Архив



Создание и размещение видеорекламы в блогосфере: креативный подход



Галина Щепилова, Тимур Меджидов

Ссылка для цитирования: Щепилова Г.Г., Меджидов Т.Р. Создание и размещение видеорекламы в блогосфере: креативный подход // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 44−53. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.4453

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.4453
EDN: NGGRVM

© Щепилова Галина Германовна
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), shgg@yandex.ru

© Меджидов Тимур Рафикович
магистрант факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), timmed@list.ru



Ключевые слова: видеоконтент, рекламные интеграции, реклама в цифровой среде, influence-маркетинг, YouTube.

Статья посвящена анализу интегрированной рекламы, размещенной на видеохостинге YouTube. Авторы рассматривают актуальные тренды презентации рекламного контента в выпусках популярных юмористических и развлекательно-познавательных передач, опубликованных в русскоязычном сегменте платформы. Изучение отобранного массива материалов показало, что сегодня в цифровой среде рекламная вставка трансформируется из добавочного, второстепенного и отвлекающего, контента в самостоятельный продукт, привлекающий аудиторию.

 

Введение

В современном цифровом мире все более возрастает роль видеокоммуникаций: по прог­нозам Cisco, уже в 2022 г. 80% от всего интернет-трафика составит именно видео1. Рынок видеорекламы в digital-среде также активно развивается. По данным ассоциации IAB Russia, треть отечественных рекламодателей тратит от четверти до половины бюджета на продвижение через блогеров2, которые становятся популярными персонами, лидерами мнений. В современной научной литературе в качестве синонимов термина «лидеры мнений», который был введен в научный оборот Э. Катцем и П. Лазарсфельдом (Katz, Lazarsfeld, 1957), также употребляются: «трендсеттеры», «инфлюенсеры», «амбассадоры».

Россияне чаще всего смотрят видео на онлайн-платформе YouTube (33% ежедневно, среднесуточное время просмотра – 51 мин3). Помимо постоянно совершенствующихся алгоритмов поиска и персонального подбора роликов, на ресурсе активно развивается «маркетинг влияния» (от англ. – influence marketing) – реклама товаров или услуг из уст лидеров мнений, к которым прислушивается целевая аудитория (Будожапова, Данилова, 2019: 14). Привлекательность маркетинга в целом объясняется наличием доверительной коммуникации между блогером и лояльными пользователями, интерактивных инструментов для контакта с потенциальными потребителями, а также доступа к узкоспециализированным сообществам (Вицелярова, Опря, Балякно, 2020: 115). Бренды сотрудничают не с одним, а сразу с несколькими инфлюенсерами. Для увеличения узнаваемости бренда и повышения ключевых показателей эффективности рекламной кампании заказчики нередко размещают интеграции у блогеров с разным числом подписчиков.

На YouTube авторы контента добавляют в свои видео рекламу какого-либо продукта или услуги по заказу рекламодателя. Этот встроенный контент, составляющий основной доход блогеров, в индустрии называют «рекламными интеграциями» (Щепилова, Огурцова, 2021: 795), которые можно разделить на прямую рекламу, продакт-плейсмент и спонсорский контент. И хотя в научной литературе можно встретить и иные терминологические варианты (Ковалева, Белоусова, 2016; Кушков, 2019 и др.), мы оставляем за собой право использовать именно эту классификацию, В начале марта 2022 г. видеохостинг YouTube на неопределенный срок отключил партнерскую монетизацию на российской площадке, что придает особенную значимость изучению интегрированной рекламы.

Как правило, в прямой интегрированной рекламе содержится явное и легко считываемое рекламное сообщение об определенном продукте. Традиционно данный вид интеграции встроен в ролик на монтаже в виде специального блока. Блогер советует товар или услугу, которые помогли ему самому преодолеть определенную трудность, решить проблему. Иногда инфлюенсеры делают обзор продуктовой линейки, приводят информацию о запуске нового продукта или проведении какой-либо акции в ближайшем будущем. Частый прием, призванный усилить намерение приобрести продвигаемый товар,  – упоминание блогером персонального промокода, предоставляющего пользователю специальную скидку.

