Архив



Особенности возникновения фотожурналистики как профессии и как направления журналистики



Игорь Анисимов

Ссылка для цитирования: Анисимов И.В. Особенности возникновения фотожурналистики как профессии и как направления журналистики // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 71–80. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.7180

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.7180
EDN: BDJSFI

© Анисимов Игорь Владимирович
преподаватель кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), igor.anisimov@gmail.com



Ключевые слова: фотография, фотожурналистика, профессия, история фотожурналистики, издания.

В статье проводится анализ существующих точек зрения относительно времени возникновения фотожурналистики как одного из направлений журналистики. Основываясь на корпусе архивных выпусков газет и журналов второй половины XIX – начала XX в., автор приходит к выводу, что фотожурналистика приобретает признаки профессии на рубеже веков, и определяет ее характерные черты.

 

Введение

История фотожурналистики продолжает привлекать внимание исследователей в разных аспектах, среди которых зарождение фотожурналистики и особенности ее развития в нашей стране (Морозов, 1939; Волков-Ланнит, 1980), специфика управления фотоделом (Бакулин, 2021), формирование жанрового многообразия (Ворон, 2012; Лапин, 2003). Примерами комплексных исследований можно считать работу Н.С. Заковыриной, посвященную особенностям развития советской фотожурналис­тики в 1920–1930 гг. (Заковырина, 2007), а также диссертацию К. Столарски (2013), в которой рассматриваются вопросы становления фотожурналистики в России и Советском Союзе в 1900–1931 гг. Если говорить об исследованиях, проведенных в других странах, то, безусловно, нужно отметить работы Г. Бигана (2008) и У. Келлера (2018), где речь идет о зарождении и институционализации фотожурналистики на рубеже XIX–XX вв., и диссертационный обзор Р. Шунемана (1966). Ярким примером масштабного практического анализа фотожурналистики является работа известного исследователя К. Кобре «Фотожурналистика: подход профессионалов», которая выдержала уже семь изданий (Kobré, 1980). При этом отметим, что в большинстве трудов по фотожурналис­тике либо рассматриваются отдельные временные отрезки, либо решаются специализированные задачи (Панкеев, 2016). Следствием этого стало отсутствие единой трактовки термина «фотожурналистика». Анализ содержания этого понятия не является специальным объектом настоящего исследования. Тем не менее, для того чтобы определить, когда зародилась фотожурналистика и каковы были предпосылки ее появления, необходимо изучить встречающиеся сегодня в литературе определения фотожурналистики. Это понятие может рассматриваться в двух значениях: как направление журналистики и как профессия специалиста.

В настоящем исследовании за основу берется определение, данное В.М. Березиным, который рассматривает фотожурналистику как «запечатление сущностных моментов в жизни людей, а также событий, объектов и явлений реальности, как динамичных, так и статичных, посредством аналоговой и цифровой фотографии и последующей публикации в печатных и электронных СМИ» (Березин, 2019: 13). В условиях цифровизации медиапространства целесообразно расширить область возможной публикации изображений, добавив социальные сети и мультимедийные платформы, размещающие контент в Интернете. Отталкиваясь от этой дефиниции, выделим два существенных признака: объект съемки и цель использования полученных фотографий.

Под термином «профессия» подразумевается «род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся основным источником существования»1. Обозначим несколько ключевых моментов в приведенном толковании термина: трудовая деятельность, источник для существования, а также наличие соответствующих компетенций. Объединив обе дефиниции, определим фотожурналистику как профессию следующим образом: трудовая деятельность, направленная на запечатление сущностных моментов в жизни людей, а также событий, объектов и явлений реальности, как динамичных, так и статичных, посредством аналоговой и/или цифровой фотографии, с последующей их публикацией как в печатных и электронных СМИ, так и другими, доступными автору способами, требующая определенной подготовки и навыков и являющаяся источником существования.

Опираясь на это определение и собранный эмпирический материал, попробуем установить точнее время возникновения фотожурналистики как профессии в нашей стране и в мире, т.к. в академическом сообществе существуют различные точки зрения по этому вопросу.

