Ссылка для цитирования: Хорина К.А. Специфика исторического развития сегмента веб-сайтов общероссийских спортивных федераций // Меди@льманах. 2021. № 6. С. 107–116. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.107116
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2021.107116© Хорина Ксения Андреевна
аспирантка кафедры стилистики русского языка
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), khorina.xenia@yandex.ru
В последние 20–30 лет одним из наиболее востребованных направлений в изучении массовых коммуникаций является интернет-коммуникация, взаимосвязанные с ней процессы интернетизации и цифровизации, а также их влияние на общество (Baron, 1984; Morris, Ogan, 1996; Кастельс, 2004; Ольшанская, 2005; Морозова, 2010; Якоба, 2012; Костикова, 2019). Исследователи отмечают, что активное развитие и широкое распространение интернет-технологий приводит к трансформации системы СМИ (Лукина, Фомичева, 2005; Вартанова, 2008; Калмыков, 2009), формированию сферы сетевой пиар-коммуникации (Лучкина, 2005; Шилина, 2007; Горохов, Гринберг, 2018) и конвергенции различных массовых коммуникативных сфер на базе единого информационного пространства Интернета (Вартанова, 1999; Короченский, 2004; Караева, Точилина, 2009; Шестеркина, Лободенко, 2013; Юферева, 2019). Указанные тенденции в значительной степени повлияли на коммуникационную деятельность многих социальных институтов, в том числе и спорта (Vats, 2017).
В наши дни спорт представляет собой многогранный социальный институт, объединяющий в себе различные виды физической активности (от детских игр и оздоровительных процедур до жестко регламентированных международных соревнований профессиональных атлетов) и влияющий вместе с тем на культурную, экономическую и политическую сферы жизни общества (Sage, 1979; Grix, 2013; Алексеев, Ильченко, 2016). В контексте медийных практик спорт представляет собой «организованную систему, наделенную смысловым многообразием, которая способна формировать “свое” информационное пространство» (Войтик, 2014: 235), содержательным наполнением которого становится спортивная деятельность и все связанные с ней явления. В России одним из основных источников массмедийной информации о спорте традиционно являются сами представители спортивной сферы (Алексеев, Ильченко, 2016: 11) и прежде всего спортивные федерации.
На протяжении длительного времени спортивные федерации выступали в качестве организаторов спортивных мероприятий и источника официальной информации для журналистов, однако с развитием интернет-технологий информационная деятельность таких организаций начала претерпевать определенные изменения. Все больше спортивных федераций создают собственные сайты, которые становятся многофункциональными коммуникационными площадками, совмещающими разноформатные развлекательные материалы, управленческую информацию и элементы пользовательского контента (Костиков, 2019: 101). Это обстоятельство, на наш взгляд, в определенной степени влияет на структуру спортивного медийного пространства и в связи с этим требует научного осмысления. К сожалению, несмотря на важность указанной проблематики, она до сих пор не получила должного внимания со стороны научного сообщества. В настоящей статье мы предприняли попытку рассмотреть особенности развития сайтов общероссийских спортивных федераций и выделили некоторые эволюционные тенденции.
Прежде чем перейти к анализу эволюции сайтов общероссийских спортивных федераций, рассмотрим некоторые особенности правового статуса исследуемых организаций. Общероссийские спортивные федерации (ОСФ) являются юридическими лицами – некоммерческими (общественными) организациями, лицензированными Министерством спорта Российской Федерации. В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в РФ» ОСФ понимается как «общероссийская общественная организация, которая создана на основе членства, получила государственную аккредитацию и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта на территории Российской Федерации, их пропаганда, организация, проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов – членов спортивных сборных команд Российской Федерации»1. Согласно статье 16 приведенного нами закона, в обязанности общероссийских спортивных федераций входит обеспечение развития соответствующих видов спорта в стране, формирование и подготовка национальных сборных команд, проведение спортивных соревнований и прочее. Ответственность за выполнение обязанностей организации несут перед Министерством спорта РФ. Закон также гласит, что «по одному виду спорта на территории Российской Федерации может быть аккредитована в качестве общероссийской спортивной федерации только одна общественная организация» (п. 2. ст. 14). На основании вышесказанного можно сделать вывод, что общероссийские спортивные федерации де-юре являются общественными организациями, однако де-факто представляют собой часть государственного аппарата по развитию и контролю спортивной отрасли в стране.
