Архив



Специфика репрезентации медиаобраза Марин Ле Пен в период пандемии коронавируса (по материалам Le Figaro, Le Monde и Libération)



Милана Захарова, Кристина Скривел

Ссылка для цитирования: Захарова М.В., Скривел К.А. Специфика репрезентации медиаобраза Марин Ле Пен в период пандемии коронавируса (по материалам Le Figaro, Le Monde и Libération) // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 61–75. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.6175

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.6175

© Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru

© Скривел Кристина Андреевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), skrivelkristina@gmail.com



Ключевые слова: медиаобраз политика, Марин Ле Пен, «Национальное объединение», пандемия COVID-19, французская качественная пресса.

В статье исследуются основные особенности формирования образа лидера крайне правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен в период пандемии COVID-19 в качественных французских газетах Le Figaro, Le Monde и Libération. Особое внимание уделяется анализу лексических доминант медиатекстов (позитивная, нейтральная, сбалансированная, негативная), а также изучению тематической направленности публикаций, которые непосредственно влияют на характер репрезентации медиаобраза политического деятеля. Авторы приходят к выводу, что издания разной политической направленности демонстрируют тенденцию к нейтральному и сбалансированному освещению фигуры крайне правого политика.

 

Введение

В первые десятилетия ХХI в. в условиях постоянной нестабильности (финансово-экономический кризис, приток мигрантов, рост террористической угрозы и др.) во многих европейских странах все более уверенные позиции занимают крайне правые партии (в том числе и те, которые еще совсем недавно относились к ультраправым), предлагающие разочарованному «системой» избирателю часто одиозные, но соответствующие эмоциональному запросу лозунги и программы. Прекрасная иллюстрация этого нового запроса – результаты выборов самых разных уровней в странах Старого Света (президентских, парламентских, в местные органы само­управления). Не стали исключением и выборы в Европейский парламент.

Тяжелым вызовом для разных регионов мира явилась и пандемия COVID-19, правительства многих национальных государств оказались не готовы к такому серьезному испытанию. Отсутствие четкой и последовательной стратегии борьбы с эпидемиологическим кризисом, в том числе ее представления в массмедиа, проблемы в системах здравоохранения, включая элементарный дефицит масок на первых этапах пандемии, локдауны и кризисные явления в экономике – эти и многие другие проблемы переживали даже самые развитые в экономическом плане страны. Крайне правые политики, выступавшие с критикой действий правительства, сферы здравоохранения, силовых ведомств, зачастую оказывались в более выигрышном положении в медийном пространстве, были гораздо ближе в своей риторике к нуждам и потребностям простых граждан.

В этот сложный период во Франции, на фоне перманентных кризисных явлений в разных сферах укрепились позиции крайне правых и крайне левых политиков. В сентябре 2020 г. был опубликован опрос общественного мнения «Французские переломы» (Fractures françaises), подготовленный Ipsos/Sopra Steria по заказу Le Monde, CEVIPOF, La Fondation Jean-Jaurès и Institut Montaigne1. Основными проблемами, волнующими французское общество, стали пандемия COVID-19, падение уровня жизни и будущее системы социальной защиты. Респонденты отмечали упадок страны и ее институтов (78%), говорили о недоверии к политическим партиям (90%), указывали на необходимость настоящего лидера для Франции (88%)2. Оптимизм относительно будущего страны был зафиксирован только у сторонников правящей партии «Вперед, Республика!» (La République en Marche) (52%). Неприятным сюрпризом оказался максимальный за последние восемь лет рост крайне правых настроений.

 

Методология исследования и теоретическая база

В настоящей статье представлены отдельные результаты контент-анализа публикаций французских газет разной политической направленности – Le FigaroLe Monde и Libération – в период 2020–2021 гг. и предпринимается попытка оценить характер репрезентации медиаобраза лидера партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Выбор массмедиа обусловлен тем, что Le Figaro (традиционно поддерживает правых), Le Monde (придерживается левоцентристских позиций) и Libération (традиционно поддерживает левых) входят в топ-10 самых крупных и влиятельных национальных качественных изданий Франции. Согласно данным исследования OneNext-Influence-2021 медиамет­рической компании ACPM3, ежемесячная аудитория марки онлайн-версии Le Figaro составляет 6,2 млн читателей, Le Monde – 5,4 млн, Libération – 2,5 млн.

Для компаративного анализа были отобраны материалы, опубликованные в первый год пандемии COVID-19 с марта 2020 г. по март 2021 г. (условные событийные рамки – от первого общенационального локдауна с 17 марта по 11 мая 2020 г. до третьего локдауна с введением комендантского часа с 3 апреля по 2 мая 2021 г.). На сайтах изданий с помощью ключевых поисковых тегов («Марин Ле Пен», «Национальное объединение», «пандемия COVID-19») было выявлено 474 материа­ла. Из них в выборку вошли 107 аналитических публикаций, полностью или частично посвященных фигуре М. Ле Пен и/или «Национальному объединению» в контексте санитарного кризиса (Le Figaro – 38 текстов, Le Monde  – 42, Libération – 27). Некоторые выводы нашего исследования, представляемые в данной статье, связаны с изучением тематической направленности публикаций о М. Ле Пен в рассматриваемых ежедневных газетах (выделяются как общие, так и специфические для каждого издания представления о фигуре политика в определенном событийном контексте), а также с анализом лексических доминант медиатекстов (позитивная, нейтральная, сбалансированная, негативная), формирующих образ М. Ле Пен и напрямую влияющих на характер его репрезентации в медийном пространстве. Необходимо отметить, что настоящая работа имеет определенные лимиты, что связано как с событийными
и временными рамками исследования, так и с тем, что в итоговую выборку входили только материалы аналитических жанров. Однако, по нашему мнению, это не мешает прояснить общий контекст и выявить ключевые черты оценки деятельности М. Ле Пен качественной прессой Франции в рассматриваемый период.