Некоторые блогеры не отличаются особой разборчивостью при заключении рек­ламных контрактов и соглашаются советовать своей аудитории абсолютно любые товары и услуги. В результате, лояльность публики к рекламным интеграциям на YouTube со временем снижается4 (по данным Nielsen, в конце 2021 г. интегрированной рек­ламе в России доверяли 53% зрителей5). В научной среде даже стало высказываться предположение, что реклама у блогеров «не может предложить нестандартные решения размещения или упоминания продукции» (Огурцова, 2021).

 

Цель и методология исследования

Актуальность исследования базируется на том, что тренды производства и размещения прямой интегрированной рекламы изучены недостаточно. Видеомаркетинг в цифровой среде выступает гибким инструментом для продвижения товаров и услуг (Кушков, 2019: 78), а сам видеохостинг представляет собой постоянно развивающуюся среду, где все еще не завершен процесс формирования жанров (Щепилова, Огурцова, 2021: 804). Одни исследователи прогнозируют, что трендом в Интернете станет креативная видеореклама, которая предложит необычную технику или стиль в процессе создания рекламного сообщения (Терских, Саньков, 2020: 88). Другие отмечают, что в условиях жесткой конкуренции на рынке видеорекламы в выигрыше будут создатели вирусной рек­ламы, которую хочется пересматривать и пересылать друзьям (Ладожинская, Малышко, 2021: 56). А с учетом того, что на YouTube люди чаще всего заходят с развлекательно-познавательными целями, то одним из наиболее эффективных способов создания вирусного рекламного ролика становится производство юмористического контента с одновременной демонстрацией ценностей бренда (Овчинникова, 2017).

Кроме научной литературы мы также изучили и мнения специалистов рынка. Многие из них считают, что рекламодателям необходимо изменить свой подход к смысловому наполнению приобретаемых у блогеров интеграций6. Стандартной рекомендации от «говорящей головы» в кадре уже не достаточно, поэтому для достижения успеха нужно основательнее разрабатывать сюжет и художественное оформление рекламной интеграции. На индустриальных конференциях еще в доковидный период не раз заходили разговоры о том, что привычная модель интеграции у блогеров потеряет свою актуальность, а сама реклама в скором будущем начнет превра­щаться в шоу.

Практически все рекламные интеграции до недавнего времени строились по одной «рекомендательной» схеме «сам попробовал и вам советую». Но сегодня, напротив, в индустрии наблюдается все более явное стремление сделать рекламные интеграции занимательными и привлекательными для зрителей. Чтобы понять, как в современной блогосфере развиваются формы подачи интегрированной рекламы, мы изучили широкий пласт проектов. Для эмпирического анализа были отобраны рекламные интеграции в двух проектах: комедийном шоу «Что было дальше?» и шоу о литературе «Что бы мне поделать, только бы не почитать».

«Что было дальше?» – юмористическое шоу, выходящее с апреля 2019 г. на YouTube-канале LABELCOM, над которым работает продакшн-студия Medium Quality Вячеслава Тусмухаметова – креативного продюсера телеканала ТНТ. Концепция исследуемого проекта строится на том, что приглашенная звезда должна рассказать необычную историю из своей жизни, опустив развязку, – конец рассказа необходимо угадать резидентам передачи.

«Что бы мне поделать, только бы не почитать» – шоу о литературе, выходящее с апреля 2020 г. на YouTube-канале «Калинкин!». Передачу бессменно ведут двое – Евгений Калинкин, бывший участник юмористического проекта «Парни пробуют» на YouTube-канале «Smetana TV», и Дарья Касьян, выпускница факультета журналистики СПбГУ и экс-стилист телепроекта «Модный приговор». Д. Касьян в процессе диалога с Е. Калинкиным о творчестве выбранного автора: А. Камю, Э. По, Г. Лавкрафта, Ш. Брон­те, А. Пушкина и др. При этом ведущие не считают себя экспертами и открыто заявляют, что в видеороликах высказывают свое собственное прочтение материала.

Выбор данных программ был обусловлен тем, что они являются лидирующими в своих сегментах (развлекательный и познавательный), а рекламные интеграции в указанных передачах нередко получают высокую оценку со стороны аудитории, экспертов и рекламодателей.

