Ссылка для цитирования: Панкеев И.А. Редактор и редактирование в эпоху цифровизации (филологические исследования в информационно-технологическом аспекте) // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 26−32. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.2632
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.2632
EDN: KKXAQL
© Панкеев Иван Алексеевич
доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой теории и методики
редактирования факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), iap56@mail.ru
Кафедра теории и методики редактирования (до 1990 г. – редактирования и издательского дела, с 1990 по 2017 г. – редакционно-издательского дела и информатики) была создана в 1952 г., в год основания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова на базе отделения журналистики филологического факультета МГУ и редакционно-издательского факультета Московского полиграфического института (МПИ). Ее, как и кафедру стилистики русского языка, возглавил профессор К.И. Былинский, авторитетный ученый, опытный практик, активно изучавший язык советской прессы, проблемы практической стилистики еще с 1930 гг.
Область научных исследований – особенности подготовки и редактирования текстов в цифровой среде, профессиональные компетенции редактора в современном информационном пространстве, типология изданий, редактирование отдельных видов литературы, история редактирования и редакторского опыта писателей-классиков, текстология, информатика, авторское право в издательском деле и средствах массовой информации, экономические аспекты редакторской деятельности, роль редактора в современных медиакоммуникациях, книгоиздание.
Разработка теоретических основ редакторской деятельности, формирование базовых принципов редактирования как культурно-творческой практики, изучение профессиональных приемов и методов оптимизации авторского произведения в интересах читателя – вот основные направления научных исследований кафедры теории и методики редактирования с момента ее создания. У истоков становления редактирования как научной и учебной дисциплины стояли выдающиеся ученые, составившие славу факультета журналистики: профессора К.И. Былинский, Д.Э. Розенталь, А.В. Западов (возглавлял кафедру с 1954 по 1957 г. и с 1963 г. по 1983 г.). Именно они обосновали методологический подход к редактированию как к комплексной научно-практической сфере, вобравшей в себя и активно использующей достижения и положения других областей знаний и практики. Это прежде всего стилистика (Былинский, Розенталь, 1961), логика (Западов, 1959), литературоведение (Западов, 1975, 1978), теория и история журналистики (Западов, 1974; Накорякова, 1982). Этот подход логичным образом определил междисциплинарный характер дальнейших научных изысканий, тематика и ракурсы которых всегда были продиктованы потребностями практики, изменениями, происходящими в обществе и тех областях деятельности, в которых редактор является одним из главных действующих лиц. Так, с 1983 г. и в последующие десятилетия в круг научных интересов сотрудников кафедры входили типология изданий, редактирование отдельных видов литературы, культура перевода, источниковедение, текстология, составительство как вид издательской деятельности, информатика (в аспектах поиска и обработки информации). В соответствии с запросами отрасли возникла необходимость в изучении экономических аспектов редакторской деятельности, в том числе книжного маркетинга, рыночных процессов в издательствах и средствах массовой информации (Стыкалина, 2006, 2012). Разрабатывались и актуализировались применительно к интересам журналистики методические основы редактирования в СМИ, особенности работы редактора с материалами детской и юношеской прессы (Алексеева, 2016).
В самостоятельный научный цикл оформились вопросы авторского права в издательском деле и СМИ (Панкеев, 2005, 2014, 2019), которые трансформировались со временем в комплекс базовых дисциплин подготовки учащихся всех специализаций факультета. Особую роль в развитии исследовательских компетенций кафедры сыграл профессор Р.С. Гиляревский. Его труды уже в конце прошлого века положили начало самым актуальным исследованиям сегодняшнего времени, в том числе по направлению медиакоммуникации. Он разработал первые наукометрические методики в области систематизации данных (совр. big data), обосновал важность ключевых слов и заглавия при поиске информации в Интернете. В комплексе профильных дисциплин кафедры появились курсы, посвященные интеллектуальной коммуникации как информационному процессу, видам информационной технологии, национальным и глобальным информационным инфраструктурам (Гиляревский, 2005, 2007). Научная проблематика кафедры стала включать изучение электронной книги, взаимодействия книги и мультимедиа. Впервые на факультете журналистики гипертекст стал объектом рассмотрения с позиций логико-лингвистического подхода (Гиляревский, 1990).
