Архив



Особенности медиапотребления современной студенческой молодежи (результаты социологического опроса студентов ННГУ имени Н.И. Лобачевского)



Дмитрий Каминченко

Ссылка для цитирования: Каминченко Д.И. Особенности медиапотребления современной студенческой молодежи (результаты социологического опроса студентов ННГУ имени Н.И. Лобачевского) // Меди@льманах. 2023. № 1 (114). С. 68−75. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.6875

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2023.6875
EDN: TSUXVT

© Каминченко Дмитрий Игоревич
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Института международных отношений и мировой истории Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского (г. Нижний Новгород, Россия), ert1fg2@rambler.ru



Ключевые слова: Интернет и новостной контент, медиапотребление и опрос, анализ, сетевая коммуникация, молодежь и студенческая аудитория.

В статье рассматриваются особенности медиапотребления российской молодежи, которое отличается высокой степенью «индивидуализации». Автор в ходе исследования приходит к выводу, что наиболее популярными источниками информации у современных студентов являются социальные сети и интернет-СМИ, а наиболее привлекательным контентом – общенациональные новости.

 

Стремительное распространение информационно-коммуникационных технологий существенно изменило процессы создания и потребления новостного контента. В условиях сетевой коммуникации трансформируется роль аудитории: «пользователи Интернета переходят из разряда потребителей контента, создаваемого средствами массовой информации, в акторы» (Дружинин, 2020: 42), которые способны самостоятельно создавать и передавать новостные сообщения. Индивид в современном обществе, будучи активно вовлеченным в пространство массмедиа, «постигает мир посредством сконструированного им “квазипространства”, но теперь уже – виртуального» (Ивахненко, 2022: 72). В результате он оказывается погруженным в собственную новостную повестку дня, сконструированную отчасти под влиянием его персональных интересов и действий других субъектов процесса установления повестки дня. Не случайно ученые сегодня обращают внимание на такой тренд, как «персонализация контента» (Ефанов, Степанченко, 2019: 72) и подчеркивают, что «аудитория уже вполне самостоятельно формирует под себя новостные ленты» (Зеленцов, 2022: 41).

Обозначенные выше процессы делают особенно актуальным вопрос об особенностях медиапотребления и содержании новостной повестки дня, особенно в молодежной среде, которая активно использует современные медиа.

 

Обзор литературы

В последнее время исследованию медиапотребления уделяется немало внимания со стороны как российских ученых (см., напр.: Дунас, Толоконникова, Гуреева, Вартанов, 2021; Володенков, Белоконев, Суслова, 2021; Кульчицкая, Филаткина, 2021; Дунас, Вартанов, Кульчицкая, Салихова и др., 2020; Черевко, Дунас, Толоконникова, 2018; Толоконникова, 2018; Толоконникова, 2017), так и зарубежных (Cuesta-Valino, Gutiérrez-Rodríguez, Durán-Álamo, 2022; Tejedor, Portalés-Oliva, Carniel-Bugs, Cervi, 2021; De Conick, Matthijs, Debrael, De Cock et al., 2019; Albright, 2017; Dhoest, Simons, 2016 и др.).

Новостные предпочтения молодой ауди­тории стали одним из наиболее популярных объектов научной рефлексии в области современного медиапотребления. Анализируя поведение студенческой ауди­тории в Сети, Т.С. Черевко, Д.В. Дунас и А.В. Толоконникова установили, что моло­дые рес­понденты, «сталкиваясь со значи­тельным объемом информации, учатся ориентироваться в этом пространстве: фильтруют информационный поток, расставляют тематические и территориальные приоритеты, ищут подтверждение авторитетности информационной площадки или от­дельного спикера» (2018: 19).

На выявление наиболее популярных источников информации и установление интенсивности их использования среди студентов нацелена работа С.В. Володенкова, С.Ю. Белоконева и А.А. Сусловой (2021). Авторы обратили внимание на преобладание цифровых каналов коммуникации при поиске и просмотре новостного контента молодой, студенческой аудиторией, что согласуется и с результатами других исследований (см., напр.: Дунас, Толоконникова, Гуреева, Вартанов, 2021 и др.).

