Архив



Репрезентация левой идеологии в творчестве зарубежных колумнистов (на примере газеты Mundo Obrero)



Алексей Бодяшкин

Ссылка для цитирования: Бодяшкин А.О. Репрезентация левой идеологии в творчестве зарубежных колумнистов (на примере газеты Mundo Obrero) // Меди@льманах. 2022. № 3. С. 134–144. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.134144

DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2022.134144
EDN: YFWALK

© Бодяшкин Алексей Олегович
аспирант кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), alexey.b-vlg@mail.ru



Ключевые слова: Испания, левые, колонка, идеология, идентичность.

В исследовании отражены аспекты левой идеологии в авторских колонках испанской газеты Mundo Obrero. Содержание современных публикаций проанализировано в контексте проблемы идентичности коммуниста в XXI в. Языковые особенности отобранных материалов демонстрируют индивидуальную интерпретацию актуальных проблем левого движения, выходящую за рамки официального партийного дискурса. Исследование показало, что творчество колумнистов Mundo Obrero не нацелено на выполнение агитационно-пропагандистских задач, с которыми часто ассоциируется партийная риторика.

 

Методика исследования

Подготовка к данному исследованию предполагала общее ознакомление с принципами функционирования СМИ в рамках национальных медиасистем (Вартанова, 2019); погружение в испанский контекст подразумевало работу с историческими источниками и архивными документами, раскрывающими роль газеты Mundo Obrero в историческом процессе 1970 гг. Далее в ходе исследования автором проанализировано содержание 100 публикаций в жанре авторской колонки (за периоды 1976–1977 гг. и 2017–2021 гг.). Для качественного контент-анализа отобрано 57 текстов современного периода, написанных известными колумнистами и посвященных испанскому левому движению (большинство единиц контента размещено как в электронной, так и в печатной версии издания). Обозначены основные тематические тренды, выявлены специфические внутрижанровые характеристики, а также языковые и стилистические особенности публикаций. С учетом специфики содержания партийных медиа уделялось внимание классовому подходу, способам выражения авторского «я» (индивидуального или коллективного), а также проблеме идентичности со­временных левых. На этапе интерпретации содержания авторских колонок частично использовался метод дискурс-анализа и сравнительный метод исследования, позволивший обнаружить тематическую и жанровую преемственность. Метод обоб­щения использовался на этапе формулирования выводов о роли колонки в осмыс­лении политических процессов в целом и перспектив испанского левого движения в частности. Междисциплинарный характер исследования обуславливал обращение к дополнительным источникам, среди них – уже признанная классикой отечественной испанистики книга С.П. Пожарской (1977), содержащая подробный анализ эволюции позднего франкизма и его приближения к кризису.

 

Mundo Obrero: страницы истории

Первый номер Mundo Obrero вышел в Мадриде 23 августа 1930 г. С 1932 г. газета стала играть роль официального рупора Коммунистической партии Испании, регулярно освещала проблемы международного рабочего движения, уделяла много внимания жизни в СССР. Важной темой внут­ренней повестки было положение испанского крестьянства и пролетариата. Пик популярности издания пришелся на период Гражданской войны 1936–1939 гг. До этого, в условиях буржуазной республики, газета испытывала трудности и много раз закрывалась по приказу властей: и правительство левоцентриста Мануэля Асаньи, и консервативный кабинет Алехандро Лерруса видели в левой прессе явную угрозу господству­ющему строю. Чтобы обеспечивать выпуск, редакционный коллектив был вынужден менять названия печатного органа: испанский исследователь А. Пласа Пласа (2018) среди клонов издания в период с сентяб­ря 1930 по январь 1936 г. называет газеты Mundo Proletario, Bandera Roja, Mundo Rojo, La Palabra, Frente Rojo, а также ежедневную El Pueblo и еженедельную Pueblo.

