Архив



Ценностные ориентации журналистов КНР в контексте идей конфуцианства



Ольга Смирнова, Фан Ван

Ссылка для цитирования: Смирнова О.В., Ван Фан. Ценностные ориентации журналистов КНР в контексте идей конфуцианства // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 16–25. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.1625

© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga.msu@yandex.ru

© Ван Фан
аспирантка кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Корла, КНР), liliya_wang@163.com



Ключевые слова: профессиональная этика журналиста, КНР, этические кодексы, журналистика и китайская культура, конфуцианство.

В статье представлены результаты первого этапа исследования, задачей которого стал анализ роли конфуцианских ценностей в профессионально-этических кодексах и практической деятельности журналистов в Китае. Выдвигается тезис о том, что роль иерархии общепризнанных ценностей и их объективной значимости в процессе деятельности журналиста является ключевой, и ценностная ориентация общества в таких условиях – важнейший фактор, формирующий и базовые профессиональные установки.

 

Теоретические подходы и методология исследования

Как отмечают эксперты, «проблематика профессиональной этики сегодня, в эпоху экзистенциальных разрывов, в период интенсивных поисков сущностных опор любой созидательной деятельности, в ситуации оживления информационных войн, актуален более чем когда-либо ранее», а журналист, как представитель социально ответственной профессии, «всегда находится в ситуации морального выбора, который он совершает самостоятельно в соответствии с собственными представлениями о профессиональном долге и чести» (Фролова, 2018: 163–164). Но при этом его профессиональные действия направляются и обществом, в том числе посредством норм и правил, выработанных в результате анализа соотношения общественных интересов и реальной журналистской практики и последующей кодификации этого опыта в этических кодексах. На формирование этих норм и правил ключевое влия­ние оказывают ценностные предпочтения и отношения в обществе, на которых в значительной степени базируется связь между журналистским сообществом и обществом в целом (Вартанова, 2018a). Журналист осуществляет выбор ценностей, на которые «человек ориентируется как на центр притяжения или отталкивания при организации взаимодействия с другими людьми» (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021: 33). Представление о значимости тех или иных духовных и материальных реалий, их субъективный выбор формируют ценностную ориентацию страны в целом, позволяя определить место, которое общество отводит той или иной ценности в их общей структуре. Опираясь на нормы, противоречащие преобладающим в социу­ме представлениям, журналист рискует не стать таким «центром притяжения», не найти должного отклика у аудитории, и в конечном счете результаты его деятельности могут оказаться неэффективными. Таким образом, можно говорить о ключевой роли иерархии общепризнанных ценностей и их объективной значимости в процессе деятельности журналиста. Ценностная ориентация общества в таких условиях становится важнейшим фактором, формирующим базовые профессиональные установки (Вартанова, 2018 б). Ученые также обращают внимание на важность понятия «ценностное ориентирование», трактуя его как возможность для расширения кругозора человека «с помощью внешней активности, направленной на обогащение возможностей личности для осознанного ценностного самоопределения» (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021: 33).

Настоящее исследование посвящено анализу особенностей кодексов профессиональной этики журналистов в Китае, присутствия в их содержании базовых установок, отсылающих к фундаментальным основам китайского общества и его культуре. Впервые в российском академическом дискурсе предпринята попытка описания профессиональных кодексов журналистов КНР и анализа их содержания в контексте идей конфуцианства. В качестве эмпирической базы исследования использованы основные документы, кодифицирующие деятельность журналистов в КНР, которые были приняты Ассоциацией журналистов Китая в период с 1991 по 2019 г. Всего проанализировано пять документов: кодекс «Кредо репортера» (1991), «Кодекс профессиональной этики журналиста КНР» (1994), а также три его последующие редакции (1997, 2009 и 2019 гг.). Задачей контент-анализа выбранных документов стало выявление базовых установок и их сопоставление с ключевыми тезисами конфуцианства. При проведении исследования учитывалось то, что в КНР всегда большое внимание уделялось системе государственного контроля за деятельностью журналистики и СМИ. Однако основной задачей на данном этапе стало определение влияния фундаментальных общественных ценностей на саморегулирование китайской журналистики. Было выдвинуто предположение, что в содержании кодексов профессиональной этики значительное место занимают морально-этические принципы конфуцианства, доминирующие в ментальности китайского общества в целом.