Приоритетной задачей той или иной ОСФ является развитие курируемого ей вида спорта (Миронова, 2015). Реализация соответствующей функции «осуществляется путем использования методов и средств маркетинговых коммуникаций» (Миронова, 2015: 140) и направлена на повышение осведомленности о виде спорта и достижениях атлетов. При этом необходимость информационного присутствия ОСФ в Интернете обусловлена не только обозначенными выше обстоятельствами, но и законодательным обязательством. Так, в упомянутом выше законе (ст. 16, п. 6.2) указывается перечень сведений, которые ОСФ должны размещать на своих официальных сайтах (утвержденные правила вида спорта, положения о мероприятиях, протоколы результатов соревнований и проч.). Кроме того, важность обеспечения доступа широкой общественности к информации о развитии сферы спорта в стране (в том числе и деятельности спортивных федераций) отмечается и в программном для отрасли документе – «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года»2. Так, авторы документа указывают на необходимость «развития маркетинговой и коммуникационной стратегии по продвижению спорта и здорового образа жизни»3, что, в свою очередь, сопряжено с «совершенствованием и развитием механизмов информационного обеспечения деятельности в сфере физической культуры и спорта», во многом связанным с распространением информации о соревнованиях и спортивных мероприятиях с помощью СМИ, различных интернет-ресурсов и социальных медиа»4. Указанные обстоятельства понимаются в документе как составляющие приоритетного направления по повышению качества жизни граждан.
Таким образом, развитие официальных информационных ресурсов общероссийских спортивных федераций является одной из важнейших составляющих их информационной деятельности и носит социально значимый характер.
При определении эмпирической базы для нашего исследования мы обращались к информации, представленной в Реестре общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций от 15.12.2020 г.5 Согласно документу, на конец 2020 г. в Российской Федерации было зарегистрировано 105 аккредитованных общероссийских спортивных федераций, каждая из которых имеет веб-сайт, где размещает ту или иную информацию о своей деятельности и состоянии развития курируемого вида спорта на территории России.
С помощью сетевого протокола Whois, позволяющего получить регистрационные данные о владельцах доменных имен, мы установили даты создания официальных веб-сайтов ОСФ. Так, нам удалось выяснить, что сайты федераций регистрировались ежегодно в период с 1996 по 2020 г. (исключением стал 1997 г.). Наиболее ранний сайт принадлежит Федерации шашек и был зарегистрирован в 1996 г., в то время как наиболее поздние были созданы в 2020 г. и принадлежат федерациям водно-моторного спорта и морского многоборья (см. рис. 1).
Рисунок 1. Количество зарегистрированных сайтов ОСФ (по годам)
Приведенный график показывает, что на протяжении всего существования сегмент веб-сайтов национальных спортивных федераций России постоянно расширялся, однако ежегодный прирост количества сайтов был неравномерным: от одного до десяти новых сайтов в год. Для уточнения тенденции развития сектора веб-сайтов общероссийских спортивных федераций мы рассчитали темп прироста в процентах (см. рис. 2).
Рисунок 2. Темпы ежегодного прироста количества официальных сайтов ОСФ (в %)
Рисунок 3. Соотношение олимпийских и неолимпийских видов спорта среди созданных в один год сайтов ОСФ
Далее мы дополнили нашу эмпирическую базу информацией о распространенности учитываемых в настоящем исследовании видов спорта. Для этого мы обратились ко Всероссийскому реестру видов спорта6, ведением которого занимается Министерство спорта Российской Федерации. Согласно нормативным документам, степень распространения или признания мировым спортивным сообществом того или иного вида спорта фиксируется в его уникальном номере-коде (восьмая цифра). Так, в частности, номера 5 и 6 указывают на получение видом спорта признания Международного олимпийского комитета. Расшифровав коды всех рассматриваемых в настоящем исследовании видов спорта, мы соотнесли полученную информацию об их распространении с имеющимися у нас данными о развитии сегмента сайтов общероссийских спортивных федераций (см. рис. 3).
