Архив



Фотография ВЦИК: история создания и основные направления деятельности



Олег Бакулин

Ссылка для цитирования: Бакулин О.А. Фотография ВЦИК: история создания и основные направления деятельности // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 62–70. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.6270

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.6270
EDN: AXDUSD

© Бакулин Олег Александрович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), obakulin@yandex.ru



Ключевые слова: история фотографии, ВЦИК, управление, Гражданская война, фотодокументирование.



В статье анализируются факторы, предопределившие создание и особенности основных направлений деятельности Фотографии ВЦИК – одного из ключевых учреждений в структуре советского фотодела в начальный период истории этого учреждения (весна 1919 – лето 1920 г.). Особое внимание уделяется роли в этих процессах руководства ВЦИК, а также ее первых заведующих – М.С. Наппельбаума и П.А. Оцупа.

 

Введение

Интерес исследователей к истории отечественной фотографии эпохи Гражданской войны в России в наши дни очевиден, свидетельство этому – научные публикации последних лет, которые посвящены различным аспектам обозначенной темы (см., напр.: Голиков, 2020: 5–21; Литвин, 2018: 32–40; Старилова, 2017: 117–125 и др.). Однако многие вопросы, связанные с историей фотографии этого периода, прак­тически не затронуты. Представляется необходимым, к примеру, изучение особенностей формирования советской системы управления фотографией: истории учреждений, в компетенцию которых непосредственно входила организация фотосъемки, причин их появления, специфики и основных направлений деятельности, механизма функционирования, роли конкретных персоналий в создании этих организаций и управлении ими.

К числу таких учреждений относится Фотография ВЦИК, основанная весной 1919 г. и ориентированная преимущественно на создание фотопортретов представителей партийной элиты, военачальников, работников культуры, ученых и других выда­ющихся деятелей, а также на фотосъемку официальных мероприятий, «всех важнейших событий, происходящих в Кремле» (Летопись государства, 1980: 44). О ее высоком статусе может свидетельствовать тот факт, что в первые годы своего существования Фотография ВЦИК активно участвовала в организации фотосъемок встреч В.И. Ленина с различными делегациями (Волков-Ланнит, 1967: 111). Изготавливая официальные фотопортреты, а также обслуживая государственные учреждения и статусные мероприятия, Фотография ВЦИК (позднее – Фотография Президиума Верховного Совета СССР) де факто была встроена в систему советской агитации и пропаганды, а сделанные ею снимки, которые в течение десятилетий тиражировались в печати, становились достоянием аудитории как внутри страны, так и далеко за ее пределами. Иными словами, Фотография ВЦИК занимала важное место в системе советской визуальной пропаганды. Несмотря на это, история организации крайне редко оказывалась объектом пристального внимания исследователей. Как правило, в литературе (преимущественно публицистического характера) о ней можно встретить лишь эпизодические упоминания (Болтянский, 1928, 190–191; Болтянский, 1939: 95, 105–106; Волков-Ланнит, 1980: 51; Летопись государства, 1980: 44 и др.). Исключением можно считать публикацию современного российского историка А.А. Литвина, который, ссылаясь на документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), затронул вопрос о том, каким виделось развитие фотографии ВЦИК ее первым руководителям – М.С. Наппельбауму и П.А. Оцупу (Литвин, 2018: 35).

Целью настоящей статьи является анализ факторов, обусловивших создание и определивших основные направления деятельности Фотографии ВЦИК: мы рассматриваем, каким образом происходило назначение руководства этой организации, какую роль в этих назначениях и в определении направлений деятельности ведомства играло руководство ВЦИК. Речь идет о начальном этапе истории учреждения, который можно датировать весной 1919 (временем создания Фотографии ВЦИК) – летом 1920 г. (в это время, как можно заключить из доступных нам архивных документов, были сформулированы основные принципы ее функционирования, сложилось видение дальнейшего развития фотографии на уровне руководства ВЦИК).

 

Специфика назначения руководства Фотографией ВЦИК

Имеющиеся документы и литература свидетельствуют, что значимым фактором при назначении на должность заведующего Фотографией ВЦИК М.С. Наппельбаума, а позднее – П.А. Оцупа стала личная протекция первых лиц государства – Я.М. Свердлова и М.И. Калинина, в разное время занимавших должность председателя ВЦИК. Немаловажным обстоятельством при этом могли быть заслуги двух мастеров фотографии перед новой властью.