Эмпирической базой исследования послужили материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), а также архивы таких газет и журналов, как The British Journal of Photography, «Огонек», «Фотографическое обозрение», «Советская Сибирь» за 60-летний период (с 1865 по 1925 г.). С учетом разных режимов доступа к архивам изданий, а также их даты основания, анализируемый временной отрезок по каждому из перечисленных журналов и газет может отличаться. Из-за разночтений и лакун в определении хронологии и особенностей возникновения фотожурналистики (как вида журналистики и как профессии) потребовалось изучить издания периода второй половины XIX – начала XX в., специализировавшиеся на фотографии, и иллюстрированные издания как сегмент прессы того периода.

 

К вопросу о возникновении фотожурналистики

Существует несколько разных подходов к определению времени возникновения фотожурналистики. Так, автор исследования по истории фотожурналистики К. Морроу в качестве отправной точки рассматривает вторую половину 1850 гг. Он считает, что именно в это время «был заключен брак между журналистикой и фотографией»2.

Действительно, в этот период фотография могла использоваться в качестве иллюстрации: в рамках исследования были изучены архивные издания The Illustrated London News3 за вторую половину XIX в., и уже в номере от 3 января 1854 г., в качестве источника портрета графа Грэнвилла, государственного секретаря Ее Величества по иностранным делам, была указана фотография4. Но это был единичный случай подобного иллюстрирования информационного сообщения.

Наиболее известный и авторитетный историк фотографии К. Кобре, ко мнению которого прислушиваются и по сей день, упоминает апрель 1877 г. и издание The Daily Graphic, где в работе уже были задействованы фотографы, но сами фотографические снимки из-за технических ограничений не печатались (Kobré, 1980: 5): редакции привлекали художников, которые их перерисовывали. Подобная практика, использовавшаяся в ряде журналов вплоть до начала XX в., была достаточно распространена, однако еще раз подчеркнем, что иллюстрации, рассматриваемые К. Кобре, сделаны на основе фотографий, а потому не могут быть убедительным аргументом по ряду причин. Большинство использованных в прессе того времени снимков являются портретными, а потому касаются фотожурналистики лишь отчасти, т.к. важным условием признания опубликованных работ профессиональными журналистскими является объект фотосъемки, где важна новостная составляющая. Весьма значимым является и то, что в рассматриваемый К. Кобре период фотография использовалась в качестве основы для иллюстраций, но эпизодически, не на регулярной основе.

Для подтверждения предположений о неточности определения времени возникновения фотожурналистики как профессии был проведен детальный анализ выпусков The Daily Graphic за 1877 г. и ряда других печатных изданий, среди которых в первую очередь исследовались все выпус­ки старейшего в мире фотографического журнала The British Journal of Photography5 за период с 1865 по 1902 г. (с общим количеством номеров за этот период более 1 900). Журнал был авторитетным изданием, освещавшим все самые важные события, связанные с миром фотографии: технические и технологические изобретения, выставки, деятельность клубов, правовые вопросы, новые сферы применения фотографии. Рассматривались и вопросы использования фотографий в прессе. Так, к наиболее ранним материалам, где была выявлена взаимосвязь журналистики и фотографии, можно отнести заметку «Иллюстрируемая журналистика», опубликованную в 1894 г.6, где речь идет в первую очередь об использовании иллюстраций в качестве «пикториальной журналистики». В том же году в статье «Стали ли фотомеханические иллюстрации слишком обыденными?», анализируя использование фотографий в печатных изданиях, авторы отмечают, что «фотография действительно, в описательных заметках людей и нравов нашего времени, выполняет работу, не уступающую по эффекту и ценности перу журналиста. Один вид работы, несомненно, стал незаменимым дополнением другого. Нам бы хотелось, чтобы профессиональные фотографы выиграли от развития этого нового направления в современной журналистике, но пока мы не можем считать, что это так»7.

В последующие годы тема фотографии и журналистики поднималась в издании The British Journal of Photography регулярно, но необходимо отметить, что речь идет уже о периоде после 1894 г., а не о 1877 г., как это было указано у К. Кобре. Таким образом, проведя детальный анализ печатной прессы указанного выше периода и беря в расчет выделенные ранее существенные признаки фотожурналистики, констатируем, что существующая точка зрения о возникновении фотожурналистики в середине – второй половине ХIХ в. оказалась несостоятельной.