Хронологические рамки настоящего исследования охватывают один год (2021). За это время в 13 выпусках проекта «Что было дальше?» выявлено 29 примеров прямой интегрированной рекламы, а в 12 выпус­ках шоу «Что бы мне поделать, только бы не почитать» – 20. При анализе учитывались хронометраж, основные рекламодатели, приемы подачи рекламных интеграций. Кроме того, были проанализированы мнения самих рекламодателей, которые удалось найти в открытых источниках, а также комментарии аудитории, которые касались рекламных интеграций в выпус­ках программ.

 

«Что было дальше?»

Средний хронометраж рекламной интеграции в проекте «Что было дальше?» составил 2 мин 41 сек. Данный показатель рассчитывался путем деления общего хронометража всех рекламных интеграций на их количество в 2021 г. В каждом выпуске было не менее двух рекламных вставок, а в некоторых даже три. Одной из особенностей интеграций в шоу «Что было дальше?» является то, что почти во всех рекламных вставках герои говорят на английском языке, а русский перевод накладывается при монтаже. Причем персонажей озвучивают не сыгравшие их актеры, а другие люди. Это позволяет авторам шоу стилизовать добавленный фрагмент под эпизод сериала или киноленты. Иногда даже используются специальные эффекты, которые добавляют помехи и имитируют VHS-эффект. Например, в одной из рекламных интеграций в озвучке явно прослеживалась имитация голоса и манеры поведения переводчика и радиоведущего Л. Володарского.

Подавляющее большинство интеграций выполнено в виде скетча, построенного либо на легко считываемой аллюзии, либо на пародировании. В интеграциях, отсылающих зрителя к известным кинопроизведениям или телепрограммам, героев не называют настоящими именами их прототипов, даже если аудитории четко дают понять, образ какого персонажа был использован во встроенном контенте.

Производство подобных интеграций требует гораздо больших финансовых и временных затрат, нежели создание привычной рекламы на YouTube, когда блогерам достаточно сменить обстановку и привлечь внимание зрителей при помощи сообщения цепляющей информации о себе, собственном проекте, планах, проблемах. Создатели шоу «Что было дальше?» арендуют специальные помещения и съемочные площадки, используют массу единиц реквизита, чтобы полностью погрузиться в создаваемое время-пространство, детально прорабатывают сюжет. Комики точечно воссоздают атмосферу определенного экранного произведения и/или эпохи и чаще всего применяют свое главное оружие – юмор. В итоге повествование об объекте рекламирования ведется от лица не конкретного комика, а персонажа, роль которого юморист исполняет в рамках интеграции. Инфлюенсеры не обращаются к зрителям напрямую: призыв совершить необходимое рекламодателю целевое действие направлен от одного героя к другому. Многие интеграции построены на намеренном нарушении логических связей с целью создания комического эффекта: герои порой попадают в максимально нелепые ситуации и выбираются из них необычным способом. Объяснение данного приема, вероятно, следует искать в том, что одной из ключевых особенностей смешного вирусного ролика выступает несостыковка ожидаемого и действительного.

Однако, по законам рекламы, товар априори должен присутствовать в центре каждой показанной истории. И именно объект рекламирования зачастую помогает героям на этапе кульминации разрешить назревший конфликт и/или выбраться из сложившихся обстоятельств, какими бы фантастическими и невообразимыми они ни были. Рекламные интеграции в проекте «Что было дальше?» обычно строятся по стандартной драматургической схеме: экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка, но у создателей шоу есть больше экранного времени для погружения зрителя в историю, которая и выходит на первый план. В финале действия акцент почти всегда сделан на продвигае­мом продукте, ибо лучше всего запоминается информация, которая размещена или в начале, или в конце видеоролика.

Рассказу об объекте рекламирования посвящено, как правило, всего несколько десятков секунд – значительно меньше, чем развертыванию сюжета. Однако это вряд ли можно считать существенным недостатком. Директор по развитию блогерского агентства Carrot Сергей Ешанов отмечает, что рекламируемый продукт в интеграции у инфлюенсеров не должен постоянно оказываться в центре внимания, т.к. «пользователи хотят видеть в первую очередь интересный контент»7. К тому же создатели рекламы, как известно, стремятся представить зрителю «в качестве основы для запоминания суть сообщения, выраженную в лаконичной, интересной и концентрированной форме» (Кривко, 2005: 19).

