetto P., Regner T. (2018) It’s Never Too Late: Funding Dynamics and Self Pledges in Reward-Based Crowdfunding. Research Policy 47 (8): 1463–1477. DOI: 10.1016/j.respol.2018.04.020

Freedman D.M., Nutting M R. (2015) A Brief History of Crowdfunding: Including Rewards, Donation, Debt, and Equity Platforms in the USA. FREEDMAN-CHICAGOCOM. Режим доступа: https://docplayer.net/11840769-A-brief-history-of-crowdfunding.html (дата обращения: 18.12.2019).

Harris J. (1986) A Statue for America: The First 100 Years of the Statue of Liberty. New York: Simon & Schuster.

Hemer J. (2011) A Snapshot on Crowdfunding (Working Papers Firms and Region, Working paper No. R2/2011). Kalrsruhe: Fraunhofer Institute for Systems and Innovation Research ISI.

Jenkins H. (2006) Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. New York: Univ. Press.

Jian L., Shin J. (2015) Motivations Behind Donors’ Contributions to Crowdfunded Journalism. Mass Communication and Society 18 (2): 165–185. DOI: 10.1080/15205436.2014.911328

Jian L., Usher N. (2014) Crowd-Funded Journalism. Journal of Computer-Mediated Communication 19 (2): 155–170. DOI: 10.1111/jcc4.12051

Kaye J., Quinn S. (2010) Funding Journalism in the Digital Age: Business Models, Strategies, Issues and Trends. New York: Peter Lang.

Khan S. (2011) Enlightening the World: The Creation of the Statue of Liberty. Cornell Univ. Press. DOI: 10.7591/9780801460210

Kopeć K.D. (2017) Crowdfunding Scheme in Journalism. Zeszyty Naukowe Wyższej Szkoły Humanitas Zarządzanie 18 (1): 119–130. DOI: 10.5604/01.3001.0010.2885

Kuppuswamy V., Bayus B.L. (2015) Crowdfunding Creative Ideas: The Dynamics of Project Backers in Kickstarter. SSRN Electronic Journal. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=2234765 DOI: 10.2139/ssrn.2234765

Laemmermann K. (2012) Crowd Funding Raising Capital Online. CreateSpace Independent Publishing Platform.

Meyskens M., Bird L. (2015) Crowdfunding and Value Creation. Entrepreneurship Research Journal 5 (2): 55–166. DOI: 10.1515/erj-2015-0007

Moritz A., Block J.H. (2015) Crowdfunding: A Literature Review and Research Directions. SSRN Electronic Journal. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=2554444. DOI: 10.2139/ssrn.2554444

Orelli R.L., del Sordo C., Fornasari M. (2013) Credit and Accounting in Early Modern Italy: the Case of the Monte di Pietà in Bologna. Accounting History Review 23 (3): 273–293.DOI: 10.1080/21552851.2013.850925

Ramsey Y.A. (2012) What the Heck is Crowdfunding? Business People 25 (1): 54–57.

Wheat R.E., Wang Y., Byrnes J., Ranganathan J. (2013) Raising Money for Scientific Research through Crowdfunding. Trends in Ecology & Evolution 28 (2): 71–72. DOI: 10.1016/j.tree.2012.11.001

 

Дата поступления в редакцию: 08.11.2021
Дата публикации: 17.12.2021