При подготовке данного исследования мы опирались на подходы, сложившиеся в отечественных научных школах для анализа специфики формирования медиаобраза политического деятеля/партии или региона/страны в средствах массовой информации. Среди довольно большого пласта исследований такого рода, появившихся в последние годы, следует отметить работы Е.Н. Богдан (2007), А.В. Груши и Н.Н. Скрипкиной (2010), С.Н. Большакова и С.С. Бодруновой (2011), Е. М. Деминой (2018), Г.В. Прутцкова и В.В. Березовой (2019), Е.Ю. Пановой (2020), Г.С. Филаткиной и П.А. Киреевой (2021). Особенности контекста развития изучаемых процессов и явлений (исторические, общественно-политические, экономические) изучались с привлечением трудов как российских, так и зарубежных исследователей (Арзаканян, 2003; Васильева, 2003; Жидкова, 2018; Канинская, 2018; Обичкина, 2012; Осколков, 2019; Рубинский, 2018; Bresson, Lionet, 1994; Cohen, Pean, 2012; Lebourg, 2014; Richard, 2017 и др.). Отдельное внимание было уделено научным работам, посвященным вопросам взаимодействия и взаимовлияния массмедиа и политических процессов на разных уровнях, а также медиастратегиям политических деятелей (Беглов, 2002; Вартанова, 2013; Вороненкова, 2011; Гладкова, 2012; Захарова, 2018, 2019; Захарова, 2020; Засурский (ред.), 2015; Корконосенко (ред.), 2004; Реснянская (ред.), 2007; Урина, 2010, 2016, 2020; Филаткина, 2016; Шарончикова, 2006, 2014).

В настоящем исследовании под понятием «медиаобраз политика» мы понимаем транслируемую по каналам массмедиа совокупность сущностных характеристик образа политика, конструирующую в медийном пространстве особую модель/картину, воспринимаемую аудиторией как целостную через призму ценностных ориентиров и актуальной повестки дня в конкретных национальных контекстах.

 

Марин Ле Пен – лидер партии «Национальное объединение»

В последние годы фигура М. Ле Пен и деятельность партии «Национальное объединение», лидером которой она является, привлекает к себе все больше внимания, а ее роль в политической жизни Франции возрастает. При этом еще не так давно эта политическая организация воспринималась во французском обществе как крайне радикальная и даже фашистская. Основанную как самостоятельное политическое движение в 1972 г. партию «Национальный фронт» (Front National, FN) возглавил Ж.-М. Ле Пен (отец Марин), пользовавшийся популярностью среди французских ультраправых. В 1978 г. появился первый ставший хрестоматийным лозунг: «1 млн иммигрантов – 1 млн безработных! Франция и французы – в первую очередь». Достаточно долго организация не имела какого-либо существенного политического веса или широкой поддержки французов, на выборах в Национальное собрание ей не удавалось набирать и 1% голосов.


Ж.-М. Ле Пен приобрел репутацию фашис­та, ксенофоба и антисемита благодаря своим радикальным высказываниям (например, о нацистских газовых камерах, которые он считал лишь «незначительной» деталью Второй мировой войны). В 1980–1990 гг. политик немного смягчает радикальную риторику, начинает выступать с позиций евроскептицизма, и партия «национал-популистов», стоящая на защите «настоящих французов», укрепляет свои позиции. В 1995 г. Ле Пен в очередной раз принимает участие в президентской гонке и на этот раз получает 15% голосов, что нельзя не назвать успехом. Триумфом его политической карьеры стали президентские выборы 2002 г., когда лидер «Нацио­нального фронта», набрав 17% голосов, вышел во второй тур, где сразился с действующим президентом Ж. Шираком. Такой исход вызвал волну протестов, в которых приняли участие более одного миллиона человек. Чтобы спасти страну от «фашистской угрозы», были мобилизованы все силы политического спектра – правые, левые, центр, а также практически все ведущие массмедиа страны (см. подр.: Васильева, 2003; Жидкова, 2018; Bresson, Lionet, 1994; Lebourg, 2014 и др.).

М. Ле Пен начинает свою политическую карьеру, заняв пост руководителя юридического отдела партии в 1998 г., и уже через пять лет становится исполнительным вице-президентом «Национального фронта». В 2011 г. она сменила своего отца на посту президента этой партии и взяла курс на изменение пугающе радикального имиджа партии, его «дедемонизацию» в публичном пространстве, максимальное дистанцирование от скандальных тем расизма, ксенофобии и пр. Так, она неоднократно выступает в СМИ и на других медийных площадках с обличением антисемитизма, осуждает Холокост и концентрационные лагеря. Стоит отметить, что, несмотря на изменения, образ фашиста и антисемита Ж.-М. Ле Пена сопровождал «Национальный фронт», и конфликт между отцом и дочерью нарастал. В 2015 г. это вылилось в публичный скандал, когда Ле Пен в очередной раз высказался о нацистских газовых камерах как «деталях войны» и одоб­рил действия маршала Петэна в период оккупации Французской Республики в 1940–1944 гг. Дочь незамедлительно выступила с критикой в его адрес, обвинив 86-летнего отца в намерении навредить ей лично и партии в целом. И уже 20 августа этого же года Ж.-М. Ле Пен был исключен из политического движения4.

Следует обратить внимание и на то, что присутствие нового лидера крайне правых в медиапространстве значительно возрас­тает. Согласно исследованию С. Алдюи, в период 1998–2010 гг. Ж.-М. Ле Пен привлекал внимание массмедиа в среднем 191 раз в год, а Марин только в 2011–2014 гг. фигурировала в 2000 материалах французских журналистов (Alduy, Wahnich, 2015). Важно также, что в своей коммуникации она начинает активно использовать возможности современных информационных технологий, Интернета, социальных сетей, стремясь выходить напрямую к своим избирателям.