В годы Второй мировой войны статьи Mundo Obrero внесли большой вклад в организацию партизанского движения в Испании. С 1940–1950 гг. важным аспектом освещения внешней политики был ярко выраженный антиамериканизм; Mundo Obrero открыто обвиняла власть в предательстве и в пренебрежении национальными интересами, напоминала читателям о сотрудничестве Франко с администрацией Трумэна. Подпольная работа и подготовка общественного мнения к будущим переменам продолжалась в течение 1960 гг., когда диктатура стала ослабевать и подвергаться «эрозии» (Пожарская, 1977). В 1970 гг. газета компартии выступила локомотивом всей прогрессивно мыслящей оппозиции, стала активнее проявлять себя в публичном пространстве (Zugasti, 2008), заметно расширила жанровую палитру и спектр освещаемых тем. Налаживанию более эффективного диалога с аудиторией способствовала демократизация общественной жизни после прихода к власти премьер-министра А. Суареса, когда большинство ранее запрещенных партий вновь получили возможность действовать легально (компартия, как и ее СМИ, официально были разрешены 9 апреля 1977 г.). Приветствуя реформы, авторы статей не прекращали критиковать постфранкистский политический истеблишмент. Журналисты Mundo Obrero призывали рабочих продолжить борьбу за свои права, используя возможность делать это в правовом поле. Сегодняшняя Mundo Obrero выходит как в печатном виде, так и в электронной версии. Издание по-прежнему отстаивает интересы трудящихся, при этом значимыми тематическими трендами являются феминизм и борьба за экологию (это продиктовано идеологическими постулатами коалиции «Объединенные левые», в которую входит Компартия Испании).

 

История авторской колонки в Mundo Obrero. Творчество М. Васкеса Монтальбана

В 1970 гг. печатный орган испанской компартии Mundo Obrero сыграл принципиально важную роль в подготовке общественного мнения к переходу страны от франкизма к демократическому режиму. Контекст эпохи требовал вдумчивого подхода к происходящим событиям; отрефлексировать феномен периода Transición позволяли такие рубрики, как Tribuna Mundo Obrero («Трибуна Мундо Обреро»), En Punto (редакционная колонка, заглавие которой можно перевести как «Точно» или «Вовремя»), Semana Política («политическая неделя») и т.п. Параллельно в газете происходит становление и обособление авторской колонки. Вопрос, по какой причине этот процесс не начался раньше, остается открытым. Однако важно заметить, что само явление «авторство» утвердилось в Mundo Obrero достаточно поздно: как видно по архивным выпускам, вплоть до середины 1960 гг. едва ли не большинство текстов, не считая выступлений видных партийных деятелей, печаталось под инициалами либо анонимно.

В рамках жанра колонки сразу оформились два условно различаемых подхода, которые, конечно, могли сочетаться между собой. Первый – оперативный отклик на некое событие, т.е. личная интерпретация конкретного инфоповода; второй – свободное размышление на определенную тему, не привязанную к свежим новостям. Первый подход воплотил в своей колонке Al filo de los días («На злобу дня») журналист Карлос Альба, регулярно вступавший в заочную полемику с членами правительства и представителями консервативного лагеря. Второй подход, корни которого уходят в художественную литературу, закрепился в знаменитой колонке Мануэля Васкеса Монтальбана Cambiar la Vida, cambiar la Historia («Менять Жизнь, менять Историю»). В его публикациях 1976–1977 гг. ярко выражен пафос политических перемен, усиленный за счет подбора языковых средств и обилия риторических фигур. Несколько текстов содержат литературные и мифологические отсылки, рассчитанные на ауди­торию с определенным уровнем образования: так, в тексте про африканского диктатора Бокассу предметом размышления становится «очарование террора, который способен превратить клоуна в Юпитера, если клоун вооружится»1.

Обращая внимания на метафоры, можно выделить характерный, практически сквозной образ подвала, который автор ассоциирует с маргинальными политическими силами: с одной стороны, подвал является обителью латентного фашизма и наследников Франко, а с другой – местом длительного пребывания коммунистов, которые упорно добиваются исторического права на легитимное существование в новой Испании.