 

Роль традиций в мире повседневности Китая

Исследователи считают, что влияние национальных культурных традиций на модернизацию китайского общества тесно связано с конфуцианством, составляющим фундамент традиционной культуры страны (Делюсин, 2003). Жизненный мир и культура Китая имеют выраженные национальные черты, что непосредственно связано с многовековым устойчивым уважением и соблюдением китайских культурных традиций во всех сферах жизни, прежде всего в образовании. Так, в древнекитайской системе воспитания и образования национальной элиты особое внимание уделялось формированию высоких моральных качеств и стремлению к постоянному духовно-нравственному совершенствованию. Такой подход опирался на постулаты конфуцианства о «служивых людях», в которых главенствовали идеи служения и долга перед государством, приоритета долга перед личными потребностями. Можно утверждать, что в значительной степени такой подход остается приоритетным и в современном китайском обществе, он также оказывает значимое влияние и на формирование культуры различных профессиональных сообществ. Так, исследователи отмечают, что в формировании ценностей китайской деловой культуры («цзячжи тиси», 价值体) отразилось «конфуцианство, даосизм, буддизм, а также весь сложный комплекс китайских синкретических религий» (Лунь, 2004: 13–27). Безусловно, комплекс китайских синкретических религий не мог не оказать влияния и на сущностные основы и ценностные ориентации китайской журналистики как важнейшей общественной сферы. При этом исследователи полагают, что именно традиции религиозного синкретизма, опирающиеся на конфуцианство, позволяют китайским ценностям более мягко взаимодействовать с западными (Терехова, Трофимова, Терехова, 2021).

Следует напомнить, что конфуцианство возникло на основе учения древнекитайского философа Конфуция (551 до н. э. – 479 до н. э.), чьи идеи и основанная на них педагогическая деятельность заложили морально-нравственные, социальные и политические каноны общества. Идеи совершенствования человека на основе целого комплекса норм, определяющих поведение в системе отношений правитель – подданный, отец – сын, муж – жена и т.п., были призваны объединить государство и народ и обеспечить стабильность в обществе (Фролова, 2017). Так, одной из важнейших представляется идея гуманности («жэнь»), которая связана с учением о трансформации обычного человека в «совершенного мужа» в результате внутренней работы. В процессе самоусовершенствования особое значение имеет сила воли человека: «Стойкость и твердость, простота и немногословие приближают человека к гуманности» (Лунь, 2004: 13–27). Основные постулаты конфуцианства апеллируют к приоритетной значимости общественного долга и личной ответственности каждого человека.

Конфуцианство как многоаспектное этико-политическое учение оказало и продолжает оказывать непосредственное влия­ние на все уровни повседневности. Китайские исследователи считают, что именно «конфуцианство создает баланс между традиционными и инновационными силами», подчеркивая: социально-политические нормы конфуцианства по-прежнему являются «стержнем, вокруг которого формируется современная модель общественного и государственного устройства Китайской Народной Республики» (Гэн, 2011: 3). В связи с этим отмечается также, что понимание современного состояния и развития социально-политической системы страны необходимо рассматривать не только в контексте глобальных геополитических процессов, но и через призму ключевых идей этого древнекитайского философского учения.

Обращается внимание на то, что лозунг «древность на службе современности» («гу вэй цзииь юн», 古为今用) «демонстрирует преданность традициям, свойственную китайскому менталитету» (Гэн, 2011: 3). Также подчеркивается, что в стремлении соблюдать баланс между традиционными и инновационными силами Китай не стремится к копированию западных идей модернизации общества, формируя самостоятельный путь, который в значительной степени основывается на современном переосмыслении конфуцианских традиций. В качестве примера можно привести актуальную политическую установку, передающую особенности китайского политического уклада – «западные новшества на китайской основе» («чжун ти си юн», 中体西用) (Цзян, 2003: 20–23).

