Архив



Тревел-блогинг в Instagram и YouTube: влияние пандемии



Анастасия Назаренко, Ольга Тихонова

Ссылка для цитирования: Назаренко А.С., Тихонова О.В. Тревел-блогинг в Instagram и YouTube: влияние пандемии // Меди@льманах. 2022. № 1. С. 68–76. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.6876

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2022.6876

© Назаренко Анастасия Сергеевна
аспирантка кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), a9157553029@gmail.com

© Тихонова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), tihonovao@list.ru



Ключевые слова: тревел-блогинг, видеоплатформа, Instagram, YouTube, пандемия.



В статье представлены результаты исследования, связанного с аспектами современного состояния тревел-блогинга на платформах Instagram и YouTube в условиях продолжающейся пандемии коронавируса COVID-19, ограничившей передвижение людей. Предпринята попытка выявить тенденции развития изучаемой сферы на основе изучения стиля подачи материала, а также тематики отдельных выпусков и медиапроектов в целом.

 

Тревел-блогинг в новых реалиях

Декабрь 2019 г., вспышкой заболевае­мости коронавирусом в КНР, ознаменовал собой новую чрезвычайную ситуацию международного значения (Никифоров, Суранова, Чернобровкина, Янковская, 2020: 87). Пандемия, официально объявленная 11 марта 2020 г. Всемирной организацией здравоохранения, постепенно затронула все сферы жизнедеятельности, в том числе журналистику и блогинг. «Ситуация с COVID-19 должна призвать специалистов во всех областях журналистики кардинально пересмотреть свои взгляды. В частности, отношение к фрилансерам и блогерам, создающим сейчас конкуренцию профессио­налам» (Ibrahim, 2021: 3).

Чтобы удержать целевую аудиторию, лидеры мнений были вынуждены поменять не только контент, но и в корне пересмот­реть всю концепцию своих аккаунтов. Одной из причин этого стала невозможность снимать новые видео. Качественная визуальная картинка как основа контента тревел-блогинга сейчас доступна немногим авторам блогов такой тематики. В очень затруднительном положении оказались блогеры, которые специализировались на зарубежной тематике, организация поездок за границу осложнилась вопросами получения визы, разрешения на въезд, нахождения на карантине и др. Тематический ракурс некоторых медиапроектов был смещен в сторону путешествий по России. Стали иметь место и случаи прекращения функционирования блогов.

В сложившейся ситуации борьба за целевую аудиторию становится наиболее острой. Прогнозировать время продолжительности пандемии сложно даже специалистам. В связи с этим возникает вопрос: как долго зрители будут готовы смотреть на каналах блогеров выпуски, посвященные, к примеру, кулинарии или ремонту, а не далеким странам. Если же зрители начнут отписываться, проект постепенно станет менее популярным среди целевой аудитории и, соответственно, менее привлекательным для рекламодателя. Блогеры-путешественники стараются удержать внимание своих зрителей за счет введения новых визуальных эффектов: анимации или графики.

Новая реальность побудила наполнить блоги новыми смыслами. Так, в условиях пандемии увеличилось число публикаций на тему заботы о себе и об окружающих: постов о необходимости носить индивидуальные средства защиты, оставаться дома, пользоваться сервисами доставки и свести личные контакты к минимуму.

 

К вопросу о теории тревел-журналистики и тревел-блогинга

Блоги сегодня являются уникальным социокультурным явлением, обладающим одновременно несколькими функциями: развлечения, просвещения, общения, привлечения внимания к какой-либо проблеме, обмена опытом. Тревел-блогинг представляется важным полем для изучения идеологических аспектов туризма и транс­культурных встреч. Влияние информации блогеров на ее потребителя сложно переоценить. Исследователи Э. Фурсич и А. Кавури (2001: 149) отмечают, что «медийные представления» людей «остаются решающими факторами в эту эпоху глобализации».