Популярен и анализ отдельных платформ создания и распространения новостного контента. В одном из своих исследований А.В. Толоконникова, проведя качественный анализ студенческих анкет, установила, что молодая аудитория активно пользуется мобильными устройствами для просмотра новостей: 62% всех новостей было прочитано участниками исследования именно с мобильных устройств (2017: 167). Кроме того, ученые обращают внимание и на взаимодействие различных платформ, занимающихся распространением новостного контента, в частности на конвергенцию телевидения и Интернета, синергию традиционного и интернет-вещания (Толоконникова, 2018: 233).

В научном дискурсе представлена и тема конкретных практик потребления новостного контента. Так, Д.Ю. Кульчицкая и Г.С. Филаткина, анализируя фоновое медиапотребление на примере проведенных глубинные интервью с представителями молодежной аудитории, выявили, что молодежь может «обращаться в фоновом режиме как к контенту традиционных СМИ, так и к новым медиа» (2021).

Еще одно направление исследований, набравшее популярность в последние годы, связано с изучением непосредственно содержания новостных сообщений и использования технологии так называемых fake news. Как пишет Дж.Олбрайт, сюжеты, описываемые в современных новостных репортажах, традиционно строятся вокруг фактов. Вместе с тем отчасти из-за обилия онлайн-источников возникают ситуации, когда фактические сообщения могут быть вытеснены «альтернативными» повествованиями. Использование ярлыка fake news для обозначения ненадежности источника информации связано именно с этой проблемой, поскольку с помощью указанного ярлыка СМИ изображаются и организации, которые намеренно дезинформируют ауди­торию (2017: 87). Отметим, что ученые обращают внимание на рост числа академических работ на эту тему начиная с 2016 г. (Tejedor, Portalés-Oliva, Carniel-Bugs, Cervi, 2021: 340).

По-прежнему актуален и анализ потребления контента в рамках разных типов СМИ. А. Доэст и Н. Симонс опираются на эмпирическое исследование аудитории для того, чтобы ответить на вопрос, как зрители взаимодействуют с современным телевидением. В своем исследовании они уделяют особое внимание Фландрии, северной голландскоязычной части Бельгии, а также жанру фантастики, поскольку, по мнению авторов, это один из ключевых жанров с точки зрения «новых» практик работы с аудиторией (2016: 177). В одной из недавних работ П. Куэста-Валиньо, П. Гутьеррес-Родригес и П. Дюран-Аламо проведен сравнительно-поколенческий анализ мотивационных аспектов использования популярной интернет-платформы TikTok (2022).

Несмотря на существующие многочис­ленные научные публикации, выбранное нами направление исследований сохраняет свою актуальность. Автор данной статьи сфокусировался на особенностях просмот­ра и ознакомления с новостным контентом молодой студенческой аудитории, чтобы установить не только популярность того или иного источника новостей, но и тип контента и степень его «индивидуализации». Для выполнения поставленной задачи были сформулированы следующие исследовательские вопросы: 1) Какой медиаканал получения новостей наиболее распространен среди студентов? 2) Какой тип новостей предпочитают просматривать студенты: «глобальный» (общемировой), «национальный» (общероссийский) или «локальный» (региональный, местный)? 3) Насколько «индивидуализирован» запрос на новостной контент? Под «индивидуализацией» в данном случае подразумевается не столько чтение собственной новостной ленты, сколько то, в какой степени просматриваемый новостной контент затрагивает интересы самого индивида: напрямую, опосредованно или никак не затрагивает.

 

Результаты исследования

Опрос проводился среди студентов Нижегородского государственного универ­ситета имени Н.И. Лобачевского осенью 2020 г. Всего в исследовании приняли участие 119 студентов, среди которых 71 женщина (59,7%) и 48 мужчин (40,3%). Наибольшее число участников (89,9% всех опрошенных) относятся к возрастной категории от 18 до 22 лет, 9,2% – в возрасте от 23 до 30 лет. Отметим, что в опросе принимали участие студенты одного из структурных подразделений ННГУ – Института международных отношений и мировой истории, что могло оказать влияние на содержание ответов респондентов в целом. Учитывая небольшое число участников опроса, наше исследование не претендует на характер индустриального, а содержит, скорее, общие и начальные контуры для проведения более масштабных научных изысканий.

