Ссылка для цитирования: Аргылов Н.А., Охлопкова У.В. Факторы формирования и развития регионального кино в России: якутский феномен // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 107–117. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.107117
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.107117
EDN: FAAWJA
© Аргылов Никита Антонович
кандидат политических наук, доцент департамента медиа Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ, научный сотрудник центра этносоциологических исследований Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН
(г. Санкт-Петербург, Россия), nik-argylov@yandex.ru
© Охлопкова Ульяна Васильевна
старший преподаватель кафедры журналистики филологического факультета Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова (г. Якутск, Россия), evseeva.uliana@yandex.ru
Кинематограф является ключевым сегментом современной медиасистемы. Российское кино имеет интересную и богатую историю, вобравшую в себя советский киноавангард 1920 гг., ставший мировой классикой, военную кинохронику 1940 гг., проникновенный кинореализм оттепели 1960 гг., с его сильным гуманистическим посылом и стремлением познать внутренний мир человека, перестроечное кино 1980 гг. (Вартанова (ред.), 2021).
Кино как одна из самых мощных отраслей глобальной медиасистемы, охватывающей миллиарды зрителей по всему миру, оказывает большое влияние на повседневную жизнь людей (Kagan, Chesney, Fire, 2020: 3). В условиях рынка киноиндустрия, руководствуясь собственными финансовыми интересами, «вынуждена исходить из соображений самоокупаемости, интересов собственников, акционеров, инвесторов» (Вартанова, 2009). Однако, как отмечают некоторые исследователи, несмотря на то что российский кинематограф работает в условиях рыночной экономики продолжительное время, «киноотрасль так и не вышла на уровень устойчивого и сбалансированного развития» (Ткачева, 2015: 93).
Когда киноиндустрия функционирует в организационном режиме, создателей фильмов часто делят на две группы: на тех, кто ищет новые способы кинематографического выражения, экспериментируя и обогащая язык кино, и тех, кто такой задачи не ставит, а направляет свое творчество на создание интересных массовому зрителю историй. В условиях, когда киноиндустрия стремится к упрощению и стандартизации, деятельность этих групп представляет разные грани единого целого, которые необходимы для выживания и развития кино (Жабский, 2012: 101–102). Однако исследователи подчеркивают важность для культурных индустрий в большей степени творческого потенциала, чем коммерческой составляющей, потому что для создания особого вида продукции, которая ценится прежде всего за транслируемые смыслы, требуются в первую очередь творческие усилия (Paksiutov, 2021).
По итогам 2021 г. Россия занимает седьмое место в мире по емкости прокатного рынка (после Китая, Соединенных Штатов Америки, Японии, Индии, Великобритании, Франции)1. Сегодня основная часть кинопроизводства размещается в Москве, второй крупный продакшн-центр – Санкт-Петербург. Регионы тоже вносят существенный вклад в объемы производства: до четверти всех выходящих в прокат отечественных картин снимается за пределами двух киностолиц. В период с 2013 по 2020 г. доля регионального кинопроизводства составила 22% российских релизов. Лидером по производству регионального кино является Якутия: с 2015 г. здесь было произведено и выпущено в прокат 64 фильма – это половина всех кинолент, снятых регионами. Данный факт может свидетельствовать о формировании творческих и производственных кластеров, что оказывает положительное влияние на децентрализацию индустрии и рост разнообразия ее форм2.
Чаще всего под «региональным кинематографом» исследователи понимают проекты, съемочная группа которых базируется за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, а сам продукт распространяется внутри одного региона (Кравченко, 2022: 140). Некоторые ученые относят региональное кино к независимому кинематографу, видя в нем попытки снимать фильмы, сохраняющие сильные культурные коды. В большинстве случаев региональный кинематограф определяется как кино национальных республик или кино о национальных меньшинствах. К.Э. Разлогов, описывая процессы возникновения и предпосылки появления этнографического кино, подчеркивает, что «разные культуры обладают различными особенностями экранного структурирования мира» (Разлогов, 2010: 82). Это наводит на мысль о «немонолитности» российского кинематографа: кино включает в себя большое культурное, региональное и этническое разнообразие, когда в нем выражается «стремление к достоверности видения, к документализму, к подлинности предметного мира на экране, его фактурности» (Савельева, 2007: 62).
