Архив



Роль сетевых медиа Республики Беларусь в формировании национальной идентичности



Кристина Долголаптева

Ссылка для цитирования: Долголаптева К.О. Роль сетевых медиа Республики Беларусь в формировании национальной идентичности // Меди@льманах. 2022. № 5 (112). С. 63−71. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.6371

DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2022.6371
EDN: RUSYRH

© Долголаптева Кристина Олеговна
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), k.dolgolapteva@yandex.ru



Ключевые слова: Республика Беларусь, национальная идентичность, белорусские медиа, политика памяти, белорусский язык.

В статье рассматриваются деятельность белорусских сетевых медиа и их роль в формировании национальной идентичности в условиях политической нестабильности и информационного противоборства. Автор анализирует журналистские материалы на наличие дискурсивных стратегий, выявляет факторы, повлиявшие на рост социальной поляризации и ангажированности населения Республики Беларусь, и причины зарождения процессов поиска новой национальной идеи.

 

Проблема конструирования национальной идентичности на современном этапе занимает особое место в медиадискурсе Республики Беларусь. Деятельность сетевых медиа в контексте предвыборной кампании кандидатов на пост президента страны (2020 г.) способствовала росту ангажированности белорусского населения и активизации процессов поиска новой национальной идеи.

В конце 1990 – начале 2000 гг. белорусская медиасистема мало отличалась от российской, в первую очередь это касалось телевидения: порядка 70% видеоконтента покупалось у российских государственных медиа (Вартанова (ред.), 2019: 45). Издания оппозиционной направленности, например «Нашай Нiвы», имели невысокие тиражи и слабо влияли на медиадискурс1. Сегодня ситуация изменилась: представленные на белорусском медиарынке негосударственные сетевые издания играют важную роль в общегосударственном информационном обеспечении.

 

Методология и цели исследования

В рамках данной статьи мы опирались на исследования, рассматривающие в первую очередь проблемы конструирования национальной идентичности: И.А. Николайчук, Т.С. Якова, М.М. Янгляева (2018, 2020), Т.С. Якова, Д.С. Чуфтаева (2020), Т.С. Якова, М.М. Янгляева (2019), В.А. Тишков (2010), Б. Андерсон (2016), Э. Геллнер (1991), Э. Хобс­баум и Т. Рейнджер (1983), К. Хирши (2011), Ш. Занд (2010, 2012), Д.У. Блум (2007), Э. Эриксон (1996), С. Хантингтон (2008), К.А. Кузнецов и П.А. Щелин (2014), Л.П. Саракун (2014), Х. Ортега-и-Гассет (2008), Р. Инглхарт и К. Вельцель (2011), К.С. Гаджиев (2011), Э.Д. Смит (1991), Л.Г. Титаренко (2010), П.Э. Рудлинг (2015), Ф. Краватцек и Н. Фрисс (2022). Тео­ретической базой послужили также работы, касающиеся своеобразия медиасистемы Республики Беларусь: А.А. Градюшко (2020), А.В. Данильченко, К.В. Якушенко, А.В. Потребин (2015), О.Г. Слука (2011). Кроме того, автор изучила научные статьи, рассматривающие вопросы теории журналистики, основы эмпирических исследований в сфере СМИ и особенности актуальных общественно-политических явлений: Я.Н. Засурский (2008, 2009), Е.Л. Вартанова (2014, 2015, 2017), Д.К. Халлин и П. Манчини (2004); И.Д. Фомичева (2011), Л.Н. Федотова (2001); С. Бедфорд (2021), Э. Матео (2022), Г. Онуч и Г. Зассе (2022), А. Кажарски (2021), А.А. Еловик (2021).

Научная новизна связана со слабой разработанностью темы в отечественной и зарубежной науке: проблеме белорусской национальной идентичности посвящено относительно небольшое количество работ (см. напр.: Науменко, 2010; Бикетова, Чернышов, 2018). Из-за динамичности развития внутриполитических процессов в Беларуси изученные ранее проблемы и задачи, связанные с объектом исследования, нуждаются в уточнении. В результате проведенного на актуальных эмпирических данных исследования автор пришел к новым выводам, которые отражают динамику процессов, повлиявших на поиск новой белорусской национальной идентичности в условиях политической нестабильности и информационного противоборства.