Амбициозный и пока еще далеко не всегда привычный для рекламодателей подход представления интеграции в форме скетча обусловлен стремлением «преодолеть информационный шум и пробиться в головы аудитории»8. С точностью предугадать реакцию публики на креатив невозможно: даже если зритель досмотрит вставку до конца, нет никаких гарантий, что ролик станет вирусным и/или творческое решение покажется подавляющему большинству аудитории подходящим и релевантным для конкретного бренда.

Как показывают комментарии аудитории и размещенные в открытых источниках отзывы самих рекламодателей, чаще всего рекламные интеграции оказываются не только яркими, но и эффективными. К примеру, начальник управления рекламной и коммуникационной стратегии Lada Анна Курочкина отметила: «Молодая аудитория позитивно встретила появление Lada. Результаты были на 40% выше, чем в других интеграциях на YouTube. Мы получили множество положительных откликов, а негативных – в несколько раз меньше, чем обычно на этой площадке. Нашу мультимедийную систему, которая была главным героем ролика, обсуждали в комментариях»9.

«Главстрой» за рекламную интеграцию в шоу «Что было дальше?» стал лауреатом премии Removie Awards 2021 в номинации In Blog we trust, т.е. «лучший ролик от блогеров». Объектом рекламирования были прогрессивные жилые кварталы balance, а интеграцию комики построили на отсылке к известному сериалу «Друзья», новый эпизод которого был представлен публике в том же году. Специалисты CMA Communication Agency считают данное решение особенно удачным10, ибо получившееся видео можно будет размещать и впоследствии, когда выйдут другие серии легендарного ситкома.

Хорошо сделанная рекламная инте­грация является выигрышной для трех сторон. Во-первых, авторы проекта получают большие гонорары и одобрение зрителей и рекламодателей за качественно подготовленный контент. Во-вторых, аудитория наслаждается креативными юмористическими скетчами, которым присущи имманентные качества самой передачи. В-треть­их, рекламодатели остаются в выигрыше не только от увеличения охватов, повышения узнаваемости бренда, но и нередкого совершения целевых действий со стороны потенциальных клиентов.

Основные рекламодатели проекта «Что было дальше?» – «Альфа-Банк», сервис «Циан.Ипотека», косметический бренд Old Spice, автосервис Fit Service, музыкальный сервис Spotify Premium, брокер «Альфа-Инвестиции», энергетический напиток Tornado Energy, сервис поиска специалистов Profi.ru, беспроводной пылесос Philips SpeedPro Max Aqua, онлайн-сервис для выбора финансовых и страховых услуг Sravni.ru, интеллектуальная мультимедийная система Lada EnjoY Pro, онлайн-сервис доставки продуктов «СберМаркет», продуктовый гипермаркет Metro. Кроме того, онлайн-кинотеатр ivi, торговая площадка AliExpress, кеш­бэк-сервис LetyShops, линейки бритвенных наборов Gillette и King C. Gillette, продукты для сна от компании Beyosa, бритва Philips OneBlade Pro, многопользовательская онлайн-игра World of Tanks, платформа онлайн-рекрутинга hh.ru, томаты «Сладкая ягода», тариф «Smart для своих. Новогодний» от МТС, сервис онлайн-подписки на автомобили Hyundai Mobility. Многие из рекламодателей в течение года размещались по нескольку раз, что, несомненно, говорит о длительном сотрудничестве, а значит, и понимаемой эффективности.

 

«Что бы мне поделать, только бы не почитать»

Средний хронометраж рекламных интеграций в проекте «Что бы мне поделать, только бы не почитать» составил 3 мин 44 сек. А самый длинный блок, размещенный в выпуске от 26 декабря 2021 г. длился 8 мин 20 сек – почти 13% от хронометража самой программы. Половина программ выходила с двумя рекламными интеграциями, половина – с одной.

Рекламные интеграции в шоу «Что бы мне поделать, только бы не почитать» также сделаны в форме скетча и часто построены на аллюзии, хотя нередко авторы строят сюжет не на основе уже созданных произведений, а используют полностью собственные идеи. Повествование об объекте рекламирования ведется от лица задействованных персонажей. Но если в исследуемой юмористической передаче отсылки были только к кинофильмам, телепередачам или сериалам, то создатели «Что бы мне поделать, только бы не почитать» также обращаются и к произведениям российской и зарубежной литературы. В частности, к роману «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, поэме Гомера «Одиссея», серии книг о Гарри Поттере Д. Роулинг, повести-сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого. Во всех рекламных вставках персонажей называют реальными именами прототипов.