Теоретик И.В. Показаньева (2013) дает такое определение понятию тревел-журналистики: «особое направление журналис­тики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие». Термин «тревел-журналистика» активно применялся в России «еще в XIX веке, когда это направление уже успешно развивалось, своего оригинального термина не возникло (в ходу были “путевой очерк”, “путевые записки”, соответствующие английскому “трэвелог”, которое ныне используется и у нас)» (Кривцов, 2017: 56).

Наряду с такими функциями тревел-блогов, как информирование и развлечение, следует отметить функцию влияния на туристический сектор. Об этом говорят в своих работах как российские (Микрюков, Саркисова, 2020), так и зарубежные (Tiede, 2016) исследователи. Туризм является одной из важнейших отраслей экономики, а для многих стран – основной, при этом блогинг как одно из направлений тревел-журналистики способно данную отрасль менять и поэтому имеет значение и для мирового рынка в целом.

Стоит отметить, что в контексте быстроменяющейся цифровой реальности именно тревел-блогинг набирает все большую популярность. Влияние цифровых медиа и технологий на эту специализированную область журналистики, а также адаптацию профессионалов в сфере путешествий и СМИ к изменениям подробно изучает в своей работе английский исследователь Б. Пиролли (2018).

На данный момент многие изменения, которые произошли в сфере блогинга и его направления, связанного с темой путешествий, активно обсуждаются в сообщест­ве зарубежных исследователей. В ряду изучаемых ими аспектов следует упомянуть влияние социальных сетей и лидеров мнений на поведение их целевой аудитории во время пандемии (Adams, Kopelman, 2021). В продолжение обозначенной темы звучит положение о том, что Instagram, YouTube, Facebook, Twitter могут не только стать рупором общественного мнения во время исторических событий, но и менять взгляд людей на них, а также становиться своеобразным зеркалом, отражающим последствия происходящего вокруг (Keightley, Schlesinger, 2014). О том, что пандемия, как мировой кризис, должна заставить журналистов и блогеров пересмотреть взгляды на свое творчество и предложить принципиально новые ценности в реалиях со­временного мира, говорят ученые многих стран, в частности несколько публикаций на данную тему подготовлено учеными в Нигерии (Ibrahim, 2021). Однако исследований влияния пандемии на такую область, как тревел-блогинг, все еще нет. В представленной статье авторы попытались дать общий анализ происходящих тенденций в сегменте актуального русскоязычного контента и выявить изменения, которые повлекла за собой пандемия.

 

Выборка исследования и критерии анализа

С целью определения степени влияния пандемии новой коронавирусной инфекции на общее положение современного российского тревел-блогинга были проанализированы 231 выпуск данного тематического направления на платформах Instagram и YouTube: рассмотрены темы, подача материала, роль автора в каждом ролике, обратная связь с аудиторией, а также общие изменения, произошедшие в блогосфере в течение первых полутора лет пандемии: с марта 2020 г. по август 2021 г.

Одни из самых популярных видеоплатформ Instagram (владелец Meta Platforms) и YouTube (владелец Google) имеют как общую характеристику, связанную с предоставлением пользователям возможности выкладывать видео разной тематики и использовать функцию обратной связи в виде лайков и комментариев, так и принципиальные отличия. В YouTube это в первую очередь «монтажная деконструкция, перемонтаж фрагмента фильма, ее авторы обладают собственным узнаваемым почерком и устойчивым репертуаром, в своих работах они заимствуют структурные элементы устной речи, в которой есть отклонения от общепринятых литературных норм (ассимиляция, метатеза). <…> Видео-контент присутствует и в Instagram. Однако специфический формат, утвержденный на платформе, формирует особые условия для эстетической трансформации фрагмента кинотекста»1 (Спутницкая, 2018: 36). На данный момент уже на обеих видеоплатформах – Instagram и YouTube – возможны публикации коротких видео вертикального формата (Shorts в YouTube и Reels в Instagram). Кроме того, длинные ролики существуют в Instagram в формате IGTV (Instagram TV). Их максимальный хронометраж – 1 ч2, а в YouTube – 12 ч3.

