Ссылка для цитирования: Смирнова О.В. Современные трансформации журналистики в фокусе научного анализа (традиции и новации в исследованиях кафедры цифровой журналистики) // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 16−25. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.1625
DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.1625
EDN: CRVOYD
© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент,
заведующая кафедрой цифровой журналистики
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), smirnova.olga.msu@yandex.ru
В статье дается обзор ключевых исследовательских направлений кафедры цифровой журналистики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова на протяжении ее 70-летней истории. Обладая широким спектром научных интересов, коллектив сотрудников кафедры всегда чутко реагировал на изменения в журналистике и медиасфере, уделяя внимание изучению как устойчивых, так и динамичных процессов. Отмечается, что при этом для кафедральных исследований журналистики в целом всегда были характерны деонтологические подходы и понимание профессии журналиста как высокой общественной миссии, как деятельности, имеющей константные базовые ценности и установки.
Кафедра цифровой журналистики (до февраля 2022 г. – периодической печати) была создана в 1952 г. Первоначально она называлась кафедрой истории, теории и практики партийно-советской печати и была одной из четырех кафедр, образованных вместе с факультетом журналистики в 1952 г. Заведующим кафедрой стал первый декан факультета журналистики доцент Е.Л. Худяков. К 1963 г. область исследований сотрудников расширилась и историческое направление стало самостоятельной кафедрой – истории партийно-советской печати. В дальнейшем на ее основе были последовательно образованы следующие кафедры: литературно-художественной критики и публицистики (1977), экономической пропаганды (1989) и социологии журналистики (1990).
Область научных исследований кафедры цифровой журналистики – теория журналистики и профессиональная деятельность журналиста, деонтология и профессиональная этика, теория жанров и проблемы трансформации жанров в новых медиа, типология прессы, проблемно-тематические направления и контент-стратегии средств массовой информации, образовательные практики в области медиа и профессионального журналистского образования, особенности деятельности современного журналиста, конвергентные процессы в журналистике, медиапсихология, медиаконфликтология, искусственный интеллект в журналистике и медиа, тематические медиаповестки.
Кафедра цифровой журналистики за время своего существования подготовила тысячи журналистов для работы в СМИ Советского Союза, а затем России. Но наряду с профессиональной подготовкой важнейшей задачей всегда было развитие науки о журналистике, формирование отечественной парадигмы исследований журналистики и медиа. В российской традиции газетно-журнальная публицистика всегда рассматривалась «как высшая стадия реализации творческого таланта журналиста и как результат творческих процессов редакции» (Вартанова, 2019: 16). Теоретики и исследователи внесли значительный вклад в развитие школы теории журналистики и медиа.
По мнению одного из современных исследователей, в советский период теоретизация журналистики носила суверенный характер и была построена на отрицании и критике зарубежного опыта (Дунас, 2016). Однако идеологическая и политическая составляющие отечественной научной школы исследований журналистики не помешали ученым кафедры создать прочный фундамент для разработки наиболее актуальных направлений. Важно отметить, что в целом для кафедральных исследований журналистики всегда были характерны деонтологические подходы и понимание профессии журналиста как высокой общественной миссии, как деятельности, имеющей константные базовые ценности и установки.
Кафедральные исследования 1970–1980 гг. были нацелены на разработку теоретических основ журналистики (Прохоров, 1988); изучение проблем, связанных с гносеологией и творческими методами журналистики (Горохов, 1982); выразительными средствами и психологическими аспектами профессиональной деятельности (Пронин, 1980).
Социально-политические трансформации, происходившие в нашей стране в 1990 гг., потребовали серьезного пересмотра содержания и подходов и к преподаванию журналистики, и к ее исследованиям.
Сотрудники кафедры по-прежнему изучали базовые проблемы, связанные с журналистским творчеством и начали интегрировать в круг своих научных интересов актуальные направления. Теоретическое осмысление новых процессов в журналистике предполагало и необходимость изменения методик преподавания. Уже с конца 1990 гг. появились учебные пособия, посвященные современным подходам к профессионализму и этике журналиста (Шостак, 2002, 2010; Лазутина, 2010, 2011; Тертычный, 2013, 2017), технологиям журналистики (Шостак, 2010), расследовательской журналистике (Тертычный, 2002), политической журналистике (Груша, 2003; Воинова, Реснянская, Хвостунова, 2007), актуальной проблематике журналистики (Проблематика СМИ, 2008; Фролова, 2014), психологии журналистики (Пронина, 2006), типологии прессы (Типология периодической печати, 2007), востребованные студенческой и профессиональной аудиторией.