Особенности содержания научной и методической работы кафедры всегда были связаны со спецификой профессии литературного редактора, в максимальной степени подверженной влиянию социальных и экономических преобразований, стремительно развивающихся технологических новаций. Актуальным в таком контексте стало изучение специфики редактирования современных текстов массовой коммуникации (в том числе креолизованных) в самом широком понимании этого термина, технологии обработки новостной информации. Новые подходы к работе редактора с визуальной составляющей медиатекста, оценка возможностей применения редакторской методики при анализе информационной архитектуры медиапродукта нашли отражение в ряде научных докладов. Перспективной для кафедры стала исследовательская область, охватывающая приемы работы с информационными текстами и рерайтерскими интернет-сообщениями, включая конструирование алгоритмов их создания.
Кафедральные аналитические действия последних лет демонстрируют приверженность как традициям классической школы редактирования, так и академическим научным установкам: они встроены в общую систему актуальных исследований факультета журналистики при сохранении профилизации проблематики.
Кафедра по-прежнему уделяет большое внимание изучению истории редактирования и редакторского опыта писателей-классиков (Долинина, 2015, 2018). Разработан уникальный курс лекций, который охватывает период с первой трети XIX в. (редакторская деятельность А.С. Пушкина) до последней трети XX в. (редакторская деятельность А.Т. Твардовского и К.М. Симонова). Изучается биография и творческое наследие И.А. Бунина (Бакунцев, 2013, 2017, 2018). В рамках проектов по подготовке книг о Бунине (гранты РНФ, РФФИ) осуществляется редакторская и текстологическая обработка текстов, подготовка научного комментария и пр.
Актуализирована разработка главных методических ориентиров редактирования, в частности логических основ обработки текста (Аверина, 2011).
При этом так же активно анализируются наиболее значимые процессы, которые происходят в российской медиасреде, в первую очередь изменение позиции редактора в медиакоммуникациях и трансфессиональные явления, сопровождающие его деятельность, и, в частности, увеличение объема авторских функций в должностных инструкциях.
В последние десятилетия редакторский функционал постепенно расширяется. Современный редактор должен обладать основательными информационно-технологическими знаниями и навыками, компетенциями менеджера и даже маркетолога – например, отвечать за продвижение контента. Можно говорить о появлении в рамках профессии новой специализации – сетевой редактор, для которого управленческие и технологические умения важны в равной, если не в большей степени, чем навыки оптимизации текста.
В связи с этим сотрудники кафедры изучают роль редактора в современных медиакоммуникациях (Иншакова, 2014 (а)), трансформацию редакторских обязанностей (Фролова, 2015), особенности подготовки и редактирования продвигающих текстов в цифровой среде, анализируют компетенции редактора в классическом и современном форматах профессии (Иншакова, Панкеев, Тимофеев, 2021). Особую актуальность приобретают концептуальные проблемы редакторской деятельности, в том числе и нормативно-правовые (Иншакова, Панкеев, 2019).
С открытием в 2015 г. межкафедрального профессионального модуля «Журналистика стиля жизни» объектом изучения кафедры стал редактор лайфстайл-медиа, который работает с новым типом «объемного медиатекста» (выставки, фестивали, перформансы, музейные тизеры, инсталляции и др.) и использует при этом традиционные редакторские технологии. Редактор выступает и режиссером, и сценаристом, и куратором, и активным коммуникатором медиапространства (Сидорова, 2014 (а, б), 2016). Особый интерес вызывают новые коммуникативные компетенции главного редактора, оказывающего значительное влияние на формирование стиля жизни своей целевой аудитории.
Результаты исследования современных трансформационных процессов деятельности журналиста и редактора в современных конвергентных СМИ опубликованы в рейтинговых журналах и представлены на многих профессиональных научных конференциях.
В 2018–2019 гг. совместно с кафедрой периодической печати факультета журналистики был реализован проект «Авторская и редакторская деятельность в современной журналистике в контексте оптимизации медиапространства России». Был сделан вывод о трансферизации должностных обязанностей автора и редактора, т. е. интеграции авторской и редакторской деятельности.
Являясь одной из основных кафедр лингвистического профиля и продолжая традиции междисциплинарных исследований, в 2019 г. в рамках факультетского гранта кафедра теории и методики редактирования начала реализацию проекта «Медиаконтент в социальных сетях: дискурсивный аспект» (совместно с кафедрой стилистики русского языка). В исследовательском арсенале проекта – достижения функциональной стилистики, медиалингвистики, дискурс-анализа и методики редактирования. Анализируется и оценивается терминология и планируется составление специализированного словаря.
