Архив



К 70-летию Школы изучения журналистики и медиакоммуникаций в МГУ



Елена Вартанова

Ссылка для цитирования: Вартанова Е.Л. К 70-летию Школы изучения журналистики и медиакоммуникаций в МГУ // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 8−13. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.813

DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.813
EDN: AOSYJB

© Вартанова Елена Леонидовна
академик РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, заведующая кафедрой теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), eva@smi.msu.ru





В современном мире журналистика, массовая коммуникация, медиаиндустрия и медиасистемы стремительно меняются и структурно, и функционально, не только преобразовывая медиасреду, но и оказывая все возрастающее влияние на общественные практики. В этих условиях особую значимость приобретают фундаментальные исследования журналистики и медиакоммуникаций.

Практически все отечественные центры научных исследований медиа располагаются на факультетах и кафедрах журналистики, массовых коммуникаций, где получает высшее образование значительная часть специалистов для медиаиндустрии. От того, какими учебниками и монографиями, анализирующими СМИ, их природу, принципы деятельности и тенденции развития, пользуются будущие профессионалы медиаиндустрии, во многом зависят взаимоотношения между работодателями и их потенциальными сотрудниками, между рынком труда и образованием, а по сути – между обществом и медиа.


Теоретические представления о журналистике и медиа в отечественном научном дискурсе

Традиция научного исследования журналистики в СССР, в отличие от медиаисследований в США или в западноевропейских странах, долгое время не имела независимого академического статуса. Этому не способствовала и образовательная практика, поскольку университетская подготовка журналистов в СССР сформировалась главным образом на филологических факультетах. Неудивительно, что советская теория журналистики, несмотря на свой идеологический характер, опиралась на филологический, прежде всего литературоведческий, и исторический фундамент (История русской журналистики, 1973; Есин, 2000; Громова, Бадалян, 2003). И даже после распада СССР, когда отечественные ученые обрели свободу научной мысли, исследования публицистических текстов как литературного произведения и языка СМИ или изучение СМИ в исторической динамике только подтверждали значимость историко-филологического вектора. Отсутствие собственного независимого теоретико-методологического аппарата за пределами этого вектора объяснялось концептуальными подходами к журналистике как к инструменту идеологического и организационного обеспечения социалистического строительства (Пельт, Мишурис, 1962).

Началом системного обновления теоретических положений и интеграции российских исследований в мировое поле академических медиаисследований (Прохоров, 1988; Основные понятия теории журналистики, 1993) стал рубеж 1980–1990 гг., когда российские ученые стали активно заимствовать зарубежные медиаконцепции и терминологический аппарат, адаптируя их в контексте отечественных исследований. Осознание новых теоретических подходов к журналистике и медиа в 1990 гг. происходило в условиях значительных изменений в отечественной медиасистеме: кардинальной модернизации законодательства в области СМИ, становления рыночных отношений в массмедиа, трансформации социальных и культурных практик, профессиональных стандартов журналистики, заметного роста рекламного рынка и распространения пиартехнологий в избирательных процессах, формирования спроса медиабизнеса на прикладные исследования (СМИ в меняющейся России, 2010).

Изменение определения и теоретического наполнения понятия «массмедиа» («СМИ», «средства массовой информации») в России, как и во всех бывших социалистических странах Европы, после распада СССР оказалось неизбежным, но внутренне противоречивым процессом. Масштабные социально-политические трансформации 1990 гг. положили конец периоду доминирования марксистско-ленинской идеологии, в том числе и в области изучения журналистики. Новый этап в теоретическом осмыслении массовых коммуникаций, журналистики начался с десталинизации и последующей десоветизации концепций журналистики и средств массовой информации и пропаганды (СМИП), что стало началом поисков новой парадигмы изучения журналистики и массовых коммуникаций (Засурский, 2003).

По мере развития социально-политических и медиатрансформаций в 1990–2000 гг. вставали новые вопросы о природе, движущих силах и задачах массмедиа. На этом этапе медиаисследования столкнулись с глобальным развитием ИКТ, становлением Интернета в качестве новой медиасреды, зарождением цифровой революции в медиасистемах, быстрым развитием медиакоммуникаций (Castells, 1997; Patnaik, Tulsiram (eds.), 2012; Splihal, 1994; Уэбстер, 2004).