В течение двух последних десятилетий исследователи журналистики акцентируют внимание на кризисе традиционных СМИ и журналистики, переживающих значительные трудности во всем мире. Эти процессы подтверждаются и российской статистикой: по данным Роскомнадзора, к концу 2020 г. было зарегистрировано 39 800 печатных периодических изданий, что на 42% меньше, чем десять лет назад1. Положение печатных средств массовой информации усугубилось еще и тем, что пандемия вынудила их аудиторию почти полностью перейти в цифровое пространство. В этих условиях стратегия цифрового развития традиционных СМИ и журналистики стала не просто устойчивым трендом, но и способом выживания.
Опыт последних лет показал, что профессиональный контент газет и журналов востребован и вне традиционного носителя – бумаги. Многие печатные бренды сумели адаптироваться к цифровой реальности и продолжают успешно развиваться на новых платформах, сохраняя стандарты и принципы профессиональной журналистики (Vyrkovsky, Kolesnichenko, Galkina, Vartanov, 2018; Колесниченко, Смирнова, Свитич, Фомина, 2019).
Традиционная печатная журналистика и за пределами печатной платформы сохраняет профессиональные ценности, модернизирует технологии, расширяет аудиторию, приобретает новые характеристики и качества и, как следствие, новые возможности. Лавинообразный поток информационных технологий, безусловно, многое изменил и собственно в работе журналистов печатных СМИ. Если раньше главной для них была так называемая авторская деятельность: поиск тем, сбор информации (чаще всего на месте события) и написание текста, то разворачивание конвергентных процессов в медиа кардинально усложнило и автоматизировало подготовку и размещение контента, что позволило, в свою очередь, максимально оперативно удовлетворять информационные потребности аудитории. Однако и при весьма существенной трансформации профессии журналиста ключевые константы журналистики как деятельности по отражению динамики современной жизни в объективном, важном, актуальном контенте остаются неизменными в этапах и методах деятельности. Работа в современной журналистике характеризуется мультизадачностью и многофункциональностью (Смирнова, Вартанова, Александрова, Колесниченко и др., 2021), и научная рефлексия, нацеленная на фиксацию, анализ и глубокое осмысление происходящих в сфере журналистики динамичных изменений, в том числе связанных с процессами медиатизации, становится крайне важной.
Кафедра цифровой журналистики факультета журналистики Московского университета, всегда имевшая широкий спектр научных интересов, акцентирует внимание прежде всего на изучении обозначенных выше трансформаций, актуализируя и развивая в соответствии с ними новые исследовательские задачи. В настоящее время ее преподаватели и научные сотрудники исследуют темы, связанные с теорией журналистики и профессиональной деятельностью журналиста (Журналистика в информационном поле, 2019; Исследования журналистского творчества, 2021), деонтологией и профессиональной этикой, теорией жанров и проблемами трансформации жанров в новых медиа (Колесниченко, 2017, 2018, 2021), проблемно-тематическими направлениями и контент-стратегиями СМИ (Алексеева, 2019; Зеленина, Порецкая, 2018), методологией и методикой исследований журналистики, медиапсихологией (Пронина, 2016), медиаконфликтологией (Смирнова, Шкондин, 2021), ролью в журналистике и медиа искусственного интеллекта (Замков, 2019; Фролова, Замков, 2021).
Исследовательская деятельность кафедры активно апробируется в учебном процессе. По учебникам и учебным пособиям, подготовленным сотрудниками кафедры, обучаются студенты факультетов и отделений журналистики российских вузов (Тертычный, 2002, 2013, 2017; Вирен, Фролова, 2015; Лазутина, 2011; Никольская, 2021; Колесниченко, 2018; Смирнова, Вартанова, Александрова, Колесниченко, 2021), их используют и журналисты-практики.
В связи с трансформациями базовых ценностей в социально-политической, экономической, нравственной сферах, в сфере взаимоотношений общностей и личностей, в современных условиях крайне важными оказываются деонтологические и аксиологические исследования журналистики и медиа, определяющие вектор их развития (Свитич, 2018). В частности, исследователи определяют место и роль деонтологии журналистики в системе современных научных представлений, формируют актуальные подходы к деонтологии журналистики как сфере научного знания. Апробируя результаты своих исследований, авторы рассматривают в публикациях проблемы изучения информационного поля страны в условиях цифровизации ценностных аспектов профессии журналиста и разработки этических ориентиров для организации поведения человека в медийном пространстве (Кадочникова, 2020), формулируют исходные представления аксиологии массмедиа, фиксируют основные тенденции и традиционные стратегии освещения в СМИ конфликтов разного рода (Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021; Смирнова, Шкондин, 2021).