Объектом исследования стали процессы формирования национальной идентичности, предметом – публикации белорусских сетевых медиа, влияющие на конструирование национальной идентичности. Работа базировалась на методике эмпирических исследований И.Д. Фомичевой (2011). Чтобы выделить доминанты информационной повестки изучаемых изданий и определить значимость тех или иных инфоповодов в формировании белорусской национальной идентичности, мы провели контент-анализ публикаций крупных белорусских сетевых медиа. Эмпирическую базу исследования составили материалы, позволяющие определить отношение белорусов к своей этнической группе и государству как институту с точки зрения современных и исторических реалий: «СБ Беларусь сегодня» (ежемесячная посещаемость – 0,5 млн), Kyky (0,4 млн), «Наша Нiва» (6,5 млн), «Радыё Свабода» (1,1 млн, американский капитал2), отобранных по методу ключевых слов («нация», «идентичность», «белорусы», «беларусы», «язык», «флаг» и т.д.) за период с января 2019 по декабрь 2020 г. Выбор изданий был обусловлен как их высокой посещаемостью, так и относительно высокой частотой публикаций на исследуе­мую тематику.

 

Национальная идентичность: теоретические подходы

Понятие «идентичность» впервые появляется еще в трудах древних греков и с течением времени переосмысливается, приобретает новые значения. Многие исследователи сходятся в том, что идентичность усваивается индивидом в ходе определения принадлежности к социальным сообществам.

Идентичность – это самоотождествление индивида c крупной группой людей, которая в сознании этого индивида обладает характеристиками, отличающими данную группу от других. Национальная идентичность (макроидентичность) – это самоидентификация индивида с определенной нацией. Национальная идентичность включает в себя разные аспекты. Важнейший из них – национальное самосознание (Хантингтон, 2008).

В рамках нашей статьи мы опирались, в частности, на работы Б. Андерсона (2016), который акцентировал внимание на первостепенном значении средств массовой коммуникации в процессе конструирования национальной идентичности и создания чувства сопричастности, и К. Хирши (2011), который утверждал, что национализм базируется на символах прошлого, включая национальных героев, традиции, общий культурный бэкграунд.

Среди важнейших нациеобразующих элементов как Б. Андерсон (2016), так и К. Хирши (2011) рассматривают символы, которые позволяют отдельным индивидуумам идентифицировать себя с образом общности. К символам относятся не только национальный флаг, герб, гимн, но и национальный язык, история, культура, религия, система ценностей. Как правило, они создаются на определенных контрастах, чтобы «отстроиться» от других наций. Медиа являются инструментом, который цементирует базовые характеристики национального сознания.

 

Особенности конструирования белорусской национальной идентичности в сетевых медиа

Текущая политическая нестабильность в Республике Беларусь во многом является следствием информационного противоборства между государственными и оппозиционными изданиями. Повестка рассмат­риваемых медиа, влияющая на формирование национальной идеи, существенно различается (см. табл.).

Таблица.  Сравнительная характеристика образов-символов, транслируемых в повестке государственных и оппозиционных сетевых медиа в 2019–2020 гг.

Государственные медиа

Оппозиционные медиа

Стабильность как залог процветания страны.

Хаос как фактор перемен к лучшему.

Персонификация политики в лице лидера государства.

Деперсонификация политики в лице лидера государства.

Нерушимость итогов Великой Отечественной войны, положительное отношение  к советскому прошлому страны.

Переосмысление итогов Великой Отечественной войны, негативное отношение к советскому прошлому страны.

Развитие инициатив в рамках Союзного государства, поддержание дружбы с Россией и обращение к доводам об общей истории  и культуре в медиатекстах.

Протест против интеграционных процессов c Россией, формирование положительных образов представителей польской  и литовской культуры.

Поддержание традиционных ценностей: например, брак между мужчиной  и женщиной как единственно приемлемый способ создания семьи; положительный образ многодетных семей.

Пропаганда толерантного отношения  к разным формам гендерной идентичности и различным проявлениям сексуального самовыражения, выступление против запрета абортов.

Национальная символика, закрепленная  на законодательном уровне.

Бело-красно-белый флаг, герб «Погоня».