Конечно, теоретические парадигмы изменялись медленнее, чем функционирование российской медиасистемы в целом. Во-первых, научные теории всегда меняются небыстро, во-вторых, на академическом поле медиаисследований в России сохранялись прежние институциональные «игроки», а именно факультеты, отделения и кафедры журналистики в вузах, которые реализовывали программы по журналистскому образованию, в-третьих, сама трансформация объектно-предметного поля теории – от журналистики к СМИ, массмедиа, массовым и медиакоммуникациям, к медиа в широком смысле – требовала от исследователей не только решимости, но и большой подготовительной работы к расширению исследовательского фокуса, переходу к концептуальной и методологической междисциплинарности (Основные понятия теории журналистики, 1993; Землянова, 2004, 2012; Корконосенко, 1995).

Новые академические подходы к полям журналистики и медиа – как в экономически развитых странах с устоявшимися медиасистемами, так и на постсоциалистическом пространстве, где медиакоммуникации и журналистика в условиях общественной трансформации приобрели новую динамику, – актуализировали представления ученых и общества в целом об этих социальных институтах (Вартанова, 2019). Изменения теоретических представлений о медиа в российском научном дискурсе – масштабный процесс, затрагивающий и тезаурус, и методологию, и концептуальный аппарат, и даже парадигмальные подходы (Свитич, 2016).

В этом процессе можно выделить несколько этапов, в их числе активная адаптация зарубежных, в первую очередь англосаксонских подходов к пониманию природы и задач журналистики и СМИ в обществе (см.: Отечественная теория медиа, 2019):

  • национальная контекстуализация зарубежных, прежде всего американских и западноевропейских, концепций и методологий;
  • переосмысление как советских, так и заимствованных западных парадигм;
  • формирование национально детерминированных концепций.

Отечественные исследователи на рубеже 1990–2000 гг. перешли к системной научной работе, определили приоритетные темы, причем развитие стало необходимым еще и потому, что факультетам и кафедрам журналистики, массовых коммуникаций требовались обновленные учебники и учебные пособия, осмысляющие произошедшие глобальные изменения.


Научная школа факультета журналистики МГУ

В стране широко известна Школа медиаисследований факультета журналистики Московского университета, ориентированная на академическое изучение процессов, происходящих в сфере журналистики и массовой коммуникации. Признанная в России и за рубежом школа начала складываться с первых лет существования факультета журналистики, образованного в 1952 г. Ее место в научном пространстве исторически обосновано лидерством факультета в общероссийском образовательном процессе и научных исследованиях. Это объясняется «звездным» преподавательским составом, значительным вниманием к научно-исследовательской работе и тесными связями с глобальным академическим сообществом, что на протяжении 70-летней истории всегда отличало деятельность факультета журналистики. В миссии факультета всегда подчеркивалось, что формирование стандартов для отечественной журналистики и СМИ должно опираться на фундаментальные теоретические исследования.

Факультет журналистики МГУ с 1991 г. был именно тем центром журналистского образования и отечественных медиаисследований, где постсоветские трансформации приобрели значительный масштаб. Научная работа факультета, глубоко укорененная в традициях международного сотрудничества, рассматривается сегодня и как важная часть институционального развития, и как основа модернизации образовательных программ и дисциплин.

В последние десятилетия, выполняя стратегические задачи, поставленные перед отечественной наукой, исследователи факультета активно расширяют и модернизируют тематику и методологию анализа. Научные исследования факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, как кафедральные, так и межкафедральные, получают внутреннюю поддержку (НИРы), идет работа по привлечению внешних грантов. Как известно, формирование отечественной системы государственной грантовой поддержки научных исследований началось с Указа Президента РФ «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» (No 426 от 27 апреля 1992 г.). Грантовая поддержка – один из эффективных механизмов стимулирования научных исследований на факультете журналистики МГУ. За последнее десятилетие сотрудниками факультета были привлечены гранты крупнейших российских фондов – РНФ, РФФИ, ЭИСИ.

Развитию научной работы на факультете способствует традиционная интеграция в глобальное академическое сообщество, представление результатов индивидуальных и коллективных исследований на международных конференциях в России и за рубежом. Факультет журналистики МГУ является институциональным членом ряда международных исследовательских ассоциаций: EMMA (Европейская ассоциация преподавателей медиаэкономики и медиаменеджмента); IAMCR (Международная ассоциация исследователей массовых коммуникаций); ECREA (Европейская образовательная ассоциация по исследованию коммуникации); ICA (Международная ассоциация исследователей коммуникации); EJTA (Европейская ассоциация преподавателей журналистики); ORBICOM (Сеть кафедр ЮНЕСКО по коммуникациям).

