Архив



Трансформация системы регулирования аудиовизуальных СМИ Франции (по итогам президентской кампании 2022 г.)



Милана Захарова

Ссылка для цитирования: Захарова М.В. Трансформация системы регулирования аудиовизуальных СМИ Франции (по итогам президентской кампании 2022 г.). // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 120–129. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.120129

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.120129
EDN: FDIPUR

© Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru



Ключевые слова: аудиовизуальные СМИ Франции, медиарегулирование, принцип плюрализма, «справедливое» распределение эфирного времени, президентские выборы во Франции.



В статье исследуются особенности государственного регулирования аудиовизуальных СМИ во Франции, связанные с законодательными нормами по соблюдению принципа плюрализма мнений при освещении политической жизни в стране. Непосредственный контроль за аудиовизуальными СМИ (как общественными, так и коммерческими вещателями) осуществляет Орган регулирования аудиовизуальной и цифровой коммуникации (Arcom), который является гарантом свободы аудиовизуального вещания и плюрализма мнений в теле- и радиоэфире. Особое внимание уделяется специфике реализации этих нормативов со стороны как Arcom, так и вещательных структур, а также анализу сильных и слабых сторон французской модели в период президентской предвыборной кампании в 2022 г.

 

Введение

Несмотря на очевидные структурные и функциональные изменения медиарынка и медиапотребления под влиянием прог­ресса ИКТ, Франция все еще остается страной, где средства массовой информации продолжают играть важную роль в информировании граждан об актуальных событиях. Показатели потребления французами новостной информации выглядят следующим образом: телевидение – 48%, социальные сети – 26%, сайты и мобильные приложения прессы – 21%, радио – 13%, печатные версии газет и журналов – 6%. Однако среди молодых людей 18–25 лет только 20% смотрят телевидение, в то время как 76% предпочитают узнавать новости в Интернете (65% – в социальных сетях, 14% – на сайтах и в мобильных приложениях прессы)1. Среднее время ежедневного телесмотрения в конце 2021 г. составляло 3 ч 41 мин. К крупнейшим телеканалам относятся TF1 (19,7% аудитории) и France 2 (14,7%), затем следуют France 3 (9,4%), M6 (9,1%) и France 5 (3,3%). Среди информационных круглосуточных телеканалов лидерство продолжает удерживать BFM-TV (2,9%), на втором и третьем месте – CNews (2%) и LCI (1,1%) соответственно2. Радио остается одним из самых любимых у французов СМИ, его ежедневно слушают 40 млн чел. Крупнейшими радиостанциями являются France Inter (12,7% аудитории), RTL (11%), France Info (8,5%) и NRJ (8,1%)3. Французы с понедельника по пятницу слушают радио 2 ч 42 мин, а в выходные дни – 2 ч 19 мин4.

Во Франции действуют строгие правила по освещению политической жизни и президентских выборов в аудиовизуальных СМИ. Непосредственный контроль осуществляется Органом регулирования аудиовизуальной и цифровой коммуникации (Autorité de régulation de la communication audiovisuelle et numérique, Arcom). До 1 января 2022 г. инстанция называлась Высший аудиовизуальный совет (Conseil Supérieur de l’Audiovisuel, CSA). При освещении политической жизни вещатели обязаны руководствоваться «принципом плюрализма», гарантирующим равномерное распределение времени политических выступлений между правительством, большинством и оппозицией в парламенте. В процессе президентской предвыборной кампании аудио­визуальные СМИ должны соблюдать специальные нормы, согласно которым осуществляется строгий учет «времени выступлений» (фр. le temps de parole) самих кандидатов и лиц, выступающих в их поддержку, и всего «эфирного времени» (фр. le temps d’antenne), посвященного им (включая «время выступлений»), в программах ведущих радиостанций и телеканалов, список которых публикует CSA незадолго до старта предвыборной кампании. Такие правила не распространяются на прессу и Интернет, хотя именно они традиционно становятся площадками для дискуссии. Также отметим, что эти нормативы регулярно подлежат пересмотру с целью их адаптации к актуальным реалиям.