Важно при этом отметить, что на протяжении истории Китая отношение к конфуцианству не всегда было однозначным. В последней трети XX в. в связи с началом в стране эпохи «реформ и открытости» произошел всплеск интереса к конфуцианству, обозначенному в его современной ипостаси как «новое конфуцианство (Сущенко, 2015: 116). Считается, что в этот период впервые стали обсуждаться проблемы глобализации: «новое конфуцианство первым выдвинуло тезис о том, что модернизация не синонимична вестернизации, а культуры разных народов в равной степени обладают современными и универсальными ценностями» (Сущенко, 2015: 118). Таким образом, прозвучала идея, что именно традиции призваны обогащать новые модели модернизации в Китае и конфуцианство в XXI в. должно сыграть важнейшую роль в осмыслении места человека в условиях глобализации. Любопытно в связи с этим, что в условиях пандемии COVID-19 появилось также понятие «цифрового конфуцианства», суть которого заключалась в доверии властям, призывавшим применять цифровые технологии для контроля за распространением коронавируса.

Китайские исследователи в целом уделяют большое внимание осмыслению влияния конфуцианских традиций на общество (Ду, 1992; Фан, 2008; Ли, 1998; Ван, 1998; Вэй, 1990; Го, 2009; Линь, 1997; Лю, 2010; Мяо, 1998; Се, 2008; Цзи, 2006; Цзян, 2003; Чжан Т., 2009; Чжан Я., 1995; Чэнь, 2010; Юй, 1998; Ян С., 2002; Ян Ч., Сун, 2009 и др.). В контексте представляемого здесь исследования нам кажется важным также понимание того, какое место занимают конфуцианские ценности в профессионально-этических кодексах и в практической деятельности китайских журналистов. Следует отметить, что в этой сфере общественной жизни, несмотря на активное взаимодействие КНР с другими странами, по-прежнему заметно влияние национальных культурных особенностей на функционирование и на содержание журналистики и СМИ. Китайская журналистика принимает во внимание международный опыт, в том числе тенденции, связанные с унификацией базовых общественных ценностей и их отражением в СМИ. В частности, учитывается западное понимание гуманитарных ценностей. Имеются в виду «не только ценности жизненного пространства, наиболее тесно и близко сопряженные с миром повседневности, но и такие общественные установления, которые отдают приоритет человеческому развитию, – в соответствии с ними складываются гуманистические социальные практики и технологии» (Фролова, 2017: 48). Однако учитывая западный контекст, журналистика в КНР не спешит полностью принять, к примеру, западное понимание свободы слова. В КНР профессиональная этика журналиста тесно связана с традиционными для национальной культуры установками на самодисциплину, внутреннюю цензуру и ориентацию на государственные интересы. В отличие от западных и росийских исследований по свободе слова (см., напр.: Маккуэйл, 1995; Сиберт, Шрамм, Питерсон, 1998; Шомова, 2016 и др.), где это право считается неотъемлемым и важным для функционирования СМИ, анализ научных работ показывает, что в китайском исследовательском дискурсе преобладает критическая оценка западных концепций, в частности концепции социальной ответственности прессы и теории журналистской элиты. В  критических исследованиях можно увидеть и отношение к западному пониманию гуманистических подходов и гуманитарных ценностей, а также их отражение в СМИ (Кан, 2012; Лю М., 2008; Су, 2014; Чжоучон, 2010; Пан, 2017; Ху, 2018 и др.).

Безусловно, в современных условиях цифровизации китайского медиапространства происходят изменения, которые также влияют на общественные ценности и на иерархию профессиональных ценностей журналистов. Появление социальных сетей, активное развитие пользовательского контента создают условия как для позитивных, так и для негативных тенденций, в том числе повышенной сенсационности и фейкизации контента. Эти явления требуют анализа, в дальнейшем мы также уделим им внимание.