Кино Республики Саха (Якутия) является редким примером системно функционирующего локального кинематографа, где больше всех снимают ленты на родном языке для национальной аудитории3. Таким образом, факторы развития регионального кинематографа вызывают исследовательский интерес, а его эволюцию невозможно осмыслить без обращения к историческим аспектам его возникновения. С учетом того, что киноиндустрия, как один из сегментов медиасистемы, воздействует на массовую аудиторию, киноискусство в целом может быть охарактеризовано как инструмент мягкой силы, способствующий формированию общественного мнения.
В связи с тем, что региональные системы кинопроизводства исследованы недостаточно, целью данной работы является выявление факторов развития регионального кино на примере Республики Саха (Якутия) с учетом исторических этапов и основных периодов его развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: выявить и охарактеризовать этапы формирования и развития якутского кинематографа с момента создания первой профессиональной киностудии в 1992 г. до настоящего времени; определить факторы, способствующие пониманию природы феномена якутского кино в современной российской кинематографии. Для реализации цели и подчиненных ей задач использован системно-исторический подход и структурно-функциональный метод исследования.
Якутская кинематография одна из самых молодых в системе киноиндустрии России: она зародилась 30 лет назад, «в самое неподходящее для киноиндустрии время. Тогда по всей стране региональные киностудии закрывались, перепрофилировались или простаивали»4. Однако в Якутии ситуация развивалась иначе: местная власть увидела в кинематографе дело государственной важности.
В 1992 г., когда Республика Саха (Якутия) принимала конституцию и подписывала Федеративный договор, первый президент М.Е. Николаев издал указ об учреждении якутской государственной кинокомпании «Сахафильм» на базе творческого объединения «Северфильм», основанного в 1990 г. А.С. Романовым. Создание киностудии подтолкнуло региональные власти к решению кадрового вопроса: в начале 1990 гг. студенты из Якутии отправлялись в высшие учебные заведения Москвы и Санкт-Петербурга за счет бюджета республики, а по окончании начинали работу в сфере регионального кинопроизводства. Таким образом был обеспечен постоянный приток профильных специалистов5. Кроме того, массовое обучение позволило создать среду для формирования разнообразных творческих групп, конкурирующих между собой.
К этому времени советское образование, осуществлявшее обучение на государственном языке – русском, почти вытеснило национальные языки. После обретения Республикой Саха нового статуса якутские власти в 1990 гг. занялись конструированием конкурентной идентичности. В это же время в Якутии начали появляться народные любительские театры, которые положили начало созданию любительского кино для массового зрителя. Ярким примером может служить деятельность режиссера Аркадия Новикова, открывшего народный театр «Көөчөөн-көрө» в родном поселке: его театральные постановки впоследствии трансформировались в видеоформат. Люди, привыкшие ходить на спектакли в сельских клубах, стали смотреть якутское кино уже на экранах, в местных культурных центрах. Сам же А. Новиков, ставший популярным благодаря комедийным ролям в театральных спектаклях, с 2000 гг. начал выпускать фильмы в качестве режиссера.
Тем временем в России после краха СССР продолжался спад кинопроизводства: так, если в 1992 г. было произведено 166 кинофильмов, в 1993 г. – 137, то в 1996 – всего 35. В результате отраслевого кризиса разрушились экономические связи между производством и сбытом кинопродукции, а финансовый кризис 1998 г. поставил отечественный кинематограф на грань выживания. Несмотря на это, вдали от столиц, в российских регионах, развивался собственный кинопроцесс, результаты которого нечасто выходили за пределы республик и областей (Сивцев, 2005).
Исследуемый период – начало формирования якутского кино – совпал по времени с возрождением национальной культуры. Почти утраченное в советские годы, национальное наследие снова стало неотъемлемой частью культурной жизни региона. Возможно, в связи с этим базовым жанром якутских кинокартин стала историческая драма, во многом напоминающая фольклорные произведения. По мнению авторов статьи (об этом же пишет в журнале «Искусство кино» Сергей Анашкин), «персонажи подразделяются на четкие категории “добрых” и “злых”, что создает ощущение своего рода “экранного постфольклора”»6.
