Архив



Медиатизация политики: в поиске новых исследовательских подходов



Анатолий Пую

Ссылка для цитирования: Пую А.С. Медиатизация политики: в поиске новых исследовательских подходов // Меди@льманах. 2023. № 1 (114). С. 54−58. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.5458

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.5458
EDN: VGDGPG

© Пую Анатолий Степанович
доктор социологических наук, профессор, директор Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), a.puju@spbu.ru



Ключевые слова: медиатизация политики, социум, политический процесс, медиасреда, Окно Овертона.

В современной медиатизированной среде политический процесс, перетекая из реальной жизни в виртуальную, формирует новые опасности, связанные прежде всего с искажением социальных норм и развитием негативных сценариев политических действий или их имитацией. Автор рассматривает проблему многоаспектности медиатизации политики (как теоретическую концепцию и социальный феномен), в частности ее проявления в экстремальных формах, и ставит вопрос о необходимости междисциплинарного подхода как к изучению медиатизации политики, так и к ее негативным последствиям.

 

По мере углубления в осмысление процессов социальных изменений становится очевидным, что в механизмах этих изменений все более существенная роль отводится массовой информации, а точнее – ее качественному наполнению, способам, формам и направленности воздействия.

Актуализирует проблему анализа воздействия массовой информации на политику, со всеми вытекающими последствиями для общества, современный этап трансформации мирового порядка, острота отношений нашего государства с коллективным Западом. В связи с этим возникают новые запросы в исследовании роли СМИ, их сущностного предназначения и функциональной определенности. При этом количество и масштаб возникающих проблем значительно превосходит количество и точность ответов, полученных в ходе новейших исследований, начиная с понимания предназначения массмедиа и заканчивая вопросами журналистского профессионализма. То же верно и в отношении результатов практического применения научных изысканий.

 

Влияние медиатизации на политические процессы

Исследование процесса медиатизации и его влияние на политическую практику является одним из важнейших направлений, требующих углубленного изучения и координации усилий ученых разных областей знания (Лабуш, Пую, 2019). Отдавая должное представителям западной научной мысли, которые предложили и включили в научный дискурс концепт «медиатизация» (Hepp, 2013; Couldry, Hepp, 2016), мы можем констатировать, что значительных успехов в анализе дискурса медиатизации достигли отечественные ученые. Впервую очередь это, безусловно, работы исследователей факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (Вартанова, 2009, 2019; Вартанова (ред.), 2019; Гуреева, 2016, 2017; Коломиец, 2020), а также других авторов (Андрианова, Ракитов, 1991; Артамонова, Володенков, 2021).

При этом мы не разделяем мнение некоторых зарубежных исследователей о наличии большой разницы между «исследованием влияния» и «исследованиями медиатизации». Подобная градация применима, на наш взгляд, лишь условно – в рамках разделения школ и направлений научных исследований, поскольку исследование влияния без исходных позиций сущности явления вряд ли возможно. Именно в тесном единстве, используя ранее накопленный «научный капитал» в области исследования сущности медиатизации и ее роли в протекании социальных процессов, вполне целесообразно определить научную концепцию медиатизации как систему взглядов, теоретических положений, основных мыслей, объединенных главной идеей – понимания ее существенного влияния на жизнь социума, его трансформацию.

Изучение медиатизации в России началось в 2000 гг. (см., напр., Вартанова, Засурский, 2003; Лабуш, Пую, Евсеев, 2005), но не так давно мы обратились к той стороне явления, которая оказывает негативное влияние на социальные процессы. Результатом нашей работы стала монография «Медиатизация экстремальных форм политического процесса: революция, война, терроризм» (Лабуш, Пую, 2019). Мы пришли к выводу, что, когда и если имеются научно выверенные сведения о механизме процесса, латентном влиянии на социум и негативных последствиях, появляется возможность эти последствия минимизировать и противостоять им.

Предметом нашего внимания стала медиатизация экстремальных форм политического процесса: во-первых, в процессе зарождения и протекания собственно экстремальных форм, а во-вторых, в ходе трансформации конституируемых (конвенциональных), можно сказать легальных (законных), политических процессов в экстремальные (Bodrunova, Blekanov, Smoliarova, Litvinenko, 2019). Мы исходили из того, что в основе процесса медиатизации лежат его материально-технические факторы, но медиатизацию нельзя сводить только к инженерно-техническим явлениям. Она порождает медиасреду и медиакультуру общества, характеризуется интенсификацией зависимости культуры и социума от средств массовой информации и медиалогики.