В ходе проводимого исследования, посвященного специфике современного регулирования аудиовизуальных СМИ Франции в период президентских выборов (на примере кампании 2022 г.), предпринимается попытка систематизации ключевых особенностей, сильных и слабых сторон французской модели. Эмпирическую базу работы составили законы, регулирующие политическую жизнь и электоральные процессы во Франции5, отчеты и статистические данные аналитических центров (Fondation Jean-Jaurès, L’Observatoire politique Elabe, Kantar-Onepoint), социологических служб (Harris Interactive, IFOP, OpinionWay, Ipsos-Sopra Steria, Elabe), медиаметрических организаций (ACPM, Médiamétrie), информация с официальных сайтов и других цифровых платформ, программы и тексты/видеозаписи выступлений кандидатов, а также материалы ведущих французских массмедиа, связанные с изучаемой проблематикой. При подготовке настоящего исследования мы опирались на подходы, сложившиеся в отечественных научных школах для анализа специфики взаимодействия и взаимовлияния средств массовой информации и политических процессов на разных уровнях, в выборных кампаниях, а также медиастратегий политических деятелей и формирования медиаобраза политика (Выборы в новом медийном пространстве, 2015; Гладкова, 2012; Груша, Скрипкина, 2010; Демина, 2018; Захарова 2018; СМИ и политика, 2007; Урина, 2016; Урина, Груша, 2020; Филаткина, 2016; Шарончикова, 2011).

 

Выборы–2022: кандидаты и результаты

В апреле 2022 г. во Франции состоялись двенадцатые выборы президента Пятой Республики (с 1958 г.). 8 марта 2022 г. газета Le Journal Officiel опубликовала список официальных кандидатов, в него вошли 12 человек (см. табл.). Первый тур состоялся 10 апреля, второй – 24 апреля 2022 г. По результатам голосования во втором туре Эммануэль Макрон получил 58,54% голосов (за него проголосовали 18 779 641 человек), Марин Ле Пен – 41,46% (13 297 760 избирателей)6. Выборы впервые в истории сопровождались столь невысокой явкой избирателей – чуть более 28,2%7. При этом больше всего «уклонившихся» было среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет – 41%, меньше всего – 15% – среди граждан старше 70 лет. Инаугурация нового президента состоялась 7 мая 2022 г.

Одной из главных особенностей кампании 2022 г. стала фрагментация партийного ландшафта: традиционные правые и традиционные левые окончательно утратили свою решающую роль в политике. Республиканцы впервые в истории набирают менее 5% голосов в первом туре, а Социалистическая партия превращается в политического аутсайдера (менее 2%). Таким образом, складывается новое соотношение сил на политической арене: вокруг центриста – Макрона – крайне правый политик М. Ле Пен и крайне левый Ж.-Л. Меланшон.

Таблица. Результаты первого тура голосования 10 апреля 2022 г.

Кандидат в президенты

Партия / политическое движение

Кол-во голосов, %

Эммануэль Макрон
(Emmanuel Macron)

Вперед, Республика! /
La République en marche !

27,85

Марин Ле Пен
(Marine Le Pen)

Национальное объединение /
Rassemblement national

23,15

Жан-Люк Меланшон
(Jean-Luc Mélenchon)

Непокоренная Франция /
La France insoumise

21,95

Эрик Земмур
(Eric Zemmour)

Реконкиста/
Reconquête

7,07

Валери Пекресс
(Valérie Pecresse)

Республиканцы/
Les Républicains

4,78

Яник Жадо
(Yannick Jadot)

Европа. Экология. Зеленые /
Europe Écologie Les Verts

4,63

Жан Лассаль
(Jean Lassalle)

Будем сопротивляться! /
Résistons

3,13

Фабьен Руссель
(Fabien Roussel)

Французская коммунистическая партия /
Parti communiste français

2,28

Николя Дюпон-Эньян
(Nicolas Dupont-Aignan)

Вставай, Франция /
Debout la France

2,06

Анн Идальго
(Anne Hidalgo)

Социалистическая партия /
Parti socialiste

1,75

Филипп Путу
(Philippe Poutou)

Новая антикапиталистическая партия /
Nouveau parti anticapitaliste

0,77

Натали Арто
(Nathalie Arthaud)

Рабочая борьба /
Lutte ouvrière

0,56

Источник: https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2022

 

 