Тем не менее современный Китай демонстрирует стремление справляться с наступательным воздействием внешних факторов, призванных оказать влияние на внутренние общественные процессы. Это связано в том числе с реформами в образовательной системе, ориентированной на минимизацию противоречий между личными и общественными интересами. При этом одним из важнейших условий для успешного развития Китая признается конфуцианская этика (Гэн, 2011).

 

Результаты исследования

В качестве эмпирической базы исследования, как уже указывалось выше, были использованы документы, которые в период с 1991 по 2019 г. были подготовлены и приняты Ассоциацией журналистов Китая: кодекс «Кредо репортера» (中国新闻工作者职业道德标准) (1991), «Кодекс профессиональной этики журналиста КНР» (中华全国新闻工作者协会第四届第二次全体会议修订) (1994), а также три его последующие редакции 1997, 2009 и 2019 гг.

Информационное бюро Центрального отдела пропаганды и Ассоциация журналистов Китая в 1986 г. разработали проект «Профессиональная этика китайских журналистов», который впоследствии получил название «Кодекс репортера» и был официально принят в январе 1991 г. на съезде ассоциации. В этом документе акцент сделан на том, что политическая этика важнее профессиональной. Кроме того, влияние экономических реформ нашло отражение в том, что в Кодексе 1991 г. были, по мнению китайских экспертов, впервые заложены стандарты для профессиональной деятельности, обозначена необходимость соблюдения законов и правил, обеспечения достоверности новостей, соблюдения принципов объективности и справедливости и другие важные постулаты. При этом ключевые установки в документах касались идей общественного служения и духа единства китайской нации.

В ходе анализа текстов кодексов 1991 и 2019 гг. была поставлена задача по выявлению присутствия в них ключевых понятий конфуцианской философии, базовых конфуцианских ценностей, формирующих стержень профессиональной культуры журналиста в Китае. В их числе: «гуманность, благожелательность» («жэнь», ); «благожелательность» («хэ ци», 和 气); «благожелательность ведет к процветанию» («хэ ци шэн цай», 和 气生财); «ритуал» («ли», ); «долг, справедливость» («и», ); «выгода» («ли», ); «покорность, послушание» («шунь», ); «сыновняя почтительность, благочестие, уважение и почитание старших» («сяо ти», 孝 悌); «верность, доверие, преданность, великодушие» («синь», ).

Развернутые примеры ключевых понятий конфуцианства в некоторых стать­ях «Кредо репортера» (1991) и Кодекса профессиональной этики журналиста КНР (2019) отражены в таблице.

 

Таблица. Ключевые понятия конфуцианства в кодексах профессиональной этики журналистов КНР
Ключевые понятия конфуцианства Кредо репортера (1991) Кодекс профессиональной этики журналиста КНР (2019)

Служение людям

Не делай людям того, чего не желаешь себе

己所不欲 勿施于人

(«Лунь юй», «Аналекты Конфуция»)

Люди – наивысшая ценность, за ними следуют земля и хлеб, а государь замыкает список

民为贵,社稷次之,君为轻

(«Мэнцзы», «Записка
о беседах и рассуждениях философа Мэнцзы»)

Беззаветное служение людям – основная цель нашей журналистики

全心全意为人民服务是我国新闻工作的根本宗 旨。新闻工作者要在党的领导下 ,
坚持正确的舆论导 向

(ст. 1)

Служить всем сердцем

第 – 条 全心全意为人民服务

(ст. 1)

Важность соблюдения традиций

Обуздать себя и вернуться
к «ли» (этикету-культурности) – в этом подлинная гуманность
(в знач.: обрести высшую добродетель, стать достойным человеком)

克己复礼

(«Лунь юй», «Аналекты Конфуция»)

Журналисты должны поддерживать и развивать прекрасную традицию трудолюбия и простоты

发扬党和人 民新闻事业的优

Продвигать прекрасные традиции

闻工作者要坚持和发扬艰苦朴素的优 良传统

(ст. 5)

Помнить об ответственности
и миссии партии
в области новостей
и работы
с общественным мнением, унаследовать и развивать прекрасную традицию партии
в области новостей
и работы
с общественным мнением