Возрождается такое научное направление деятельности кафедры, как книгоиздание в современном информационном пространстве. Проводится анализ новых нормативных актов в сфере издательского бизнеса, авторского права, рекламной деятельности (Иншакова, 2014 (б)). Для нового направления подготовки «Медиакоммуникации», открытого на факультете журналистики в 2019 г., разработана программа дисциплины «Индустрия книгоиздания».
Перечисленные направления демонстрируют уникальность исследовательских подходов кафедры: гуманитарные по своей сути объекты «погружаются» в актуальные информационные и технологические предметные области.
Одним из социально и профессионально значимых научных и образовательных проектов кафедры были медиа для детей. Главным популяризатором темы детских СМИ на факультете журналистики была заслуженный преподаватель Московского университета М.И. Алексеева (руководила кафедрой с 1983 по 2009 г.). В 2010 г. на базе кафедры был создан Центр детской и юношеской журналистики, литературы и чтения, который сконцентрировал свое внимание на изучении истории, теории и современных проблем этой сферы, на распространении медиаобразования среди детей и подростков. В рамках этого направления организуются круглые столы по детской журналистике и чтению на факультетских конференциях «Журналистика: творчество, профессия, индустрия».
За последнее десятилетие базовый курс «Литературное редактирование» был полностью переработан и обновлен в соответствии с реалиями современной медиасферы и требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (в нем редакторские компетенции названы в числе основных) и получил новое название – «Редактирование медиатекстов».
С начала 2000 гг. на кафедре созданы важные для развития теории и методики редактирования учебные и учебно-методические пособия (Накорякова, 2004, 2010, 2015; Иншакова, 2005). Планируется создать линейку лингвистических пособий нового типа для журналистов, работающих в условиях многоканальности СМИ. Готовятся к изданию методическое пособие по истории редактирования, а для иностранных студентов – учебник и методические материалы по основам редактирования медиатекста с учетом их уровня владения русским языком.
Среди приоритетных задач научной деятельности кафедры – реализация новых подходов к редактированию мультимедийного текста в условиях конвергенции СМИ, расширение авторских компетенций будущих редакторов в процессе обучения, совершенствование умений и навыков
в области рерайтинга.
Сотрудники кафедры вносят вклад в просветительскую, научную и учебно-методическую работу факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, являясь членами редколлегий, соавторами и редакторами академических изданий, журналов и сборников. Преподавателей волнует вопрос, касающийся правил научного цитирования: многие студенты, педагоги, журналисты не обладают навыками правильного оформления заимствованных фрагментов, а между тем искаженные цитаты и неверные ссылки могут свидетельствовать не только о неграмотности, но и об академической халатности или нечестности (Toom, Inshakova, 2019, 2020). В связи с этим обучение студентов правилам заимствования и цитирования должно стать обязательным компонентом всех курсов на всех этапах учебного процесса.
В 2019–2021 гг. велась работа с магистрантами в рамках факультетского научно-исследовательского проекта «Медиамонитор». Результаты исследования представлены на конференции «Неологизмы 2020 года: язык коронавирусной эпохи».
Кафедра теории и методики редактирования не является выпускающей, тем не менее ежегодно готовит дипломников с такими актуальными для развития кафедры и факультета темами, как редакторские инструменты продвижения изданий, сторителлинг в социальных сетях, рерайтинг медиатекстов, стратегия лайфстайл-издания и т.д.
Авторские и редакторские компетенции студенты осваивают также в рамках внеучебных творческих проектов на базе студенческих СМИ факультета. Так, российские и китайские студенты ежегодно готовят международные проекты и спецвыпуски, посвященные двустороннему диалогу культур (куратор – С.Ю. Сидорова). Под руководством преподавателей студенты реализуют собственные реальные медиапроекты, в частности научно-популярное онлайн-медиа Afterschool и гонзо-этнографический проект «Чернозем», а в рамках модуля «Журналистика стиля жизни» – 21 Magazine на базе издания Seasons of Life.
Кафедра теории и методики редактирования готовит практиков, представителей интеллектуальной и творческой профессии, обеспечивая им реальный выход в медиасреду. Именно эта миссия, а также понимание важной роли кафедры в реализации программ журналистского образования, определяет текущие задачи и перспективные планы научных исследований редакторской деятельности.
Аверина Е.В. Логическое редактирование оценочных суждений // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 2. С. 38–44.
Алексеева М.И. СМИ: стратегия действий в интересах детей // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/2086
Бакунцев А.В. «Окаянные дни»: особенности работы И.А. Бунина с фактическим материалом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 4. С. 22–36.
