Ссылка для цитирования: Минаева О.Д. Традиции и вызовы времени: современные задачи историко-правовых исследований // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 40–47. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.4047
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.4047
EDN: MPUPOJ
© Минаева Ольга Дмитриевна
доктор филологических наук, заведующая кафедрой истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), olg-minaeva@yandex.ru
Основные направления работы кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ связаны с общим вектором изучения истории и современного развития системы СМИ нашей страны. Для создания любой научной работы, посвященной истории отечественных медиа, необходимо хорошо ориентироваться в истории России, особенно XX в. Анализ регулирования деятельности СМИ требует знания не только актуальных законов, принятых в последние три десятилетия, но и исторических особенностей государственного регулирования прессы.
Внушительный список научных трудов преподавателей кафедры позволяет проследить, как складывались традиции научной школы (История советской журналистики, 2013; История отечественных СМИ, 2014). За более чем полувековую историю кафедры были разработаны методики, соответствовавшие потребностям советского периода. Как и другие исторические исследования той эпохи, развивавшиеся в русле «Краткого курса истории ВКП(б)», труды по истории прессы имели хорошо известные всем недостатки. Однако их отличали скрупулезный анализ всех доступных на тот момент источников, тщательная работа с подшивками прессы, изучение историко-культурного контекста, системный подход.
Несмотря на многочисленные «запретные зоны», которые приходилось обходить молчанием, на конъюнктурность и пр., научная литература советского периода заслуживает внимания. Интересно, что те работы ученых нашего факультета, которые в 1950–1980 гг. относились к теоретическим, теперь стали работами историческими. В них исследуется история развития советских жанров, функции публицистики, воспитательное и просветительское воздействие прессы на общество и т.д. Научные труды по теории и истории советской прессы развивали традиции отечественных исследований печати дооктябрьского периода.
В последние 30–35 лет история – из гуманитарных наук в наибольшей степени – была затронута политическими и иными трансформациями нашего общества. «Перестроечный переполох с перекосом советской истории в нервический ужас сбил с толку всех» (Андреева, 2009: 14). Студенты в период перестройки и в начале 1990 гг. требовали «правдивых» учебников, по истории и истории советской журналистики отменили экзамены, а дискуссия о том, что в историческом прошлом было «хорошо» и что «плохо», велась не только в академических кругах, но и в массмедиа. Нужны были новые учебники, но, конечно, в первую очередь новые фундаментальные исторические исследования и новые подходы к осознанию роли прессы в жизни страны.
В истории отечественных СМИ в последние 20–30 лет существовала проблема учебников, отражавших современный взгляд на историю прессы XX века, которую кафедра по мере сил решала (Кузнецов 2002; Русская журналистика в документах, 2002, 2003; История русской периодической печати, 2004; Овсепян, 2005, Минаева, 2018).
В исторической науке и – шире – в гуманитарных науках в целом с конца 1990 гг. ведутся объективные исследования различных сфер социалистического строя, культуры, духовного развития и других сторон советского общества. Одновременно с этим в российской прессе продолжают формироваться исторические стереотипы, базирующиеся на искаженных или полностью неверных представлениях. В этом процессе поражает позиция научного сообщества: историки неохотно участвуют в публичных дискуссиях, не хотят спорить со стереотипами, формируемыми СМИ, прекрасно понимая, что они мыслят совсем иными категориями, нежели журналисты. Позиция ученых – неангажированный, не связанный с политической конъюнктурой анализ событий и явлений – позволяет формировать у студентов зрелые представления об истории и современности страны.
Сегодня, когда по истории сдают экзамен в формате ЕГЭ, есть значительное количество учебников по истории России для абитуриентов и студентов, на первый план вышли проблемы с выводами по тому фактическому материалу, который в них изложен. Наличие споров в академическом сообществе историков, в публикациях прессы, как и проблема различия личных взглядов на историю страны школьных учителей, приводят к тому, что преподаватель этого предмета сталкивается с необходимостью переубеждать студента или спорить с ним. Задача переубеждения в том, чтобы показать молодому человеку более объективный и лишенный исторических стереотипов способ оценивать фактический материал, показать истоки различия взглядов и исходных точек оценок.
