Ссылка для цитирования: Славкин В.В. Стилистика русского языка: наука в связи с практикой // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 33−41. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.3341
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.3341
EDN: LERSCK
© Славкин Владимир Вячеславович
кандидат филологических наук, доцент,
заведующий кафедрой стилистики русского языка,
ученый секретарь Ученого совета
факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), vladimir-slavkin@yandex.ru
Кафедра стилистики русского языка – одна из четырех кафедр, образованных вместе с факультетом журналистики в 1952 г. Ее основоположник – доктор филологических наук, профессор К.И. Былинский. С 1962 по 1985 г. кафедрой руководил Д.Э. Розенталь, который внес большой вклад не только в совершенствование языка газеты, других средств массовой информации, но и в нормализацию всей русской словесности, в утверждение норм русского литературного языка. Имя Розенталя – высший авторитет в этой области. Продолжая традиции, заложенные К.И. Былинским, он создал первый учебник по практической стилистике русского языка для факультетов и отделений журналистики.
Основные направления исследований – изучение речевой деятельности в нормативном и функционально-стилистическом аспектах, композиционно-стилистический анализ публицистических и художественных текстов, специфика речевой структуры СМИ на современном этапе, прагматика медиаречи, новые и традиционные речевые жанры в медиадискурсе, роль электронных средств массовой информации в современном медиадискурсе, медиалингвистика, медиастилистика, лингвистическая экспертиза текстов массмедиа.
Изучение языка СМИ представляет собой относительно новое направление в языкознании в сравнении с традиционными разделами филологического знания – лексикологией, грамматикой, фонетикой, словообразованием и др. Связано это с тем, что только в ХХ в. оформляется в качестве самостоятельной науки стилистика, изучающая как средства выразительности и правила их использования, так и особенности речевой деятельности в разных сферах человеческой активности. Поэтому стилистика вбирает в себя достижения всех остальных разделов языкознания и формирует самостоятельную научную парадигму, в центре которой – функционирование языка. Материалом для стилистического анализа долгое время оставались тексты художественной литературы, политическое, судебное, религиозное и военное красноречие, т. е. те произведения, в которых ярче всего отражались экспрессивные возможности языка. Газетная речь, в противоположность им, в 1920–1930 гг. наделялась такими качествами, как краткость, «телеграфность» стиля, стандартность используемых речевых средств. Развитие системы массовой информации и пропаганды в советский период, возникновение новых каналов массовой коммуникации (радио, телевидения, информационных агентств) обусловило расширение и углубление изучения журналистских текстов, вовлекло в орбиту стилистической науки публицистические произведения как дореволюционной эпохи, так и современности.
Все это привело к уточнению терминов, которыми пользовались исследователи стилистики. Сочетание «газетная речь» закономерно сменилось термином «газетно-публицистический стиль», который впоследствии был назван публицистическим стилем, поскольку газета перестала быть основным элементом системы средств массовой информации и на общенациональный язык более значимое воздействие стали оказывать речевые практики электронных СМИ. Стремительное развитие новых сфер массовых коммуникаций, таких как Интернет (прежде всего соцсети), реклама, связи с общественностью и др., привело к необходимости обобщить их понятием «медиа», и современную лингвистику уже невозможно представить без терминов «медиаречь», «медиатекст», «медиалингвистика», «медиастилистика».
Кафедра стилистики русского языка всей своей историей иллюстрирует развитие науки о языке СМИ. Программа обучения будущих журналистов навыкам профессиональной деятельности включало дисциплины, которые должны были воспитать грамотных работников газет и журналов, радио и телевидения. Поэтому основные идеи практической стилистики, сформулированные К.И. Былинским, первым руководителем кафедры, и Д.Э. Розенталем, возглавлявшим ее более двадцати лет, обусловили формирование первого научного направления деятельности кафедры – нормативно-стилистического. Не случайно в названии кафедры применительно к слову «стилистика» появилось определение «практическая». В 1950–1960 гг. стилистические исследования велись прежде всего для фиксации особенностей употребления системы норм – орфографических, орфоэпических, грамматических и др. Норма воспринимается как «путеводная звезда», позволяющая не только ориентироваться на правильную, грамотную речь, но и добиваться выразительности в создании письменных и устных текстов.
