Архив



Историческая личность в британском фильме-биографии: средства репрезентации



Лилиана Малькова, Полина Острижная

Ссылка для цитирования: Малькова Л.Ю., Острижная П.А. Историческая личность в британском фильме-биографии: средства репрезентации // Меди@льманах. 2022. № 4 (111). С. 96−105. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.96105

DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2022.96105
EDN: KAIWGA

© Малькова Лилиана Юрьевна
доктор искусствоведения, профессор кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), lilianamalkova@gmail.com

© Острижная Полина Александровна
магистр кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), polina.ostrizhnaya@mail.ru



Ключевые слова: репрезентация исторической личности, байопик, документальное кино, BBC, игровые средства выразительности.

Репрезентация исторической личности в современных историко-биографических фильмах происходит посредством различных экранных средств выразительности. Основными задачами авторов становятся привлечение и удержание внимания зрителя. В британском телевизионном байопике, маркированном как documentary, они решаются за счет смешения игровых и неигровых экспрессивных средств.

 

Введение

Кинематограф – крупный игрок современного медиарынка. Фильмы сегодня – это востребованный медиапродукт, отвечающий основным рыночным характеристикам (Вартанова (ред.), 2021), В свою очередь, в широком жанрово-тематическом спектре современного кино история становится все более востребованной темой для экранизации. Документальные исторические фильмы выполняют важную функцию – сохраняют и популяризируют знания о прошлом в настоящем.

Сохранение достоверности кинодокумента и привлечение большего внимания аудитории к исторической тематике – сложная задача, решение которой на практике все чаще совмещается с применением игровых средств экранной выразительности в документальном кино. Проведя эмпирический анализ аудиовизуального контента, а также системное рассмотрение теоретических источников, авторы статьи выделили основные игровые средства экранной выразительности как способы формирования исторической личности на экране, классифицировали их и определили функции, которые они несут.

Для разбора историко-методических подходов к использованию средств экранной выразительности выбраны теоретические и кинематографические работы классиков советского и зарубежного кино. С целью выявления и классификации средств экранной выразительности были использованы пособия Г.Н. Бровченко (2010), Н.Л. Горюновой (2000), А.А. Новикова (2010), Ю.А. Оганесова (2014), а также кинословарь под редакцией С.И. Юткевича (1987).

Эмпирическая часть исследования проводилась на основе историко-биографических фильмов Люси Уорсли, произведенных компанией BBC. Выбор материала обусловлен необычным подходом к репрезентации исторической личности на экране, во многом строящимся на образе самой ведущей, которая владеет богатым набором приемов для репрезентации исторического материала, а также имеет актерский талант и профильное историческое образование. На фоне других историко-биографических фильмов компании BBC работы Люси Уорсли отличаются динамичностью повествования, эффектным построением запоминающегося образа, юмористической подачей материала.

Для анализа были выбраны передачи, выходившие с 2012 по 2021 г. Этот период позволил проследить взаимосвязь развития технических возможностей и приемов, используемых для репрезентации, а также дал наиболее полное представление о возможных средствах представления исторической личности. Расширение временных рамок выхода материала не потребовалось, т.к. во время анализа стало понятно, что авторская группа имеет устоявшийся инструментарий, используемый для создания образа на экране. Среди рассматриваемых исторических личностей встретились как наиболее популярные фигуры британской истории, преимущественно монархи, Генрих XVIII, его жены, королева Виктория, принц Альберт, Елизавета I, королева Анна, так и менее известные исторические персоны – суфражистки, первые женщины-путешественницы, ученые, актрисы и писательницы. Важно отметить, что помимо британских знаменитостей был снят цикл фильмов про российских монархов, а также документальный фильм про Амадея Моцарта. Во многом такой выбор обусловлен личными предпочтениями ведущей, однако в самих фильмах мы также видим сюжетную предопределенность выбора тем. Так, фильм про Моцарта повествует о годе жизни композитора и его семьи в Лондоне, а в фильмах про русских императоров нередко подчеркивается связь между российской и британской монархией.

Репрезентация исторической личности в документальном кино

Популяризация исторической личности в кинематографе во многом основывается на изучении истории через конкретные биографии исторических деятелей – на «персональной истории». Объектами изучения при таком подходе становятся личные источники информации – персонализированные тексты (письма, воспоминания, дневники и т.д.), а предмет исследования базируется на истории одной жизни (Репина, 2006: 262).

