Архив



Особенности телевизионного потребления детей младшего школьного возраста



Майя Давлетшина

Ссылка для цитирования: Давлетшина М.И. Особенности телевизионного потребления детей младшего школьного возраста // Меди@льманах. 2022. № 2. С. 89–99. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.8998

DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2022.8998

© Давлетшина Майя Ильдаровна
соискатель кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), majsondavl@gmail.com



Ключевые слова: телепотребление, дети, родители, стратегия, просмотр.

В статье рассматриваются особенности телепотребления детей младшего школьного возраста (8–10 лет) и их родителей, проживающих в г. Москве. Сопоставляя качественные и количественные данные, автор приходит к выводу, что на телевизионное потребление современных детей значительное влияние оказывают не их мамы и папы, с которыми они чаще всего смотрят контент по запросу, а бабушки и дедушки, что свидетельствует об изменяющемся характере телепотребления внутри семьи.

 

Введение

Телевидение, несмотря на широкое распространение Интернета, остается одним из наиболее популярных типов медиа среди самых разных возрастных групп (97% населения смотрят телевизор хотя бы раз в месяц)1. Среднее время просмотра в 2020–2021 гг. составило 3 ч 43 мин, но у молодой аудитории (до 34 лет) наблюдается стабильное снижение показателей телесмот­рения2, что прежде всего связано с активным использованием Интернета. Однако говорить о том, что Интернет начинает полностью заменять или уже заменил телевидение преждевременно (Livingstone, Local, 2017: 69). Среди исследователей доминирует точка зрения, согласно которой новые медиа и традиционные СМИ сосуществуют, а не заменяют друг друга. Временные показатели медиапотребления людей не являются постоянными, они растут с усложнением социума и со все большим проникновением Интернета во все сферы жизни человека (Назаров, 2014: 117). И.А. Полуэхтова (2018: 75) отмечает, что подобное разнообразное и диверсифицированное медиапотребление характерно преимущественно для молодых людей, а это ставит некоторые вызовы перед телеиндустрией, т.к., становясь старше, они не будут смотреть телевизор так же часто, как зрители пожилого возраста, которые сегодня составляют основную телевизионную аудиторию. В целом уже сейчас мы видим, что телевидение не способно удовлетворить потребности молодых людей в полной мере (Коломиец, 2017), но при этом нельзя отрицать, что оно все еще обладает рядом преимуществ, которые позволяют ему продолжать занимать важное место в медиаменю (media diet) молодых людей. Например, телевидение способствует расширению пространства социального опыта человека, т.к. позволяет ему получить представление о тех пластах социальной действительности, с которыми он не взаи­модействует в реальной жизни (Полуэхтова, 2012: 16). Более того, телевидение – один из наиболее удобных типов медиа особенно для детей, т.к. для восприятия телевизионного контента зрителю необходимо прилагать значительно меньше усилий, чем для восприятия контента, представленного в других типах медиа (Полуэхтова, 2012: 122).

Телевидение позволяет человеку чувствовать себя частью социума. Нередко телезритель устанавливает парасоциальные связи с телевизионными героями и таким образом удовлетворяет потребность в общении, в случае если он находится в изоляции или испытывает трудности с реальным общением в жизни. Причем эти связи настолько реальны, что формирование привязанностей происходит примерно по тому же сценарию, что и построе­ние отношений в действительной жизни (Cole, Leets, 1999). Люди с определенными типами привязанностей (надежный тип (secure attachment style), тревожно-амбивалентный тип (anxious attachment style), избегающий тип (avoidant attachment style)), которые преимущественно формируются в детстве, а позже влияют на построение отношений с окружающими во взрослом возрасте, демонстрируют их и в отношении телевизионных героев (Фурманов, 2019: 117; Cole, Leets, 1999). Таким образом, изучение телевизионных практик молодых людей в изменяющейся реальности является важным направлением в исследованиях.

 

Теоретическая рамка исследования

Увеличение количества доступной информации, о котором мы говорили выше, безусловно, привнесло некоторые изменения в характер телевизионного потребления. Исследователи отмечают, что для современных молодых людей свойственно обращение к телевидению в основном либо «по привычке», либо «для фона» (Кульчицкая, Филаткина, 2021), т.е. телепросмотр стал второстепенным занятием для данных возрастных групп (Полуэхтова, 2018: 76). Отметим в связи с этим, что на российском телевизионном рынке сегодня есть ряд нишевых каналов, которые транслируют однотипный контент (музыкальные клипы, целые сезоны сериалов и т.д.), уже знакомый зрителю и не требующий внимательного просмотра (Дунас (ред.), 2021: 162).