Огромную роль в развитии нормотворческой проблематики сыграл профессор Д.Э. Розенталь. Созданные им учебники и учебные пособия в полной мере соответствовали статусу научных работ, поскольку предлагали учащимся не просто собрание правил, но прежде всего материал для размышлений о том, какой стилистический вариант соответствует контексту, коммуникативной цели. А выбор для стилистики является ключевой проблемой: не бездумное отвержение того или иного варианта, но понимание выразительных его возможностей.
На кафедре стилистики русского языка сформировались несколько научных направлений, связанных с практической стороной речевой деятельности.
Первые научные труды в рамках нормативной стилистики были одновременно и справочными пособиями для действующих и будущих журналистов, и разработками отдельных разделов стилистики (Бельчиков, Панюшева, 1968; Былинский, Никольский, 1970; Розенталь, 1965, 1967, 1981, 1984; Солганик, 1970).
На кафедре был создан ряд справочных пособий, предназначавшихся не только журналистам, но и всем интересующимся русским языком. Показательно в этом отношении создание и переиздание «Словаря ударений для работников радио и телевидения» Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарвы. Во всех переизданиях этого справочника – в 1960 (под редакцией К.И. Былинского), 1967, 1970, 1971, 1984, 1985 (под редакцией Д.Э. Розенталя), 1993, 2000 гг. (под редакцией М.А. Штудинера) – постоянно пополнялся его словник, вносились коррективы, обусловленные речевой практикой и журналистским опытом. О значительном расширении круга пользователей словаря свидетельствует то, что при переиздании его в 1993 и 2000 гг. из названия была убрана конкретизация «для работников радио и телевидения».
Весьма востребованными стали словари, созданные членами кафедры стилистики русского языка (Бельчиков, Панюшева, 1994; Солганик, 2008; Трудности русского языка: словарь-справочник, 2011; Штудинер, 2009, 2017 (а, б)).
Внимание к кодификации нормы, критическое отношение к ее нарушениям, прежде всего в средствах массовой информации и в Интернете, приобретают особое значение в условиях ее размывания, обусловленного недостаточной ответственностью говорящих и пишущих за то, в какую форму они облекают свою речь. Поэтому проблема культуры речи, прежде всего журналистской, всегда остается в поле зрения ученых кафедры стилистики русского языка (Лопухина, 2013; Славкин, 2011; Стилистика сегодня и завтра, 2016; Учимся говорить по-русски, 2017).
В 1970–1980 гг. на кафедре стилистики русского языка оформилось функционально-стилистическое направление, в рамках которого изучаются функциональные разновидности речи. Функциональная стилистика концентрирует внимание на особенностях формирования и выбора речевых средств в пределах отдельных функциональных стилей – публицистического, научного, официально-делового, разговорного и стиля художественной литературы. Основное направление исследований, осуществляемых учеными кафедры, – язык и стиль СМИ (Аникина, 1985; Вакуров, Кохтев, Солганик, 1978; Вещикова, 2019; Журналисты о русском языке, 2016; Светана, 1976; Солганик, 1981, 1999; Язык и стиль средств массовой информации, 1980).
Изучение стилистических особенностей СМИ основывается на взаимовлиянии экспрессии и стандарта (этот принцип сформулирован В.Г. Костомаровым), что, в свою очередь, заставляет ученых обращать особое внимание на новые тенденции в языке СМИ, на обновление их лексического богатства. Весьма актуальным является анализ медиаконтента в рамках проекта «Медиамонитор»: на факультете журналистики магистранты под руководством Л.Т. Касперовой ведут поиск неологизмов в качественной прессе, фиксируют новые слова и значения, анализируют их смысл и стилистическую характеристику.
В рамках функционально-стилистического направления появились созданные профессорами Московского университета монографии – результат глубокого изучения и других областей речи, таких как художественная литература, ораторская речь, фразеология (Анненкова, Вомперский, 1996; Вакуров, 1983; Вомперский, 1971, 1986; Кохтев, 1991, 1992). Выдающуюся роль сыграл здесь профессор В.П. Вомперский, создавший целую школу исследователей, которые значительно обогатили палитру научной деятельности кафедры. Среди них – ведущие преподаватели кафедры стилистики русского языка И.В. Анненкова, Н.Н. Василькова, Е.С. Кара-Мурза, Т.В. Кузнецова, В.В. Славкин, а также С.В. Светана, В.Н. Суздальцева, Г.С. Шалимова – лучшие силы факультетской лингвистической науки.