Основной прикладной метод исследования – социологический опрос студенческой молодежи с помощью анкеты. Содержание анкеты соответствует тем переменным, анализ которых необходим для выполнения сформулированных в работе задач. В анкетировании использованы следующие вопросы закрытого типа: 1) Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных? 2) Какие новости интересуют Вас в первую очередь? 3) Как Вы полагаете, какие новостные заголовки привлекают наи­большее внимание человека?

Помимо расчета частоты ответов на поставленные вопросы использован метод построения таблиц сопряженности. Он позволяет провести перекрестный анализ ответов на некоторые из представленных вопросов, что, в свою очередь, даст возмож­ность выявить наличие либо отсут­ствие устойчивых групп респондентов, придерживающихся определенных позиций – например, при ответе на вопросы о типе контента и степени «индивидуализации» новостных сообщений, интересующих аудито­рию.

При ответе на вопрос о том, какой медиаисточник новостной информации рес­понденты используют чаще остальных, абсолютное большинство выбрали вариант «Социальные медиа» (58% опрошенных студентов), на втором месте – «интернет-СМИ» (40%), телевидение, газеты и журналы в качестве источника новостей используют по 1% всех респондентов (см. рис. 1).

Согласно полученным данным, при ответе на вопрос о том, какой тип новостей наиболее интересен респондентам, большинство опрошенных выбрали вариант «Новости страны в целом» (49%), на втором месте – «Мировые новости» (26%) и на третьем – «Новости Вашего города, региона, места проживания» (20%) (см. рис. 2).

 

mediaalmanah.1.2023.6875-01.png

Рисунок 1. Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете?

 

mediaalmanah.1.2023.6875-02.png

Рисунок 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Какие новости интересуют Вас в первую очередь?»

 

mediaalmanah.1.2023.6875-03.png

Рисунок 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как Вы полагаете, какие новостные заголовки привлекают наибольшее внимание человека?»

 

Ответы на вопрос о степени «индивидуализации» новостного медиапотребления распределились следующим образом: абсолютное большинство студентов отдают предпочтение новостным заголовкам, тематика которых напрямую затрагивает интересы самого индивида – 82% участников исследования, 10% респондентов уверены, что внимание человека больше притягивают те новостные заголовки, тематика которых опосредованно (не напрямую) затрагивает его интересы (см. рис. 3).

В таблице сопряженности (см. табл. 1) перекрестно представлены ответы респондентов на два вопроса: 1) «Как Вы полагаете, какие новостные заголовки привлекают наибольшее внимание человека?» и 2) «Какие новости интересуют Вас в первую очередь?» (отметим, что в таблицах аналогичного типа вариант ответа «Затрудняюсь ответить» в перекрестном анализе не использовался).

За основу взят вопрос «Как Вы полагае­те, какие новостные заголовки привлекают наибольшее внимание человека?». Абсолютно доминирующий вариант ответа на данный вопрос – «Тематика которых напрямую затрагивает его интересы». Из 100% тех респондентов, кто выбрал данный вариант ответа, 49% интересуются общенациональными новостями, 26,5% – мировыми, 20,4% – новостными сообщениями о городе, районе, где проживает сам рес­пондент. 10% респондентов от общего числа участников опроса выбрали вариант ответа «Тематика которых опосредованно (не напрямую) затрагивает его интересы». Из них абсолютное большинство предпочитает просмотр общенациональных новостей (66,7%), мировые новости интересуют 25% респондентов этой группы, а местные новости просматривают только 8,3% участников. Часть респондентов, выбравших вариант ответа «Тематика которых в целом никак не затрагивает его интересы», составила всего 3% от общего числа опрошенных студентов.