В печати нередко встречается мнение, что преподавательская и научная работа – это разные профессии. Однако представляется, что преподавателю гуманитарных предметов научная работа необходима. Современные СМИ развиваются, форматы меняются, аудитория прессы с каждым новым поколением трансформируется так быстро, что преподаватели, находясь в этом потоке изменений, постоянно должны анализировать те процессы в прессе и обществе, с которыми сталкиваются, разрабатывать новые методики исследований, «осваивать» новые научные материалы. Научная работа – это и есть эффективный путь к профессиональному росту преподавателей.
Учебник – результат огромной работы ученого по осмыслению обширного материала и методов его презентации. Учебник по истории, с одной стороны, должен излагать большой фактический материал, с другой – оказывать воспитательное воздействие, демонстрировать методику формирования выводов (Гутнов, 2020, 2021). Базовые знания по истории исключительно важны для изучения истории русской и зарубежной литературы, истории российской и зарубежной журналистики и других предметов.
История – постоянная тема как в публикациях отечественной прессы, так и в дискуссиях с зарубежными массмедиа. Поэтому особый акцент в учебных пособиях для журналистов делается на темах, которые вызывают публичные споры. Студентам важно эмоционально включаться в события, о которых идет речь, ведь учебники по истории кроме изложения ожидаемого для вуза набора исторических событий содержат истории личностей, сыгравших в них значимую роль. Именно такая форма подачи помогает связать политическую и экономическую историю с развитием российской культуры, особенно литературы и публицистики. Понимание внутренней взаимосвязи предметов, преподаваемых разными кафедрами, сформированное у студентов внятное общее представление об истории развития нашей страны и взаимосвязи исторических событий и современности чрезвычайно актуальны.
Важным и традиционным для кафедры научным направлением является история отечественных СМИ XX в. Практически весь XX в. связан с установлением, развитием и разрушением советского строя. Советская пресса начиналась не с чистого листа, а с истории дооктябрьской (в основном подпольной) печати РСДРП(б). Партийно-советская печать не просто тесно связана с историей партии большевиков, она позиционировалась как часть этой истории.
В 1934 г. был издан тиражом в 10 000 экземпляров учебник для студентов Всесоюзного Коммунистического института журналистики (Редактирование, 1934). В числе авторов этого труда был известный советский журналист М. Кольцов. В учебнике сформулированы представления той эпохи о функциях советских СМИ, названы профессиональные требования к журналистам, определено место массмедиа в сложившейся системе управления государством. Конечно, этот учебник сейчас кажется архаичным, пересказать его современным языком достаточно сложно, однако для студентов было бы полезно ознакомиться с подобной литературой для полноты представления о советской модели СМИ.
Самая важная задача и в научных исследованиях, и в преподавательской практике кафедры на сегодняшний день – это участие в углубленных исследованиях материалов, закрытых ранее для ученых, а также использование современных методик анализа деятельности СМИ.
Период переоценки и крайне критического отношения к недавнему советскому прошлому совпал с кардинальными переменами в системе отечественных медиа. После активного «разоблачения» в СМИ и в научном дискурсе деятельности КПСС, советской власти и советских лидеров в 1990 гг., в 2000 гг. возникли отчасти ностальгия, отчасти более здравый, сбалансированный взгляд на недавнюю историю страны. В ходе социологических опросов (в 2000 и 2010 гг.) выяснилось, что для наших современников авторитетной политической фигурой является И.В. Сталин. Его рейтинги уступают только рейтингам действующего Президента РФ В.В. Путина. Сталин «обгоняет» большинство современных российских политиков и чаще всего лидирует в рейтингах исторических деятелей России. Публикации таких результатов социологи обычно начинают с вопроса «почему», но всерьез разбираться никто не хочет – слишком сложный комплекс проблем. Возможно, причиной высоких рейтингов Сталина является незавершенная трансформация идеологии советского общества в систему ценностей общества капиталистического. Это логичное направление изучения истории российской и советской прессы XX в. Вопросы о том, какие ценности и какими средствами формировались и/или трансформировались у нашего общества на различных исторических этапах в российских СМИ, должны в первую очередь интересовать исследователя истории журналистики.