Основу политической доктрины М. Ле Пен составляют антиглобализм и евроскептицизм, ее отличает жесткая позиция в отношении мигрантов (особенно нелегальных), она является непримиримым противником радикального ислама, выступает с призывами восстановить национальный суверенитет Франции, ратует за светское и социально ориентированное государство. Крайне правый политик сделала ставку на малообеспеченных людей, женщин, молодежь, недовольных политической сис­темой и общественно-социальными проб­лемами в стране5. Она позиционирует себя как политика вне системы, кандидата народного протеста, защитника коренных французов, рабочих и крестьян, борца за права и нужды простого народа (см.: Засурский (ред.), 2015; Cayrol, Charon (eds.), 2012; Crépon, Dézé, Mayer (eds.), 2015; Richard, 2017; Zielonka (ed.), 2015). Количество членов партии существенно возросло, ее ряды пополнили молодые амбициозные люди. М. Ле Пен последовательно осуществляет модернизацию идейно-политического дис­курса партии, что начинает приносить ей определенные политические дивиденды в глазах электората. В 2012 г. она впервые приняла участие в президентской гонке и заняла третье место в первом туре голосования, получив поддержку почти 18% избирателей. На Евровыборах 2014 г. во Франции партия «Национальный фронт» занимает уверенное первое место с 25,4% голосов6.

Важным событием для М. Ле Пен и «Национального фронта» стали президентские выборы 2017 г., когда лидер крайне правой партии пересекает символический порог 20% голосов7. Основные политические силы Пятой республики – левые (социа­листическая партия – Parti Socialiste, PS) и правые (республиканцы – Les Républicains, LR) – впервые не смогли сыграть реша­ющую роль в жизни страны. Уже к началу февраля 2017 г. верхние строчки в опросах общественного мнения занимает молодой политик Э. Макрон, избранный президентом в мае, за ним уверенно следует М. Ле Пен (Захарова, 2019). Выход во второй тур – важный этап в ее политической карьере. М. Ле Пен становится одним из самых ярких представителей оппозиции и прямым конкурентом действующему хозяину Елисейского дворца на президентских выборах в 2022 г. Большой успех принесли и Евровыборы 2019 г.: партия М. Ле Пен набрала 23,5% голосов, «Ренессанс» (в основе – партия «Вперед, Республика!») получила 22,5%.

Любопытно также и то, что весной 2018 г. на съезде партии почти 80% делегатов поддержали идею изменить название на «Национальное объединение» (Rassemblement National, RN) и одобрили новый устав8. М. Ле Пен заявила, что борьба, которую они ведут, носит цивилизационный характер, а мондиализм и исламизм объявила идео­логиями, стремящимися к мировому гос­подству. По мнению ряда экспертов, смена названия «Нацио­нального фронта» – это лишь обновление имиджа политического движения, еще один символ перехода от «лепенизма» к «маринизму», не предполагающий неких существенных, революционных изменений в политической доктрине9. При этом не исключено, что М. Ле Пен настроилась на превращение обновленной партии в системную (см., напр., Канинская, 2018). В начале 2021 г. пресс-секретарь «Национального объединения» С. Шеню, вступивший в ряды крайне правых в 2014 г., говорил в эфире радиостанции France Culture, что 10-летняя стратегия по «дедемонизации» «Национального фронта» принесла свои плоды10. По его мнению, сегодня «Нацио­нальное объединение» является частью партийной системы страны, партией, способной представить достойную альтернативу. М. Ле Пен сумела превратить небольшое протестное политическое движение («вместилище народного гнева») в крупную политическую силу, способную влиять на политическую жизнь страны. Согласно опросу Harris Interactive, проведенному в январе 2021 г., если во второй тур президентских выборов в 2022 г. выйдут Э. Макрон и М. Ле Пен, они могут набрать почти равное число голосов – 52% и 48% соответственно11. Прогноз, вызвавший резонанс в массмедиа и французском обществе.

 

Марин Ле Пен в зеркале качественной прессы

Пандемия COVID-19 в 2020 г. спровоцировала политические, экономические, социальные, гуманитарные кризисные явления во всем мире. Франция, которая заняла одно из ведущих мест в ЕС по количеству жертв эпидемии, переживала серьезный экономический спад – ВВП снизился почти на 8%12. Государство задействовало огромные финансовые ресурсы для помощи населению и восстановления экономического положения. Макрон, доверие к которому за его президентский срок было подорвано, неоднократно заявлял о том, что в борьбе с социально-экономическими последствия­ми санитарного кризиса важно не поддаться национализму. Необходимо обратить внимание на то, что как французское государство, так и правительственная коммуникация оказались не готовы к испытанию пандемией COVID-19. Отсутствие четкой и последовательной стратегии борьбы с кризисом (особенно на первых этапах), недостатки системы здравоохранения13, строгость ограничительных мер и многие другие причины вызывали шквал критики правительства и лично Э. Макрона со стороны оппонентов правящей партии и французских массмедиа. Ответ правительства на запросы общества был зачастую неудачен и воспринимался как попытка скрыть проблему. В марте–апреле 2020 г. опросы общественного мнения фиксировали беспрецедентное падение доверия к власти: двое из трех французов считали, что правительство «врет об управлении эпидемией», «что-то от нас скрывает» и «не говорит правду»14. В этой кризисной ситуации практически сразу главным оппонентом президента и правительства становится М. Ле Пен, которая уже в конце января 2020 г. выступает с призывом отменить авиасообщение с регионами Китая, где есть очаги эпидемии, на протяжении всего февраля требует восстановить пограничный конт­роль с соседними странами, где начинается распространение коронавируса (прежде всего с Италией), разобраться с дефицитом защитных масок и тестов.

