Архив



Особенности развития британских национальных новостных брендов в сфере печати в 2020–2021 гг.



Екатерина Киселева

Ссылка для цитирования: Киселева Е.Б. Особенности развития британских национальных новостных брендов в сфере печати в 2020–2021 гг. // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 86−94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.8694

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.8694
EDN: VDEHIU

© Киселева Екатерина Борисовна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), krasnova.katerina@gmail.com



Ключевые слова: новостные бренды, медиаиндустрия, национальная пресса Великобритании, COVID-19, медиапотребление.

В данной статье рассматриваются основные тенденции развития британских национальных новостных брендов в сфере печати в 2020–2021 гг., предпринимается попытка проанализировать ключевые аспекты их формирования в последние годы в контексте пандемии COVID-19. Акцент сделан на исследовании эволюции привычек медиапотребления, а также способов и мер решения медиаигроками экономических проблем.

 

Введение

Стремительное развитие Интернета, прогресс информационно-коммуникационных технологий и другие факторы оказали большое влияние на структуру медиарынка и медиапотребления в последние десятилетия. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в обыденную жизнь людей, в деятельность медиаигроков в частности и организацию медиапространства в целом, ускорив наметившиеся процессы трансформации.

В статье предпринимается попытка проанализировать ключевые особенности развития сегмента ежедневных национальных газет (новостных брендов в сфере печати) в Великобритании в контексте пандемии COVID-19. Понятие «новостные бренды» (от англ. news brands) входит в терминологический аппарат медиаэкспертов Великобритании в последнее десятилетие и связано с трансформацией традиционных СМИ в цифровом мире1.

В нашей статье мы уделяем особое внимание национальным новостным брендам в сфере печати (The Guardian, The Times и др.). Этот сектор медиаиндустрии значительно пострадал во время пандемии COVID-19: отмечались падение тиражей, сокращение доходов от рекламы, увольнения журналистов и т.п. В то же время для иллюстрации важных, на наш взгляд, явлений в развитии британской медиаиндустрии мы используем показательные кейсы из практики региональных и местных изданий, а также национальных вещательных массмедиа. Нас интересует рассмотрение двух параметров: эволюция привычек медиапотребления в Великобритании, а также способы и меры решения медиаигроками новых и старых экономических проблем.

Эмпирическую базу исследования составили данные медиаметрических организаций (ABC, PAMCo), социологических институтов и служб, консалтинговых компаний (YouGov); отраслевая аналитика Digital News Report (Reuters Institute for the Study of Journalism at Oxford University), News Consumption in the UK (Ofcom), Online Nation (Ofcom); отчеты медиакомпаний и аналитические публикации в СМИ.

В последние годы не так много отечественных исследований было посвящено анализу и комплексному рассмотрению медиаландшафта Великобритании (Вартанова, 2019; Любимов, 2007; Беглов, 2002) или его отдельных сегментов (Вартанова, 2019; Захарова, Гладкова, Киселева, 2018; Пустовалов, 2013; Бодрунова (а, б), 2013; Засурский, 2011 и др.). В то же время достаточно часто встречаются статьи, в цент­ре внимания которых особенности освещения какой-либо темы или проблемы в британских массмедиа (Кумылганова, Куцепалова, 2021; Филаткина, Киреева, 2021; Якова, 2019; Прутцков, 2019 и др.). Наше исследование представляет собой попытку анализа актуальных тенденций развития британских новостных брендов в сфере печати, которые в последнее время не попадали в фокус внимания российских медиаэкспертов.

 

Рост медиапотребления на фоне пандемии COVID-19

Небывалый всплеск интереса со стороны населения к информации, связанной с развитием пандемии COVID-19 и всех смежных с ней тем, наблюдался практически на протяжении всего первого года пандемии2 (в особенности во время первого локдауна). Трансляция на BBC3 заявления премьер-министра Великобритании Б. Джонсона от 10 мая 2020 г. о послаблении карантинных мер4 стала самой просматриваемой программой года, собрав аудиторию в 18,7 млн зрителей5 (население страны составляет 67,5 млн человек6).

