Архив



Аудиовизуальные коммуникации в цифровую эпоху



Галина Щепилова

Ссылка для цитирования: Щепилова Г.Г. Аудиовизуальные коммуникации в цифровую эпоху // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 32–39. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.3239

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.3239
EDN: METYAI

© Щепилова Галина Германовна
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), shgg@yandex.ru



Ключевые слова: радио, телевидение, аудио- и визуальная информация, цифровая среда, кафедра телевидения и радиовещания.



Статья посвящена научной и учебной деятельности кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Основная задача кафедры – подготовка квалифицированных специалистов в области телевидения и радиовещания. В медиаисследованиях и учебных программах кафедры представлены современные знания об особенностях функционирования цифровых аудиовизуальных платформ. Среди направлений научных изысканий ученых – история, теоретические концепции, форматные и жанровые характеристики, языковые аспекты телевидения и радиовещания, выразительные средства радио и телевидения в условиях изменения медиапотребления.

 

Кафедра телевидения и радиовещания, основанная на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова в 1958 г., стала первой кафедрой в СССР, где началось изучение и преподавание теории и практики телевидения и радиовещания и осуществлялась подготовка специалистов для этих отраслей медиа. Первым заведующим кафедрой был кандидат исторических наук, доцент В.В. Евгеньев.

 

Сохраняя традиции

Кафедра телевидения и радиовещания изначально была ориентирована на подготовку специалистов для теле- и радиовещания, которые должны понимать особенности функционирования телевидения и радио в обществе и медиасреде. Не удивительно, что многие сотрудники считают главной в деятельности практическую направленность, ориентацию на профессиональную подготовку студентов, которые смогут занять достойные позиции в действующих теле- и радиоредакциях. Однако обучение невозможно без комплекса учебно-методических материалов, которые могут быть разработаны на основе научного осмысления роли и места телевидения и радиовещания в медиасреде и в обществе, без понимания основных инструментальных приемов, связанных с программированием и продюсированием, без изучения контентных стратегий и использования выразительных средств, оказывающих влияние на форматно-жанровые компоненты.

Традиционно основные направления научных исследований были связаны с целями и задачами учебного процесса. История, теоретические концепции, языковые аспекты радиовещания и телевидения, структура редакции и тематическое наполнение эфира, этическое и правовое регулирование, методы работы телевизионного и радиожурналиста – все эти вопросы долгое время оставались в центре внимания сотрудников кафедры. Темы кандидатских и докторских диссертаций были связаны с жанрами и формами телевидения, радиожурналистики, с художественно-публицистическими аспектами телевизионного и радиоконтента, с опытом зарубежных стран и т.д. Выдающимися авторами классической школы изучения радио и телевидения были Э.Г. Багиров (1968 (соавт. И.Г. Кацев), 1978), Л.Д. Болотова (2009, 2014), Р.А. Борецкий (1961, 2002, 2012), Г.Н. Бровченко (2010), С.В. Дробашенко (1962, 1972), Г.В. Кузнецов (1980, 2004), С.А. Муратов (2012, 2016, 2019), А.Ф. Панфилов (1984), В.Н. Ружников (1984 (ред.), 2002), И.Н. Тхагушев (2007), В.Л. Цвик (2004), А.А. Шерель (2000 (ред.), 2004), А.Я. Юровский (2002 (ред.)), В.Н. Ярошенко (1973) и др. (см. подр.: Преподаватели кафедры, 2018). До сих пор учебники, учебные пособия, монографии и научно-публицистические размышления этих известных ученых в области радио- и телевещания остаются востребованными как студентами, так и специалистами-практиками.

В дополнение к учебным, учебно-методическим, литературным и научным публикациям преподавателей классической школы молодыми сотрудниками кафедры – организаторами и вдохновителями исследований изменившегося профессионального поля – подготовлены новые, которые отражают изменившуюся ситуацию на телевидении и радио (Болотова Е., Болотова Л., 2019; Долгова, 2018; Малькова, 2017; Современное радио в России, 2021; Телевизионная журналистика, 2021; Тихонова, 2020; Филиппов, 2016; Чобанян, 2016, 2018).