Французские газеты разной политической направленности Le Figaro, Le Monde и Libération широко освещали деятельность М. Ле Пен в период первого года пандемии COVID-19. На основе анализа публикаций мы можем говорить о том, что наибольшее внимание фигура крайне правого политика привлекала внимание исследуе­мых изданий в контексте критики действий правительства и лично президента Э. Макрона, обсуждения острых проблем в обществе и поиска способов их решения (локдауны, масочный режим, закрытие границ, вакцинация, рост насилия и угрозы терроризма, антипрививочные и другие протестные настроения). Обращалось также особое внимание на динамику политической жизни в стране и мире (рост крайне правых и крайне левых настроений, кризис режима Пятой республики и государственных инс­титутов, кризис ЕС как наднационального объединения, муниципальные выборы 2020 г. во Франции, президентские выборы 2020 г. в США, президентские выборы 2022 г. во Франции) в условиях санитарного кризиса. При этом необходимо сказать, что выделение отдельных тематических блоков (по таким параметрам, как уровень популярности темы, тематика и проблематика материалов) в изучаемый период носит «перекрестный» характер – все они тесно связаны между собой, зачастую в рамках одной публикации рассматривались сразу несколько событий или вопросов.

Особое внимание в ходе исследования уделялось анализу тональности публикаций (см. табл.). Соотношение позитивных, нейтральных, сбалансированных и негативных характеристик медиаобраза М. Ле Пен выглядит следующим образом:

  • позитивный – не выявлено (доброжелательное, достаточно комплиментарное освещение темы, представлена выраженная положительная оценка журналиста/ редакции);
  • нейтральный – более 35% (сдержанное, практически безоценочное освещение темы);
  • сбалансированный – около 40% (объективное, достаточно нейтральное освещение темы, представлены, как минимум, две точки зрения);
  • негативный – почти 25% (недоброжелательное, достаточно критическое освещение темы, представлена выраженная негативная оценка журналиста/редакции).

Le Figaro, как и другие издания, в рассматриваемый период не публиковала материалы с положительной тональностью, однако основной массив публикаций носил нейтральный или сбалансированный характер. Уже 27 марта 2020 г. выходит большое интервью с М. Ле Пен, в котором она достаточно жестко критикует действия правительства, говоря об антикризисных мерах, принимаемых с «невероятной задержкой», о множестве ошибок, последствия которых будут серьезными и пр.15 В мае 2020 г. газета отмечала, что социально ориентированный дискурс, приверженность к восстановлению национальных границ и релокализации производства, за которые ратует крайне правый политик, находят отклик в публичном пространстве. При этом издание напоминало: экономическая программа всегда была ее слабой стороной, что сыграло не последнюю роль в победе Э. Макрона в ходе теледебатов между двумя турами президентских выборов в 2017 г.16. А в июле 2020 г. внимание уделялось «Черной книге по управлению коронавирусным кризисом в Европейском союзе» – 50-страничному докладу, подготовленному делегацией «Национального объединения» в Европейском парламенте, содержащему критику действий наднацио­нальной структуры в разных сферах и секторах в условиях чрезвычайного санитарного положения, где стратегия объединения оценивалась как «идеологический провал» ЕС и самой идеи «федерализма»17. Осенью и зимой 2020–2021 гг. газета обращалась к позиции лидера «Национального объединения» в контексте обсуждения проблем, вызывавших большой резонанс в обществе, – радикального ислама и угрозы терроризма, введения обязательной вакцинации населения и подъема движения антиваксеров, возможного запрета пересекать границу в период рождественских и новогодних праздников и ряда других.


Таблица. Тональность публикаций о М. Ле Пен в марте 2020 г. – марте 2021 г. (в %)

Тональность

Издание

Le Figaro

Le Monde

Libération

Положительная

Нейтральная

34

36

15

Сбалансированная

53

45

58

Негативная

13

19

27

 

Негативно окрашенную лексику мы обнаруживаем в редакционных статьях, авторских колонках и интервью с экспертами (это справедливо для всех трех анализируемых изданий). Например, один из руководителей Ifop Ж. Фурке объясняет феномен М. Ле Пен как ключевого оппонента главы государства (как и рост популярности конспирологических теорий в социальных сетях, а также фигуры профессора-инфекциониста Д. Рауля, выступавшего за применение гидроксихлорохина при лечении коронавируса) увеличением глубины недоверия общества к элитам, называет еще одним «симптомом гнева», но высказывает сомнение в том, что политик сумеет извлечь выгоду из ситуации18. А журналист Ш. Сапен, комментируя видеообращение, размещенное в социальных сетях М. Ле Пен и заменившее традиционное выступление 1 мая, где она,
в частности, сравнивает поражение правительства в битве с коронавирусом с поражением Франции в битве при Седане в период франко-прусской войны 1870–1871 гг., а Э. Макрона – с императором Наполеоном III, который был пленен в ходе сражения, отмечает, что крайне правый политик «отталкивает руку, которую ей и не протягивали», когда отказывается быть частью правительства «национального единения» в период пандемии коронавируса19. Также негативной окраской отличаются материалы, связанные с «падением бывшего советника Трампа Стива Бэннона», «связях Ле Пен с Дональдом Трампом», «российским следом», «связях Ле Пен с Путиным». При этом подавля­ющее большинство характеристик лидера «Национального объединения» носит довольно сдержанный характер – «бывший кандидат в президенты», «шеф НО», «лидер антисистемного электората», однако часто ее высказывания (цитаты) сопровождаются оценочными комментария­ми, такими как «не упускает возможность заклеймить своих оппонентов», «злорадствует», «смешивает с грязью», «не может не подчеркнуть иронию ситуации» и пр.