Наиболее взвешенная и обоснованная позиция исследователей по поводу времени появления фотожурналистики – рубеж XIX и XX вв. Одним из важнейших факторов, способствовавших формированию фотожурналистики, У. Келлер считает революционные изменения, связанные с появлением технологии полутоновой печати, что позволило существенно улучшить качество печатаемых иллюстраций и использовать в газетах и журналах непосредственно фотографии (Keller, 2018). Следствием этого является изменение периодичности выхода печатных изданий и увеличение количества фотографий в них, что подтверждает и К. Столарски, подчеркивая, что в это время «фотографии стали появляться в журналах еженедельно» (Stolarski, 2013: 5).

Согласно исследованию Р. Шунеманна, в среднем за одну неделю в 1910 г. 14 еже­дневных газет Нью-Йорка публиковали порядка 903 фотографий (Schuneman, 1966: 27), что позволяет сделать вывод как о регулярности использования фотографий в прессе, так и о массовости. Эти новации подтверждают озвученную выше точку зрения. Более того, именно в этот период ежедневные и еженедельные газеты начинают заменять рисовальщиков фотографами (Keller, 2018). При этом получение и печать фотографий были более дорогим процессом, чем работа с граверами и художниками: «Ничто не обходится так дорого, как иллюстрирование новостей. Потому что, даже <...> с помощью фотоаппарата, а не карандаша, необходимо делать специальные фотографии, часто за границей, с сопутствующими расходами»8.

Для удовлетворения возросших потребностей в организации снабжения печатных изданий фотографиями и оптимизации работы с ними появляется новый тип организаций – фотографические агентства9. Так, в 1894 г. было основано первое фотоагентство в Великобритании – Illustrated Journals Photographic Supply Company, а в 1895 г. – первое фотоагентство в США – Bain News Picture Agency (Beegan, 2008), что также является веским аргументом в пользу указанных временных рамок.

Стоит также отметить, что с 1902 г. в номерах журнала The British Journal of Photography начинают печататься рекламные объявления от различных изданий, которые приглашают к сотрудничеству фотографов. В частности, речь идет о «фотографиях общественных событий, а также о специальных материалах, представляющих интерес для читателей, которые следует присылать в редакцию Black and White Budget для немедленной публикации. Они оплачиваются по обычным расценкам, а фотографии, которые не были использованы, будут возвращены в кратчайшие сроки с компенсацией почтовых расходов»10. Таким образом, здесь уже формулируются конкретные требования к фотографии, которые касаются заявленных тем, и акцентируется общественный интерес к ним, что также является сущностным признаком фотожурналистики. Стоит обратить внимание и на формулировку «обычные расценки», что может свидетельствовать о некоей устоявшейся практике.

Впрочем, ряд исследователей в качестве времени рождения фотожурналистики называют 1920 гг., когда технические возможности позволили издавать газеты непосредственно с фотографиями. В частнос­ти, Р. Коллинз указывает, что ключевым моментом было изобретение в 1925 г. 35-миллиметровой фотографической камеры Leica11. Это достаточно распространенная точка зрения, но произошедшие технические изменения скорее привели к дальнейшему развитию фотожурналистики, нежели явились временем рождения этого направления, которое, вероятнее всего, к этому моменту уже существовало.

«Около фотографии народилось уже много профессий, и с каждым днем нарож­дается все больше. Репортеры-фотографы с ручными камерами в руках снуют теперь всюду, где можно ожидать чего-либо интересного, достойного внимания бесчисленных читателей ежедневной прессы»12, – так описывается появление профессии фотожурналиста в статье, опубликованной в издании «Фотографическое обозрение» в 1901 г. Это одно из первых упоминаний о профессии фотожурналиста в научно-прак­тическом журнале, посвященном фотографии и ее применению и имевшем большое значение для продвижения отрасли в конце XIX в. Это ценное свидетельство того, что фотожурналистика уже существовала как целостное явление, а не была представлена единичными фотографами, которые проводят съемки общественно значимых событий и явлений. Также в заметке описаны технические инновации, а именно «ручные камеры», которые придали импульс развитию деятельности «репортеров-фотографов», сократив время между фотосъемкой и публикацией снимков в прессе: «Благодаря их юркости и ловкости и последним усовершенствованиям в фотомеханических процессах публика получает иллюстрированную историю чем-либо замечательного дня, спустя сорок восемь часов после совершения событий»13. Стоит обратить внимание на значимость для профессии фотожурналиста таких качеств, как храбрость, выносливость, стойкость, чувство долга и независимость.

