Архив



Новый уровень медиатизации и особенности медиапотребления в России



Наталья Урина

Ссылка для цитирования: Урина Н.В. Новый уровень медиатизации и особенности медиапотребления в России (Рецензия на книги: Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020; Назаров М.М. Медиа: аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде. М.: Ленанд, 2023) // Меди@льманах. 2022. № 6. С. 162–167. DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.162167

DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2022.162167
EDN: HCGVAW

© Урина Наталия Валентиновна
доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), natalia_urina@mail.ru



Интенсивность массовой коммуникации и многогранность медийного влияния на жизнь современного общества умножают актуальность изучения этих процессов. Однако задача исследователей состоит не только в том, чтобы анализировать существующие процессы, но и в том, чтобы выявлять новые и их возможное влияние на общество как в практическом, так и в тео­ретическом плане. Этими вопросами в определенной мере занимаются в рамках различных наук, в том числе и социологии. Особое внимание в этом контексте привлекают труды известных специалистов В.П. Коломийца и М.М. Назарова, которые весьма плодотворно исследуют массовую коммуникацию и ее медийное оснащение в различных аспектах.

В.П. Коломиец в 2014 г. представил основательный труд «Медиасоциология: теория и практика»1, затем последовали статьи, в том числе «Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия» (2017) и «Концептуализация медиакоммуникации» (2019). В 2020 г. вышла в свет монография «Медиатизация медиа», которая, по словам автора, не имеет «столь жесткой привязки к социологии» как предыдущая, но в которой «социологический дискурс доминирует»2 (с. 11).

Последнюю работу отличает не только новизна научного подхода, но и привлекательное своеобразие авторской манеры изложения смыслов. Название своего исследования В.П. Коломиец определил «провокационным», но его можно отнести не только к названию, но и к интригующему содержанию, а также к полемичным выводам, провоцирующим на новую ступень дискурса. Отправная точка такого подхода – «необходимость осмысления и концептуализации процессов трансформации самих медиа, которые находятся под влиянием большого количества факторов» (с. 5). Соответственно, исследовательский фокус автора – дать ответ на вопрос о том, «что происходит с самими медиа в результате их постоянной трансформации» (с. 6) в процессе их влияния на индивида и общество, власть и бизнес, т.е. медиаиндустрию. Решение этой задачи осложнено многими факторами, в том числе и тем, что предмет анализа не структурирован, поскольку «медиа, как коммуникационный посредник, растворены в общественных процессах и повсе­дневных практиках людей» (с. 7).

Необходимо отметить весомость научной базы исследования, включающей значительное количество трудов отечественных и зарубежных ученых как теоретического, так и практического характера. Структура работы соответствует научному замыслу автора и состоит из четырех глав, каждая из которых в силу значимости своей темы может быть основой отдельного исследования. Первая глава посвящена теоретическому осмыслению процессов, в которых медиа являются способом изменения социального, медиакоммуникация представлена социальной практикой, а медиатизация ведет к социокультурным изменениям, вызванным медиа. Важно, что, будучи погруженным в море терминологии, В.П. Коломиец четко сформулировал свое понимание основных понятий. Так, «медиа» – это «специально созданные технологии, направленные на производство, распространение и потребление смыслосодержащих сообщений, выстраивание отношений между людьми» (с. 26), «медиатизация» – «процесс социальных перемен, вызванных медиа» (с. 44), а «медиатизация медиа» – это «процесс трансформации СМИ, организованных в медиаиндустрию, под влиянием широкого распространения новых практик, направленных на использование возможностей, которые предоставляют цифровые и интернет-коммуникационные технологии» (с. 48).