Создание привлекательного образа села  как места для жизни и построения карьеры.

Создание привлекательного образа большого города и профессий из сферы креативных индустрий.

Публикация материалов как на русском  (4/5 от всех анализируемых материалов),  так и на белорусском литературном языке (1/5 от всех анализируемых материалов).

Педалирование главенства белорусского языка, внедрение неологизмов  и заимствований из польского языка.

 

mediaalmanah.5.2022.6371.png

Рисунок. Соотношение упоминаний исторических персон, претендующих на статус национальных героев, в публикациях оппозиционных белорусских медиа

 

Изучая общие черты в риторике государственных и оппозиционных сетевых медиа, можно выделить конструирование образа мирной нации и позиционирование страны как географического центра Европы с курсом на выгодное многовекторное сотрудничество со всеми заинтересованными в этом государствами3. Однако лидеры оппозиции высказываются о необходимости отказа от «дополнительной защиты»4 со стороны России и от углубления интеграционных процессов.

 

Политика памяти как фундамент для конструирования национальной идеи

Вопросы, связанные с победой в Великой Отечественной войне, неоднократно поднимаются как в государственных, так и в оппозиционных медиа. Если первые считают победу в войне бесспорным великим подвигом советского народа, то вторые, хотя формально и оценивают позитивно подвиги партизан (у некоторых оппозиционных СМИ есть рубрики, посвященные исторической памяти5), однако чаще (в соотношении 3:2) публикуют статьи реабилитирующего характера о коллаборационистах: В. Годлевском, Р. Астровском, Я. Станкевиче, Е. Кипеле, Н. Мядзейко, А. Адамовиче и др. Также выходят в свет материалы, где выводы авторов свидетельствуют о том, что победа ценой таких жертв вовсе не победа, а поражение, что Советский Союз совершил преступление против своих граждан, вступив в войну с фашистской Германией.

Государственные медиа регулярно публикуют контент о выдающихся белорусских деятелях, которые внесли вклад в развитие культуры, науки, искусства и различных сфер общественной деятельности. Как правило, все они принадлежат периоду, когда белорусские земли входили в состав СССР. Проблема состоит в том, что, несмотря на значимость описываемых достижений, имена деятелей малоизвестны широкой аудитории.

Оппозиционные медиа действуют более грамотно в этом направлении, выстраивая геобрендинг страны на фундаменте персоналий, широко известных за пределами Беларуси. При этом страна позиционируется как наследница польско-литовской культуры; советское прошлое отвергается как неприглядная страница истории. Хотя период, когда белорусские земли входили в состав Речи Посполитой, объективно является временем культурного упадка на территории нынешней Республики Беларусь: исчез литературный язык (в XVIII в. не было издано ни одной книги на западнорусском/старобелорусском)6, белорусы лишились дворянства, этническое самосознание деградировало, само понятие государственности исчезло.

В контексте таких событий медиа формируют у белорусов положительные образы К. Калиновского, Т. Костюшко, Л. Сапеги, С. Батория, Гедимина, Миндовга и других представителей польской и литовской культуры (см. рис.). В большинстве случаев они формируются искусственным образом. Показательно, что у мифа о наиболее упоминаемом в оппозиционных медиа К. Калиновском есть точка отсчета – фальсифицирующая факты статья «Памяці Справядлівага», опубликованная В. Ластовским7 в газете «Гоман» в 1916 г.

 

Внедрение альтернативной национальной символики

В 2020 г. как никогда прежде стала популярной оппозиционная символика: бело-красно-белый флаг и герб «Погоня». Такая символика объединяет народ не потому, что люди сознательно выбрали этот флаг для отражения своей гражданской позиции с учетом коннотаций, приобретенных бело-красно-белым флагом в течение ХХ столетия, но скорее как символ, который объединяет всех недовольных государственной властью.