Для неоднократного размещения прямой рекламы шотландского виски Dewar’s блогеры создали комедийный сериал из пяти эпизодов о буднях семейства Шпагентауэр-Милосских. В рамках данного проекта буктьюберы, исполняющие роли эксцентричных представителей аристократического семейства, предлагали зрителям окунуться в отдельную художественную вселенную и из выпуска в выпуск следить за судьбой фактурных и забавных героев. Сериал воспринимается как ценная автономная сущность внутри основного видеопроекта. Сами авторы подчеркивали, что вкладывают в создание интеграций не меньше сил и средств, чем в производство основного контента11.

Благодаря креативному подходу, которому доверяют рекламодатели, и внушительному хронометражу рекламных вставок, как следует из комментариев зрителей, трендсеттерам удается воссоздать нужную для конкретной интеграции атмосферу: традиционного семейного застолья, кастинга и т.д. В интервью изданию «Собака.ru» Дарья Касьян заявляла: «Нам нравится работать над ними [интеграциями. – Г.Щ., Т.М.]: каждый раз придумываем короткие забавные скетчи, в которых пробуем себя в неожиданных ролях: Баффи – истребительницы вампиров, старухи-процентщицы или отца ребенка, одержимого дьяволом»12. Творческий подход, о котором говорит Дарья, несомненно, свидетельствует о стремлении авторов сделать рекламную интеграцию привлекательной для аудитории.

Комический эффект нередко достигается попаданием персонажей в нелепые, абсурдные и невообразимые ситуации, а иногда путем нарочито плохой актерской игры. Проанализированные интеграции в подавляющем большинстве случаев содержат юмор и интригу. К примеру, в единственной интеграции в выпуске от 19 марта 2021 г. грозная Зена – королева воинов из одноименного сериала в жанре фэнтези, чью роль, как и некоторых других женщин, для достижения комического эффекта исполняет Евгений Калинкин, спокойно жарит яичницу на кухне. При этом одет он в спортивные штаны и женские нагрудные доспехи.

Фактически Калинкин и Касьян не пытаются полностью вжиться в роль, а стремятся сделать образ прежде всего смешным. Во втором рекламном блоке в выпуске от 17 июля 2021 г., построенном на отсылке к поэме Гомера «Одиссея», Пенелопа называет вернувшегося мужа «кончелыгой» и сетует, что супруг не предупредил ее о причинах столь длительного отсутствия при помощи SMS-сообщения.

Такая модель создания рекламы находит отклик у аудитории, что можно подтвердить с помощью анализа комментариев под видео. В некоторых выпусках каждый десятый комментарий отмечает достоинства рекламной интеграции. В интервью литературному критику Г. Юзефович Е. Калинкин заявлял, что некоторые люди смотрят «Что бы мне поделать, только бы не почитать» исключительно из-за рекламы13. А в беседе с ведущим проекта «Серёжа и микрофон. Подкаст» блогеры утверждали, что отдельные зрители даже возмущались, когда в выпуске шоу присутствовала только одна рекламная вставка14.

Основные рекламодатели – шотландский виски Dewar’s, транспортный сервис «Яндекс.Go», книжный интернет-магазин «Лабиринт», онлайн-сервис для организации путешествий OneTwoTrip, образовательный портал GeekBrains, онлайн-школа дизайна Contented, образовательная площадка Skillbox, кофе Lavazza Qualità Rossa, футболки свободного кроя «Смерч», образовательная онлайн-платформа «Нетология». Большинство рекламодателей предпочитает длительное сотрудничество с авторами рассматриваемого шоу, что объясняет наличие сразу нескольких интеграций для продвижения одного бренда.

 

Заключение

В условиях увеличивающегося количества рекламных интеграций индустриальные исследования, аналитические отчеты и комментарии экспертов из digital-сферы демонстрируют, что в последнее время зрители пресыщены рекомендательной рекламой в роликах крупных YouTube-блогеров. В сложившихся обстоятельствах наблюдается постепенное распространение нестандартных и креативных приемов подачи прямой интегрированной рекламы.