Потребление одних и тех же телепрограмм каждую неделю в определенное время и погружение в определенную социальную реальность нередко напоминает регулярные встречи с друзьями (Williams, Nida (eds.), 2017: 153) и дает человеку ощущение безопасности (Полуэхтова, 2012: 125).

Несмотря на существование в домохозяйствах разных типов медиа, телевидение продолжает оставаться центром семейной коммуникации (Аникина, Галкина, Образцова, 2020). Исследователи отмечают, что роль семьи в формировании телевизионных привычек отчетливо видна (Nikken, Schols, 2015; Nwankwo, Shin, Al-Habaibeh, Massoud, 2019: 8). Ученые отмечают, что родители (осознанно или неосознанно) придерживаются определенных стратегий в отношении детского медиапотребления. Так, исследователи (Nathanson, 2008; Valkenburg, Krcmar, Peeters, Marseille, 1999) выделяют следующие стратегии:

  • стратегия совместного просмотра (co-viewing);
  • ограничительная стратегия (resrtictive);
  • активная стратегия (active).

Стратегия совместного просмотра характеризуется потреблением медиа с детьми, при этом данная практика не сопровождается каким-либо обсуждением происходящего. Ограничительная стратегия предполагает создание правил и ограничений. Например, устанавливаются временные ограничения, запреты на просмотр определенного контента и т.д. Активная стратегия подразумевает обсуждение с ребенком того, что происходит на экране, подробное разъяснение того, как функционируют СМИ и реклама. Такая позиция является наиболее эффективной, т.к. она помогает развивать способности ребенка к критическому мышлению и защищает их от негативного воздействия медиа (Mendoza, 2009). В XXI в. в связи с активным распространением новых технологий исследователи стали выделять еще одну стратегию – проактивную (proactive) (Padilla-Walker, Coyne, Fraser, Dyer at al, 2012). Ее приверженцы тщательно следят за тем, что происходит с их детьми – с кем они дружат, чем увлекаются, что смотрят, читают и т.д. Эта стратегия наиболее эффективна, когда у родителей налажен контакт с ребенком: он сам делится информацией о себе, а родители готовы обсуждать с ребенком рамки дозволенного.

В рамках данного исследования с учетом вышеперечисленных факторов были сформулированы три исследовательских вопроса:

1. Как и почему современные дети младшего школьного возраста и их родители обращаются к телевидению?

2. Оказывают ли родители или другие члены семьи какое-либо влияние на телепотребление детей младшего школьного возраста (8–10 лет), проживающих в г. Моск­ве?

3. Контролируют ли родители телепотребление детей младшего школьного возраста (8–10 лет) и какие стратегии в отношении него применяют?

 

Методология

В рамках исследования прошло анкетирование среди третьеклассников четырех московских школ (ГБОУ школа № 1558 (№ 60); ГБОУ школа № 1532 (№ 36); ГБОУ школа № 1315 (№ 36); ГБОУ школа № 46 (№ 58)), а также проведены глубинные интервью с их родителями. Отбор школ проводился по «Рейтингу вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2017/2018 учебного года»3, опубликованному на сайте департамента образования и науки Мос­к­вы. Рейтинг, в котором представлено 399 школ, был разделен на четыре клас­тера (100+100+100+99), далее с помощью генератора случайных чисел4 (интервал 1–99) было выбрано число – 36. В каждом кластере для исследования методом анкетирования была выбрана школа под номером 36. Получая отказ от выбранных школ, мы смещались на один порядковый номер до того момента, пока не получали согласие на участие в исследовании. Анкеты распространялись в трех третьих классах упомянутых учреждений, т.к. именно такое количество параллелей было у всех школ, представленных в выборке. Анкета включала 40 вопросов открытого (13) и закрытого (27) характера. При этом все «закрытые» вопросы имели опцию «Другое», которая позволяла участникам исследования сформулировать свой индивидуальный ответ в случае, если представленные варианты ответов их не устраивали. Воп­росы с множественным ответом ограничивали выбор до трех версий.