牢记党的新闻舆论工作职责使命,继承和发扬党的新闻舆论工作优良传统,坚持正确政治方向、舆论导 向、新闻志向、

(преамбула)

Стремление к постижению истинного состояния вещей

Если на рассвете познаешь Дао, то на закате солнца
и умереть не жалко

朝闻道 夕死可矣

Учиться, не размышляя над изученным, значит ничего не усваивать; размышлять, не учась ничему новому, значит тратить силы впустую

学而不思则罔, 思而不学则殆

(«Лунь юй», «Аналекты Конфуция»)

Постигать подлинность вещей вообще и по существу.

从总体上 、 本质上把握事物的真实性 。

(ст. 3)

Сохранять остроту
и открытость мышления, распознавать новые вещи, постигать новые законы

保持思维的敏锐性和开放度,认识新事物、把 握新规律,敢于打破思维定势和路径依赖

(ст. 5, п. 3)

Важность усердия
и добросовестности

Настоящим знающим человеком считается тот, кто говорит только то, что он знает, и искренне признается, когда он чего-либо не знает

知之为知之,不知为不知,是知也

(«Ли цзи», «Записки о правилах благопристойности»)

Работа должна быть добросовестной и ответственной, чтобы избежать ложных сообщений. Если допущена какая-либо неточность, вы должны взять на себя ответственность и принять меры по исправлению положения

工作要认真负责,避免报道失实 。 如有失实 , 应 主动承担 责任 ,
采取补救措施 。

五 、 坚持客观公正的原则
(ст. 4).

Придерживаться принципа достоверности новостей. Воспринимать правду как «жизнь новостей»

坚持新闻真实性原则。把真实作为新闻的生命(ст. 3)

Прилежание и стремление к учебе

Когда я вижу добродетельного
и талантливого человека,
я учусь у него, надеясь быть
с ним наравне

见贤思齐焉

Из троих обязательно найдется один, у кого можно чему-либо поучиться.

三人行,必有我师

(«Лунь юй», «Аналекты Конфуция»)

Быть скромными
и прилежными, учиться у масс, учиться на практике и учиться
у своих коллег

新闻工作者要谦虚好学 ,
向群众学 习 、 向实践学
习 、
向同行学 习 。

(ст. 7)

Повышать уровень образования, развивать привычки к учебе, постоянно повышать качество политического анализа, способствовать развитию бизнеса, приобретать комплексные навыки, стремиться стать экспертом, работающим в сфере медиа

强化学习意识,养成学习习惯, 不断增强政治素质,提高业务水平,掌握融合技能,努力成为全媒型、专家型新闻工作者

(ст. 4, п. 1)

Не стремиться извлекать личную выгоду

Небо бескорыстно покрывает все сущее, земля бескорыстно несет все сущее, солнце и луна бескорыстно освещают все сущее. Следуй за этими тремя бескорыстными духами, чтобы усердно убеждать мир. Это называется тремя бескорыстиями.

天无私覆,地无私载,日月无私照.奉斯三者 以劳天下,此之谓三无私

(«Ли цзи», «Записки о правилах благопристойности»)

Не основывать подготовку новостей на личной выгоде

采写和发表新闻 ,不得从个人或小团体私利 出发

Не публиковать ни в какой форме «платные новости», не торговать новостями, не выпрашивать деньги и товары для личной выгоды

不刊发各种形式的“ 有偿新闻” ,不得

以 新闻或版面 作交易 ,索要钱物 ,牟取私利 。 不得以任何方式 接受被报道地区 、 单位和个人的礼金或有价证券

(ст. 6)

Строго соблюдать «разделение» журналистики
и коммерческой деятельности,
не допускать рекламы при подготовке новостей, не стремиться извлечь из новостей доход

严格执行新闻报道与经营活动“两分开”的规定,不以新闻报道形式做任何 广告性质的宣传,编辑记者不得从事创收等经营性活动。

(ст. 4, п. 4)