Освещение политической жизни в аудиовизуальных СМИ: эволюция вопроса

О регулировании процесса освещения политической жизни в аудиовизуальных средствах массовой информации во Франции можно говорить начиная с 1969 г., когда по инициативе Президента Жоржа Помпиду был принят так называемый закон «трех третей». Согласно этому нормативу, время политических выступлений распределяется поровну между правительством, большинством и оппозицией в парламенте. При этом время выступлений президента в средствах массовой информации (не связанных с выполнением прямых обязанностей главы государства) подсчитывается, но не учитывается ни в одной из этих категорий. Долгое время правило «трех третей» обеспечивало справедливый доступ к микрофону или к экрану представителей разных политических формирований и взглядов, поддерживая плюрализм мнений в радио- и телеэфире.

Первый раз система была пересмотрена в 2009 г., когда развернулась жаркая полемика вокруг Президента Николя Саркози, который стал слишком часто появляться на телеэкранах, за что получил прозвище «телепрезидент». Под давлением оппозиции и общественного мнения пришлось пересмотреть существующую законодательную базу8. После этого был введен новый «принцип плюрализма», предполагающий равномерное распределение времени политических выступлений между исполнительной властью (президент, сотрудники его аппарата, правительство), большинством и оппозицией в парламенте. При этом время выступлений президента как лидера нации (связанных с исполнением функций главы государства согласно ст. 5 Конституции 1958 г.) учитывается в качестве выступления представителя исполнительной власти, а дискуссии, в которых он выступает как участник «национальных политических дебатов» (фр. débat politique national) в роли представителя своей партии или политического объединения, прибавляются ко времени, отведенному политическому большинству.

В 2018 г. вступают в силу обновленные нормативы9. Правило «одной трети» времени выступлений для исполнительной власти остается неизменным. А оставшие­ся «две трети» распределяются между партиями и политическими движениями в парламенте по принципу «справедливого» (фр. un principe d’équité) времени выступлений на основе результатов последних выборов, количества завоеванных депутатских мандатов, «веса» парламентских фракций, результатов опросов общественного мнения, а также вклада в оживление политических дебатов. Эксперты не раз отмечали, что эти критерии не так просто верифицировать, особенно если речь идет о политических деятелях, не относящихся (хотя бы формально) к какому-либо политическому объединению и/или никогда не занимавших каких-либо выборных должностей10. Профессор права Университета Гренобль-Альпы Ромен Рамбо обращал внимание на то, что в новых условиях вещатели все чаще полагаются на результаты опросов общественного мнения и динамику развития политической и/или выборной кампании, вместо того чтобы учитывать результаты последних выборов и репрезентативность партии в парламенте. Он заострял внимание на негативных последствиях. По его мнению, «чем выше рейтинг политика, тем чаще его приглашают в студию <…> это если даже не говорить о том, что методология многих подобных опросов остается крайне непрозрачной»11.

Все радиостанции и телеканалы (за исключением Arte и LCP-Assemblée nationale) обязаны соблюдать эти нормативы. Согласно статье 13 закона от 13 сентября 1986 г. CSA ежемесячно публикует отчеты с указанием времени выступлений политических деятелей в различных передачах12. При этом регулятору предоставляют сведения сами аудиовизуальные СМИ, он выполняет лишь контролирующую функцию, но ежеквартально осуществляет проверку предоставленной информации. В случае выявления несоответствий регулятор выносит официальное предупреждение (фр. mise en demeure) о несоблюдении принципа плюрализма. Санкции (вплоть до наложения штрафа или даже закрытия программы) к нарушителю применяются только в случае, если он не исправляет выявленные недостатки.

Время выступлений журналистов – ведущих программы – в этой системе не учитывается, настаивал в июне 2021 г. президент регулирующей инстанции Рош-Оливье Местр: «CSA не является трибуналом общественного мнения, в его задачи не входит определение политического окраса каждого хроникера»13. В этом контексте любопытным выглядит беспрецедентное решение, принятое в сентябре 2021 г. (до вступления в силу нормативов по освещению предвыборной кампании 1 января 2022 г.), о требовании учитывать время выступлений журналиста Эрика Земмура, который не являлся официальным кандидатом в президенты (он заявил о выдвижении своей кандидатуры лишь 30 ноября) и «позиция, действия и комментарии» которого позволяют рассматривать его фигуру как участника «национальных политических дебатов». И с 9 сентября 2021 г. CNews закрывает популярную информационную программу «Лицом к информации» (Face à l’info), выходившую с понедельника по пятницу с 19:00 до 20:00 и собиравшую лучшую аудиторию среди такого рода передач на круглосуточных информационных телеканалах страны (в последнем сезоне – более 700 тыс. телезрителей), которую известный журналист вел вместе с Кристиной Келли14. В своем твиттер-аккаунте Земмур обвиняет организацию в цензуре: «Правительство об этом мечтало, CSA это сделал. CSA вынуждает нас закрыть передачу. Вот так и заканчиваются публичные дебаты»15.