Согласно бюллетеню Ofcom за январьмарт 2021 г., в поисках в Интернете информации о коронавирусной инфекции 35% британцев обращались к социальным сетям, 26% – к BBC и 22% – к сайтам национальных изданий. Предпочтение тех или иных медиа варьировалось в зависимости от возраста респондентов. В то время как социальные сети привлекали в значительной степени молодежь (от 15 лет до 24), сайты национальных изданий пользовались почти одинаковым спросом среди британцев всех возрастов7.

Во время локдаунов в Великобритании национальные бренды в сфере печати отмечали значительный прирост пользователей в Сети. Так, трафик на портале www.ft.com увеличился за год (с марта 2019 г.) на 250%. Во время пандемии коронавируса был побит рекорд посещаемости сайта, установленный во время референдума о выходе страны из Евросоюза8. В свою очередь, количество уникальных посетителей сайта The Guardian с февраля по март 2020 г. практически удвоилось – с 191 до 366 млн; около 70% всех просмотров связано с темой COVID-199. Количество пробных подписок у этих двух изданий в первые недели локдауна выросло в десять раз. Согласно данным PAMCo, ежедневная аудитория национальных новостных брендов в сентябре 2020 г. по сравнению с данными годичной давности увеличилась на 3 млн, достигнув 21,5 млн человек. Сегмент цифровых новостных медиа, включая сайты национальных и региональных изданий, охватил 32 млн читателей (в день)10.

В рассматриваемый период повысилась ценность и значимость надежных источников информации. Согласно исследованию The World Without News, после начала пандемии 66% респондентов стали больше ценить работу журналистов по сбору достоверной информации. Хотя 42% респондентов в возрасте до 35 лет использовали в разгар пандемии COVID-19 чаще социальные сети, 70% из них чувствовали меньшую тревогу по поводу историй из Facebook11 или Twitter после их подтверждения в массмедиа12. Наибольшим уровнем доверия к информации о COVID-19 среди британских средств массовой информации пользовались BBC Online (78%) и сайты качественной прессы (73%). У изданий промежуточного типа и таблоидов, несмотря на большой охват аудитории, уровень доверия оказался достаточно низким (34 и 29% соответственно)13.

Как мы отмечали ранее, основной всплеск потребления новостей пришелся на объяв­ленный в стране первый локдаун: значительно выросло количество приобретенных подписок и увеличился трафик на сайтах массмедиа, в том числе национальных изданий. Однако постепенно вместе с увеличением интереса к новостям у аудитории стала формироваться тенденция их игнорирования. Уже в июле 2020 г. 22%14 респондентов сообщали, что они часто или всегда стараются избегать новости (в первом информационном бюллетене таковых было 15%). Две трети опрошенных британцев утверждали, что отстраняются от новостей в зависимости от того, как они влияют на их настроение15. Несмотря на общее увеличение потребления новостей проблема переизбытка и недостоверности информации стала важной помехой на пути к поддержанию медиапотребления на уровне, достигнутом во время первого локдауна.

 

Изменение способов потребления информации на фоне пандемии

Во время пандемии COVID-19, на фоне увеличения потребления новостного контента в Интернете, традиционные медиа стали уделять все большее внимание распространению в онлайн-среде. В то же время действовавшие во время локдаунов ограничения лишили печатные СМИ традиционных мест дистрибуции. Тысячи независимых газетных киосков были закрыты, пригородное движение отсутствовало, а супермаркеты сократили продажу изданий из-за снижения посещаемости. Первый локдаун привел к самому резкому снижению тиражей за последние 20 лет. В среднем падение составило порядка 20%, в то же время некоторые лидеры антирейтинга зафиксировали сокращение тиражей более чем на 35%16. С наиболее сильным падением столкнулись бесплатные информационные газеты, потерявшие своих читателей с введением в стране жестких ограничений (так, тираж газеты Metro опустился с 1,4 млн экз. до 320 тыс. экз.)17. Бесплатная лондонская деловая газета City A.M. и вовсе приостановила выход печатной версии, сконцентрировавшись на развитии сайта.

