Архив



Медиапортрет врача в эпоху пандемии коронавируса: опыт региональных СМИ



Наиля Байбатырова

Ссылка для цитирования: Байбатырова Н.М. Медиапортрет врача в эпоху пандемии коронавируса: опыт региональных СМИ // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 56–64. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.5664

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.5664
EDN: MOTRYQ

© Байбатырова Наиля Мунировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики Астраханского государственного университета (г. Астрахань, Россия), aulova83@mail.ru



Ключевые слова: врач, медиаобраз, пандемия, региональные медиа, жанр.

В статье представлены результаты исследования образа медицинского работника как героя журналистских публикаций в период коронавирусной пандемии. Изучены основные жанрово-стилистические особенности репрезентации образа врача в новостных, аналитических текстах, интервью. На основе анализа материалов региональных астраханских онлайн- ресурсов делается вывод о том, что в период массовой заболеваемости медиапортрет врача становится особым жанром и социально значимым явлением в средствах массовой информации.

 

Введение

В течение последних двух лет публикационная активность российских СМИ о медицинской сфере и профессии врача заметно возросла, что является прямым следствием пандемии коронавирусной инфекции. Представление о труде человека в белом халате претерпевает трансформацию в связи с меняющейся реальностью. Ранее возможными были различные интерпретации имиджа современного врача, колеблющиеся от его изображения в СМИ как представителя социального слоя интеллигенции до резко критического отношения к докторам с безразличным, иногда попустительским отношением к своему труду и пациентам. Такой медиаобраз способствовал возникновению в сознании массовой аудитории определенного типа медицинского работника. Отметим, что аксиологически окрашенные стереотипные репрезентации профессии подробно изу­чены Е.А. Чигриновой (2018).

Однако с 2020 г. медиапортрет врача, отважно сражающегося за жизни граждан в период массовой заболеваемости коронавирусом, становится особым жанром и социально значимым явлением в средствах массовой информации. Специальные проекты на федеральных и региональных телеканалах, материалы в печатных и онлайн-медиа, а также социальная рек­лама конструируют положительный образ медицинского работника, при этом учитываются и релевантные признаки социально-политического и медицинского дис­курса. «С помощью массмедиа индивиды и группы транслируют свое представление о реальности, нормах и проблемах, или же – создают смыслы и обмениваются ими», – пишет в своем исследовании Е.А. Кожемякин (2010: 13). 

Изучению профессиональной идентичности врачей посвящены работы таких исследователей, как О.С. Мосиенко (2017), О.А. Нор-Аревян (2017). Ими проанализирована оценка статуса медицинских профессий в российском обществе, отмечена нестабильность социальной престижности деятельности докторов. В статье Т.В. Сёминой (2013) подчеркивается снижение социального статуса врача в российском обществе. Отдельное внимание ценностно-смысловым ориентациям в структуре профессиональной идентичности доктора уделено в работе А.А. Водяхи (2008). О динамике образа врача можно судить, исходя из исследования А.В. Таскаевой (2021), которая обосновала феномен героизации медицинских работников в массмедийном дискурсе в период пандемии. Анализом символизации профессиональной идентичности врачей в отечественных СМИ и влиянием медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей занимается А.С. Фролова (2017, 2018). Однако медиаобраз человека в белом халате в традиционных и новых средствах массовой информации, а также его портретные характеристики в эпоху коронавируса изучены недостаточно. В большинстве научных работ оценивается функция специалистов в области медицины как экспертов и лидеров мнений. Вместе с тем прослеживается преемственность научной традиции в изучении имиджа врача в отечественном медиаполе.

 

Цель и методы исследования

Цель исследования – рассмотреть образ врача в региональных массмедиа как важную составляющую специально проводимой социальной политики государства и местных властей в эпоху пандемии коронавируса. В материале проанализированы ценностно-смысловые особенности репрезентации образа медицинского работника в астраханских региональных традиционных и новых СМИ. Для анализа были выбраны материалы областных телеканалов и региональных новостных порталов, сообщения в блогах и социальных сетях. Отбор публикаций обусловлен временными рамками, связанными с началом пандемии коронавирусной инфекции: с весны 2020 г. до настоящего времени. Общий объем публикаций составляет 20 материалов различных жанров, что позволяет оценить особенности дискурсивной репрезентации имиджа врача на протяжении обозначенного временного отрезка.