В выборку настоящего исследования вошли 18 профилей блогеров, насчитывающих от 89 тыс. до 2,1 млн подписчиков в Instagram, и 18 каналов блогеров, имеющих от 52,8 тыс. до 5 млн подписчиков в YouTube (см. табл. 1).

Таблица 1. Эмпирическая база исследования

ТАБЛИЦА

Выборка проектов с разным количеством подписчиков позволяет исследовать контент как начинающих, так и уже набравших популярность блогеров. Отметим, что в общем тематическом тревел-направлении каждый блогер подает информацию в авторской манере, а в профилях некоторых рассказывается не только о путешествиях.

В данном исследовании использовались такие методы исследования, как обобщение, систематизация, классификация, анализ и сравнение. Были определены основные критерии количественного анализа как контента в целом (частота публикаций, упоминаний в них о COVID-19, призывов к социальной ответственности), так и коммерческих постов в частности (тематика рекламных интеграций), а также качественного анализа визуального ряда видео­роликов (графика, анимация, шрифты).

 

Подача материалов блогеров в условиях пандемии

По утверждению французского исследователя медиа А. Дюпьи: «Платформу социальных сетей можно использовать для преодоления психического напряжения во время массового карантина» (2020: 27). При этом сложившаяся ситуация подтверждает, что именно такие платформы, как YouTube, Instagram, Twitter и др., могут и должны стать народным рупором для объединения в борьбе с пандемией и формированием всеобщего самосознания.

Рассматривая контент Instagram-аккаунтов, стоит отметить, что писать о пандемии на данной платформе авторы начали в разное время эпидемии. Так, Э. Мансуров уже в феврале 2020 г. делает довольно неутешительные прогнозы, описывая сложившуюся в мире ситуацию, а С. Филиппова рассуждает о происходящем только в конце марта.

Помимо обычного упоминания о коронавирусе, просьбах оставаться дома и расстановки соответствующих хештегов (в переводе с англ. ключевое слово (словосочетание или фраза), с помощью которого можно найти необходимую информацию в социальных сетях) #оставайтесьдома и #stayhome, видеоблогеры пытаются анализировать сложившую­ся ситуацию. К примеру Э. Мансуров с середины марта 2020 г. раз в один-два дня размещает статистические данные и делает выводы об экономической ситуации, судьбе малого бизнеса и будущем тревел-блогов. Кроме этого, автор пишет о такой важной социальной проблеме, как агрессия по отношению к туристам, которые не смогли вовремя вернуться домой; пытается воззвать к здравому смыслу и прекратить травлю путешественников.

Вспомним в связи с этим интервью онлайн-издания «ПолитЭксперт» с врачом, членом комитета Госдумы РФ по охране здоровья Б. Менделевичем приводятся следующие данные: «В начале апреля 2020 г. насчитывалось более 30 тысяч россиян, которым не повезло застрять за рубежом в разгар пандемии. Сейчас их постепенно вывозят спецрейсами. <…> Многим перед вылетом приходится сталкиваться с агрессией. Писали, к примеру, что в Индии белых туристов выгоняют из отелей и даже побивают камнями. Но и на родине, как оказалось, им не рады»4.

О пандемии COVID-19 и проблемах, связанных с ней, в исследованных нами профилях говорили 52% блогеров в Instagram и 36% в YouTube, но призвали остаться дома и соблюдать режим самоизоляции, по данным нашего исследования, – лишь 40%, причем большая часть упоминаний относится к выпускам блогов на видеохостинге Instagram.