В результате пандемии произошли изменения в рейтинге лидеров по тиражу. В мае 2020 г. газета The Sun, возглавлявшая в течение 42 лет список самых высокотиражных платных газет, уступила пальму первенства The Daily Mail18.

В это же время бюро тиражного аудита позволило издателям по желанию отказаться от публикации в общем доступе данных о тираже. Многие газеты (The Guardian, The Observer, The Times, The Sun и др.) предпочли этой возможностью воспользоваться.

После снятия ограничений, связанных с первым локдауном, тиражи газет стали постепенно восстанавливаться. Уже через год практически все издания превысили свои показатели19.

 

В поиске новых источников финансирования

В 2020 г. на фоне ограничений из-за пандемии COVID-19 было зафиксировано снижение доходов от рекламы во всех сегментах медиаиндустрии, в том числе в социальных медиа и на платформах платного поиска, где до начала года отмечался стабильный прирост20. Поступления от рекламы в 2020 г. сократились на 24% у национальных и на 35% у региональных новостных брендов21. В 2021 году рынок «ожил», продемонстрировав постепенное приближение к допандемийным показателям. Так, местные и региональные издатели получили в 2021 г. даже более высокие, чем ожидалось в начале года, доходы от цифровой рекламы22.

Однако несмотря на положительную динамику, все более шатким выглядит положение тех средств массовой информации, которые продолжают сильно зависеть от рекламных поступлений. В поисках альтернативы рекламе как источнику доходов еще в конце 2000 гг. некоторые британские новостные бренды ввели платный доступ (paywall). Массмедиа News Corp первыми сделали платным весь свой контент в Интернете в 2010 г. Сегодня paywall введен такими британскими национальными газетами, как The Times, The Daily Telegraph23, The Financial Times. Во время пандемии COVID-19 некоторые издания бывшей JPI Media24 по­шли по тому же пути. Однако были и прецеденты, когда, объяснив свое решение социальной необходимостью, местные СМИ вновь делали содержание для пользователей бесплатным.

В то же время в Великобритании остается большое количество массмедиа в Интернете в свободном доступе. Так, The Daily Mail, The Guardian и ряд других национальных изданий, при условии сохранения бесплатного доступа к контенту сайта, предлагают оформить цифровую подписку на электронную публикацию (epaper).

Альтернативой полномасштабному платному доступу является подход с оплатой по мере использования (Pay-as-you-read), микроплатежами, позволяющий читателям платить за конкретную статью, а не за ежемесячный доступ ко всему контенту сайта. Эту модель в Великобритании продвигает молодая компания Axate, которая в основном работает с издателями местных новостных сайтов25. Национальные новостные бренды эту модель не используют.

Краудфандинг/пожертвования на новости появился относительно недавно. В Великобритании этот способ финансирования охватывает лишь 1% населения. Основными получателями отчислений являются сайты местных общин, The Guardian, YouTube-каналы, проекты расследовательской журналистики, политически ангажированные новостные сайты (The Canary и Novara Media). Во время пандемии COVID-19 некоторые местные издания (The Yorkshire Post, The Liverpool Echo) также обратились за помощью к своей аудитории. Явный лидер по привлечению пожертвований – сайт The Guardian, на долю которого приходится почти половина всех отчислений в Великобритании (42%), растут и разовые пожертвования читателей сайта (530 тыс. в 2020 г. и 585 тыс. в 2021 г.)26.