 

Новый этап в изучении аудиовизуальных коммуникаций

Телевидение и радиовещание прошло несколько этапов становления и развития, каждый из которых характеризовался своими особенностями. В начале 1990 гг. состоялся переход от государственного владения и комплексного регулирования телевизионной и радийной отраслей к коммерческой модели. И хотя роль государства в России по-прежнему велика, развитие коммерческого телевидения и радиовещания идет быстрыми темпами, притормаживая лишь в периоды национальных экономических кризисов или международных катаклизмов, одним из которых, несомненно, стала пандемия. Кроме того, на современное радио и телевидение значительное влияние оказывают новые технологические возможности.

Настоящий этап, который связан прежде всего с переходом на разные модели финансирования и формулированием новых функциональных задач, мы называем трансформационным. Необходимость теоретического осмысления и научного анализа масштабных изменений в телевизионной и радийной среде представляется нам более чем очевидной. Степень доверия традиционным радио и телевидению по-прежнему достаточно высока; телесмотрение устойчиво занимает одну из первых позиций в структуре досуга населения. Вместе с тем современные цифровые технологии не только предоставляют большие возможности для совершенствования контента, но и несут в себе определенные вызовы для устоявшихся в течение десятилетий форм и методов работы радио- и тележурналистов. Процессы трансформации, затрагивающие содержательную, производственную, экономическую сферы деятельности теле- и радиовещания, меняют форматно-жанровую структуру, тематическое наполнение: появляются новые, гибридные формы, происходит обновление и расширение палитры выразительных средств.

Контент-стратегии современного теле- и радиовещания разворачиваются в цифровом пространстве и переходят границы традиционных форм доставки сигнала: активно осваивается Интернет, и можно уверенно говорить о том, что этот тренд будет только развиваться.

Технологические прорывы существенно изменили сегмент электронных СМИ. Именно поэтому возникла необходимость анализа, осмысления, выработки и систематизации единого понятийного аппарата. В 2018–2020 гг. кафедра работала над системным исследованием «Трансформация контент-стратегий современного радиовещания и телевидения в цифровой среде». Анализ текущих тенденций проводился с опорой на классическую теоретическую базу, но с пониманием особенностей актуальных практик теле- и радиовещания. Основные цели исследования:

  • проанализировать векторы развития содержательных особенностей различных видов вещания с учетом традиционных и новых способов дистрибуции контента;
  • изучить и классифицировать форматные и жанровые характеристики, выразительные средства радио и телевидения в условиях цифровой среды и изменения медиапотребления;
  • на основе предшествующих исследований упорядочить понятийный аппарат, применяемый при изучении контента радио и телевидения;
  • с учетом трансформации практик контент-стратегий выработать и структурировать новые подходы к изучению теле- и радиоконтента в современных условиях.

В рамках поставленных целей была разработана методика исследования, создан единый кодификатор для контент-анализа. Для эмпирического осмысления были выбраны телеканалы «большой тройки» – «Первый канал», «Россия 1», НТВ, а также радиостанции московского FM-диапазона Business FM, «Вести FM» и «Коммерсантъ FM».

Это направление актуализировалось в следующих ракурсах:

  • тенденции меняющейся системы телерадиовещания (контент, медиасобственность и бизнес-модели, аудиторный фактор);
  • изменение социальной функции вещания: гражданская журналистика и журналистика социального действия;
  • трансформации жанров и форматов, проблемы «документальности» и «развлекательности» современной журналистики;
  • изучение критериев классификации программ;
  • влияние телевидения и радиовещания на смену культурного кода;
  • конвергенция телевидения, радио и новых медиа: кроссформаты и новый потре­битель;
  • медиакритика и вещательная индустрия: общественная экспертиза содержания электронных медиа в коммуникационной среде.

По результатам исследования были опубликованы статьи в ведущих научных журналах (Болотова, Сырков, 2020; Долгова, Перипечина, Тихонова, 2019, 2021; Круглова, Болотова, 2020; Круглова, Дунце, 2021; Круглова, Тихонова, Болотова, 2019).

Изучение документального и игрового кино также входит в поле научных исследований кафедры. Эта тема необычайно востребована студентами, о чем свидетельствует высокая наполняемость групп дисциплин по выбору, спецкурсов, спецсеминаров. Следует отметить, что кафедра телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ – одна из немногих в стране, преподавательский состав которой обладает необходимым творческим и научным потенциалом для изучения кино. В публикациях наших коллег рассматриваются различные проблемы: особенности создания документального фильма (Борисов, 2018), сериальные показы на телевидении и их роль в системе киноискусства (Филиппов, 2018), девальвация документальности на современном телеэкране (Малькова, 2019).