Медиапортрет человека в белом халате исследован по ряду параметров: профессиональная специализация врача, социальные и личностные качества, оценка героя (положительная, отрицательная, нейт­ральная, сбалансированная), интенция журналистского материала. Дана характеристика психотипа врача как медиагероя, обладающего определенными профессиональными и личностными качествами. Приведены примеры антропоцентричных публикаций о докторах в период пандемии COVID-19 в региональном медиаполе. Отмечено возрождение традиционного жанра портретного очерка и появление новой формы портретного репортажа, изоб­ражающего героя в процессе трудовой деятельности либо в проблемной ситуации. В задачи исследования входил анализ публикаций новостных онлайн-медиа (интернет-ресурсы, информационные порталы, а также блоги, форумы и социальные сети) Астраханского региона с точки зрения репрезентации образа медицинского работника. Подчеркивается ответственность региональной журналистики в формировании и медийной актуализации деятельности современных медицинских работников в новых реалиях.

 

Медиапортрет врача в астраханских медиа

Возрастание количества информационных и аналитических материалов о медицине и медицинских работниках в астраханских СМИ в последние годы свидетельствует о понимании властными структурами важности формирования положительного отношения населения к данной сфере. Задолго до начала пандемии коронавирусной инфекции региональный телеканал «Астрахань 24» инициировал проект под названием «Люди, которые лечат». Документальный проект строится на трех реальных историях жизней, спасенных астраханскими медиками. «Они спасают жизни и помогают сохранить здоровье. Их рабочий день длится 24 часа в сутки. Они привыкли видеть боль и страдания, но не разучились сопереживать», – говорится в аннотации к документальному фильму1. В данном цикле телесюжетов основной акцент делается на прорисовке личностных качеств, поведенческих особенностей врачей-современников в экстремальной ситуации. Исследователи Е.В. Зеленина, Т.Ю. Порецкая (2014: 157) называют подобный антропоцентризм журналистским «человековедением».

С 2020 г. врачи областных и городских, сельских больниц, медицинские работники высшего звена и младший медперсонал стали главными героями журналистских публикаций, важными ньюсмейкерами. При этом официальные сообщения, отчеты строятся на фактологической основе, подкрепленной статистикой и цитатами главы областного минздрава, докторов, возглавляющих ковидные госпитали и отделения, в которых проходят лечение больные. Многочисленные информационные материалы, с одной стороны, подчеркивают важность ежедневной работы докторов и младшего медперсонала, а с другой – ставят цель помочь медицинским работникам и защитить их. Так, в сообщении «Медики астраханской Александро-Мариинской больницы опубликовали в сети крик о помощи» рассказывается о том, что часть астраханских врачей, медсес­тер и вспомогательного персонала больниц сокращают либо переводят на часть оклада2. «В качестве доказательства своих слов медики опубликовали приказ за подписью главного врача», – говорится в материале. Ситуация получила общественный резонанс. Через несколько дней после появления в социальных сетях поста областной минздрав дал официальный ответ: всем сотрудникам лечебного учреждения, в котором были сокращены «ковидные койки», предложили вакантные места в других астраханских больницах.

Ньюсмейкером, и одновременно героем публикации о сложностях ежедневной работы врачей в период пандемии, был заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии Астраханского государственного медицинского университета (АГМУ), руководитель службы анестезиологии и реанимации Александро-Мариинской областной клинической больницы, главный внештатный анестезиолог-реаниматолог минздрава Астраханской области, доктор медицинских наук, профессор Ираклий Китиашвили3. Он рассказал о ситуации в медучреждениях, многие из которых в срочном порядке приходится перепрофилировать под ковидные госпитали. При этом доктор Китиашвили позиционируется как образец для подражания во всеобщей социальной кампании по вакцинации населения. В материале подчеркивается, что он привился «Спутником V» и скоро планирует пройти ревакцинацию.

Другой журналистский текст «Астраханский врач “красной зоны” рассказал, что происходит в госпиталях» построен на описании деятельности врача-уролога Александро-Мариинской больницы Сергея Выборнова. В «красную зону» он впервые вошел 15 мая 2020 г. и сейчас заведует шес­тым инфекционным отделением АМОКБ. Предметом обсуждения становится обстановка с коронавирусом и особенности течения заболевания у пожилых и молодых астраханцев. В материале приводится статистика по заболевшим и тем, кто проходит лечение в стационарах области4. Док­тор Выборнов предстает в образе героя, который ежедневно сражается за жизни пациентов вместе с другими астраханскими врачами. Эти публикации можно классифицировать как портретные репортажи – жанр, который изучают исследователи В.М. Амиров, Ю.М. Щепеткина (2018). Они подчеркивают, что в этой разновидности жанра сочетаются анализ проблемной ситуации и классический портретный очерк.