Результаты исследований, проведенных сотрудниками факультета журналистики Московского университета, традиционно представляются на научных и научно-практических конференциях в России («СМИ и массовые коммуникации», «Журналистика: творчество, профессия, индустрия» «Актуальные медиаисследования» и др.) и за рубежом, в статьях в научных изданиях и монографиях.

Осмысление этих результатов, теоретическое знание и эмпирические данные позволяют укреплять фундаментальные основания отечественной системной теории медиа, учитывающие актуальные тенденции развития информационно-коммуникативного поля.


Факторы влияния на развитие медиаисследований

В современном университете историко-хронологический подход к изучению любого социального явления, в том числе журналистики и СМИ, способствует подготовке будущих профессионалов для рынка труда. В этом видит свою задачу и Школа изучения журналистики и медиакоммуникаций факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Анализ природы журналистики в условиях технологической революции, видов и жанров СМИ, языка и литературы в медиапространстве, массовых коммуникаций, а также ценностей журналистики как ключевой профессии, формирующей политическое и поддерживающей культурное сознание россиян, на протяжении всей истории факультета по-прежнему актуален.

Однако российские ученые, не забывая о национальной академической традиции, о связи отечественных исследований журналистики с литературой и культурой, осознают, что сейчас вместе с новыми понятиями, концепциями необходим разнообразный междисциплинарный инструментарий. Классические методы филологических исследований, которые традиционно использовались при изучении журналистики, должны взаимодействовать с социологией, методами экономического анализа, историей, общей теорией менеджмента, психологией.

Сегодня ни экономическое, ни социальное, ни даже индивидуальное бытие человека невозможно без его участия в процессах массовой коммуникации. Индивидуальная картина мира каждого человека создается СМИ, или, уже шире, медиатизированной информацией, которую производят, создают и распространяют и традиционные СМИ, построенные вокруг редакции, и новые «профессионалы». Это и блогеры, и инфлюэнсеры, и авторы мультимедийных текстов, которые, не имея профессионального журналистского образования, умеют снимать видео, записывать звук, создавать конвергентный контент. Но при этом слабо представляют принципы профессиональной журналистской этики. Оказавшись в безграничном потоке медиаконтента, произведенного институционализированными и неинституционализированными авторами, современный человек превращается в «человека медийного», не всегда способного по достоинству оценить содержание публикаций.

Журналистам и всем новым специалистам медиакоммуникационной среды необходимо заново осмыслить ту роль, которую играет журналистика в просветительстве всего общества. Понимая, что будущее нашей страны зависит и от того, как будут развиваться российская журналистика, СМИ и массовая коммуникация, необходимо задуматься о формулировании новой сверхзадачи профессии – о ее миссии, связанной прежде всего с просветительством в самом широком смысле этого слова. Просвещающие и просвещенные СМИ будут способствовать возникновению того общества знаний, о котором все чаще говорят в эпоху цифровых технологий и искусственного интеллекта. Ведь журналистика, движимая просветительством, быстрее вспомнит о нравственности, этичности, объективности и ответственности.


Библиография

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Громова Л.П., Бадалян Д.А. История русской журналистики XVIII–XIX веков. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

Есин Б.И. История русской журналистики (1703–1917): учеб.-метод. комплект. М.: ФЛИНТА: Наука, 2000.

Засурский Я.Н. Колонка редактора. 50 лет десталинизации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2003. No 6. С. 3–6.

Землянова Л.М. Журналистика и коммуникативистика. Концептуализация медийных процессов в современной зарубежной науке. М.: МедиаМир, 2012.

Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства массовой информации: англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.


История русской журналистики XVIII–XIX вв. / под ред. А.В. Западова. М.: Высш. шк., 1973.

Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. Основные понятия теории журналистики / под ред. Я.Н. Засурского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Пельт В.Д., Мишурис А.Л. Теория и практика партийной и советской печати: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.

Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М.: Высш. школа, 1988.

Свитич Л.Г. Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5. No 4. С. 546–561.

СМИ в меняющейся России / под ред. E.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2010. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004.

Castells M. (1997) The Information Age: Economy, Society and Culture: The Power of Identity: 2. Malden, MA: Wiley-Blackwell.

Patnaik A., Tulsiram (eds.) (2012) Post-Soviet States: Two Decades of Transition & Transformation. New Delhi: K W Publishers Pvt Ltd.

Splihal C. (1994) Media beyond Socialism. Theory and Practice in East-Central Europe. Boulder: Westview Press.

 

Дата поступления в редакцию: 07.08.2022
Дата публикации: 23.08.2022