Архив



Новые медиа как инструмент политической коммуникации Марин Ле Пен



Кристина Скривел

Ссылка для цитирования: Скривел К.А. Новые медиа как инструмент политической коммуникации Марин Ле Пен // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 104−114. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.104114

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.104114
EDN: YKUFHQ

© Скривел Кристина Андреевна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), skrivelkristina@gmail.com



Ключевые слова: Марин Ле Пен, партия «Национальное объединение», президентские выборы во Франции, новые медиа, социальные сети.

Электоральные периоды во Франции обычно вызывают активность не только в традиционных СМИ, но и в социальных сетях. Выход на прямую коммуникацию с потенциальными избирателями стал одной из причин роста популярности лидера партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен. Автор исследует роль социальных сетей в качестве инструмента политической коммуникации крайне правого французского политика и выявляет особенности публикаций, определяя их ключевые характеристики и тематические блоки.

 

Введение

В 2022 г. во Франции состоялись 12-е в истории Пятой республики (с 1958 г.) выборы президента страны (Рубинский, Федоров, 2022). Основными кандидатами были Эммануэль Макрон (партия «Вперед, Рес­публика!»), Марин Ле Пен («Национальное объединение»), Жан-Люк Меланшон («Непокоренная Франция»), Валери Пекресс («Республиканцы») и Эрик Земмур («Реконкиста»)1. В первом туре М. Ле Пен набрала 23,1% голосов, став прямым конкурентом Э. Макрона, получившего 27,8% голосов избирателей. Второй тур принес ей рекордные с момента основания партии 41,4% голосов (у одержавшего победу Макрона – 58,6%). Важно отметить, что французы проявили большой интерес к выборам. Согласно опросу агентства Elabe, 56% избирателей говорили о своей уверенности проголосовать (88% пенсионеров, 84% менеджеров и представителей среднего класса, 73% представителей рабочего класса)2, а 24% серьезно рассматривали такую вероятность, причем 71% из них – представители молодой аудитории в возрасте от 18 до 24 лет.

В последние годы во Франции на фоне кризисных явлений в различных сферах растет популярность крайне правых и крайне левых настроений. К нарастающему недовольству Президентом Э. Макроном в контексте социальных протестов, имми­грационного кризиса, террористических угроз, накалявших обстановку в стране, прибавились еще и последствия пандемии COVID-19 (падение ВВП, рост безработицы и цен на энергоносители), ответственность за которые по умолчанию берет на себя глава государства. Все эти факторы создают благоприятный климат для подъема нацио­налистического движения и роста влияния популистских лозунгов, звучащих особенно громко. В группах рабочего класса усиливается авторитарно-ксенофобский синдром, в первую очередь антисемитский и антииммигрантский (Бунин, 2018). Кроме того, французские социологи заговорили о «возможности такого иррационального феномена, как “дегажизм” (dégagisme), то есть протест ради протеста, без ясно выраженного стремления завоевать власть»3.

Яркой иллюстрацией недовольства французов стало начавшееся в 2018 г. протестное движение «желтых жилетов». Требования, которые участники движения предъявляли правительству: проведение реформы налогообложения, выход Франции из ЕС и из НАТО, возвращение политического, финансового и экономического суверенитета страны, прекращение потока мигрантов, были схожи с предвыборной программой М. Ле Пен, всегда умело использовавшей общественные настроения для усиления своих позиций. «Те, кого вы видите, часто являются нашими избирателями, те, кого мы встречаем каждый день, которые ожидают от нас так много, и являются движущей силой наших действий»4, – говорила лидер «Национального объединения» о протестующих. Убийство учителя истории, географии и обществоведения С. Пати 16 октября 2020 г. в пригороде Парижа, показавшего на уроке, как пример свободы слова, карикатуры на пророка Мухаммеда, вызвало широкий резонанс во французском обществе и в очередной раз напомнило о проблеме иммиграции и исламизации (одна из основных тем риторики М. Ле Пен).