Всего в рамках исследования были проанализированы 142 анкеты третьеклассников и 24 интервью с их родителями. Для проведения глубинных интервью в школы были направлены письма с просьбой предоставить контакты родителей третьеклассников, которые были готовы принять участие в исследовании. Поскольку наиболее оперативно сведения предоставила администрация ГБОУ № 1532, глубинные интервью были проведены с родителями третьеклассников из этой школы. Клас­сные руководители трех третьих классов связывались с родителями детей, которые ранее заполняли анкеты, и уточняли у них, готовы ли они принять участие в качественном исследовании. Получив контактные данные родителей, которые выразили свое согласие, мы связывались с ними и договаривались о проведении интервью.

Интервью респондентов проводились в октябре 2020 г. по телефону и длились в среднем от 15 до 40 мин. Гайд был составлен на основе тематических блоков («Телевидение», «Радио», «Печать», «Интернет») и отчасти повторял вопросы анкеты, которая распространялась среди детей респондентов.

В ходе опроса мы выявляли особенности медиапотребления самих родителей, а также степень их осведомленности и родительские стратегии в отношении медиа­потребления детей. Далее интервью были расшифрованы, ответы респондентов, посвященные телевизионному потреблению, – проанализированы. В транскриптах определены ключевые смысловые единицы (коды) и объединены в несколько обобщенных категорий: «обстоятельства телепросмотра детьми», «обстоятельства телепросмотра родителями», «особенности телевизионного просмотра в рамках современной семьи», «мотивы обращения родителей к телевидению», «мотивы обращения детей к телевидению», «не смот­рят телевизор: причины», «временные ограничения на просмотр телевидения», «ограничения на просмотр определенного телевизионного контента», «причины появления тех или иных ограничений», «причины отсутствия каких-либо ограничений», «реакции детей на ограничения», «рекомендации родителей для детей в отношении телевизионного контента», «причины отсутствия каких-либо рекомендаций для детей от родителей в отношении телевизионного контента».

На основе количественных и качественных данных были сделаны определенные выводы, которые отчасти представлены в статье. Отдельно отметим, что информация, полученная в результате качественного исследования, стала дополнением к количественному и помогла интерпретировать феномены, отмеченные в результате анализа анкет третьеклассников.

 

Мотивы обращения детей и родителей к телевидению

Анализ анкет среди детей младшего школьного возраста (8–10 лет) показал, что 88% респондентов смотрят телевизор. Среди традиционных медиа это единственный тип медиа, который может конкурировать с Интернетом за внимание детей (Интернетом пользуются 97%). При этом родители школьников, проживающие в г. Москве, могут смотреть телевизор редко или же вовсе его не смотреть. Как мы выяснили, это происходит по следующим причинам:

  • неинтересный контент («Там в общем-то нечего смотреть, за исключением каких-то передач, может, “Что? Где? Когда?” – какие-нибудь такие вещи. А так, нет. Если мы хотим что-то посмотреть, мы скачиваем и смотрим на телевизоре, но именно не телевизионные программы»  – респондент 2, родитель женского пола);
  • обилие ненужной и даже вредоносной информации («Поток ненужной мне информации, какие-то реклама, пропаганда. Предпочитаю, чтобы та информация, которая мне нужна, попадала ко мне, когда она мне нужна, а не просто каким-то белым фоном непонятно про что» – респондент 5, родитель женского пола);
  • желание самостоятельно выбирать контент, а не потреблять то, что навязывают: («ТВ – это тот контент, который мне как бы навязывается, поэтому я предпочитаю выбирать то, что я смотрю»  респондент 17, родитель женского пола);
  • вся необходимая информация есть в Интернете («Не смотрю, потому что там ничего такого нет. Все, что мне нужно, и новости, которые мне нужны, я всегда смотрю через Интернет» – респондент 7, родитель женского пола).
  • телевизионный контент удобнее потреблять в Интернете («То, что я мог бы посмотреть по телевизору, мне проще быстренько найти в Интернете и посмотреть там» – респондент 24, родитель мужского пола).
  • некогда смотреть телевизор («Я многодетная работающая мать, мне просто некогда, я так думаю» респондент 9, родитель женского пола).