Поскольку дискурс газеты был достаточно монолитным и определялся политикой партии во главе с ее лидером Сантьяго Каррильо, авторскую колонку Монтальбана, судя по изученным номерам, корректно рассматривать как дополнительный инструмент разъяснения выбранной коммунистами тактики. В текстах звучат такие официальные идеологемы, как «национальное воссоединение» (reconciliacion nacional) и «социализм в свободе» (socialismo en libertad) – некий испанский аналог «социализма с человеческим лицом» или то, что будет называться общеупотребительным термином «еврокоммунизм»; утверж­дается и разъясняется тезис о неразрывной связи между социализмом (конечной целью партии) и демократией (временной целью, которая де-факто отодвинула социализм на дальний план). Мастерство колумниста проявляется прежде всего в умении сочетать официальный дискурс КПИ с индивидуально-авторскими средствами выразительности, выводящими текст в более неформальный регистр. Вот лишь несколько ярких цитат, демонстрирующих литературный талант испанского публицис­та: «попасться в этическую или эстетическую ловушку ностальгии по отложенной революции»2; «всякий раз, когда коммунист выходит на поверхность, плита в Долине Павших становится на тонну тяжелее»3 (свое­образная реализация метафоры «похоронить фашизм»); «пусть каж­дая партия и левая организация упакуют своих сектантов и отправят их на чердак давно забытых вещей»4 (здесь чердак, как и подвал, символизирует маргинальный статус, периферию политической жизни).

Монтальбан сознательно использует развернутые метафоры, причем вместо традиционных для политического дискурса образов предпочитает более оригинальные: к примеру, вместо дома, башни или крепости (символ политического лагеря) возникает нечто похожее на муравейник: «уступки <…> помогают им продлить процесс выживания, но ослабляют их, увеличивают трещины, открывают галереи термитам»5. Зооморфные метафоры пуб­лицист использует нечасто, но самым показательным примером служит сравнение СССР с толстокожим животным наподобие гиппопотама (материал о бюрократизме и отдалении советской элиты от народа).


Добавим, что сочетание вербальной образности с карикатурами (каждый текст Монтальбана сопровождался ироничными рисунками художника Хусте Нина с псевдонимом El Zurdo) удваивало эффект эмоционального воздействия на читателя. Парадоксально, что сегодня, несмотря на изменившиеся привычки медиапотребления и тотальное доминирование визуального контента, в Mundo Obrero, по крайней мере в электронной версии газеты, иллюстративный материал играет гораздо меньшую роль, чем в 1970 гг.

Из 26 публикаций журналиста на тему идеологии, появлявшихся в газете с нояб­ря 1976 по декабрь 1977 гг., шесть посвящены проблеме «левой» идентичности в условиях перехода к демократии. Неудивительно, что именно авторская колонка, где на первый план выходит интерпретация, оказалась самым подходящим жанром для подробного творческого само­анализа: сам Мануэль Васкес Монтальбан в тексте «Загадка обратной связи» назвал это «самоузнавание партии (в оригинале – autorreconocimiento) ради планирования будущих битв»6. Коммунисты на страницах Mundo Obrero выступают как последовательные демократы и защитники рабочего класса, но долгое пребывание в «подвале» политической жизни и усугубление идейных разногласий заставляют их признать очевидные проблемы с самоопределением. По мнению журналиста, «левые партии во многом не знают сами себя». Попытка ответить на вопрос, кто такие сегодняшние коммунисты, не приводит к ясным ответам, а иногда и вовсе обыгрывается в контексте самоиронии: «Для меня очевидно, – заявляет Монтальбан, – что коммунисты на нашем полуострове разделены; но не на социал-демократов, историков, еврокоммунистов и ленинистов <…>. Думаю, что мы делимся на сиу, апачей, команчей и шайенов. И себя я немедленно отнесу к племени шайенов»7. Как будет показано ниже, кризис идентичности левых отражается в статьях и колонках до сих пор.

 

Особенности жанра на современном этапе (2017–2021 гг.)