На протяжении последних лет электоральные результаты М. Ле Пен и так называемой крайне правой партии5 «Нацио­нальное объединение» (до 2018 г. – «Народный фронт») на выборах разного уровня в целом улучшаются. На президентских выборах в 2017 г. она получила 21% голосов и прошла во второй тур, принесший ей 34%. Это более 10 млн голосов, что значительно превышает итоги выборов 2012 г.6 Напомним, что еще в 2002 г. выход во второй тур президентских выборов Жана-Мари Ле Пена (отца Марин и бывшего руководителя политического движения) воспринялся французским обществом как угроза. Тогда правые и левые избиратели, объединившись, отдали его конкуренту (Жаку Шираку) более 80% голосов. При этом принято считать, что французский избиратель в первом туре «голосует сердцем» – за кандидата, которого предпочитает, а во втором «умом» – против того, кто для него неприемлем, чтобы не допустить его избрания.

В ходе парламентских выборов 2017 г. партия получила восемь мест вместо двух в 2012 г. Весной 2019 г. прошли выборы в Европарламент, которые принесли «Нацио­нальному объединению» 23% голосов. Согласно опросу общественного мнения, проведенному службой Ifop-Fiducial в мае 2021 г., за М. Ле Пен были готовы отдать свой голос 48% избирателей, а за Э. Макрона – 52%7, что сделало исход их следующего поединка гораздо менее определенным, чем четырьмя годами ранее. Если проследить динамику роста популярности партии, возможность прихода к власти представителя крайне правых политических взглядов возрастает с каждым годом. Такие кардинальные изменения в перераспределении политических сил способны оказать существенное влияние на мировую политику.

 

Теоретическая база и исследовательские вопросы

Актуальность нашей работы определяется ростом значения социальных медиа в процессе политической коммуникации. Мы действовали в рамках исследовательских подходов научной школы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, представленной в трудах таких ученых, как Г.Ф. Вороненкова (2011), Н.В. Урина (2010, 2015), М.В. Захарова (2018, 2019), Л.В Шарончикова (2009), А.В. Груша, Н.Н. Скрипкина (2010). В первую очередь хотелось бы выделить работы, связанные с изучением особенностей функционирования медиа в политической сфере: Н.В. Урина (2015), например, писала о роли медийной составляющей в политической коммуникации на примере Италии, М.В. Захарова (2018) исследовала регулирование аудиовизуальных СМИ во Франции во время президентской предвыборной кампании 2017 г.

В последние несколько лет наблюдается актуализация изучения роли социальных сетей в электоральные периоды и протестных движениях (Выборы в новом медийном пространстве, 2015; Зуйкина, Соколова, 2016), внимание также привлекают процессы вовлечения молодежной аудитории в политическую жизнь (Гуреева, Дунас, Муронец, 2020). М.В. Захарова (2019) писала о новой тенденции к «реинформированию», когда аудитория (в первую очередь молодежная), получив информацию в традиционных СМИ, обращается к другим источникам – сайтам и аккаунтам в социальных сетях. Среди российских ученых, изучающих влияние развития Интернета и цифровой революции на политические процессы, в частности во Франции, можно выделить работы Л.В. Шарончиковой (2009) и Н.А. Чикишева (2019).

Тема использования социальных медиа в контексте политической коммуникации вызывает интерес и многих зарубежных исследователей: Р. Карлсен (2015) изучал роль Facebook8 в формировании роли политиков и политических партий в публичном пространстве. Б. Калсенс (2016) рассматривала прямую коммуникацию политиков с аудиторией посредством публикаций в Facebook. На роль социальных медиа в электоральных процессах обращали внимание и другие ученые (см., напр., Nulty, Theocharis, Popa, Parnet et al., 2016).

Традиционно СМИ являлись основным каналом распространения политической информации для широких слоев населения. С развитием информационных технологий стали появляться альтернативы, формирующие новые условия и особенности данного процесса. На сегодняшний день мы не можем представить себе полноценное функционирование политических процессов без привлечения продуктов интернет-технологий. «В ходе сетевой медиатизации локальное событие меняет масштаб, раскручиваемая спираль публичности позволяет рекрутировать новые и новые отряды пользователей Сети, которые комментируют событие, делают репосты, увеличивая жизненный цикл сообщения, удерживая его на новостной ленте» (Гавра, Быкова, 2021: 6).