Стремление к процветанию

Мир принадлежит народу; мир один, как одна большая семья

天下为公

(«Ли цзи», «Записки о правилах благопристойности»)

Проводить политику по принципу «пусть расцветает сто цветов
и соревнуются сотни школ мысли», уважать науку, уважать практику

贯彻“ 百花齐放 、 百家争鸣” 方针 ,尊重科学 ,尊重实践 ,对

(ст. 5)

Укреплять обмены
и сотрудничество
с национальными СМИ и международными (региональными) новостными организациями, улучшать взаимопонимание
и углублять дружбу,
а также делать больше для продвижения создания сообщества единой судьбы для человечества

加强与各国媒体和国际
(区域)新闻组织的交流合作,增进了解、加深友谊,为推动人类命运共同体建设多做工作

(ст. 7, п. 5)

Сравнительный анализ кодексов 1991 и 2019 гг. показал, что в целом, несмотря на изменения в формулировках, базовые этические подходы сохранились. В каждой из статей действующего Кодекса профессиональной этики журналиста КНР содержатся установки, соответствующие ключевым конфуцианским тезисам. Среди них: ст. 1. Беззаветное служение народу (全 心全意为人民服务); ст. 2. Стремление придерживаться правильной ориентации общественного мнения (坚持正确舆论导向); ст. 3. Сохранение достоверности новостей (维护新闻的真实性); ст. 4. Развитие хорошего стиля (发扬优良作风); ст. 5. Стремление к улучшениям и инновациям (坚持改进创新); ст. 6. Соблюдение законности и дисциплины (遵守法律和 纪律); ст. 7. Продвижение положительного имиджа Китая в мире (对 外展示良好形象); ст. 8. Уважать суверенитет и национальные традиции каждой страны (尊重每个国家的主权和民族传统).

Таким образом, результаты представленного в данной статье исследования показали, что в содержании этических кодексов журналистов КНР идеи конфуцианства занимают важное, даже ключевое место. В целом подтвердилось предположение, что морально-этические принципы конфуцианства являются определяющими в деятельности китайских журналистов. Это предположение будет верифицироваться на следующих этапах исследования, предполагающих опросы журналистов и другие процедуры.

Исследование выполнено при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».

 

Библиография

Ван Цзюньжэнь. Гуманитарный дух конфуцианства и его традиционная сущность и современный смысл. Шанхай: Народное изд-во, 1998 (на китайском языке).

Вартанова Е.Л. (а) Медиа в контексте общественных трансформаций: к постановке проблемы. Меди@льманах. 2018. № 1 (84). С. 8–12.

Вартанова Е.Л. (б) Теория медиа как перекресток научных подходов и методов. Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 1. С. 165–176.

Вэй Чжэнтун. Конфуцианство и современный Китай. Пекин: Народное изд-во, 1990 (на китайском языке).

Го Циюн. Дух китайского конфуцианства. Шанхай: Изд-во Фуданьск. ун-та, 2009 (на китайском языке).

Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь совре­менного Китая: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Владивосток, 2011.

Делюсин Л.П. Дэн Сяопин и реформация китайского социализма. М.: Муравей, 2003.

Ду Вэймин. Конфуцианская традиция в современной модернизации. Пекин: Народное изд-во, 1992 (на китайском языке).

Кан Сыцзя. Важность права на свободу мнения, руководство свободой прессы // Все о СМИ. 2012. № 12. С. 346–349 (на китайском языке).

Ли Цзэхоу. Лунь Юй в современном прочтении. Хэфэй: Народное изд-во, 1998
(на китайском языке).

Линь Госюн. Анализ неоконфуцианской экономической мысли в государстве. Гонконг: Народное изд-во, 1997 (на китайском языке).

Лю Дунчао. Честность в мировозрении конфуцианства // Научный журнал – исследование Конфуция. 2010. № 2. С. 26–30 (на китайском языке).

Лю Мин. Развитие западной либеральной теории прессы. Пекин: Экономика знаний, 2008 (на китайском языке).