Понимание того, что видео- и аудиоконтент сегодня активно востребован в Интернете, привело к созданию отдельной исследовательской группы, которая занимается этим сегментом. Основными темами здесь являются:

  • анализ динамики потребления аудио- и видеоконтента в Интернете разными возрастными группами аудитории;
  • классификация жанровых образований и форматных подходов;
  • структура ресурсов аудио- и видеоконтента в Интернете;
  • монетизация видеоблогов и подкастов.

В настоящее время вышло в свет учебное пособие «Онлайн-видео: структура, контент, монетизация» (Круглова, Чобанян, Щепилова, 2020), было опубликовано несколько значимых научных статей (Круглова, 2019, 2020; Круглова, Болотова, 2020; Круглова, Мамедов, 2021; Круглова, Щепилова, 2019; Щепилова, Круглова, Литвинцев, 2019). В основной учебный план бакалавриата и магистратуры внедрены новые дисциплины – «Видеоконтент в Интернете» и «Аудиовизуальный сегмент Интернета».

 

Стратегия коммуникационной активности и публичной презентации

В последние годы сотрудники кафедры придерживаются новой стратегии публикационной активности, сосредоточив свои усилия на публикациях в высокорейтинговых научных журналах (Chobanyan, 2020; Shchepilova, Zukov, Chobanyan, 2020), принимают активное участие во всех значимых конференциях факультета и проводят собственную ежегодную конференцию – Ружниковские чтения.

Конечно же, кафедра нацелена на сотрудничество с другими центрами журналистского образования, на презентацию своих научных достижений и дискуссию о подготовке кадров. В настоящее время сложилось прочное профессиональное сотрудничество с двумя московскими вузами – Академией медиаиндустрии и Российским университетом дружбы народов, с коллегами из Воронежа, Екатеринбурга, Иркутска, Казани, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Томска, Челябинска. Расширяющаяся география сотрудничества дает возможность проводить совместные исследования, включив в эмпирическое поле региональное теле- и радиовещание. Кроме того, существует амбициозная идея создать под эгидой факультета журналистики МГУ Ассоциацию кафедр телевидения и радиовещания России. Ассоциация могла бы стать площадкой для повышения квалификации преподавателей, организационной структурой для проведения научно-практических дискуссий, экспертным сообществом по выработке единых стандартов обучения специалистов для радио и телевидения.

 

Новые вызовы

Тщательной проработки и решения требуют некоторые проблемы. Прежде всего, речь идет о расширении спектра реальных эмпирических исследований с привлечением студентов, магистрантов и аспирантов. В настоящее время это делается в точечном режиме по инициативе отдельных преподавателей, но кафедра осознает назревшую необходимость систематизировать эти инициативы и разработать стратегию сотрудничества. Это одна из первостепенных задач, решение которой позволит усилить качественную составляющую исследовательской деятельности и повысит уровень вовлеченности студентов всех уровней образования.

Вторая важнейшая проблема – привлечение внешнего финансирования для исследовательской деятельности в рамках различных грантов. Для ее решения в ближайшее время необходимо:

  • конкретизировать темы исследований, удовлетворяющих критериям грантодателей;
  • провести методологический семинар для преподавателей кафедры по презентации претендующих на грант исследований с приглашением успешных грантополучателей;
  • привлечь в исследовательские коллективы представителей других кафедр и представителей индустрии.

Одним из векторов развития кафедры может стать также укрепление сотрудничества с общественными и индустриальными организациями, имеющими отношение к сферам интересов кафедры, расширение системного взаимодействия с представителями теле- и радиосообществ. В настоящее время такое сотрудничество осуществляется: представители радио- и телеиндустрии проводят мастер-классы, принимают студентов на практику, участвуют как эксперты в разборе студенческих работ. Но сотрудничество должно быть системным и комплексным. Речь идет об исследованиях, которые кафедра может проводить по заказу индустрии; об экспертизе отдельных направлений развития отрасли; о проведении совместных мероприятий, связанных с творческими, индустриальными и технологическими аспектами; о разработке профессиональных стандартов и компетенционных требований к сотрудникам телевидения и радиовещания.