Проанализировав полученную информацию, мы выделили пять пятилетних периодов в развитии сегмента сайтов общероссийских спортивных федераций, характеризующихся определенными тенденциями:
Следующим нашим шагом стал анализ посещаемости сайтов федераций на современном этапе. С помощью различных общедоступных сервисов веб-аналитики (LiveInternet, «Яндекс.Метрика», Alexa и Pr-Cy.Ru) мы определили объем дневного трафика (количество просмотров) в случайный день – 12 апреля 2021 г. Отсортировав данные в нисходящем порядке, мы выделили три группы сайтов:
Отметим, что 18 сайтов национальных спортивных федераций не были отобраны по причине отсутствия общедоступной информации о трафике.
Для анализа мы выбрали две первые группы (58 ресурсов). Соотнеся результаты проведенного нами ранее анализа и выделенные группы сайтов, мы обнаружили выраженную тенденцию снижения доли высоко и умеренно посещаемых сайтов с течением времени: более ранние периоды характеризуются большей долей таких сайтов (см. табл. 1). Кроме того, обращает на себя внимание параллельно развивающаяся тенденция снижения со временем доли сайтов федераций олимпийских видов спорта среди новых ресурсов.
Таблица 1. Процент сайтов федераций олимпийских видов спорта, а также ресурсов с высоким и умеренным трафиком в выделенных по годам группах
ТАБЛИЦА 1
Мы предполагаем, что данная тенденция отражает историческую особенность развития сектора сайтов общероссийских спортивных федераций: первопроходцами в создании официальных сайтов чаще всего становились федерации наиболее востребованных видов спорта (футбол, хоккей, волейбол, теннис и проч.), по следам которых в дальнейшем пошли менее известные организации. Смеем заметить, что в рассматриваемой области существует корреляция между популярностью того или иного вида спорта и началом интеграции новых коммуникативных технологий в информационную деятельность соответствующих федераций.
На современном этапе развития сайты общероссийских спортивных федераций переживают качественную трансформацию. Прослеживается тенденция перехода от компактных сайтов-визиток с краткими официальными сообщениями к объемным специализированным ресурсам. Так, в 2003 г. на сайтах отдельных спортивных федераций создается раздел «Новости», в котором начинает публиковаться различная информация о работе организации и ее успехах в развитии соответствующего вида спорта. В 2010 г. подобные разделы имелись уже у трети сайтов федераций, а к концу 2015 г. – у двух третей. В наши дни такая практика уже получила широкое распространение: к 2021 г. доля сайтов, имеющих раздел «Новости» и регулярно размещающих в нем различные пиар-тексты, достигла 92%.
Кроме того, заметным трендом в информационной деятельности федераций становится использование все более стилистически разнообразных материалов. Выразительным примером, на наш взгляд, может служить сайт Федерации фехтования России (ФФР). Рассматриваемый ресурс традиционно для сайтов ОСФ имеет несколько разделов, отражающих основные составляющие деятельности организации («Федерация», «Соревнования», «Участники», «Пресса», «О фехтовании»). Материалы, ориентированные на широкую массовую аудиторию, располагаются в разделе «Пресса», который, в свою очередь, содержит пять подразделов:
Мы составили статистику публикаций (см. табл. 2), размещенных в каждом из подразделов, и выявили несколько тенденций. Во-первых, отмечается постепенное снижение количества выпусков печатного альманаха «Фехтование»: за последние пять лет количество выпусков в год постепенно сократилось с шести (2016 г.) до четырех (2020 г.). Во-вторых, можно выделить увеличение количества изначально подготовленных для размещения на интернет-ресурсе материалов. В конце 2017 г. в разделе начинают публиковаться материалы, в наши дни составляющие содержание подразделов «Новости», «Статьи» и «Интервью». Стоит отметить, что обозначенный тренд ярко проявляет себя в период с 2017 по 2019 г. В 2020 г. заметен значительный спад количества соответствующих публикаций (-48,2% по сравнению с 2019 г.), что может быть связано с общим снижением количества информационных поводов из-за многочисленных отмен и переносов соревнований в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). В-третьих, отмечается снижение доли публикаций в подразделе «Новости» и увеличение – в других подразделах. На наш взгляд, такая тенденция может быть свидетельством постепенного перехода информационной деятельности ФФС от классической коммуникации, построенной преимущественно на пресс-релизах, к более вариативному взаимодействию с аудиторией с точки зрения используемых жанров и форматов.