Лунь юй (Аналекты Конфуция). Цзянси: Народное изд-во, 2016 (на китайском языке).

«Лунь юй». Суждения и беседы: Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). М.: Восточная лит., 2004.

Ли цзи (Записки о правилах благопристойности). Цзянсу: Фен Хуан чубаньшэ, 2018 (на китайском языке).

Маккуэйл Д. Свобода печати // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10: Журналистика. 1995. № 2. С. 54–59.

Мяо Жуньтянь. История китайского конфуцианства. Гуанчжоу: Гуандунское образование, 1998 (на китайском языке).

Мэнцзы (Записка о беседах и рассуждениях философа Мэнцзы). Цзянси: Народное изд-во, 2017 (на китайском языке).

Пан Ифань. Эпоха СМИ: новая экология медиа // Вестн. Ун-та журналистики. 2017. № 3. С. 54–59 (на китайском языке).

Се Сяодун. Современное неоконфуцианство и либерализм. Пекин: Восточное изд-во,
2008 (на китайском языке).

Сиберт Ф., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.: Нац. ин-т прессы; Вагриус, 1998.

Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 32–40. DOI: 10.30547/medialmanah.3.2021

Су Чжань. Разработка новой медиасреды, понятие свободы прессы // Новости мира. 2014. № 8. С. 395–396 (на китайском языке).

Сущенко М.А. «Новое конфуцианство» в общественно-политической жизни современного Китая // Вестн. КемГУКИ. 2015. № 32. С. 116–118.

Терехова Т.А., Трофимова Е.Л., Терехова Н.В. Психолого-культурологический анализ отношения к предпринимательству в России и Китае // Russian & Chinese Studies. 2021. Т. 5. № 4. С. 250–261. DOI: 10.17150/2587-7445.2021.5(4).250-261

Фан Кэли. Современное неоконфуцианство и модернизация Китая. Чанчунь: Народное изд-во, 2008 (на китайском языке).

Фролова Т.И. Гуманитарные ценности как основание для принятия актуальных решений: теоретические истоки общественной повестки дня // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 8. С. 42–54.

Фролова Т.И. Журналистская этика: особые ситуации и особые теории // Вестн. Волж. ун-та имени В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 1. С. 162–172.

Ху Шу. Текущая реальность СМИ, выполняющих социальную ответственность // Юный репортер. 2018. Окт., 18 (на китайском языке).

Цзи Баочэн. Управление страной в древности Китая. Пекин: Изд-во Кит. нар. ун-та, 2006 (на китайском языке).

Цзян Цин. Политическое конфуцианство. Пекин: Сань лянь шу дянь, 2003 (на китайском языке).

Чжан Тао. Конфуций в США – полезно для всего человечества // Научный журнал – исследование Конфуция. 2009. № 4. С. 17–21 (на китайском языке).

Чжан Яньцяо. Политическое образование и традиционная культура // Научный журнал – политическое образование. 1995. № 3. С. 50–53 (на китайском языке).

Чжоучон Сон. О свободе прессы и журналистской ответственности. Хэбэй: Изд-во Хэбэйск. педагог. ун-та, 2010 (на китайском языке).

Чэнь Лай. Моральная политика – сущность конфуцианской политической философии // Научный журнал – Тяньцзинская гуманитарная наука. 2010. № 1. С. 27–31
(на ки­тайском языке).

Шомова С.А. Новые медиа и «новая этика»: к вопросу о ценностных трансформациях журналистской профессии // Меди@льманах. 2016. № 4. С. 12–20.

Юй Инши. Современное конфуцианство. Шанхай: Народное изд-во, 1998 (на китайском языке).

Ян Сяньцзюй. Управленческая наука Конфуция. Пекин: Изд-во Кит. нар. ун-та, 2002 (на китайском языке).

Ян Чаомин, Сун Лилин. Гуманитарное чувство и открытое состояние души конфуцианства // Исследование Конфуция. 2009. № 5. С. 33 (на китайском языке).

Дата поступления в редакцию: 01.04.2022
Дата публикации: 21.04.2022