На основе анализа 49 рекламных блоков в двух шоу мы выявили отличительные черты рекламных интеграций, которые получают положительную оценку со стороны аудитории, рекламодателей и экспертов. Так, ведущие и/или участники данных программ делают ставку не на эксплуатацию собственной репутации и не на неприкрытую передачу рекламного послания, а на использование нативных форматов. Сейчас целью интеграции в первую очередь становится превращение размещенного блока из добавочного, второстепенного и порой формального материала в детально проработанный и увлекательный контент. Рекламная вставка приобретает имманентные качества исходной передачи, предлагает креативное художественное и сюжетное оформление и в результате становится отдельной и самоценной единицей предлагаемого блогерами продукта. Данные выводы весьма часто подтверждаются положительной реакцией аудитории на встроенный рекламный контент в комментариях. А это является прямым и наглядным свидетельством эффективности и успешности рекламного сообщения, т.к. в данном случае зритель получил настолько яркое впечатление от рекламной вставки, что даже посчитал нужным оставить положительный отзыв под видео, чем автоматически привлек внимание других людей к размещенному рекламному блоку и внес вклад в его дальнейшее вирусное распространение.

Блогеры по-особенному подходят к написанию сюжета и художественному оформлению интеграций: ищут необычные локации, используют различный реквизит, накладывают специальные эффекты, чтобы добиться изобразительной убедительности. Причем на производство рек­ламного контента инфлюенсеры тратят не меньше сил и средств, чем на подготовку основной передачи, а хронометраж добавленного блока значительно превышает длину стандартного рекламного ролика на телевидении.

Проанализированные нами рекламные интеграции в большинстве своем сделаны в виде короткометражного юмористического скетча, часто построенного на легко считываемой аллюзии (порой вставка бывает стилизована под эпизод из фильма, телепрограммы и т.д.), стильного клипа, цикла небольших передач или даже сериала, действие которого разворачивается на протяжении нескольких выпусков. Чтобы создать комический эффект, блогеры вводят персонажей вставок в фантастические, нелепые и абсурдные обстоятельства, внед­ряют неожиданные сюжетные повороты, используют метод несоответствия ожидаемого и реального. Добавим, что об объекте рекламирования, а также о призыве к нужному целевому действию сообщают не сами блогеры, а герои, роли которых ведущие и/или участники шоу исполняют в рамках рекламной интеграции.

Развивающийся новый подход к производству рекламных интеграций нельзя воспринимать как сложившийся. Видеохостинг YouTube и аналогичные ему платформы представляют собой постоянно развивающуюся среду, в которой тренды подачи рекламы способны кардинально меняться с течением времени. Все это обу­славливает необходимость дальнейшего изучения рекламных интеграций в цифровом пространстве.

 

Примечания

1 Global – 2021 Forecast Highlights / Cisco. Режим доступа: https://www.cisco.com/c/dam/m/en_us/solutions/service-provider/vni-forecast-highlights/pdf/Global_2021_Forecast_Highlights.pdf (дата обращения: 16.07.2022).

2 Лебедева В. Блогеры освоили семейные ценности // Коммерсантъ. 2022. Янв., 20. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5172932 (дата обращения: 16.07.2022).

3 Аудитория YouTube / ФОМ. 2022. Июнь, 02. Режим доступа: https://fom.ru/SMI-i-internet/14727 (дата обращения: 16.07.2022).

4 Реклама у блогеров: как избежать ошибок / МАЭР. 2021. Ноябрь, 21. Режим доступа: https://vc.ru/marketing/324478-reklama-u-blogerov-kak-izbezhat-oshibok (дата обращения: 16.07.2022).

5 Beyond Martech: Building Trust with Consumers and Engaging where Sentiment is high (2021). Nielsen. November. Режим доступа: https://www.nielsen.com/us/en/insights/article/2021/beyond-martech-building-trust-with-consumers-and-engaging-where-sentiment-is-high/ (дата обращения: 16.07.2022).

6 Инфлюенс-маркетинг: тренды и прогнозы / СберМаркетинг. 2020. Ноябрь, 18. Режим доступа: https://sbermarketing.ru/news/influence_marketing/ (дата обращения: 16.07.2022); Макаров Я. Век креатива: мнение экспертов, как работать с блогерами / Adindex. 2018. Дек., 24. Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/creative/2018/12/21/230121.phtml (дата обращения: 16.07.2022).