Традиция обращения к художественному тексту как к источнику выразительных качеств русской речи, к риторической традиции отечественного языкознания продолжается в современных работах членов кафедры (Александрова, 2012; Василькова, 2020; Касперова, 2019; М. В. Ломоносов и современные стилистика и риторика, 2008; Смирнова, 2012; Стебенева, 2019).
В первые десятилетия XXI в. превалирующей для кафедры стилистики русского языка факультета журналистики МГУ стала медиалингвистическая парадигма. В трудах ученых кафедры анализируются глубинные процессы развития медиаречи и их конкретная реализация в речевой практике медиа.
Можно сказать, что предпосылки этого направления заложил Г.Я. Солганик своими работами по теории текста. Если первые его труды были обращены к синтаксическим особенностям создания текста, то в дальнейшем квинтэссенцией работ Г.Я. Солганика становятся сущностные качества текста, прежде всего медийного: социальная оценочность, модальность, авторское начало (Солганик,1973, 2009, 2010, 2016).
Обращение к медиадискурсу, во-первых, включает в сферу научных исследований огромный эмпирический материал, где и наблюдаются основные новации в речевой деятельности; во-вторых, оно позволяет оценивать деятельность в области медиа как процесс, как развитие, а не как статично зафиксированный результат.
Члены кафедры стилистики русского языка активно развивают медиастилистический подход к текущей речевой реальности, анализируя идеологемы публицистического творчества, его риторику, коммуникативные особенности различных типов дискурсов (Анненкова, 2011; Гурова, Ломыкина, 2020 (а); Клушина, 2008, 2018; Лингвистика речи, 2012; Малыгина, 2020; Солганик, Александрова, Славкин, 2016).
Все более значимым для научных исследований членов кафедры становится прагматический аспект. Он проявляется в анализе разнообразных речевых форм, предполагающем в том числе и междисциплинарный подход, в частности лингвоправовой, который воплощается в лингвоэкспертных исследованиях, выполняемых на кафедре с 1998 г. Судебно-лингвистические экспертизы, заключения экспертов выполнялись Г.Я. Солгаником, Е.С. Кара-Мурзой (членом Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам), В.В. Славкиным по запросам редакций СМИ, органов государственной власти, судебных инстанций в связи с коммуникативными конфликтами, речевыми преступлениями.
Самым тесным образом лингвоправовой аспект связан с исследованием медиатекстов с позиций лингвоэтики. В течение многих лет этическими проблемами медиадискурса занималась Н.Д. Бессарабова (2010, 2012). Сегодня эта проблематика активно исследуется Е.С. Кара-Мурзой (2016 (б)), Т.И. Суриковой (2013), Н.С. Лопухиной (2019).
Соединение функционально-стилистического подхода с новациями в современной лингвистической науке расширяет диапазон проводимых исследований. Так, новым поворотом стало изучение современного политического дискурса. Язык политики анализируется в различных аспектах: семиотическом, этическом, риторическом и т.п. С позиций современной медиалингвистики исследуется информационная и публицистическая картина мира, представленная в массовокоммуникативном дискурсе (Василькова, 2018; Суздальцева, 2017; Сурикова, 2016; Язык СМИ и политика, 2012).
Постоянный объект внимания на кафедре стилистики русского языка – современная российская реклама и связи с общественностью. Над этой проблематикой в традиционных формах: подготовка статей, выступления на конференциях – работают Е.С. Кара-Мурза (2015, 2016 (а)), Н.И. Клушина (2001), Т.И. Сурикова (2018, в соавт. с И.А. Пиле).
Актуальная задача для научного коллектива кафедры – изучение речи, представленной в интернет-пространстве (в сетевых медиа, интернет-версиях печатных изданий, в блогосфере). Влияние интернет-речи на современный русский язык не стоит переоценивать, но при этом многие новации, появляющиеся в литературной речи, берут свое происхождение в спонтанной интернет-коммуникации (Klushina, Baigozhina, Barysheva, Nikolaeva et al., 2021; Касперова, 2018; Клушина, Николаева, 2019, 2020; Николаева, 2018).