Назначение Моисея Соломоновича Наппельбаума (1869–1958) вполне объяснимо, если принимать во внимание свидетельство самого фотографа: именно он обратился с идеей об организации государственной фотографии к одному из первых лиц страны – председателю ВЦИК Я.М. Свердлову (Наппельбаум М., Наппельбаум И., 2017: 155–156). Этот сюжет отражен в воспоминаниях М.С. Наппельбаума «От ремесла к искусству», опубликованных в 1958 г., а затем дословно воспроизводится в пере­изданных в 1972 и 2017 гг. редакциях книги1. Из текста воспоминаний можно заключить, что создание Фотографии ВЦИК – одного из ключевых учреждений в структуре государственной фотосъемки периода Граж­данской войны в России – не было инициировано властью, а фактически являлось частной инициативой.

Тем не менее, как следует из текста источника, идея М.С. Наппельбаума была принята весьма благосклонно: «Он [Свердлов. – О.Б.] отнесся к моему предложению внимательно и заинтересованно. И сейчас же были даны соответству­ющие указания. Признаться, я не ожидал, что моя скромная инициатива будет так радушно поддержана. Фотография была организована в гостинице “Метрополь” – в то время это был второй Дом Советов» (Наппельбаум М., Наппельбаум И., 2017: 156)2. Отсутствие в воспоминаниях иных деталей встречи не позволяет однозначно ответить на вопрос, чем было обусловлено подобное расположение Я.М. Свердлова, равно как и готовность председателя ВЦИК принять фотографа в столь сложное время. Точная дата встречи в воспоминаниях М.С. Наппельбаума не указана, упомянуто лишь, что фотограф был принят в Кремле «после переезда правительства в Москву», т.е. не ранее марта 1918 г.

Встречающееся в мемуарной литературе упоминание о «большом интересе» Я.М. Свердлова к кино и фото (Преображенский, 1958: 86) нельзя считать исчерпывающим объяснением. Возможно, его положительное решение об открытии государственной фотографии (Фотографии ВЦИК) и назначении на должность заведующего М.С. Наппельбаума могли быть связаны с заслугами фотографа перед новой властью: к моменту упомянутой в воспоминаниях встречи он был известен как автор первого в послеоктябрьский период официального фотопортрета В.И. Ленина, выполненного в Смольном 31 января 1918 г. (Наппельбаум М., Наппельбаум И., 2017: 117).

После того как изображение было лично утверждено председателем СНК и издано отдельно в виде официального портрета, началось массовое распространение снимка. Учитывая тот факт, что внешний облик В.И. Ленина был в этот период прак­тически неизвестен широкой аудитории, такая съемка имела особое значение для большевистской пропаганды. «Это первое после Октябрьской революции документальное изображение Ленина получило за короткий срок небывало широкое распространение. Только один фотоотдел центропечати при ВЦИК размножил снимок в сотнях тысяч экземпляров и не успевал выполнять заказы» (Волков-Ланнит, 1967: 83). По словам отечественного исследователя, историка фотографии А.С. Вартанова, эта работа стала «переломной» в жизни фотографа: «За январской съемкой в Смольном последовали и другие. Удачный ленинский портрет был началом целого цикла снимков руководителей молодого Советского государства» (Вартанов, 1988: 38–39).

Карьера М.С. Наппельбаума в качестве заведующего Фотографией ВЦИК прервалась уже после смерти Я.М. Свердлова, когда место заведующего занял Петр Адольфович Оцуп3. К моменту своего назначения4 П.А. Оцуп (1883–1963) был признанным мастером хроникальной съемки, успевшим поработать на фронтах Русско-японской и Первой мировой войн, во время Февральской и Октябрьской революций 1917 г., Гражданской войны, имевшим опыт сотрудничества с такими известными изданиями, как «Нива», «Огонек», «Солнце России», французским L’Illustration и др. Его авторству принадлежали фотопортреты В.И. Ленина, Ф.Э. Дзержинского, Я.М. Свердлова, И.В. Сталина, М.В. Фрунзе и др.5