Довольно большой массив публикаций Le Monde в рассматриваемый период посвящен критическому осмыслению антикризисной стратегии президента, правительства и государственных институтов в целом. К особенностям таких материалов можно отнести то, что при освещении определенной темы публиковалось много цитат М. Ле Пен и других политических деятелей (прежде всего как оппонентов Елисейского дворца, комментирующих или ставящих под сомнение заявления официальных лиц), не давая собственных оценок. Кроме того, издание не раз отмечало, что многие «оппозиционные» правящему большинству партии (республиканцы, «Непокоренная Франция» и др.) рассматривают ситуацию как способ набрать дополнительные политические очки в глазах электората. В этом контексте газета упрекала лидера «Нацио­нального объединения» в использовании чрезвычайных условий санитарного кризиса как доказательства актуальности своей политической программы («национальный суверенитет», «экономический протекцио­низм», made in France и пр.)20. Выходили и статьи, посвященные исключительно анализу дискурса крайне правого политика. Например, в конце марта – начале апреля 2020 г. издание приводило высказывания М. Ле Пен о существовании некой правительственной стратегии, заключающейся в скрывании уровня неподготовленности государства к санитарному кризису, дефицита запасов медицинских препаратов, оборудования и пр. вместо того, чтобы говорить правду. Журналист Л. Сулье позволяла себе сарказм: «”Стратегия”. Это понятие подразумевает сознательно разработанный план. Таким образом, мы имеем заговор в сердце государства»21. А в декабре 2020 г., цитируя слова политика в эфире радиостанции France Inter («у нас есть чувство – и это чувство настоящее – все решения принимаются произвольно, то ли потому, что нам их не объясняют, то ли потому, что их невозможно объяснить»), газета отмечала, что эта обеспокоенность находит отклик и в противоположном лагере («управление вслепую» – так описывал ситуацию представитель правительства)22.

В этот раз классическая техника французских крайне правых – обесценивать информацию, поступающую от правительства, имела большой резонанс в обществе, так как была основана на неудачных и даже опасных заявлениях должностных лиц (например, об отсутствии необходимости носить маску на первых этапах эпидемии), отмечала Le Monde. Газета приводила слова директора лаборатории политического радикализма Ж.-Ж. Камю, который объяснял успех политической стратегии М. Ле Пен в период пандемии так: «…она говорит с теми, кто надеется найти выход из кризиса, полагая, что не все ясно, а таких людей сегодня много»23. Интересно, что издание много места отводило «встраиванию» «Национального объединения» в более широкий контекст: анализировала успехи и неудачи политики «дедемонизации», рассматривала риски банализации движения при отходе от крайнего радикализма, много писала о сложном финансовом положении и судебных исках, сокращении числа членов партии, о падении ее популярности в регионах Франции24. Так, Le Monde приводила мнение генерального директора Ipsos Б. Тинтюрье о том, что президент крайне правых институционализируется и поэтому ее могут «обгонять» другие протестные движения, возможна ситуация, пусть даже временная, когда кто-то другой будет олицетворять антисистемный голос25. И такие политические деятели уже есть – М. Ле Пен, Э. Земмур, Р. Менар. А в декабре 2020 г. газета отмечала, что стратегия «дедемонизации» «Национального объединения», заметно активизированная в период пандемии, приносит плоды: М. Ле Пен и несколько ее ближайших соратников становятся регулярными гостями аудиовизуальных СМИ, где они высказываются достаточно сдержанно (особенно по поводу вакцинации), стараются дистанцироваться от конспирологических теорий и пр.26 К характерным для издания критическим замечаниям о крайне правом политике можно отнести следующие: «она ни за что не отвечает, поэтому…», «ничто ее не останавливает», «подпитывает недоверие, пользуется страхом и тревогой французов», «ничем не рискует, играя наверняка», «перемешивает факты и мнения, чтобы вызвать путаницу», «крайне правые топчутся на месте», «день славы НО еще не пришел».

Libération в основном обращалась к той же проблематике, что и другие издания, однако можно говорить и об определенной специфике материалов. Так, в самом начале пандемии COVID-19 газета сосредоточилась на анализе позиции М. Ле Пен и «Национального объединения» в контексте небывалого резонанса и популярности алармистского политического дискурса и конспирологических теорий («правительство с самого начала преуменьшало масштабы и опасность вируса», «правительство все знало, но ничего не делало», «правительство нам врет», «лабораторное происхождение вируса», «заговор крупных фармкомпаний», «правительство освободило 8 000 заключенных» и пр.)27. В дальнейшем газета не раз обращала внимание на то, что политик перерабатывает свою программу 2017 г. с целью лучше противостоять кризису, однако ничего кардинально нового в ее политической доктрине нет. Например, в отношении «новой политической альтернативы», связанной с локализмом и «зеленым» поворотом28. А ее обновленную стратегию в сфере экологии газета и вовсе называла «зеленой глазурью, за которой прячется желание лучше защитить свое закрытое видение мира»29. Однако, если она «продолжит терпеливо и упорно делать свое дело» и без колебаний будет использовать «старую пластинку конспирологии», в «мире после» ее поддержит более четверти населения Франции. А осенью 2020 г., обсуждая проблему роста террористической угрозы в контексте пандемии COVID-19, газета дает слово известному социологу М. Вивьорка, который задается вопросом, должны ли французы заставить себя сплотиться вокруг идеи необходимости периодического авторитаризма (которую воплощает на данном этапе Э. Макрон), чтобы избежать авторитаризма интегрированного (символом которого является «Нацио­нальное объединение»)30. Интересно, что Libération много места отводила разоблачению резонансных заявлений М. Ле Пен («во Франции самое большое количество смертей от коронавируса в Европе»31), но делала это в основном в сдержанной манере, приводила факты, мнения экспертов, а иногда и принимала сторону крайне правого политика (например, доказывала, что политик не выступала в 2010 г. с требованием отправить в отставку министра здравоохранения Р. Башело за то, что она «закупила слишком много медицинских масок»)32. В целом для издания были характерны ироничные ремарки типа «послушать Марин Ле Пен, так…», «проблема в том, что Марин Ле Пен не может договориться сама с собой», «она, которая утверж­дала, что была права с самого начала», «ее демагогия обернулась против нее», «хватит флиртовать с конспирологическими теориями», «непросто НО существовать в коронавирусные времена».