Особенности функционирования французской модели регулирования в очередной раз спровоцировали полемику в преддверии выборов-2022. Вечером 15 декабря 2021 г. на телеканалах TF1 и LCI вышло двухчасовое интервью с Э. Макроном «Куда идет Франция?» (Où va la France?). Содержание этой программы представители оппозиции (В. Пекресс, Я. Жадо, Ж.-Л. Меланшон) однозначно интерпретировали как часть предвыборной агитации, в то время как президент еще не заявлял о выдвижении своей кандидатуры на второй срок, и обратились в CSA с требованием учитывать этот сюжет как часть электоральной кампании, подчеркивая, что телеканалы предоставляют остальным кандидатам крайне ограниченное время выступлений по сравнению с главой государства, отводя претендентам на Елисейский дворец, по сути, «роль простых комментаторов»16. На эти обвинения CSA резонно отметил, что правила, распространяющиеся на электоральный период, еще не действуют, а высказывания Э. Макрона в данном случае рассматриваются не как слова участника «национальных политических дебатов», а как выступ­ление президента – лидера нации.

 

Регулирование аудиовизуальных СМИ в президентской предвыборной кампании

Особые требования предъявляются к французским радиостанциям и телеканалам в период выборов президента страны. Эти правила распространяются на основных общественных и коммерческих вещателей, все остальные (не указанные в списке CSA) тоже обязаны их соблюдать и предоставлять регулятору актуальные сведения по запросу. В 2022 г. требования обязательного предоставления отчетности распространялись на тридцать ведущих медиакомпаний. Это семь круглосуточных информационных телевизионных каналов (BFM-TV, CNews, LCI, Franceinfo, France 24, RT France, Euronews), двенадцать телевизионных каналов общего интереса (TF1, France 2, France 3, France 5, Outre-mer la 1ère, Canal +, M6, C8, TMC, RMC Découverte, RMC Story, TV5 Monde) и одиннадцать информационных радиостанций (France Inter, France Info, France Culture, France Bleu, RTL, Europe 1, RMC, BFM Business, Radio Classique, Sud Radio, RFI)17.

Согласно опубликованным 6 октября 2021 г. нормативам18, период отслеживаемой в аудиовизуальных СМИ президентской предвыборной кампании состоял из следующих этапов: предварительный (1 января – 7 марта 2022 г.), промежуточный (8 марта – 27 марта), электоральный (28 марта – 24 апреля, начинается за две недели до первого тура). При этом на первом этапе действует принцип «справедливого» распределения «времени выступлений» и «эфирного времени»; на втором – «справедливого» распределения «времени выступлений» и «эфирного времени», при условии «равноценных программ»; на третьем – «равного» (фр. le principe d’égalité) распределения «времени выступлений» и «эфирного времени», при условии «равноценных программ» (см. рис.). Время выступлений кандидата разрешается не учитывать лишь в двух случаях: если он высказывается о чрезвычайных обстоятельствах (террорис­тические акты, стихийные бедствия) или как должностное лицо (например, президент-кандидат в роли главы государства). При этом в период с 28 марта по 10 апреля (две недели до первого тура) каждому кандидату, независимо от его «политического веса», гарантирован минимальный тайминг присутствия в СМИ – 15 мин.