Персонифицированная история до сих пор является богатым материалом для произведений медиакультуры, позволяющим изучить историю от частного примера к общему восприятию отдельной эпохи (Иконникова, 2011: 3). Главная задача такого подхода – показать, каким образом субъективное восприятие, способности и мотивы конкретных индивидов активизируются при взаимодействии с обществом, живущим по законам общекультурной практики, В свою очередь, историко-биографический фильм как устойчивая жанровая форма пользуется наибольшей популярностью в периоды неустойчивого экономического и социального положения (Кцоева, 2012: 76).

В общепринятой жанровой системе фильм-биография является разновидностью исторического фильма. Исторические фильмы разделяют на поджанры в зависимости от масштаба изображаемого: историческая личность, событие в истории, историческое явление (эпоха). Историко-биографический фильм, согласно энциклопедическому словарю под редакцией С.И. Юткевича, – «произведение киноискусства, посвященное жизни и деятельности исторического лица (общественного деятеля, полководца, представителя науки или культуры» (Юткевич (ред.), 1987: 156–157), В английском языке фильм-биография получил название «байопик», образованное путем слияния частей двух слов biographical(«биографический») и picture(«картина»). Современный байопик может быть представлен в игровом, документальном и научно-популярном кино.

Благодаря этому жанру режиссеры имеют возможность показать биографию под особым углом, проанализировать поступки с точки зрения персональных качеств и в то же время общечеловеческих установок и ценностей. Документальные фильмы, повествующие о личности исторического масштаба, выполняют очень важную социально-культурную функцию, сохраняя знаковый образ для потомков. Они также служат усилению личностно-психологического аспекта в восприятии истории, поднимая вопрос влияния одного человека на ход мировой истории.

Отражение исторической личности на экране: британский и российский подход

Традиции британской и российской школ в вопросе отражения реальности на экране в рамках историко-биографического фильма во многом расходятся. Российская система документального кино имеет четкое жанрово-видовое деление и во многом основывается на традиции «киноправды» советского кинорежиссера Дзиги Вертова. Отталкиваясь от идей кинематографиста о чистом кинофакте, историко-биографический фильм в нашей стране наряду с документальным видом киноискусства уже в 1930 гг. получает развитие в другом его виде – научно-популярном кино. Кинодокументы вступают во взаимодействие с приемами игрового кинематографа, и эти особенности закрепляются как теоретически, так и в отечественной системе кинопроизводства. Теоретики и практики не отрицают возможности использования игровых приемов в научно-популярном контенте и рассматривают их как возможности для нового меняющегося стиля повествования.

Британский взгляд на репрезентацию исторической персоны в документальном кино, во многом совпадает с подходом советских кинематографистов, отличается в первую очередь в вопросе использования инсценировки в документальном кино. Четкую позицию по отношению к игровым приемам в неигровом кино формулирует Дж. Грирсон, В его трактовке кинематограф активно брал на себя функции просвещения, убеждения и пропаганды (Grierson, 1979: 232). Это дало британским режиссерам больше свободы в работе с историческими персонами.

Современное отношение британских теоретиков к репрезентации исторической личности на экране, а также к вопросам эстетики и конкретным средствам экранной выразительности остается неоднородным и переменчивым. Значение термина factualпостоянно претерпевает изменения, а грань между документальным кино и научно-популярным отсутствует. Существует разница мнений в вопросе восприятия историко-биографического фильма как способа репрезентации, а следовательно, и в том инструментарии, который используют создатели картины. Б. Николз рассматривает документальное кино как один из способов репрезентации реальности (Nichols, 2009: 11). Р. Килборн отмечает, что любой документальный фильм на современном британском телевидении сводится к постановке реальности (Kilborn, 2003:8).Отдельныеисследователидопускают, что репрезентация образа на экране становится результатом «переговоров» с реальностью (Bruzzi, 2000: 4).

Единство игровой и неигровой экспрессии в современном британском документальном байопике

В начале 2000 гг. появляются специализированные документальные каналы, такие как History Channel, National Geographic, Viasat History, однако первопроходцем и лидером среди конкурентов остается телекомпания BBC, сделавшая документальное кинопроизводство наряду с новостным контентом своей визитной карточкой.