Анализ доступной литературы позволяет предполагать, что в эти годы в прак­тику вошло приобретение изданиями готовых фотографий, сделанных студийными фотографами. При этом журнал мог приобрес­ти как негатив, становясь таким образом эксклюзивным обладателем прав на фотографию, так и позитив, оставляя фотографу возможность для дальнейшей реализации фотографии (Stolarski, 2013).

Интересный факт: уже в 1901 г. во Франции существовал союз фотографов-репортеров «с председателем, секретарем, казначеем и вспомогательным фондом на случай старости, составляющимся из ежемесячных пожертвований»14. Наличие такой организации доказывает не только существование профессии, но и то, что она уже прошла первые этапы своего развития и из специалистов-одиночек стали создаваться профессиональные союзы для организации рабочего процесса и формирования социальных гарантий членам сообщества. В этот период в России еще не было аналогичного учреждения.

 

Фотожурналистика в России на рубеже XIX–XX вв.

Существует достаточно распространенная точка зрения, что фотожурналистика в нашей стране появилась только после Октябрьской революции (Морозов, 1939). Чтобы понять, так ли это, мы проанализировали издания, выходившие на рубеже XIX–XX вв. в России.

Журнал «Огонек» одним из первых в России осознает значимость работы фотожурналистов и приступает к формированию собственной сети фотокорреспондентов, приглашая к сотрудничеству фотографов как из Санкт-Петербурга, так и из других регионов России. В частности, начиная с 1909 г. «Огонек» размещает на своих страницах объявление следующего содержания: «Фотографы-любители и профессионалы в Санкт-Петербурге и в провинции приглашаются Редакцией журнала “Огонек” присылать по ее адресу: СПб., Галерная ул., 40, снимки с событий, являющихся местной злобой дня, каковы: катастрофы, торжества, освящения, маневры, съезды, выдающиеся заседания общественных учреждений, юбилеи, портреты крупнейших деятелей, “героев дня” и пр. Фотографии, признанные удобными для воспроизведения, будут оплачены гонораром на существующих в Редакции условиях. Снимки должны представлять общественный интерес, быть изготовлены на целлулоидной бумаге и снабжены пояснениями»15.

В этом сообщении можно отметить ряд очень важных параметров, которые задает редакция «Огонька» для работы с фоторепортерами. В первую очередь, это сотрудничество не только с профессионалами, но и с любителями, которые случайно или намеренно стали свидетелями события, имеющего общественную значимость, и смогли его зафиксировать. (Здесь можно уже уловить признаки граж­данской фотожурналис­тики, которая получит массовое распространение в XXI в., с развитием цифровых технологий.) Наибольший интерес представляет блок, посвященный определению тем, имеющих значение для редакции, потому что перечень направлений для съемки свойственен именно фотожурналистике. Не портреты и постановочные кадры, а очень широкий круг событий, притом часто происходящих за пределами столицы. Рассматриваемое объявление можно считать базовым вариантом технического задания, т.к. в нем перечислены все ключевые требования к снимкам и соискателям, вплоть до материа­ла, на котором должны быть отпечатаны фотографические снимки, есть и отдельное указание о выплачиваемом гонораре. Подчеркнем, что речь идет о «существующих в редакции условиях», что позволяет сделать вывод об уже наработанной практике сотрудничества с внештатными фотографами. Анализ архивных выпусков журнала «Огонек» также показывает, что приведенное в качестве примера объявление не является разовым или случайным.

Подобные предложения о сотрудничестве в дальнейшем встречаются регулярно; кроме того, издание не ограничивается ими и на протяжении нескольких лет формирует собственную «сеть сотрудников корреспондентов-фотографов». В конце каждого года «Огонек» размещал объявление о подписке, где указывал наиболее важные и существенные преимущества своего издания. И начиная с 1912 г. таким становится как раз фотожурналистика16.