 

Заключение

В период президентства Э. Макрона Франция остро переживает социальные и экономические потрясения, испытывает рост террористической угрозы. Такие сложные условия не могут не оказывать негативный эффект на восприятие власти и главы государства во французском обществе. Особенно в условиях санитарного кризиса, когда правительство было вынуждено применять непопулярные меры и даже прибегать к практически тоталитарным методам руководства страной. Не могли не вызывать отторжение и неоднозначные заявления президента о французах, критикующих его решения как о нации «66 миллионов прокуроров», которые, «как только что-то не получается, обвиняют государство»33. М. Ле Пен, выбрав в итоге тактику «сглаживания углов» в своей политической риторике, предстает в публикациях Le Figaro, Le Monde и Libération как один из немногих реальных и последовательных оппонентов хозяина Елисейского дворца, политической фигурой, которая, по крайней мере, демонстрирует стремление быть воплощением спокойствия и стабильности в сложный период пандемии COVID-19. Лучший способ противостоять президенту «Национального объединения» – вернуться к нормальной жизни, писала Le Monde зимой 2021 г.34

Позиция лидера крайне правой партии получает временами заметный нейтралитет журналистов «правой» и «левой» политической ориентации газет Le Figaro и Libération, что достаточно нетипично для традиционных СМИ Франции, которые исторически почти всегда выступали непримиримыми оппонентами данного политического движения. Сегодня критические замечания Le Figaro довольно выдержанные, а у Libération – ироничны и полны метафор. Последовательным критиком М. Ле Пен продолжает оставаться левоцентристская газета Le Monde, но и в данном случае можно говорить, по крайней мере, о тенденции к нейтрализации образа политика. Однако, разумеется, здесь необходимо учитывать и специфичность контекста пандемии COVID-19, которая стала глобальным вызовом для всего человечества, и специфичность дискурса крайне правого политика в этот период, которая, несмотря на множество резонансных заявлений, позицио­нировала партию «Национальное объединение» как «партию порядка». Например, она максимально дистанцировалась от своего бывшего соратника Ф. Филиппо (сегодня – руководитель радикального правого движения «Патриоты», ставшего одним из лидеров протестного движения, призывавшего французов «сжечь свои мас­ки», положить конец «республиканскому террору» и пр.), стоя на страже интересов простых французов.

 

Примечания

1 Fractures françaises 2020. Ipsos/Sopra Steria. Режим доступа: https://www.ipsos.com/fr-fr/fractures-francaises-face-aux-crises-qui-frappent-le-pays-un-besoin-de-protection-plus-fort-que (дата обращения: 20.09.2020).

2 Там же.

3 OneNext-Influence 2021. ACPM. Режим доступа: https://www.acpm.fr/Les-chiffres/Audience-Presse/Resultats-par-etudes/OneNext-Influence

4 Galiero E. (2015) Jean-Marie Le Pen exclu du Front national. Le Figaro, 20 Août. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/2015/08/20/01002-20150820ARTFIG00305-jean-marie-le-pen-exclu-du-front-national.php (дата обращения: 23.10.2021).

5 При Ж.-М. Ле Пене основу электората «Национального фронта» составляли «синие воротнички».

6 Guerrier A., Moncla C. (2016) De Jean-Marie à Marine Le Pen: 30 ans de progression du vote FN. France Culture, 16 Decembre. Режим доступа: https://www.franceculture.fr/politique/la-progression-du-vote-front-national-en-france-depuis-sa-creation (дата обращения: 23.10.2021).

7 Chapuis N. (2017) Présidentielle: les leçons d’un premier tour historique. Le Monde, 23 Avril.

8 Marine Le Pen annonce que le Front national devient Rassemblement national (2018) Le Monde, 1 Juin. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/06/01/marine-le-pen-annonce-que-le-front-national-devient-rassemblement-national_5308450_823448.html (дата обращения: 10.10.2020).

9 Soullier L. (2018) Changement de nom du FN: «On est loin d’une révolution doctrinale». Nicolas Lebourg, spécialiste de l’extrême droite, revient sur le changement de nom du parti d’extrême droite, quarante-cinq ans après sa creation. Le Monde, 1 Juin. Режим доступаt: https://www.lemonde.fr/politique/article/2018/06/01/changement-de-nom-du-fn-on-est-loin-d-une-revolution-doctrinale_5308456_823448.html (дата обращения: 10.10.2020).

10 Marette A. (2021) Du FN au RN : dix ans de dédiabolisation. France Culture, 16 Février. Режим доступа: https://www.franceculture.fr/emissions/le-reportage-de-la-redaction/du-fn-au-rn-dix-ans-de-dediabolisation (дата обращения: 20.03.2021).

11 Sulzer A. (2021) Présidentielle: un sondage donne Le Pen presque à égalité avec Macron en cas de duel au second tour. Le Parisien, 27 Janvier. Режим доступа: https://www.leparisien.fr/politique/presidentielle-un-sondage-donne-le-pen-presque-a-egalite-avec-macron-en-cas-de-duel-au-second-tour-27-01-2021-8421602.php (дата обращения: 23.10.2021).

12 L’économie française en 2020: une année de bouleversements. INSEE. Режим доступа: https://www.insee.fr/fr/statistiques/5389038#titre-bloc-1 (дата обращения: 31.03.2021).

13 Например, проводимая последние годы оптимизация медицинской сферы и практически полное отсутствие национальных производителей защитных средств привели к катастрофической нехватке масок в первые месяцы.

14 Lemarié A. (2020) Coronavirus : entre volte-face du gouvernement sur les masques et prolifération des « fake news », la parole politique mise à mal. Le Monde, 4 Avril. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/04/06/la-parole-politique-mise-a-mal-dans-la-lutte-contre-le-covid-19_6035667_823448.html (дата обращения: 31.04.2020).

15 Sapin Ch. (2020) Marine Le Pen: «Les Français mesurent l’effondrement de l’État». Le Figaro, 27 Mars. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/marine-le-pen-les-francais-mesurent-l-effondrement-de-l-etat-20200327 (дата обращения: 31.03.2020).