На формирование политической повестки дня существенное влияние оказывают социальные сети, не только предоставляющие политикам прямой доступ к аудитории, но и дающие возможность получить обратную связь посредством комментариев. Особенно актуальна эта тема в контексте изучения оппозиционных политических сил, деятельность которых традиционные СМИ зачастую просто игнорировали или выставляли в невыгодном свете.

В данной статье мы рассмотрим социальные сети в качестве инструмента политической коммуникации. Одно из наиболее полных определений политической коммуникации можно найти в работе Н.В. Уриной, которая рассматривает ее в качестве продукта взаимодействия между политической системой (институты, партии, политики), системой медиа (средства коммуникации, журналисты) и гражданами-избирателями–основными получателями этого продукта. Это интерактивный процесс, границы которого подвижны, он очень сложен и многомерен, а также подвержен разного рода влияниям (Урина, 2015). Посредством коммуникации передаются три основные разновидности политических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные сведения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики) (Ихрин, Зотов, Зотова, 2001).

В данном исследовании нас интересует взаимосвязь использования новых медиа в качестве инструмента политической коммуникации с потенциальными избирателями и роста популярности политической фигуры М. Ле Пен, непосредственно отражающаяся на результатах выборов. Для исследования была изучена ее официальная страница в Facebook (1,6 млн подписчиков). Выбор обусловлен наибольшей популярностью этой социальной сети среди французов.

Отметим, что во Франции при освещении выборных кампаний существует ряд правил и ограничений (не распространяющихся на прессу и социальные медиа), за соблюдением которых следит Высший аудио­визуальный совет (ВАС) с целью обеспечения принципа плюрализма мнений. Согласно опубликованным 6 октября 2021 г. ВАС правилам9, электоральная кампания проводилась в три этапа: первый – с 1 января по 7 марта 2022 г., второй – с 8 по 27 марта, третий – с 28 марта по 24 апреля. Так как на первом этапе в аудиовизуальных СМИ начинается учет времени выступлений кандидатов, можно предположить рост активности их коммуникации в социальных сетях. Для выявления наиболее ярких особенностей были рассмотрены две недели в начале первого этапа (с 1 по 14 января) и в конце его (с 22 февраля по 7 марта) – всего 241 публикация. В качестве метода исследования использовался контент-анализ, в ходе которого были выделены такие характеристики, как частота публикуемых материалов, их тематика, а также иллюстративное сопровождение (фото или видео).

 

Первые шаги в использовании продуктов информационных технологий

В книге «Фашистосфера: как крайне правые побеждают в онлайн-битве» журналисты Д. Дусе и Д. Альбертини10 прослеживают историю «Национального объеди­нения» в Интернете. Задолго до роста популярности социальных сетей партия пыталась выйти на своих потенциальных избирателей без посредников в лице традиционных СМИ. Одним из первых примеров можно назвать номера 3615 FN и 3615 Le Pen в видеотекст-системе Minitel. Эти широко используемые, подключенные к Сети терминалы познакомили миллионы клиентов France Telecom с возможностями онлайн-информации еще в 1980 и 1990 гг. Информационная сеть Minitel (предшественник Интернета во Франции) разрабатывалась с целью обеспечить выход в Сеть и доступ к информационным ресурсам для людей, не обладающих техническими знаниями. Терминал и телефонная линия служили неким шлюзом к тысячам информационных служб, которые стали широко распространяться среди его клиентов. Minitel мог использоваться как отдельными лицами для электронной почты и обмена сообщениями (конфиденциально), так и для рассылки большего количества общедоступных сообщений (Чикишев, 2019).

Запуск первого веб-сайта партии (сейчас rassemblementnational.fr) в 1996 г. был осуществлен на две недели раньше, чем у партии «Зеленые». «Это было необходимо по двум основным причинам. Первая – предоставить возможность широкой общественности (национальной и международной) получать информацию из первоисточника без медиафильтра. Вторая причина – сломать стену молчания, которая нас окружает»11, – поясняли свою позицию представители «Национального объединения».

В 2014 г. был запущен ультраправый интернет-канал TV Libertés, который возглавляли Ф. Миллио и М. Билд, один из бывших лидеров «Национального объеди­нения». Сами они позиционировали его как ведущий альтернативный аудиовизуальный канал Франции – автономный и независимый от партий, олигархов и государства, TV Libertés преследует цель предоставлять проверенную информацию без фильтра политкорректности, а также дать слово без исключения всем, кто защищает французский дух и европейскую цивилизацию12.