С мая 2020 г. больше половины блогеров стали публиковать более эмоциональные посты, транслируя важность семейных ценностей. С одной стороны, желание стать более открытыми для своей аудитории можно объяснить невозможностью поддерживать тревел-тематику выпусков, так как пандемия осложнила передвижение по миру, с другой – личными переживаниями авторов блогов. Ярко выделяется аккаунт И. Воскресенского, в пик пандемии оказавшегося вдали от семьи и детей, младший из которых находился на лечении. Описание своих мыслей и чувств по поводу сложившейся ситуации способствовало большому активу подписчиков в лайках и комментариях. По сравнению с публикациями в ноябре–декабре 2020 г., в конце июня 2021 г. количество откликов аудитории выросло в полтора раза (при подсчетах в ходе исследования не брались в расчет данные о накрутках активности через боты).

Четверо авторов пережили пик пандемии за пределами России. Данная ситуация не повлияла на продвижение публикаций самых популярных блогеров с милионной аудиторией, при этом стала приключением для других авторов. К примеру, Д. Куликов вел подробный интернет-дневник из Новой Зеландии, описывая влияние карантина на сервис, отношение к туристам и на цены в стране. А. Кондрашов, вынужденно продлив свой отпуск на Мальдивах, сделал акцент на повседневных бытовых мелочах, показывая приготовление еды, рыбалку, игру с детьми. Параллельно шел монтаж нескольких выпусков, посвященных теме коронавируса и возвращению домой, для YouTube-канала.

На момент начала пандемии и ограничения поездок за рубеж наблюдался значительный перерыв в постах 82% блогеров в Instagram и 64% в YouTube. Одни взяли пау­зу, другие – монтировали ролики из уже отснятого видеоматериала, третьи – меняли тематическое направление канала (см. табл. 2). Лишь часть блогеров (18% в Instagram и 36% в YouTube) не прекратили деятельность и занялись поиском помощников. Такие авторы обращались к друзьям и коллегам в разных странах с просьбой записать видео о том, как люди переживают пандемию. Идея воплощалась как в отдельных выпусках, так и в целой серии.

Таблица 2. Изменения в период пандемии (март 2020 г. – июль 2021 г., в %)

ТАБЛИЦА

В ходе исследования зафиксирован случай полного изменения направления видеоблога в период пандемии. В условиях самоизоляции С. Лысикова вместо рассказов о других странах публиковала всевозможные рецепты, преимущественно кондитерских изделий. С. Лысикова стала единственным блогером, отказавшимся от тревел-тематики, однако почти 80% тревел-блогеров в исследуемый период активно выкладывали кулинарные посты. Скорее всего данный факт связан с тем, что в период самоизоляции тема приготовления пищи (а также доставки еды) стала более востребованной по сравнению с поездками по стране или за рубеж.

 

Жанровая специфика и особенности визуального ряда контента

Во время пандемии становятся актуальнее материалы жанра тревел-расследования. Однако, если раньше «непременной чертой ряда журналистских расследований» было «именно присутствие самого автора в ряду действующих героев тех историй, о которых ведется речь» (Зубарскина, 2009: 368), то сейчас присутствие автора на месте событий становится необязательным, он выступает в качестве ведущего-редактора. В блогах рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись жители разных стран в период пандемии: погромы, нехватка продуктов и медикаментов, введение режима ЧС в стране. Как правило, такие ролики созданы без прописанного сценария. Автор канала в качестве ведущего дает подводку и отводку к основному видео. Зарождается новый смежный с тревел-блогингом и «гражданской журналистикой» жанр: цикл народных или гражданских тревел-репортажей (МакКоннелл, Хуба, 2008: 47).

Что касается специфики визуального ряда, то стоит отметить использование многими блогерами сделанных ранее фотоматериалов. Картинка ретушируется в цветовой гамме профиля и выдержана в одном стиле. При этом А. и И. Константиновы, Л. Захарченко, А. Шураева столкнулись с проблемой нехватки визуального контента, поэтому включили в выпуски другие иллюстрации (автопортреты, натюрморты, фото домашних животных).