 

Реальное и виртуальное пространство медиатизации

Весьма важной мы считаем постановку вопроса о пересмотре объективного характера журналистики и о выводе наших коллег о том, что механистический перенос проблемы объективности прессы в науке на объективность в практике журналистики не верен. И в первую очередь потому, что даже в самой науке объективность признается скорее нормативным идеалом, нежели реальным достижимым результатом (Яковлева, 2016). Таким образом, мы имеем дело с противоречием «должного» и «сущего». Разрешить данное противоречие позволяет обращение к концепции реальной журналистики. Поэтому обращаясь к искажению информации в процессе медиатизации, мы выделяем как объективные причины/обстоятельства, так и субъективные.

Субъективность процесса медиатизации проявляется в намерениях журналиста, редакции, политической силы, чью волю выполняет журналист, и заключается в сознательном изменении/искажении отражаемой реальности. Продукт этой деятельности – измененная/искаженная виртуальность. Именно в такой совокупности объективной и субъективной сторон выявляется особенность медиатизации политики.

Совокупность объективных и субъективных предпосылок искажения реальности при ее перемещении в процессе медиатизации в виртуальность составляет основу идеи использования средств массовой информации как в зарождении, так и в трансформации экстремальных форм политического процесса (Гуреева, Киреева, 2022). Суть состоит в том, что, пользуясь вторичной информацией, которая про­шла вышеупомянутый процесс искажения, массовая аудитория становится объектом манипуляции, зомбирования, обмана и т.д. Участники политического процесса получают вторичную информацию, которая несет в себе последствия объективного и субъективного искажения.

Современные исследователи делают акцент на изучении именно этой, субъективной стороны, учитывая несколько факторов. Во-первых, политические субъекты могут с помощью медиа добавить себе вес в политическом поле, т.к. медиа обладают способностью усиливать значение отдельных событий и явлений или, наобо­рот, не обращать на них внимания, отфильтровывая их. Во-вторых, существует потребность и возможность субъектов политического процесса, стремящихся заменить реальное политическое действие его имитацией в медийном пространстве, подменять смысл информации его упрощенным, нейтральным или развлекательным представлением, создавая медийный конструкт политической реальности. Мы обратили особенное внимание на тот аспект проблемы, когда в результате медиа­тизации политика начинает подчиняться законам функционирования массмедиа.

Медиатизация создает виртуальное пространство, в котором успешно пре­творяется на практике метод манипуляции общественным сознанием под названием «Окна Овертона». В контексте обозначенных нами вопросов мы можем говорить о методе, применяемом для внедрения идей, противоречащих укоренившимся стерео­типам мышления и принятым моральным нормам, когда словесная агрессия, слухи, сплетни и скандалы сопровождают все ступени последовательного разрушения оценки социальной действительности: от «немыслимого» через «радикальное», «приемлемое», «разумное», «стандартное/популярное» к «действующей норме».

Медиатизация, зримо или незримо, явно или неявно, не только занимает место в механизме возникновения экстремальных форм политики. В процессе медиатизации политического процесса и возникновения его экстремальных форм происходит искусственное стимулирование политической напряженности, организуется проявление недовольства. Поэтому мы обратили внимание на протекание таких экстремальных форм политического процесса, как «цветная революция», война в различных ее разновидностях (конвенцио­нальная, ментальная, информационная), терроризм.

Подтверждением тому мы находим в работе наших московских коллег, раскрывающих, в частности, секрет «цветных революций», имеющих организационной основой теорию так называемого «управляемого хаоса». «”Цветными революциями” называют серию массовых уличных беспорядков и протестов населения, организуемых при поддержке зарубежных неправительственных организаций, обычно завершающихся сменой политического режима без прямого военного участия зарубежных стран и представляющих собой перевороты, имеющие организационной основой теорию так называемого управляемого хаоса. Имеется в виду хаос, который создается при непосредственном активном участии и с помощью средств массовой информации (Николайчук, Янгляева, Якова, 2018).

Медиатизация экстремальных форм имеет свою специфику. Основная особенность состоит в том, что их агрессивный, насильственный характер отражается и в соответствующих массмедийных формах. Так, практика информационной войны наглядно демонстрирует доминирование инструментального отношения к прессе: журналистика используется не как форма социальной рефлексии и практика усовер­шенствования социальной действительно­сти, а как универсальная технология влияния на общественное сознание и поведение аудитории.