Еще одним ассоциируемым с «Национальным объединением» проектом можно назвать Livre noir (транслируется на платформе YouTube с весны 2021 г.)13. Участниками интервью зачастую становятся представители крайне правых политических взглядов. Основатели проекта (Э. Тегнер, Ф. де Вуайе, С. Полидор) утверждают, что хотели занять нишу рядом с крайне правыми СМИ, такими как TV Libertés. Э. Тегнер вместе с племянницей М. Ле Пен, М. Марешаль, состоял в клубе предпринимателей Audace («Отвага»). Основными темами на канале являются: экономическая незащищенность французов, иммиграция, проблемы окружающей среды и реиндустриализации, близкие риторике крайне правых.

 

Диалог с электоратом без посредников

В 2011 г. М. Ле Пен унаследовала от отца пост председателя партии. Поскольку имидж ее основателя Ж.-М. Ле Пена, как крайне радикального политика и даже фашиста, довольно долго преследовал «Национальное объединение», ее новому лидеру не приходилось рассчитывать на поддержку традиционных СМИ. В своих материалах они зачастую выставляли ее фигуру в негативном свете. Партия всегда стремилась к прямому диалогу с граж­данами, и информационно-коммуникационные технологии ей в этом помогли, позволив распространять свои сообщения простым и понятным языком. А. Гигу, президент агентства цифровых коммуникаций Reputation Squad, отмечал: «Марин Ле Пен в настоящее время представляет собой доминирующую часть разговоров в Интернете, даже больше, чем некоторые президенты очень крупных партий»14.

Социальные сети были одним из ключевых элементов президентской кампании 2017 г.: «Мы должны превратить… социальную сеть в гигантскую ударную силу в контексте приближающихся президентских выборов, я знаю, что могу рассчитывать на вас»15, – заявлял А. Гигу. В своей программе М. Ле Пен предлагала предоставить все возможные преимущества коренным французам, избавить страну от нелегалов, ужесточив иммиграционную политику. Кроме этого, она намеревалась в корне пересмотреть отношения Франции с Евросоюзом, вплоть до выхода из него. «Франция вновь обретет независимость и выйдет из-под опеки Соединенных Штатов», – обещала Ле Пен16. Многие тогда обвиняли лидера крайне правых в неосуществимости столь громких заявлений.

Необходимо отметить, что в партии, в том числе на высшем уровне, много так называемых «цифровых аборигенов». Среди них (на разных этапах) можно упомянуть Ф. Филиппо, регулярно публиковавшего посты в различных социальных сетях, племянницу М. Ле Пен М. Марешаль и сенатора Д. Рахлина, принадлежащего к «поколению Twitter».

«Facebook очень важен. Когда один из наших фанатов делится на своей личной странице одним из наших пресс-релизов, его семья, его родственники, его друзья, которые не обязательно являются последователями “Национального объединения”, видят наше объяснение, нашу реакцию. Мы разговариваем с друзьями миллионов “друзей” Марин, мы входим в дома людей, мы касаемся масс»17, – заявлял Д. Рахлин. По мнению французского политолога Ж. Бояджяна, «поручив своим активистам и сторонникам возглавить “обсуждение идей” от своего имени, “Национальное объединение” таким образом снимает с себя любую ответственность в случае возможных упущений или эксцессов. Следовательно, функция идеологической радикализации в некотором роде выходит на “аутсорсинг”»18.

 

Борьба за голоса молодых избирателей

Отметим, что в последнее время многие французские политики пытаются освоить новые способы коммуникации с так называемой «цифровой аудиторией» (но в первую очередь упор делается на молодежь 18–25 лет). В частности, в марте 2021 г. премьер-министр Ж. Кастекс по­явился на интернет-платформе Twitch. Сог­ласно Médiamétrie, во Франции в 2020 г. у этого сайта (основная аудитория – молодые люди, которые редко обращаются к традиционным СМИ) было около 5 млн посетителей в месяц, что на 40% больше, чем у TikTok (11 млн)19. «Я хотел поговорить с людьми, которые не слушают пресс-конференции, не смотрят новости <...> основная цель – быть понятыми, а не обязательно доставить удовольствие или рассказать людям, что они хотят услышать»20, – пояснил премьер-министр.