При репрезентации образа российского врача акцентируется внимание на мотивах его личной социальной активнос­ти. В декабре 2020 г. региональная пресса оповестила о печальном событии: «Сегодня ушел из жизни врач анестезиолог-реаниматолог Ахтубинской районной больницы Астраханской области Иван Семириков»5. Далее следует текст некролога как специфического портретного жанра о личности человека, который до последнего спасал жизни пациентов, но заразился и умер от COVID-пневмонии. Приводится цитата из обращения доктора Семирикова на личной странице в социальной сети: «...это очень тяжелое и коварное заболевание. В полной степени вот уже несколько дней осознаю это на своем опыте. И хотя все еще в самом начале, а состояние трудно описать, я понимаю, что все “погремушки” COVID припас впереди»6. Данную разновидность жанра исследователь Р.И. Павленко называет «социальным некрологом» (Павленко, 2015: 247).

Еще один популярный медиажанр, помогающий в полной мере раскрыть образ врача, – интервью. Общение является тем уникальным способом получения информации, который не заменит ни наблюдение, ни анализ документов. О преодолении «кризиса идентичности» в отечественной журналистике через акцентуацию таких качеств героя портретного интервью, как милосердие, преданность, верность долгу, уважение к традициям, пишет Е.В. Зеленина (2014). Главные требования – компетентность и беспристрастность в оценке ситуации. Такого рода интервью требуют от журналиста серьезной подготовки, его цель – всестороннее представление своего современника. На первый план выходит профессия врача, и лишь затем – его личность. Беседа с доктором медицинских наук, доцентом кафедры госпитальной терапии АГМУ, аллергологом-иммунологом Беллой Шамгуновой построен на мотиве особой экспертной компетентности. Герои­ня сравнивает течение болезни у пациентов с русской рулеткой. «Вакцинопрофилактика – единственный метод борьбы с вирусом на сегодняшний день», – неоднократно подчеркивается в материале, опубликованном на новостном портале «Каспий Инфо»7. Стиль интервью характеризует социальную позицию журналиста-интервьюера и доктора. Экспрессивная и динамичная лексика воздействует на эмоционально-оценочное восприятие материа­ла об опасности заражения и сложности течения коварного заболевания.

Особая тема, связанная с героизацией профессии современного врача, лежит в плоскости обсуждения безопасности медицинских работников, исполняющих свою работу. В последние годы периодически появляются сообщения СМИ о том, что в различных регионах страны участились случаи нападения пациентов на медиков скорой помощи. В настоящее время рассмат­ривается законопроект, согласно которому врачей скорой помощи могут приравнять к сотрудникам полиции. Об этом шла речь еще в 2017 г. в материале «На астраханских врачей нападают, но скоро медиков могут приравнять к полицейским»8. Медсестра одной из бригад неотложки рассказала об агрессии, ненормативной лексике, проклятиях и обвинениях во всевозможных бедах со стороны некоторых пациентов. Другие трудности этой сферы – внеплановые дежурства, нехватка машин, увеличение количества «уличных» вызовов, зачастую тяжелый физический труд, что также связано с ликвидацией должности медбрата. Автор статьи резюмирует: «Как видим, проблем в работе скорой помощи немало. Но, несмотря на невысокие зарплаты, пьяных пациентов и нехватку кадров каждый день врачи скорой выходят на работу и спасают наши жизни. Надеемся, что государство позаботится о безопасности медиков и защитит их на законодательном уровне»9.