Жанровая классификация используется телеканалом в первую очередь в качестве ориентира для зрителей. Стираются границы не только между разными жанрами, но и между понятиями жанра и формата. Понятие жанра на британском телевидении соотносится с понятием темы, в то время как формат сохраняет в себе формообразующее значение, отражая способ подачи информации. Разделение между документальным и научно-популярным в классификации не учитывается – этот контент помечается как формат documentary.

Британские исследователи отмечают, что жанры не являются устойчивым понятием и в силу творческого процесса создания работ плавно перетекают из одного в другой. Р. Альтман в книге «Фильм/жанр» назвал деление «хитрой ролевой игрой зрителя с индустрией» (Altman, 1984: 15). Дж. Корнер и А. Розенталь выделяют те аспекты документального кино, которые до сих пор находятся в неустойчивом и меняющемся состоянии: финансирование, определение жанра, воздействие новых технологий, предмет изображения и адресат, этика и эстетика документального кино (Corner, Nash, 2016: 227–242). На практике в фильмах, которые BBC обозначает как документальные, широко используются средства,характерныедляигровоговида киноискусства: драматизация действия, постановочные эпизоды, инсценировки.

Мы рассмотрели 15 историко-биографических фильмов с Люси Уорсли. Многие являются мини-сериалами и имеют трехактную структуру (всего было проанализировано 25 серий). Ведущая – британский историк и главный хранитель королевских дворцов. Однако ее экранный образ шире профессионального статуса. Она совмещает в себе сразу несколько ролей: повествователя, хранителя, ценителя, историка-исследователя, актрисы (принимает участие в инсценировках). Ее имидж играет важную роль в репрезентации исторической личности на экране, т.к. именно от нее зависит, с какой стороны, каким образом и с использованием каких средств будет воспроизведен рассматриваемый персонаж.

Внешне Люси Уорсли напоминает классическую английскую леди. В образе выдержан единый стиль: платья до колена и кардиган, пальто и зонтик в тон. Используется необычное сочетание ярких однотонных вещей. Прическа: каре с прядями, убранными небольшой заколкой на левую сторону, В кадре она ведет себя активно и инициативно, запоминается веселым нравом, искренними реакциями и любопытством исследователя.

В речи Люси Уорсли обильно использует современную лексику, приводит актуальные сравнения. Говорит ведущая четко и понятно, темп речи достаточно быстрый с расстановкой смысловых акцентов, В диалогах она живо реагирует на то, что слышит (смеется, удивляется, вздыхает, вскрикивает, выражает отношение с помощью громких и протяжных междометий). Во время разговора ее отличают эрудиция, свобода мысли и простые, но емкие вопросы: как это было? что мог подумать исторический персонаж? что он мог чувствовать? Ответы экспертов всегда подкрепляются реальными цитатами из писем, дневников и артефактами (личные вещи, надписи на них и т.д.).

Ведущая часто принимает участие в инсценировках, где выполняет роль второстепенного героя (горничная, личная служанка, одна из безымянных суфражисток, девушка в толпе и т.д.). Во время постановочных сцен она не просто играет роль в исторически стилизованном фрагменте, но и совмещает ее с функциями ведущей, комментируя происходящее и оставаясь при этом в историческом костюме. Встречаются примеры где ведущая исполняет роль одного из главных персонажей (Анна Болейн, королева Виктория, принц Альберт, Леопольд Моцарт), но это происходит фрагментарно и лишь тогда, когда в фильме полностью отсутствует инсценировка с участием профессиональных актеров. Образ исследователя прослеживается и в момент работы с экспонатами. Даже если рядом находится специалист, ведущая принимает активное участие в распаковке и изучении артефакта. Надев белые перчатки, она очень умело обращается с экспонатами.

Интервью и комментарии с экспертами, как и свои стендапы, Люси Уорсли записывает в весьма необычных, но при этом всегда контекстноориентированных местах. Ведущая берет комментарии во время шоппинга, с театральных подмостков («Женщины эпохи реставрации»), за разбором аналога игры юного монарха («Соответствуя правилам: от Стюартов к Ганноверам»). Один из стендапов был сделан во время застилания походной кровати королевы Виктории, а второй – прямо из королевской опочивальни в музее («Тайны королевских дворцов»). В целом Люси Уорсли интересно выражает свое отношение к музейному пространству. Она проходит в запретные зоны, записывает интервью на подоконниках и старинных лестницах, создавая в королевских домах ощущение реального времени. Тем самым она показывает, что дворцы– не древние неприкосновенные памятники, а их бывшие хозяева до сих пор интересны в современном историческом контексте.