В целом обозначенные обстоятельства, на наш взгляд, могут свидетельствовать об адаптации пиар-подразделения Федерации фехтования России к условиям сложившегося в 2016–2020 гг. конкурентного сегмента сайтов общероссийских спортивных федераций, борющихся за внимание граждан к курируемым ими видам спорта.
ТАБЛИЦА 2
Таблица 2. Распределение материалов, опубликованных в разделе «Пресса» Федерации фехтования России, по подразделам (в %)
Изучение влияния развития интернет-коммуникации на спортивное медийное пространство представляется весьма перспективным направлением исследования современных массовых коммуникаций. Будучи в значительной степени интегрированным во многие сферы жизни общества, спорт формирует на своей базе особое информационное пространство, трансформирующееся под воздействием общих процессов интернетизации и цифровизации. Весьма значимым феноменом в этом контексте становится совершенствование официальных сайтов общероссийских спортивных федераций, являющихся частью государственного аппарата по развитию и контролю спортивной отрасли в стране и выступающих важными акторами в сфере спортивных коммуникаций.
В результате проведенного нами исследования удалось установить, что история сегмента сайтов общероссийских спортивных федераций началась в конце 1990 гг. В течение последующих 20 лет рассматриваемая область развивалась неравномерно, переживая периоды активного развития, укрепления, стабилизации и стагнации. Анализ дневного трафика в случайно выбранный день и данные о распространенности (степени признания мировым сообществом) соответствующих видов спорта в переложении на выделенные этапы развития показал общую историческую тенденцию: федерации наиболее востребованных видов спорта начали процесс интеграции интернет-технологий в свою деятельность раньше, чем менее популярные организации.
Современный этап развития сайтов общероссийских федераций характеризуется прежде всего качественным изменением контента, переходом от официальной формы информирования к разноформатной коммуникации с аудиторией. Анализ публикаций раздела «Пресса» официального сайта Федерации фехтования России показал смену ориентации организации на интернет-коммуникацию, увеличение количества изначально подготовленных для размещения на интернет-ресурсе материалов, а также постепенный переход от классической коммуникации, построенной преимущественно на пресс-релизах, к более вариативному взаимодействию с аудиторией с точки зрения используемых жанров и форматов.
В целом, на наш взгляд, указанные обстоятельства могут свидетельствовать о качественных изменениях в информационной деятельности общероссийских спортивных федераций, а также о формировании новой сферы многофункциональных коммуникационных платформ в спортивном медийном пространстве Российской Федерации.
[1] О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 30.04.2021): принят Гос. Думой Федер. собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 г.: одобр. Советом Федерации Федер. собр. Рос. Федерации 23 ноября 2007 г. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/902075039 (дата обращения: 12.06.2021).
[2] Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. № 3081-р. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/Rr4JTrKDQ5nANTR1Oj29BM7zJBHXM05d.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
[3] Реестр общероссийских и аккредитованных региональных спортивных федераций от 15 декабря 2020 года: Министерство спорта Российской Федерации. Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2020/docs/new%20files/Приказы/РЕЕСТР%20от%2015.12.2020.xlsx (дата обращения: 02.04.2021).
[4] Всероссийский реестр видов спорта: Министерство спорта Российской Федерации. Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2021/doc/ВСЕРОССИЙСКИЙ%20РЕЕСТР%20ОБЪЕКТОВ%20СПОРТА/ВРВС.xls (дата обращения: 07.04.2021).
[5] Формирование номеров-кодов видов спорта и спортивных дисциплин, включаемых во Всероссийский реестр видов спорта: Приложение к приказу Министерства спорта Российской Федерации от 17 июля 2017 года N 649. Режим доступа: https://minsport.gov.ru/2017/doc/Formirovanie-nomerov-kodov.doc (дата обращения: 07.04.2021).