Из 23 авторских колонок электронной версии газеты Mundo Obrero для подробного анализа были выбраны три: «В ожидании варваров» (Esperando a los bárbaros) Фелипе Алькараса, «Против железной пяты» (Contra el talón de hierro) Паскуаля Серрано и «Борьба пасов» (Lucha de Pases) Анхеля Каппы. Выбор обоснован следующими критериями:

  • каждая из колонок ведется как в печатной версии, так и в электронной;
  • все авторы являются публичными фигурами, но при этом относятся к разным категориям: Фелипе Алькарас – председатель исполкома КПИ, т.е. партийный пуб­лицист в классическом понимании этого термина; Паскуаль Серрано – независимый журналист левых взглядов, сотруднича­ющий с несколькими изданиями Испании и Латинской Америки; Анхель Каппа – аргентинский футбольный тренер, бывший игрок клуба «Олимпо».

Анализ публикаций 2017–2021 гг., содержание которых связано с вопросами левой идеологии (всего было отобрано 57 текстов за указанный период), продемонстрировал явную жанровую преемственность: как и в 1970 гг., почти всегда авторский текст напоминает эссе, свободное рассуждение на конкретную тему.

Тематическая палитра широка, но в ее рамках у авторов можно выделить несколько доминант:

  • культура как инструмент политической борьбы, любовь в марксистском понимании этого явления (для Ф. Алькараса);
  • кризис в левом движении, постмодерн и «новая нормальность», угроза фашистского реванша (для Ф. Алькараса
    и П. Серрано);
  • противостояние капитализму, проблемы идентичности левых, политический язык и политический дискурс (для А. Каппы).

Общим тематическим трендом издания, характерным и для публицистики, является феминизм. В целом, исходя из содержания колонок, можно предположить, что левым по-прежнему проще выстраивать не позитивную, а негативную идентичность, т.е. определять себя как противников чего-либо (капитализма, неофашизма, патриархата и т.д.). В Mundo Obrero, как показывают изученные тексты, прочно утвердился специфический тип художественного эссе с элементами аналитики; творчеству каждого из рассмотренных публицистов свойственна интертекстуальность. Цитаты из литературных и философских произведений (встречаются в 12 публикациях) явно превалируют над цитатами из трудов классиков марксизма (только в двух публикациях). При этом марксистское наследие, несомненно, остается фундаментом анализа политических реалий, о чем открыто заявляет Фелипе Алькарас в текстах 2017 г. «Марксизм» и «Ленинизм».

Сама насыщенность авторских колонок цитатами и литературными отсылками свидетельствует о повышенном внимании публицистов к культуре, воспринимаемой прежде всего как поле идеологического противостояния. Как известно, еще с 1960 гг. большое влияние на европейских левых, в т.ч. в Испании, стали оказывать идеи А. Грамши – в частности, его концепция культурной гегемонии. В этом свете вполне закономерными выглядят сегодняшние публикации Mundo Obrero (не только в жанре колонки), посвященные идейному доминированию правых на испанском телевидении. Оперируя марксистскими понятиями, можно констатировать, что дискурс левых колумнистов – и это видно на примере изучаемой нами газеты – демонстрирует некоторое смещение акцента с проблем базиса на проблемы надстройки. Ориентация на культуру влияет не только на содержание колонок, но и на композиционное оформление текстов: 12 из 57 публикаций предваряются литературными эпиграфами, в том числе стихотворными. Правда, в данном случае это не общая внутрижанровая закономерность, а индивидуальная особенность стиля А. Каппы. Добавим, что традиция осмысления общественных проблем вне новостной повестки оказалась сильнее, чем традиция быстрого отклика на происходящее: 43 текста не имеют отношения к новостям, 14 – привязаны к конкретному инфоповоду.