Однако в течение трех с половиной лет законопроект все-таки не был принят. В публикации на региональном новостном портале «Ast-news.ru – Астраханские новости» от 2 ноября 2021 г. вновь сообщается о случившемся нападении на бригаду скорой помощи на первом утреннем вызове. Мужчина накинулся на женщин – врача и фельдшера. «В помощь подоспел водитель, который оттащил буйного, находившегося, по-видимому, в наркотическом опьянении. В результате водитель получил перелом руки, лобовое стекло машины скорой помощи разбито кирпичом – уезжая от дебошира, тот успел закинуть кирпич», – говорится в материале10. Автор – врач скорой помощи Наиль Адельшинов – пишет о том, как сложно приходится докторам, большинство из которых работают по призванию. Уже в конце того же месяца другой региональный новостной ресурс «Каспий Инфо» сообщил, что профсоюз работников здравоохранения закупил для медиков скорой помощи электрошокеры: «...применять их по назначению будут только в самых крайних случаях, исключительно в целях самообороны, и только при нападении на сотрудников скорой»11.

 

Образ врача в блогосфере

Общероссийский и региональный сегменты блогосферы напрямую отражают происходящее, незамедлительно реагируя на события в мире и стране. Это один из самых «прямых» коммуникационных каналов с особыми принципами подачи информации, главный из которых – одновременная обращенность к своим подписчикам и ко всей аудитории. Об особой природе новых медиа пишут исследователи Д.А. Устюжанина (2019) и Ф.И. Шарков (2019). Высокая интерактивность блогов дает возможность отслеживать мнения и ожидания аудитории, в том числе ожидания, связанные с ролью и ключевыми характеристиками, которые должны быть присущи врачам в затянувшийся период пандемии COVID-19. В настоящее время в Cети популярны бизнес-аккаунты, личные блоги, в том числе персональные блоги экспертов в области медицины.

Блогосфера также иерархична, включает наиболее популярные, значимые блоги докторов, которые являются лидерами мнений и цитируются другими пользователями. При этом имидж врача в блого­сфере создают как авторские публикации, так и комментарии. В настоящее время для многих докторов коммуникация в блоге становится не только средством передачи информации, но и средством самовыражения, самопрезентации. Любой блог может стать местом возникновения публичных обсуждений, при этом практически не существует ограничений в написании комментариев, если владелец страницы не ограничил их. За счет быстрого и неконтролируемого распространения информации в блогосфере ускоряется и реакция пользователей о важности труда докторов. Мотив идентичности медицинского работника реализуется через позиционирование его в журналистском тексте либо сюжете блога как человека, имеющего высокий ценностный статус посредством трансляции идей его избранности и компетентности в период пандемии.

Важную роль в создании блога играет его автор. За ним стоит выбор темы и идеи публикации, ее героя и сюжета. Особой формой репрезентации медиапортрета врача в эпоху коронавируса становятся фото- и видеопубликации в социальных сетях. Так, в соцсети Instagram12 появилась серия постов с заголовком «Работа врачом в эпоху ковида». Фотоколлажи, состоящие из двух частей, выполнены по принципу «Ожидание – реальность». Визуальный ряд демонстрирует, как медицинские работники круглосуточно трудятся в ковидных госпиталях, не имея возможности месяцами общаться с близкими, видеть собственных детей, отдыхать13. Такая социальная реклама содержит мощный эмоциональный посыл в адрес аудитории. Этой же тематике посвящены многочисленные публикации в Instagram-сообществе «Врачи Астрахани»14. Здесь активно используются мультимедийные приемы, инфографика, возможности видео (документальные записи, прямые включения из ковидных госпиталей). Медиаобраз врача в блогосфере формируется через трансляцию профессиональной и личной информации. При этом ведение и обсуждение блогов специалистами медицинской сферы в период пандемии коронавируса снимает социальную напряженность.

 

Медиаобраз врача в фотопроектах

Астраханское сетевое издание «Арбуз» неоднократно публиковало материалы, героями которых становились врачи, работающие в «красной зоне». Так, фоторепортаж от 23 августа 2021 г. озаглавлен «Об ангелах в белых халатах». Фотопроект корреспондентов онлайн-СМИ из Александро-Мариинской больницы наглядно показывает «как астраханские медики помогают бороться с главным заболеванием последних двух лет и развеять гуляющие по сети мифы»15.