Ведущим фактором развития якутского кино в период 1992–1999 гг. становится государственная политика, направленная на подготовку кадров и формирование инфраструктуры кинопроизводства (создание киностудии «Сахафильм»). Несмотря на то, что якутское кино в начале пути получило и материальную базу, и подготовленных специалистов, комплексное развитие отрасли не состоялось из-за отсутствия стабильного финансирования (в условиях перестройки в Якутии и во всей стране его сложно было обеспечить). В связи с этим в 1990 гг. прошлого века яркого взлета якутского кино не произошло. Однако первые шаги к созданию киноиндустрии были уже сделаны благодаря специалистам, одержимым идеей творчества и чувствовавшим ответственность за культурные изменения. Кроме того, к объективным факторам развития якутского кино можно отнести отдаленность и суровые климатические особенности региона (долгий зимний период). Они позволили сохранить культуру и язык и, возможно, явились неким инкубатором для молодого якутского кинематографа на стадии его становления, а в отсутствие досуга (в зимний период) побуждали людей смотреть кино в домашних условиях или посещать кинотеатры.
Пройдя путь трансформации общества, якутское кино приступает к новому этапу – к поиску «собственного лица».
В исследуемый период параллельно с государственной студией начали работать частные кинокомпании, что привело к четкому разделению сферы на коммерческое и авторское кино. Конкуренция способствовала тематическому разнообразию кинопродукции: к локальным сюжетам прибавились истории больших городов, в новом якутском кино наиболее популярными жанрами к тому времени были: мелодрама, комедия, хоррор и др.7 Первым периодом расцвета якутского кино считают 2000 гг., когда местные режиссеры получили доступ к цифровым камерам и начали осмысливать и воссоздавать дух своей земли языком кинематографа.
В 2003 г. в процесс кинопроизводства все активнее стали включаться энтузиасты с цифровыми камерами, а в 2004 г. появилась частная компания «Алмазфильм». Многие местные киноведы отсчитывают новую историю якутского кино с 2004 г., когда на экраны вышла похожая на южнокорейские триллеры работа режиссера академического драматического театра Саха С. Потапова «Любовь моя». Годом позже в Якутии вышло две картины, в 2007 г. – пять, а в 2011 г. якутские кинематографисты представили 15 кинофильмов8.
В условиях рыночной экономики, несмотря на коммерческий интерес, якутский кинематограф продолжил искать свое место. Чтобы вписаться в общероссийский контекст, ему необходимо было «определить координаты своей идентичности», поэтому «не самый многочисленный этнос стремился осмыслить в кино и утвердить в быту ценностный ориентир – свою самобытность» (Борисов, Павлова-Борисова, 2020: 88–105).
Первый импульс киноиндустрии указанного периода придали кинотеатры, решившие в 2000 гг. демонстрировать местные киноленты. Специфика этого кинопроката стала немаловажным фактором популяризации, повлиявшим на бум якутского кинематографа. Кинотеатры и киносеть республики, возродившиеся после кризиса 1990 гг., сохранили независимость от крупных московских компаний, а потому были вправе самостоятельно подбирать репертуар.
Не менее важный фактор становления якутского кино внутри региона – аудитория. Кинокартины снимаются преимущественно для местного населения, благодаря чему якутское кино нашло своего зрителя. Режиссеры учитывают потребности аудитории, поэтому почти все фильмы выходят на национальном языке и с русскими субтитрами. Секрет якутского кинофеномена в какой-то мере заключается в том, что фильмы «разговаривают» со зрителем на родном ему языке.
Период 2010–2017 гг. стал для якутского кинематографа переломным: изменение аудитории и моделей кинопотребления неизбежно влекло и трансформацию контента, что привело к новой волне развития отрасли. Так, к 2010 г. якутское кино уже формируется как индустрия: с внутренним рынком, 12 студиями и центрами кинопроизводства. По данным «Невафильм Research», за период 2011–2014 гг. по количеству местного кино в прокате Якутия обогнала все остальные регионы России, выпустив 55 картин. Для сравнения: второе место в этом рейтинге заняла Республика Бурятия с 16 местными лентами за этот же период9.