Доступные нам источники не содержат однозначного ответа на вопрос, что явилось непосредственной причиной смены руководства Фотографией ВЦИК. В воспоминаниях М.С. Наппельбаума и П.А. Оцупа (Оцуп, 1939: 8–14) эта тема не затрагивается. Известно лишь, что в продвижении кандидатуры нового руководителя Фотографии ВЦИК особую роль играл М.И. Калинин. Так, современный российский исследователь фотографии И.Ю. Чмырева обращает внимание, что изготовленный фотографом в июле 1917 г. портрет М.И. Калинина стал «началом знакомства и многолетнего приятельства выдающегося деятеля советского государства М.И. Калинина и фотографа П.А. Оцупа». Она полагает, что именно по ходатайству председателя ВЦИК, год спустя, фотограф был допущен к съемке В.И. Ленина в его кабинете в Смольном (Чмырева, 2007: 11). Примечательно также, что именно П.А. Оцуп первым выполнил портреты М.И. Калинина в день его избрания председателем ВЦИК 30 марта 1919 г. (Чмырева, 2007: 11, 48, 101). В свою очередь, историк Л.И. Старилова прямо указывает, что Фотографию ВЦИК П.А. Оцуп возглавил по рекомендации М.И. Калинина (Старилова, 2017: 122).

Вполне возможно, что именно М.И. Калинину принадлежала и сама идея назначения П.А. Оцупа. Архивные документы показывают, что его продвижение происходило при непосредственном и весьма активном участии председателя ВЦИК. Так, 12 июня 1920 г. М.И. Калинин предложил управляющему Кремлем и домами ВЦИК А.П. Платонову «помещение [во 2 доме Советов, занимаемое М.С. Наппельбаумом. – О.Б.] и весь находящийся в нем инвентарь и фотографические принадлежности по описи передать заведующему фотографией тов. Оцупу»6. А уже 14 июня 1920 г., отчитываясь о проделанной работе в докладе, который был адресован председателю ВЦИК, А.П. Платонов сообщал: «Заведывание фотографией с 14 июня переходит тов. Оцупу…»7. Примечательно, что М.И. Калинину был также адресован машинописный текст доклада в президиум ВЦИК, подписанный управделами ВЦИК Л.Я. Эвентовым, где, в частности, шла речь об условиях, на которых П.А. Оцуп соглашался ее возглавить. О том, что бумага дошла до адресата, свидетельствует резолюция, оставленная М.И. Калининым: «В общем согласен. Оформите в положение и проведите через Секретариат. Вместе с тем практически приступайте к выполнению намеченного Вами плана. М. Калинин»8. Добавим также, что он фактически поддержал полное удаление М.С. Наппельбаума из Фотографии ВЦИК9.

 

Функции Фотографии ВЦИК

Будучи предельно лаконичным в той его части, где говорится о встрече Я.М. Свердлова и М.С. Наппельбаума, текст воспоминаний не дает ответа на вопрос, на каких принципах во время этой встречи предполагалось выстраивать деятельность Фотографии ВЦИК. Отчасти ответить на этот вопрос могут другие свидетельства фотографа, а также имеющиеся архивные документы. Анализ этих источников позволяет говорить, что важнейшим направлением ее деятельности являлась портретная фотосъемка, причем помимо выполнения государственных заданий речь также шла о частных заказах10.

Касаясь сферы своих профессиональных предпочтений, М.С. Наппельбаум отмечал, что его «никогда не занимала и не интересовала» фотохроника. «Моя задача была другая – создать портреты людей новой эпохи, показать в их образах новый мир», – отмечал фотограф (Наппельбаум М., Наппельбаум И., 2017: 126). Видимо, приверженность автора воспоминаний портретной съемке в немалой степени определяла направление деятельности Фотографии ВЦИК в период его руководства. Воспоминания М.С. Наппельбаума содержат упоминание, что возглавляемое им учреждение концентрировалось на изготовлении портретов советской политической элиты: «Фотография ВЦИКа в первую очередь обслуживала фронт. Приезжали представители армии, воинских частей; мы снабжали их портретами вождей революции, печатая фотоснимки массовыми тиражами. Фотография выпускала большие портреты для учреждений, пропагандируя и знакомя широкие круги трудящихся с руководителями партии и правительства» (Наппельбаум М., Наппельбаум И., 2017: 156).

Отчасти это свидетельство подкрепляется архивными документами. Так, «Опись фотографического инвентаря и принадлежностей, находящихся в фотографии и мастерской гражданина М.С. Наппельбаума, помещающихся во 2 доме Советов», содержит упоминание о портретах В.И. Ленина, «советских служащих», «вож­дей революции», «деятелей революции и ответственных работников»11. Документ также включает фамилии В. Володарского, М.И. Калинина, К.Б. Радека, Я.М. Свердлова, Л.Д. Троцкого и др. И хотя в «Описи» можно встретить сведения о хранившихся в Фотографии ВЦИК негативах празднования Октябрьской революции, военных парадов, фотографических снимках процессий, празднеств, то есть событий12, более важным направлением деятельности учреждения, как можно заключить из имеющихся источников, все же было изготовление фотопортретов.