Стабильно актуальным для кафедры направлением (базовые подходы к которому были сформулированы Е.И. Прониным) остается медиапсихология. Кафедральные исследователи сосредоточены на изучении профессиональной идентичности журналиста в условиях трансформации СМИ, психологических аспектов журналистского творчества, проблем защиты психического здоровья национальной аудитории и противодействия информационно-психологическим угрозам, медиапсихологических закономерностей развития социальных и внутриличностных конфликтов, вызванных информационными воздействиями (Пронина, 2016; Pronina, 2018; Смирнова, Шкондин, 2021). Так, в ходе исследования «Медиатерапия социально-стрессовых состояний», посвященного выявлению факторов информационной травмы, описанию механизмов воздействия патогенных информационных технологий и принципов противодействия им, были проанализированы причины развития коллективных стрессовых состояний и возможности медиатерапевтической поддержки национальной аудитории.
Опираясь на наработки прежних лет в области медиапсихологии, кафедра оперативно реагирует на вызовы, встающие перед современными медиа и журналистикой. Исследование содержания и восприятия актуального медиадискурса о COVID-19, обозначенного исследователями кафедры как публичный дискурс о пандемии (Pandemic Public Discourse), стало актуальным в 2020–2021 гг. В частности, в 2020 г. совместно с исследователями факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова был проведен анализ психологических и этнокультурных особенностей восприятия российской и китайской молодежной аудиторией интернет-мемов по темам, связанным с пандемией. Выбор обозначенной тематики был обусловлен не только ее несомненной актуальностью, но и тем, что монотематические по содержанию интернет-мемы позволяли четко выявлять различия в их восприятии указанными аудиториями, выбор же молодой аудитории в качестве объекта исследования представлялся важным и в контексте изучения особенностей медиапотребления (Стебловская, 2019; Дунас, Вартанов, 2020). В рамках этого исследования был проведен психологический T-test 108 респондентов из Китая и России, результаты которого показали, что мемы о COVID-19 в таких разных по своим этнокультурным характеристикам аудиториях, как российская и китайская, реализуют у молодежи компенсаторную функцию, помогая при помощи актуального содержания и креативной формы преодолеть психологические тяготы пандемии: подавленность и неопределенность, ограничение свободы действий, дефицит общения (Smirnova, Denisova, Svitich, Lin et al., 2020).
На кафедре особенно активно исследуются проблемы формирования контента, содержательных концепций СМИ, изучаются тематические медиаповестки. Приоритетное направление здесь – становление и развитие концепции социальной журналистики и гуманитарной повестки СМИ (Фролова, 2014). В последние годы внимание уделялось востребованной в условиях пандемии репрезентации тематики здоровья и здоровьесбережения (Журналистика для здоровья нации, 2018; Кажберова, 2019; Фролова, Стрига, 2020). Также активно развиваются такие направления, как исследование процессов в области политической журналистики и коммуникации, в том числе с фокусом на международный контекст (Урина, Груша, 2020; Груша, Урманбаева, 2020).
Традиционно важным направлением для кафедры всегда было изучение жанров журналистских текстов – их текущего состояния, востребованности и трансформации под влиянием новых технологий и сопутствующих им изменений в работе журналистов и в предпочтениях аудитории (Тертычный, 2002, 2013, 2017; Колесниченко, 2017). Трансформации медиасистемы и содержания журналистики повлекли за собой и трансформацию жанров журналистских текстов. Сотрудники кафедры проводят анализ границ понятия «жанр журналистского текста» и жанровых классификаций, представленных в отечественной и зарубежной науке, текстовых жанров интернет-СМИ и практики использования жанров журналистских текстов в современных СМИ. В частности, был предложен новаторский подход разделения их на базовые и производные. Проводится анализ реальной востребованности жанров в СМИ (какие из них наиболее часто появляются в Интернете), у аудитории (тексты в каких жанрах она читает наиболее охотно) и в соцсетях (какие журналистские жанры используют блогеры) (Колесниченко, 2017, 2018, 2021). В дальнейшем предполагается исследовать связь жанровых изменений журналистских текстов с технологическими, социально-экономическими и мировоззренческими трансформациями.