Одной из отличительных особенностей визуального ряда тревел-блогинга периода пандемии можно назвать увеличение частоты использования анимации в публикациях (как правило, это эффекты, созданные в Photoshop, различных интернет-приложениях), а также анимированный текст и гифки (короткие видео) с быстрыми переодеваниями. Такие небольшие ролики собирали почти в два раза больше откликов аудитории, чем другие пос­ты. Введение анимации в блог можно связать с появлением у авторов времени на его развитие в условиях возникшей необходимос­ти постоянно чем-то удивлять аудиторию.

 

Рекламные интеграции в тревел-блогинге

До пандемии блогеры в своих постах часто продвигали дорогостоящую технику, украшения, бренды премиальной косметики, теперь же рекламный курс 60% блогеров смещен в сторону доставки продуктов и готовых блюд, онлайн-кинотеатров, сервисов-поставщиков товаров для дома (см. табл. 3). Стоит отметить, что на количестве рекламных постов пандемия в целом не сказалась, для аккаунтов 75% блогеров характерна прежняя регулярность их выхода (в среднем, раз в 4–5 публикаций).

Таблица 3. Особенности использования рекламных интеграций в период пандемии (март 2020 г. – июль 2021 г., в %)

ТАБЛИЦА

Включенный режим экономии сказался не только на характере рекламы, но и на тематике постов. Больше половины блогеров (60%) начали писать о бюджетных путешествиях: давать советы об экономии на отеле, билетах, трансфере, составлять рейтинги самых бюджетных направлений. С конца апреля 2020 г. Instagram-блогеры активно пропагандируют внутренний туризм, объясняя это не только ограничением перелетов, но и экономией. Так, 25% авторов публикуют в исследуемый период по несколько постов о поездках на Байкал. Логично предположить, что в этот промежуток времени был организован пресс-тур для блогеров, а данные публикации являются рекламой туристического направления. В пе­риод пандемии начал активно развиваться внутренний туризм, и подобные посты в условиях рыночной экономики повышали спрос путевок.

 

Выводы

На основе полученных данных можно говорить о том, что пандемия COVID-19 заметно повлияла на содержание и формы тревел-блогинга на платформах Instagram и YouTube. Данное направление продолжает пользоваться большой популярностью: миллионная аудитория готова потреблять контент, даже если авторы не покидают пределы квартиры или дома и тематическая направленность медиапроектов изменилась. Этот факт подтверждает весомую роль личности блогера для канала или аккаунта. При этом некоторые блогеры с целью удержания внимания своих подписчиков начали использовать новые аудио­визуальные средства выразительности, такие как графика и анимация, стараясь сделать картинку на экране разнообразной и яркой.

Меняется и жанровая палитра тревел-блогинга: тревел-расследования и тревел-репортажи становятся частью блогов. Появление новых жанров можно объяснить не только ограничениями на передвижение по миру, но и сменой ценностных ориентиров: в повестке дня возникли новые актуальные темы. Изменение условий жизни, которые произошли в мире за последние два года, оказывают влияние и на общие смыслы, которые пытаются донести авторы в своих блогах. Призывы к социальной ответственности, соблюдению правил дистанции, самоизоляции становятся отдельными темами для публикаций.

После постепенного снятия различных ограничений авторы начинают чаще выбирать для новых выпусков туристические направления внутри своей страны или в те страны, куда уже разрешены перелеты и ожидается наибольший поток туристов. При этом некоторые блогеры изменили направление своего аккаунта на более актуальное и экономически выгодное для рекламодателей на данный момент. Можно предположить: если в ближайшее время ситуация пандемии коронавируса не улучшится и ограничения не будут полностью сняты, то это приведет к еще большей трансформации тревел-блогинга в русскоязычном секторе интернет-пространства. Стоит отметить, что сложившаяся ситуа­ция в сфере тревел-блогинга как одного из направлений тревел-журналис­тики оказывает большое влияние и на ракурс исследований в научном сообществе – изу­чение данной тематики в контексте влия­ния пандемии COVID-19.

 

Примечания

1 Сохранена транслитерация автора статьи.