«Интенсивное развитие сферы укрепило ставку на идентичность. Во-первых, она неожиданно сработала как бизнес-модель, во-вторых, теперь появилась возможность ее культурного и коммерческого экспорта», – отмечают исследователи. Частные (негосударственные) киностудии стали новым явлением в кинематографической жизни Якутии. Часть из них работает в кооперации с различными творческими и производственными организациями (Жараев, 2011: 141).
Местные кинематографисты подчеркивают, что в республике есть государственная киностудия, однако феномен якутского кино сформировался именно благодаря работам независимых режиссеров. А главная роль госструктуры («Сахафильм») заключается в том, что она создает инфраструктуру – сдает в аренду по минимальной цене оборудование для съемок10.
Рассматриваемый период представляют несколько режиссеров, которые занимаются кинопроизводством и сегодня. К ним можно отнести Сергея Потапова, Михаила Лукачевского, Степана Бурнашева и др. К 2010 г. наряду с независимыми режиссерами появилась и группа независимых продюсеров. Кинокритики уделяют им особое внимание, полагая, что выход за пределы республики во многом их заслуга. К примеру, кинокомпания ART Doydy, основанная в 2011 г. продюсером Марианной Сиэгэн, одной из первых предоставила полный цикл услуг по организации съемочного процесса и постпродакшна для якутских проектов. Благодаря этому, например, фильм якутского режиссера Костаса Марсана «Мой убийца» стал доступен в 2018 г. на сервисе Amazon Prime и других мировых интернет-платформах11.
Если в начале 2000 гг. съемки картин и прокат были преимущественно деятельностью энтузиастов, то с 2010 гг. существование национального кино было признано на официальном уровне министерством культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия). С 2011 г. местной киноиндустрии выделялись гранты в размере 5 млн руб. ежегодно. Результат поддержки стал очевиден: в период с 2013 по 2017 г. в республике появилось 64 картины, а всего за последние 20 лет в Якутии снято 148 киноработ.
С начала 2000 гг. якутское кино проходило этап «возмужания», обретения самобытности. Локальный кинематограф стал осознаваться за пределами Якутии как самобытный культурный феномен, что повлияло на его дальнейшую фестивальную историю12. С 2015 г. фильмы демонстрируются на российских фестивалях; в Сеульской синематеке представлена первая зарубежная ретроспектива фильмов из Якутии.
Параллельно росли и показатели коммерческого плана: в 2016 г. сборы одной якутской картины составили в среднем 900 тыс. руб. (к 2019 г. – 4,1 млн руб.). Интерес к местным фильмам способствовал и увеличению количества киноплощадок: если в 2010 г. в Якутии было всего семь кинозалов, то спустя 10 лет их количество достигло пятидесяти13. Стоит отметить, что высокие показатели деятельности киносети были достигнуты в том числе благодаря государственной программе поддержки предпринимательства и субсидированию отрасли.
Середина прошлого десятилетия – переломный момент в истории якутского кино. Оно вступило в пору творческой зрелости, получило признание за пределами региона, из узколокального феномена превратилось в значимый факт многонациональной культуры Российской Федерации. Особенность исследуемого этапа состоит в том, что якутское кино, которое изначально решало серьезные культурные, политические задачи, стало коммерческой отраслью. При этом якутские кинематографисты смогли совместить «внутреннюю нужду в идентичности с навязанной рыночной логикой»14, к сфере активно начали подключаться молодые люди, которые сами пишут сценарии, снимают, режиссируют15.
За исследуемый период в обществе сложилась региональная кинокультура. Якутское кино обрело своего зрителя, однако поддержка потребителя не единственное, что дало развитие якутскому кинематографу. Базовой основой, фактором развития отрасли в этот период стало появление новых кадров. Профессионализация киноиндустрии стала результатом государственной поддержки, которую оказывало местное руководство в виде грантов, субсидий, создания условий для развития творческого потенциала молодых специалистов и киноотрасли в целом.
Сегодня Республика Саха (Якутия) занимает третье место по объему кинопроизводства после Москвы и Санкт-Петербурга: в регионе снимается от 10 до 20 фильмов в год. В прокате (внутри региона) якутское кино обгоняет как российские, так и западные ленты16.