7 Ешанов С. Рекламодатель против блогера: как сделать успешный проект / Adindex. 2017. Апр., 28. Режим доступа: https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2017/04/28/159513.phtml (дата обращения: 16.07.2022).

8 Зомби, VHS и Щербаков: креаторы BBDO Moscow разработали интеграцию Lada в «Что было дальше?» / Sostav. 2021. Май, 21. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/bbdo-lada-50239.html (дата обращения: 16.07.2022).

9 Lada: как мы удивляем клиентов, а BBDO – нас / Sostav. 2021. Дек., 21. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/lada-novejshaya-istoriya-kak-my-udivlyaem-klientov-a-dlya-bbdo-nas-51622.html (дата обращения: 16.07.2022).

10 Комики, индейка и balance: как застройщик привлек внимание с помощью YouTube-интеграции / Cossa. 2021. Март, 18. Режим доступа: https://www.cossa.ru/cases/284123/ (дата обращения: 16.07.2022).

11 Лебедева В., Фролова А. Граждане не гонятся за блогами // Коммерсантъ. 2020. Янв., 22. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4226650 (дата обращения: 16.07.2022).

12 Резникова К. Знакомьтесь, Женя Калинкин и Даша Касьян они ведут самое популярное YouTube-шоу о литературе, сравнивают Набокова с Похитителем Ароматов и обожают русский мат / Собака.ru. 2021. Июнь, 17. Режим доступа: https://sobaka.ru/entertainment/books/129885 (дата обращения: 16.07.2022).

13 Женя Калинкин об отчислении из института, своей любимой книге и отношениях с Касьян / YouTube-канал «Юзефович». Режим доступа: https://youtu.be/msWYy__nyLk (дата обращения: 16.07.2022).

14 Женя Калинкин, Даша Касьян | Одновременный Катарсис / YouTube-канал sergeymeza. Режим доступа: https://youtu.be/U4-xV9hplGE (дата обращения: 16.07.2022).

 

Библиография

Будожапова В.З., Данилова С.Р. Специфика продвижения продуктов с помощью influencer-маркетинга // Стратегии бизнеса. 2019. № 5. С. 14–16.

Вицелярова К.Н., Опря А.А., Балякно А.А. К вопросу об инфлюенсерах как основного аспекта повышения продаж продвигаемого продукта в social media // Естественно-гуманитарные исследования. 2020. № 3. С. 114–116.

Ковалева А.В., Белоусова Д.И. Форматы, формы и структура рекламы в видеоблогах // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2016. № 15. С. 106–122.

Кривко М.А. Телевизионная реклама в современной культуре: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2005.

Кушков Е.А. YouTube: перспективный инструмент видео-маркетинга для бизнеса // Вест. Алтайск. акад.экономики и права. 2019. № 4. Ч. 1. С. 72–79.

Ладожинская Д.А., Малышко Р.В. Перспективы интегрированных коммуникаций в 2021–2025 // Цифровая наука. 2021. № 4–2. С. 53–58.

Овчинникова Е.С. Особенности использования видеохостинга YouTube для продвижения бренда // Наука. Общество. Государство. 2017. № 4 (20). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-videohostinga-youtuve-dlya-prodvizheniya-brenda/pdf (дата обращения: 15.07.2022).

Огурцова В.С. Особенности интегрированной рекламы на платформе YouTube // Ломоносов – 2021: мат. междунар. конф. М.: МГУ, 2021. Режим доступа: https://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2021/data/22003/121864_uid101121_report.pdf (дата обращения: 17.07.2022).

Терских М.В., Саньков А.А. Современные тренды рекламного креатива: аналитический обзор // Медиатехнологии в условиях изменяющегося мира: тренды, проблемы, прогнозы: сб. трудов. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 87–94.

Щепилова Г.Г., Огурцова В.С. Рекламные возможности блогосферы на платформе YouTube // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. № 4. С. 792–806.

 

Katz E., Lazarsfeld P.F. (1957) Personal Influence. New York: Free Press.

 

Дата поступления в редакцию: 01.09.2022
Дата публикации: 20.10.2022