В контексте меняющегося медиапотреб­ления и технологического расширения медиасреды возникла еще одна проблема. Сегодня и телевидение, и радио не являются больше единственными агрегаторами теле- и радиоконтента: аудиовизуальный контент выходит за пределы традиционных СМИ и прочно обосновывается в онлайн-среде. Занимаясь аудиовизуальным контентом в Сети, кафедра хорошо понимает, что современного студента интересуют в большей степени блоги, подкасты, вайны и другие ранее неизвестные формы контента. В связи с этим название кафедры уже не соответствует ни духу времени, ни задачам подготовки специалистов, ни даже той реальности, в которой она уже существует. Реальность эта видится нам в расширении профессиональных компетенций студентов, способных работать на разных технологических платформах и создавать востребованные аудиторией аудио- и видеопродукты. Возможно, название кафедры логично соотнести с этой реальностью – например, кафедра аудиовизуальных медиа или кафедра аудиовизуальной журналистики.

 

Библиография

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М.: Искусство, 1978.

Багиров Э.Г., Кацев И.Г. Телевидение: ХХ век: Политика. Искусство. Мораль. М.: Искусство, 1968.

Болотова Е.А., Болотова Л.Д. Радиофильм. Генезис жанра (1920–1940 гг.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 74–89. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.7489

Болотова Е.А., Сырков Г.В. Информационные радиостанции Business FM, «Вести FM» и «Коммерсантъ FM»: сравнительный анализ утреннего эфира // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 3. С. 462–471. DOI: 10.17150/2308-6203.2020.9(3). 462-471.

Болотова Л.Д. Москва – регионы: новый тренд в отечественном радиовещании // Социальные аспекты современного вещания в России / под ред. Л.Ю. Мальковой, О.В. Тихоновой. М.: Фак. журн. МГУ, 2014. С. 80–86.

Болотова Л.Д. Радиовещание на фоне времени // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 4. С. 51–56.

Борецкий Р.А. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ. М.: ИКАР, 2012.

Борецкий Р.А. Информационные жанры телевидения. М.: [б. и.], 1961.

Борецкий Р.А. Осторожно, телевидение! М.: ИКАР, 2002.

Борисов С.И. Технология создания документального фильма. М.: Аспект Пресс, 2018.

Бровченко Г.Н. Сценарий неигрового фильма и экранные средства воплощения журналистского замысла: в 2 кн. М.: Фак. журн. МГУ, 2010.

Долгова Ю.И. Трансформация общественно-политического телевещания в постсоветский период: факторы, параметры, проблемы // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 5. С. 62–83. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2018.6282

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Контент-стратегии телеканалов «большой тройки»: тематика, жанры, форматы // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2019. № 61. С. 237–255. DOI: 10.17223/19986645/61/14

Долгова Ю.И., Перипечина Г.В., Тихонова О.В. Программирование тайм-слотов телеканалов «большой тройки»: эфир будних дней // Вестн. Томск. гос. ун-та. Филология. 2021. № 69. С. 321–339. DOI: 10.17223/19986645/69/16

Дробашенко С.В. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма. М.: Наука, 1972.

Дробашенко С.В. Экран и жизнь: О художественном образе в документальном фильме. М.: Искусство, 1962.

Круглова Л.А. Медиапотребление видеоконтента цифровым поколением // Медиаскоп. 2019. Вып. 2. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2542 DOI: 10.30547/mediascope.2.2019.1

Круглова Л.А. Русскоязычные разговорные радиостанции на платформе YouTube: визуализация аудиоконтента // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2020. Т. 19. № 6. С. 159–170. DOI 10.25205/ 1818-7919-2020-19-6-159-170

Круглова Л.А., Болотова Е.А. Контент радиостанций Business FM, «Вести FM» и «Коммерсантъ FM» в социальных медиа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 3. С. 56–78. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2020.5678

Круглова Л.А., Дунце Ю.А. Жанры, тематика и выразительные средства информационных радиостанций московского FM-диапазона // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 1. С. 51–62. DOI: 10.17150/2308-6203.2021.10(1).51-62.