Если родители все-таки включают телевизор, то прежде всего для того, чтобы он работал дома как фон («Как фон у нас часто работает... я не могу это объяснить – привычка, чтобы кто-то разговаривал еще» – респондент 3, родитель женского пола), когда хотят расслабиться или отдохнуть («Я просто отдыхаю, я включаю канал Discovery, и вот просто, когда начинаю смотреть про природу <...> для меня это отдых» – респондент 10, родитель женского пола), если показывают контент, который не доступен в Интернете («Мы Формулу-1 смотрим, потому что ее только по телевизору показывают» – респондент 18, родитель женского пола).

Дети младшего школьного возраста преимущественно обращаются к телевидению для того, чтобы развлечься (см. табл. 1). Родители также отмечают, что стремление развлечься является одним из основных мотивов телепросмотра («Когда он один смотрит что-то, что там попадается по телевизору, это, скорее, передых между уроками, просто расслабить мозг» – респондент 2, родитель женского пола).

Таблица 1. Вопрос «Почему ты смотришь телевизор?»

Вариант ответа

 %

Для того, чтобы развлечься, когда мне скучно

59,1

Для того, чтобы смотреть красивые фильмы/сериалы/мультфильмы, слушать чудесную музыку, любоваться картинками и т.д.

45,8

Для того, чтобы повеселиться
и поднять себе настроение

36,7

Для того, чтобы узнать о том,
что происходит в мире

21,8

Для того, чтобы не чувствовать себя одиноко, когда находишься дома один

14,1

Для того, чтобы получить полезную информацию для школы

7,8

Для того, чтобы поделиться интересными событиями, своими достижениями и т.д.

6,3

Другое

4,2

Не смотрю

2,8

Для того, чтобы общаться с друзьями/родственниками

0,7

Очевидно, что телевидение все еще продолжает обладать рядом уникальных характеристик, которые притягивают к нему и детей младшего школьного возраста (достаточно активных телезрителей), и их родителей (которые уже не так часто смот­рят телевизор). Однако мотивы обращения к данному типу медиа у них разные.

 

Особенности телевизионного просмотра в семье

Отвечая на вопросы анкеты, третьеклассники отметили, что преимущественно они смотрят телевидение либо с родителями, либо одни, либо вместе с братьями/сестрами (см. табл. 2).

Таблица 2. Вопрос «С кем обычно ты смотришь телевизор?»
Вариант ответа %

С родителями

65

Один/одна

55

С братьями/сестрами

50

С бабушками/дедушками

22,5

С друзьями

7

С другими родственниками (дядя, тетя, двоюродные сестры/братья
и т.д.)

4,2

Другое

4,2

В ходе интервью, однако, было выявлено, что родители действительно могут смотреть телевизор с детьми, но инициаторы просмотра – сами дети («Иногда, когда она смотрит телевизор, я могу подключиться к этому процессу. Но инициатором просмотра я не являюсь. Просто, если что-то заинтересовало на экране случайно во время просмотра, я могу подключиться и посмотреть» – респондент 1, родитель женского пола).

Вероятно, и дети прежде всего имели в виду совместный просмотр с родителями фильмов/мультфильмов, которые в семье целенаправленно выбираются и скачиваются в Интернете/онлайн-кинотеатрах и просто транслируются на телеэкране («Один он смотрит телевизор, а с нами он обычно смотрит какие-то фильмы. Что-то такое, что мы сами скачиваем для семейного просмотра» – респондент 2, родитель женского пола).

В ходе интервью было выявлено, что серьезное влияние на телесмотрение детей оказывают их бабушки и дедушки («У ба­буш­ки бывает, да. Бабушки всякие свои сериалы смотрят. Я не очень на самом деле знаю, что она там смотрит» – респондент 5, родитель женского пола). Причем, как утверждают родители, это нередко происходит просто потому, что у бабушек и дедушек дома всегда работает телевизор, и ребенок неминуемо с ним сталкивается, когда бывает у них дома («У бабушек смот­рит, потому что они все время у них работают» – респондент 8, родитель мужского пола). Иногда это вообще может быть единственным местом, где ребенок взаимодействует с телевизором («Телевизор может посмотреть у бабушки, они смотрят Disney, еще у бабушки она смотрит “Орел и Решка” или что-то типа этого. Ну да, получается, где есть люди, которые смотрят телевизор, она посмотрит скорее всего» – респондент 23, родитель женского пола). Действительно, 50% детей отметили, что они смотрят телепрограммы в гостях у друзей/родственников (см. табл. 3).

