Ссылка для цитирования: Якова Т.С., Ню Хэ. Имидж Китая в зарубежных массмедиа в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (по материалам телеканала CNN в 2020–2021 гг.) // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 141–150. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.141150
EDN: FLKHUL
© Якова Тамара Сергеевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), t-yakova@mail.ru
© Ню Хэ
аспирантка кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), aliceniu0928@gmail.com
В наше время огромное значение в формировании имиджа государства играют средства массовой информации. Именно они влияют на стереотипы поведения людей, их образ жизни и ценности. Китайская Народная Республика на протяжении многих лет уделяет серьезное внимание своему международному имиджу, используя различные инструменты мягкой силы. Отдельное место занимает инициатива «Один пояс – один путь», с которой выступил в 2013 г. Си Цзиньпин.
Сегодня эта комплексная программа экономического, культурного, гуманитарного сотрудничества последовательно реализуется и представляет собой новую модель глобального взаимодействия, а также является одним из инструментов продвижения имиджа Китая в мире.
Эпидемия коронавирусной инфекции стала серьезным испытанием для Китая и оказала влияние на глобальную экономику, усилив нестабильность международного порядка и создав новые проблемы для модели развития глобального управления. Китай стал единственной крупной экономикой, зарегистрировавшей рост в 2020 г. и продолжившей устойчивый рост в 2021 г.1 На этом фоне развитие проекта «Один пояс – один путь» привлекает внимание международного сообщества: тема занимает существенное место в повестке дня мировых массмедиа.
В 2020 г. президент США Дональд Трамп обвинил именно Китай в мировой пандемии коронавируса, упорно называя COVID-19 «китайским вирусом»2. Западные массмедиа стали проводить целенаправленную политику по дискредитации имиджа Китая, не стала исключением и инициатива «Один пояс – один путь». Среди ведущих рупоров антикитайской кампании был и глобальный американский новостной телеканал CNN, который стремился создать негативный образ КНР. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление характера подходов к освещению инициативы «Один пояс – один путь» в новостных выпусках CNN в период эпидемии COVID-19 в 2020–2021 гг.
Анализ теоретической литературы показал, что дипломатическая инициатива «Один пояс – один путь» является предметом для исследования в экономике3, политологии, культурологии (Денисов, 2016; Цюй, Ван, 2019) и обстоятельно изучается с разных позиций: экономического развития4, гуманитарного сотрудничества5, глобального управления6, медиасотрудничества7 и т.д. Исследованию имиджа стран посвящены теоретические работы российских и китайских ученых (Галумов, 2004; Глинская, 2010; Гринберг, 2008; Ресурсы массовых коммуникаций, 2016; Гань, Кун, 2010; Люй, 2015), которые высказывают разные точки зрения. Выявлено, что имидж имеет сходство с понятиями «образ», «престиж», «репутация». Понятие «имидж» трактуется как «эмоционально окрашенный образ, который сформировался в массовом сознании в результате существующих в обществе определенных стереотипов» (Черевко, 2013: 20). Российские авторы отмечают важность имиджа в международных коммуникациях (Галумов, 2004), взаимосвязь его формирования с успешной внешней политикой, эффективностью экономического развития и ментальными особенностями общества конкретного государства (Глинская, 2010). Т.Э. Гринберг указывает на важность восприятия имиджа страны другими государствами «за счет целенаправленно культивируемого образа с целью формирования в массовом сознании некоего идеального типа, чтобы его восприятие обычными людьми было позитивным и влияло на их отношение не только к образу конкретного государства, но и в целом к проводимой им политике» (Гринберг, 2008: 4). Проводя аналогию с понятием «репутация», российские авторы отмечают, что «международная репутация страны зависит от оценки ее другими государствами, а имидж – это взаимная идентификация страны» (Ресурсы массовых коммуникаций, 2016: 16). Китайские исследователи рассматривают чаще понятие «имидж» через роль СМИ в его продвижении и считают, что это «некий продукт» общественной оценки, который тесно связан с поведением самого государства на международной арене8. Кроме того, средства массовой информации оказывают серьезное влияние на создание определенного имиджа государства (Люй, 2015).