Читатели могут поддержать издателей, став частью организации. В этой категории также лидирует The Guardian. Членство в The Guardian Patrons предполагает ежегодный взнос участника в размере от 1200 ф. ст. и предоставление ряда преимуществ: посещение мероприятий The Guardian и удаленное присутствие на утренних редакционных конференциях с шеф-редактором газеты и т.п. Есть и другие формы членства, предполагающие более активное участие в жизни медиаорганизации. Например, сайт местной общины Bristol Cable на 100% принадлежит местным жителям, членам организации Bristol Cable. Любой, кто вносит не менее 1 ф. ст. в месяц, становится ее участником. На ежегодном общем собрании акционеры избирают совет директоров, утверждают бюджет и голосуют по таким темам, как редакционные кампании Cable, типы рекламы, которую она должна принимать и пр.

The Guardian демонстрирует успешную модель по привлечению доходов непосредственно от читателей. За возможность читать материалы журналистов британской газеты готовы платить уже свыше 1 млн человек (учитываются цифровые подписки и пожертвования), однако стоит принять во внимание тот факт, что около половины из них в настоящее время находится за пределами Великобритании27. И если The Guardian уже удалось наладить поступ­ление отчислений от своей аудитории, то остальным издателям еще только предстоит убедить клиентов платить за контент в Интернете.

 

В попытке привлечения новой аудитории

По мере распространения коронавирусной инфекции эта тема постепенно становилась все более востребованной. Новые рубрики со статистикой и информацией о пандемии COVID-19 привлекали большое количество пользователей. Coronavirus Tracker на сайте The Financial Times, который отслеживал ежедневный рост числа случаев и смертей в результате COVID-19, стал самой просматриваемой страницей за всю историю существования сайта. Издание, находящееся в платном доступе, сделало этот контент бесплатным. В результате диаграммы и графики The Financial Times активно распространялись в социальных сетях.

Во время локдаунов сократилось на 20% прослушивание некоторых подкастов28, что было связано с изменением ритма жизни британцев. Однако появились новые продукты, посвященные теме коронавируса, привлекшие дополнительную аудиторию. Так, запущенный The Daily Telegraph в марте 2020 г. подкаст Coronavirus The Latest стал самым популярным за всю историю сайта. В свою очередь, The Guardian сообщило об увеличении числа обращений к своим подкастам в среднем на 48% в период с мая по октябрь 2020 г. Today in Focus ежедневно слушали сотни тысяч людей – больше, чем покупали печатную версию газеты.

В то время как подкасты в в основном представляют интерес для более молодой аудитории, рассылка информационных бюллетеней рассчитана на привлечение пользователей старшего возраста. The Daily Mail предлагает различные возможности формирования рассылки: позволяет выбирать основные темы, время получения письма, настраивать и другие опции. Рассылка новостей по электронной почте является предпочтительным вариан­том для удержания подписчиков, позволяет привлекать новых пользователей и дополнительный трафик на сайт. Однако в Великобритании не так много пользователей получают новости по электронной почте, что значительно ослабляет связь между редакцией и читателем. Мобильные уведомления также не пользуются спросом – на них подписано лишь 16% британцев29.

Улучшение условий приобретения пробных подписок можно отнести к одному из способов привлечения новой аудитории. Многие издания, находящиеся в платном доступе, сообщали о рекордном числе абонементов с момента введения первого локдауна. Связано это было не в последнюю очередь с акциями, которые устраивали медиа: например, предлагая оформить пробную подписку на три месяца всего за 1 ф. ст. (The Dai­ly Telegraph, The Daily Mail) или на 1 месяц за 1 долл. (The Financial Times).

С введением первого локдауна популярностью стала пользоваться услуга бесплатной доставки газеты на дом. Второе дыхание обрел проект Deliver My Newspaper, запущенный еще в 2018 г. С началом пандемии COVID-19 у него появилось более 200 тыс. новых клиентов. Британцы преклонного возраста или с серьезными проб­лемами со здоровьем получили возможность оформить бесплатную доставку национальных газет на дом при условии их абонирования минимум на десять недель. Региональные издатели пошли по такому же пути, решив взять на себя оплату почтовых услуг ради сохранения привычки чтения и поддержания интереса к печатной версии своих изданий.