Отметим, в качестве подтверждения значимости этих изменений, факт, что данное сообщение занимает ½ листа, и в его верстке используются различные шрифты для акцентов и выделения наиболее важных блоков. Например, фрагмент текста «огромная сеть сотрудников, корреспондентов-фотографов» напечатан не только жирным начертанием шрифта, но и наиболь­шим из используемых на странице кеглем. Отдельно указывается, что данная сеть действует во «всех центрах России и Западной Европы», что дает возможность «с большой быстротой иллюстрировать все заслуживающие внимания события столичной, провинциальной и заграничной жизни». Обратим внимание на то, что речь идет о журнале, выходящем тиражом в 300 000 экз., т.е. об одном из наиболее массовых печатных изданий рассматриваемого периода17.

Уже в 1924 г. редакция журнала «Огонек» сотрудничала с более чем 100 постоян­ными фотокорреспондентами в городах СССР, при этом в перечне источников фотографий также указано фотоагентство Press-Photo News-Service, что свидетельствует о расширенной гибридной схеме получения фотоматериалов, которая включает в себя как фотографов, так и сторонние организации. В качестве другого примера приведем выпускаемый издательством «Советская Сибирь» (с ноября 1925 г.) иллюстрированный журнал «Сибирь». В нем с момента открытия редакцией была «организована сеть собственных фотокорреспондентов во всех городах и промышленных центрах Сибири и Дальнего Востока», а также налажено сотрудничество с фотожурналистами из Шанхая, Пекина, Токио, Улан-Батора и др. Очевидно, что это уже далеко не частная практика, профессия фотожурналист становится востребованной и популярной.

Результаты проведенного исследования вступают в противоречие с позицией ряда ученых и специалистов, которые утверждают, что «до Великой Октябрьской социалистической революции фотожурналистики в России почти не было. Лишь несколько журналов незадолго до мировой войны начали печатать хроникальные фотоиллюстрации. Газеты вовсе не иллюстрировались» (Морозов, 1939: 5). Мы можем с уверенностью утверждать, что уже к концу 1912 г. на территории России фотожурналистика не просто активно развивалась, но являлась значимой составляющей работы печатных периодических изданий. Более того, анализ показывает, что уже тогда можно выделить такие способы сотрудничества с редакцией, как работа в штате и вне штата издания. «Огонек» не является исключением для дореволюционной прессы. К осознанию важности работы с собственными корреспондентами приходят и другие издания. В частности, такие журналы, как «Нива», «Летопись войны», «Солн­це России» и др. (Чмырева, 2016: 71–73).

Отметим, что после революции принципы сотрудничества редакций с фотожурналистами18 практически не изменились. А появление полутоновой печати и технические изменения, сделавшие процесс фотосъемки более мобильным, привели к дальнейшему росту популярности фотографических и иллюстрированных журналов (Чмырева, 2016: 17).

 

Новые черты профессии

Важно отметить, что в этот же период развивается и рынок фотожурналистских работ. Сначала печатные СМИ открыто призывали фотографов присылать свои фотографии напрямую, затем, по мере развития фотожурналистики и создания в редакциях сети собственных фотокорреспондентов, ряд изданий и информационных агентств начинают активную работу по продаже снимков из своих коллекций другим редакциям. Так, издательство журнала «Огонек» создает бюро клише, которое собирает «фотоархив, ярко иллюстрирующий период революции, империалистическую и гражданскую войну, быт и жизнь народов СССР, важнейшие исторические события XX в., быт и жизнь заграничных государств и т.д.»19. Задачей бюро было предоставление за плату готовых фотоклише центральным и провинциальным иллюстрированным изданиям.

Анализ материалов ГАРФ показал, что фотографии редакциями покупались и продавались, было налажено сотрудничество с фотографами из других регионов. Редакции не устанавливали жесткие рамки сторонним авторам: «Вообще высылайте нам все, что считаете интересным, не дожидаясь наших писем. Иначе это будет замедлять всю работу – мы представляем себе, что наш фотокорреспондент будет иметь достаточно инициативы для снабжения нашей конторы»20. Такая свобода в выборе тематики нехарактерна для штатных фотожурналистов, которые в большинстве случаев работали по техническому заданию21. При этом существовал круг тем, которым отдавали предпочтение фотоархивы: «Из Вашего района мы могли бы принять значительное количество снимков жизни и быта казаков. Возможно, что у местных фотографов имеются подобные снимки в архивах. В таком случае мы очень просим Вас отобрать в архивах по Вашему мнению подходящие фотографии и прислать их нам»22. Другие востребованные темы – «открытие новых заводов, домов отдыха, все, что касается реализации урожая, посещение округа делегациями и т.д.»23.