Имидж государства также ассоциируется с понятиями «страновой бренд» и «геобрендинг» (Лебедева, Ассаель, Кармановская, Эпштейн, 2014), мягкая сила, которая, согласно О.Ф. Русаковой, основана «не на давлении, а на механизмах имиджевого соблазна или имиджевой привлекательности» (Русакова, 2013: 51). Мягкая сила, в представлении китайских исследователей, в международных коммуникациях рассматривается во взаимосвязи с динамикой мышления конкретного государства, и диапазон ее влияния имеет пределы (Ху, 2018; Nye, 2003). Ее проявление зависит от массмедиа, которые «при формировании имиджа страны действуют по закону “кнута и пряника”: так виртуальный образ страны, представленный в массмедиа, создает стереотипы в массовом сознании» (У, Гао, 2014: 8).
Анализ теоретических исследований подтверждает важность продвижения положительного имиджа за рубежом посредством массмедиа, в частности телевидения, которое обладает мощным воздействием на общественное сознание (Пан, 2012; Ли, 2012; Гань, Кун, 2010; Е, 2010; Лю, 2002; Чэнь, 2014; Пэн, Чжан, 2010). Некоторые исследователи полагают, что телевидение представляет собой «способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения» (Кара-Мурза, 2000: 16). Прежде всего оно воздействует на психику, зачастую незаметно и скрытно, изменяя массовое сознание на подсознательном уровне в нужном направлении для инициаторов манипуляции. В 1990 гг. руководитель аналитического центра в Мичигане Дж. Овертон разработал манипулятивную технологию, благодаря которой можно насаждать порой совершенно немыслимые и чуждые идеи в обществе, которые в итоге станут нормой и будут восприниматься как нечто должное и неизбежное9.
Так называемое «окно Овертона», как контролируемое изменение психологии в области политики, распространяется и на другие сферы человеческого бытия. Различные телеканалы используются в современном мире для того, чтобы управлять общественным сознанием и мнением. Причем активно применяются методы, формирующие в общественном сознании социальное символическое поле и ценностно-нормативные стандарты, которые начинают восприниматься индивидами как свои собственные (Князева, 2011). Все это приводит также и к изменению культурной матрицы конкретного социума.
Вышесказанное в полной мере относится и к продвижению телевидением положительного имиджа государства за рубежом, где в ходе освещения тех или иных событий происходят аналогичные процессы. Неслучайно телевидение называют эффективным инструментом реализации политики мягкой силы. В частности, ряд китайских исследователей рассматривает данный аспект в контексте инициативы «Один пояс – один путь» (Ван С., Сунь, Ван Ю., 2020; Мэн, 2014; Чжан, Ян, 2020; Чжу, Цзян, 2019). По их мнению, через понимание и признание этой инициативы в других странах идет «формирование общественного мнения и социальной поддержки регионального и глобального сотрудничества» (Лай, 2018: 107), а также усиливается ценность странового бренда самого Китая10. Продвижение имиджа КНР через инициативу «Один пояс – один путь» входит также в концепцию Си Цзиньпина (построение сообщества единой судьбы человечества) и является основой стратегии китайских массмедиа в работе с зарубежными аудиториями.
Западные СМИ неоднозначно отреагировали на провозглашенный Китаем проект развития «Один пояс – один путь». Эксперты в области экономики стали детально разбирать основные положения предложенной инициативы и отметили, что она направлена на расширение экономических связей Китая совместно с его политическими коммуникациями с целью распространить свое влияние на большую часть Евразии. Западные аналитики указывали на стремление КНР усилить свое международное влияние в мире, тем самым создать глобальную конкуренцию США. В частности, по их мнению, такая дипломатическая инициатива со стороны Китая связана с тем, что страна стремится препятствовать распространению все большего американского влияния в Юго-Восточной Азии. За счет развития инициативы «Один пояс – один путь» предполагается укрепление экономических, культурных и международных связей, что превратит Китай в серьезного конкурента для администрации Белого Дома11.
В процессе реализации проекта «Один пояс – один путь» было отмечено разное отношение к этому глобальному инфраструктурному проекту в СМИ стран Евросоюза и США. Если европейские массмедиа в основном положительно оценивали сотрудничество с Китаем, то американские отличались критическим подходом и сравнивали Китай с колониальной державой, а инициатива «Один пояс – один путь» оценивалась как пример неоколониализма12.