Директор регионального госконцерна «Сахафильм» Сардаана Саввина отмечает, что период с 2018 по 2020 г. стал значимой вехой в истории якутского кинематографа, когда фильмы из дальнего региона России вошли в конкурсные программы престижных отечественных и зарубежных фестивалей. Например, на Московском международном кинофестивале кинолента «Царь-птица» Эдуарда Новикова в 2018 г. завоевала Гран-при, а кинокартина «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой в 2019 г. получила две первые награды.
На современном этапе развития киноиндустрии республики основную роль играет поддержка региональной культурной политики (Левочкин, 2016: 146–152). С 2018 г. республиканский кинобизнес объявлен креативной индустрией, а в следующем году якутское правительство усилило поддержку киноиндустрии региона. С 2020 г. ежегодно выделяется субсидия в размере 30 млн руб. на реализацию национальных кинопроектов. В 2021 г. (по результатам отбора) поддержку получили восемь кинокартин.
В 2019 г. к финансированию киноиндустрии подключились и частные фонды. Например, фонд поддержки якутского кино «Синет Сахавуд» выделил 1 млн руб. на производство кинокартины «Пугало» Дмитрия Давыдова, а в 2021 г. – 12 млн руб. на реализацию одиннадцати проектов якутских режиссеров. В 2022 г. на эти же цели было потрачено 9 млн руб. с 2023 г. финансирование планируется увеличить до 80 млн руб17.
Развитие киноиндустрии в Якутии не остановилось в условиях пандемии 2020–2021 гг., наоборот, за это время вышли фильмы, которые внесли свою лепту в развитие феномена якутского кино. «Пандемийный» 2020 г. для режиссера Д. Давыдова стал триумфальным: его полнометражная картина «Пугало» (2020) получила Гран-при, приз за лучшую женскую роль и приз кинокритиков кинофестиваля «Кинотавр». Популярность современного якутского кино объясняется экспертами по-разному. Так, президент жюри «Кинотавра» Борис Хлебников признается, что был абсолютно ошеломлен картиной «Пугало»: «Я просто не понимаю, как сделан этот фильм и по каким законам он работает. Он очень разный – местами смешной, местами страшный, но очень точный. Мы проголосовали за него единогласно, это был однозначный фаворит»18. Кинокритик Лидия Маслова отмечает социокультурную направленность якутского кинематографа, которому «повезло с темами»19. Эту мысль поддерживает журнал «Искусство кино»: «Язык, традиции, пейзаж, история, четко понятные и известные каждому, кто живет на этой земле. Они – основа для каждого фильма, который снимается в Якутии, вне зависимости от его жанра и предполагаемой аудитории»20.
В следующем году фильм «Хара хаар» (2021) С. Бурнашева награжден Гран-при российского кинофестиваля «Окно в Европу»17. Один из наиболее успешных фильмов 2022 г. – «Ыт» («Стреляй!»), созданный якутскими режиссерами Д. Давыдовым и С. Бурнашевым, был отмечен двумя призами на Варшавском международном кинофестивале (премией NETPAC и специальным призом от экспертов)18. В 2022 г. фильм режиссера из Якутии впервые вошел в лонг-лист премии «Оскар»: проект режиссера Владимира Мункуева «Нуучча» (2022) удостоен главного приза в одном из конкурсов фестиваля в Карловых Варах19. Лидером по кассовым сборам и количеству зрителей в России стала работа Валентина Макарова «Дьулуур» (2022)20.
Если в начале пути якутское кино основывалось преимущественно на мифах и местных легендах, то современные работы в большей степени посвящены социальным проблемам и острым общественным вопросам. Эта тематика охотнее поддерживается аудиторией, что подтверждается данными о кассовых сборах в кинотеатрах Якутии с 2016 по 2021 г. (см. табл.). Аудитория предпочитает фильмы, в которых показана повседневная жизнь, а героями выступают знакомые зрителям образы – парень и девушка из якутского села или жители столицы.