 

Проблема идентичности и поиск ориентиров

Современные испанские левые имеют сложную и многосоставную идентичность: помимо защиты прав рабочего класса (этот термин активно используется в авторских колонках, равно как и понятие классовой борьбы) она включает в себя феминизм, борьбу за права меньшинств и экологическую повестку. Учитывая это обстоятельство, а также присутствие КПИ в составе широкой лево-зеленой коалиции «Объ­единенные левые» (Izquierda Unida), неудивительно, что сам образ коммуниста становится расплывчатым. Авторов Mundo Obrero волнуют насущные проблемы левого движения, которое, в отличие от правых сил, испытывает внутренние противоречия. В 35 публикациях за 2017–2021 гг. подробно анализируется положение левых в современной испанской политике, причем в девяти материалах на вопросе идентичности делается особый акцент.

Показательно, что осмысление кризиса внутри левого лагеря мы встречаем не только в публикациях Ф. Алькараса как члена руководства партии, но и в колонке А. Каппы, который уделяет особое внимание политическому языку, а также проблеме преодоления пропагандистских штампов, созданных правыми в рамках сознательной демонизации своих оппонентов. Левые, по мнению Каппы, не могут успешно бороться за класс трудящихся, пока не научатся говорить на языке этого класса (выдвигаемый тезис «улица уже не наша» сам по себе показателен). Автор убежден: «…восстановить слова [курсив наш. – А.Б.] – вот задача, которая до сих пор кажется столь же важной или даже более важной, чем другие способы борьбы народных масс за достижение социальной справедливости и подлинной демократии»8. Заметим, несмотря на возвращение в программу компартии положения о марксистско-ленинских принципах, «демократия» остается более популярной идеологемой, чем «коммунизм» и даже «социализм». При этом ответить на вопрос «кто такой коммунист?» сегодня гораздо труднее, чем на вопрос «кто такой левый?». В похожем на манифест эссе «Почему я левый?» (Por que soy de izquierda?) А. Каппа транслирует обыденное понимание «левизны», обуславливающее запрос народа на социальную справедливость: «Я левый, потому что я антикапиталист. Потому что я понимаю, что капитализм – глубоко несправедливая система. <…> Я левый, потому что хочу сменить этот образ жизни на другой, справедливый и по-настоящему демократический. <…> Я левый, потому что хочу иметь свое видение реальности, а не то, которое мне пытаются привить СМИ»9 (и т.д.). Каждый абзац начинается одинаково; главным риторическим приемом выступает анафора, которую колумнисты Mundo Obrero используют очень часто.

Сегодняшние левые, как показывает содержание колонок, утратили монолитность даже на уровне символики: к красному цвету присоединяются другие цвета, на что обращает внимание Ф. Алькарас в эссе «Фиолетовый, красный зеленый», опубликованном 8 марта 2020 г.: «Сочетание фиолетового, красного и зеленого – атомная бомба против стабильности капитализма. <…> В диалектике красного, зеленого и фиолетового <…> нет доминирующего субъекта, но есть параллельные отношения, равноценные при анализе общего движения альтернативы капитализму. Приоритетом является не что иное, как эта красно-зелено-фиолетовая субъектность и вытекающая из нее борьба против эксплуатации и господства»10. Как несложно догадаться, фиолетовый – это символ феминизма, а зеленый – символ защиты экологии.

Проблема лишь в том, что многокомпонентная идентичность и готовность сотрудничать с любыми прогрессивными движениями оборачивается для левых дополнительными рисками. Как справедливо отмечает в своей колонке П. Серрано, культивация разных идентичностей и акцент на индивидуальных различиях ведут к атомизации рабочего класса как опоры левого движения (эссе «А что, если разнообразие – мис­тификация неолиберализма?»)11. Кроме того, повестка компартии успешно перехватывается другими организациями, в том числе правого толка (эссе «Обесцвеченные флаги»)12. Несмотря на кризис идентичности, у КПИ тем не менее сохраняются идео­логические константы, неоспоримые для большинства левых: это республиканизм и признание классовой структуры общества (следовательно, и классовой борьбы). Идея антагонизма и вражды между классами открыто формулируется в 11 текстах из 57.