Круглова Л.А., Мамедов Д.Э. Проблемы подкастинга в России // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. 2021. Т. 20. № 6. С. 156–167. DOI: 10.25205/1818-7919-2021-20-6-156-167

Круглова Л.А., Тихонова О.В., Болотова Е.А. Ночной эфир московских информационных радиостанций Business FM, «Вести FM» и «Коммерсантъ FM»: особенности программирования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 3. С. 44–61. DOI: 10.30547/vestnik.journ.3.2019.4461

Круглова Л.А., Чобанян К.В., Щепилова Г.Г. Онлайн-видео: структура, контент, монетизация: учеб. пособие / под ред. Г.Г. Щепиловой. М.: Аспект Пресс, 2020.

Круглова Л.А., Щепилова Г.Г. Видеоконтент в Интернете: особенности аудиторного потребления // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 342–355. DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(2).342-355.

Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналист. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Малькова Л.Ю. Девальвация документальности: фильм и ток- шоу в общественно-политическом телевещании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 52–73. DOI: 10.30547/vestnik.journ.2.2019.5273

Малькова Л.Ю. Информационные запросы общества и экспрессивность аудиовизуальных медиа // Вестн. ВГИК. 2017. № 4 (34). С. 134–144.

Муратов С.А. Телевизионная журналистика. Телевидение в поисках телевидения: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016.

Муратов С.А. Я думаю, ты думаешь. М.: МедиаМир, 2012.

Основы радиожурналистики / под ред. Э.Г. Багирова, В.Н. Ружникова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Панфилов А.Ф. Радиовойна: история и современность: очерки о внешнеполитической радиопропаганде фашистской Германии, США, Англии и ФРГ. М.: Искусство, 1984.

Преподаватели кафедры телевидения и радиовещания факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. Биографический и библиографический указатель (1958–2018) / под ред. О.В. Тихоновой. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Радиожурналистика: учебник / под ред. А.А. Шереля. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.

Ружников В.И. Лекции по истории отечественного радиовещания 1895–2001 гг. М.: ГИТР, 2002.

Современное радио в России: учеб. пособие / под ред. Г.Г. Щепиловой и Л.А. Кругловой. М.: Аспект Пресс, 2021.

Телевизионная журналистика: учеб. пособие / под ред. Г.В. Перипечиной, Ю.И. Долговой. М.: Аспект Пресс, 2021.

Телевизионная журналистика: учебник для студентов вузов / ред. кол.: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та; Высш. шк., 2002.

Тихонова О.В. Радиогазеты в Советской России (1920–1930-е гг.). М.: Фак. журн. МГУ, 2020.

Тхагушев И.Н. Радиоаудитория: проблемы изучения (страницы истории) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2007. № 3. С. 39–45.

Филиппов С.А. В чем разница между телевидением и кино? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 87–108.

Филиппов С.А. Сериалы и будущее киноискусства: эстетическая проблема // Меди@льманах. 2018. № 6. С. 42–48. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2018.4248

Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: история, теория, практика. М.: Аспект Пресс, 2004.

Чобанян К.В. Современный информационный телеканал: жанровые приоритеты и языковая модель. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.

Чобанян К.В. Тема как жанрообразующий фактор контента информационных телеканалов (на материале телеканалов Си-эн-эн и «Россия 24») // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 2. С. 3–22.

Шерель А.А. Аудиокультура ХХ века: история, эстетические закономерности, особенности влияния на аудиторию. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

Щепилова Г.Г., Круглова Л.А., Литвинцев А.Э. Видеоконтент в Интернете: аудиторные предпочтения // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология. Журналистика. 2019. № 4. С. 134–138.

Ярошенко В.Н. Информационные жанры радиожурналистики. М.: [б. и.], 1973.

 

Chobanyan K. (2020) Up for a Challenge? Digital Practices of 24-hour News Channels. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 3: 35–56. DOI: 10.30547/worldofmedia.3.2020.2

Chobanyan K.V., Shchepilova G.G., Zhukov D.V. (2020) The New Reality: Crimean and Sevastopol Television after 2014. Russian Journal of Communication 12 (2): 171–186. DOI: 10.1080/19409419.2020.1825054

 

Дата поступления в редакцию: 20.11.2022
Дата публикации: 21.12.2022