2 Instagram отказался от IGTV и разрешил публиковать в ленте видео длительностью до часа // Медуза. 2021. Окт., 6. Режим доступа: https://meduza.io/news/2021/10/06/instagram-otkazalsya-ot-igtv-i-razreshil-publikovat-v-lente-video-dlitelnostyu-do-chasa

3 Баландин В. Размеры видео для YouTube, Instagram, Facebook / Яндекс.Дзен. 2019. Март, 6. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae06d2b57906af28ad4ad1d/razmery-video-dlia-youtube-instagram-facebook-v-2021-5c3c823075ce4600a97ce635

4 Зорина А. Психологи объяснили опасность проявлений агрессии в условиях пандемии коронавируса // ПолитЭксперт. 2020. Апр., 17. Режим доступа: https://politexpert.net/192942-psikhologi-obyasnili-opasnost-proyavlenii-agressii-v-usloviyakh-pandemii-koronavirusa

 

Библиография

Зубарскина Е.С. Журналистское расследование: история и технология создания сюжетов // Преподаватель ХХI век. 2009. № 2–2. С. 366–370.

Кривцов Н.В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Воп­росы теории и практики журналистики. 2017. T. 6. № 3. С. 347–365.

МакКоннелл Б., Хуба Дж. Эпидемия контента. Маркетинг в социальных сетях и блогосфере / пер. с англ. А.В. Болдышевой. М.: Вершина, 2008.

Микрюков В.О., Саркисова Д.А. Современные тенденции и развитие travel-блогинга в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 8 (47). С. 96–99.

Никифоров В.В., Суранова Т.Г., Чернобровкина Т.Я., Янковская Я.Д. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19): клинико-эпидемиологические аспекты // Архив внутренней медицины. 2020. № 10 (2). C. 87–93. 

Показаньева И.В. Проблемное поле тревел-журналистики как явления современного медиапространства // Медиаскоп. 2013. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1385

Спутницкая Н.Ю. Актуальные модели блогов о кино в социальных сетях YouTube, Facebook и Instagram // Телекинет. 2018. № 1 (2). С. 35–39.

 

Adams T., Kopelman S. (2021) Remembering COVID-19: Memory, Crisis, and Social Media. Media, Culture & Society. Sept., 27, pp. 1–20. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/354872348_Remembering_Covid-19_Adams_and_Kopelman

Ibrahim A. (2021) Implications of COVID-19 Pandemic for Journalism Study: A Research Commentary. Academia Letters. July, pp. 2–7. Режим доступа: https://www.academia.edu/53477554/Implications_of_COVID_19_Pandemic_for_Journalism_Study_A_Research_Commentary

Depoux A., Martin S., Karasillakis E., Preet R. et al. (2020) The Pandemic of Social Media Panic Travels Faster Than the COVID-19 Outbreak. Journal of Travel Medicine 27 (3): 27–32.

Fürsich E., Kavoori A.P. (2001) Mapping a Critical Framework for the Study of Travel Journalism. International Journal of Cultural Studies 4 (2): 149–171. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/249743994_Mapping_a_critical_framework_for_the_study_of_travel_journalism

Keightley E., Schlesinger P. (2014) Digital Media – Social Memory: Remembering in Digitally Networked Times. Media Culture & Society 36 (6): 745–747. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/278098678_Digital_media_-_social_memory_remembering_in_digitally_networked_times

Pirolli B. (2018) Travel Journalism: Informing Tourists in the Digital Age. Routledge, p. 196. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/327313346_Travel_Journalism_Informing_Tourists_in_the_Digital_Age

Tiede R.M. (2016) The Importance of Travel Journalism. In: Departmental Honors in the Department of Journalism. Texas Christian Univ. Fort Worth, pp. 1–34. Режим доступа: https://repository.tcu.edu/bitstream/handle/116099117/11434/Tiede__Rachel--Honors_Project.pdf?sequence=1&isAllowed=y

 

Дата поступления в редакцию: 11.01.2022
Дата публикации: 18.02.2022