Бело-красно-белый флаг был создан в 1917 г. Его дизайн продумывал выходец из обедневшей польской шляхты К. Дуж-Душевский, который не скрывал отсутствие исторического обоснования у такой символики. В 1934 г. он писал: «Белорусы считали своим государственным флагом такой же флаг, как и литовцы <…>, но национального флага тогда еще не было, и мне пришлось сделать несколько проектов национального флага, один из которых был принят, а именно белая, красная и белая полосы. С этого времени этот флаг и является белорусским национальным флагом»8. Оппозиционные сетевые медиа тиражируют миф о многовековой истории флага, ссылаясь на то, что он был запечатлен как прасимвол белорусской государственности на картинах XV в.9

После распада СССР с 1991 по 1995 гг. бело-красно-белый флаг – без учета мнения населения страны – являлся государственным флагом Республики Беларусь. На референдуме 1995 г. 75,1% белорусов высказались за смену государственной символики10. Отметим, что в 2010 гг. отношение к флагу не изменилось: согласно опросу оппозиционной социологической организации «Беларуская аналітычная майстэрня», в 2018 г. за бело-красно-белый флаг проголосовало 13,2% населения страны.

 

Модифицирование национального языка

В ХХ в. сложилось две системы орфографии белорусского языка: тарашкевица (1918) и наркомовка (1933). После избрания А.Г. Лукашенко президентом на государственном уровне была принята орфографическая норма 1933 г. Но на тарашкевице и сегодня печатаются материалы в оппозиционных медиа. В XX в. деятели национального возрождения неоднократно перенимали польские лексемы, чтобы купировать сходство с русским языком (с точки зрения лингвистики белорусский язык определяется многими отечественными и зарубежными исследователями как диалект русского языка)11. Отметим, что русский язык является официальным государственным языком наравне с белорусским.

Пропаганда изучения белорусского языка в исследуемых оппозиционных медиа базируется на игре межъязыковыми паронимами. На сайте «Радыё Свабода» руб­рику, посвященную изучению «правильного» белорусского языка, ведет филолог В. Вечерко (Вінцук Вячорка). Его задача – показать, что русские слова для белорусов неприемлемы, потому что у белорусских аналогов этих слов прямо противоположные значения и коннотации.

Нередко авторы текстов рекомендуют читателям записываться на бесплатные языковые курсы «Мова нанова» (присутствует польский капитал12). Организаторы курсов убеждены, что языковая политика будет успешной, если «уменьшится агрессивное влияние на идеологию нашей страны так называемого русского мира»13.

 

Выводы

Среди стран бывшего СССР Беларусь считается самым последовательным в интеграции с Россией государством. Авторы, чьи научные работы непосредственно посвящены вопросу белорусской национальной идентичности, отмечали, что Рес­публика Беларусь не может сформулировать самостоятельную национальную идею и продолжает по инерции транслировать концепт советского периода. Согласно данным, полученным в ходе нашего исследования, можно сделать вывод, что к 2020 г. сформировалась альтернативная национальная идентичность. Ее зарождение было во многом обусловлено тем, что в рассматриваемый период в белорусском обществе наблюдался рост доверия к оппозиционным медиа, транслирующим идеи с новым семантическим наполнением. Оппозиционные медиа не только предлагали актуальную альтернативную повестку с акцентом на политическую составляющую, благодаря которой белорусы получали объяснения текущих событий, но и создавали вовлекающий контент с четкой идеологической линией, аргументированно убеждали не слишком искушенного в вопросах истории и политики молодого читателя-белоруса.

С учетом роста влияния в белорусском медиадискурсе изданий оппозиционной направленности мы можем утверждать, что актуальные тенденции конструирования белорусского самосознания базируются на порой сомнительных исторических фактах, на польско-литовском мифе, сформированном в противоположность идее о русском триединстве, на педалировании отличий между русскими и белорусами и попытках по примеру западной пропаганды представить Россию в негативном свете. В белорусском медиапространстве активно проводится политика памяти, внедряется альтернативная нацио­нальная символика, идет процесс модификации белорусского языка и трансформации общественных ценностей. Особое влияние на стремительный рост популярности альтернативной национальной идеи оказали события августа 2020 г. Вопрос способа конструирования новой национальной идентичности давно назрел, общество взяло курс на перемены.

 

Примечания

1 История «Нашей Нивы» c 1906 года до наших дней // Наша Ніва. 2017. Авг., 18. Режим доступа: https://nn.by/?c=ar&i=151632&lang=ru (дата обращения: 19.05.2022).

2 Пра нас / Радыё Свабода. Режим доступа: https://www.svaboda.org/about-us (дата обращения: 19.05.2022).