Сами доктора сняты лишь фрагментарно: санитарные костюмы, включающие также косынку, респиратор, халат и обязательно две пары перчаток, скрывают лица. «Медперсонал признается, что в таком обмундировании потеть приходится, в буквальном смысле, до нитки, поэтому многие берут из дома несколько комплектов нижнего белья», – подчеркивается в материале. Однако глаза врачей на фото говорят о многом: в них читается сопереживание, сосредоточенность, усталость. Цветовое решение выполнено в черно-белых тонах, активно воздействующих на восприятие человека. Возникает ощущение страха и одновременно уважения к героическому труду докторов в ковидных госпиталях. Акцент делается на оборудовании, деталях обстановки, руках медработников, которые ставят капельницу, выписывают препараты. «Этим материалом мы хотим сказать спасибо всем бойцам “краснозонного” фронта, а остальным пожелать здоровья и беречь себя настолько, насколько это возможно!» – резюмирует корреспондент Рамиля Самихова16.

Данный визуальный ряд, сопровождае­мый короткими, но емкими подписями о рабочих буднях астраханских врачей и цитатами пациентов о коварности заболевания, формирует общественное мнение о важности соблюдения мер профилактики коронавирусной инфекции и вакцинации по принципу большинства. Корреспонденты онлайн-ресурса «Арбуз» делают акцент на открытости медперсонала перед социумом и на желании помочь. Главное в публикациях – максимально предупредить распространение инфекции. Основными принципами подобных фотопроектов о работе врачей в период пандемии являются креативность, косвенность выражения смысла, ассоциативно-метафорическая подача образов. Лаконичные пояснения к репортажным фотографиям динамичны. С их помощью журналисты передают атмо­сферу происходящего в ковидных палатах, эмоции изображенных героев.

 

Заключение

По результатам исследования можно сделать выводы о трансформации образа врача в СМИ, что стало естественным последствием увеличения в федеральной и региональной медиаповестке доли информации о медицинской сфере с наступлением пандемии. На основе анализа материа­лов региональных медиа можно сделать вывод о том, что имидж медицинского работника в средствах массовой информации становится особым культурным и коммуникативным явлением. Сравнительный анализ образа врача в массмедиа до и в период пандемии, который был проведен на основе контента традиционных и новых медиа Астраханского региона, показал, что качественно изменились лексические коннотации, связанные с деятельностью врачей. Возросла и доля эмоционально-экспрессивных и оценочных характеристик, появилась семантическая модификация значений отдельных слов, связанных с медицинской профессией. Увеличение персонифицированной информации о докторах изменило медиапортрет врача в период пандемии COVID-19. В настоящее время докторам важно иметь и поддерживать положительный имидж, который формируется в обществе благодаря СМИ.

Необходимо подчеркнуть, что региональные медиа в период пандемии целенаправленно формировали особый образ медицинского работника как человека, стоящего на передовой в борьбе с коварной инфекцией. Медиапортрет современного врача становится феноменом вторичной моделирующей системы. Через репрезентацию медиаимиджа человека в белом халате осуществляется воздействие на массовое сознание с целью формирования осознанного и ответственного отношения к мерам профилактики и лечения коронавирусной инфекции. Следует отметить потенциал социальных медиа, в том числе персональных блогов, личных аккаунтов врачей в социальных сетях. Образ медицинского работника как медиакультурный феномен структурируется посредством языка публикаций, специальных фото- и мультимедиапроектов, социальной рекламы. Установка на обязательную массовую вакцинацию россиян через передачу важной медицинской информации осуществляется благодаря публикационной активности о сложном труде врачей в каждом регионе.

 

Примечания

1 Люди, которые лечат // Все новости Астрахани. 2015. Июнь, 19. Режим доступа: https://a24.press/news/society/2015-06-19/lyudi-kotorye-lechat-na-astrahan-24-74227 (дата обращения: 01.12.2021).

2 Медики астраханской Александро-Мариинской больницы опубликовали в сети крик о помощи. Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CXGDKixDsDEH-boUc-geAc4AB_QFF8lcd76voM0/ (дата обращения: 06.12.2021).

3 «Поставить больного на ноги становится все сложнее». Астраханский врач рассказал о ситуации с ковидом // Каспий Инфо. 2021. Ноябрь, 4. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/pandemiya/72416 (дата обращения: 02.12.2021).

4 Астраханский врач «красной зоны» рассказал, что происходит в госпиталях // Каспий Инфо. 2021. Октябрь, 29. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/pandemiya/72292 (дата обращения: 13.11.2021).

5 От COVID-19 умер ахтубинский врач и фотограф Иван Семириков. Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CIf9knrgavO/ (дата обращения: 16.11.2021).

6 Там же.