Документальный историко-биографический фильм с Уорсли чаще всего состоит из трех серий, однако встречаются и односерийные работы. В названии фильма практически не упоминается конкретная историческая личность, о которой пойдет речь, указывается лишь тема повествования. Вероятно, такой подход к подаче информации обусловлен спецификой зрительского интереса. Фокус на конкретной личности сужает область предполагаемого запроса, в то время как общая тема может заинтересовать гораздо большее количество людей.

Часто документальный историко-биографический фильм становится коллективным портретом, в котором раскрывается сразу несколько судеб-биографий, объединенных одной смысловой нитью. Например, документальный историко-биографический фильм «Женщины эпохи реставрации» рассказывает о выдающихся женщинах своего времени: Нэл Гвин (актриса), Сильвии Файнс (путешественница), Афре Бэн (шпионка, писательница), Маргерет Кавиндиш (женщина-ученый).

Анализ контента с точки зрения использования игровых средств экранной выразительности при изображении исторических личностей помог выявить особенности их использования в документальном аспекте, а также определить функции создания медиаобраза на экране. Вначале мы попытались выявить игровые приемы, которые, несомненно, присутствуют. Среди наиболее популярных можно выделить инсценировку разных видов, приемы внутрикадрового монтажа, используемые для сочетания настоящего и прошедшего, монтажно-звуковые приемы, мультипликацию, цифровой внутрикадровый монтаж, деформирующий заснятую реальность, намеренно подобранную или вырванную из контекста деталь. Однако тут становится очевидным тесное переплетение этих приемов и средств с документальными методами съемки (репортажем, интервью, авторским комментарием с места события, подчинение драматургии фильма-расследования и т.п.). Иными словами, в аудиовизуальном тексте они сливаются в образное единство, монтажное по своему существу. Смешение выявленных приемов, лишь условно можно разделить на четыре уровня (см. табл.).

 

Таблица. Экранные средства выразительности, используемые для репрезентации исторической личности в игровом и неигровом аспекте
(на основе фильмов BBC с Люси Уорсли)

Монтажно-композиционное решение Звуковые средства Изобразительные средства Монтажные приемы
Элементы фильма-расследования;
Деление на смысловые части (главы повествования);
Инверсия; Кольцевая композиция;
Реконструкция событий;
Интеграция исторических артефактов в современный индустриальный ландшафт;
Метод эксперимента (активное участие ведущей);
Инсценировка (в том числе с участием ведущей);
Переодевание (ведущей и других участников повествования);
Уход от основной ветви повествования к не­обычному фрагменту;
Ввод дополнительных экспертов в ткань повествования.
Устная речь: современная лексика, актуальные сравнения, дерзкий юмор, игра слов;
Чтение исторических документов по ролям;
Соотношение ритма музыки и показа кадров;
 Реконструкция музыки;
 Иллюстративная функция музыки во время диалога;
Звуковой спецэффект.
Съемка в движении;
Смена ракурсов во время стендапов;
Съемка портретов с помощью укрупнения, а также съемка в движении;
Съемка через отражение ;
Переход с объективного ракурса на точку зрения;
Съемка с дрона;
Мультипликация.
Визуальная метафора;
Художественная вставка-перебивка;
Разрушение четвертой стены;
Контрастный монтаж;
Звукозрительный монтаж;
Эффект перевоплощения (стыковка кадров);
Цифровой внутрикадровый монтаж.

 

При анализе средств выразительности в первую очередь была учтена монтажно-композиционная система телевизионного фильма. Затем звуковые, изобразительные и монтажные средства игрового и неигрового кинематографа. После чего проанализирована монтажная система, соединяющая игровое и неигровое воедино.