После прихода в 2017 г. в Белый дом Д. Трампа и развязывания торговой войны с Китаем в 2018 г. негативная позиция американских массмедиа только усилилась. В основном политика Трампа по выдавливанию китайских товаров с американского рынка была продиктована стремлением Белого дома не допустить глобального превалирования Китая. Поэтому и дипломатическая инициатива «Один пояс – один путь» всячески игнорировалась с американской стороны (например, отказ США от участия в международных форумах в Пекине «Один пояс – один путь» 2017, 2019 гг.). Негативное отношение администрации Белого дома было обусловлено явной обеспокоенностью руководства США глобалистскими стремлениями Пекина13. Причем были отмечены характерные моменты информационных атак после проведения первого международного форума «Один пояс – один путь» в 2017 г. и накануне проведения в апреле 2019 г. второго международного форума. В частности, по мнению российских аналитиков, «в темник антикитайской пропаганды постоянно добавляются новые темы, и вот сейчас, например, идет работа по дискредитации проекта “Один пояс – один путь”»14. С каждым годом, по мере дальнейшего развития инициативы, информационное противостояние только ужесточается.
Вспышка пандемии COVID-19 в конце 2019 г. оказала серьезное влияние на глобальную экономику, усилив нестабильность международного порядка и создав новые проблемы для модели развития глобального управления. Но на фоне роста китайской экономики программа «Один пояс – один путь» продолжает привлекать внимание международного сообщества (включая рейтинговые массмедиа). Все это оказывает серьезное влияние на международный авторитет и имидж Китая. Особенно наглядно оно проявляется в деятельности американских массмедиа, в частности телеканала CNN. Этот глобальный новостной телеканал является одним из самых известных в мире.
В настоящее время CNN вещает в более чем 200 странах, охватывая 2 млрд телезрителей, имеет 36 редакционных подразделений по всему миру и около 1000 филиалов. Ежедневно новостную информацию своей аудитории предоставляют 4000 сотрудников CNN 15. Телеканал поддерживает демократическую партию США и выражает позицию Белого дома по отношению к тем или иным международным событиям и странам. Не является исключением инициатива «Один пояс – один путь».
В ходе исследования использовался ряд методов: структурно-функциональный анализ, количественный и качественный контент-анализ телепрограмм. Эмпирическую базу исследования составили выпуски новостного американского телеканала CNN об инициативе «Один пояс – один путь» за два года: с 01.01.2020 по 31.12.2021. Для реализации поставленной цели был проведен поиск на официальном веб-сайте CNN по ключевым словам: One belt one road; New silk road; Belt and road; Belt & road; BRI. За исследуемый период выбрано 92 телевыпуска, которые анализировались по нескольким направлениям.
Для выявления особенностей тематики выпусков CNN использовался количественный контент-анализ, где основным кодификатором выступает тема инициативы «Один пояс – один путь», единицей – отдельный новостной выпуск. Кроме того, изучалась тональность (положительная, отрицательная, нейтральная) каждого телевыпуска. Категориями анализа были выбраны темы (единицей счета выступает частота встречаемости). Всего были выявлено десять основных тем:
Для семантической оценки использовалось программное обеспечение с открытым исходным кодом Wordij и программное обеспечение для комплексного сетевого анализа Gephi. Затем было проведено частотное исследование слов и словосочетаний в программе AntConc16.
Анализ телевыпусков CNN показал, что американский новостной телеканал придерживался критического отношения к инициативе «Один пояс – один путь» в исследуемый период. Негативная оценка в телепрограммах по этой тематике преобладала в 85,9% трансляций, 14,1% телевыпусков были нейтральными. Сюжетов с положительной тональностью не выявлено. Анализ заголовков 92 новостных телевыпусков CNN (см. табл. 1) показал, что негативная оценка часто присутствовала в них за счет использования следующих словосочетаний: «агрессивные действия Китая», «репрессии Китая в Синьцзяне», «угроза со стороны Китая». «угроза правам человека», «обостряющееся соперничество КНР и США», «пропагандистский блицкриг», «защита от китайского захвата ключевых отраслей», «военный авантюризм Пекина», «расовая напряженность в Замбии». Из приведенных словосочетаний видно, что CNN формировала в своих телевыпусках (в период COVID-19) имидж Китая в контексте инициативы «Один пояс – один путь» как агрессивной страны, которая стремится захватить экономики разных стран, нарушает права человека, проводит репрессии, проявляет расовую нетерпимость к жителям африканского континента. Тем самым американский новостной телеканал стремился вызвать у своей аудитории негативное отношение к Китаю и подорвать его международный авторитет в целом.
В таблице 2 приводятся результаты исследования в программе AntConc (бесплатная мультиплатформенная программа, представляющая собой инструмент для статистических исследований текстов, запускается с официального сайта разработчика Лоуренса Антони). С помощью данной программы можно производить поиск и подсчет различных элементов текста, анализировать частотность и контекст употребления словоформ, словосочетаний и морфем, сравнивать употребительность словоформ в разных текстах.