 

mediaalmanah.6.2022.120129.png

Рисунок. Правила освещения президентских выборов 2022 г. в аудиовизуальных СМИ Франции

 

В основе принципа «справедливого» доступа к эфиру – понятие «политического веса» кандидата, который определяется по таким критериям, как репрезентативность (результаты последних выборов разного уровня – самих претендентов и политических объединений, которые они представляют), уровень поддержки со стороны лиц, занимающих выборные должности, результаты опросов общественного мнения и электоральная активность (встречи с избирателями, участие в дебатах и любая другая деятельность, связанная с распространением информации о предвыборной программе, включая агитационную работу в социальных сетях). Принцип «равного» доступа к эфиру означает, что каждый кандидат имеет право на одинаковый объем времени. Понятие «равноценной программы» (фр. programmation comparables) подразумевает четкую сетку времени ее выхода, в настоящее время учет производится по четырем временным отрезкам: утро (6–9 ч), день (9–18 ч), вечер (18 ч – полночь), ночь (полночь – 6 ч). Важно, что аудиовизуальные СМИ на первом этапе не должны обеспечивать компенсацию нарушения в равноценных программах, на втором – уже обязаны, а на третьем – любая компенсация должна иметь место строго в идентичной программе. Так, начиная со второго этапа вещатели не имеют права одного кандидата приглашать на вечерний эфир в прайм-тайм, а другого – на передачу, выходящую в ночное время. Нужно обратить внимание и на такой норматив, как «учет журналистских комментариев» в поддержку кандидата, который тоже должен происходить на регулярной основе. По правилам CSA можно не принимать во внимание лишь «абсолютно нелицеприятные» (фр. explicitement défavorables) высказывания в отношении того или иного кандидата.

CSA устанавливает специальное расписание для сдачи отчетности вещательными структурами, а также еженедельно публикует на своем сайте эти данные. При этом организация регулярно проводит независимый мониторинг представленных сведений и в случае выявления нарушений требует восстановить баланс. Регулятор обладает довольно внушительными «карательными» полномочиями: в зависимости от тяжести правонарушения имеет право накладывать санкции: полностью или частично запретить трансляцию программы и/или рекламы в ней (на месяц или более долгий срок), выставить штраф (до 3% торгового оборота медиакомпании за последний год, причем в случае повторного проступка он может быть увеличен до 5%). За серьезные отступления от нормативов могут даже отозвать лицензию на вещание. Как правило, при первом нарушении вещатель получает замечание (фр. mise en garde), при втором – официальное предупреждение, а далее уже накладываются санкции.

Несмотря на то что реформа, проведенная в 2016–2017 гг. (см.: Захарова, 2018), позволила устранить некоторые противоречия в системе, регулирование аудиовизуальных СМИ в президентской предвыборной кампании в 2022 г. ожидаемо вызвало критику профессионального журналистского сообщества и медиаэкспертов. Если для Arcom все прошло «довольно неплохо» – регулятор сделал только одно официальное предупреждение и шесть замечаний, что гораздо меньше, чем в 2017 г., то редакционные коллективы выступили с инициативой о пересмотре некоторых критериев, которые журналисты считают слишком жесткими, и представили свои рекомендации. При этом речь не идет об отказе от существующей системы – большинство представителей массмедиа уверены, что эти правила являются необходимым условием для соблюдения демократических принципов, гарантией плюрализма мнений. Регулирующая инстанция обещала рассмотреть все предложения и внести коррективы в законодательную базу до конца года.

Прежде всего журналисты обращали внимание на поведение самих кандидатов в президенты. Так, Ж.-Л. Меланшон должен был выступать 4 марта в передаче на France Info в течение 2,5 ч, но накануне выхода в эфир отменил свое участие. Телеканалу с трудом удалось буквально в последний момент «уравновесить» списки приглашенных кандидатов, чтобы не попасть под санкции. Однако самым неоднозначным поступком, совершенным массмедиа в президентской предвыборной гонке 2022 г., можно назвать решение France 2 транслировать в ходе дебатов видео о кампании Э. Макрона после того, как он отказался принимать участие в двух программах, которые телеканал организовывал с участием всех кандидатов.

Критически оценивалась и обязанность вещательных структур самостоятельно определять «политический вес» кандидатов. При том что Arcom сам не устанавливает необходимый объем времени для выступлений политика, он может требовать коррекции и восстановления баланса. «Мы оценивали Земмура в 10% эфирного времени. Arcom посчитал, что это слишком много»19, – отмечал директор информационных программ RTL Жак Эсну.