Отдельно отметим, как определялась стоимость снимков: цена могла варьироваться (из расчета за 1 квадратный сантиметр при приобретении фотоклише)24 или была фиксированной (за 1 снимок)25. И уже на этом этапе существовала возможность изменения расценок в зависимости от актуальности изображения: «Оплачивать огульно все снимки по 3 руб., мы, к сожалению, еще не можем, но, учитывая необходимость усилить приток фото – хроникерских снимков, отображающих события сегодняшнего дня, мы установили для этой категории снимков цену в 3 руб., а для прочих неактуальных цену в 2 руб.»26. В случаях, когда предоставлялись эксклюзивные фотоматериалы, стоимость фотоматериа­ла могла быть увеличена27.

Все эти свидетельства позволяют сделать вывод, что уже в 1920 гг. были созданы предпосылки для распространения фотографического искусства.

 

Заключение

Проведенный анализ печатных изданий позволил установить, что уже начиная с середины 1890 гг. в них начинают активно публиковаться фотографии. На основании изученного эмпирического материала, полученного из отечественных и иностранных СМИ рубежа XIX–XX вв., было выявлено что в начале 1910 гг. достижения фотожурналистики были востребованы как в иллюстрированных журналах, так и на страницах газет. В тот же период возникают первые фотографические агентства и специализированные банки, развивается рынок фотографий, выполненных не только профессионалами, но и фотографами-любителями, которые откликнулись на призывы редакций. Более того, в 1910–1920 гг. в нашей стране были сформированы основные механизмы распространения фотографии, которые остаются неизменными до настоящего времени.

 

Примечания

1 См., напр.: Толковый словарь русского языка. Т. 4. / под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1940. С. 1125; Исторический словарь галлицизмов русского языка / сост. Н.И. Епишкин. М.: Словарное изд-во ЭТС, 2010. С. 4121.

2 Morrow K. (2018) The Birth of Photojournalism. HistoryNet, 24 August. Режим доступа: https://www.historynet.com/the-birth-of-photojournalism.htm (дата обращения: 10.08.2022).

3 The Illustrated London News – старейшее в мире иллюстрированное издание, выходившее с 1842 по 2003 г. С момента создания газеты акцент был сделан именно на иллюстрациях. Так, в первом номере, опубликованном 14 мая 1842 г., на 16 страниц газеты приходилось 32 гравюры.

4 The Right Hon. The Earl Granville, Secretary of State for Foreign Affairs (1852). The illustrated London News 539 (XX): 9 (из личного архива автора).

5 The British Journal of Photography – старейший в мире журнал о фотографии, издающийся с 1854 г. Действующее наименование получил в 1860 г. В период с 1864 по 2010 г. выходил еженедельно, с марта 2010 г. перешел в цифровой формат.

6 Illustrated Journalism (1894). The British Journal of Photography XLI: 129 (из личного архива автора).

7 Are Photo-Mechanical Illustrations too Common? (1894). The British Journal of Photography XLI: 515–517 (из личного архива автора).

8 Photographic Copyright and the Illustrated Press (1895). The British Journal of Photography XLI: 555 (из личного архива автора).

9 Фотографические агентства – особая разновидность специализированных агентств, которые занимаются производством, дистрибуцией и архивацией фотографического контента. Подр. см.: Ромакина М.А. Типологический анализ современных фотоагентств.

10 Press Pictures (1895). The British Journal of Photography XLI: ix (из личного архива автора).

11 Collins R.A. (2016) Brief History of Photography and Photojournalism. Режим доступа: https://www.ndsu.edu/pubweb/~rcollins/242photojournalism/historyofphotography.html (дата обращения 10.08.2022).

12 Новые фотографические профессии – репортеры и натурщики // Фотографическое обозрение. 1901. № 6. C. 231–233. Режим доступа: http://electro.nekrasovka.ru/books/1577/pages/46 (дата обращения: 28.04.2022).

13 Там же.

14 Там же.

15 Огонек. 1909. № 51. С. 25.

16 О подписке на 1913 г. // Огонек. 1912. № 52. С. 3.