М. Ле Пен сделала ставку на молодежь, которая обращается к Интернету для получения информации («СМИ потеряли доверие народа»), почти сразу после прихода на пост президента партии (Захарова, 2019). В периоды выборов она только усиливала работу в соцсетях с этой категорией электората. В 2017 г. М. Ле Пен использовала мобильное приложение обмена фото и видео Snapchat, пользующееся популярностью у молодых людей. В прямых трансляциях кандидат в президенты отвечала на вопросы своей аудитории, наклеивала стикеры и даже примеряла на себя различные фильтры.

Согласно опросу Elabe, в первом туре голосования М. Ле Пен должна была опередить других кандидатов на пост президента по количеству голосов избирателей трудоспособного возраста (в частности, среди граждан в возрасте от 25 до 34 лет) – 25%. Выросла поддержка партии «Нацио­нальное объединение» среди избирателей в возрасте от 18 до 24 лет (в первом туре президентских выборов 2007 г. – 6%, в 2012 г. – 18%, а на региональных выборах во Франции три года спустя – уже 34%)21. Лидера крайне правых готовы были поддержать и 36% рабочих, и 23% жителей сельских населенных пунктов22.

Для многих молодых людей сегодня «Национальное объединение» – «нормальная» часть французской политической сцены. Большинство из них уже не помнят «темную» сторону истории партии, сопровождавшуюся крайне радикальными и даже фашистскими заявлениями ее лидера и основателя. В лице молодежи, наиболее часто сталкивающейся с проблемами безработицы, М. Ле Пен может найти свою главную поддержку.

 

Особенности публикаций Марин Ле Пен на странице Facebook

Согласно статистическим данным (The Reuters Institute) за 2021 г., социальная сеть Facebook является самой популярной среди французов. Ее используют 60% опрошенных, в том числе в качестве источника новостей (39%)23. На момент выборов у М. Ле Пен было более 1,6 млн подписчиков на странице Facebook с лозунгом «Верните французам их страну и их деньги», у лидера крайне левых сил Ж.-Л. Меланшона – 1,2 млн. Всех опережал центрист Э. Мак­рон, у которого было 4,6 млн (см. табл. 1.).

Таблица 1. Число подписчиков основных кандидатов в президенты и их партий

Национальное объединение 
(452 тыс.)

Вперед,
Республика! 
(248 тыс.)

Республиканцы
(196 тыс.)

Непокоренная
Франция  
(231 тыс.)

Реконкиста
(41 тыс.)

Марин Ле Пен  (1,6 млн)

Эммануэль Макрон 
(4,6 млн)

Валери Пекресс
(94 тыс.)

Жан-Люк
Меланшон
(1,2 млн)

Эрик
Земмур
(243 тыс.)

 

За изученный период (1–14 января и 22 февраля – 7 марта 2022 г.) ежедневно публиковалось от 3 до 18 постов: 79 материалов сопровождались фото, 23 – видео (первый период); 98 – с фото, 41 – с видео (второй период). Проанализировав их, мы выделили следующие тематические блоки: иммиграция и безопасность, сельское хозяйство, экономические проблемы, молодежь, здоровье, туризм, поддержка женщин, Украина, школа, заморские территории, предвыборная агитация и публикации информационного характера (см. табл. 2).

Таблица 2. Количество публикаций по ключевым темам (по периодам)

Тема

Первый период (1–14 января)

Второй период (22 февраля – 7 марта)

Иммиграция и безопасность

24

12

Сельское хозяйство

14

18

Информационные анонсы

7

21

Молодежь

1

6

Экономическая помощь

6

14

Здоровье

10

2

Туризм

6

0

Предвыборная агитация

23

33

Украина

0

17

Школа

5

7

Женщины

0

6

Заморские территории

0

3

Всего

102

139

 