В массмедиа актуальной стала тема советского прошлого, особенностей и качеств «советского человека», решающую роль в воспитании которого сыграла журналистика. Как именно это происходило, какие технологии использовались, какие ценности транслировались и что думали сами журналисты о своей миссии? Советский период интересен и значительным количеством пересечений с современными российскими проблемами. Наше общество «родом из СССР», как и многие его проблемы. Поэтому исследования истории медиа советского периода часто оказываются очень актуальными.
Журналистика традиционно была в России инструментом идеологического воздействия власти на общество. И государство регулировало и контролировало деятельность периодических изданий – политическими, экономическими, цензурными и репрессивными мерами. Отечественные ученые уделяли больше внимания рассмотрению гонений на прессу и на журналистов, чем, скажем, экономике периодических изданий, типологическому разнообразию и т.д. История нашей журналистики все еще интересна большим выбором новых, неисследованных направлений (Гутнов, 2014 (а, б), 2015; Минаева, 2011 (в), 2015, 2016, 2018 (а, б), 2020; Сарычева, 2017 и др.).
У исследователей сейчас появилась возможность более спокойно изучать советский период журналистики, однако эта работа оказалась не так проста. Не оправдались надежды на то, что в открытых советских архивах найдутся ответы на все вопросы, а точнее – подтверждение представлениям о советском строе и советских СМИ. Не будет и скорых ответов – их придется искать и формулировать. В чем современным исследователям повезло, так это в свободе выбирать темы, изучать труды зарубежных ученых, использовать современный терминологический аппарат и методики, позволяющие адекватно реконструировать прошлое прессы и интерпретировать его.
Правовое направление исследований, актуальное и востребованное само по себе, значительно углубляет представления о традициях и современных тенденциях регулирования системы отечественных массмедиа. Такой предмет, как правовое регулирование отечественных СМИ, чрезвычайно перспективен с точки зрения интересов будущих журналистов. Учебные пособия по этому предмету (Панкеев, 2014, 2015, 2019), написанные преподавателями кафедры, приходится постоянно обновлять, но они полностью обеспечивают все потребности студентов. Новые темы, новые направления исследований, которые ведутся, расширяют границы этого предмета (Панкеев, 2016; Панкеев, Тимофеев, 2018 (а, б), 2019; Тимофеев, 2019 и др.). Государственное регулирование деятельности прессы на протяжении предыдущих веков не сводилось только к правовому, было и административное регулирование, и цензурное, и меры экономического воздействия на прессу. Все эти вопросы тесно связаны с изучением как целей государства, так и потребностей общества. И, безусловно, этот предмет интересен всем ученым кафедры, поскольку затрагивает еще и исторические дисциплины.
Сейчас разработаны и внедрены новые методы изучения различных аспектов деятельности СМИ, в том числе и медиатекста. В диссертациях, подготовленных в последние два десятилетия на кафедре (Тимофеев, 2013; Волкова, 2013; Говряков, 2015; Минаева, 2015; Сарычева, 2019), уже очевиден междисциплинарный подход, без которого, наверное, невозможны современные исследования.
Кафедра с энтузиазмом и большим интересом занимается изучением истории Московского университета (Московский университет, 2005; М.В. Ломоносов, 2011; Минаева, 2011 (а, б), 2014; Императорский Московский университет, 2005, 2017), вклада старейшего русского университета в культуру и историю прессы, в том числе университетских периодических изданий (Кузнецов, Минаева, 2005; Московские ведомости, 2008).
Актуальной задачей в изучении истории российской журналистики является выработка комплексного подхода к оценке всех трех веков ее развития как непрерывного и взаимосвязанного процесса. В этом контексте рассматриваются закономерности эволюции и особенности функционирования различных моделей СМИ: в императорской России, в период демократических реформ в феврале–октябре 1917 г., в советский период, в современной демократической России.