Как показало исследование, чаще всего в телевыпусках CNN использовались 150 слов, в том числе лексемы с негативной коннотацией: угроза, конфликт, напряженность, защита (от угрозы), войска, климат (выбросы), действия (агрессивные), агрессия, принуждение, атака, обеспокоенность (угрозой), Талибан, проблемы, кризис, конкуренция, война, права человека (нарушение), сила (негативное влияние).
На рисунке представлен результат анализа ключевых слов, используемых американской телекомпанией CNN в своих публикациях и телепрограммах по теме «Один пояс – один путь». На нем крупным кеглем показаны те слова, которые используются чаще всего: Китай, Байден, глобальный, инфраструктура, торговля, коронавирус, климат, Синьцзян... Слова, набранные мелким кеглем, используются относительно редко, но все равно очень важны, потому что это ключевые слова, извлеченные из всех телевыпусков, например: Африка, конкурировать, права, политика, Си и др. Среди них много слов нейтральных. Это создает впечатление о позиции телеканала как о нейтральной и непредвзятой. Но на самом деле нейтральные слова используются в негативном контексте. Например, слово «климат» является нейтральным, но при изучении соответствующих телевыпусков становится ясно, что его употребление связано с негативным влиянием проекта «Один пояс – один путь» на климат. Также контент телевыпусков об инициативе «Один пояс – один путь», в которых упоминается Синьцзян, содержал негативные оценки ситуации с правами человека в Китае. Когда в телепрограммах речь идет о торговле, то в большинстве случаев контекст наполнен неблагоприятными смыслами о последствиях реализации программы «Один пояс – один путь» («долги», «долговые ловушки», «финансовые сети»).
Результаты исследования показали, что телеканал CNN обращает мало внимания на достижения и успехи проекта, стараясь акцентировать внимание на негативных аспектах:
Кроме того, телеканал связывает инициативу «Один пояс – один путь» с темами, которые воспринимаются аудиторией преимущественно в негативном контексте:
Таким образом, проведенный анализ показал, что CNN через освещение инициативы «Один пояс – один путь» в период эпидемии COVID-19 создает образ мегаинвестиционной программы, отражающей амбиции Китая на мировое господство, движимой китайскими корыстными интересами, создающей долговой и экологический кризис для стран-участниц (а не их благополучие), обостряющей соперничество между Китаем и Соединенными Штатами Америки. Негативный характер подавляющего большинства телепрограмм CNN затрудняет для его аудитории объективное восприятие китайского глобального инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь».
Результаты исследования свидетельствуют о том, что американский телеканал CNN использовал эпидемию COVID-19 для дискриминации проекта, нанес серьезный ущерб в целом международному авторитету Китая, а также способствовал развитию кризиса его национального имиджа. Такой подход к освещению событий стал реальной политической проблемой, которую Китай вынужден решать для повышения доверия к инициативе «Один пояс – один путь». В настоящее время эта тема занимает лидирующие позиции в китайских СМИ.
Таблица 1. Наиболее упоминаемые словосочетания в заголовках
№ |
Лексема |
Частота употребления |
1 |
Долговые ловушки (economic/economy/debt/ billion/million/tax) |
518 |
2 |
Климат (выбросы) (climate/carbon/emissions/coal) |
344 |
3 |
Сила (негативное влияние) (power/impact) |
168 |
4 |
Права человека (нарушение) (human rights) |
90 |
5 |
Война (war) |
68 |
6 |
Принуждение (press/pressure) |
79 |
7 |
Кризис (crisis) |
73 |
8 |
Атака (attack) |
55 |
9 |
Конкуренция (competition/compete/competitive) |
47 |
10 |
Талибан (taliban) |
45 |
11 |
Угроза (threat) |
43 |
12 |
Обеспокоенность (угрозой) (concern) |
43 |
13 |
Конфликт (conflict) |
41 |
14 |
Войска (troops) |
40 |
15 |
Защита (от угрозы) (defense) |
37 |
16 |
Действия (агрессивные) (actions) |
35 |
17 |
Напряженность (tensions) |
35 |
18 |
Риск (risk) |
34 |
19 |
Агрессия (aggressive/aggression) |
31 |
20 |
Драться (fight/fighting) |
28 |
21 |
Злоупотребления (abuses) |
26 |
Таблица 2. Наиболее употребляемые лексемы с негативной коннотацией в программе AntСonc
Заголовок |
Частота |
Обостряющееся соперничества КНР и США / Китай против США |
8 |
Угроза со стороны Китая |
4 |
Репрессии Китая в Синьцзяне |
2 |
Климатический кризис |
2 |
Защита от китайского захвата ключевых отраслей |
1 |
Агрессивные действия Китая |
1 |
Угроза правам человека |
1 |
Военный авантюризм Пекина |
1 |
1 Cheng J. (2021) China Is the Only Major Economy to Report Economic Growth for 2020. The Wall Street Journal, 18 January. Режим доступа: https://www.wsj.com/articles/china-is-the-only-major-economy-to-report-economic-growth-for-2020-11610936187 (дата обращения: 18.08.2022).