Дополнительная таблица сопряженности продемонстрировала, что чуть больше половины тех респондентов, кто интересуется прежде всего общенациональными новостями, получают контент из социальных медиа (51,7% от данной группы), при этом доля интернет-СМИ здесь составляет 44,8% (см. табл. 2). В этой группе респондентов разрыв между популярностью социальных медиа и интернет-СМИ как источников информации несколько меньше, чем в целом по выборке, что свидетельствует о чуть большей популярности интернет-СМИ внутри данной группы по сравнению с общей выборкой. У группы респондентов, которых прежде всего интересуют мировые новости, в качестве наиболее популярного источника информации также преобладают социальные медиа, при этом наблюдается близкая к первой группе тенденция, когда разрыв между социальными медиа и интернет-СМИ несколько отличается (от данных по общей выборке) в пользу вторых. Наиболее красноречивая картина в той группе опрошенных, для которой особенно интересны региональные и местные новости (75% из них предпочитают получать новости из социальных медиа и примерно 21% – из интернет-СМИ). Это, вероятнее всего, связано со скоростью и особенностями распространения местных новостей в социальных медиа (например, в локальных пабликах).

Опрос показал высокую степень «индивидаулизации» интереса к новостному контенту. Наибольший интерес у человека вызывают именно те новостные заголовки, которые напрямую затрагивают его интересы, при этом половина данной группы респондентов интересуется именно общенациональными новостями. Таким образом, предположение, что новости региона или места проживания индивида должны быть более востребованны, чем новости федерального уровня, в практиках медиа­потребления молодежи своего подтверждения не находит.

Для более детального анализа наибольшей по численности группы респондентов (которые в ответ на вопрос о наиболее интересных новостных заголовках выбрали вариант ответа «Тематика которых напрямую затрагивает интересы человека») была составлена еще одна дополнительная таблица сопряженности (см. табл. 3). Для этой группы в целом характерна общая для всей выборки тенденция (что неудивительно, учитывая численность данной группы по отношению к числу всех участников опроса): социальные медиа в качестве наиболее часто используемого канала новостей выбрали чуть более 58% респондентов этой группы, интернет-СМИ – почти 39%.

 

Выводы

Результаты проведенного социологического опроса позволяют сделать ряд выводов относительно медиапотребления студенческой молодежи современной России. Во-первых, самым популярным каналом получения новостей являются социальные медиа, на втором месте (причем с серьезным отставанием) – интернет-СМИ. Во-вторых, студенческой аудитории наиболее интересен такой тип контента, как новости о стране в целом. Значительно меньший интерес участников исследования вызывают мировые новости и новостные сообщения местного уровня. Вопрос о том, почему общенациональные новости наиболее интересны молодой аудитории, на наш взгляд, остается открытым. Возможно, сущностной причиной является восприятие данного контента как наиболее значимого для указанной возрастной группы или убеждение, что именно на общенациональном уровне происходят самые значимые события.

Для студенческой среды характерна высокая степень «индивидуализации» медиапотребления, выражающаяся во мнении, что человека больше всего интересуют только те новости, которые напрямую затрагивают его интересы.

 

Таблица 1. Значения коэффициента сопряженности политического содержания информационных повесток дня (в %)

Вопрос

Как Вы полагаете, какие новостные заголовки привлекают наибольшее внимание человека?

Тематика которых затрагивает его интересы

Напрямую

Опосредованно
(не напрямую)

Никак
не затрагивает

Какие новости интересуют Вас
в первую очередь?

новости страны

49,0

66,7

0

мировые новости

26,5

25,0

66,7

новости о месте Вашего проживания

20,4

8,3

33,3

Итого:

95,9

100

100

 

Таблица 2. Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: тип новостей / популярные источники информации (в %)

Вопрос

Какие новости интересуют Вас в первую очередь?

О стране в целом

Мировые новости

О Вашем месте проживания (городе, районе)

Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных?