Наибольшее количество публикаций посвящено предвыборной агитации М. Ле Пен и критике Э. Макрона, который, по ее мнению, «отвечает за все кризисы». Она обвиняет его в повышении цен на топливо и электроэнергию, в том числе из-за поддержки «неэффективной» солнечной и вет­ровой энергии (пропагандируя при этом атомную), в ущемлении прав невакцинированных граждан, низкой покупательной способности французов, а также неспособности обеспечить безопасность в стране и «политическом бессилии». И этому М. Ле Пен сразу противопоставляет свои «правильные» решения в качестве президента, сопровождая их фразами «будучи избранной» или «избирайте, и я…», «время свергнуть эту систему!». Она даже вводит хештег sanslui («без него»). Зачастую М. Ле Пен приводит в пример обещания Э. Мак­рона, которые по тем или иным причинам не осуществились: например, удвоить чис­ло полицейских к 2030 г. «Зачем так долго ждать, пока наша страна в опасности?»24 – заявляет она. Однако, каким образом она так быстро решит эту проблему, лидер крайне правых не поясняет. Кроме того, такие посты могут сопровождаться ссылками на публикации крупных французских СМИ, в которых позиция журналиста совпадает с ее мнением. Отметим, что именно публикации, посвященные этой теме, набирают наибольшее количество лайков, комментариев и репостов. Основная часть постов сопровождается фото самой М. Ле Пен. В материалах, посвященных ее предвыборным лозунгам, различным поездкам или выступлениям, она и ее окружение обычно улыбаются, в отличие от публикаций, содержащих оценочные суждения (критика президента или описание какой-либо проблемы). В таких постах приводятся изображения Э. Макрона или фото с места происшествия (если, например, тема связана с мигрантами). На видео обычно можно увидеть фрагменты интервью или пресс-конференций М. Ле Пен.

Как и в предыдущие кампании, тема борьбы с мигрантами, которых она называет «варварами», и исламизмом занимает одно из основных мест в риторике политика: «Франция переживает миграционное погружение, хаос в безопасности». Право на убежище, транзит и восстановление семей она представляет как способы нелегальной иммиграции. Став президентом, лидер «Национального объединения» обе­щает «положить конец этому захвату убежища» и добавляет, что французы должны получить приоритет в вопросах занятости, жилья и социальной помощи..

В качестве экономической помощи М. Ле Пен предлагает повысить покупательную способность французов и пенсии, снизить налоги, помочь малому бизнесу (много материалов, посвященных сельскому хозяйству: например, рыбакам и фермерам), развивать туризм, увеличить социальные пособия. Лидер «Национального объединения» призывает французов «прекратить платить за бредовые идеи» (речь идет о ветряных мельницах).

В конце февраля появляется тема Украины. Кризис М. Ле Пен предлагает решать с помощью дипломатии, а не войны. Она также выступает против антироссийских санкций, которые только ухудшат положение граждан, и так находящихся на грани. «Макрон принял санкции, не защищая французов, и теперь просит их заплатить», – пишет она.

Еще одна группа публикаций состоит исключительно из информационных анонсов и сообщает о предстоящем интервью или выступлении на телевидении. Они сопровождаются ссылками на различные ресурсы с указанием даты и времени проведения мероприятия. Отметим, что в период с 22 февраля по 7 марта их число увеличивается.

 

Заключение

Сегодня социальные медиа являются одним из главных инструментов политической коммуникации, выступая альтернативой традиционным СМИ. Изучение характера публикаций лидера крайне правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен на странице Facebook позволило нам сделать вывод о том, что партия умело использует продукты информационных технологий для укрепления своих позиций на политической арене. Проведенное исследование продемонстрировало, что абсолютное большинство исследуемых материалов сопровождаются фотографиями или видео. Тематика постов полностью отражает пункты предвыборной кампании М. Ле Пен. Несмотря на уход от таких радикальных предложений, как отказ от евро и выход из ЕС, а также сфокусированность на социальных вопросах, в постах все же остается достаточно популистских заявлений без описания конк­ретных действий.

Обратим внимание на то, что во время второго анализируемого периода происходит интенсификация сообщений в целом и посвященных определенным вопросам в частности. Это касается большинства тематических блоков («сельское хозяйство», «экономическая помощь», «предвыборная агитация», «информационные анонсы», «молодежь», «школа», «женщины», «Заморские территории» и «Украина»). При этом кратного увеличения публикаций не происходит.