16 Quinault-Maupoil T. (2020) Le coronavirus bouscule les certitudes des partis, l’économie revient en force. Le Figaro, 7 Mai. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/le-coronavirus-bouscule-les-certitudes-des-partis-l-economie-revient-en-force-20200507 (дата обращения: 10.05.2020).

17 Sapin Ch. (2020) Les eurodéputés RN publient un «livre noir» de la gestion du coronavirus par l’Union européenne. Le Figaro, 9 Juillet. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/les-eurodeputes-rn-publient-un-livre-noir-de-la-gestion-du-coronavirus-par-l-union-europeenne-20200709 (дата обращения: 10.07.2020).

18 Bastié E. (2020) COVID-19: «Cette épreuve collective révèle les fractures préexistantes de l’archipel français». Le Figaro, 7 Avril. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/vox/societe/l-annulation-des-epreuves-du-bac-2020-repousse-l-horizon-d-une-sortie-de-crise-20200405 (дата обращения: 12.04.2020).

19 Sapin Ch. (2020) Pour Marine Le Pen, le coronavirus sera le «Sedan» du chef de l’État. Le Figaro, 1 Mai. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/pour-marine-le-pen-le-coronavirus-sera-le-sedan-du-chef-de-l-etat-20200501 (дата обращения: 02.05.2020).

20 Mestre A., Soullier L., Zappi S. (2020) Le coronavirus remet la frontière au premier plan du débat politique. Le Monde, 8 Avril. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/04/08/le-covid-19-remet-la-frontiere-au-premier-plan-du-debat-politique_6035926_823448.html (дата обращения: 10.04.2020).

21 Soullier L. (2020) Coronavirus: Marine Le Pen et la rhétorique du «mensonge d’Etat». Le Monde, 30 Mars. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/03/30/coronavirus-marine-le-pen-et-la-rethorique-du-mensonge-d-etat_6034940_823448.html (дата обращения: 31.03.2020).

22 Faye O., Lemarié A. (2020) «Nous ne sommes pas sortis de la deuxième vague»: le gouvernement annonce de nouvelles mesures sanitaires. Le Monde, 11 Décembre. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/12/11/nous-ne-sommes-pas-sortis-de-la-deuxieme-vague-le-gouvernement-annonce-de-nouvelles-mesures-sanitaires_6062985_823448.html (дата обращения: 20.12.2020).

23 Soullier L. (2020). Coronavirus: Marine Le Pen et la rhétorique du «mensonge d’Etat». Le Monde, 30 Mars. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/03/30/coronavirus-marine-le-pen-et-la-rethorique-du-mensonge-d-etat_6034940_823448.html (дата обращения: 31.03.2020).

24 Johannès F. (2020) En condamnant «le fléau de l’antisémitisme», Marine Le Pen prend ses distances avec l’histoire du FN. Le Monde, 20 Juillet. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/07/20/en-condamnant-le-fleau-de-l-antisemitisme-marine-le-pen-prend-ses-distances-avec-l-histoire-du-fn_6046684_823448.html (дата обращения: 20.07.2020).

25 Soullier L. (2020) Présidentielle 2022: qui a le plus à craindre d’une candidature «hors système»? Le Monde, 19 Août. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/08/19/presidentielle-2022-qui-a-le-plus-a-craindre-d-une-candidature-hors-systeme_6049284_823448.html (дата обращения: 19.08.2020).

26 Johannès F. (2020) Marine Le Pen se contente de surfer sur les colères. Le Monde, 24 Décembre. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2020/12/24/marine-le-pen-se-contente-de-surfer-sur-les-coleres_6064382_823448.html (дата обращения: 25.12.2020).

27 См., напр.: Berteloot T. (2020) Coronavirus: la chloroquine et Raoult sont (aussi) les sujets préférés des complotistes. Libération, 26 Mars. Режим доступа: https://www.liberation.fr/france/2020/03/26/coronavirus-la-chloroquine-et-didier-raoult-sont-aussi-les-sujets-preferes-des-complotistes_1783085/ (дата обращения: 27.03.2020); Berteloot T. (2020) Coronavirus: Marine Le Pen ne capitalise pas sur la critique systématique. Libération, 3 Avril. Режим доступа: https://www.liberation.fr/en-bref/2020/04/03/coronavirus-marine-le-pen-ne-capitalise-pas-sur-la-critique-systematique_1784050/ (дата обращения: 04.04.2020).

28 Celnik N. (2020) Localisme, quand le vert vire au bleu marine. Libération, 25 Juin. Режим доступа: https://www.liberation.fr/debats/2020/06/25/localisme-quand-le-vert-vire-au-bleu-marine_1792400/ (дата обращения: 30.06.2020).

29 Berteloot T. (2021) Non, Marine Le Pen n’est pas, d’un coup, devenue écologiste. Libération, 10 Mars. Режим доступа: https://www.liberation.fr/politique/non-marine-le-pen-nest-pas-dun-coup-devenue-ecologiste-20210310_W327CQNTXRALTFG2N44PU7OC2U/ (дата обращения: 10.03.2021).

30 Wieviorka M. (2020) Les deux autoritarismes, par Michel Wieviorka. Libération, 17 Novembre. Режим доступа: https://www.liberation.fr/debats/2020/11/17/les-deux-autoritarismes_1805862/ (дата обращения: 30.11.2020).

31 Leboucq F. (2020) Marine Le Pen a-t-elle raison de dire que la France est le pays européen où le Covid a fait le plus de morts? Libération, 10 Juin. Режим доступа: https://www.liberation.fr/checknews/2020/06/10/marine-le-pen-a-t-elle-raison-de-dire-que-la-france-est-le-pays-europeen-ou-le-covid-a-fait-le-plus-_1790830/ (дата обращения: 10.06.2020).

32 Berteloot T. (2020) Coronavirus: quand Marine Le Pen réclamait la démission de Roselyne Bachelot (mais pas à cause des masques). Libération, 10 Avril. Режим доступа: https://www.liberation.fr/les-intox/2020/04/09/coronavirus-quand-marine-le-pen-reclamait-la-demission-de-roselyne-bachelot-mais-pas-a-cause-des-mas_1784693/ (дата обращения: 10.04.2020).