По мысли М.С. Наппельбаума, Фотографии ВЦИК следовало развиваться в двух основных направлениях – сугубо утилитарном (снабжение фотокарточками для документов «членов ВЦИК и всех советских служащих, имеющих отношение к ВЦИК»13) и художественном. Предполагалось также «присоединить» к художественному отделу «обыкновенную фотографию», явно ориентированную на широкую публику («Это наследие нашего мещанства, потребность которого еще сохранилась»14, – пояснял фотограф).

Своими соображениями он поделился в «Докладе об организации фотографии ВЦИК», который представляет собой подписанный фотографом недатированный15 машинописный текст, несколько декларативный по своему содержанию.

Излагая свои взгляды, автор доклада отмечал: «Здесь ставится задача зафиксирования эпохи революции, эпохи нового строительства. ВЦИК – это зеркало России, где как бы в отражении мы видим всю новую Россию в лице ее часто сменяющихся членов, разных делегатов с мест и т.д. Совершенно необходимо создать высокохудожественную фотографическую студию, где суммировались максимум достижения в области фотографии. Здесь требуются люди с большим художественным чутьем. Художники должны прийти на помощь фотографии. Никакой профессиональной ретуши, необходимо сохранить цельность типов, характеров и психологические особенности делегатов, внешний облик которых меняется все время, от съезда до съезда. Каждый новый съезд – это новая эпоха <…> представители фронта, деревни, рабочих, батраков как будто те же, но в новом освещении. То же с делегатами окраин других стран <…> Вопрос распространения портретов деятелей революции, как средство агитации и пропаганды, вопрос не сложный; он проводится Центро­печатью в большом масштабе; здесь же можно ограничиться лишь выпуском художественных портретов…»16.

Данный документ не содержит указаний на конкретного адресата, из текста источника не ясно также, кто и когда обращался к М.С. Наппельбауму с просьбой изложить его позицию. В то же время известно, что доклад был отправлен на заключение управляющему делами ВЦИК Л.Я. Эвентову. Как следует из дальнейших событий, предложения М.С. Наппельбаума не нашли поддержки.

Представление о том, какими видел основные направления деятельности Фотографии ВЦИК П.А. Оцуп, дает недатированный, подписанный фотографом рукописный текст «Конспекта работ Худож<ественной> Фотографии ВЦИК от фотографа Петра Оцупа». Возможно, появление этого текста стало ответом на предложение назвать условия, на которых он смог бы возглавить Фотографию. Об этом говорит тот факт, что, кратко определив основные направления работы этого учреждения, автор документа резюмировал: «При данных условиях [курсив наш. – О.Б.] я берусь поставить дело на своей достойной высоте, пользуясь высоким покровительством ВЦИК. Фотограф П.А. Оцуп»17. В таком случае этот текст мог появиться после 23 июня 1920 г., т.к. именно этим числом датируется подписанная А.С. Енукидзе выписка из протокола № 23 заседания президиума ВЦИК, на котором Л.Я. Эвентову было поручено «переговорить с гражданином Оцупом и выяснить, на каких условиях [курсив наш. – О.Б.] он берется заведовать фотографией»18. Соответственно, текст «Конспекта» П.А. Оцупа мог быть адресован непосредственно Л.Я. Эвентову19.

Как следует из подготовленного Оцупом текста, им выделялись пять ключевых направлений деятельности Фотографии ВЦИК: «портретная съемка [выделено в тексте. – О.Б.]» представителей советской и партийной элиты (членов ВЦИК, ЦК партии, наркомов, ответственных советских и партийных работников и др.); групповая съемка (во время работы съездов, на собраниях и др.); видовая (призванная иллюстрировать «жизнь и строительство Советской России в политическом и научно-просветительном и техническом направлении, также жизнь Красной Армии и флота, как в тылу, так и на фронте [выделено в тексте. – О.Б.]»), а также «моменты» (съемка исторических моментов: парады, манифестации, открытия памятников, университетов и др.). Помимо собственно фотосъемки автор документа полагал необходимым «собирать различные фотографии и рисунки, рисующие жизнь Великой Русской революции с первых моментов ее жизни до последних моментов ея для составления исторических альбомов и для издания»20.