Среди выделенных тем наиболее популярной является «предвыборная агитация». Используя промахи Э. Макрона и недовольство граждан («более 60% французов скептически оценивали итоги его президентства»), М. Ле Пен критикует его решения и ставит под сомнение компетентность главы государства. Во всех материалах данной тематики присутствуют оценочные суждения. Появление темы Украины неудивительно, т.к. М. Ле Пен просто не могла остаться в стороне от вопроса, непосредственно влияющего на экономическое положение французов и являющегося одним из ключевых пунктов ее предвыборной кампании. Стоит также отметить, что лидер «Национального объеди­нения» использует свою страницу и для привлечения внимания к интервью, выступлениям или дебатам, публикуемым в традиционных СМИ. Посты, входящие в тематический блок «информационные анонсы», всегда сопровождаются ссылками на эти материалы.

Таким образом, социальные медиа являются важной и неотъемлемой частью прямой коммуникации с аудиторией. М. Ле Пен продемонстрировала способность самостоятельно формировать повестку дня, подробно разбирая предложения своей предвыборной программы без привязки к традиционным средствам массовой информации. Лайки, комментарии и репосты публикуемых материалов говорят о заинтересованности аудитории, явля­ющейся потенциальным электоратом партии. Результаты использования продуктов информационных технологий мы можем видеть в растущей с каждым годом популярности Марин Ле Пен и партии «Нацио­нальное объединение», а также в итогах голосования.

 

Примечания

1 Institut français d’opinion publique. Режим доступа: https://www.ifop.com (дата обращения: 19.06.22).

2 Agence Elabe. Режим доступа: https://elabedu.eu/study-in-france/ (дата обращения: 19.01.22).

3 Бунин И.М. Франция перед первым туром: чьей победы ждать / Московский центр Карнеги. 2017. Апр., 21. Режим доступа: https://carnegie.ru/commentary/68727 (дата обращения: 19.01.22).

4 Sapin Ch. (2019) Après sa refondation, le RN se veut conquérant. Le Figaro, 17 Janvier. Режим доступа: http://premium.lefigaro.fr/politique/2019/01/17/01002-20190117ARTFIG00315-apres-sa-refondation-le-rn-se-veut-conquerant.php (дата обращения: 19.01.22).

5 Présidentielle 2022: la discrétion de l’Eglise catholique face à l’extrême droite (2022). Le Mond, 20 Avril. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/idees/article/2022/04/20/presidentielle-2022-la-discretion-de-l-eglise-catholique-face-a-l-extreme-droite_6122918_3232.html (дата обращения: 19.04.22).

6 Тимофеев П.П. Итоги второго тура президентских выборов во Франции / ИМЭМО РАН. 2017. Май, 11. Режим доступа: https://www.imemo.ru/news/events/text/itogi-vtorogo-tura-prezidentskih-viborov-vo-frantsii (дата обращения: 19.04.22).

7 Institut français d’opinion publique. Режим доступа: https://www.ifop.com/publication/le-tableau-de-bord-politique-mai-2021/ (дата обращения: 19.04.22).

8 Принадлежит компании Meta Platforms, признанной экстремистской организацией и запрещенной в РФ.

9 Conseil supérieur de l’audiovisuel. Режим доступа: https://www.csa.fr/Informer/Toutes-les-actualites/Actualites/Election-presidentielle-2022-le-role-du-CSA#1 (дата обращения: 19.04.22).

10 Albertini D., Doucet D. (2016) La Fachosphere; comment l’extreme droite remporte la bataille du NET. Paris: Flammarion.

11 Groussard V. (2016) Les petits web soldats du FN. Teleobs, 16 Avril. Режим доступа: https://teleobs.nouvelobs.com/actualites/20160406.OBS7965/les-petits-web-soldats-du-fn.html (дата обращения: 01.02.22).

12 TV Liberte. Режим доступа: https://www.tvlibertes.com (дата обращения: 19.04.22).

13 Livre noir. Режим доступа: https://livrenoir.fr (дата обращения: 19.04.22).

14 Groussard V. Les petits web soldats du FN.

15 Там же.