Также к наиболее актуальным аспектам научных исследований на кафедре стилистики русского языка нужно отнести анализ SMM-сообщений и продвижения текстов в соцсетях, анализ медианарратива (Alevizaki, Kara-Murza, Lomykina, Agafonova, 2019; Александрова, 2018; Гурова, Ломыкина, 2020 (б); Алевизаки (Лащук), Александрова, Кара-Мурза, Славкин, 2021).
Факультет журналистики и кафедра стилистики русского языка – это авторитетные площадки для дискуссий о медиаречи, которые ведут журналисты-практики и университетские ученые. Показательна в этом отношении ежегодная февральская научно-практическая конференция, в рамках которой работают две секции – «Возможности современной медиаречи» (руководитель – В.В. Славкин) и «Медиастилистика: теоретические и прикладные аспекты» (руководитель – Н.И. Клушина), а также круглый стол «“Слово в эфире” в эпоху медиацентризма: традиции и новые черты» (руководитель – И.А. Вещикова).
Очевидную пользу для журналистов и ученых имели две научно-практические конференции «Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ» (2016, 2017), которым предшествовал мониторинг общественно-политического вещания основных телеканалов с точки зрения ошибок в заимствованиях, а также орфоэпических нарушений.
Результаты исследовательской деятельности ученых кафедры стилистики русского языка были представлены в значительном (18) числе докладов, подготовленных для круглого стола «Язык журналистики и социальных медиа в аспекте лингвоэкологии», который состоялся 13 ноября 2021 г. в рамках Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности.
Существенной частью научной деятельности кафедры являются также контакты с зарубежными коллегами. Преподаватели активно участвуют в деятельности отечественных и международных научных сообществ, в частности РОПРЯЛ (факультет журналистики – коллективный член этой организации). Членами президиума Медиалингвистической комиссии Международного комитета славистов являются И.В. Анненкова и Е.С. Кара-Мурза. Н.И. Клушина возглавляет Стилистическую комиссию Международного комитета славистов, членами комиссии являются Н.В. Смирнова, Л.Т. Касперова, С.Ф. Барышева.
На протяжении ряда лет кафедра поддерживала контакты с британской общественной организацией Plain English Campaign, которая ведет серьезную работу в области стилистики официально-деловой и публицистической речи. По инициативе координатора совместных программ И.Б. Александровой были проведены две международные конференции с участием британских специалистов и российских преподавателей, аспирантов и студентов.
Научные достижения ученых кафедры стилистики русского языка отражены в журнале (первоначально это был альманах) «Журналистика и культура русской речи», инициаторами создания которого были И.В. Толстой и С.В. Светана-Толстая, а также в ежегодном международном научном журнале «Актуальные проблемы стилистики», который сейчас стал одним из ведущих изданий, освещающих стилистические проблемы.
Таким образом, кафедра стилистики русского языка, которой в 2022 г. исполнилось 70 лет, развивает традиционные научные направления и расширяет их за счет разноаспектного изучения современной медиапрактики.
Алевизаки (Лащук) О.Р., Александрова И.Б., Кара-Мурза Е.С., Славкин В.В. Новостной медианарратив в соцсети «ВКонтакте»: дискурсивные особенности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2021. № 3. С. 74–102.
Александрова И.Б. Медианарратив о войне // Медиалингвистика. 2018. № 1. С. 21–33.
Александрова И.Б. Поэтическая речь XVIII века. 2-е изд. М.: Флинта: Наука, 2012.
Аникина А.Б. Образное слово в тексте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
Анненкова И.В. Медиадискурс XXI века. Лингвофилософский аспект языка СМИ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
Анненкова И.В., Вомперский В.П., Бицилли П.М. Избранные труды по филологии. М.: Наследие, 1996.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М.: Рус. яз., 1994.
Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1968.
Бессарабова Н.Д. Лингвоэтические проблемы речи СМИ и рекламы. Демагогия в языковом выражении // Журналистика и культура русской речи. 2012. № 2. С. 32–43.
Бессарабова Н.Д. Лингвоэтические проблемы речи современных СМИ и рекламы. Понятие морали (пошлость, демагогия, бюрократизм) в языковом выражении // Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах: мат. междунар. науч. конф.: сб. ст. / под ред. И.В. Анненковой, Н.И. Клушиной. М.: Фак. журн. МГУ, 2010. С. 15–16.
Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. 4-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
Вакуров В.Н. Основы стилистики фразеологических единиц. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
Вакуров В.Н., Кохтев Н.Н., Солганик Г.Я. Стилистика газетных жанров. М.: Высш. шк., 1978.
Василькова Н.Н. Реализация агональных стратегий в публичных спорах политического дискурса // Медиаскоп. 2018. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2413
Василькова Н.Н. Эволюция взглядов на стилистические средства в трудах по теории словесности и риториках конца ХVIII – начала ХIХ вв. // Актуальные проблемы стилистики. 2020. № 6. С. 106–112.
Вещикова И.А. Телевизионная речь в аспекте орфоэпии. Сер.: Научные дискуссии. М.: Флинта, 2019.
Вомперский В.П. Риторики в России XVII–XVIII вв. М.: Наука, 1986.
Вомперский В.П. Стилистическое учение М.В. Ломоносова и теория трех стилей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
Гурова Е.К., Ломыкина Н.Ю. (а) Карнавал в Сети: как формула протеста побывала мемом // Медиалингвистика. 2020. Т. 7. № 3. С. 318–331.
Гурова Е.К., Ломыкина Н.Ю. (б) Русский язык PRO (некоторые последствия медиацентричности культуры) // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 134–140. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.134140
Журналисты о русском языке / сост. и науч. ред. И.Б. Александрова, В.В. Славкин. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Кара-Мурза Е.С. (а) Проблемы лингвистической экспертизы произведений коммерческой рекламы // Acta linguisticа petropolitana. Труды Ин-та лингв. исслед. РАН. 2016. Т. 12. № 3. С. 351–388.
Кара-Мурза Е.С. (б) Русский язык в СМИ как объект правового и деонтологического регулирования // Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ: сб. науч. ст. М.: Фак. журн. МГУ, 2016. С. 119‒128.
Кара-Мурза Е.С. Современная русская реклама и ее внутренняя дифференциация // Медиалингвистика. 2015. № 4 (10). С. 19–34.
Касперова Л.Т. Жанровые особенности интернет-комментариев // Мултимедијална стилистика. 2018. Т. 1. С. 63–68.
Касперова Л.Т. Ключевые слова в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» // М. А. Шолохов в современном мире. М.: ООО «Ваш формат», 2019. С. 127–132.
Клушина Н.И. Аргументы в рекламе // Рус. речь. 2001. № 3. С. 55–58.
Клушина Н.И. Медиастилистика. М.: Флинта, 2018.
Клушина Н.И. Стилистика публицистического текста. М.: МедиаМир, 2008.
Клушина Н.И., Николаева А.В. Введение в интернет-стилистику. М.: Флинта, 2020.
Клушина Н.И., Николаева А.В. Стилистика интернет-текста. М.: Эдитус, 2019.
Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.
Кохтев Н.Н. Стилистика рекламы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991.
Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. моногр., посвящ. 80-лет. проф. Г.Я. Солганика. М.: Флинта: Наука, 2012.
Лопухина Н.С. Культура речи как ценность // Массмедиа и ценностные отношения общества: сб. науч. ст. М.: МедиаМир, 2013. С. 301–313.
Лопухина Н.С. Медиаречь в телеэфире: нормативный аспект // Настоящее и будущее стилистики: сб. науч. ст. междунар. науч. конф. М.: Флинта, 2019. С. 387–395.
М.В. Ломоносов и современные стилистика и риторика: сб. ст. / сост. и науч. ред. И.Б. Александрова, В.В. Славкин. М.: Флинта, 2008.
Малыгина Л.Е. Жанры телевизионного промодискурса. Телевизионный анонс. Лингвостилистическая трансформация жанра. 3-е изд., испр. и доп. М.: Фак. журн. МГУ, 2020.
Николаева А.В. Блоготекст и особенности его трансформации на современном этапе // Актуальные проблемы стилистики. 2018. № 4. С. 131–134.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М.: Высш. шк., 1965.
Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? опыт словаря-справочника. М.: Рус. яз., 1984.
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М.: Рус. яз., 1967.
Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: словарь-справочник для работников печати. М.: Книга, 1981.