2 Chiu A. (2020) Trump Has no Qualms about Calling Coronavirus the ‘Chinese Virus.’ That’s a Dangerous Attitude, Experts Say. The Washington Post, 20 March. Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/nation/2020/03/20/coronavirus-trump-chinese-virus/ (дата обращения: 18.08.2022).
3 Chatzky A., McBride J. (2020) China’s Belt and Road Initiative. Council on Foreign Relations, 28 January. Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/chinas-massive-belt-and-road-initiative (дата обращения: 18.08.2022).
4 Leverett. F., Leverett H.M., Wu B. (2015) China Looks West: What Is at Stake in Beijing’s “New Silk Road” Project. The World Financial Review, 25 January. Режим доступа: https://worldfinancialreview.com/china-looks-west-what-is-at-stake-in-beijings-new-silk-road-project/ (дата обращения: 18.08.2022).
5 Tharoor I. (2019) China Lays Down a Marker in Europe. The Washington Post, 25 March. Режим доступа: https://www.washingtonpost.com/world/2019/03/25/china-lays-down-marker-europe/ (дата обращения: 18.08.2022).
6 Лян Дань. «Один пояс – один путь» как практическая платформа для процветания всех стран // Известия. 2018. Ноябрь, 6. Режим доступа: https://iz.ru/808958/reporter-financial-times-lian-dan/odin-poias-odin-put-kak-prakticheskaia-platforma-dlia-protcvetaniia-vsekh-stran (дата обращения: 18.08.2022).
7 Линь Вэйцзян. Резюме исследования национального имиджа и СМИ // Жэньминь Жибао. 2013. Ноябрь, 4. Режим доступа: http://media.people.com.cn/n/2013/1104/c370863-23423949.html (на кит. яз.) (дата обращения: 18.08.2022).
8 Там же.
9 Astor M. (2019) How the Politically Unthinkable Can Become Mainstream. The New York Times, 26 February. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2019/02/26/us `/politics/overton-window-democrats.html (дата обращения: 18.08.2022).
10 Чэнь Гоцян. Совместное построение «Один пояс – один путь», совместное создание прекрасного будущего // Жэньминь Жибао. 2015. Март, 31. Режим доступа: http://finance.people.com.cn/n/2015/0331/c1004-26774447.html (на кит. яз.) (дата обращения: 18.08.2022).
11 Leverett. F., Leverett H.M., Wu B. (2015) China Looks West: What Is at Stake in Beijing’s “New Silk Road” Project.
12 Millward J.A. (2018) Is China a Colonial Power? The New York Times, 5 April. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2018/05/04/opinion/sunday/china-colonial-power-jinping.html (дата обращения: 18.08.2022).
13 Chatzky A., McBride J. (2020) China’s Belt and Road Initiative.
14 Данилов И. «Мы воюем с Китаем»: американцев выгоняют из Африки / РИА Новости. 2018. Сент., 5. Режим доступа: https://ria.ru/20180905/1527837027.html (дата обращения: 18.08.2022).
15 CNN Worldwide Fact Sheet. 2022. July. Режим доступа: https://cnnpressroom.blogs.cnn.com/cnn-fact-sheet/
16 Laurence Anthony’s AntConc. Режим доступа: http://www.laurenceanthony.net/software/antconc/
Ван Сюйци, Сунь Вэнь, Ван Юймин. Пропаганда ведущих СМИ и создание внешнего имиджа Китая на примере двух международных форумов «Один пояс – один путь» // Медиаисследования. 2020. № 233. С. 85–91 (на кит. яз.).
Галумов Э.А. Международный имидж современной России: политологический анализ: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2004.
Гань Сяньфэн, Конг Линшун. Ответственность телевизионных СМИ за распространение имиджа стран // Современные коммуникации. 2010. № 12. С. 150–152 (на кит. яз.).