[6] Всероссийский реестр видов спорта.
Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2016.
Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? // Информационное общество, 1999. № 5. С. 11–14.
Вартанова Е.Л. Новые медиа как фактор модернизации СМИ // Информационное общество. 2008. Вып. 5–6. С. 37–39.
Войтик Е.А. Медиапространство спортивной коммуникации: концептуальный подход в понимании сущности // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та. Сер. 9: Язык и литература. 2014. № 1. С. 235–247.
Горохов В.М., Гринберг Т.Э. Связи с общественностью: векторы развития в медиатизированном обществе // Медиаскоп. 2018. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2507
Калмыков А.А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ. М.: Изд-во ИПК работников ТВ и РВ, 2009.
Караева В.А., Точилина А.А. Коммуникационная конвергенция журналистики, рекламы и ПР // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 2. С. 242–256.
Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева, под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория (при участии изд-ва Гуманитарн. ун-та), 2004.
Короченский А.П. Пиарналистика как гибрид журналистики и PR: аномалия или новый профессиональный норматив? // Коммуникация в современном мире: мат. Всерос. науч.-практ. конф. исслед. журналистики, рекламы и паблик рилейшнз «Журналистика, реклама и СО: новые подходы», 25–26 мая 2004 г. / под ред. проф. В.В. Тулупова. Воронеж: Фак. журн. ВГУ, 2004. С. 93.
Костиков В.Ю. Медиакоммуникация в брендинге спорта: технологии и драйверы // Медиа в современном мире. 58-е Петерб. чтения: сб. мат. междунар. науч. форума / отв. ред. В.В. Васильева. СПб.: СПбГУ, 2019. С. 100–102.
Костикова А.А. Цифровая коммуникация: историко-философский анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 2019. № 5. С. 49–55.
Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: учеб. пособие. М.: Фак. журн. МГУ, 2005.
Лучкина С.А. PR-коммуникации в Интернете (на материале корпоративных ресурсов российского сегмента Сети): дис. ... канд. филол. наук. М., 2005.
Миронова Л.А. Общероссийская спортивная федерация: сущность деятельности, особенности маркетинга // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 138–144.
Морозова О.Н. Особенности интернет-коммуникации: определение и свойства // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. № 5. С. 150–157.
Ольшанская А.В. Коммуникативный процесс в условиях глобализации: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук. М., 2005.
Шестеркина Л.П., Лободенко Л.К. Коммуникационная конвергенция журналистики, рекламы и PR // Вестн. ЧГАКИ. 2013. № 3 (35). С. 31–36.
Шилина М.Г. Корпоративные интернет-ресурсы в системе общественных свзей: структура, содержание, особенности развития: дис. … канд. филол. наук. М., 2007.
Юферева А.С. Особенности функционирования института СМИ в системе политической коммуникации в условиях конвергенции (на примере избирательной кампании 2016): дис. … канд. филол. наук. Екатеринбург, 2019.
Якоба И.А. Особенности интернет-коммуникации (социологический, лингвистический, гендерный аспекты) // Вестн. ИрГТУ. 2012. № 3 (62). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-internet-kommunikatsii-sotsiologicheskiy-lingvisticheskiy-gendernyy-aspekty
Baron N.S. (1984) Computer-Mediated Communication As a Force in Language Change. Visible Language 18 (2): 118–141.
Grix J. (2013) Sport Politics and the Olympics. Political Studies Review 11 (1): 15–25.
Morris M., Ogan C. (1996) The Internet as Mass Medium. Journal of Computer-Mediated Communication 1 (4). Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/228000173_The_Internet_as_Mass_Medium
Sage G.H. (1979) Sport and the Social Sciences. The Annals of the American Academy of Political and Social Science 445: 1–14.
Vats B. (2017) A Study on Internet Media's Impact on Sports Public Relationship. International Journal of Physical Education, Sports and Health 4 (3): 274–277.
Дата поступления в редакцию: 05.11.2021
Дата публикации: 17.12.2021