Таким образом, в отличие от предложений М.С. Наппельбаума, в «Конспекте» П.А. Оцупа, который имел более четкую структуру и содержал конкретизированные предложения, делался больший акцент на развитие фотосъемки событий, широкого спектра сюжетов и тем (в том числе выходящих за рамки освещения сюжетов, связанных исключительно с политической тематикой), а также создание исторического архива фотографий и рисунков.

По ряду позиций с «Конспектом» П.А. Оцупа совпадает «Инструкция Фотографии ВЦИК», подписанная именем Л.Я. Эвентова и адресованная в Президиум ВЦИК. Дату имеющейся на нем резолюции, оставленной А.С. Енукидзе, можно прочитать как «21/VI». Иными словами, текст «Инструкции» появился фактически одновременно с «Конспектом» П.А. Оцупа.

В указанном источнике речь также идет о портретной съемке «общественных, политических и партийных деятелей», изготовлении снимков, имеющих историческое значение, составлении альбомов и др. В то же время в «Инструкции» содержатся новые позиции, регламентирующие деятельность Фотографии ВЦИК и более четко встраивающие ее в сферу обслуживания интересов государственных учреж­дений. В частности, в документе содержится указание на то, что «заказы исполняются только для советских учреждений, партийных и профессиональных организаций», при этом выполнение частных заказов воспрещается, а государственные заказы выполняются бесплатно21. Примечателен и сам статус документа – инструкция, регламентирующая деятельность учреждения (Фотографии ВЦИК). Вероятно, этот текст был принят. Об этом может свидетельствовать резолюция, оставленная А.С. Енукидзе в левом нижнем углу текста сопроводительного письма к проекту документа: «С предложенным проектом согласен. О заведующем фотографии прошу подать отдельное заявление с указанием кандидатов»22.

Доступные нам архивные документы свидетельствуют, что Фотография ВЦИК, руководство которой поручили П.А. Оцупу, в скором времени развернула активную работу, обслуживая учреждения государственной, партийной власти и др. О масштабах, направленности и степени ответственности этой работы можно судить по тексту «пояснительной записки к смете фото-кино материалов, потребных для фотографии при ВЦИК на 4 месяца 1-го полугодия 1921 года»23. Из текста документа следует, что к этому времени она обслуживала ряд организаций, занимавших важное место в структуре государственной власти: ВЦИК, Совнарком, Реввоенсовет республики, ВЦСПС, ВСНХ, штаб Красной Армии, а также морских сил, ВЧК, МСРКД24, МКРКП25, Наркоминдел, Наркомюст и другие народные комиссариаты, а также «управления, отделы и подотделы вышеперечисленных учреждений»26.

Как можно заключить из имеющихся в нашем распоряжении документов и литературы, явившись результатом частной инициативы мастера портретной фотографии М.С. Наппельбаума, Фотография ВЦИК за короткое время приобрела статус учреждения, в компетенцию которого фактически входило формирование визуального облика новой власти – ее лидеров и институтов, фотодокументирование их деятельности. Иными словами, Фотография ВЦИК заняла одну из ключевых позиций в структуре государственного фотодела. Заметная роль в ее становлении принадлежала руководству ВЦИК, что отразилось в принимаемых им кадровых решениях и в определении основных направлений деятельности и принципов функционирования этой структуры.

 

Примечания

1 Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. М., 1958. С. 80; Наппельбаум М.С. От ремесла к искусству. М., 1972. С. 84–85; Наппельбаум М., Наппельбаум И. От ремесла к искусству. Угол отражения. М.: Рипол Классик, 2017. С. 155–156. М.С. Наппельбаум работал над книгой в послевоенные годы. В работе над текстом ему помогала дочь Ольга. Воспоминания увидели свет вскоре после смерти автора. Подробнее об этом см.: Вартанов А.С. Находка без поиска. С. 24; Вартанов А.С. Классик искусства фотопортрета. С. 39.

2 Открытие Фотографии ВЦИК состоялось в Москве весной 1919 г. Подробнее об этом см.: Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом.

3 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Доклады, акты, описи ВЦИК, переписка с управлением делами, отделами ВЦИК об организации Фотографии ВЦИК.

4 См.: Известия ВЦИК. 1920. № 132.

5 Оцуп П.А. Выставка фотографий на историко-революционные темы. Москва. 1947 // Каталог выставки фотографий на историко-революционные темы работы П.А. Оцупа. 50 лет творческой деятельности / вступ. ст. и сост. каталога А. Дружкова и Н.М. Владимирского. М.; Л.: Искусство, 1947. С. 12–16.