17 Подр. см.: Башарова Ю. Газеты 1917 года: тиражи, авторы, эпилог // Рос. газ. 2016. Ноябрь, 15. Режим доступа: https://rg.ru/2016/11/15/rodina-gazety1917.html (дата обращения: 10.10.2022). Для сравнения приводим тиражи отдельных газет, выходивших в период 1910–1915 гг.: «Биржевые ведомости» – 20 000 экз. (на 1916 г.); «День» – 38 000–50 000 экз. (на 1916 г.); «Московские ведомости» – 3 500 экз. (на 1913 г.); «Русские ведомости» – 50 000 экз. (на 1916 г.); «Русское слово» – 700 000 экз. (на 1916 г.).

18 По мере развития профессии мы отмечаем различные формы наименования фотожурналистов: репортеры-фотографы, фоторепортеры, фотокорреспонденты. С учетом того, что данное исследование не ставит перед собой задачу детально исследовать развитие фотожурналистики в историческом контексте, данные термины будут использоваться нами как равнозначные.

19 Огонек. 1925. № 23. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_60000210875/ (дата обращения: 17.08.2022).

20 ГАРФ. 391.5.39. Переписка с корреспондентом Роста в г. Ташкенте о снабжении фотоснимками и о денежных расчетах за них (с 05.11.1926 по 20.07.1928).

21 Интервью с фотожурналистом Сергеем Кивриным. 24.11.2020 (из личного архива автора).

22 ГАРФ. 391.5.36. Переписка с корреспондентом РОСТА в г. Краснодаре о снабжении фотоснимками и о денежных расчетах за них. 48 листов (с 10.08.1926 по 16.02.1928).

23 Там же.

24 Огонек. 1925. № 23.

25 ГАРФ. 391.5.39. Л. 62.

26 Там же. Л. 56.

27 Там же. Л. 32.

 

Библиография

Бакулин О.А. История создания отечественной системы управления фотографией в работах советских авторов // Меди@льманах. 2021. № 5 (106). C. 66–73. DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2021.6673

Березин В.М. Фотожурналистика: учебник для акад. бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/432893 (дата обращения: 12.08.2021).

Волков-Ланнит Л.Ф. История пишется объективом. М.: Планета, 1980.

Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики: учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика». М.: Фак. журн. МГУ, 2012.

Заковырина Н.С. Особенности развития советской фотожурналистики 1920–1930-х гг. и журнал «Советское фото»: дис. … канд. ист. наук. СПб., 2007.

Лапин А.И. Фотография как...: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003.

Морозов С. Фотоиллюстрация в газете: в помощь редакционным работникам. М.: Госкиноиздат, 1939.

Панкеев И.А. Фотожурналистика: исторический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 5. С. 172–176.

Ромакина М.А. Типологический анализ современных фотоагентств // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 6. С. 108–135. DOI: 10.30547/vestnik.journ.6.2020.108135

Чмырева И.Ю. Очерки по истории российской фотографии. М.: Индрик, 2016.

 

Beegan G. (2008). The Mass Image: A Social History of Photomechanical Reproduction in Victorian London. London, UK: Palgrave Macmillan. DOI: https://doi.org/10.1057/9780230589926

Keller U. (2018) Photojournalism around 1900: The Institutionalization of a Mass Medium. In: Heyer, P., Urquhart, P. (eds.). Communication in History: Stone Age Symbols to Social Media. New York: Routledge. Режим доступа: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315189840-23/early-photojournalism-ulrich-keller?context=ubx&refId=cfeecf32-1559-470a-89f2-9b59ad4046c8 (дата обращения: 12.08.2022).

Kobré K. (1980) Photojournalism: The Professionals’ Approach. Somerville, MA: Curtin & London, Inc.

Schuneman R.S. (1966) The Photograph in Print: An Examination of New York Newspapers, 18901937: PhD dis. …. University of Minnesota. Minneapolis.

Stolarski C. (2013) The Rise of Photojournalism in Russia and the Soviet Union, 1900–1931: PhD dis. …. Johns Hopkins University. Baltimore. Режим доступа: http://jhir.library.jhu.edu/handle/1774.2/58773 (дата обращения: 12.08.2022).

 

Дата поступления в редакцию: 03.12.2022
Дата публикации: 21.12.2022