33 Faye O., Lemarié A. (2021) COVID-19: Macron défend sa gestion de crise face à «une nation de 66 millions de procureurs». Le Monde, 22 Janvier. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2021/01/22/covid-19-macron-defend-sa-gestion-de-crise-face-a-une-une-nation-de-66-millions-de-procureurs_6067182_823448.html (дата обращения: 25.01.2021).

34 Fressoz F. (2021) L’un des enjeux des adversaires de Marine Le Pen était de lui ravir la place de premier opposant lors de ce quinquennat. Aucun n’y est arrivé. Le Monde, 25 Janvier. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/idees/article/2021/01/25/l-un-des-enjeux-des-adversaires-de-marine-le-pen-etait-de-lui-ravir-la-place-de-premier-opposant-lors-de-ce-quinquennat-aucun-n-y-est-arrive_6067582_3232.html (дата обращения: 25.01.2021).

 

Библиография

Арзаканян М.Ц. Политическая история Франции ХХ века. М.: Высш. шк., 2003.

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Богдан Е.Н. Медиаобраз России как средство консолидации общества: структурно-функциональные характеристики: дис. … канд. филол. наук. М., 2007.

Большаков С.Н., Бодрунова С.С. Формирование позитивного имиджа страны: политические метафоры, стереотипы и параллелизмы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. № 6. С. 87–92.

Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.

Васильева Н.Ю. Национальный фронт вчера и сегодня // Французский ежегодник. 2003. Т. 2003: Правые во Франции. С. 273–290.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015.

Гладкова А.А. Освещение парламентских выборов в газете «Эт Фолк» («Алхемейн Дахблад») (сравнительный анализ кампаний 1918 и 2010 гг.) // Меди@льманах. 2012. № 2. С. 44–53.

Груша А.В., Скрипкина Н.Н. Трансформация политической коммуникации: медиаобраз Сильвио Берлускони // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 2. С. 9−22.

Демина Е.М. Образ современного политика и стилистические средства его создания (на примере политических дискурсов Марин Ле Пен и Эммануэля Макрона) // Вестн. КГУ. 2018. Т. 24. С. 240–243.

Жидкова А.В. Национальный фронт во время и после выборов 2017 г.: внутрипартийный кризис и перспективы развития // Исторические исследования. 2018. № 10. С. 20–33.

Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004.

Захарова М.В. Медиа и политика во Франции в президентской кампании 2017 г.: противостояние и взаимосвязь // Меди@льманах. 2019. № 2. С. 54–65.

Захарова Е.А. От «Национального фронта» к «Национальному объединению» во Франции: элементы ребрендинга партии // Вестн. РУДН. Сер.: Политология. 2020. Т. 22. № 3. С. 475–486.

Захарова М.В. Регулирование аудиовизуальных СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов (по итогам президентской кампании 2017 г.) //
Меди@льманах. 2018. № 1. С. 50–65.

Канинская Г.Н. О метаморфозах правого популизма во Франции // Партии и движения политической альтернативы в современной Европе. М.: ИЕ РАН, 2018. С. 54–60.

Обичкина Е.О. Внешняя политика Франции от де Голля до Саркози (1940–2012). М.: Аспект Пресс, 2012.

Осколков П.В. Правый популизм в Европейском союзе. М.: ИЕ РАН, 2019.

Панова Е.Ю. Специфика репрезентации медиаобраза России в печатных СМИ США и Великобритании // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2020. № 3. С. 126–130.

Прутцков Г.В., Березовая В.В. Имидж короля Испании Филиппа VI в свете референдума о независимости Каталонии (по материалам газет El País, ABC, El Periódico) //
Меди@льманах. 2019. № 3. С. 88–94.

Рубинский Ю.И. Приметы времени. Т. 1–3. М.: Ин-т Европы РАН, 2018.

СМИ и политика / под ред. Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.

Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия: моногр. М.: ВК; Фак. журн. МГУ, 2010.

Урина Н.В. Особенности медийной кампании Евровыборы–2019 в Италии //
Меди@льманах. 2020. № 2–3. С. 70–80.

Урина Н.В. Роль СМИ Италии в предвыборных кампаниях (2013−2015 гг.) //
Меди@льманах. 2016. № 1. С. 50–62.

Филаткина Г.С. Аргентинская медиагруппа Clarín: взаимоотношения с администрацией Киршнер и роль в президентских выборах 2015 г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 182–186. 

Филаткина Г.С., Киреева П.А. Трансформация медиаобраза России в британской качественной прессе («дело Скрипалей» и чемпионат мира по футболу 2018 г.) // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 112–121.

Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире. М.: МедиаМир, 2014.

Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире. М.: ИСПИ РАН, 2006.

 

Alduy С., Wahnich S. (2015) Le Pen prise aux mots: Décryptage du nouveau discours frontiste. Paris: Seuil.

Bresson G., Lionet C. (1994) Le Pen. Biographie. Paris: Seuil.

Cayrol R., Charon J.-M. (eds.) (2012) Médias, opinions et présidentielles. Paris: INA Editions.

Cohen Ph., Pean P. (2012) Le Pen. Une histoire française. Paris: Robert Laffont.

Crépon S., Dézé A., Mayer N. (eds.) (2015) Les faux-semblants du Front national. Sociologie d’un parti politique. Paris: Presses de Sciences Po.

Lebourg N. (2014) Aux Racines du FN. L’Histoire du mouvement Ordre Nouveau. Paris: Fondation Jean Jaurès.

Richard G. (2017) Histoire des droites en France de 1815 à nos jours. Paris: Perrin.

Zielonka J.  (ed.) (2015) Media and Politics in New Democracies. Europe in a Comparative Perspective. Oxford: Oxford Univ. Press.

 

Дата поступления в редакцию: 15.03.2022
Дата публикации: 21.04.2022