Теоретический дискурс подводит к теме второй главы, связанной с весьма сложным вопросом о медиаисследованиях в ракурсе между бизнесом и наукой, т.е. «соотношению прикладного индустриального и академического знания» (с. 10). Автор абсолютно справедливо уделяет этому большое внимание, поскольку медиаиндустрия – это «интеллектуально насыщенный бизнес, направленный на производство смыслов, которые управляют людьми» (с. 10). Рассмот­рение медиаисследований и структурных полей, концептуализации медиакоммуникации, теории медиатизации и социологии в медиаисследованиях, измерения аудитории и больших данных привело автора к несколько пессимистичным выводам. В них речь идет о том, что медиа­исследования пока «не стали самостоятельным научным направлением» (с. 120), поскольку индуст­риальные исследования и академические не пересекаются, что сказывается отрицательно и на тех, и на других. По мнению автора, нужна серьезная подготовка кадров для работы в медиаиндустрии, что может обеспечить направление «Медиакоммуникации» факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В связи с этим следует отметить, что на факультете ведется плодотворная научная работа по проблемам теории и практики медиаисследований, результаты которой представлены в трудах профессора Е.Л. Вартановой и руководимого ею научного коллектива3.

Несомненно, большое научно-практическое значение имеет трансформация экосистемы медиа, чему и посвящена третья глава исследования. В ней обозначен экологический подход к медиа и рассмот­рены медиасреда и ее инфраструктура, архитектура которой меняется, а границы не­умолимо расширяются. Особого внимания заслуживают разделы, в которых анализируется возрастающая, но противоречивая роль цифровых платформ как социального актора и медиаплатформ как элемента экосистемы медиа.

Разностороннее влияние медиа в совре­менном обществе умножает потребность в производстве соответствующего контента. Поэтому четвертая глава вполне обоснованно сосредоточена на индустрии производства образов и смыслов. Автор концентрирует свое внимание на медиаиндустрии, с одной стороны удовлетворяющей потребности аудитории, а с другой – приносящей прибыль бизнесу. В своей концептуальной схеме В.П. Коломиец отводит центральное место медиаиндустрии, поскольку, по его мнению, «именно здесь коммуникационные технологии медиатизируют как содержание, так и форму существования и функционирования медиа; происходит то, что мы обозначили как “медиатизация медиа”» (с. 169). В этом процессе последовательно отмечается особое место телевидения, роль аудитории и ее медиапрактик как фактора трансформации медиа, и в результате «…изменения в поведении людей, их привычках, которые предсказать практически невозможно, выступают триггерами медиатизации медиа» (с. 11). Это демонстрирует, в частности, медиапрактика в период пандемии, которой посвящен специальный, насыщенный данными последний раздел.

Пристального внимания заслуживает «Заключение» книги, которое носит нестандартный характер. В нем автор достаточно четко формулирует те положения, которые важны для понимания поставленных задач, но, по его мнению, могли раствориться в разнообразии проблем, наполнивших работу. Прежде всего речь идет о том, что в процессе трансформации в «настоящий момент существуют две реальности: СМИ и медиа» (с. 235), взаимодействующие, но не заменяющие друг друга. Именно с этим связана медиатизация медиа и «необходимость содержательно более наполненной трактовки медиакоммуникации» (с. 237), что проявилось во время пандемии. Подчеркивая широту проблемы «медиатизации медиа», автор в свойственной ему самокритичной манере говорит о некоторой «поверхностности ее рассмотрения, телеграфности и мозаичности» (с. 237). Однако приводимые им затем аргументы в пользу широкого понимания процессов весьма убедительны. К тому же В.П. Коломиец не только дает импульс для дальнейшего изучения поднятых им вопросов, но и обозначает «множество проблем, которые оказывают существенное влияние на процесс медиатизации медиа или являются ее результатом» (с. 238), но остались за пределами работы. Например, внедрение в современную жизнь компьютерных игр, которые оказывают немалое воздействие на игроков. Кстати сказать, об этом повествуется в оригинальном эссе «Игра»4, посвященном влиянию цифровой революции на человека и принадлежащем перу италь­янского писателя Алессандро Барикко, другое произведение которого цитируется автором в начале работы (с. 15). По мнению автора, в более углубленном изучении нуждаются визуальная культура, поскольку «визуальная подача информации стала преобладающей» (с. 239), а также проблема перформативности, которая вместе с прагматичностью становится ценностной основой медийности.