В большинстве рассмотренных историко-биографических фильмов используется композиция, выстроенная по типу фильма-расследования, В начале автор называет свою гипотезу/видение персонажа, а затем в процессе фильма подтверждает ее. Например, в фильме «Шесть жен с Люси Уорсли» ведущая решила разрушить исторически сложившиеся образы жен Генриха XVIII: надменная и холодная Екатерина Арагонская, хитрая и обольстительная Анна Болейн, безвольная Джейн Сеймур, некрасивая Анна Клевская, развратная Екатерина Говард, скучная и ничем непримечательная Екатерина Парр. Уорсли решила показать каждую из этих женщин с другой стороны, сделать из них героинь своего времени, не выходя за рамки исторической реальности и критерия достоверности.

Важным приемом во всех фильмах Люси Уорсли становятся инсценировки, которые играют основополагающую роль в общем монтажно-композиционном решении:

  • с профессиональными актерами (выглядит как фрагмент художественного фильма); • с участием ведущей (активная вовлеченность в процесс съемки, вхождение в какую-либо роль);
  • с участием актеров и ведущей (актеры играют роли, согласно историческому сюжету, а ведущая находится в стороне – часто в роли обслуживающего персонажа – и шепотом комментирует происходящее для зрителей, поясняя детали);
  • инсценировки с участием ведущей, актеров, экспертов (используется в фильме-реконструкции ко дню свадьбы королевы Виктории).

При этом актеры играют отведенные роли, а ведущая играет роль наблюдателя в историческом контексте и объясняет происходящее с точки зрения современников этой эпохи, в то время как эксперты являются связующим звеном исторического повествования и реального мира. Также отметим, что зрители видят процесс подготовки и перевоплощения.

Достичь единства прошлого и настоящего, а также подчеркнуть на экране связь времен помогают приемы внутрикадрового монтажа. Наиболее частный из них – интеграция артефактов и иконографии в городской ландшафт. Портрет Генриха VIII в фильме «Истории из королевского гардероба» располагается на памятной табличке возле дуба, посаженного в период его правления. Выбор места не случайный, т.к. это подчеркивает монументальность образа исторической личности и ее влияния в контексте истории. Также прием внутрикадрового монтажа помогает интегрировать повествование о прошлом в современный мир Лондона, обратить внимание на связь времен через обращение к предметам истории.

Ведущая часто прибегает к методу эксперимента. Она активно вовлечена практически в каждое происходящее действие, В фильме «Секреты королевских дворцов» она кормит тауэрских воронов; в фильме «Женщины эпохи реставрации» проверяет на себе театральное оборудование, с которым приходилось сталкиваться ее исторической героине; в фильме «Лондонская Одиссея Моцарта» лично проходит тест, которому подвергли юного музыканта. Этот прием наглядно демонстрирует зрителям, что происходило с героем повествования и как он мог себя чувствовать в этот момент.

Что касается звуковых средств экранной выразительности в неигровом контексте, то в первую очередь стоит сделать акцент на повествовательной речи, ведущей и приглашенных экспертов. Участники фильма используют современную и разговорную лексику, В фильме «Шесть жен» Уорсли называет Екатерину Арагонскую «мамочкой в возрасте», а Генриха VIII «ловеласом, не отличающимся воздержанием». Часто во время описания одежды или внешности исторического персонажа ведущая использует слово sexy, что несет в себе определенную разговорную и полушутливую коннотацию.

В качестве звуковых средств выразительности также используются музыка, шумы и тишина. Смена кадров происходит преимущественно в ритме саундтреков, особенно во время использования графики или иконографии, чтобы встроить иллюстрации в общую динамику повествования и задать зрителю определенный темп. Так происходит в фильме «Империя царей: династия Романовых с Люси Уорсли», где стилизованные под русский народный стиль саундтреки, совпадают со сменой иллюстративного ряда и поддерживают общее настроение повествования. В некоторых фильмах музыка играет особую роль. Так, во время разбора произведения Моцарта в фильмах «Лондонская Одиссея Моцарта» и «Борьба Елизаветы за церковную музыку» исполнение музыкального произведения выполняет иллюстративную роль в диалоге. Ведущая и эксперт разбирают фрагменты произведения, исполнители подстраиваются под их беседу.