В связи с резким сокращением аудитории серьезные коррективы в схему распространения тиража вынуждены были вносить и бесплатные информационные газеты. Активнее всего в поиске новых читателей действовала Metro: в некоторых районах Лондона экземпляры издания стали доставлять до порогов домов, появились новые точки распространения, в том числе расположенные ближе к госпиталям и больницам. В результате активных действий Metro смогла достаточно быстро, по сравнению со своими конкурентами, справиться со сложностями.

 

Заключение

В 2020–2021 гг. усугубились и без того серьезные проблемы, наметившиеся в медиаиндустрии Великобритании в последнее десятилетие: сокращение тиражей, снижение объемов печатной рекламы, увольнение персонала и т.д. В то же время резко возрос интерес аудитории ко всей информации о пандемии COVID-19 и смежных темах. Именно в этот период стало ясно, какую важную роль в информировании общества призваны играть СМИ, выполняя роль аналитика, эксперта и просто надежного источника информации.

Происходящие в британской медиаиндустрии изменения оказали влияние на особенности медиапотребления: с одной стороны, привели к значительному скачку интереса к новостям, но с другой – к сокращению печатных тиражей изданий и перемещению людей в Сеть.

На фоне падения доходов от рекламы, издатели стали активнее обращаться к альтернативным источникам финансирования, все больше вовлекая в этот процесс свою аудиторию. Ряд британских новостных брендов в период пандемии впервые обратился к читателям за финансовой поддержкой, предложив услугу краудфандинга или введя платный доступ (частично или полностью) к своему сайту.

На данный момент издатели далеки от восполнения потерянного дохода. При этом сами британцы, как показывают исследования, имеют весьма туманное представление о тех трудностях, с которыми сталкивается печатная медиа­­-
индустрия. Это подтверждают данные опроса, проведенного Институтом Рейтер30 в 2021 г. Несмотря на очевидные проблемы у ряда массмедиа, более половины опрошенных (53%) высказались за то, что правительст­во не должно помогать коммерческим новостным организациям, которые сами не могут обеспечить свое существование. И лишь 11% посчитали такую помощь свое­временной и необходимой. Из этого следует, что население в большинстве случаев имеет весьма поверхностное представление об истинном положении вещей и не готово принимать более активное участие в финансировании прессы31. В такой ситуа­ции необходимо объяснять роль прессы в жизни общества и повышать уровень медиаграмотности британцев.

 

Примечания

1 Пресса сегодня – это не только газета и журнал на физическом носителе, но и сайт, тематические приложения, аккаунты в соцсетях и пр.

2 В Великобритании было три национальных локдауна: в марте–июне 2020 г., в нояб­ре–декабре 2020 г., январе–феврале 2021 г. В разных административно-территориальных единицах временные рамки локдаунов могли незначительно отличаться. Режим доступа: https://www.instituteforgovernment.org.uk/charts/uk-government-coronavirus-lockdowns; https://www.standard.co.uk/news/uk/boris-johnson-hancock-prime-minister-downing-street-dominic-cummings-b925459.html (дата обращения: 18.09.2022).

3 Доступ ограничен в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.

4 Выступление Б. Джонсона об объявлении начала первого локдауна от 23 марта 2020 г. смотрело по телевизору 14,6 млн зрителей.

5 Sandle P. (2022) TV Viewing Surges During Britain’s Lockdown, Led by Streaming Services. Reuters, 5 Aug. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-britain-tv-lockdown-idUSKCN25031O (дата обращения: 18.09.2022).