Глинская И.Ю. Политические механизмы формирования позитивного имиджа России: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2010.
Гринберг Т.Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели // Медиаскоп. 2008. Вып. 2. Режим доступа: http://mediascope.ru/node/252
Денисов И.Е. Поднебесная смотрит на Запад // Контуры глобальных трансформаций. 2016. Вып. 6. Т. 9. С. 20–39.
Е Ху. Дискурсивная сила международного китайского телевидения и формирование национального имиджа Китая // ТВ-исследования. 2010. № 3. С. 52–54 (на кит. яз.).
Кара-Мурза С.Г. Манипулирование сознанием. М.: Эксмо, 2000.
Князева И.В. Манипуляция общественным сознанием: сущность, исторические формы, трансформация: дис. … канд. филос. наук. Воронеж, 2011.
Лай Линчжи. «Мягкая сила» Китая в реализации инициативы «Один пояс – один путь»: медийный дискурс // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Филология, журналистика. 2018. № 1. С. 106–109.
Лебедева Т., Ассадель А., Кормановская Т., Эпштейн Л. Геобрендинг: практическая коммуникация в продвижении территорий. Париж: L’Hatmattan, 2014.
Ли Айцзе. Роль и меры противодействия телевизионным СМИ в усилении культурной мягкой силы // Анализ медиатекстов. 2012. № 5. С. 15–19 (на кит. яз.).
Лю Сяоянь. Размышления о СМИ, формирующих имидж страны // Международная журналистика. 2002. № 2. С. 61–66 (на кит. яз.).
Люй Чжунхуэй. Исследование международного распространения образа государства в контексте новых медиа // Справочник медиаисследований. 2015. № 6. С. 23–25 (на кит. яз.).
Мэн Сянфэй. Использование и распространение культурного символа в создании китайского имиджа: дис. … канд. филол. наук. Шанхай, 2014 (на кит. яз.).
Пан Чжансянь. Грамматика визуального дизайна в телевизионных коммуникациях: комментарий к построению смысла китайских национальных пропагандистских фильмов // Журнал китайского радио и телевидения. 2012. № 10. С. 33–35 (на кит. яз.).
Пэн Сяомэй, Чжан Жуйкунь. Анализ формирования национального имиджа по телевизионному контенту // Кинообозрение. 2010. № 6. С. 90–96 (на кит. яз.).
Ресурсы массовых коммуникаций в формировании страновых имиджей / под ред. И.В. Сидорской. Минск: Бел. гос. ун-т, 2016.
Русакова О.Ф. «Мягкая сила» как стратегический ресурс и инструмент формирования государственного бренда: опыт стран Азии // Изв. Урал. фед. ун-та. Сер. 3: Общественные науки. 2013. № 3 (118). С. 52–61.
У Ин, Гао Фанфан. Исследование образа китайских лидеров в новых медиа // Внешнеполитическая коммуникация. 2014. № 4. С. 7–9 (на кит. яз.).
Ху Цзянь. Исследование мягкой силы в Китае: эволюции концепции // Международный наблюдатель. 2018. № 6. С. 119–134 (на кит. яз.).
Цюй Тянь, Ван Янь. Анализ официального дискурса «Одного пояса – одного пути» и обозрение международного отклика // Мир и социализм. 2019. № 6. С. 193–200 (на кит. яз.).
Черевко Т.С. Информационно-аналитические материалы федеральных телеканалов как инструмент формирования имиджа страны (на примере выпусков «Вести недели», «Воскресное Время», «Сегодня. Итоговая программа»): дис. … канд. филол. наук. М., 2013.
Чжан Тун, Ян Вэй. «Один пояс – один путь» – создание слова и национального имиджа // Китайская пресса. 2020. № 2. С. 10–18 (на кит. яз.).
Чжу Чжу, Цзян Личжо. Исследование специфики новостного репортажа об инициативе «Один пояс – один путь» на конвергентной платформе сайта «Жэньминь Ван» // Медиаконвергенция. 2019. № 6. С. 52–57 (на кит. яз.).
Чэнь Цзяньвэй. Факторы ТВ-медиа в построении и продвижении национального имиджа // Журналистика и коммуникации. 2014. № 10. С. 96–98 (на кит. яз.).
Nye J. (2003) The Paradox of American Power: Why the World’s Only Superpower Can’t Go it Alone. Oxford: Oxford University Press.
Дата поступления в редакцию: 12.11.2022
Дата публикации: 21.12.2022