 

Слово как инструмент классовой борьбы

Лингвисты часто рассматривали метафору как инструмент познания мира, делая акцент на ее когнитивной функции. Политическая метафора в Mundo Obrero не является исключением из правила, позволяя одновременно интерпретировать реальность и провести четкую линию между соратниками и оппонентами. Так, в тексте Ф. Алькараса «Монархия или Республика?» установленный Конституцией 1978 г. политический режим описывается с помощью вполне традиционной метафоры болезни; упоминаются «метастазы коррупции, с самого начала поразившие королевский дом»13. В том же эссе с явным сарказмом говорится о провластных политиках как о «жрецах режима 1978 года», которые стремятся «остановить историю и обезболить волю граждан» (сравнение с анестезией выглядит достаточно нетривиальным). В целом количество ярких метафор невелико (их несопоставимо меньше, чем в колонке М. Васкеса Монтальбана в 1970 гг.), при этом данный троп в основном используется в контексте языка вражды, т.е. для маркировки «чужих», а не «своих».

Правительство Педро Санчеса, критикуемое публицистами Mundo Obrero за обслуживание интересов капитала и присоединение к «барабанам войны», тоже становится предметом метафорического осмысления: «…прежде чем принести вед­ра, полные нефти, ему придется перевезти много ведер, полных крови»14 (здесь мы также видим характерный для риторики данной газеты пример синтаксического параллелизма). Колумнистам свойственна такая особенность испанского политического дискурса, как свободное обращение с фамилиями и изобретение производных от них неологизмов: на это неоднократно указывали лингвисты, в частности М.В. Ларионова (2015). Слово «фелипизм» (felipismo) в текстах А. Каппы (образовано от имени лидера ИСРП Фелипе Гонсалеса) встраивается в общий ряд с уже встречавшимися на страницах Mundo Obrero понятиями aznaridad (т.е. период нахождения у власти Х.М. Аснара) и «фрагократия» (fragocracia – от фамилии М. Фраги Ирибарне, министра внутренних дел Испании в середине 1970 гг.).

Эмоциональная выразительность авторских колонок во многом достигается и за счет риторических фигур: почти в каждой публикации есть многочисленные примеры повторов, риторические вопросы и восклицания; распространен прием парцелляции. Важно, что многие тексты написаны от первого лица, но более чем в трети публикаций местоимение «я» сочетается с авторским «мы», обозначающим принадлежность к сообществу левых (см. рис.).


bodyashkin.png

Рисунок. Авторское «я» и «мы» в колонках Ф. Алькараса, П. Серрано, А. Каппы (2017–2021 гг.)

Соотношение между «я» и «мы» является показателем того, как индивидуализм современных левых сочетается с коллективизмом. Отметим также, что для колонки П. Серрано характерно использование собирательного «ты», которое можно расценивать как стремление вести с читателем доверительную беседу, обращаясь к нему персонально: «…те, кто хотят навязать тебе свою сексуальную, религиозную или семейную мораль, – это либертициды (sic!), а не защитники свободы»15.

 

Заключение

В газете Mundo Obrero жанр колонки играет особую роль, что видно как по совокупному объему публикуемого авторского контента, так и по разнообразию освещаемых тем. Будучи в значительной мере свободным от редакционных и партийных установок, этот жанр служит зеркалом испанской общественной жизни и отражает неофициальное восприятие сторонниками левых взглядов своего места на актуальном политическом ландшафте. Аналитический подход к интерпретации фактов и явлений в большинстве случаев дополняется их художественно-образным осмыслением – таким образом, левая колумнистика, представленная в газете, вписывается в традиции испанской колонки.