На кафедре также ведется анализ функционирования российских информационных агентств, которые долгое время обделялись вниманием исследователей. В работах ученых описаны принципы и функции деятельности агентств, структура и форматы агентских продуктов, особенности их сетевых профилей (Вартанова, Вирен, Фролова, 2013; Вирен, Фролова, 2015). Современные образовательные практики – в области медиа и профессионального журналистского образования – нашли отражение в ряде работ исследователей кафедры (Пронина, Колесниченко, Ильченко, 2018; Фролова, 2016).
Теоретическое осмысление процессов, происходящих в современной журналистике, выводит ученых на междисциплинарный уровень теоретико-журналистских, философских, социологических, психологических, лингвистических, концептуальных и методических подходов к исследованиям (Свитич, 2016). В этом контексте представляются значимыми проводимые на кафедре эмпирические исследования, охватывающие широкий спектр направлений и включающие опросы журналистов региональных и федеральных СМИ, выявляющие особенности деятельности современного журналиста, его профессиональных, когнитивных, творческих, психологических и других качеств; конвергентные процессы в журналистике; характеристики, связанные с трансформациями профессии. Результаты исследований отражены в монографиях (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин и др., 2016; Журналистика в информационном поле, 2019) и ряде статей (Свитич, Смирнова, Шкондин, 2017; Вартанов, Свитич, Смирнова, Шкондин, 2018; Вартанов, Колесниченко, Смирнова, Свитич и др., 2019; Колесниченко, Смирнова, Свитич, Фомина, 2019; Денисова, Свитич, Смирнова, Шкондин и др., 2020). Кафедра цифровой журналистики проводит также комплексный анализ содержания российских медиа XXI в. – в частности, в таких исследованиях, как «Современная журналистика: тематика и проблематика», «Технологии и проблемы творчества журналиста», «Авторская и редакторская деятельность в современной журналистике в контексте оптимизации медиапространства России» и др.
Как уже было отмечено, направления научных исследований на кафедре постоянно актуализируются в соответствии с изменениями и новыми процессами, происходящими в медийном поле. Так, с 2018 г. совместно с кафедрой новых медиа и теории коммуникации реализуется проект «Искусственный интеллект в научном дискурсе медиа: результаты и перспективы исследований» (рук. – Т.И. Фролова), объектом исследования которого стала технология автоматизированной генерации новостного контента (робожурналистика новостей и смежных рубрик). Этот проект стал откликом на стремительное развитие в мире систем искусственного интеллекта, которое, в том числе, изменило многие технологии создания контента (Замков, 2019; Фролова, Замков, 2021). Как отмечают исследователи, процессы роботизации в медиа и журналистике сопровождаются многочисленными противоречиями, которые требуют углубленного анализа существующего тренда и научного осмысления его последствий и влияния на характер новостного контента в российских медиа, на риски манипуляции аудиторией при помощи искусственного интеллекта.
В круг междисциплинарных кафедральных исследований органично вошла конфликтология (осуществляется при поддержке Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Сохранение мирового культурно-исторического наследия»). Исследователи факультета журналистики, в том числе сотрудники кафедры цифровой журналистики, занимающиеся этим направлением, рассматривают подход к журналистике и медиа как к механизмам, служащим для преодоления возможности развития конфликтов, обосновывают важность использования комплексных эмпирико-теоретических подходов при дальнейшем освоении этого направления. Отталкиваясь от понимания конфликтологии как теории разрешения социальных конфликтов, необходимо выйти на более высокий уровень осмысления и обобщения социальной практики и выявить ключевую роль журналистики в прогнозировании и диагностике социальных конфликтов и противоречий, в снижении социальной напряженности и формировании у аудитории адекватной культуры восприятия конфликтов, а в итоге – в общей гармонизации общественных процессов (Смирнова, Шкондин, 2021; Смирнова, Лазутина, Денисова, 2021).
Особенность исследований влияния цифровизации на средства журналистской деятельности и систему подготовки кадров состоит в том, что они объединили учебно-образовательную и научно-исследовательскую цели деятельности кафедры. Если первая была ориентирована на помощь студентам в освоении определенных знаний, то вторая давала возможность вовлечь их в процесс изучения влияния обретенных знаний на структуру личности учащегося и его мотивацию, ориентированную на освоение профессии (Коханова, Алексеева, Черешнева, 2020).