6 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 2 Документ представляет собой официальное распоряжение, отпечатанное на бланке канцелярии председателя ВЦИК и подписанное последним.

7 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 11.

8 Там же. Л. 66.

9 Там же.

10 Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. М.: Планета, 1971. С. 51.

11 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 20. «Опись фотографического инвентаря и принадлежностей, находящихся в фотографии и мастерской гр<ажданина> М.С. Наппельбаума, помещающихся во 2 доме Советов». 10 и 11 июня 1920 г. в тексте документа наряду с перечислением фотооборудования и пр. упоминается о хранившихся в учреждении негативах и фотоснимках.

12 Г.М. Болтянский в черновом машинописном тексте своей книги «Очерки по истории фотографии в СССР» (1939) пишет: «…перейдя затем в организованную им портретную фотографию ВЦИК, М.С. Наппельбаум ставит своей задачей съемку вождей, выдающихся деятелей советской страны, крупнейших писателей, художников, артистов» (РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1. Д. 39. Л. 130). В опубликованном варианте книги содержится также указание на съемку событий: «Здесь он [М.С. Наппельбаум. – О.Б.] снимал членов правительства, выдающихся деятелей советской страны, крупнейших писателей, художников, артистов. Фотография <…> выполняла также задания по съемкам съездов и совещаний в Кремле» (с. 106).

13 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 73.

14 Там же.

15 Возможно, источник появился в июне 1920 г. Фрагмент документа был впервые опубликован в работе: Литвин А.А. Российская фотография в годы Гражданской войны. С. 35.

16 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 73.

17 Там же. Л. 76.

18 Там же. Л. 67.

19 Там же. Л. 74.

20 Там же. Л. 76. Стилистика документа сохранена.

21 Там же. Л. 69. Автограф.

22 Там же. Л. 68.

23 Сопроводительная записка к упомянутой в его названии смете и подписанная П.А. Оцупом датируется 19 февраля 1921 г. ГАРФ. Л. 35. Сохранена орфография источника.

24 Московский совет рабочих и крестьянских депутатов.

25 Московский комитет Российской Коммунистической партии.

26 ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 95. Д. 19. Л. 37.

 

Библиография

Болтянский Г.М. Очерки по истории фотографии в СССР. М.: Госкиноиздат, 1939.

Болтянский Г.М. Фоторепортаж в России // Советский фотографический альманах: ежегодник /под ред. В.П. Микулина. М.: Сов. фото; Огонек, 1928. С. 182–193.

Вартанов А.С. Классик искусства фотопортрета // Советское фото. 1988. № 11. С. 36–39.

Вартанов А.С. Находка без поисков // Советское фото. 1990. № 3. С. 24–25.

Волков-Ланнит Л.Ф. В. И. Ленин в фотоискусстве. М.: Искусство, 1967.

Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. М.: Планета, 1971; 2-е изд. М.: Плакат, 1980.

Голиков А.Г. Визуальные источники по истории Гражданской войны в России: фотография и кинохроника // Гражданская война в России (1918–1922): сб. науч. тр. СПб.: Алетейя, 2020. С. 5–21.

Летопись государства // Советское фото. 1980. № 12. С. 44.

Литвин А.А. Российская фотография в годы Гражданской войны // Гражданская война в России в фотографиях и кинохронике. 1917–1922. М.: Фонд «История Отечества», 2018. С. 32–40.

Наппельбаум М.С.От ремесла к искусству. М.: Искусство, 1958 (2-е изд. М.: Планета, 1972).

Наппельбаум М., Наппельбаум И. От ремесла к искусству. Угол отражения. М.: Рипол Классик, 2017.

Оцуп П.А. Сорок лет на фоторепортаже // Советское фото. 1939. № 11. С. 8–14.

Преображенский Н.Ф. Воспоминания о работе ВФКО // Из истории кино. Материалы и документы. Вып. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1958. С. 85–91.

Старилова Л. И. Творческое наследие династии фотографов Оцупов в собрании РОСФОТО // Сборник докладов конференции «Фотография в музее» (16–18 мая 2017 г.). СПб.: РОСФОТО, 2017. С. 117–125.

Чмырева И.Ю. Мастер из тени. Петр Оцуп (1883–1963) // Петр Оцуп в пространстве революции: Россия. 1917–1941. М.: Голден-Би, 2007. С. 8–15.

 

Дата поступления в редакцию: 20.11.2022
Дата публикации: 21.12.2022