Таблица 3. Вопрос «Где ты обычно смотришь телевизор?»
Вариант ответа %
Дома 91,5
В гостях у друзей/родственников 50
В школе 2
На дополнительных занятиях 2
В транспорте 2
Другое 6,3

Когда бабушка и дедушка приезжают в гости к ребенку, показатели телесмотрения возрастают («Вы знаете, у нас старенький телевизор... такой большой на кухне, как атавизм, используется тогда, когда приезжает старшее поколение. Я заметила, что когда приезжает бабушка, дедушка – это, конечно, кошмар. <…> Он прямо активно включается» – респондент 11, родитель женского пола).

Данные, полученные в ходе глубинных интервью с родителями, заставляют нас иначе посмотреть на результаты анкетирования детей. Существует вероятность, что дети вместе с родителями по телевизору смотрят преимущественно контент по запросу. Традиционный телевизионный контент они потребляют в основном либо самостоятельно, либо вместе с бабушками/дедушками.

 

Телевидение в качестве социализатора

Родители отмечают, что дети с радос­тью делятся с ними своими размышлениями о том, что они увидели на экране («Знаете, обсуждает! Если это программа о животных, он может пересказать какой-то сюжет. <…> Как правило, не спрашивает, а пересказывает больше. Рассказывает, что нового узнал» – респондент 16, родитель женского пола) и задают вопросы непосредственно во время просмотра («Да, он спрашивает, вот откуда они появляются, как они живут, и начинает сразу свою лепту вставлять: “А вот так бы было лучше, а если бы он вот так прополз, с ним бы там ничего не случилось”» – респондент 10, родитель женского пола).

При этом обсуждение телевизионного контента может наступить не во время просмотра, а спустя какое-то время («Да, конечно, причем надо сказать, что это иногда очень неожиданно вылезает, если она что-то там вспоминает в процессе, что где-то когда-то она что-то видела» – респондент 22, родитель женского пола).

Некоторые родители, однако, заявили, что не считают телевизионный контент достой­ным обсуждения («Нет, крайне редко. Ну по­тому что это развлекательные истории. Мы можем проанализировать и поговорить о фильме» – респондент 1, родитель женского пола). При этом на рассказы детей об увиден­ном родители реагируют в целом положи­тельно («Да нет, не критикую, просто обсуждаем» – респондент 23, родитель женского пола).

Родители советуют детям посмотреть определенные фильмы/мультфильмы, а не спонтанный телевизионный контент («Мы ему иногда включаем сами то, что хотим, чтобы он посмотрел. Чтобы заменить эти ужасные мультики – мы ему включаем мультики, которые мы считаем приличными: советские, поучительные» – респондент 18, родитель женско­го пола).

Некоторые родители в принципе ничего не советуют своим детям («В основном она сама, я, наверное, не очень внимательно к этому отношусь» – респондент 9, родитель женского пола) и прежде всего потому, что сами не смотрят телевизор и просто не знают, какие программы там идут («Я не знаю, что там есть такое толковое» – респондент 20, родитель женского пола).

Еще одной причиной является то, что некоторые родители доверяют выбору самого ребенка («В основном я уже не то, чтобы доверяю, я уже знаю, что у нее сложился определенный набор каналов, и я уже на это не влияю. Хотя хочется, конечно, иногда поворчать, сказать, что лучше смотри вот это» – респондент 14, родитель женского пола).

Таким образом, проведенные с родителями интервью позволили в некоторой степени подтвердить гипотезу, выдвинутую в результате анализа ответов детей в рамках проведенного анкетирования, – телевидение выступает неким социализатором, который способствует общению и получению совместного опыта в рамках семьи (Давлетшина, 2021). Также было выявлено, что телевизионный контент дети преимущественно выбирают сами, родители в основном влияют на выбор ребенка, когда речь идет о контенте по запросу.