социальные медиа

51,7

54,8

75

интернет-СМИ

44,8

41,9

20,8

газеты и журалы

0

3,2

0

телевидение

1,7

0

0

Итого:

98,2

99,9

95,8

 

Таблица 3. Результаты перекрестного анализа ответов респондентов: популярные новостные заголовки / популярные источники информации (в %)

Вопрос

Как Вы полагаете, какие новостные заголовки притягивают к себе большее внимание человека?

Тематика которых затрагивает его/ее интересы

напрямую

опосредованно (не напрямую)

никак не затрагивает

Какой канал получения новостей Вы обычно предпочитаете использовать чаще остальных?

социальные медиа

58,2

66,7

0

интернет-СМИ

38,8

33,3

66,7

газеты и журналы

1

0

0

телевидение

1

0

0

Итого:

99

100

66,7


Библиография

Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. Сер.: Политология. 2021. Т. 23. № 1. С. 31–46.

Дружинин А.М. Новостные агрегаторы в системе старых и новых медиа // Информационное общество. 2020. № 1. С. 42–48.

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю., Салихова Е.А. и др. Мотивационные факторы медиапотребления «цифровой молодежи» в России: результаты пилотного исследования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2020. № 2. С. 3–27.

Дунас Д.В., Толоконникова А.В., Гуреева А.Н., Вартанов С.А. Мотивация использования медиакоммуникационных каналов российскими студентами // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. Т. 10. № 2. С. 285–301.

Ефанов А.А., Степанченко В.А. Влияние поколения Z на функционирование института медиа: прогностическая модель // Информационное общество. 2019. № 3. С. 69–73.

Зеленцов М.В. Культура новостного медиапотребления в Рунете: точки входа // Информационное общество. 2022. № 1. С. 38–49.

Ивахненко Е.Н. Аутопойезис массмедийного конструирования будущего // Информационное общество. 2022. № 4. С.70–75.

Кульчицкая Д.Ю., Филаткина Г.С. Фоновое медиапотребление как часть медиапрактик российской «цифровой молодежи» // Медиаскоп. 2021. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2680 (дата обращения: 15.01.2023).

Толоконникова А.В. Кросс-платформенное телевидение как форма адаптации традиционного телевещания к цифровым реалиям // Век информации. Медиа в современном мире. Петерб. чтения: мат. 57-го междунар. форума (19–20 апреля): в 2 т. Т. 1. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2018. С. 232–234.

Толоконникова А.В. Потребление новостей на мобильных платформах // Век информации. Медиа в современном мире. Петерб. чтения: мат. 56-го междунар. форума (13–14 апреля): в 2 т. Т. 2. СПб.: Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2017. С. 166–168.

Черевко Т.С., Дунас Д.В., Толоконникова А.В. Новости в условиях интернетизации: анализ новостного потребления студентов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 1. С. 3–25.

 

Albright J. (2017) Welcome to the Era of Fake News. Media and Communication 2 (5): 87–89. DOI: 10.17645/mac.v5i2.977

Cuesta-Valiño P., Gutiérrez-Rodríguez P., Durán-Álamo P. (2022) Why do People Return to Video Platforms? Millennials and Centennials on TikTok. Media and Communication 1 (10): 198–207. DOI: 10.17645/mac.v10i1.4737

De Coninck D., Matthijs K., Debrael M., De Cock R. et al. (2019) Unpacking Attitudes on Immigrants and Refugees: A Focus on Household Composition and News Media Consumption. Media and Communication 1 (7): 43–55. DOI: 10.17645/mac.v7i1.1599

Dhoers A., Simons N. (2016) Still “watching” TV? The Consumption of TV Fiction by Engaged Audiences. Media and Communication 3 (4): 176–184. DOI: 10.17645/mac.v10i1.4737

Tejedor S., Portalés-Oliva M., Carniel-Bugs R., Cervi L. (2021) Journalism Students and Information Consumption in the Era of Fake News. Media and Communication 1 (9): 338–350. DOI: 10.17645/mac.v9i1.3516

Дата поступления в редакцию: 18.01.2023
Дата публикации: 20.02.2023