Светана С.В. Телевизионная речь. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
Славкин В.В. Культура журналистской речи. // Речевое общение: специализированный вестник / под ред. А.П. Сковородникова. Вып. 12 (20). Красноярск: Изд-во СФУ, 2011. С. 61–69.
Словарь ударений для работников радио и телевидения / сост. Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарва; под ред. К.И. Былинского. М.: ГИС, 1960.
Словарь ударений для работников радио и телевидения: около 63 000 слов / сост. Ф.Л. Агеенко и М.В. Зарва; под ред. Д.Э. Розенталя. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Сов. энциклопедия, 1967.
Словарь ударений русского языка: 82 500 словар. единиц / сост. Ф.Л. Агеенко, М.В. Зарва; под ред. М.А. Штудинера. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Айрис-пресс; Рольф, 2000.
Смирнова Н.В. Интродуктивные номинации субъекта в художественной прозе // Стилистика завтрашнего дня: сб. М.: МедиаМир, 2012. С. 222–233.
Солганик Г.Я. Дискурс и стиль. Теоретические и прикладные аспекты. М.: Флинта: Наука, 2016.
Солганик Г.Я. Лексика газеты. М.: Высш. шк., 1981.
Солганик Г.Я. Очерки модального синтаксиса. М.: Флинта: Наука, 2010.
Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика (сложное синтаксическое целое). М.: Высш. шк., 1973.
Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.: Флинта: Наука, 2009.
Солганик Г.Я. Стилистический словарь публицистики. М.: Рус. словари, 1999.
Солганик Г.Я. Стиль репортажа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1970.
Солганик Г.Я. Толковый словарь. Язык газеты, радио, телевидения. М.: Астрель, 2008.
Солганик Г.Я., Александрова И.Б., Славкин В.В. Журналисты о русском языке. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Стебенева Л.В. «Долг, завещанный от Бога…»: о поэтологической мысли А.С. Пушкина в исторической трагедии «Борис Годунов» // Меди@льманах. 2019. № 5. С. 90–96. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.9096
Стилистика сегодня и завтра: мат. IV Междунар. научн. конф. М.: Фак. журн. МГУ, 2016.
Суздальцева В.Н. Образ власти в современных российских СМИ: вербальный аспект. М.: Фак. журн. МГУ, 2017.
Сурикова Т.И. Лингвистические аспекты этики как направление исследований медиастилистики // Речевая коммуникация в средствах массовой информации: мат. II Междунар. науч.-практ. семинара. СПб.: СПбГУ, 2013. С. 99–102.
Сурикова Т.И. Прагматическая энантиосемия политической терминологии в дискурсе СМИ // Медиалингвистика. 2016. № 5. С. 170–172.
Сурикова Т.И., Пиле И.А. «Ковбои Хаггис» 20 лет спустя: слоган как основа маркетинговой коммуникации // Рус. речь. 2018. № 4. С. 89–94.
Трудности русского языка: словарь-справочник / под ред. Л.И. Рахмановой. 4-е изд., перераб. М.: Флинта: Наука, 2011.
Учимся говорить по-русски. Проблемы современного языка в электронных СМИ / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ (2016, 2017).
Штудинер М.А. (а) Мобильный орфоэпический словарь «1500 словоформ». М.: Фак. журн. МГУ, 2017.
Штудинер М.А. (б) Словарь трудностей русского языка для работников СМИ. Ударение. Произношение. Грамматические формы. М.: Словари XXI века, 2017.
Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. 5-е изд. М.: Айрис-Пресс, 2009.
Язык и стиль средств массовой информации и пропаганды: Печать, радио, телевидение / под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
Язык СМИ и политика / под ред. Г.Я. Солганика. М.: Изд-во Моск. ун-та; Фак. журн. МГУ, 2012.
Alevizaki O.R., Kara-Murza E.S., Lomykina N.Yu., Agafonova M.A. (2019) Marketing in Social Networks for Promoting Mass Media Brands. Scientific and Technical Information Processing 46 (4): 238–247.
Klushina N., Baigozhina D., Barysheva S., Nikolaeva A. et al. (2021) Stylistic Dominants of Internet Communication. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences 108: 142.
Дата поступления в редакцию:01.10.2022
Дата публикации: 20.10.2022