Бакунцев А.В. Иван Бунин – несостоявшийся редактор газеты «Южное обозрение» // Лит. факт. 2017. № 4. С. 124–142.
Бакунцев А.В. Письма И.А. Бунина в фондах Государственного архива Российской Федерации // Текстологический временник: Вопросы текстологии и источниковедения. Кн. 3: Письма и дневники в русском литературном наследии ХХ века. М.: ИМЛИ РАН, 2018. С. 100–108.
Былинский К.И., Розенталь Д.Э. Литературное редактирование: учеб. пособие. М.: Искусство, 1961.
Гиляревский Р.С. Гипертекстовые системы: логико-лингвистический подход // Программирование 90. Варна, 1990. С. 63–77.
Гиляревский Р.С. Информационная культура в высшей школе // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2007. № 2. С. 18–21.
Гиляревский Р.С. Текст как элемент информационной технологии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2005. № 2. С. 21–28.
Долинина С.Я. //. 2015. Т. 15. № 3. С. 77–82.
Долинина С.Я. //. 2018. Т. 18. № 2. С. 200–204.
Западов А.В. В глубине строки: о мастерстве читателя. М.: Сов. писатель, 1975.
Западов А.В. Истинная школа редакторского опыта // Книга. Исследования. Материалы. М.: Книга, 1974. С. 59–70.
Западов А.В. Логические основы редактирования текста // О редактировании книги. М.: Искусство, 1959.
Западов А.В. От рукописи к печатной странице: о мастерстве редактора. М.: Сов. писатель, 1978.
Иншакова Н.Г. (а) О профессиональной подготовке редакторов: базовые знания и новые компетенции // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2014. № 8. С. 66–71.
Иншакова Н.Г. (б) Рекламный и пиар-текст. Основы редактирования: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2014.
Иншакова Н.Г. Помощник рекламиста, или Редактор рекламных текстов. М.: МЦФЭР, 2005.
Иншакова Н.Г., Панкеев И.А. Редактирование научного произведения: нормативно-правовые аспекты // Научно-техническая информация. Сер.1: Организация и методика информационной работы. 2019. № 7. C. 22–25.
Иншакова Н.Г., Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Редактор в информационном обществе. Настоящее и будущее профессии // Alma mater. Вестн. высш. шк. 2021. № 5. С. 57–64.
Накорякова К М. Литературное редактирование. М.: ИКАР, 2004.
Накорякова К.М. Литературное редактирование: общая методика работы над текстом. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2015.
Накорякова К.М. Редактирование материалов массовой информации: Общая методика работы над текстом / под ред. А.В. Западова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Накорякова К.М. Справочник по литературному редактированию. М.: Флинта: Наука, 2010.
Панкеев И.А. Авторское право для журналистов. М.: ИКАР, 2014.
Панкеев И.А. Авторское право. М.: ВК, 2005.
Панкеев И.А. Правовое регулирование СМИ. М.: Аспект Пресс, 2019.
Сидорова С.Ю. //. 2014. № 4. С. 259–266.
Сидорова С.Ю. (б) Современная выставка как медиатекст: опыт прочтения и алгоритм редактирования // Медиаскоп. 2014. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1672
Сидорова С.Ю. //. 2016. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2235
Стыкалина О.С. Книжный рынок: издатели – читатели – книги // Научно-техническая информация. Сер. 1: Организация и методика информационной работы. 2006. № 6. С. 9–17.
Стыкалина О.С. Читательские предпочтения россиян: социальный аспект //
Меди@льманах. 2012. № 6. С. 28–35.
Фролова В.И. О меняющейся роли редактора в эпоху обновления интернет-коммуникации // Вестн. Волжск. ун-та им. В.Н. Татищева. 2015. № 4. С. 51–57.
Toom A., Inshakova N. (2019) A Study of University Students’ Cognitive Competence in Performing the Learning Assignments: Interdisciplinary and Intercultural Approach. Frontiers in Education Technology 2 (4): 208–224.
Toom A., Inshakova N. (2020) Failure to Observe the Rules of Citation by University Students as a Problem of Academic Ethics: Interdisciplinary and Intercultural Approach. In: Academic Misconduct and Plagiarism: Case Studies from Universities around the World. Chapter 12. Lexington Books Lanham. Boulder. New York. London.
Дата поступления в редакцию: 15.09.2022
Дата публикации: 20.10.2022