Несмотря на «пандемийный» 2020 г., когда показатели проката якутских фильмов снизились почти в два раза, по данным АНО «Якутская киносеть», общие сборы якутских фильмов в России в 2021 г. впервые превысили 60 млн руб. Такие результаты достигнуты благодаря кинопродукции частных студий. При этом учтены только данные кинотеатрального проката без просмотров на официальных стриминговых сервисах. Это свидетельствует о том, что якутский кинематограф, во-первых, из культурного феномена превращается в региональную индустрию, а во-вторых, является результатом сочетания нескольких факторов – реализации творческого потенциала кинематографистов и материально-технической поддержке на уровне региона.
Таблица. Топ-10 кассовых фильмов Якутии (2016–2021 гг.)
№ |
Фильм (режиссер) |
Жанр |
Кассовые сборы (руб.) |
Кол-во зрителей |
Год выхода |
1 |
Агент мамбо (Алексей Амбросьев) |
Комедия |
078 300 |
158 |
2018 |
2 |
Пугало (Дмитрий Давыдов) |
Драма |
717 340 |
014 |
2021 |
3 |
Надо мною солнце не садится (Любовь Борисова) |
Драма |
438 491 |
389 |
2019 |
4 |
Тиэтэйбит (Роман Дорофеев) |
Комедия |
394 249 |
289 |
2020 |
5 |
Тыгын Дархан (Никита Аржаков) |
Историческая драма |
222 415 |
198 |
2020 |
6 |
Кэрэл (Илья Портнягин) |
Драма |
164 919 |
339 |
2017 |
7 |
Иччи (Константин Данилов) |
Фильм ужасов (хоррор) |
187 191 |
488 |
2021 |
8 |
Чувак (Владимир Мункуев) |
Комедия |
685 540 |
119 |
2017 |
9 |
Черный снег (Степан Бурнашев) |
Триллер |
042 410 |
226 |
2021 |
10 |
Рядовой Чээрин (Дмитрий Кольцов) |
Историческая драма |
535 062 |
674 |
2021 |
Источник: АНО «Якутская киносеть», данные на сентябрь 2022 г.
Принимая во внимание неразрывную связь развития кино с историческими событиями, авторы рассмотрели главные этапы становления и развития региональной кинематографии с акцентом на ее особенности, выявили фундаментальные факторы, оказавшие решающее влияние на формирование феномена якутского кино. На основе проведенного анализа были выделены три ключевых фактора, определивших современное состояние регионального кино и отразившихся в нем. Первый – содействие государства в развитии инфраструктуры кинопроизводства (гранты, субсидии, создание государственной киностудии и др.). Второй – наличие талантливых специалистов, конкурентная креативная среда, создающая возможности для заработка и самореализации творческого потенциала. Третий – интерес региональной аудитории к кинематографу родного края. Важно отметить, что указанные авторами факторы не могут рассматриваться отдельно друг от друга, потому что только их и неразрывная связь формируют феномен якутского кино. Это подтверждает начатая с 1992 г. история киноотрасли и опыт ее развития в регионе.
Стоит выделить особенную черту, присущую якутской кинематографии, – следование традициям. Если российский рынок кино старается зачастую создавать массовые картины, которые будут понятны широкому кругу зрителей, то якутские режиссеры делают акцент на оригинальность, самобытность, национальный колорит, мифы, обычаи, территориальные и климатические условия проживания населения, особенности культурного кода региона.
Впрочем, масштабы феномена якутского кино пока локальны. Массовым он может стать скорее тогда, когда найдет свою аудиторию на крупных стриминговых платформах в масштабах всей страны. Следует отметить, что интерес к якутскому кино в большей степени появился благодаря федеральным массмедиа. Понятие «феномен якутского кино» сформировано журналистами СМИ, обратившими особое внимание на работы режиссеров региона, расположенного далеко от федерального центра видеопродакшна.
Если же рассматривать «феномен» с точки зрения оригинального стиля или подачи кинопродуктов, мы придем скорее к заключению, что якутский кинематограф развивается по аналогии с российской киноиндустрией. Дальнейшее развитие регионального кино в России будет зависеть от целого комплекса факторов, связанных с общей экономической и политической обстановкой на медиарынках субъектов страны. В целом тема феномена якутского кино дискуссионная и несомненно требует дальнейшего осмысления.
Исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (МК-5795.2021.2).
1 Россия заняла четвертое место в мире по количеству проданных кинобилетов в 2021 г. // Бюллетень кинопрокатчика. 2022. Янв., 18. Режим доступа: https://www.kinometro.ru/news/show/name/russia_forthplacetickets2021_4043 (дата обращения: 20.11.2022).
2 Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «RFilms» для Европейской аудиовизуальной обсерватории // Европейская аудиовизуальная обсерватория. 2018. Сент., 21. Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/research/research-news/view/research0/ (дата обращения: 20.11.2022).
3 Медведев А. Якутское кино в пяти словах // Сеанс. 2021. Май, 4. Режим доступа: https://seance.ru/articles/5-words/ (дата обращения: 20.11.2022).
4 Лаврова А. Из местной диковинки в топ-3 в России: кто продвигает якутское кино // Ведомости. 2022. Февр., 28. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/columns/iz-mestnoi-dikovinki-v-top-3-v-rossii-kto-prodvigaet-yakutskoe-kino (дата обращения: 20.11.2022).
5 Жараев И.С. Люди – бесценное богатство кино Якутии. Якутск: Сахаполиграфиздат, 2011. С. 18.
6 Анашкин С. Дорообо, киинэ! – Здравствуй, кино! Якутский кинематограф: сюжеты и коллизии // Искусство кино. 2006. № 2. Режим доступа: https://old.kinoart.ru/archive/2006/02/n2-article16 (дата обращения: 20.10.2022).
7 Анашкин С. В чем заключается феномен якутского кино. Режим доступа: http://yakutmovie.ru/?p=1065 (дата обращения: 20.10.2022).
8 Борисов Н. Кино и деньги: с чего начинался якутский кинобум // Якутия.Инфо. 2014. Нояб., 26. Режим доступа: https://yakutia.info/article/166871 (дата обращения: 20.10.2022).
9 Киноиндустрия Российской Федерации. Исследование компании «Невафильм» при участии «Movie Research» («Универс-Консалтинг») и «iKS-Consulting» для Европейской аудиовизуальной обсерватории. 2014. Дек. Режим доступа: https://research.nevafilm.ru/public/research/EAO/KINOINDUSTRY/2014/2014_RUS_Fin.pdf (дата обращения: 20.10.2022).
10 Феномен якутского кино // Мастера Сибири. 2017. Окт. Режим доступа: https://makersofsiberia.com/zhurnal/malyij-yus-vashemu-domu.html (дата обращения: 20.10.2022).
11 Официальный сайт кинокомпании ART Doydy. Режим доступа: http://artdoydu.com/ru/actor-database/ (дата обращения: 20.10.2022).
12 Саввина С. Якутское кино в Синематеке Сеула // Yakut Movie. 2016. Авг. Режим доступа: http://yakutmovie.ru/?p=994 (дата обращения: 20.10.2022).
13 Эфендиева Н. Таланты от Сахи: якутскому кинематографу прочат роль мессии // Деловой Петербург. 2022. Июль, 17. Режим доступа: https://www.dp.ru/a/2022/07/15/Talanti_ot_Sahi (дата обращения: 20.10.2022).
14 Иванилова Е. Ужас белого листа: история якутского хоррора // Искусство кино. 2019. Дек., 27. Режим доступа: https://kinoart.ru/texts/uzhas-belogo-lista-istoriya-yakutskogo-horrora (дата обращения: 20.10.2022).
15 Кинокритик Егор Москвитин рассказал, есть ли у якутского кино потенциал получить «Оскар» // Sakhamedia Vlog. 2021. Дек., 4. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RE-7Tj6Jg20 (дата обращения: 20.10.2022).
16 Лаврова А. Из местной диковинки в топ-3 в России: кто продвигает якутское кино // Ведомости. 2022. Февр., 28. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/gorod/othercities/columns/iz-mestnoi-dikovinki-v-top-3-v-rossii-kto-prodvigaet-yakutskoe-kino (дата обращения: 20.10.2022).