К изобразительным средствам экранной выразительности относятся кадр, план, композиция кадра, мизансцены, ракурс, свет и тень, цвет, а также специальные фотографические средства, В первую очередь изобразительные средства экранной выразительности помогают «оживить» статичные артефакты, такие как портреты, гравюры, фотографии и другие изображения исторических деятелей. Съемка в движении и смена планов дают возможность рассмотреть элементы (платья, черты лица) и даже выразить определенные эмоции. Например, когда Люси Уорсли говорит о жестокости Петра I во время военных действий, крупным планом показано лицо монарха, полное ярости и решительности, на мозаичном панно М.В. Ломоносова «Битва под Полтавой».

Смена ракурса с целью создания эффекта присутствия используется во время монологов ведущей. Когда она находится в историческом образе, объективный ракурс часто переключается на «точку зрения», что дает зрителю понять: именно это видел исторический персонаж в знаковый момент своей жизни. Например, во время инсценировки дня перед казнью Анны Болейн зритель сморит на плаху «ее» глазами. Во время неигровых стендапов смена ракурсов также помогает более четко проследить мысль ведущей.

Съемки с дрона позволяют усилить восприятие масштаба описываемой личности и ее достижений. Когда Люси Уорсли путешествует на корабле по России или демонстрирует земли, завоеванные Петром I, всегда используется съемка с дрона, чтобы показать, как необъятна территория и подчеркнуть, сколько усилий было вложено в ее освоение. Также это создает ощущение дополнительного пафоса, ведущего к эмоциональному подъему и усиливающегося за счет музыкального сопровождения и закадрового текста.

Особое значение стоит уделить монтажу как средству создания образа персонажа. Так, во время иллюстрации достижений женщины-путешественницы из фильма «Женщины эпохи реставрации» кадры ведущей верхом на лошади перемежаются с изображением карты Великобритании. Происходит это с помощью монтажного приема «растворение». Карта проступает и снова растворяется в основном изображении. Это помогает подчеркнуть значимость пройденного героиней пути, визуализировать ее достижения.

Звуко-зрительный монтаж используется для продления атмосферы повествования при переходе с современных кадров на съемку гравюр или картин в движении. За счет звукового контрапункта мы плавно переключаемся с одного изображения на другое, не теряя ощущение атмосферы предыдущих кадров. Так, в фильме «Лондонская Одиссея Моцарта» прием звуко-зрительного монтажа создается за счет соединения произведения Моцарта с шумом трактира при переходе от эпизода к эпизоду. Такое смешение звуков передает ощущение сумбурности, нестабильности и отчаяния, которые испытывала семья композитора во время бедного существования в Лондоне, вынужденная давать концерты в трактирах.

В игровом смысле монтажные приемы помогают организовать смену образа ведущей (из амплуа актера в амплуа историка), В фильме «Шесть жен» проходящий мимо второстепенный персонаж зрительно перекрывал ведущую. Как только он выходил из кадра, героиня была уже в другом наряде.

Цифровые эффекты используются и для демонстрации модных образов рассматриваемой эпохи. Когда ведущая показывала разницу женского платья до петровских реформ и после, она сначала вышла в русском костюме царевны Евдокии Лопухиной, а затем продемонстрировала на себе платье в европейском стиле. Два изображения находятся на экране одновременно, а героиня смотрит сама на себя в разных одеяниях. Интересно применение цифрового монтажа во время инсценировки диалога королевы Виктории и принца Альберта в фильме «Виктория и Альберт: свадьба». Обе роли играет ведущая, с помощью «застывания» она меняет амплуа на экране, читая воспоминания героев друг о друге. Затем сцена иронично обрывается, когда выясняется, что королева Виктория была в восхищении от принца, а он написал о ней всего две строчки.

Драматизм создается посредством визуальных метафор на экране. Это свойственно как игровым, так и неигровым фрагментам. Например, после рассказа о том, что муж королевы Виктории умер, ее скорбь иллюстрируется на экране пустыми коридорами дворца, которые выступают метафорой пустоты и опустошенности, царящей в сердце королевы. При этом съемка остается строго документальной, В фильме «Суфражистки» сцена купания в тюрьме снята так, как будто героиня погружается под воду совершая обряд инициации (ракурс съемки сверху вниз, эффект перевернутого изображения).