В целом работа В.П. Коломийца – это серьезный вклад в разработку теоретических и практических вопросов, связанных с медиатизацией, в том числе дискуссионных. В ней сочетаются академическая основательность, практическое знание медиа и их роли в современной жизни, а также одухотворенная манера изложения. И что очень важно, определяются ориентиры медиаисследований в будущем, которые подтвердят предыдущие выводы и обозначат новые явления.

Книга В.П. Коломийца, погруженная в медийную сферу, в том числе в медиаиндустрию, тесно связана и с вопросами медиапотребления. Эта чрезвычайно актуальная тема является главенствующей в исследовании М.М. Назарова «Медиа: ауди­торные тренды. Человек в современной российской медиасреде», а именно – во втором десятилетии ХХI в. М.М. Назаров, автор многих научных трудов, в числе которых неоднократно издававшийся популярный лекционный курс «Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию и исследования»5. Автор обладает обстоя­тельным теоретико-методологическим знанием, что позволило ему в новой монографии, опираясь на обширную эмпирическую базу, о чем свидетельствуют более 30 насыщенных информацией таблиц, дать ответы на широкий круг вопросов, связанных с влиянием медиа на формирование социального опыта людей. При этом автор подчеркивает, что в работе «акцентировано социологическое рассмотрение массовой коммуникации в целом и аудиторных трендов медиа в частности»6 (с. 11), не исключающее влияния смежных дисциплин в русле междисциплинарного знания. Монография содержит десять глав, в каждой из которых рассматриваются актуальные в научном плане аспекты основной темы. Так, традиционно в главе первой уделяется внимание теоретическим основам анализа медиапотребления, а также конвергенции медиа и медиатизации. Эти процессы во многом стимулируют аудиторные изменения, о чем идет речь во второй главе, посвященной особенностям конкуренции за аудиторию между телевидением и Интернетом. На основе репрезентативных данных М.М. Назаров выявляет отношение аудитории к российскому телевидению и «постепенное сокращение внимания» (с. 69) к нему, а также аудиторные тренды и социальные функции телевидения. Особое значение на этом фоне приобретает вопрос о медиапотреблении в возрастных когортах. Так, в третьей главе подчеркивается, что результаты сравнительных исследований медиапотребления 2012 и 2017 гг. в возрастных когортах «фиксируют разнонаправленные тенденции», а в отношении телевидения наблюдается «устойчивый тренд роста длительности просмот­ра с возрастом» (с. 86). Что касается медиа­потребления поколением двухтысячных (миллениалов), то для него «характерна внутренняя дифференциация» (с. 86).

Вполне обосновано обращение автора к проблеме фрагментации медиасреды и ее актуальных социальных следствий. Это подтверждает анализ аудиторной структуры фрагментированного медиаландшафта и разнообразия выбора медиа в контексте социальной интеграции. В условиях информационного насыщения большую роль играет феномен медийной популярности, и в связи с этим автор обращается к концепции «двойных потерь» популярности. В результате он делает вывод о том, что «применительно к российской ситуации феномен “двойных потерь” оказывается одним из объективно существу­ющих препятствий для широкого рассыпания ауди­тории» (с. 115). В то же время для подтверждения этого, по мнению автора, необходимо восполнить пробелы в анализе аудитории Интернета и социальных сетей.

Вопросу о чтении на бумажных и цифровых носителях, отведено место в спе­циальной главе. В ней рассматривается цифровое чтение в социокультурном контексте и его перспективы, а также выявляются особенности восприятия цифровых текстов. Оперируя данными, автор приходит к выводу о наличии кризисных тенденций в издании и распространении книг, но тем не менее оптимистично предполагает, что «в ближайшей перспективе мы будем свидетелями сосуществования книг в бумажном и электронном форматах при ведущей роли первых» (с. 137).