Однако наиболее сурово была оценена необходимость учета журналистских комментариев в пользу того или иного кандидата, это вызывало серьезную критику журналистов еще в 2017 г., когда этот норматив применялся впервые. Именно эту норму некоторые специалисты называли наименее законной. Так, представитель France Télévisions Лоран Гимье отмечал: «Мне действительно трудно принять правило, которое “взвешивает” слово журналиста. Это сложно и опасно»20. Многие говорили о невозможности принять сам факт того, что система «бухгалтерского учета» распространяется на редакционную часть журналистской работы.

Высказывались предложения и о необходимости отменить правило «равного эфирного времени», сохранив лишь простое «справедливое» распределение эфира, при этом нормы по учету «времени выступлений» предлагалось оставить неизменными. Это позволило бы сохранить редакционную независимость, в частности дебаты по важным проблемам с участием журналистов и экспертов. Наконец, речь шла и о пересмотре сетки времени выхода «равноценной программы» на втором этапе и переходе к трем или даже двум периодам, что значительно упростило бы жизнь многих редакций.

 

Заключение

Французская модель регулирования норм освещения политической жизни и президентских выборов в аудиовизуальных СМИ уникальна и самобытна. Эти правила и нормы помогают соблюдать принципы плюрализма мнений, давать слово кандидатам даже с самыми скромными рейтингами. Разумеется, ее сложно назвать идеальной, она все еще вызывает много нареканий, в частности относительно того, что у президента республики гораздо больше преимуществ и возможностей доступа к радио- и телеэфиру, а представители оппозиции (и особенно так называемых малых партий) заведомо находятся в менее выгодном положении. Журналистам приходится принимать спонтанные и нестандартные решения, вносить изменения в трансляции. Озабоченность вызывает и крайне противоречивый норматив «учет журналистских комментариев» в поддерж­ку того или иного кандидата, который, по сути, является «принуждением» массмедиа к самоцензуре со стороны «жандарма аудиовизуальных средств массовой информации», что неприемлемо для французских журналистов и редакционных коллективов, приверженных концепции независимой журналистики. Поэтому нельзя исключать дальнейшего пересмот­ра нормативной базы.

 

Примечания

1 Carasco A. (2022) Baromètre des médias 2022: la confiance des Français au plus bas. la Croix, 20 January. Режим доступа: https://www.la-croix.com/Economie/Barometre-medias-2022-confiance-Francais-bas-2022-01-20-1201195923 (дата обращения: 25.01.2022).

2 Yearly Médiamat 2021 (2022). Médiamétrie, 03 January. Режим доступа: https://www.mediametrie.fr/sites/default/files/2022-01/2021%2001%2003%20Yearly%20M%C3%A9diamat%202021_1.pdf (дата обращения: 25. 01.2022).

3 Radio Audience in France: November-December 2021 (2022). Médiamétrie, 13 January. Режим доступа: https://www.mediametrie.fr/sites/default/files/2022-02/CP%20EAR%20National%20Nov-Dec%202021%20-%20EN_0.pdf (дата обращения: 25. 01.2022).

4 Там же.

5 К основным относятся: Конституция 1958 г.; Электоральный кодекс Французской Республики; Закон об информатике, досье и свободах 1978 г.; Законы об аудио­визуальной коммуникации 1982 и 1986 гг.; Законы о финансировании политической жизни 1988 и 1995 гг.

6 Résultats des élections Législatives 2022. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2017 (дата обращения: 20.06.2022).

7 Darame M., Roger P. (2022). Une abstention proche des records lors de l’élection présidentielle 2022. Le Monde, 25 Avril. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2022/article/2022/04/25/resultats-de-l-election-presidentielle-une-abstention-proche-des-records_6123603_6059010.html (дата обращения: 25.04.2022).

8 Conseil d’État, Assemblée, 08/04/2009, 311136, Publié au recueil Lebon (2009). Legifrance, 8 Avril. Режим доступа: https://www.legifrance.gouv.fr/ceta/id/CETATEXT000020541181/ (дата обращения: 30.04.2022).