Отдельно можно выделить мультипликацию и инфографику, которые обильно используются для реконструкции почерка, рисования карт, планов и чертежей на экране. Так, в фильме «Суфражистки» мы видим, как на карте распространяются поджоги, в «Женщинах эпохи реставрации» наблюдаем за изменениями границ Вестенда, в «Лондонской Одиссеи Моцарта» следим за его перемещением из Австрии в Великобританию, в «Империи царей: династия Романовых» представляем, как стремительно расширялась Россия после укрепления династии Романовых.

Финальным пунктом анализа экранных средств выразительности и их влияния на создание образа исторической личности стала монтажная система, которая соединяет в себе два предыдущих пункта и представляет единый цельный образ повествования на экране. Здесь можно выделить несколько тенденций в раскрытии исторического образа. Прежде всего мы видим слияние прошлого и настоящего на экране. Это происходит с помощью сопоставления исторически стилизованных кадров и реальной жизни, а также интеграции предметов прошлого в современную обстановку.

Сама ведущая выступает активным репрезентатором личностей прошлого в настоящем. Это происходит через уже описанное внутреннее построение кадра, образ и манеры повествования ведущей, а также через многочисленные приемы средств экранной выразительности. Помимо слияния прошлого и настоящего, присутствует плотное взаимодействие игрового и неигрового. Встречаются фрагменты, где практически невозможно отделить эти два понятия. Именно поэтому посчитать соотношение игровых и неигровых сцен в фильме затруднительно.

Заключение

Используемые в документальном телевизионном историко-биографическом фильме средства экранной выразительности неотделимы от постановочных приемов, к которым прибегает ведущая в стремлении создать образ исторической личности и эпохи в целом. Основные функции, которые они в себе заключают, можно свести к созданию образа, иллюстрации, репрезентации и эмоциональности восприятия истории – ее популяризации. Элементы экспрессивности входят в активный инструментарий съемочной команды, В результате на экране мы видим микс поэтического и повествовательного монтажного стилей, а также смешение времен, которое позволяет актуализировать образы прошлого и придать им новое звучание, не нарушая исторических реалий.

Данный подход к репрезентации исторической личности сводит рассматриваемые картины к научно-популярному виду киноискусства, хотя в жанровой системе, которую использует BBC, произведения отмечены как документальные фильмы. Британский историко-биографический фильм отличается динамичностью, зрелищностью и активным использованием игровых приемов, что позволяет заинтересовать зрителя и удержать его внимание.

 

Библиография

Бровченко Г.Н. Сценарий неигрового фильма и экранные средства воплощения журналистского замысла: учеб.-метод. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

Горюнова Н.Л. Художественно-выразительные средства экрана. М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2000.

Иконникова С.Н. Биография как социокультурное измерение истории // Культурологический журнал. 2011. No 4 (6). С. 1–6.

Кцоева С.Г. Персональная история как метод исследования научных взглядов Карла Ясперса // Альманах современной науки и образования. 2012. No 3 (58). С. 74–77.

Новикова А.А. Телевидение и театр: пересечение закономерностей. М: Едиториал УРСС, 2010.

Репина Л.П. История исторического знания. М.: Дрофа, 2006.

Юренев Р.Н. Биографический фильм // Кино: Энциклопедический словарь / под ред. С.И. Юткевича. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 156–157.

Оганесова Ю.А. Выразительные средства телевизионных программ культурнопросветительской тематики: дис...канд. филол. наук. Воронеж, 2014.

Медиасистема России: учебник / под. ред. Е.Л. Вартановой. 2-е изд., испр. и доп. М: Аспект Пресс, 2021.

 

Altman R. (1984) A Semantic/Syntactic Approach to Film Genre. Cinema Journal 23 (3): 6–18. DOI:10.2307/1225093

Сorner J., Nash K. (2016) Strategic Impact Documentary: Contexts of Production and Social Intervention. European Journal of Communication 31 (3): 227–242. DOI:10.1177/0267323116635831

Grierson J. (1979) Grierson on Documentary. New York: Faber & Faber.

Kilborn R. (2003) Staging the Real. Factual TV Programming in the Age of Big Brother. Manchester, New York: Manchester University Press.

Nichols B. (2009) The Voice of Documentary. Bloomington: Indiana University Press. Bruzzi S. (2000) New Documentary: A Critical Introduction. London, New York: Routledge.

 

Дата поступления статьи в редакцию: 21.07.2022
Дата публикации: 23.08.2022