3 Макей: Беларусь должна и дальше придерживаться многовекторной внешней политики // Белта. 2021. Февр., 11. Режим доступа: https://www.belta.by/politics/view/belarus-dolzhna-i-dalshe-priderzhivatsja-mnogovektornoj-vneshnej-politiki-makej-428266-2021/ (дата обращения: 19.05.2022).

4 Тихановская: Беларуси не нужна дополнительная «защита» со стороны России // Белорусские новости. 2021. Апр., 21. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20210421175919/https://naviny.online/new/20210421/1619027204-tihanovskaya-belarusi-ne-nuzhna-dopolnitelnaya-zashchita-so-storony-rossii (дата обращения: 19.05.2022).

5 Рудак А. «Гэта не ўлада, калі яна знішчае сваіх людзей ні за што». Пра што партызаны пісалі ў сваіх дзённіках // Наша Ніва. 2020. Май, 07. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20200514022243/https://history.nn.by/?c=lr&i=239134 (дата обращения: 19.05.2022).

6 Ластоўскі В. Кароткая гісторыя Беларусі. Режим доступа: https://knihi.com/Vaclau_Lastouski/Karotkaja_historyja_Bielarusi.html# (дата обращения: 19.05.2022).

7 Формирование национально-политического мифа о Кастусе Калиновском // Анатомия этнополитики: моногр. / под ред. Л.В. Савинова. Новосибирск: СибАГС, 2015. С. 165.

8 Рудович С.С. Час выбару: праблема самавызначэння Беларусі ў 1917 годзе. Мiнск: Тэхналогія, 2001. С. 80.

9 50 фактаў за бел-чырвона-белы сьцяг / Радыё Свабода. 2016. Травень, 14. Режим доступа: https://www.svaboda.org/a/27734584.html (дата обращения: 19.05.2022).

10 Об итогах голосования на республиканском референдуме, который проводился 14 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года № 3728-XII / Протокол Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Режим доступа: https://rec.gov.by/uploads/folderForLinks/archive-referenda-1995-post.pdf (дата обращения: 19.05.2022).

11 Русское триединство. Руководство по просвещению змагаров / под ред. К.Ю. Аверь­янова-Минского. Минск: «18/63», 2018. С. 36.

12 «Чтобы не потеряли белорусскость». Как работает «Мова Нанова» за границей // Гродно.лайф. 2022. Янв., 26. Режим доступа: https://ru.hrodna.life/articles/mova-nanova-zamezhzha/ (дата обращения: 19.05.2022).

13 Языковой барьер. В Белоруссии стартует предвыборная кампания с национальным колоритом // Коммерсантъ Власть. 2015. Сент., 21. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2810828 (дата обращения: 19.05.2022).

 

Библиография

Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково поле, 2016.

Бикетова Е.А., Чернышов Ю.Г. Нациестроительство Республики Беларусь и европейский компонент белорусской идентичности // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 1. С. 94–103. DOI: 10.20542/0131-2227-2018-62-1-94-103

Вартанова Е.Л. К вопросу о медиаисследованиях как актуальной области научного знания // Меди@льманах. 2015. № 2. С. 8–10.

Вартанова Е.Л. Редакционная независимость: зарубежные концепции и реалии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 6. С. 4–20.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: актуальные противоречия и основы обновления // Меди@льманах. 2017. № 3. С. 8–12.

Гаджиев К.С. Национальная идентичность: концептуальный аспект // Вопросы философии. 2011. № 10. С. 3–16.

Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991.

Градюшко А.А. Региональные медиа в цифровой среде. Минск: Звязда, 2020.

Данильченко А.В., Якушенко К.В., Потребин А.В. Информационный рынок и единое информационное пространство: мировой контекст и белорусский опыт. Минск: БГУ, 2015.

Еловик А.А. Образ России в социальных медиа белорусской оппозиции (2019–2020 гг.) // Вопросы политологии. 2021. № 6 (70). С. 1748–1755.

Занд Ш.Кто и как изобрел еврейский народ. М.: Эксмо, 2010.

Занд Ш. Кто и как изобрел Страну Израиля. М.: Эксмо, 2012.

Засурский Я.Н. Колонка редактора: журналистика и вызовы ХХI века // Вестн. Моск. ун-та. 2009. № 5. С. 5–8.