6 UK Population 2022. Режим доступа: https://www.ukpopulation.org (дата обращения: 18.09.2022).

7 Online Nation 2021, p. 163. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0013/220414/online-nation-2021-report.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

8 Mayhew F. (2020) News Publishers Hit New Online Records with Coronavirus Coverage. Press Gazette, 7 April. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/ft-and-reach-titles-hit-new-online-records-with-coronavirus-coverage/ (дата обращения: 18.09.2022).

9 Там же.

10 Tobitt C. (2020) Pamco Audience Data: The Sun is Most-Read UK News Brand as Sector Sees Strong Year on Year Growth. PressGazette, 9 Dec. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/pamco-uk-national-news-websites-strong-growth-post-covid/ (дата обращения: 18.09.2022).

11 Принадлежит компании Meta Platforms, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.

12 Tobit C. (2020) Two-Thirds of Brits Say COVID-19 Pandemic has Made Them Appreciate Journalism More. Press Gazette, 7 Oct. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/two-thirds-of-brits-say-covid-19-pandemic-has-made-them-appreciate-journalism-more/ (дата обращения: 18.09.2022).

13 Online Nation. 2021 Report, p. 170. Режим доступа: https://www.ofcom.org.uk/__data/assets/pdf_file/0013/220414/online-nation-2021-report.pdf (дата обращения: 18.09.2022).

14 News Avoidance in the UK Remains High as Lockdown Restrictions Are Eased. 2020. Factsheet, 28 July. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/news-avoidance-uk-remains-high-lockdown-restrictions-are-eased (дата обращения: 18.09.2022).

15 Most in the UK Say News Media Have Helped Them Respond to COVID-19, but a Third Say News Coverage Has Made the Crisis Worse. 2020. Factsheet, Aug. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/most-uk-say-news-media-have-helped-them-respond-covid-19-third-say-news-coverage-has-made-crisis (дата обращения: 18.09.2022).

16 Tobitt C., Majid A. (2022) National Press ABCs: FT, Metro, City AM and Sunday Mail Report Growth in May. PressGazette, 22 June. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/most-popular-newspapers-uk-abc-monthly-circulation-figures/2/ (дата обращения: 18.09.2022).

17 Там же.

18 Sweney M. (2020) Daily Mail Eclipses the Sun to Become UK’s Top-Selling Paper. The Guardian, 19 June. Режим доступа: https://www.theguardian.com/media/2020/jun/19/daily-mail-eclipses-the-sun-to-become-uks-top-selling-paper (дата обращения: 18.09.2022); Wood V. (2020) Daily Mail Takes Title of UK’s Most Read Paper From The Sun After 42-Year Run. The Independent, 20 June. Режим доступа: https://www.independent.co.uk/news/media/daily-mail-the-sun-circulation-most-read-newspaper-uk-a9576761.html (дата обращения: 18.09.2022).

19 У большинства печатных изданий к концу первого локдауна были зафиксированы самые низкие тиражи.

20 Advertising Media Owners Revenue in the United Kingdom (UK) from 2014 to 2027, by Medium (in Million GBP). Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/248766/advertising-spending-in-the-uk-by-media/ (дата обращения: 18.09.2022).

21 Tobitt C. (2021) Charted: UK Media ad Revenue Collapsed in 2020 for Everyone Except the Tech Platforms. PressGazette, 29 April. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/uk-advertising-market-spend-uk-20/ (дата обращения: 18.09.2022).

22 Digital News Report 2022, p. 62. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report/2022 (дата обращения: 18.09.2022).

23 Доступ ограничен в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ.

24 Mayhew F. (2020) Paywalls, Micropayments and Donations: How Regional Press Giants Are Trying to Make News Pay. PressGazette, 19 Oct. Режим доступа: https://pressgazette.co.uk/paywalls-micropayments-and-donations-how-regional-press-giants-are-trying-to-make-news-pay/ (дата обращения: 18.09.2022).