Исследование показало, что творчество колумнистов Mundo Obrero не нацелено на выполнение агитационно-пропагандистских задач, с которыми часто ассоциируется партийная риторика. Напротив, внимание к острым проблемам левого движения провоцирует самокритику. Авторские материалы насыщены цитатами и культурными отсылками, что подразумевает достаточно высокий уровень эрудированности потенциального читателя. Колумнисты, не связанные с партией и не являющиеся ее членами тем не менее солидарны с левым движением и рассматривают общественные процессы сквозь призму марксизма и классовой борьбы. Таким образом, если говорить о базовых идеологических постулатах, в Mundo Obrero нет существенного различия между официальным дискурсом (риторика членов партии, редакционные статьи) и неофициальным (авторские колонки). В колонке ярко выражено стремление к поиску идентичности коммуниста эпохи постмодерна. Для конструирования позитивного имиджа испанским левым предстоит конкретнее формулировать свои политические цели и бороться с влиянием пропагандистских штампов, укоренившихся в массовом сознании.

 

Примечания

1 Mundo Obrero. 1977. Diciembre 15.

2 Mundo Obrero. 1977. Marzo 7.

3 Mundo Obrero. 1977. Febrero 3.

4 Mundo Obrero. 1977. Junio 22.

5 Mundo Obrero. 1977. Agosto 3.

6 Mundo Obrero. 1977. Marzo 7.

7 Mundo Obrero. 1977. Noviembre 17.

8 Cappa A. Por qué soy de izquierda. Mundo Obrero. 2021. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=12168

9 Alcaraz Mazats F. Violeta, rojo, verde. Mundo Obrero. 2021. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=10577

10 Serrano P. ¿Y si la diversidad fuera un camelo del neoliberalismo? Mundo Obrero. 2018. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=7996

11 Serrano P. Banderas descoloridas. Mundo Obrero. 2019. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=8643

12 Alcaraz Mazats F. Monarquía o República. Mundo Obrero. 2021. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=12365

13 Alcaraz Mazats F. Guerra. Mundo Obrero. 2019. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=8413

14 Serrano P. En nombre de la libertad. Mundo Obrero. 2021. Режим доступа: https://www.mundoobrero.es/pl.php?id=10374

Библиография

Астахов Е.М. Раскол коммунистического движения в Испании // Ибероамериканские тетради. 2017. № 4. С. 7–15.

Вартанова Е.Л. Энциклопедия мировой индустрии СМИ. М.: Аспект Пресс, 2019.

Ларионова М.В. Испанский газетно-публицистический дискурс: искусство информации или мастерство манипуляции? М.: Университет, 2015.

Орлова Л.В. Становление и развитие газеты «Эль Паис» как качественной буржуазной газеты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1983. № 1. С. 63–73.

Паисова A.A. Роль газеты «Эль Паис» в современных медиапроцессах Испании (информационная политика в 1996–2004 гг.): дис. … канд. филол. наук. М., 2005.

Пашков Г.Н. Журналистика Испании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1998. № 6. С. 69–76.

Пожарская С.П. От 18 июля 1936 – долгий путь. М.: Молодая гвардия, 1977.

Соколова А.А. Исторические особенности развития аналитической журналистики в Испании: расцвет авторской колонки на рубеже XX–XXI вв. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 3. С. 227–238.

Хенкин С.М. Испания: проблемы консолидированной демократии в сравнительно-историческом контексте // Сравнительная политика. 2018. № 1. С. 124–135.

Donofrío A. El fracaso del eurocomunismo: razones y reflexiones sobre el giro del movimiento comunista en Occidente (1975–1982): Tesis doctoral. Universidad Complutense de Madrid. Madrid, 2012.

López Hernández M.T. Relaciones de género y medios de comunicación comunistas: Gaceta y Mundo Obrero (1970–1982): Tesis doctoral. Ediciones Universidad de Salamanca. Salamanca, 2007.

Plaza Plaza A. (2018) Literatura y propaganda política en torno a la revolución de octubre de 1934: Manuel Navarro Ballesteros y Sangre de octubre UHP. Cultura de la República. Revista de Análisis Crítico 2: 35-62.

Zugasti R. (2008) El papel de la prensa en la construcción de la democracia española: de la muerte de Franco a la Constitución de 1978. Monterrey: CONfines de relaciones internacionales y ciencia política 4 (7): 53–68.

Дата поступления в редакцию: 28.04.2022
Дата публикации: 21.06.2022