Ярким примером влияния информации на медиатизацию политических процессов, гибридным воздействием приемов пропаганды, сценариев «цветной революции», технологий информационной войны и собственно военных действий стал Евромайдан и последующая за ним граж­данская война на Украине.

Один из ярких исторических примеров влияния медиатизации на «смерть правды» во время войны описал известный британский писатель Дж. Оруэл. «...Нет события, о котором правдиво рассказала бы газета, но лишь в Испании я впервые наблюдал, как газеты умудряются освещать происходящее так, что их описания не имеют к фактам ни малейшего касательства, – было бы даже лучше, если бы они откровенно врали. Я читал о крупных сражениях, хотя на деле не прозвучало ни выстрела, и не находил ни строки о боях, когда погибали сотни людей. Я читал о трусости полков, которые в действительности проявляли отчаянную храбрость, и о героизме победоносных дивизий, которые находились за километры от передовой, а в Лондоне газеты подхватывали все эти вымыслы, и увлекающиеся интеллектуалы выдумывали глубокомысленные теории, основываясь на событиях, каких никогда не было» (Оруэлл, 2003: 88).

 

Выводы

На основании анализа того, как осуществляется медиатизация политики, можно сделать вывод, что выверенной формулы, позволяющей осознать это явление и проникнуть в его сущность, пока нет. Требуется координация усилий ученых разных научных специальностей, исследовательских школ для создания теоретической концепции медиатизации. Пока же целесо­образно применять общую характеристику, описыва­ющую медиатизацию как посредничество средств массовой информации в организации политических процессов, когда, с одной стороны, реальные политические процессы получают объективное отражение в виртуальном пространстве, а с другой стороны, искажаются (сознательно или неосознанно) для переориентирования политического процесса в нужном для инициаторов направлении.

 

Библиография

Андрианова Т.В., Ракитов А.И. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества: научно-аналитический обзор. М.: ИНИОН, 1991.

Артамонова Ю.Д., Володенков С.В. Медиатизация как исследовательский концепт: основные предпосылки, формирование и возможности дальнейшего развития // PRAXEMA.. Проблемы визуальной семиотики. 2021. Вып. 2 (28). С. 9–27. DOI:10.23951/2312-7899-2021-2-9-27

Вартанова Е.Л. Медиатизация современной жизни вновь и вновь заставляет размышлять об особенностях СМИ в современном обществе // Меди@льманах. 2009. № 5. С. 4.

Вартанова Е.Л. Теория медиа: отечественный дискурс. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

Вартанова Е.Л., Засурский Я.Н. Российский модуль медиаобразования: концепции, принципы, модели // Информационное общество. 2003. № 3. С. 5–10.

Гуреева А.Н. Междисциплинарность теоретических концепций в российских и зарубежных исследованиях процесса медиатизации // Медиаскоп. 2017. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2388 (дата обращения: 15.01.2023).

Гуреева А.Н. Теоретическое понимание медиатизации в условиях цифровой среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 6. С. 192–208.

Гуреева А.Н., Киреева П.А. Формирование медиаобраза государства в контексте медиатизации политической коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2022. № 6. С. 28–56.

Коломиец В.П. Медиатизация медиа. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2020.

Лабуш Н.С., Пую А.С. Медиатизация экстремальных форм политического процесса: революция, война, терроризм. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019.

Лабуш Н.С., Пую А.С., Евсеев А.Ю. Информационные технологии и терроризм: теория и современная практика. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики, 2005.

Николайчук И.А., Янгляева М.М., Якова Т.С. Крылья хаоса. Массмедиа, мировая политика и безопасность государства. М.: ИКАР, 2018.

Оруэлл Дж. Памяти Каталонии. Эссе. М.: АСТ; Ермак, 2003.

Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Фак. журн. МГУ; Изд-во Моск. ун-та, 2019.

 

Bodrunova S., Blekanov I., Smoliarova A., Litvinenko A. (2019) Beyond Left and Right: Real-world Political Polarization in Twitter Discussions on Interethnic Conflicts. Media and Communication 7 (3): 119–132.

Couldry N., Hepp A. (2016) The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press.

Hepp A. (2013) Cultures of Mediatization. Cambridge: Polity Press.

Дата поступления в редакцию: 18.01.2023
Дата публикации: 20.02.2023