Засурский Я.Н. Колонка редактора: международная журналистика в многополярном мире // Вестн. Моск. ун-та. 2008. № 3. С. 3–6.

Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. М.: Новое изд-во, 2011.

Коровникова Н.А. Национальная идея: идеологический аспект // Национальная идея России: мат. Всерос. науч.конф. М.: Науч. эксперт, 2011. С. 198.

Коровникова Н.А. Предпосылки и перспективы формирования национальной идеи современной России: дис. … канд. полит. наук. М., 2009.

Кузнецов К.А., Щелин П.А. Национальная идентичность и устойчивая государственность // Сравнительная политика. 2014. № 1 (14). С. 31–36.

Науменко Л. И. Белорусская идентичность. Концептуализация понятия // Социологический альманах. 2010. № 1. С. 171–180.

Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Национальная идентичность как морфоскульптура и фактор ментального общественного ландшафта в контексте национальной безопасности. Медиагеографический подход // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 141–157.

Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Управление прошлым. Медиа, мифотворчество, идентичность. М.: ИКАР, 2020.

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания. М.: Изд-во АСТ, 2008.

Саракун Л.П. Теоретико-методологические основы исследования национальной идентичности // Идеи и идеалы. 2014. № 2 (20). С. 22.

Слука О.Г. СМИ Беларуси в условиях строительства социально ориентированной экономики. Минск: БГУ, 2011.

Титаренко Л.Г. Концепция белорусской национальной идентичности в условиях современной многовекторности развития // Философия и социальные науки. 2010. № 4. С. 24–30.

Тишков В.А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. СПб.: СПбГУП, 2010.

Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Ин-т социологии РАН, 2001.

Фомичева И.Д. Исследования СМИ: методология, подходы, методы. М.: Фак. журн. МГУ, 2011.

Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: Изд-во АСТ, 2008.

Энциклопедия мировой индустрии СМИ: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Е.Л. Вартановой. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 2019.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / под ред. А.В. Толстых. М.: Издат. группа «Прогресс», 1996.

Якова Т.С., Чуфтаева Д.С. Проблема сохранения национальной идентичности швейцарцев в условиях глобализации (медиаметрический анализ) // Меди@льманах. 2020. № 6. С. 94–106. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2020.94106

Якова Т.С., Янгляева М.М. Роль медиа в конструировании региональной идентичности: медиагеографические подходы // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 3. С. 485–496.

 

Bedford S. (2021) The 2020 Presidential Election in Belarus: Erosion of Authoritarian Stability and Re-Politicization of Society. Nationalities Papers 49 (5): 808– 819.

Blum D.W. (2007) National Identity and Globalization: Youth, State, and Society in Post-Soviet Eurasia. Cambridge, New York: Cambridge University Press.

Hallin D.C., Mancini P. (2004) Comparing Media Systems: Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press.

Hirschi C. (2011) The Origins of Nationalism. An Alternative History from Ancient Rome to Early Modern Germany. Cambridge: Cambridge University Press.

Hobsbawm E., Ranger T. (1983) The Invention of Tradition. Cambridge: Cambridge University Press.

Kazharski A. (2021) Belarus’ New Political Nation? 2020 Anti-Authoritarian Protests as Identity Building. New Perspectives 29 (1): 69–79.

Krawatzek F., Friess N. (2022) Youth and Memory in Europe: Defining the Past, Shaping the Future. Berlin, Boston: De Gruyter.

Mateo E. (2022) “All of Belarus Has Come Out onto the Streets”: Exploring Nationwide Protest and the Role of Pre-Existing Social Networks. Post-Soviet Affairs 38 (1–2): 26–42.

Onuch O., Sasse G. (2022) Anti-Regime Action and Geopolitical Polarization: Understanding Protester Dispositions in Belarus. Post-Soviet Affairs 38 (1–2): 62–87.

Rudling P.A. (2015) The Rise and Fall of Belarusian Nationalism, 1906–1931. Pittsburgh, PA: University of Pittsburgh Press.

Smith A.D. (1991) National Identity. Reno: University of Nevada Press.

 

Дата поступления в редакцию: 03.09.2022
Дата публикации: 20.10.2022