Нужны исследования в архивах (особенно советской эпохи), которые доступны сейчас ученым. Тоталитарная эпоха отличалась крайней степенью закрытости: мы почти не имеем документов, раскрывающих логику и механизм принятия решений о функционировании и содержании СМИ, о советской идеологии. В публикациях архивных документов советской эпохи акцент делается на цензуре, причем в основном на цензуре книг. Применяя «идеологический вектор» в анализе содержания периодических изданий, можно сделать обоснованные выводы даже в условиях, когда архивы не дают прямых ответов на вопросы. Это, на наш взгляд, основное направление для множества следующих локальных исследований истории СМИ.
Актуальными являются также задачи анализа широкого круга тематических направлений журналистики разных эпох: например, формирование образа власти в российской прессе, особенности пропаганды в периоды военных кризисов, проблемы трансформации СМИ в переходные периоды, характеристика аудитории прессы в разные исторические периоды, особенности монархического или тоталитарного дискурса и т.д. Такой подход соберет воедино большой по объему материал по теории и истории журналистики, выводя исследователей на более высокий уровень обобщения и углубляя наши представления о сложной взаимосвязи общества, власти и прессы в историческом развитии.
Безусловно, нужно осваивать мультимедийные технологии, новые методы работы в цифровую эпоху (Гутнов, Леонов, Петров, 2013), создавать учебные пособия, которые будут базироваться на уже апробированных и выстроенных с учетом современной науки учебниках. Большинство трудов ученых кафедры тесно связаны с вопросами, интересующими российское общество, и поэтому важны для будущих журналистов.
Журналистика – не только поле борьбы с властью или развлечения публики. Это такое огромное историческое наследие, такое многообразие талантов и умов, что скучным этот предмет быть не может. Популяризация, точный ответ на актуальные вопросы, представление о преемственности и традициях – и плохих, и хороших! – такими видятся задачи историков отечественных СМИ. Но чтобы соответствовать этим задачам, нужно вести новые исследования, развивая достижения сложившейся научной школы факультета журналистики Московского университета и кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ.
Андреева И.А. Частная жизнь при социализме. Отчет советского обывателя / предисл. Р. Кирсановой. М.: Нов. лит. обозрение, 2009.
Волкова Е.П. Феномен «врага народа» в советской печати конца 1920-х – первой половины 1930-х гг. (по материалам центральных партийных изданий): дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.
Говряков И.Ю. «Женский вопрос» в советской публицистике 1920-х гг. М.: Фак. журн. МГУ, 2015.
Гутнов Д.А. (а) Из истории журналистского образования в России: Институт красных журналистов и его ближайшие преемники (1919–1938) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 6. С. 102–114.
Гутнов Д.А. (б) Формирование структуры центральных и местных органов Агитпропа в 1919–1928 гг. // История отечественных СМИ. Ежегодник. 2014. М.: Фак. журн. МГУ. С. 15–26.
Гутнов Д.А. Курс русской истории VI–XVII вв. М.: Проспект, 2020.
Гутнов Д.А. Курс русской истории XVIII в. М.: Проспект, 2021.
Гутнов Д.А. Меньшевистская печать 1917–1921 гг. в контексте отечественной традиции изучения меньшевизма. Историографический аспект // История отечественных СМИ. Ежегодник. 2015. М.: Фак. журн. МГУ. С. 16–25.
Гутнов Д.А., Леонов М.В., Петров А.А. Опыт интеграции систем дистанционного образования на платформе Moodle для постановки курса «История Отечества» для творческих вузов // Историческая информатика. 2013. № 3. С. 53–57.
Императорский Московский университет в газете «Московские ведомости» (1756–1917) / сост. О.Д. Минаева. М.: Фак. журн. МГУ, 2005.
Императорский Московский университет: первые сто лет на Моховой / сост. Д.А. Гутнов, О.Д. Минаева, Л.Б. Хорошилова. М.: МедиаМир: Фак. журн. МГУ, 2017.
История отечественных СМИ (1917–2000 гг.). Печатные труды преподавателей кафедры истории и правового регулирования отечественных СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова: библиографический указатель / сост. О.Д. Минаева, Г.С. Варнакова. М.: Фак. журн. МГУ, 2014.
История русской периодической печати (1703–2003): в 2 т. / сост. А.А. Грабельников, О.Д. Минаева. М.: РИП-холдинг, 2004.