Динамичное развитие медиасферы и зачастую парадоксальные повороты и трансформации требуют и более динамичной актуализации исследовательских направлений. Безусловно, следует исходить из фундаментальных, оправдавших себя на протяжении десятилетий существования кафедры подходов, при которых помимо теоретических методов используется широкий спектр эмпирических, в том числе социологических (контент-анализ, опрос, интервью), математических (эконометрический и факторный анализ) и других методов (экспертный анализ текстов, дискурсивный анализ, семантический анализ, кластерный анализ, Т-test и т.д.). Представляется необходимым сохранить и усовершенствовать подход, при котором научная работа опирается на сопоставление широкого теоретического контекста (теоретической модели исследуемого явления) и полученного в ходе исследования эмпирического материала (эмпирической модели). В рассмотренном контексте крайне важно продолжить практику проведения прикладных исследований, базирующихся на теории как инструменте интерпретации эмпирических данных, выстраивая в дальнейшем на основе подобных исследований теоретические модели. Кроме того, нужно постоянно корректировать направления и объекты изучения в соответствии с происходящими в журналистике и медиа изменениями. Безусловно, эти задачи невозможно решить без развития научной интеграции на межкафедральном, межпредметном и междисциплинарном уровнях.
Всеобщая конвергенция, когда журналистика не может функционировать лишь на одной отдельно взятой платформе, актуализирует исследования общетеоретических и практических проблем профессиональной журналистской деятельности в условиях цифровизации. Предполагается, что ключевым объектом научных интересов кафедры в ближайшее время должно стать развитие журналистики как профессии (технологии деятельности, профессиональной этики и т.д.) и трансформация ее содержания. Сочетание преемственности научных традиций с инновационными подходами к исследованиям, сохранение кафедральной школы прикладных и теоретических исследований – ключевая цель кафедры в области развития науки.
[1] Мониторинг состояния рынка печатных СМИ и полиграфии. 2021 г. Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/files/8550/PrezentaciyamonitoringpechatnihSMIipoligrafii.pdf (дата обращения: 15.06.2022)..
Алексеева Т.С. СМИ как регулятор тенденций современной культуры // Журналист. Социальные коммуникации. 2019. № 1. С. 33–40.
Вартанов С.А., Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г. и др. Работа журналиста в современной региональной газете: творческие аспекты // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 6. С. 3–24.
Вартанов С.А., Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиасистема в контексте развития региона: эконометрический анализ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 6. С. 3–30.
Вартанова Е.Л. Об основных понятиях «поля цифровых медиа» в российских исследованиях СМИ // Меди@льманах. 2018. № 2 (85). С. 8–17.
Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.
Вартанова Е.Л., Вирен Г.В., Фролова Т.И. Типология информационных агентств // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 6–30.
Вирен Г.В., Фролова Т.И. Информационные агентства: как создаются новости. М.: Аспект Пресс, 2015.
Воинова Е.А., Реснянская Л.Л., Хвостунова О.И. СМИ и политика. М.: Аспект Пресс, 2007.
Горохов В.М. Методы журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Груша А.В. Журналист в предвыборной кампании. М.: ИМПЭ, 2003.
Груша А.В., Урманбаева К.Е. Миграционная повестка в итальянских СМИ (деонтологический и практический аспекты) // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 113–122. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.113122
Денисова Г.В., Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. и др. Газеты в системе медиакоммуникации городов-миллионников: контент-аналитическое исследование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. 2020. Т. 26. № 4. С. 118–141.
Дунас Д.В. Академический медиадискурс: актуальные тенденции развития в России // Медиа@льманах. 2016. № 2 (73). С. 12–21.
Дунас Д.В., Вартанов С.А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 106–122.
Журналистика в информационном поле современной России: должное и реальное: колл. моногр. / под ред. Г.В. Лазутиной. 2-е изд. испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2019.
Журналистика для здоровья нации. Человеческий потенциал в российском медиадискурсе / под ред. Т.И. Фроловой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.
Замков А.В. Новостной медиаробот: теоретические аспекты интеллектуальной системы генерации контента // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 260–273.
Зеленина Е.В., Порецкая Т.Ю. Медиакультура молодежных интернет-сообществ // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 2. № 2. С. 211–218.
Исследования журналистского творчества. Современные подходы. Памяти А.А. Тертычного: сб. ст. / отв. ред. О.В. Смирнова. М.: Фак. журн. МГУ, 2021.
Кадочникова С.А. Роль этического выбора журналистов российских онлайн-изданий в формировании актуальной медиаповестки 2019 г. // Современная журналистика в аспекте деонтологии. Вып. 3. М.: Фак. журн. МГУ, 2020. С. 46–59.