18 Фильм о якутской знахарке победил на «Кинотавре». Чем он поразил жюри и зрителей? // Кинопоиск. 2020. Сент., 19. Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/media/article/4002809/ (дата обращения: 20.11.2022).
19 Маслова Л. Как в Якутии снимают артхаусное кино? // GQ. 2019. Сент., 6. Режим доступа: https://www.gq.ru/entertainment/yakutskie-filmy (дата обращения: 20.11.2022)
20 Долин А. Хребты иного мира // Искусство кино. 2021. Вып. № 1/2. С. 5..
21 Саввина С. Краткая история якутского кино // Искусство кино. 2021. Вып. № 1/2. С. 10.
22 Гладкина Е. Феномен якутского кино: как развивается киноиндустрия в Якутии? // УлусМедиа. 2022. Июль, 16. Режим доступа: https://ulus.media/article/65016 (дата обращения: 20.10.2022).
23 Претендента от России на «Оскар» выберут из 122 отечественных фильмов // ТАСС. 2022. Сент., 23. Режим доступа: https://tass.ru/kultura/15844905 (дата обращения: 20.10.2022).
20 Сергеева В. Якутский фильм «Дьулуур. Мас-рестлинг» лидирует по кассовым сборам и количеству зрителей в России // Якутское-Саха Информационное Агентство (ЯСИА). 2022. Июнь, 7. Режим доступа: https://ysia.ru/yakutskij-film-duluur-mas-restling-lider-rossii-po-sboram-i-kolichestvu-zritelej-na-seans/ (дата обращения: 20.10.2022).
Борисов А.А., Павлова-Борисова Т.В. Образ Тыгына в якутской культуре: проблемы сохранения и устойчивости // Genesis: исторические исследования. 2020. № 11. С. 88–105. Режим доступа: https://nbpublish.com’library_read_article.php?id=3412 (дата обращения: 20.10.2022).
Вартанова Е.Л. Факторы модернизации российских СМИ и проблема социальной ответственности // Медиаскоп. 2009. Вып. 1.
Жабский М.И. Факторы конкурентоспособности национальных кинематографий // Вестн. ВГИК. 2012. Т. 4. № 1. С. 100–112. Режим доступа: https://journals.eco-vector.com/2074-0832/article/view/14978/11499 (дата обращения: 20.10.2022).
Жараев И.С. Заметки из истории кинематографии Якутии. СПб.: Ахсаан, 2011.
Кравченко К.А. Региональное кино России: к проблеме определения // Парадигма: философско-культурологический альманах. 2022. № 36. С 139–149. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-kino-rossii-k-probleme-opredeleniya/viewer (дата обращения: 20.10.2022).
Левочкин В.В. Национальная киноиндустрия Республики Саха (Якутия): динамика и приоритеты культурной политики // Обсерватория культуры. 2016. Т. 1. № 2. С. 146–152.
Медиасистема России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2021.
Разлогов К.Э. Лики культуры. Кино – этнография – антропология // Философские науки. 2010. № 7. С. 80–90. Режим доступа: http://www.academyrh.info/html/2010/fn-7.pdf (дата обращения: 20.10.2022).
Савельева Е.Н. Жанровые и стилистические особенности фильмов сибирской тематики в российском кинематографе 1960-х гг. // Вестн. Томск. гос. ун-та. 2007. № 305. С. 62–66. Режим доступа: https://www.lib.tsu.ru/mminfo/000063105/305/image/305-062-066.pdf (дата обращения: 20.10.2022).
Сивцев С.Н. Становление кинематографа в культуре Якутии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2005.
Ткачева Н.В. Модель государственной поддержки отечественной кинематографии: этапы развития и современное состояние // Вестн. Моск. ун-та. 2015. № 6. C. 92–112.
Kagan D., Chesney T., Fire M. (2020) Using Data Science to Understand the Film Industry’s Gender Gap. Palgrave Communication 6: 92. Режим доступа: https://doi.org/10.1057/s41599-020-0436-1 (дата обращения: 20.10.2022).
Paksiutov G.D. (2021) Transformation of the Global Film Industry: Prospects for Asian Countries. Russia in Global Affairs 19 (2): 111–132.
Дата поступления в редакцию: 02.11.2022
Дата публикации: 21.12. 2022