 

Родительские стратегии в отношении телепотребления детей

В ходе интервью мы стремились определить, устанавливают ли родители какие-либо ограничения для детей, связанные с потреблением телевизионного контента. Было выявлено, что определенные ограничения у детей есть. Например, связанные с возрастным рейтингом программ/фильмов («Она сама знает по фильмам, что ограничения возрастные 6+, 12+ и т.д. 12+ разрешаю. Но, допустим, “Голодные игры” – они 16+, но я разрешала смотреть. То есть фильмы 16+ на мое усмотрение. А 12+ она не спрашивает разрешения» – респондент 1, родитель женского пола).

Некоторые родители устанавливают временные рамки просмотра («Временное – максимум два» – респондент 14, родитель женского пола). Родители также ставят ограничение на просмотр определенных каналов и программ прежде всего потому, что их пугает, что дети могут увидеть по телевизору агрессивные сцены / сцены насилия / контент, предназначенный для более взрослой аудитории, и они хотят оградить детей от этого («Если эти фильмы, сериалы идут, ну как ребенку объяснить, что там стреляют, ну как это объяснить. И я стараюсь ограничивать, чтобы он этого не видел» – респондент 10, родитель женского пола).

Их беспокоит и то, что просмотр телевизора в неурочное время может нанести урон здоровью ребенка («Я вечером стараюсь не давать ему смотреть, потому что это сон немного будоражит, а он у нас родился гиперактивный, и я старалась придерживаться, чтобы этого ничего не было, и уже в 8, максимум в 9, я уже телевизор не даю смотреть» – респондент 10, родитель женского пола). При этом дети, по словам родителей, реагируют на эти ограничения вполне спокойно и в целом с ними соглашаются («Обычно с ним легко договориться, мы говорим: “Досмотри до конца серии или до рекламы, до эпизода и все”» – респондент 2, родитель женского пола).

Некоторые родители считают, что никакие ограничения не нужны, т.к. дети сами не хотят смотреть телевизор («Дело в том, что сейчас по телевизору ничего такого не показывают. Я ему ограничения не ставлю, потому что он сам не смотрит» – рес­пондент 7, родитель женского пола). Существует также мнение, что потребляемый детьми контент способствует их развитию, и поэтому никакие ограничения устанавливать не нужно («У нас нет ограничений, потому что тот контент, который она включает, достаточно разнообразный. Она смотрит NatGeoWild или про золотые прииски, что-нибудь про ветеринаров. Про то, как они лечат животных, достаточно разнообразно это все» – респондент 22, родитель женского пола).

Таким образом, в отношении телевизионного потребления родители придерживаются и ограничительной стратегии (запрещают смотреть некоторые каналы, программы с определенной возрастной маркировкой, пытаются сокращать время просмотра и т.д.), и активной (обсуждают с ребенком увиденный контент, а в случае введения каких-либо ограничений прежде всего пытаются прийти к компромиссу).

 

Выводы

В результате исследования было выявлено, что значительное влияние на телепотребление третьеклассников, принимавших участие в исследовании, оказывают вовсе не родители, а их бабушки и дедушки, которые на сегодняшний день составляют значительную часть телевизионной аудитории (Полуэхтова, 2018: 75). Вероятно, именно они наиболее активно знакомят ребенка с тем, что сейчас транслируется по телевизору.

Родители вместе с детьми смотрят преимущественно контент по запросу. Интересно также, что инициаторами телевизионного просмотра в семье могут выступать сами дети, а не их родители. Данный феномен нуждается в дальнейшем изучении, т.к. это может говорить нам о меняющемся характере телепотребления в рамках семьи.

В результате исследования была подтверждена гипотеза о том, что телевидение в современной семье является неким социа­лизатором, т.е. телевидение действительно продолжает выполнять коммуникативную функцию (Прохоров, 2009), является центром семейной коммуникации (Аникина, Галкина, Образцова, 2020). Телевизионный контент нередко становится предметом разговора между родителями и детьми не только во время просмотра, но и спустя какое-то время. На наш взгляд, именно это является одним из основных преимуществ телевидения.

Как показало исследование, родители осуществляют контроль за телепро­­смотром детей. Однако существует вероятность, что родителей гораздо больше беспокоит то, какой контент дети могут потреблять в Интернете, и их фокус внимания направлен преимущественно в эту сторону. Контролировать телевизионный просмотр значительно проще (достаточно просто зайти в комнату, в которой ребенок смотрит телевизор), чем за действиями ребенка в Сети. К тому же, как отмечают некоторые родители, телеконтент сегодня не представляет опасности для детей, т.к. он не может не соответствовать определенным нормам. Данная гипотеза, однако, нуждается в дальнейшем изучении.