Кажберова В.В. Общественное здоровье в информационной повестке российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 154–172.
Колесниченко А.В. Журналистика и блогосфера: жанрово-тематические пересечения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 1. С. 51–74. DOI: 10.30547/vestnik.journ.1.2021.5275
Колесниченко А.В. Практическая журналистика: 25 мастер-классов. М.: Аспект Пресс, 2018.
Колесниченко А.В. Техника и технология СМИ: подготовка текстов. М.: Юрайт, 2017.
Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Фомина Д.А. Конвергенция в работе журналистов российских региональных газет // Меди@льманах. 2019. № 5. С. 52–65.
Коханова Л.А., Алексеева Т.С., Черешнева Ю.Е. Цифровая культура в восприятии будущих журналистов // Журналист. Социальные коммуникации. 2020. № 3. С. 34–44.
Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2010.
Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М.: Аспект Пресс, 2011.
Никольская Э.С. Работа репортера в редакции телевизионных новостей: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2021.
Проблематика СМИ: Информационная повестка дня / под ред. М.В. Шкондина, Г.С. Вычуба, Т.И. Фроловой. М.: Аспект Пресс, 2008.
Пронин Е.И. Выразительные средства журналистики. М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980.
Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 46–74.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: ИД КДУ, 2006.
Пронина Е.Е., Колесниченко А.В., Ильченко Д.С. Прогнозирование успешности обучения и последующей профессиональной деятельности журналиста: опыт Мастерской научной журналистики при факультете журналистики МГУ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 2. С. 245–265.
Прохоров Е.П. Введение в журналистику. М.: ГУ ВШЭ, 1988.
Свитич Л.Г. Журналисты и аудитория. Из социологического архива (1920–1985 гг.): моногр.: в 2 т. М.: ИКАР, 2018.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. и др. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг.: контент-аналитическое исследование: колл. моногр. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Газеты и журналы в медиасистеме городов-миллионников: социологическое исследование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 3–29.
Смирнова О.В., Вартанова Е.Л., Александрова И.Б., Колесниченко А.В. и др. Работа журналиста в современных печатных и цифровых медиа. М.: Аспект Пресс, 2021.
Смирнова О.В., Лазутина Г.В., Денисова И.Н. Международные конфликты в контексте ценностных отношений общества: особенности участия СМИ // Меди@льманах. 2021. № 3. С. 32–40. DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2021.3240
Смирнова О.В., Шкондин М.В. Исследования медиа и журналистики в контексте конфликтологии: системно-теоретические аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 5–21.
Стебловская С.Б. Роль современной медиасферы в трансформации медиапотребления подростков // Вестн. Костромск. гос. ун-та. 2019. № 1. С. 187–191.
Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М.: Аспект Пресс, 2013.
Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2017.
Тертычный А.А. Расследовательская журналистика. М.: Аспект Пресс, 2002.
Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.
Урина Н.В., Груша А.В. Выборы в Европейский парламент в 2019 году в медийном пространстве России // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4.
С. 673–686.
Фролова Т.И., Замков А.В. Роботизация журналистики: вызовы времени // Исследования журналистского творчества. Современные подходы. Памяти А.А. Тертычного. М.: Фак. журн. МГУ, 2021. С. 157–175.
Фролова Т.И. Академические ресурсы профессиональной специализации журналистов: предпосылки, функции, содержание и формы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 144–172.
Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ: журналистика, человек, общество: моногр. М.: МедиаМир, 2014.
Фролова Т.И., Стрига Е.А. Готовность российских журналистов к продвижению ценностей здорового образа жизни // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020.
№ 3. С. 29–56.
Шостак М.И. Работа интервьюера: учеб. пособие. М.: ИМПЭ, 2010.
Шостак М.И. Репортер: профессионализм и этика: учеб. пособие. М.: РИП-холдинг, 2002.
Pronina E.E. (2018) The New Media and the Evolution of the Human Psyche. Psychology in Russia: State of the Art 11 (2): 148–160.
Smirnova O.V., Denisova G.V., Svitich L.G., Lin Ch., et al. (2020) Psychological and Ethnocultural Sensitivities in the Perception of COVID-19 Memes by Young People in Russia and China. Psychology in Russia: State of the Art 13 (4): 148–167.
Vyrkovsky A.V., Kolesnichenko A., Galkina M., Vartanov S. et al. (2018) Transformation of Newsroom Work in the Digital Era. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 5–22.
Дата поступления в редакцию: 21.07.2022
Дата публикации:23.08.2022