16 Рубинский Ю.И. Приметы времени: в 3 т. Т. 1. Мир и Европа. М.: Ин-т Европы РАН, 2018. Режим доступа: http://www.instituteofeurope.ru/images/uploads/monografii/2019/3-rub.pdf (дата обращения: 19.04.22).

17 Там же.

18 Crépon S., Dézé A., Mayer N. (2015) Les faux-semblants du Front national. Paris: Presses de Sciences Po. Режим доступа: https://www.cairn.info/les-faux-semblants-du-front-national--9782724618105.htm (дата обращения: 19.04.22).

19 Mediametrie. Режим доступа: https://www.mediametrie.fr/en/recherche?search_api_fulltext=twitch+2020 (дата обращения: 19.04.22).

20 Louvel X. (2021) Pourquoi Jean Castex s’invite sur la plateforme Twitch? France Bleu, 14 Mars. Режим доступа: https://www.francebleu.fr/infos/politique/jean-castex-sur-twitch-ce-dimanche-soir-1615709267 (дата обращения: 16.01.22).

21 Там же.

22 Agence Elabe.

23 Digital News Report 2021. Reuters Institute. Режим доступа: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2021-06/Digital_News_Report_2021_FINAL.pdf (дата обращения: 19.04.22).

24 Страница Марин Ле Пен в Facebook.

 

Библиография

Бунин И.М. Выборы Макрона, или Выбор Франции: французская политика в 2017–2018 годах. М.: Школа гражданского просвещения, 2018.

Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015.

Гавра Д.П., Быкова Е.В. Медиатизированная мобилизация протеста в социальных сетях: алгоритмы построения речевых стратегий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 2. С. 3–24.

Груша А.В., Скрипкина Н.Н. Трансформация политической коммуникации: медиаобраз Сильвио Берлускони // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 2. С. 9−22.

Гуреева А.Н., Дунас Д.В., Муронец О.В. Социальные медиа и политика: к вопросу о переосмыслении природы политического участия молодежи // Медиаскоп. 2020. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2638 DOI: 10.30547/mediascope.3.2020.1

Захарова М.В. Медиа и политика во Франции в президентской кампании 2017 г.: противостояние и взаимосвязь // Меди@льманах. 2019. № 2. С. 54−65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.5465

Захарова М.В. Регулирование аудиовизуальных СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов (по итогам президентской кампании 2017 г.) // Меди@ль­манах. 2018. № 1. С. 50−65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.5065

Зуйкина К.Л., Соколова Д.В. Контентные стратегии поляризованных сообществ «ВКонтакте» в условиях украинского политического кризиса (2013−2015) // Медиаскоп. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2214 (дата обращения: 01.02.22).

Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. М.: Юристъ, 2001.

Рубинский Ю.И., Федоров С.М. Первый тур президентских выборов во Франции: итоги, комментарии и прогнозы // Аналитические записки Ин-та Европы РАН. 2022. Вып. 2. Режим доступа: http://www.zapiski-ieran.ru/images/analitika/2022/an282.pdf (дата обращения: 01.02.22).

СМИ и политика / под ред. Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.

Урина Н.В. Роль медийной составляющей в политической коммуникации Италии (от Frattura Sociale к Frattura Mediale) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 6. С. 138−147.

Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: Фак. журн. МГУ, 2010.

Чикишев Н.А. Современное состояние цифровой аудитории во Франции (обзор отраслевых докладов) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 4. С. 163–183.

Шарончикова Л.В. Кризис французской прессы в эпоху цифровых технологий // Медиаскоп. 2009. Вып. 3. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/кризис-французской-прессы-в-эпоху-цифровых-технологий (дата обращения: 01.02.22).

 

Kalsnes B. (2016) The Social Media Paradox Explained: Comparing Political Parties’ Facebook Strategy Versus Practice. Social Media & Society 2 (2): 1−11. DOI:10.1177/2056305116644616

Karlsen R. (2015) Followers are opinion leaders: The Role of People in the Flow of Political Communication on and Beyond Social Networking Sites. European Journal of Communication 30 (3): 301–318.

Nulty P., Theocharis Y., Popa S., Parnet O. et al. (2016) Social Media and Political Communication in the 2014 Elections to the European Parliament. Electoral Studies 44: 429−444.

 

Дата поступления в редакцию: 30.08.2022
Дата публикации: 20.10.2022