Изучение медиапотребления требует внимательного отношения к такому вопросу, как медиа и доверие аудитории. Этому отведен специальный раздел, в котором представлены теоретико-прикладные основания и задачи анализа, а также факторы доверия и недоверия к российским медиа. К сожалению, результаты и выводы ограничены тем, что относятся только к столичным жителям.

Проблема медиапотребления связана со многими процессами, определя­ющими развитие современного общества. Так, в трансформации медийной среды все большее значение приобретают технологические платформы и новые коммуникационные практики. В связи с этим М.М. Назаров рассматривает особенности платформенного управления, затем обращается к данным, алгоритмам и медиапотреблению. В этом контексте немалый интерес представляет социальная критика алгоритмизации в медиа, которой уделено внимание автора. Останавливается автор и на широко обсуждаемой теме приватности в Сети на базе исследования аудитории Интернета. В ней он выделяет вопросы об автономии личности в Интернете, о практиках поведения в Сети и раскрытии персональной информации, об обеспечении приватности и цифровой покорности. Обобщая результаты, М.М. Назаров справедливо говорит об актуальности защиты персональных данных. В этом вопросе он разделяет точку зрения, что «погружение индивидов в среду автоматического отслеживания и сбора персональных данных несет угрозу нарушения минимальной целостности личности» (с. 196).

В контексте актуальных проблем М.М. Назаров исследовал медиасреду в период пандемии. На медиапотребление в чрезвычайных условиях воздействуют многие факторы, которые требуют специального анализа. Для этого были изучены информационная среда и представления о COVID-19, определены социальный и информационный контекст формирования представлений о коронавирусе и их типология. Важными являются данные об отношении аудитории к мерам борьбы с заболеванием, а также выявление признаков ценностного раскола в массовом дискурсе о вакцинации.

Последняя десятая глава сосредоточена на особенностях измерения аудитории в мультимедийной среде. Речь идет в основном о так называемых индустриальных исследованиях, поскольку потребность в них «предопределяется субъектами медиарекламного рынка» (с. 226) на примере телевидения и Интернета. В отличие от углубленного взгляда в реалии российского медиапотребления прошедшего десятилетия во всех разделах монографии ее «Заключение» обращено в будущее и в нем обозначены «новые моменты, которые не были рассмотрены в работе» (с. 241). Это своего рода проспект будущих исследований, в которых необходимо учитывать новые тенденции в процессе медийной трансформации и его все более ощутимое влияние на человека.

В целом можно сказать, что работы В.П. Коломийца и М.М. Назарова создают прочную основу как для теоретического, так и для прак­тического изучения широкого круга вопросов, связанных с особенностями массовой коммуникации на современном этапе. Благодаря тому, что В.П. Коломиец погружен в анализ процесса медиатизации медиа, а М.М. Назаров – в аудиторные тренды, их работы удачно дополняют друг друга, оставаясь самодостаточными. Конечно, в них присутствуют разные подходы к проблемам и свои акценты в анали­зе данных, но это не выходит на уровень противоречий. Поскольку оба автора, подводя итоги, обозначили много злободневных вопросов, то хотелось бы в обозримом будущем найти ответы на них в новых исследованиях.

Примечания

1 Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: НИПКЦ Восход-А, 2014.

2 Здесь и далее книга В.П. Коломийца «Медиатизация медиа» цитируется с указанием страницы в круглых скобках.

3 Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019; Трансформация отечественной теории медиа: состояние и тенденции развития / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: МедиаМир, 2017; Фундаментальные основы теории медиа в контексте общественного развития: опыт разработки / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ, 2019; От теории журналистики к теории медиа. Динамика медиаисследований в современной России / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2019; Медиапотребление «цифровой молодежи» в России / под ред. Д.В. Дунаса. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2021.

4 Барикко А. The Game. Игра / пер. с итал. А. Миролюбовой. М.: Азбука-Аттикус: КоЛибри, 2019.

5 Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество: введение в теорию и исследования. М.: URSS, 2018.

6 Здесь и далее книга М.М. Назарова «Медиа: аудиторные тренды. Человек в современной российской медиасреде» цитируется с указанием страницы в круг­лых скобках.