История советской журналистики. Печатные труды преподавателей факультета журналистики МГУ: библиографический указатель (1952–2013) / сост. О.Д. Минаева, Г.С. Варнакова. М.: Фак. журн. МГУ, 2013.
Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917–2000). М.: Флинта: Наука, 2002.
Кузнецов И.В., Минаева О.Д. Газетный мир Московского университета. М.: Флинта: Наука, 2005.
М.В. Ломоносов на страницах русской печати XVIII века / сост. О.Д. Минаева. М.: Фак. журн. МГУ, 2011.
Минаева О.Д. Формирование и развитие системы периодических изданий для советских женщин в 1917–1941 гг.: дис. ... д-ра филол. наук. М., 2016.
Минаева О.Д. (а) «Отечества умножить славу...» Биография М.В. Ломоносова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
Минаева О.Д. (а) К 100-летию Союза журналистов России. История создания. М.: Фак. журн. МГУ, 2018.
Минаева О.Д. (б) Модель печати России в феврале–октябре 1917 г.: к вопросу о методике анализа // Меди@льманах. 2018. № 1. С. 112–123. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.112123
Минаева О.Д. (б) Первый наш университет. М.В. Ломоносов в русской печати: каталог выставки к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова. М.: Фак. журн. МГУ, 2011.
Минаева О.Д. (в) «Перо отсвечивает военной сталью». «Литературная газета» о писателях на войне (1941–1945 гг.) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 3. С. 126–142.
Минаева О.Д. Журналы «Работница» и «Крестьянка» в решении «женского вопроса» в СССР в 1920–1930-е гг. М.: МедиаМир, 2015.
Минаева О.Д. История отечественной журналистики. 1917–1945: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2018.
Минаева О.Д. Публицистика об эмансипации женщин в 1920–1930 гг.: идеи, их реализация и судьбы феминисток // Меди@льманах. 2020. № 5. С. 84–92. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2020.8492
Минаева О.Д. Страницы истории. Московский университет на Моховой. М.: МедиаМир, 2014.
Московские ведомости 1756–1917 гг.: в 2 ч. / сост. Б.И. Есин, О.Д. Минаева. М.: Фак. журн. МГУ, 2008.
Московский университет – колыбель российской журналистики. Каталог выставки / сост. О.Д. Минаева, О.А. Бакулин. М.: Фак. журн. МГУ; ИКАР, 2005.
Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 – начало XXI века). М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2005.
Панкеев И.А. Авторское право для журналистов. М.: ИКАР, 2014.
Панкеев И.А. Интеллектуальные права журналиста. Нормативные акты и комментарии. М.: МедиаМир, 2015.
Панкеев И.А. Правовое регулирование СМИ. М.: Аспект Пресс, 2019.
Панкеев И.А. Фотожурналистика: исторический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 172–176.
Панкеев И.А., Тимофеев А.А. (а) Правовое поле массмедиа: тренды последних лет // Меди@льманах. 2018. № 2. С. 23–30. DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2018.2734
Панкеев И.А., Тимофеев А.А. (б) Свободное использование произведений в СМИ. М.: Издат. решения, 2018.
Панкеев И.А., Тимофеев А.А. Правовые основы фотожурналистики. М.: Фак. журн. МГУ, 2019.
Редактирование и массовая работа большевистской печати: учеб. пособие / под ред. В. Ноделя. М.: ВКИЖ, 1934.
Русская журналистика в документах. История надзора / сост. О.Д. Минаева. М.: Аспект Пресс, 2003.
Сарычева А.М. Мифологизация В.И. Ленина на страницах «Правды» в 1924 г. // Меди@льманах. 2017. № 3. С. 44–56.
Сарычева А.М. Образ советской власти в центральных партийных изданиях в 1917–1927 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2019.
Тимофеев А.А. Интеллектуальная собственность журналиста периодической печати: дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.
Тимофеев А.А. Синергия и универсальность как новые подходы к образованию в области права СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. № 2. С. 433–437. DOI 10.17150/2308-6203.2019.8(2).433-447
Дата поступления в редакцию: 23.11.2022
Дата публикации: 21.12.2022