7 Белла Шамгунова: COVID-19 без вакцинации – это русская рулетка // Каспий Инфо. 2021. Октябрь, 13. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/pandemiya/71820 (дата обращения: 04.12.2021).

8 На астраханских врачей нападают, но скоро медиков могут приравнять к полицейским // Каспий Инфо. 2017. Июнь, 6. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/gorod/14300 (дата обращения: 02.12.2021).

9 Там же.

10 Врач астраханской скорой помощи рассказал о нападении пациента // Ast-news. Астраханские новости. 2021. Ноябрь, 3. Режим доступа: https://ast-news.ru/node/vrach-astrakhanskoy-skoroy-pomoshchi-rasskazal-o-napadenii-patsienta/ (дата обращения: 06.12.2021).

11 Врачи скорой вооружились электрошокерами // Каспий Инфо. 2021. Ноябрь, 29. Режим доступа: https://kaspyinfo.ru/news/gorod/73056 (дата обращения: 09.12.2021).

12 Деятельность соцсети Instagram признана в России экстремистской.

13 Работа врачом в эпоху ковида. Режим доступа: https://www.instagram.com/p/CWIOlIbA-PCp2SE3t-a5dSn9NVtZVreUQyoDC40/?hl=ru (дата обращения: 26.11.2021).

14 Врачи Астрахани. Режим доступа: https://www.instagram.com/doctor_astrakhan/?hl=ru (дата обращения: 02.12.2021).

15 Врачи астраханской «красной зоны»: для нас счастье, когда люди возвращаются из реанимации // Арбуз: сетевое издание. 2021. Ноябрь, 17. Режим доступа: https://arbuztoday.ru/vrachi-astraxanskoj-krasnoj-zony-dlya-nas-schaste-kogda-lyudi-vozvrashhayutsya-iz-reanimacii/ (дата обращения: 09.12.2021).

16 Там же.

 

Библиография

Амиров В.М., Щепеткина Ю.М. Конструирование образа героя в синтетическом жанре портретного репортажа // Журналистика и массовые коммуникации. 2018. Т. 24. № 3 (177). С. 39–46.

Водяха А.А. Ценностно-смысловые ориентации в структуре профессиональной идентичности врача // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. 2008. № 1. С. 60–65.

Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю. Медиагерой нашего времени (по результатам контент-анализа журнала «Русский репортер») // Изв. Байкал. гос. ун-та. 2014. № 5 (97). С. 157–166.

Зеленина Е.В. «Портрет героя»: ценностно-смысловые и творческие аспекты // Воп­росы теории и практики журналистики. 2014. № 2. С. 33–52.

Кожемякин Е.А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 12 (83). С. 13–21.

Мосиенко О.С. Профессиональная идентичность врачей г. Казани в контексте прес­тижа медицинской профессии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №. 3. С. 196–204.

Нор-Аревян О.А. Профессиональная идентичность врачей г. Москвы в условиях прекариатизации социально-трудовых отношений в российском обществе // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. № 3. С. 204–214.

Павленко Р.И. Некролог в газетах и журналах рубежа XIX–XX и XX–XXI веков // Филологические этюды. 2015. Вып. 18. Ч. 2. С. 240–249.

Сёмина Т.В. Причины снижения социального статуса врача в современной России // Глобальный научный потенциал (науч.-практ. журн.). 2013. № 4 (25). С. 24–26.

Таскаева А.В. Особенности героизации медицинских работников в массмедийном дискурсе в период пандемии // Филология и человек. 2021. № 2. С. 19–35.

Устюжанина Д.А. Двойственная природа новых медиа в онлайн-пространстве // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. 2019. Вып. 2. С. 204–218.

Фролова А.С. Влияние новых медиа на трансформацию коммуникативных практик врачей в условиях медиатизации социума // Гуманитарий Юга России. 2018. Т. 7. № 6. С. 185–199.

Фролова А.С. Символическое конструирование профессиональной идентичности врачей в российском медиапространстве (1990–2017 гг.) // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 11. С. 51–59. 

Шарков Ф.И. Социальные сети как основа формирования пространства публичных коммуникаций // Коммуникология. 2019. Т. 7. № 4. С. 32–40.

Чигринова Е.А. Особенности объективации образа-стереотипа «хороший врач»
в русскоязычных СМИ // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 493–496.

Дата поступления в редакцию: 13.04.2022
Дата публикации: 21.06.2022