 

Примечания

1 Ачкасова К. Аудитория медиа. Режим доступа: https://mediascope.net/upload/iblock/cd5/Adindex%20City%20Conference%202021%20Mediascope.pdf (дата обращения: 09.12.2021).

2 Там же.

3 Рейтинг вклада школ Москвы в качественное образование московских школьников по итогам 2017/2018 учебного года. Режим доступа: https://www.mos.ru/donm/function/ratings-vklada-school/reiting-vklada-shkol-017-2018/ (дата обращения: 17.12.2020).

4 Генератор случайных чисел. Режим доступа: https://castlots.org/generator-sluchajnyh-chisel/ (дата обращения: 17.12.2020).

 

Библиография

Аникина М.Е., Галкина М.Ю., Образцова А.Ю. Медиапотребление школьников в российских регионах: опыт эмпирического исследования в г. Владивостоке // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2020. № 1 (1). С. 90–101.

Давлетшина М.И. Медиапрактики современных детей младшего школьного возраста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 5. С. 3–26. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2021.326

Коломиец В.П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.

Кульчицкая Д.Ю., Филаткина Г.С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2680 DOI: 10.30547/mediascope.1.2021.2

Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: моногр. / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

Назаров М.М. Телевидение и Интернет: типология российского медиапотребления // Социологические исследования. 2014. № 6. С. 116–128.

Полуэхтова И.А. Социокультурные эффекты медиатизации телевидения // Знание. Понимание. Умение. 2018. № 4. С. 71–82.

Полуэхтова И.А. Телевидение глазами телезрителей. М.: ООО «НИПКЦ Восход-А», 2012.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Аспект Пресс, 2009.

Фурманов И.А. Взаимосвязь стиля привязанности и коммуникационных реакций на ревность: половые сходства и различия // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10. № 1. С. 115–133. DOI: 10.17759/sps.2019100107

 

Cole T., Leets L. (1999) Attachment Styles and Intimate Television Viewing: Insecurely Forming Relationships in a Parasocial Way. Journal of Social and Personal Relationships 16 (4): 495–511. DOI:10.1177/0265407599164005

Livingstone S., Local C. (2017) Measurement Matters: Difficulties in Defining and Measuring Children’s Television Viewing in a Changing Media Landscape. Media International Australia 163 (1): 67–76. DOI: 10.1177/1329878X17693932

Mendoza K. (2009) Surveying Parental Mediation: Connections, Challenges and Questions for Media Literacy. Journal of Media Literacy Education 1: 28–41.

Nathanson A.I. (2008) Parental Mediation Strategies. In: Donsbach W. (ed.) The International Encyclopedia of Communication. Malden: Wiley-Blackwell, pp. 3506-3508. DOI: 10.1002/9781405186407.wbiecp007

Nikken P., Schols M. (2015) How and Why Parents Guide the Media Use of Young Children. Journal of Child and Family Studies 24: 3423–3435. DOI: https://doi.org/10.1007/s10826-015-0144-4

Nwankwo F., Shin H.D., Al-Habaibeh A., Massoud H. (2019) Evaluation of Children’s Screen Viewing Time and Parental Role in Household Context. Global Pediatric Health 6: 2333794X1987806. DOI:10.1177/2333794X19878062

Padilla-Walker L.M., Coyne S.M., Fraser A.M., Dyer J. et al. (2012) Parents and Adolscents Growing up in the Digital Age: Latent Growth Curve Analysis of Proactive Media Monitoring. Journal of Adolescence 35 (5): 1153–1165. DOI: 10.1016/j.adolescence.2012.03.005

Valkenburg P.M., Krcmar M., Peeters A.L., Marseille N.M. (1999) Developing a Scale to Assess Three Styles of Television Mediation: “Instructive Mediation”, “Restrictive Mediation” and “Social Coviewing”. Journal of Broadcasting & Electronic Media 43 (1): 52–66. DOI:10.1080/08838159909364474

Williams K.D., Nida S.A. (eds.) (2017) Ostracism, Exclusion, and Rejection. New York; London: Routledge.

 

Дата поступления в редакцию: 03.03.2022
Дата публикации: 21.04.2022