9 Délibération n° 2017-62 du 22 novembre 2017 relative au principe de pluralisme politique dans les services de radio et de télévision (2017). CSA, 29 Novembre. Режим доступа: https://www.csa.fr/Reguler/Espace-juridique/Les-textes-adoptes-par-l-Arcom/Les-deliberations-et-recommandations-de-l-Arcom/Recommandations-et-deliberations-du-CSA-relatives-a-d-autres-sujets/Deliberation-n-2017-62-du-22-novembre-2017-relative-au-principe-de-pluralisme-politique-dans-les-services-de-radio-et-de-television (дата обращения: 10.01.2022).

10 Geoffroy R. (2021). Election présidentielle 2022: comprendre les règles du temps de parole dans les medias. Le Monde, 28 Septembre. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/les-decodeurs/article/2021/09/28/presidentielle-2022-comprendre-les-regles-sur-le-temps-de-parole-dans-les-medias_6096307_4355770.html (дата обращения: 30.09.2021).

11 Там же.

12 Relevés des temps d’intervention des personnalités politiques hors campagnes électorales (2022). Режим доступа: https://www.csa.fr/csapluralisme/tableau (дата обращения: 10.01.2022).

13 Labrunie E. (2021). Faut-il décompter le temps de parole des éditorialistes? Télérama, 09 Juin. Режим доступа: https://www.telerama.fr/ecrans/faut-il-decompter-le-temps-de-parole-des-editorialistes-6898838.php (дата обращения: 30.08.2021).

14 Eric Zemmour quitte son émission sur CNews après la décision du CSA (2021). Le Monde, 13 Septembre. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/election-presidentielle-2022/article/2021/09/13/eric-zemmour-quitte-son-emission-sur-cnews-apres-la-decision-du-csa_6094464_6059010.html (дата обращения: 13.09.2021).

15 Там же.

16 Emmanuel Macron sur TF1 et LCI: les oppositions dénoncent un manque d’équité dans la répartition du temps de parole (2021). Le Monde, 13 Décembre. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/politique/article/2021/12/14/emmanuel-macron-sur-tf1-et-lci-les-oppositions-denoncent-un-manque-d-equite-dans-la-repartition-du-temps-de-parole_6106005_823448.html (дата обращения: 13.12.2021).

17 Именно такая классификация используется в официальных документах CSA.

18 Recommandation n° 2021-03 du 6 octobre 2021 du Conseil supérieur de l’audiovisuel aux services de communication audiovisuelle en vue de l’élection du Président de la République. Режим доступа: https://www.csa.fr (дата обращения: 10.01.2022).

19 Cassini S., Dassonville A. (2022) Campagne électorale: les rédactions dénoncent la complexité des règles sur les temps de parole. Le Monde, 10 Juin. Режим доступа: https://www.lemonde.fr/economie/article/2022/06/10/campagne-electorale-les-redactions-denoncent-la-complexite-des-regles-des-temps-de-parole_6129668_3234.html (дата обращения: 10. 06.2022).

20 Там же.

 

Библиография

Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015.

Гладкова А.А. Освещение парламентских выборов в газете «Эт Фолк» («Алхемейн Дахблад») (сравнительный анализ кампаний 1918 и 2010 гг.) // Меди@льманах. 2012. № 2. С. 44−53.

Груша А.В., Скрипкина Н.Н. Трансформация политической коммуникации: медиаобраз Сильвио Берлускони // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2010. № 2. С. 9−22.

Демина Е.М. Образ современного политика и стилистические средства его создания (на примере политических дискурсов Марин Ле Пен и Эммануэля Макрона) // Вестн. КГУ. 2018. № 4. С. 240−243.

Захарова М.В. Аудиовизуальные СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов (по итогам президентской кампании 2017 г.) // Меди@ль­ма­нах. 2018. № 1. С. 126−137. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.126137

СМИ и политика / под ред. Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007.

Урина Н.В. Роль СМИ Италии в предвыборных кампаниях (2013−2015 гг.) // Меди@льманах. 2016. № 1. С. 50−62.

Урина Н.В., Груша А.В. Выборы в Европейский парламент в 2019 году в медийном пространстве России // Вопросы теории и практики журналистики. 2020. Т. 9. № 4. С. 673−686.

Филаткина Г.С. Аргентинская медиагруппа Clarín: взаимоотношения с администрацией Киршнер и роль в президентских выборах 2015 г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 182–186.

Шарончикова Л.В. Радиовещание и телевидение Франции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.

 

Дата поступления в редакцию:18.11.2022
Дата публикации: 21.12.2022