25 Carrick A. (2021) Would You Pay 20p to Read a Story Rather Than Take Out a Subscription? Axate Wants to Support Journalism and Make News Easier to Read. This is Money, 13 October. Режим доступа: https://www.thisismoney.co.uk/money/smallbusiness/article-10083797/Axate-pay-20p-read-article-subscribe.html (дата обращения: 18.09.2022).

26 GNM Press Office (2020) Guardian Sees Digital Reader Support Grow by 43% in a Year. The Guardian, 17 December. Режим доступа: https://www.theguardian.com/gnm-press-office/2020/dec/17/guardian-sees-digital-reader-support-grow-by-43-in-a-year (дата обращения: 18.09.2022); GNM Press Office (2021) The Guardian Reaches One Million Digital Subscriptions Milestone. The Guardian, 14 December. Режим доступа: https://www.theguardian.com/gnm-press-office/2021/dec/14/the-guardian-reaches-one-million-digital-subscriptions-milestone (дата обращения: 18.09.2022).

27 Количество британцев, имеющих платные цифровые подписки или делающих взносы, растет крайне медленно (9% в 2019 и 2022 гг., 8% в 2020–2021 гг.) При этом, как и во многих других странах, внушительная часть этих поступлений приходится на несколько крупных медиаигроков. См.: Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2020-06/DNR_2020_FINAL.pdf (дата обращения: 18.09.2022); Digital News Report 2021. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report/2021 (дата обращения: 18.09.2022); Digital News Report 2022. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/digital-news-report/2022 (дата обращения: 18.09.2022).

28 Digital News Report 2020, р. 26.

29 Digital News Report 2020, р. 40–41.

30 Digital News Report 2021, р. 49.

31 Речь идет о приобретении платных онлайн-подписок, внесении пожертвований, осуществлении микроплатежей и т.д.

 

Библиография

Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.

Бодрунова С.С. (а) Британские таблоиды в электоральном процессе: пример медиакратии или «слабая сила»? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 4. С. 55–74.

Бодрунова С.С. (б) Британский рынок прессы и политический процесс: символический и медиакратический смысл «Таблоидных поворотов» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 9. 2013. № 1. С. 188–206.

Вартанова Е.Л. Великобритания // Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для вузов / под. ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2019. С. 82–114.

Засурский Я.Н. Колонка редактора: английская пресса модернизируется // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 2. С. 3–7.

Захарова М.В., Гладкова А.А., Киселева Е.Б. Влияние дигитализации на ежедневную прессу Франции, Нидерландов и Великобритании: основные тенденции // Меди@льманах. 2018. № 4. С. 82−94. DOI: 10.30547/mediaalmanah.4.2018.8294

Кумылганова И.А., Куцепалова Н.К. Brexit в контексте основных британских ценностей // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 103–111. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.103111

Любимов Б.И. СМИ Великобритании в 2006 г. // Медиаскоп. 2007. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/сми-великобритании-в-2006-г (дата обращения: 18.09.2022).

Прутцков Г.В. Особенности освещения референдума о независимости Каталонии в прессе США и Великобритании // Меди@льманах. 2019. № 1. С. 147–160. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2019.147160

Пустовалов А.В. Пресса Великобритании: между «бумажным» прошлым и цифровым будущим // Вестн. Перм. ун-та. Сер.: Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 3 (23). С. 191–204.

Филаткина Г.С., Киреева П.А. Трансформация медиаобраза России в британской качественной прессе («дело Скрипалей» и чемпионат мира по футболу 2018 г.) // Меди@льманах. 2021. № 2. С. 112–121. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2021.112121

Якова Т.С. Теория мирной журналистики в практике зарубежных СМИ: медиагеографический фокус (на примере The Guardian, The Independent, The Washington Times) // Меди@льманах. 2019. № 2. С. 104–117. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.104117

 

Дата поступления в редакцию: 28.09.2022
Дата публикации: 20.10.2022